О чем стихотворение тургенева утро туманное
Иван Тургенев
В дороге (Утро туманное, утро седое) (+ Анализ, видео)
«В дороге»
Иван Тургенев
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
Вспомнишь обильные страстные речи,
Взгляды, так жадно, так робко ловимые,
Первые встречи, последние встречи,
Тихого голоса звуки любимые.
Вспомнишь разлуку с улыбкою странной,
Многое вспомнишь родное далекое,
Слушая ропот колес непрестанный,
Глядя задумчиво в небо широкое.
Дата создания: 1843 г.
Анализ стихотворения Тургенева «В дороге»
1 вариант
Читая стихотворение И. С. Тургенева «В дороге», трудно поверить, что оно написано двадцатипятилетним человеком – столько в нем грусти и разочарования. Оно несет отпечаток впечатлений много повидавшего и прочувствовавшего страдальца. Пустота глубокой осени, в которой существует герой, созвучна его душевной опустошенности. Это подчеркивается олицетворениями «утро седое», «нивы печальные», которые одновременно являются яркими запоминающимися эпитетами. Герой как бы повис вне времени и пространства. Реальными являются только зрелище туманного – серо-белого – утра, монотонный стук колес экипажа, в котором путешествует лирический герой, и воспоминания, от которых он не может уйти – «нехотя вспомнишь».
Текст содержит эпитеты – «позабытые лица», «обильные …речи», «звуки любимые», «странная улыбка». Причем эпитеты про седое утро и печальные нивы позволяют сделать фотографически точное описание времени суток и окружающего пейзажа.
хронологическая таблица жизни и творчества писателя
Автор активно использует анафору – «так жадно, так робко», «вспомнишь время…, вспомнишь лица…, вспомнишь … речи, вспомнишь разлуку, …многое вспомнишь» – плавно переходящую в эпифору. Глагол «вспомнишь» в его обобщенно-личной форме является лексическим стержнем всего стихотворения, подчеркивает отвлеченность переживаний и одновременно приглашает читателя к диалогу, формирует чувство сопричастности переживаниям.
Среди других средств художественной выразительности Иван Сергеевич использует антитезу – «первые встречи, последние встречи», «так жадно, так робко», метафору – «ропот колес». Использование инверсии – «время былое», «с улыбкою странной», «в небо широкое», «многое вспомнишь… далекое» – хоть и вызвано необходимостью рифмовки, дополнительно усиливает ощущение тягостной безнадежности, охватывающей лирического героя.
Приемы аллитерации выступают своеобразной звукописью – протяжное «у», обилие «н» и «нн», которые встречаются практически в каждой строке, позволяют автору «замедлить» время, создать ощущение протяженности.
В произведении нет действия как такового – автор описывает свое внутреннее состояние, поэтому стихотворение актуально во все времена. В тексте огромное количество определений в виде прилагательных и причастий, усиливающих лирический характер произведения. Не случайно оно положено на музыку Эрастом Абазой и стало украшением русского искусства романса.
Анализ стихотворения «В дороге» Тургенева
2 вариант
Тургенев известен широкому читателю, как автор уникального жанра – стихотворения в прозе. Но одним из ярких примеров «классического стихотворения» автора является произведение «В дороге». Оно было написано в самом начале творческого пути поэта. Удивительно, что эти мысли и фразы принадлежат не взрослому, опытному человеку, а молодому юноше, которому едва исполнилось 25 лет.
Сюжет прост и незамысловат: главный герой скучает в дороге, ему вспоминается прошлая любовь. Однообразный пейзаж располагает к неторопливым рассуждениям, созерцанию и философствованию. Один за другим проносятся сюжеты из жизни, проводя параллели с видом осенней природы. «Утро седое…» означает не только туманный пейзаж, окружающий его. Это и седины в судьбе человека, его душевные терзания и мысли.
хронологическая таблица жизни и творчества писателя
Течение мыслей в дороге особенное. Их не сбивают обычные, будничные дела. Воспоминания сами по себе всплывают образами в голове. Герой не препятствует этому и полностью отдается полету фантазии. Настроение умиротворенное и спокойное. Способствуют этому окружающие виды: задумчивость лесов, спокойное колыхание колосьев на ветру, однообразие проселочной дороги. Акцент на природе сделан в начале и в конце стихотворения, с нее начинается и заканчивается стих. Природа – это обрамление воспоминаний. Она помогает подвести итог и подчеркнуть главное.
Начинается рассвет, а вместе с тем, усиливается тоска путника. Если в начале он вспоминает нехотя, то дальше мысли все отчетливее и навязчивее. По отдельным фразам («последние встречи», «разлука») можно догадаться, что речь идет о прошедшей любви. И она, скорее всего, безответная или несчастная, так как герой вспоминает о ней «с улыбкою странной».
Особенность построения стиха – многократное повторение слова «вспомнишь», оно упомянуто 5 раз. Глагол в этой форме создает впечатление приобщенности читателя к происходящему, содержит прямое обращение к нему. Создается впечатление личного, интимного диалога двух старых друзей. Неторопливый ход беседе придает многократное повторение союза «и».
Удивительно, как молодому человеку удалось передать мысли взрослого, умудренного опытом человека. Читатель погружается в эти воспоминания полностью, сопереживает ему. Автору удалось очень тонко совместить описание осенней природы и тоскливых воспоминаний героя. Они неотделимы друг от друга, помогают полностью раскрыть мысли автора и путника в его лице.
Анализ стихотворения «Утро туманное, утро седое» Тургенева
На это настраивает окружающая природа- замершая осень.
Эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.
Ст-е имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами. Причем? границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой-объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь. Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что «было, прошло, осталось в воспоминаниях»: время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.
Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое-«тускло-серое, белесое»), нивы печальные, снегом покрытые.
На это настраивает окружающая природа- замершая осень.
Эти картины создают атмосферу философской созерцательности, погруженности в себя, когда в памяти постепенно всплывают разные моменты прожитой жизни.
Ст-е имеет интересное композиционное построение. Это своеобразная рамочная конструкция с обрамляющими основное содержание фоновыми картинами. Причем? границы проходят не между строфами, а внутри первой и третьей строф, что, с одной стороны придает стихотворению плавную непрерывность, а с другой-объединяет все, что связано с воспоминаниями. Роль скрепляющего весь текст элемента играет глагол вспомнишь. Этот глагол подчеркивается словами, которые сближаются соотнесенностью с тем, что «было, прошло, осталось в воспоминаниях»: время былое, лица, давно позабытые, вспомнишь… далекое.
Сосредоточенно-сдержанное состояние героя передается через серо-белую цветовую гамму, метафорический эпитет «грусть»: утро туманное, утро седое (основное значение первого прилагательного подкрепляется вторичным значением другого: седое-«тускло-серое, белесое»), нивы печальные, снегом покрытые.
В дороге Тургенев
Воскресенье, 12 февраля 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: сюжет, история создания, выразительные средства |
Автор статьи: tati |
Интересно то, что стихотворение «В дороге», написанное молодым Тургеневым, кажется очень зрелым. Будто написано оно не двадцатипятилетним мужчиной, а умудрённым жизненным опытом человеком, который пожил на свете и хорошо знает цену жизни, воспоминаниям, встречам и расставаниям. Замысел и история публикации
В последний осенний месяц 1843 году Иван Сергеевич побывал в Петербурге, где однажды посетил оперный театр и на его сцене увидел прекрасную оперную певицу. Через какое-то время молодой писатель был приглашен в доме знакомых и там, у Демидовых, он опять встретился с Виардо. Такая женщина не могла не очаровать Ивана Тургенева. Полина была дочерью артистов, которые были известны не только в Испании, но и за пределами родной страны. Виардо и сама стала одной из самых известных женщин девятнадцатого столетия. Умная и одаренная певица была очень красива. Многие молодые люди были с ней только дружны, но и любили ее. Например, совсем юной девушке делал предложение известный драматург из Франции Мюссе. Конечно же, он сразу получил отказ.
Великолепное произведение «В дороге» многим известно под другим названием. Часто его называют по первой строчке «Утро туманное». Оно послужило основой для написания чудесных русских романов с таким же названием. Вдохновлён стихами был не один композитор, текст понравился и подтолкнул к написанию музыки русского композитора Гёдике, российского пианиста пригожего, композитора французского происхождения Катуара. Содержание стихотворного тургеневского текста «В дороге»Смысл тургеневского сюжета прозрачен и ясен: это воспоминания автора о былом. Лирический герой находится в дальней дороге, когда время тянется долго, скучно и однообразно. И это время, пока герой едет, дает возможность предаться воспоминаниям. Его сейчас не отвлекают какие-то простые, но постоянные будничные дела. Настроение у него умиротворенное и спокойное. И в такие минуты мысли в голову приходят сами, а вскоре начинают всплывать в памяти и воспоминания.
Это как раз позволяет памяти воспроизводить разные моменты из той жизни, которая уже была прожита. Поэтому-то и настроение всего тургеневского стихотворения ностальгическое и личное. Утро туманное, утро седое, Вспомнишь обильные страстные речи, Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Художественные средстваВ тургеневском стихотворении композиция интересна и своеобразна. Текст имеет некую рамочную конструкцию, в которой основное содержание как бы обрамляется природным фоном. И вот здесь на первую роль выходит глагол «вспомнить», который встречается в тексте пять раз. Это один из элементов композиции. Рядом с ним стоят слова, которые помогают понять, что все осталось в прошлом. Например, если речь идет о времени, которое вспоминает, то это было, если всплывают и вспоминаются лица, то он позабытые уже давно, и вообще, вспоминается лирическому герою лишь только далекое.
Замедленность действия в тургеневском сюжете передается и при помощи сочетания глагола и союза и. Это отчетливо видно в первых стихотворных строчках. Но помогает передать основное настроение воспоминаний следующие выразительные средства: ✚ Звукопись, которая помогает замедлить все действие. Так, в тургеневском сюжете гласные у и а очень протяжные, но только там, где используется в прилагательных двойная согласная н. ✚ Эпитеты, которые позволяют создать чувственность и эмоциональность всего произведения. Так, если разговор идет о речи, то они страстные и обильные, если звуки голоса, то только любимые и тихие. Например, улыбка с разлукой становится странной. ✚ Метафоры, которые в последних строчках помогаю создать образ дороги и езды. Так, ропот колес звучит у автора непрестанно. Интересно и то, что в тургеневской стихотворной миниатюре совсем отсутствуют местоимения. Таким способом добивается необычное восприятие всего текста, которое теперь кажется читателю как некий монолог, в котором идет размышление, которое не имеет какого-то конкретного адресата, а оно обращено может быть к любому читателю или слушателю. Заканчивается стихотворный текст деепричастными оборотами. Их в тексте всего два. Они помогают уточнить и дополнить все то, о чем было раннее сказано. Всего в тексте три предложения, но они помогают раскрыть и характер тургеневского героя, и показать всю историю его воспоминания. Для своего стихотворения Иван Тургенев выбрал трехсложный размер дактиль. История романсаТургеневское стихотворение «В дороге» стало основой для прекрасного и лирического романса. Но так как сразу несколько композиторов вдохновились стихами и положили их на музыку, в разных концертных залах можно услышать различное его исполнение. Самым известным полюбившимся вариантом стала музыка Абаза. Но и здесь не обошлось без загадки. Все дело в том, что в семье Абаза все были музыкантами. Итак, Аркадий, Виктор и Владимир – все трое были композиторами. Известно, что они служили в гусарском полку в Царском Селе, были офицерами, отлично играли на гитаре, были увлечены пением цыган и сочиняли музыку. Причем могли делать это все вместе. Когда офицеры не имели возможности посещать светские мероприятия они занимали себя игрой на гитаре, и часто восторгались стихами, которые после положили на музыку. Все вместе они и сочинили необычно красивую мелодию на это произведение. В том же году в одном из журналов эта мелодия была напечатана. Это был журнал «Кругозор» за 1971 год. Автором музыки был назван Эраст. Он погиб в боях, но музыка, автором которой он является, звучит до сих пор. Этот романс родился благодаря уникальному таланту двух одаренных и эмоциональных людей: необычного талантливого мастера слова Ивана Тургенева и самого обычного музыканта-композитора, который не имел профессионального музыкального образования, но очень любил музыку, офицера гвардии Эраста Аггеевича Абаза. По другой версии композитором этого романса на стихи Тургенева могла стать жена одного из этих офицеров. Юлия Федоровна была известной певицей и часто сочиняла музыку для своих романсов, которые потом и исполняла. Очень часто в своем доме она устраивала концерты, куда часто приглашался и Иван Тургенев. Иван Сергеевич Тургенев Стихотворение «В дороге». — презентацияИван Сергеевич Тургенев в большей степени известен читателям прозаическими произведениями. Знаменитым его сделали произведения крупной формы: повести, романы. Но в его творчестве нашлось место и поэтической лирике, хотя сам автор считал, что его таланта недостаточно для красочной поэзии. Он пробовал себя в различных жанрах: элегии, баллады, экспромты, пародии, мадригалы. Краткий анализПеред прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением В дороге. Тема – размышления ямщика о своей жене, которую сгубило барское воспитание. Композиция – одночастная, рассказ ямщика развивается последовательно. Жанр – гражданская лирика. Стихотворный размер – трехстопный анапест с чередование мужской и женской рифмы и неупорядоченной рифмовкой. Сравнения – “ревёт, как шальная”, “как щепка худа и бледна”. Эпитеты – “удалой ямщик”, “рекрутский набор”, “барский дом”, “дворянские манеры”, “суровый вид”, “бабенка лихая”, “безустанная работа”, “пьяная рука”, “неотвязная скука”. История созданияИсторию, представляющую собой воображаемый диалог между барином и ямщиком, Некрасов создал в 1845 году. На момент написания этого поэтического произведения поэту едва исполнилось 24 года, однако он имел четкую гражданскую позицию и талантливо выражал ее в поэтической форме. Когда молодой творец показал его известному уже на тот момент критику Белинскому, тот, растрогавшись, назвал его “истинным поэтом”. Герцен же считал это произведение превосходным. Именно это произведение знаменовало новый этап в творческом развитии Некрасова, который от романтизма перешел к реализму и сосредоточился на гражданской лирике.
Возможно вам будет интересноСам Иван Сергеевич очень сдержанно оценивал свои стихотворные опыты, считал, что вовсе не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений не просто стало любимым романсом многих почитателей этого жанра, но даже было положено на музыку разными композиторами: Г. Катуаром, Я. Пригожим, А. Гедике. Речь идет о стихотворении «В дороге» , больше известном по первой строчке — Усиливается восприятие стиха с помощью повторения слова «вспомнишь» : оно использовано пять раз. Глагол в форме второго лица настраивает на диалог, как будто обращенный к читателю, создавая ощущение сопричастности к чему-то личному, интимному, но сами предложения носят обобщенно-личный характер, приглашая к разговору любого. При этом происходит постепенное «прояснение» картины: если сначала, как и положено ранним утром, все размыто, не имеет четких очертаний, то по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя. Параллельно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Если сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые» , то уже в следующую минуту память услужливо предлагает вспомнить Удивительно, как мудро и точно удалось передать 25-летнему писателю такое состояние светлой грусти, свойственное стихотворениям о несчастной или уже прошедшей любви (как у Пушкина в его стихотворении «На холмах Грузии…»). Гораздо более поразительным можно считать тот факт, что, написанное в 1843 году, это стихотворение было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, а стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил на протяжении почти 40 лет. И читатель вслед за героем стихотворения «В дороге» тоже должен понять, что все выпавшие на долю человека испытания делают его более мудрым, стойким, наполняют дорогими сердцу воспоминаниями, дают возможность просветленности сознания героя, очищения его души (катарсиса) после заново пережитых мгновений прошлого. Иван Сергеевич Тургенев воспринимается некоторыми читателями как автор произведений крупной формы — повестей «Ася», «Первая любовь», романов «Рудин», «Дворянское гнездо» и множества других, не менее известных ценителям русской классики. Он писал поэмы и элегии, баллады и мадригалы. Широко известны его эпиграммы, пародии, шутливые послания и экспромты. Тургенев переводил произведения величайших поэтов Европы: Гейне, Байрона, Мюссе, Вольтера. Сам Иван Сергеевич считал, что не обладает поэтическим талантом. Но одно из его стихотворений было положено на музыку разными композиторами (А. Гедике, Г. Катуаром, Я. Пригожиным) и стало любимым романсом почитателей этого жанра. Это его стихотворение «В дороге», которое известно многим по первой строчке: «Утро туманное, утро седое». Лирический сюжет не затейлив: в дороге герой вспоминает о былых днях. Унылый осенний пейзаж располагает не просто к задумчивости, но к созерцательности, к философским рассуждениям. Перед мысленным взором героя невольно возникают моменты прожитой долгой жизни, потому и утро ему кажется седым, таким же убелённым сединами, как и он. Но такое определение — утро седое, встречается очень часто в сопоставлении тумана с сединой, поэтому это определение можно отнести к постоянным эпитетам. Например, у Есенина — «седины пасмурного дня». В стихотворении слово «вспомнишь» используется пять раз. С помощью этого приёма усиливается восприятие содержания: глагол в форме 2-го лица настраивает на диалог автора с читателем, создаёт ощущение его сопричастности к личным, интимным переживаниям, но к разговору приглашается любой, благодаря обобщённо-личностному характеру предложений. При этом постепенно картина «проясняется». Сначала, как и положено, ранним утром, всё размыто, не имеет чётких очертаний, но по мере того, как начинает светать, проясняется восприятие и героя, и читателя. Одновременно с рассветом в природе происходит нарастание чувств лирического героя. Сначала он «нехотя вспоминает и время былое, и лица, давно позабытые », но очень скоро память рисует в его представлениях любимые образы, услужливо озвучивает « Ясно, что речь идёт о прошедшей любви («последняя встреча», разлука) и герой вспоминает о ней «с улыбкою странною », но нет ощущения отчаянья и безнадежности. «Всё проходит, да не всё забывается». Удивительно, как мудро и точно сумел передать молодой писатель (ему было 25 лет) такое состояние души, охваченной светлой грустью по невозвратной безответной или прошедшей любви. Стихотворение «В дороге», написанное в 1843 году, было прощанием с одной любимой женщиной — Татьяной Бакуниной, но стало предвестником долгого и мучительного романа с другой — Полиной Виардо, молодой певицей, замужней женщиной, которую Тургенев нежно и трепетно любил почти сорок лет. И читателю, как и герою стихотворения «В дороге» тоже становится понятно, что все испытания, выпавшие на долю человека, делают его мудрее, закаляют волю, вырабатывают характер, наполняют душу дорогими воспоминаниями. Эти вновь пережитые мгновения прошлого сообщают сознанию героя просветлённость, очищение души. Романс «Утро туманное» Поёт Борис Штоколов) Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Иван Сергеевич Тургенев
Сложная судьба русского народа – вот что волновало молодого автора. И именно этой теме посвящено его произведение “В дороге”. Груша, крестьянская жена, обрела в господском доме чувство собственного достоинства – и это впоследствии сделало крепостную несчастной на всю жизнь. Основная мысль – безнадежность сложившегося положения. Пока в России существует крепостное право, и барин может женить людей по своему усмотрению, лишая их сердечной склонности, простые люди будут несчастны. КомпозицияСтих имеет зачин и концовку, но, несмотря на это, отличается одночастной композицией. Зачин – это просьба барина к ямщику развлечь его каким-то рассказом или песней, на которую тот отвечает жалобами на жену и объясняет, чем именно вызвано его недовольство. История Груши, изложенная ее мужем, очень печальна: девушка долгое время воспитывалась в господском доме как подруга маленькой барышни, но потом та вышла замуж, ее отец умер, а новый хозяин поместья отправил крепостную туда, где ей было место – в крестьянскую избу, предварительно выдав замуж. В прошлой жизни осталась ее любовь к учителю, а в этой был только тяжелый труд. И хотя муж не изнурял ее, жалел даже по-своему и бил только тогда, когда был пьян, она все равно чувствовала себя униженной. Завершается композиция словами барина, который прервал рассказ ямщика, иронически заметив, что тот его “потешил”. Безотрадность положения крестьянской женщины и крепостных вообще, ярко нарисованная Некрасовым в этом простом на первый взгляд рассказе, глубоко трогает душу. Вариант 2В стихотворении «В дороге» Тургенев показывает нам картину туманного утра в осеннее время года. Но основная тематика состоит вовсе не в этом. Автор делится читателем своими душевными переживаниями и воспоминаниям. У каждого из нас, так или иначе, имеются воспоминания, о которых мы вспоминаем с грустной улыбкой. Это и люди, с которым мы больше, по тем или иным причинам, никогда не увидимся, это и места, в которые мы никогда не вернемся. Но всё это занимает огромное место в нашей душе, и каждый раз, когда мы открываем эту «шкатулку с воспоминаниями», нас будто бы уносит в те самые беззаботные дни, когда все было хорошо и будущее было туманным, но, тем не менее, радостным. Также автор заставляет нас вспомнить тех, ради кого мы готовы были совершать поистине безумные поступки, тех, ради чьего взгляда, мы были способны буквально на все. Речь тут идет о любви. Каждый из нас испытывал те самые теплые чувства, и многие, как это ни печально, уже давно потеряли этих, некогда близких, людей. А ведь иногда так хочется снова, хоть на пару минут, вернуться в прошлое и оказаться бок о бок с тем самым человеком, заглянуть ему в глаза, сказать самые сокровенные слова, слова, которые ты тогда так и не сказал. Так хочется снова услышать тот голос, который уже никогда не услышишь. Тургенев мастерски заставляет нас еще больше углубиться в самих себя. Он показывает нам всю грусть расставания с близким человеком. Мы еще думаем, что все еще обязательно будет, мы встретимся еще сотни и сотни раз, и, уходя, не знаем, что встреча эта была для нас последней. Стихотворение будто бы наполнено светлой грустью человека, который потерял нечто такое, на что он в далекие времена не обращал большого внимания. И только сейчас, спустя годы, он осознает, что, возможно, стоило тогда сказать на пару слов больше, и всё бы пошло совсем иначе. Возможно, он бы находился сейчас далеко-далеко, возможно он был бы совсем другим человеком, но, увы, жизнь дается лишь единожды, и ошибки эта самая жизнь не прощает. Как бы человек не желал всё изменить, как бы он себя не обманывал, в душе он понимает, что точка уже поставлена и никогда он не окажется в тех местах, где он был счастливее всего, никогда он не будет рядом с теми людьми, которые раз за разом приходят к нему во снах. Но ничего не изменить. А человек, думающий иначе, либо не очень умный, либо желает себя обмануть. Может оно, конечно и лучше, жить в постоянном обмане. Но ведь разумом мы все понимает, разум нам не обмануть. Тургенев, будучи тонким психологом с огромным жизненным опытом, очень остро понимал натуру человека. И этим стихотворением он в очередной раз доказал свое мастерство писателя, который способен заставить читателя задуматься над своей жизнью, и, возможно, что-то в ней переосмыслить и поменять. Это один из самых первых образцов гражданской лирики Некрасова, который горячо обличает несправедливое крепостническое устройство России. Трехстопный анапест выбран не зря – он делает стихотворение похожим на русские песни-жалобы с одной стороны и ритмически повторяет перестук копыт с другой. Таким образом Некрасов передает атмосферу рассказа, который ведется именно в дороге. Благодаря разнообразию типов рифмовки, а также использованию как мужской, так и женской рифмы, Некрасову удается передать живость разговорной речи. Содержание стихотворного тургеневского текста «В дороге»Смысл тургеневского сюжета прозрачен и ясен: это воспоминания автора о былом. Лирический герой находится в дальней дороге, когда время тянется долго, скучно и однообразно. И это время, пока герой едет, дает возможность предаться воспоминаниям. Его сейчас не отвлекают какие-то простые, но постоянные будничные дела. Настроение у него умиротворенное и спокойное. И в такие минуты мысли в голову приходят сами, а вскоре начинают всплывать в памяти и воспоминания. На такие воспоминания о прошлом настраивает и природа, которая мелькает мимо. Вокруг осень: спокойствие, задумчивость, гармония. Описанию природы автор посвящает две первые строки первой стихотворной строфы, а затем еще и последнюю строку последней строфы. Она помогает подвести итог и закончить основную мысль всего стихотворения. Эти прекрасные картины позволяют создать необычную атмосферу некой философской созерцательности и обязательной погруженности в себя. Это как раз позволяет памяти воспроизводить разные моменты из той жизни, которая уже была прожита. Поэтому-то и настроение всего тургеневского стихотворения ностальгическое и личное. В дороге Утро туманное, утро седое, Нивы печальные, снегом покрытые, Нехотя вспомнишь и время былое, Вспомнишь и лица, давно позабытые. Вспомнишь обильные страстные речи, Взгляды, так жадно, так робко ловимые, Первые встречи, последние встречи, Тихого голоса звуки любимые. Вспомнишь разлуку с улыбкою странной, Многое вспомнишь родное далекое, Слушая ропот колес непрестанный, Глядя задумчиво в небо широкое. Средства выразительностиЭто произведение не слишком богато на привычные средства выразительности, чему есть объяснение: неоткуда взяться цветистым словечкам в речи такого простого человека, как ямщик. Некрасов использует максимально простые художественные средства: Последний эпитет показывает, что барин не так равнодушен, как ему хотелось казаться – на самом деле он испытывает глубокую горечь из-за осознания того, в каком безнадежном положении может оказаться несвободный человек. В то же время он вставляет в речь ямщика просторечия, которые придают ей реалистичность: слышь ты, понимаешь–ста, тоись, врезамшись, баит, сам–ат, патрет.
|