О чем стихотворение виноград пушкина
«Виноград» А. Пушкин
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
Дата создания: ноябрь 1824 г.
Анализ стихотворения Пушкина «Виноград»
Произведение 1824 г. относится к корпусу стихотворений, появившихся в период михайловской ссылки и включенных автором в число текстов 1820 г. Подобное решение отчасти объясняется особенностями тематики, навеянной южными впечатлениями и увлечением восточной лирикой. К примеру, в произведении «О дева-роза, я в оковах…» поэт обращается к традиционным образам соловья и розы, аллегорически представляющим взаимоотношения восхищенного поклонника и его возлюбленной.
Анализируемый текст и стихотворное признание деве-розе объединяет еще один важный момент: исследователи указывают на автобиографическую основу, скрывающуюся под намеренно отвлеченным содержанием. Отношения с семейством Осиповых-Вульф, которые старались по-дружески развеять скуку псковского заточения, были не только приятельскими. Известно об увлечении поэта Анной, старшей из дочерей тригорских соседей, а также о симпатии и знаках внимания, адресованных падчерице хозяйки Алине и младшей Евпраксии. С последней из барышень связан образ, частотный для лирики указанного периода: прекрасная и гордая роза, очаровавшая лирическое «я».
В зачине «Винограда» изображен другой цветочный натюрморт. Здесь появляется узнаваемый романтический мотив, практически ставший штампом, – увядание розы, которое ассоциируется с пролетевшими весной и юностью. Природной зарисовке, относящейся к прошлому, противопоставляется живописная картина «златого» настоящего, живописной осени.
Субъект речи прямо сообщает о собственных эмоциях: не сожалея о прошедшем, он любуется зрелыми дарами осени. Центральным атрибутом, символизирующим красоту настоящего, становится образ спелого винограда. Его характеризуют два перифраза, в которых актуализируется семантика обилия, плодородия.
Исследователи связывают лирическое переживание с образом Анны Вульф – ровесницы автора, натуры впечатлительной и серьезной. На возможность аллегорической трактовки текста намекает сравнение в восточном стиле, завершающее текст. В художественном мире, щедро декорированном цветами и фруктами, возникает женский образ. Последний органично вписывается в пространство осени, которая символизирует зрелость, эмоциональную уравновешенность, жизненную мудрость. Философская тема окрашивается искренними интонациями личного переживания, скрытого за таинственной аллегорией.
Анализ стихотворения «Виноград» Пушкина.
В 1824 год – это время продуктивного творчества Пушкина. Александр Сергеевич написал «Виноград», которое отдают дань памяти богу Вакху.
История создания
Во время Михайловской ссылки поэт испытывал противоречивые чувства. Однако случившаяся с Александром Сергеевичем беда в определенной степени сыграла ему на руку. Было создано немало выдающихся произведений. Среди них можно отметить «Виноград».
Читайте по теме:
Поэт указывает на увядающую молодость. Это следует из прочтения образа розы. Она вянет, как проходит молодость человека.
Композиция
Стихотворение нельзя назвать объёмным: в нём всего 8 строк. Однако смысл и система образов на высоте. Александр Пушкин умел в небольших произведениях показывать значимые идеи и мысли.
Произведение относится к лирическим стихотворениям. С виду это пейзажный натюрморт. С одной стороны, это верно, но, с другой, в произведении имеются философские мотивы, о которых не стоит забывать, анализируя стихотворный шедевр Пушкина.
Средства выразительности
Стихотворение начинается с действия. Поэт не будет жалеть о розах. Тропов немного, но все они стоят там, где гармонично создают потрясающие воображение читателей образы.
Читайте по теме:
Эпитеты
Осени златой, девы молодой – эпитеты. Поэт не стремился к обилию тропов, но все они звучат ярко, передавая атмосферу стихотворного произведения.
Олицетворение
В тексте нет олицетворений. Зато присутствуют другие тропы, задающие особую мечтательность обстановке, которую описывал Александр Сергеевич.
О чем стихотворение виноград пушкина
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Виноград»
Возьмем для примера стихотворение А. С. Пушкина “Виноград”. К сожалению, оно не входит в базовую школьную программу и не очень широко известно. Несмотря на небольшой объем, оно несет в себе все основные черты неповторимого художественного мира Пушкина.
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
Здесь легко обнаруживаются те самые два образных и лексических “полюса”, которые вызывают в читателе разнонаправленные эмоции: это весенние “розы”, об увядании которых не станет жалеть поэт, и милый его сердцу “виноград”, давший название стихотворению. Вокруг каждого из этих полюсов легко выстраиваются (и это – следующий шаг анализа) определенные, также разнонаправленные лексические ряды, соотнесенные по смыслу с исходными лексемами и расширяющие, проясняющие основное эмоциональное впечатление, обогащающие его новыми оттенками значений. В данном случае они подсказаны самим автором: розы прямо связываются с “легкою весной”. Виноград же определяется как “отрада осени златой”.
И содержание текста, на первый взгляд, ограничивается этим сквозным противопоставлением явлений природы, ее конкретных весенних и осенних реалий. О чем стихи? – о розах и винограде, о неповторимой и преходящей красоте весны и осени. “Тема” и “идея” на этом могут быть исчерпаны.
Однако на самом деле этот самый верхний, простейший слой текста – лишь основа, дающая первотолчок движению поэтической мысли. Наша задача – проследить это движение, выйти на более важные, глубинные – философские – слои произведения.
Это ассоциации “по эмоции”, т.е. объединение между собой тех или иных представлений, образов, предметов, событий не по их реальному сходству, не по каким-то связям, существующим в действительности, а лишь по общности эмоций, которые они вызывают. Понятно, что способность к ассоциациям подобного типа может быть соотнесена с работой воображения и непосредственно связана с восприятием художественного текста. Л. Выготский называет это явление “законом эмоциональной реальности воображения” и утверждает, что “именно этот психологический закон должен объяснить нам, почему такое сильное действие оказывают на нас художественные произведения, созданные фантазией их авторов”; Образы – вымышленны, нереальны, но реальны вызванные ими эмоции, и чем ярче художественный образ, тем сильнее его эмоциональное воздействие на наше воображение, тем больше ассоциаций из разных сфер нашей собственной жизни он вызывает.
з разных сфер нашей собственной жизни он вызывает. Мы не можем понюхать розу или попробовать “продолговатый и прозрачный” виноград. Но яркость описания (особенно – винограда, и это, как мы увидим дальше, принципиально важно) активизирует наши эмоции, включает воображение, будит ассоциации.
В самом стихотворении “Виноград” нет слов “юность” и “зрелость”, но если мы попытаемся выявить ассоциации, которые вызывают у нас имеющиеся в тексте “розы” и “виноград”, “весна” и “осень”, то несомненно выйдем и на эти гораздо более значимые для Пушкина ключевые образы.
Образ розы воспринимается нами не только как цветок: мысленное любование красотой, свежестью, ароматом весенней розы влечет за собой ассоциацию с молодой прекрасной девушкой (всплывает традиционное для русской поэзии первой трети XIX века сочетание “дева-роза”, встречающееся и у самого Пушкина), с первой “весенней” любовью (опять- таки традиционно роза – символ любви). А “дополняющий” розу образ весны, да еще с эпитетом “легкая”, вызывает ассоциации с чем-то радостным, неземным, с юношеской мечтой о счастье, с предвкушением радостей предстоящей долгой жизни.
Еще более прозрачные ассоциации именно с человеческой, а не природной сферой вызывает у нас образ винограда. Одно лишь слово “отрада”, несущее в себе не вкусовые ощущения (как следовало бы, если бы имелась в виду лишь сладкая ягода), а опять-таки эмоцию радости бытия, – уже выводит образ винограда из чисто природной, бытовой сферы.
Но он еще и “краса моей долины злачной”: ясно, что речь идет не о шести сотках виноградника где-нибудь на крымской даче и что “долина” – это не долина в прямом смысле, а нечто отвлеченное, даже философское и личностно значимое: моя долина, причем ” злачная, т.е. урожайная, вырастившая богатые плоды – не земные, но духовные. И в этой ассоциативной цепи “осень златая” (эпитет “златая” влечет за собой ассоциацию и с красотой, и с богатством!) также воспринимается не только как явление природы, но главным образом как пора человеческой зрелости, мудрости, подведения жизненных итогов.
О явном предпочтении второго свидетельствует уже само название стихотворения: не бесстрастно-пропорциональное “Розы и виноград”, но именно и только “Виноград”. О том же косвенно говорит и “количественная” характеристика: две строки о розах – и они забыты, “увяли” “с легкою весной”. Зато виноград “господствует” в остальных шести строках и обретает под пером поэта “плоть и кровь”: он “продолговатый и прозрачный”, кажется, его можно потрогать, надкусить, насладиться его сладостью!
Более того, эти шесть строк объединены в одно предложение, переходящее из одной строфы в другую, и сама структура этого предложения – причастный оборот, уточняющий основное понятие, два приложения, два эпитета и завершающее всю эту конструкцию развернутое сравнение – все это, прочитываемое на едином дыхании, усиливает ощущения, нагнетает эмоции, делает образ винограда еще более ярким и впечатляющим. Той же цели служит даже звуковая организация стиха: мягкие л, полнозвучные о создают как бы “рисунок” круглых, мягких, брызжущих соком ягод.
ха: мягкие л, полнозвучные о создают как бы “рисунок” круглых, мягких, брызжущих соком ягод. Таким образом, сама художественная система стихотворения, буквально все особенности его формы дают нам ответ на главный содержательный прос: что предпочитает поэт – весну или осень. Да, весна прекрасна и радостна, но она быстротечна. Куда ближе поэту осень – время наслаждения “плодами” прошедших лет! Стихотворение о розе и винограде оказывается по сути, философским размышлением о ценностях человеческой жизни, о смысле бытия, о важности творческих свершений, о наслаждении плодами этих свершений – куда более радостном и высоком, чем “легкими”, невесомыми радостями молодой “весны”.
Но и этим еще не исчерпывается вся глубина содержания стихотворения. Обратим внимание еще на один образ, возникающий в последней строке: “продолговатый и прозрачный, как персты девы молодой”. Есть ли в нем какой-то глубинный смысл или это просто сравнение – литературный прием, призванный “разукрасить” образ винограда, придать ему достоверность, реалистическую наглядность (есть ведь на юге такой сорт винограда – “дамские пальчики!)? Почему вызывает он у нас ассоциацию все с той же “девой-розой”, т.е. возвращает нас к началу стихотворения? И случайно ли возникает он именно в последней строке, как бы кольцом замыкая мотив молодости и красоты, а самым последним, ударным в стихотворении оказывается слово “молодой”?
Конечно же, все это не случайность: это “изобразительное средство” несет на себе огромную смысловую нагрузку, окончательно проясняет главную, философскую мысль произведения – идею гармонии бытия, вечного круговорота жизни. Прекрасна “легкая” весна, еще ближе сердцу поэта “златая” и “злачная” осень. Но и она пройдет, как проходит все на земле. И на смену снова придет весна и юность, и “дева молодая” будет подобна розе, и розы будут цвести вечно, как вечен круг жизни природы и человечества.
Вот о чем на самом деле это небольшое стихотворение! У каждого человека свои “розы” и свой “виноград”, но для всех един закон гармонии земного бытия и вечного круговорота земной жизни.
Такое многозначное, глубокое прочтение стихотворения позволяет поставить его в общий контекст всего творчества А. С. Пушкина, прежде всего его философской лирики.
Направление « Филология»
Тема
Автор : Кожевникова Алина, учащаяся 8 б класса БОУ города Омска «СОШ №79»
Руководитель :Портяник Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы БОУ города Омска «СОШ 79»
Цель : пройти путь по всем ступеням поэтического анализа стихотворения А.С. Пушкина « Виноград».
Задачи : провести исследование стихотворения А. С. Пушкина «Виноград» по следующим направлениям:
А). Несмотря на небольшой объём, увидеть все основные черты неповторимого художественного мира А. С. Пушкина.
Б). Выявить ассоциации, которые вызывают у нас имеющиеся в тексте « розы» и «виноград», «весна» и « осень».
В). Ответить на вопрос: «Что хотел нам сказать поэт, сталкивая видимые и подразумеваемые образы»?
Г). Приблизиться к чуду русской поэзии.
Д). Выйти на более важные, глубинные – философские слои произведения.
Объект исследования : лирика А. С. Пушкина.
Предмет исследования : внепрограммное стихотворение А. С. Пушкина «Виноград».
Актуальность : мне кажется, что тема моего проекта достаточно актуальна, так как в некоторой степени она помогла решить наболевшую проблему : анализ поэтического текста, который на уроках литературы даётся с трудом.
Особенно это касается лирики А. С. Пушкина, ведь его лирике присуще столь биографическое начало, что все этапы творчества непосредственно отражают кардинальные перемены в его жизни. Образ природы у поэта также меняется одновременно с изменением его внутреннего мира.
Невозможно представить себе русскую поэзию без такого, бесспорно, великого поэта, как А. С. Пушкин. Он стал незабываемой личностью в истории русской литературы, открыв ее новый век, «золотой век».
На сегодняшний день всем известна фраза: «Пушкин – это наше все». В справедливости этого суждения, думаю, никто не позволит себе усомниться, поскольку А. С. Пушкин действительно возродил русскую поэзию, дал ей новое дыхание. Произведения (пусть даже самые маленькие), написанные поэтом, несут урок многим и многим поколениям и, конечно же, поражают читателя метафоричностью, красотой и простотой русского слова.
В лирике Пушкина мы можем условно выделить несколько основных тем. Это любовь, свобода, тема поэта и поэзии и размышления о смысле жизни.
Данная работа посвящена философской лирике автора, поскольку эта тема, в отличие от остальных, является «сквозной» в произведениях поэта и словно пронизывает все его творчество. Тема философии не лежит на поверхности, а, скорее, переплетается с другими, подчеркивая глубину мысли в поэзии Пушкина.
В гармоничном, многомерном, художественном мире пушкинской лирики важное место занимают размышления о глубинных закономерностях бытия, о смысле жизни человека, о смерти и бессмертии. Эти философские проблемы пронизывают почти все
произведения поэта; свобода, любовь, дружба, искусство, история понимаются в пушкинских стихах как высшие философские ценности. Вместе с тем многие пушкинские стихотворения обращены непосредственно к философским вопросам, и всегда вопросы эти ставятся поэтом глубоко и просто. Пушкин избегает отвлечённого, « холодного» философствования. В его стихах, живых поэтических образах рождается художественная, самобытная философия ; пушкинский лирический герой размышляет, не теряя из виду живых образов реальности.
Своеобразием нас поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику А.С. Пушкина от других авторов.
Несмотря на небольшой объём, стихотворение несёт в себе все основные черты неповторимого художественного мира Александра Сергеевича Пушкина.
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
О чём же ещё это стихотворение? О розах и винограде, о неповторимой и преходящей красоте весны и осени.
Однако на самом деле это самое простое восприятие текста. Здесь на помощь нам приходит способность к ассоциативному мышлению.
И всё – таки, что хотел нам сказать поэт, сталкивая именно эти образы? Для чего противопоставляет равно прекрасные виноград и розы? Что и почему предпочитает он, подводя, таким образом, жизненные итоги?
Анализируя стихотворение, мы должны мысленно пройти путь, обратный тому, который прошёл автор, восстановить цепь его ассоциаций, догадаться, что он испытывал, чувствовал, думал, воображал, когда создавал тот или иной образ.
Но каждый из нас – неповторимая индивидуальность, поэтому не может быть абсолютно точного, единственно правильного прочтения текста. Особенно это касается прочтения классики, отдалённой во времени.
И здесь нам на помощь приходит обращение к художественным деталям, внимание к стилистике произведения и т.д. Здесь нет единого «рецепта», каждый текст сам подсказывает пути исследования. Именно на этом пути нас поджидают самые неожиданные и интересные открытия.
Если убрать из текста стихотворения «подсказки», по которым можно догадаться об авторской мысли: « не стану я жалеть о розах» и « мне мил и виноград». Можем ли мы и теперь сказать, что предпочитает поэт, что ближе его душе и сердцу – розы, являющие собой воплощение весны и молодости, или виноград, несущий в себе мотив мудрой зрелости?
Той же цели служит даже звуковая организация стиха: мягкие л, полнозвучные о создают как бы «рисунок» круглых, мягких, брызжущих соком ягод.
Но и этим еще не исчерпывается вся глубина содержания стихотворения. Обратим внимание еще на один образ, возникающий в последней строке: «продолговатый и прозрачный, как персты девы молодой». Есть
Таким образом, разнонаправленный анализ поэтического текста позволил выйти нам на самые глубинные, потайные слои содержания, постичь произведение во всей его сложности и многозначности. И в то же время не «засушить» его, а, напротив, «включить» интуицию, воображение, способность постичь смысл как бы «поверх» прямого значения каждого слова.
Анализ стихотворения Пушкина “Виноград
К сожалению, стихотворение А. С. Пушкина “Виноград” оно не входит в базовую школьную программу и не очень широко известно. Несмотря на небольшой объем, оно несет в себе все основные черты неповторимого художественного мира Пушкина.
Не стану я жалеть о розах,
Увядших с легкою весной;
Мне мил и виноград на лозах,
В кистях созревший под горой,
Краса моей долины злачной,
Отрада осени златой,
Продолговатый и прозрачный,
Как персты девы молодой.
Здесь легко обнаруживаются те самые два образных и лексических “полюса”,
Виноград же определяется
И содержание текста, на первый взгляд, ограничивается этим сквозным противопоставлением явлений природы, ее конкретных весенних и осенних реалий. О чем стихи? – о розах и винограде, о неповторимой и преходящей красоте весны и осени. “Тема” и “идея” на этом могут быть исчерпаны.
Однако на самом деле этот самый верхний, простейший слой текста – лишь основа, дающая первотолчок движению поэтической мысли. Наша задача – проследить это движение, выйти на более важные, глубинные – философские – слои произведения.
В самом стихотворении “Виноград” нет слов “юность” и “зрелость”, но если мы попытаемся выявить ассоциации, которые вызывают у нас имеющиеся в тексте “розы” и “виноград”, “весна” и “осень”, то несомненно выйдем и на эти гораздо более значимые для Пушкина ключевые образы.
Образ розы воспринимается нами не только как цветок: мысленное любование красотой, свежестью, ароматом весенней розы влечет за собой ассоциацию с молодой прекрасной девушкой (всплывает традиционное для русской поэзии первой трети XIX века сочетание “дева-роза”, встречающееся и у самого Пушкина), с первой “весенней” любовью (опять – таки традиционно роза – символ любви). А “дополняющий” розу образ весны, да еще с эпитетом “легкая”, вызывает ассоциации с чем-то радостным, неземным, с юношеской мечтой о счастье, с предвкушением радостей предстоящей долгой жизни.
Еще более прозрачные ассоциации именно с человеческой, а не природной сферой вызывает у нас образ винограда. Одно лишь слово “отрада”, несущее в себе не вкусовые ощущения (как следовало бы, если бы имелась в виду лишь сладкая ягода), а опять-таки эмоцию радости бытия, – уже выводит образ винограда из чисто природной, бытовой сферы.
Но он еще и “краса моей долины злачной”: ясно, что речь идет не о шести сотках виноградника где-нибудь на крымской даче и что “долина” – это не долина в прямом смысле, а нечто отвлеченное, даже философское и личностно значимое: моя долина, причем ” злачная, т. е. урожайная, вырастившая богатые плоды – не земные, но духовные. И в этой ассоциативной цепи “осень златая” (эпитет “златая” влечет за собой ассоциацию и с красотой, и с богатством!) также воспринимается не только как явление природы, но главным образом как пора человеческой зрелости, мудрости, подведения жизненных итогов.
О явном предпочтении второго свидетельствует уже само название стихотворения: не бесстрастно-пропорциональное “Розы и виноград”, но именно и только “Виноград”. О том же косвенно говорит и “количественная” характеристика: две строки о розах – и они забыты, “увяли” “с легкою весной”. Зато виноград “господствует” в остальных шести строках и обретает под пером поэта “плоть и кровь”: он “продолговатый и прозрачный”, кажется, его можно потрогать, надкусить, насладиться его сладостью!
Более того, эти шесть строк объединены в одно предложение, переходящее из одной строфы в другую, и сама структура этого предложения – причастный оборот, уточняющий основное понятие, два приложения, два эпитета и завершающее всю эту конструкцию развернутое сравнение – все это, прочитываемое на едином дыхании, усиливает ощущения, нагнетает эмоции, делает образ винограда еще более ярким и впечатляющим. Той же цели служит даже звуковая организация стиха: мягкие л, полнозвучные о создают как бы “рисунок” круглых, мягких, брызжущих соком ягод. Таким образом, сама художественная система стихотворения, буквально все особенности его формы дают нам ответ на главный содержательный прос: что предпочитает поэт – весну или осень.
Да, весна прекрасна и радостна, но она быстротечна. Куда ближе поэту осень – время наслаждения “плодами” прошедших лет! Стихотворение о розе и винограде оказывается по сути, философским размышлением о ценностях человеческой жизни, о смысле бытия, о важности творческих свершений, о наслаждении плодами этих свершений – куда более радостном и высоком, чем “легкими”, невесомыми радостями молодой “весны”.
Но и этим еще не исчерпывается вся глубина содержания стихотворения. Обратим внимание еще на один образ, возникающий в последней строке: “продолговатый и прозрачный, как персты девы молодой”. Есть ли в нем какой-то глубинный смысл или это просто сравнение – литературный прием, призванный “разукрасить” образ винограда, придать ему достоверность, реалистическую наглядность (есть ведь на юге такой сорт винограда – “дамские пальчики”)?
Почему вызывает он у нас ассоциацию все с той же “девой-розой”, т. е. возвращает нас к началу стихотворения? И случайно ли возникает он именно в последней строке, как бы кольцом замыкая мотив молодости и красоты, а самым последним, ударным в стихотворении оказывается слово “молодой”?
Конечно же, все это не случайность: это “изобразительное средство” несет на себе огромную смысловую нагрузку, окончательно проясняет главную, философскую мысль произведения – идею гармонии бытия, вечного круговорота жизни. Прекрасна “легкая” весна, еще ближе сердцу поэта “златая” и “злачная” осень. Но и она пройдет, как проходит все на земле.
И на смену снова придет весна и юность, и “дева молодая” будет подобна розе, и розы будут цвести вечно, как вечен круг жизни природы и человечества.
Вот о чем на самом деле это небольшое стихотворение! У каждого человека свои “розы” и свой “виноград”, но для всех един закон гармонии земного бытия и вечного круговорота земной жизни.