О чем стихотворение весенний дождь
Стихотворение и анализ «Весенний дождь»
Еще светло перед окном,
В разрывы облак солнце блещет,
И воробей своим крылом,
В песке купаяся, трепещет.
А уж от неба до земли,
Качаясь, движется завеса,
И будто в золотой пыли
Стоит за ней опушка леса.
Две капли брызнули в стекло,
От лип душистым медом тянет,
И что-то к саду подошло,
По свежим листьям барабанит.
Краткое содержание
А. Коваль. Дождь весной. 2017
Поэт стоит перед окном и описывает то, что видит: сумеречный свет от солнца, небольшой туман… Пахнет липой и мёдом. Нам даже не нужно делать анализ стихотворения, чтобы ощутить себя наблюдателями природных чудес. Фет анализирует природу за окном, вглядываясь в каждый её элемент. Мы вместе с автором стоим у окна и наблюдаем, как перспектива увиденного углубляется всё дальше: воробей – небо – завеса – лес…
История создания
Произведение было написано в 1857 г., а увидело свет спустя два года. Читатели смогли прочитать его на страницах журнала «Русское слово». В это время Фет уже получил признание мастера пейзажной лирики. Он написал это стихотворение, благодаря наблюдению за окружающей природой перед дождём.
Жанр, направление, размер
Произведение относится к жанровому направлению пейзажной зарисовки. Фет замечает мельчайшие перемены в природе, а затем воспроизводит увиденное посредством поэтических строк. Текст произведения – пример «чистой лирики».
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с пиррихием. Строчки соединяются между собой посредством перекрёстной рифмовки. Благодаря такому стихотворному размеру, произведение обретает плавность звучания. Это помогает правдиво передать предчувствие скорого дождя.
Композиция
Это маленькое произведение состоит из трёх строф-четверостиший. В них последовательно раскрывается вид, предстающий перед поэтом.
В первой строке автор рисует картину, в которой обычный солнечный день медленно подготавливается к встрече с дождём. Солнечный диск ещё не блещет, его лучи ещё робко пробиваются «в разрывы облак»; воробышек купается в песке и «трепещет», готовясь к смене погоды.
Перемены обретают чёткие очертания, когда лирический герой устремляет свой взор к горизонту, где «от неба до земли, качаясь, движется завеса». Капли дождя уже правят всем, покрывая «золотой пылью» опушку леса.
Третья строфа о том, как лирический герой, вместе с окружающим миром, встречает весенний дождик. Первые капли врываются в пейзаж, смешавшись с запахом душистого мёда.
Образы и символы
Образ весеннего дождя – центральный. Фет обходит стороной слово «дождь». Он пишет: «что-то» приблизилось к саду. Автор предлагает читателям не просто наблюдать за тёмным небом с каплями дождя, а ощутить момент смены погоды.
Образ лирического героя – это сам поэт. Он не навязывает собственных суждений, но читатели видят его глазами окружающий мир.
Темы и настроение
Главная тема произведения отражена в названии – это тема природы. Весенний дождь, ожидаемый природой, приятен для лирического героя.
Дождь заявляет о себе постепенно: сначала Фет «рисует» сгустившиеся тучи, трепещущих птиц, тёмную завесу на горизонте, и лишь потом «замечает» первые капли. Он оживляет дождь, делая его полноценным героем картины.
Основная идея
Основной идеей является мысль о необходимости для человека чувствовать окружающий мир, в котором каждый элемент имеет неразрывную связь с остальными.
Текст буквально пропитан эмоциями радостного предвкушения близких перемен, окрашен палитрой светлых тонов. Поэту удаётся рассмотреть в самом привычном явлении необычайную силу и красоту, поделиться этим открытием с нами.
Средства выразительности
Используемые Фетом тропы отличаются простотой. В стихотворении присутствуют следующие средства выразительности:
Центральная роль отведена глаголам: они позволяют придать повествованию динамичность. Особую роль играют наречия: их всего лишь, два, но они важны. Наречие «ещё» указывает на то, что лирический герой видит сейчас, наречие «уж» — на то, что он увидит в будущем.
Анализ стихотворения «Весенний дождь» Фета
Всего получено оценок: 53.
Всего получено оценок: 53.
Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом — А. А. Фетом. Оно несёт на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.
История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.
Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.
Композиция – это одночастное произведение, состоящее из трёх строф, последовательно рисующих картину.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.
Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.
Метафоры – “золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
Олицетворение – “воробей купается”.
Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.
История создания
Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.
Широкая публика увидела это произведение спустя два года – в 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.
Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приёма словесного рисования.
Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.
Композиция
Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.
Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки.
Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку.
Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.
Это лирическое стихотворение: описание природы даётся глазами лирического героя, это его мироощущение мы видим. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах. Образы лирического героя и автора в произведении слиты воедино.
Четырёхстопный ямб использован для создания картины природы с умыслом: этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрёстная рифма придаёт звучанию поэтических строк необходимую плавность.
Средства выразительности
Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:
При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показывают движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картины.
Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “ещё” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.
Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передаёт эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворён и доволен, он ощущает полноту и радость существования.
История создания
Описание пейзажей имеет особое значение в творчестве автора. Афанасий Фет любил наблюдать за природными явлениями и за тем, как менялись пейзажи его родного края с приходом нового времени года. В стихотворении «Весенний дождь» автор описывает изменения природы, которые ему удалось запечатлеть накануне дождя.
Поэт любуется предгрозовым пейзажем и предлагает читателю сделать это вместе с ним. Фет старался увидеть едва уловимые детали, чтобы в полной мере прочувствовать душу природы и слиться с ней воедино. Поэтическими словами поэт рисует иллюстрации, которые читатель воссоздаёт в своей голове.
Своё стихотворение Фет написал в 1857 году, а уже в 1859 г. оно стало доступно широкой публике в журнале «Русское слово».
Образы и символы
Главным образом произведения становится дождь. Однако автор при его описании обходится без точного вхождения этого слова. Он мастерски вуалирует его при помощи различных наименований. Вероятнее всего, используя этот прием, Фет хотел, чтобы читатели посмотрели на удивительное явление природы с другой стороны. Важно не просто увидеть уже привычные тучи и капли дождя, а узреть мельчайшие изменения, которые происходят в природе накануне долгожданной влаги.
В произведении также присутствует лирический герой, который является отражением автора. Он не пытается объяснить свою точку зрения по поводу природного явления, но читатель наблюдает за всеми изменениями в окружающем мире его глазами.
Тема и проблематика
Основная тема произведения заключена в название «Весенний дождь». Это явление очень долгожданное для природы и автора. Лирический герой описывает события постепенно. Сначала он повествует о сгустившихся тучах, повисших над родным краем, о птицах, которые предчувствуют надвигающуюся бурю, о горизонте, мгновенно почерневшем, а уже потом поэт замечает первые капли весеннего дождя. Удивительно, что автор одушевляет явление природы и делает его полноценным героем своей картины.
В стихотворении Афанасий Фет использовал большое количество глаголов, так как хотел показать читателю динамику, с которой надвигается дождь. Автор видел в нём нечто прекрасное, поэтому постарался описать его во всей красе.
Основная идея
Главной мыслью произведения Фета становится рассуждение на тему того, что всё происходящее в природе неразрывно связано. Любое явление сопровождается массой других элементов, из которых складывается общая картина. Весенний дождь является долгожданным для всего живого. Автор наблюдает, как птицы, лес и листья мгновенно оживают с возникновением природного явления. Ему кажется, что с наступлением этого времени года всё преображается до неузнаваемости.
Стих пропитан радостью, так как всё живое предвкушает перемены. Автору кажется, что он наблюдает за обычными переменами в природе, но в то же время это нечто волшебное, его можно заметить только украдкой. Поэт видит необычайно красивое и таинственное явление, поэтому и хочет поделиться этим с остальными людьми при помощи своего произведения.
Композиция произведения
Композиция произведения не отличается какими-то необычными приёмами. Стихотворение небольшое по объёму и состоит всего из трёх строф, но даже это не помешало поэту передать красоту, которую ему удалось узреть. Каждое четверостишие плавно перетекает в другое, создавая полноценный рисунок. Композиция состоит из трёх смысловых частей:
Жанр, направление и размер
Произведение можно отнести к жанру пейзажной лирики. В нём Афанасий Фет показывает своё мастерство. Он замечает мельчайшие изменения в природе и вдохновляется ими. Увиденное автор выражает с помощью поэтического слова. Он даёт читателю увидеть тот самый пейзаж и прочувствовать красоту природы перед весенним дождём.
Стихотворение является частью направления «чистая лирика». Поэт приглашает читателей посмотреть на удивительные детали окружающего мира, запечатлённые им.
Стихотворный размер — четырёхстопный ямб с пиррихием, используется перекрёстная рифмовка. Благодаря такому приём Фет придаёт произведению плавность, чтобы прочувствовать атмосферу надвигающегося явления природы.
Средства художественной выразительности
В произведении Фет использует простые художественные средства и выражения, при помощи которых передаёт удивительную красоту природы. Автор применяет следующие тропы:
Однако художественные средства являются не самой важной частью всего произведения. Поэт уделяет внимание глаголам. С их помощью перед глазами читателя возникают картинки, которые поэтапно рисует природа.
При помощи аллитерации и ассонанса автор передаёт наслаждение лирического героя от увиденного. Он восхищается происходящим и радуется любой замеченной детали.
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Весенний дождь» поможет читателю понять смысл, который вложил в него автор. Поэт восхищается природным явлением, у него возникает радость от увиденного. Чтобы почувствовать эмоции, которые испытывал лирический герой, следует полностью прочитать стихотворение.
«Весенний дождь» анализ стихотворения Фета по плану кратко – эпитеты, метафоры, история создания
Стихотворение “Весенний дождь” написано не молодым поэтом, а уже зрелым творцом. Оно несет на себе печать мастерства и опыта. Краткий анализ “Весенний дождь” по плану используется на уроках литературы в 5 классе, чтобы помочь школьникам лучше понять это произведение.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.
История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.
Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.
Композиция – этот одночастное произведение, состоящее из трех строф, последовательно рисующих картину.
Жанр – пейзажная лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием и перекрестной рифмой.
Эпитеты – “золотая пыль”, “душистый мед”.
Метафоры – “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
Олицетворение – “воробей купается”, “опушка стоит”.
История создания
Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе – это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.
Широкая публика увидела это произведение спустя два года – с 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.
Стихотворение, как ясно из названия, посвящено весеннему дождю. Это то, что называется чистой лирикой, ведь пейзаж в стихотворении – это самоценность, созданная с помощью приема словесного рисования.
Интересно, что к этой же теме в 1908 году обратится Валерий Брюсов. Он также создаст реалистичную картину весеннего дождя, при этом его произведение будет во многом перекликаться со строками, написанными Фетом.
Композиция
Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.
Все начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, который, как известно, предвещает осадки.
Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира – становится очевидно, что дождь идет буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет виднеющеюся вдали лесную опушку.
Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется теплой и радостной. Капли умиротворенно барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.
Это пейзажная лирика в чистом виде, когда все три строфы посвящены только теме природы – тому, как яркость солнечного весеннего дня сменяется дождем. Этот любимый Фетом жанр удавался ему лучше всего. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах.
Четырехстопный ямб использован для ее создания с умыслом – этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрестная рифма придает звучанию поэтических строк необходимую плавность.
Средства выразительности
Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:
При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показываю движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картинки.
Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “еще” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.
Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передает эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворен и доволен, он ощущает полноту и радость существования.
Смысл стихотворения «Весенний дождь» Афанасия Фета
Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории
Кучминой Надеждой Владимировной.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Весенний дождь.
История создания – стихотворение создано в 1857 году, а напечатано спустя два года, в 1859-м в журнале “Русское слово”.
Тема стихотворения – дождь как символ весны и природного начала.
Композиция – это одночастное произведение, состоящее из трёх строф, последовательно рисующих картину.
Жанр – лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с перекрёстной рифмой.
Эпитеты – ”по свежим листьям”, “душистый мёд”.
Метафоры – “золотая пыль”, “солнце блещет”, “качаясь, движется завеса”, “что-то подошло и барабанит”.
Олицетворение – “воробей купается”.
Сравнение – “будто в золотой пыли, стоит опушка леса”.
Анализ стихотворения Фета «Весенний дождь»
Стихотворение «Весенний дождь» относится к циклу «Весна». Если говорить о жанре, то произведение можно отнести к некой пейзажной зарисовке, на фоне которой — размышления лирического героя.
Одной из особенностей А. Фета как поэта считается его фотографичность: практически каждое стихотворение представляет собой картину, которую можно воплотить на холсте. Таково и стихотворение «Весенний дождь» (Фет). Анализ стихотворения показывает, что перед нами предстает следующая картина: солнечный сумеречный свет, небольшой туман, неподалеку — лес. Особую роль играют запахи — пахнет липой и медом. Необязательно делать анализ стихотворения Фета «Весенний дождь», чтобы почувствовать себя свидетелем этого чуда природы. Сам поэт смотрит на природу, вглядывается в каждый ее элемент, делает его анализ. Стихотворения Фета — «Весенний дождь» и многие другие — представляют собой удивительную красоту, увиденную в привычных, банальных на первый взгляд явлениях.
Очень важен мотив света, пронизывающий все строки. Свет виден в начале стихотворения («Светло перед окном…») и в конце — лес в «золотой пыли».
Таков семантический анализ стихотворения Фета «Весенний дождь». Обратимся к особенностям слога и рифмы.
История создания
Фет всегда уделял много внимания природным явлениям – пейзажная лирика является значительной частью его творческого наследия. Поэт очень любил наблюдать за изменениями, которые происходят в природе: это всегда вдохновляло его на создание прекрасных стихов. Стихотворение “Весенний дождь”, созданное с просто невероятным мастерством, исключением не стало – в 1857 году Фет написал его благодаря наблюдениям за природой накануне дождя, с чем и связана история создания поэтических строк.
Широкая публика увидела это произведение спустя два года – в 1859-м стихотворение зрелого уже мастера “словесного пейзажа” появилось в журнале “Русское слово”. Оно сразу же приобрело признание и у критиков, и у читателей.
Образы и символы
Главным образом произведения становится дождь. Однако автор при его описании обходится без точного вхождения этого слова. Он мастерски вуалирует его при помощи различных наименований. Вероятнее всего, используя этот прием, Фет хотел, чтобы читатели посмотрели на удивительное явление природы с другой стороны. Важно не просто увидеть уже привычные тучи и капли дождя, а узреть мельчайшие изменения, которые происходят в природе накануне долгожданной влаги.
В произведении также присутствует лирический герой, который является отражением автора. Он не пытается объяснить свою точку зрения по поводу природного явления, но читатель наблюдает за всеми изменениями в окружающем мире его глазами.
Композиция
Рисуя картину весенней природы, Фет использует одночастную композицию: все три строфы последовательно раскрывают одну тему.
Всё начинается с повседневной, будничной картины, которую поэт описывает широкими мазками: первая строфа стихотворения создает фон и задает тон произведения. Кажется, что о предстоящем дожде ничего не напоминает – даже солнце не успело спрятаться за тучами. При этом поэт использует народную примету, показывая купающегося в пыли воробья, что, как известно, предвещает осадки.
Далее композиция продолжается картиной изменившегося мира: становится очевидно, что дождь идёт буквально стеной, так что наблюдатель видит необычную картину – сотканную из воды и солнечного света “завесу”, которая полупрозрачной ширмой отделяет видневшуюся вдали лесную опушку.
Наконец, третья строфа, которая должна была бы получиться прозаической и неприметной, поскольку дождь уже начался и на землю спустилась серая пелена, по мановению волшебного слова поэта окрашивается в весенние тона и кажется тёплой и радостной. Капли умиротворённо барабанят по свежим листьям – действительно прекрасная картина.
Смысл стихотворения «Весенний дождь» Афанасия Фета
Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892), непревзойдённый мастер описания природы, написал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году. Несмотря на свою кажущуюся простоту, это стихотворение становится одним из лучших образцов творчества Фета. Какой же смысл скрывается в этом произведении?
«Весенний дождь» — это пейзажная зарисовка, описывающая начинающийся дождь. Смысл стихотворения кроется в самом отображении этого состояния — Афанасий Фет рассуждает о красоте природы, описывая через палитру русского языка ее переменчивые и живые состояния. Поэт постепенно, от строфы к строфе, приводит сюжет к кульминации стихотворения, тема которой заявлена в названии — к весеннему ливню. Сначала мы видим, как природа готовится к дождю: Афанасий Афанасьевич пишет о солнечном свете, который окутывает землю, передаёт силу природной жизни, изображая купающегося в песке воробья. Мы видим, что у природы множество переходных состояний и форм. Фет не просто пишет о солнечном небе, а о, сквозь которые пробивается яркий свет. Через многочисленные глаголы поэт передаёт динамику природы — все вокруг «блещет», «трепещет», «движется», «подходит», «барабанит. Дождь продемонстрирован не как внезапно начавшееся состояние природы — он приходит с тёмной завесой, которая «качается и движется». Несмотря на введённые поэтом тяжеловесные, «тёмные» эпитеты, этот дождь не тяжелый и пасмурный, какой мог бы идти мрачной осенью, это обновляющий весенний ливень, долгожданный для всей природы.
Кульминацией и финалом стихотворения является пришедший дождь. Однако Афанасий Фет, будучи мастером поэтического слова, обходит слово «дождь» в своём повествовании. Вместо этого он говорит ассоциативными словами, которые передают восприятие дождя: «две капли», «что-то барабанит» и др. Ощущение дождя передаётся через запахи и цвета: в «золотой пыли» начинающегося дождя видно лес и тянет «душистым мёдом» от мокрых лип. Дождь у Фета — это не тяжёлое и пасмурное состояние, а яркое и желанное событие. Этот дождь, весенний и обновляющий, может ассоциироваться с ожиданием обновления в жизни — весенней влюбленности, лёгкости, стремлению к жизни. Образ дождя, который «брызжет в стекло», создаёт образ наблюдателя, который из дома через окно наблюдает за изменениями природы и фиксирует каждое новое состояние мира вокруг него. Этого наблюдателя способна взволновать только чистая красота природы, картина изменяющегося каждую секунду солнечного света и звук усиливающегося дождя. Для лирического героя очевидна грандиозность ожидаемого природного явления, это не просто погодное явление, а важное для всей природы и человек события. Именно поэтому Фет использует безличное «что-то», описывая дождь, и наделяет его человеческими свойствами — «что-то к саду подошло».
Смысл стихотворения «Весенний дождь» — в способности замечать мельчайшие изменения в природном ландшафте, видеть красоту в мелочах, отмечать изменения в состоянии природы, которое другим людям кажется статичным и неподвижным. Афанасий Фет — сторонник «чистого искусства», освобождённого от тягот гражданской лирики и радикальной авторской позиции в текстах. Он один из немногих поэтов, который сумел увидеть естественную красоту в обыденных и незначительных деталях вокруг. Его пейзажная лирика подчёркивает связь человека и природы и утверждает любовь и уважение к окружающему его миру. Стихотворение «Весенний дождь» — один из прекраснейших примеров подобного жанра, ведь через простоту слога и темы, а также через внимание у деталям Афанасий Афанасьевич Фет говорит о важных состояниях человеческой души.
Это лирическое стихотворение: описание природы даётся глазами лирического героя, это его мироощущение мы видим. Эта поэтическая зарисовка показывает, как тонко поэт мог видеть прекрасное в самых обыденных вещах. Образы лирического героя и автора в произведении слиты воедино.
Четырёхстопный ямб использован для создания картины природы с умыслом: этот стихотворный размер помогает автору передать радостное настроение. Перекрёстная рифма придаёт звучанию поэтических строк необходимую плавность.
«Весенний дождь», анализ стихотворения Фета
Афанасий Фет создал стихотворение «Весенний дождь» в 1857 году, будучи уже зрелым мастером пейзажной лирики.
По жанру «Весенний дождь» является пейзажной зарисовкой, на фоне которой присутствует авторское размышление о красоте изображаемой природы.
Стихотворение относится к так называемой чистой лирике: пейзаж в «Весеннем дожде» самоценен, а ведущим приемом повествования является словесное рисование. Название стихотворения отражает его тему. Поэтическая тема развивается постепенно, от строфы к строфе, создавая живую картину яркого весеннего дня с внезапным изменением погоды – от солнечного света к быстрому дождю.
Художественно-поэтическая зарисовка ярко демонстрирует редкий дар Фета – умение видеть красоту в привычных вещах. Поэт поразительно точно сумел передать едва уловимое, мимолетное событие жизни, создав яркую выразительную картину ливня. При этом Фет удивительным образом сумел обойтись в стихотворении без употребления слова «дождь» — ключевыми словами, передающими картину ливня, выступают контекстные синонимы – «завеса», «что-то барабанит», «две капли».
В меняющейся картине весеннего дня Фет стремится уловить каждое мгновение, каждую радостную подробность, передать наполненность и неповторимость мига жизни – будь это купающийся в пыли воробей, или движущаяся «от неба до земли» завеса. Стихотворение пронизано красками, звуками и запахами; в небольшом произведении очень емко и объемно воспета динамика природы.
Композиционно стихотворение состоит из 3 строф — четверостиший. В первой строфе автор акцентирует внимание на ведущем мотиве света, во второй строфе привлекает внимание образ опушки леса, стоящей «в золотой пыли». Дождь в стихотворении – желанный, яркий. Фет передает радость и оживление природы от дождя, привлекая внимание в последней строфе к запаху ароматного меда: «От лип душистых медом тянет».
Весна – пора обновления природы и символ обновления человеческой души. Она обостряет все ощущения, заставляя сердце биться быстрее в предвкушении любви. Фет сумел передать в «Весеннем дожде» тончайшие оттенки чувств — ощущение неясного ожидания, предчувствия любви.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб с пиррихием — придает стихотворению, написанному перекрестной рифмовкой, плавность звучания и радостное настроение. «Весенний дождь» отличает простота использованных художественных средств и синтаксических конструкций. Насыщенность стихотворения глаголами (трепещет, брызнули, движется, барабанит) создает особую динамическую атмосферу, помогает «услышать» звонкие удары дождевых капель.
Особую роль играют в произведении наречия. В первой строфе в описании яркого дня наречие «еще» указывает на непостоянство этой картины. Во второй строфе употреблено краткое наречие «уж», свидетельствующее о скором приближении дождя.
Фет сумел создать яркую картину дня, используя при этом минимальное количество цветовых эпитетов (золотая пыль). С помощью ассонанса звуков «о» и «е», аллитерации звука «л» художник передает умиротворение лирического героя, наблюдающего за дождем, радость бытия. «Весенний дождь» создает эмоциональное настроение тепла, легкости, весенней свежести, радостного мироощущения.
Благодаря способности Фета акцентировать внимание на незначительных, на первый взгляд, событиях, придавая им важность, «Весенний дождь» в полной мере передает настроение прекрасного весеннего дня, омытого дождем.
По писателю: Фет Афанасий Афанасьевич
Средства выразительности
Фет использует простые синтаксические конструкции, и средства выразительности также не отличаются сложностью. Это ярко выделяет произведение в ряду пейзажных зарисовок. Итак, поэт использует:
При этом художественные средства играют скорее вспомогательную роль. Главная отведена глаголам, которые делают повествование динамичным, показывают движение, так что читатель как будто видит нарисованные перед его мысленным взором картины.
Особую роль в произведении играют наречия. Их всего два, но они очень значимы, ведь “ещё” указывает на то, что читатель видит – это временное явления, а “уж” говорит о том, что дождь совсем рядом.
Наконец, благодаря ассонансу и аллитерации поэт передаёт эмоциональное настроение наблюдателя, показывает, что лирический герой умиротворён и доволен, он ощущает полноту и радость существования.
Средства художественной выразительности
В произведении Фет использует простые художественные средства и выражения, при помощи которых передаёт удивительную красоту природы. Автор применяет следующие тропы:
Однако художественные средства являются не самой важной частью всего произведения. Поэт уделяет внимание глаголам. С их помощью перед глазами читателя возникают картинки, которые поэтапно рисует природа.
При помощи аллитерации и ассонанса автор передаёт наслаждение лирического героя от увиденного. Он восхищается происходящим и радуется любой замеченной детали.
Анализ стихотворения Афанасия Фета «Весенний дождь» поможет читателю понять смысл, который вложил в него автор. Поэт восхищается природным явлением, у него возникает радость от увиденного. Чтобы почувствовать эмоции, которые испытывал лирический герой, следует полностью прочитать стихотворение.