О чем стихотворение снегирь
«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.
Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:
А в последней – имеет вид приказа:
Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.
Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба – штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.
Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:
Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.
► Читайте также другие темы главы VI:
► Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XVIII века
Анализ стихотворения «Снегирь» Гавриила Державина
Гавриил Державин написал стихотворение «Снегирь» в 1800 году, в возрасте 57 лет. Для того чтобы понять, о чём это стихотворение, нужно знать историю и повод его создания. Без этого знания стихотворение может показаться несколько загадочным и непонятным. Историю его создания изложил сам автор. 18 мая 1800 года Гавриил Державин вернулся с похорон великого полководца Александра Суворова в удрученном состоянии.
Что ты заводишь песню военну
Флейте подобно, милый снигирь?
С кем мы пойдем войной на Гиену?
Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?
Это небольшое стихотворение состоит из четырех строф по шесть строк в каждой. По стилю относится к жанру оды. Как каждая ода того времени, «Снегирь» насыщен яркими эпитетами, образами, сравнениями и аллегориями. Северный гром, орлиные крылья, львиное сердце – эти эпитеты адресованы Суворову. Несмотря на небольшой объем, в четырех строфах хорошо видно отношение Державина к личности Суворова, уважение к нему, печаль о потере великого воина и личного друга. Потеря защитника отечества также улавливается в этих строках: « Кто теперь вождь наш? Кто богатырь?». Такое чувство от потери непобедимого полководца в то время испытывали многие. Но немногим Суворов был личным другом.
В 1800 году революционная Франция стала опасной для России. До вторжения Наполеона оставалось 12 лет, но уже тогда многие понимали, что война России и Франции – дело времени. Потеря великого полководца, не имевшего ни одного поражения и известного всему миру, в такой момент была особенно ощутима. «С кем мы войной пойдем на Гиену?» — печально спрашивает Державин, понимая, что ответа на этот вопрос нет.
Через 3 года после этих событий сам Державин отойдет от всех государственных дел, уйдет на заслуженный отдых, и до смерти в 1816 году будет заниматься исключительно творчеством. Ему предстоит увидеть, что на смену Суворову придет другой великий полководец — Кутузов.
Но печальный день смерти Суворова навсегда останется запечатлённым в стихотворении «Снегирь».
Державин снегирь. Анализ стихотворения державина снегирь
Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин
«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.
Снегирь Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат. Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать? Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять? Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?
Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:
Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?
А в последней – имеет вид приказа:
Полно петь песню военну, Снегирь!
Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.
Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба – штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.
Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:
Нет уже с нами! Что воевать?
Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.
помогите найти анализ стихотворения Снегири державин
помогите найти анализ стихотворения Снегири державин
Северны громы в гробе лежат.
Нет уже с нами! Что воевать?
Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в Снегире — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными.
После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.
Поэт использовал в Снегире примы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века
Снегирь
В Горках, гуляя по парку, Владимир Ильич часто подходил к одному и тому же месту. Высокая ель здесь росла, берёзка, у самой берёзки — кусты.
Великий преобразователь русской поэзии Г.Р. Державин
«Снегирь» также посвящен скорбному событию. Умер Суворов, доблестный полководец и удивительный человек, которого поэт любил и глубоко почитал. И вновь – параллель с миром русской природы. Но теперь выбран снегирь, любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. Построение стихотворения и его ритмическая организация иные, чем в предыдущем. Но ведь и герой, и ситуация совершенно иные. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.
Перед нами как бы моментальный словесный рисунок, сделанный сильными и резкими мазками. Портрет-характеристика героя помещен во вторую и третью строфы. Он взят, как в раму, в начальную и конечную строфы, содержащие обращение к Снегирю. Только в первой строфе это обращение имеет вид недоуменного вопроса:
А в последней – имеет вид приказа:
Вся первая строфа состоит из сплошных вопросов. Умер тот, кого никем никогда не заменишь. Потому и растерянность, потому и взволнованные вопросы без ответа на них. Во второй и третьей строфах конкретизируется мысль о том, почему другого такого полководца, как Суворов, в России больше уже не будет. Уникален он в силу своей соприродности простым солдатам, людям из народа. Он разделяет их обычаи и привычки, в военных походах он живет их жизнью. У него тот же «русский сгиб ума», что и у самого поэта. А ведь по своему положению этот полководец едва ли не равен царям: он «дает скиптры», решает судьбы стран и народов.
Демократизм литературного произведения проявляется не только в его тематике, то есть не только в том, о чем в нем повествуется, – но и в его поэтике, то есть в том, как повествуется, какая форма выбирается. Говоря о Суворове, Державин выбирает поэтическую форму, передающую образ мышления человека из народа (народ по-гречески demos ; отсюда и определение «демократический»). Это он, воюя рядом со своим полководцем, уверовал, что «зависть побеждается шутками», «злоба – штыками», а судьбу умилостивают молитвами. Это он вписывает себя в извечную русскую формулу: «жить для царей, себя изнуряя». И он считает, что именно так прожил свою жизнь любимый полководец Суворов.
Заключительная строфа возводит героя на пьедестал, отделяя от всех остальных: «Нет теперь мужа в свете столь славна». Образ приобретает величественные «герольдические» очертания: «Львиного сердца, крыльев орлиных». Однако финальная строка вновь звучит совсем не торжественно и пышно, а просто и лаконично. Так выразился бы потрясенный горем обычный человек, хорошо понимающий цену утраты:
Нет больше Суворова, и Снегирю незачем больше петь «военную песню». Стихотворение взято в кольцо перекликающихся строк: открывающей повествование («Что ты заводишь песню военну…») и завершающей его («Полно петь песню военну, Снегирь!»). Горестный круг замкнулся: нет Суворова и умолкли песни славных подвигов и побед. Как точно соответствует это стихотворение названию нашей книги. В «Снегире», действительно, соединились звуки лиры и трубы. Маршевый ритм, ритм походов и приказов («Полно петь песню военну, Снегирь!»), растворен в глубоком и искреннем лирическом переживании.
В небольшом произведении, состоящем всего их четырех строк, поднята глобальная тема – свобода истинного творчества. Зачастую авторы вынуждены говорить и писать совсем не то, что просит душа. Вынужденно работая по указке, писатели и поэты неизбежно растрачивают свой талант, их произведения не цепляют за живое, оставляя читателей равнодушными.
В основе данного стихотворения лежит аллегория: образ птички соответствует образу поэта, человека искусства, чья творческая деятельность ограничена рамками власти или цензуры.
Главная мысль произведения – дать возможность творческому человеку работать свободно, без ограничений. Ведь только в этом случае возможно создать истинный шедевр. Талант не терпит даже малейшего давления: оказавшись «взаперти», он не горит ясным пламенем, но робко тлеет, а после и вовсе исчезает, так и не успев совершить все, на что был способен.
Анализ стихотворения «Снегирь» Р. Державина
Одним из ярких представителей классицизма в русской литературе является поэт Гавриил Романович Державин. В его творчестве нашли отражение реалии жизни обыденной, интерес к русской истории, к русской философии. Следуя законам жанра, поэт-классицист создавал свои произведения «по образцу» — так появляются оды Державина. Однако, сложно определить одно литературное направление, в котором творил поэт. Некоторые исследователи отмечают, что Державин находился в поиске новых форм литературы, а позднее отмечают новое направление, в котором он работал — «предромантизм». Для творчества предромантиков характерно обращение к человеческой индивидуальности, что противоречит канонам, установленным классицистами. Исходя из этого противоречия, стихотворение «Снегирь», которое сам Державин озаглавил, как «ода», может характеризоваться и как элегия — стихотворный результат философского размышления над сложными вопросами человеческого бытия.
Стихотворение «Снегирь» увидело свет в мае 1800 года, после смерти Суворова, которую поэт воспринял, как личную трагедию. С первых строк стихотворения становится ясно, что для Державина полководец был великим человеком, единственным в своем роде «Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов?». Следуя законам жанра оды, Державин использует в своем стихотворении «высокую» лексику, которой восхваляет храбрость и мужество полководца, а так же его окружение: «богатырь», ездить «пылая», «рок низлагать», «доблестей быв страдалец единых», «бранна музыка днесь не забавна», «слышен отвсюду томный вой лир». Однако, поэт не мог в полной мере выразить свои чувства пышными и торжественными словами, которые от него требовал жанр оды, поэтому Державин переходит на простой, обывательский язык.
Для Державина оказалось важным не следовать образцу и не громоздить высокопарные метафоры одну за другой, а отметить жизненные, бытовые детали, которые помогают читателю создать более полный образ Суворова. Прямо и открыто говорит поэт о привычках полководца: «Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари». Таким образом, Державин стал едва ли не первым, кто заговорил о мире реальном — факты жизни конкретного человека включены в героический рассказ о подвигах великого полководца.
В стихотворении «Снегирь» существенно расширены границы классицистического жанра, согласно которому в произведении должен был быть изображен тип героя, а не конкретный человек. Державин стал новатором, создавая новые формы, соединяя разную лексику, обращая внимание на жизнь в конкретном ее проявлении, на окружающую действительность, что дало возможность развиться таким литературным жанрам как романтизм, а позднее и реализм.
Если статья оказалась для вас полезной, то поделитесь ей с друзьями через социальные сети и оставьте свой комментарий. Потратив всего 10 секунд своего времени на два клика по кнопки соцсети, Вы поможете нашему проекту. Спасибо!
Средства выразительности
Поскольку произведение Гавриила Романовича отличается весьма скромным размером, в нем нет обилия средств выразительности. Главным художественным приемом, которым пользуется автор, является иносказание. В пойманной перепуганной птички угадывается образ самого поэта, вынужденного жить и творить под гнетом власти.
В произведении сразу бросается в глаза легко узнаваемый стиль Державина. Поэт использует столь любимые им краткие архаичные формы слов (эпитет «голосисту»).
Для усиления образности и художественной выразительности речи автор применяет аллитерацию – повторение одинаковых согласных звуков. В данном случае, глухой звук «п» встречается так часто, что воспринимается как презрительное «пф».
Анализ стихотворения Державина «Снегирь»
Хотя Державин и называет эту свою работу одой, она теряет в данном случае свой торжественный характер. Высокую тему автор воплощает в форму очень личного, интимного произведения.
Державин сравнивает голос снегиря с флейтой, и это сравнение не случайно. В 18 веке флейта была одним из основных инструментов военного оркестра.
Обычно в победоносных одах не было принято обрисовывать конкретный облик того или иного героя, все победители были похожи друг на друга. Но Державин поставил перед собой иную цель – он постарался создать неповторимый облик полководца, который помимо всего прочего было хорошим другом и просто человеком.
Автор использует слова «сухарь», «кляча» в тексте стихотворения неспроста, так как эти же слова использовал сам Суворов в обращениях с фронта, описывая свои дни. Вместо привычной десятистишной строфы Державин использует шестистишную. Эту метрику для оды впервые стал использовать именно он. Вместо канонического для оды ямба, он использовал дактиль. Полные стопы здесь чередуются с усеченными, придавая речи автора более быстрый, нежели в других одах, темп.
Иными словами, в стихотворении «Снегирь» Державин выступил поэтическим новатором. Он употребил все приемы, характерные для анакреонтики. Но сделал ее не веселой, шуточной, а весьма трагичной.
Это стихотворение стало каноническим для изучения. Оно завладело сердцами и душами не только современников, но и читателей века двадцатого: не о каждом стихотворении рассуждают в течение нескольких веков… Так стихотворение, написанное простым языком, без лишних восхвалений и тирад, сделало Державина еще более знаменитым, а личность Суворова понятной обычным людям.
Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать?
Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять?
Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?
Гавриил Романович Державин
О стихотворении «Снегирь» Г.Р. Державина
С тихотворение «Снегирь» было создано, по словам самого Державина, при следующих обстоятельствах. «У автора в клетке был снегирь, выученный петь одно колено военного марша; когда автор по преставлении своего героя (т. е. Суворова.) возвратился в дом, то услыша, что сия птичка поет военную песню, написал сию оду в память столь славного мужа».
Э то стихотворение — лучший поэтический памятник великому Суворову.
Державину здесь удалось создать почти обыденный и тем еще более трогательный образ умершего героя.
Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый снегирь?
С равнение голоса снегиря с флейтой не случайно: в XVIII в. флейта была одним из основных инструментов военного оркестра, и флейтист часто шел впереди воинской части. В победно-патриотических одах поэты не стремились обрисовать образ воспеваемого ими полководца.
Н е скрыл Державин и печального положения своего, героя в самодержавной России: «Скиптры давая, зваться рабом». В этих словах — горькая ирония над участью русских полководца, гонения на Суворова со стороны Павла I.
О собого внимания заслуживает метрика «Снегиря». Вместо канонической десятистишной строфы, которую закрепил за одой Ломоносов, Державин пользуется шестистишной, им самим придуманной строфой. Первые четыре стиха имеют перекрестную рифмовку, два последних — рифмуются с аналогичными стихами следующей строфы. Вместо обычного для оды четырехстопного ямба в «Снегире» — четырехстопный дактиль. Полные дактилические стопы чередуются с усеченными. После второй, усеченной стопы образуется пауза, придающая речи поэта взволнованный характер.
П оэт использовал в «Снегире» приёмы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века
Кто посреди снегов живёт.
С негирь — любимая народом птичка, маленькая, но отважная, не боящаяся морозов и снежных бурь. А.В. Суворов – воплощение воинского долга, мужества, солдатской неприхотливости и доблестной самоотверженности.
Анализ стихотворения Снегирь Г. Р. Державина по плану
Поэт использовал в «Снегире» приёмы, выработанные в русской анакреонтике, но сломал традицию, сделав анакреонтику не шуточной, а трагической. Стихотворение заслужило признание читателей двух веков: оно вошло во все учебники стиховедения и антологии русской поэзии. Державинский снегирь прытко перелетел и в поэзию двадцатого века.
Композиция
Произведение небольшое, и представляет собой четверостишие. Однако даже в эти четыре строчки автору удалось вложить глубокий философский смысл. Поначалу стихотворение производит впечатлений легкомысленной забавы: дети поймали птичку, чтобы немного развлечься.
Однако вскоре становится понятно, насколько тяжело пичужке приходится в неволе, когда ее заставляют петь столь же искусно, как она это делала на свободе. Такое положение беззащитного существа вызывает чувство сопереживания.
Стихотворение «Снегирь» Державин написал после смерти великого русского полководца — Суворова. Это событие вызвало в нем сожаление об утрате такого человека, способного на подвиги во имя родной страны. Он подчеркивает в каждой строке его величие и значимость для родной земли.
Стихотворение представлено в виде беседы автора с птицей – снегирем. И, это вовсе не случайный его собеседник. Произведение посвящено полководцу сильному, смелому и выносливому. А снегирю присущи такие качества. Еще, эта птица была любима русским народом. И, еще кое-что: снегирь заводит военную песню, будто флейта. Этот музыкальный инструмент всегда присутствовал в составе военных оркестров. Значит, сравнение опять не случайное. Снегирь – образ полководца, ведущего в бой. Звучание флейты – призыв к действиям.
Автор обращается к птице с вопросом о том, к чему теперь заводить эту песнь, когда нет больше во главе войска сильного человека. Он называет Суворова богатырем, вождем с львиным сердцем. Сравнивает он его, уже в конце произведения, и с еще одной выносливой птицей – орлом.
Сожалея о том, что нет уже такого богатыря, Державин, следуя законам хвалебного произведения, использует возвышенные фразы. Но для того, чтобы передать все величие и доблесть этого человека, их оказывается не совсем достаточно.
И тогда поэт прибегает к другому способу. Он рисует образ полководца реальным, передавая его привычки и отношение к своей деятельности. Это оказывается намного действенней возвышенных хвалебных строк, так как передает всю полноту натуры этого человека.
Так, Державин показывает, насколько Суворов был предан своей стране, народу и царю. Он вместе со своей ратью терпел многие неудобства и лишения. Например, есть строки в произведении о том, что он ездил на кляче и ел сухари. То есть, он делил пополам с вверенными ему людьми все тяготы. Это делает его намного ближе к ним. Полководец и войско – единое целое. А такой предводитель способен вселить в людей и силу, и веру. Он был достоин того, чтобы вести народ за собой. А себя же он полностью отдавал службе отчизне.
Сборник стихов «Снегирь» Агнии Барто
Поделиться в соц. сетях
Стихи Агнии Барто
Сборник стихов «Снегирь»:
Это один из известных сборников Агнии Барто. Также называется и его заглавное стихотворение, которое было написано в 1938 году. Это история о маленьком мальчике, который не очень хорошо воспитан. Ему доставляет удовольствия делать пакости другим. Он постоянно дерется во дворе со сверстниками. Но все меняется, когда в магазине мальчик видит снегиря. Он очень хочет, чтобы мама купила ему эту птицу. Но та отказывается, так как сын плохо себя вел. И тогда мальчик решает исправиться, лишь бы его мечта о снегире сбылась. Через это стихотворения Агния Барто очень умело рассказывает о правильном воспитании. О том, как важно вести себя хорошо.
Стихи для детей читать:
Где живет герой?
Ура, у нас живёт герой В квартире семьдесят второй!
Не кто-нибудь — сам управдом Принёс такую весть. И вот к герою мы идём Взглянуть, какой он есть.
Узнаем мы, кого он спас, Сниматься будем с ним. «Мы — делегация от нас!» — Ему мы объясним.
Вот мы стоим перед дверьми, Друг другу шепчем: — Не шуми! — Нам открывает паренёк, Мальчишка лет восьми.
Он так обрадовался: — Ой! Вы говорите, есть герой В квартире семьдесят второй?
Постойте, может быть, мой брат? Он получил восьмой разряд, Он метит в мастера! А может быть, сестра?
Она проходчица в метро. — Тут он прищурился хитро: —
Есть у неё жених! Он лучший слесарь в гараже, И в телевизоре уже Показывали их.
— Ты что несёшь какой-то вздор! Впусти нас лучше в коридор!
Но он стоит и мелет чушь: — Ой, я забыл — соседкин муж Мечтал героем стать! Но он уехал на Урал, У них больна свекровь! —
Так всех жильцов он перебрал И начинает вновь:
— Никита, может быть, герой? Три дня вставал чуть свет, Теперь всю рощу перерой — Там шелкопряда нет!
А может, бабушка герой? Была когда-то медсестрой!
— Пойми,- сказал один из нас,- У вас кого-то кто-то спас!
— Ну? — удивился паренёк.- Так это я как раз! Маринку спас, сестру мою, Чуть не попала в полынью, Уже кричала «Караул!» — Но я ей руку протянул.
Мы согласились: — Все жильцы У вас, конечно, молодцы, Но непонятно, кто герой В квартире семьдесят второй.
Мы стали адрес проверять: Дом 18. Корпус 5. Ошибся, значит, управдом, Что здесь герои есть!
Кричит мальчишка: — Дело в том, Что этот корпус шесть!
— Тогда пришли мы не туда! — Сказал один из нас.- Не в этом корпусе тогда Кого-то кто-то спас! Не в этом корпусе герой В квартире семьдесят второй!
А паренёк кричит: — Привет! У нас пока героя нет, Но он появится вот-вот, Вы к нам зайдите через год!
Дом переехал
Возле Каменного моста, Где течёт Москва-река, Возле Каменного моста Стала улица узка.
Там на улице заторы, Там волнуются шофёры. — Ох, — вздыхает постовой, — Дом мешает угловой!
Сёма долго не был дома — Отдыхал в Артеке Сёма, А потом он сел в вагон, И в Москву вернулся он.
Вот знакомый поворот — Но ни дома, ни ворот! И стоит в испуге Сёма И глаза руками трёт.
Дом стоял на этом месте, Он пропал с жильцами вместе!
— Где четвёртый номер дома? Он был виден за версту! — Говорит в испуге Сёма Постовому на мосту. —
Возвратился я из Крыма, Мне домой необходимо! Где высокий серый дом? У меня там мама в нём!
Постовой ответил Сёме: — Вы мешали на пути, Вас решили в вашем доме В переулок отвезти.
Поищите за углом — И найдёте этот дом.
Сёма шепчет со слезами: — Может, я сошёл с ума? Вы мне, кажется, сказали, Будто движутся дома?
Сёма бросился к соседям, А соседи говорят: — Мы всё время, Сёма, едем, Едем десять дней подряд.
Тихо едут стены эти, И не бьются зеркала, Едут вазочки в буфете, Лампа в комнате цела.
— Ой, — обрадовался Сёма, — Значит, можно ехать Дома?
Ну, тогда В деревню летом Мы поедем В доме этом!
В гости К маминым знакомым Мы поедем Вместе с домом.
В гости к нам Придёт сосед: — Ах! — А дома Дома нет.
Я не выучу урока, Я скажу учителям: — Все учебники далёко — Дом гуляет по полям!
Вместе с нами за дровами Дом поедет прямо в лес. Мы гулять — и дом за нами, Мы домой — а дом… исчез.
Дом уехал в Ленинград На Октябрьский парад. Завтра утром, на рассвете, Он вернётся, говорят.
Дом сказал перед уходом: «Подождите перед входом! Не бегите вслед за мной: Я сегодня выходной».
Мы его напрасно ждём, Грустно мокнем под дождём.
— Нет, — решил сердито Сёма, — Дом не должен бегать сам! Человек — хозяин дома, Всё вокруг послушно нам.
Захотим — и в море синем, В синем небе поплывём!
Захотим — И дом подвинем, Если нам мешает дом!
Мы — моряки
Мы — моряки, Плечи широки, Крепкие руки, Клёшем брюки. Жарко в кочегарке! В Африке не жарче! Бьётся пульс машинный, Видно, что спешим мы. Мы — моряки, Плечи широки, Крепкие руки, Клёшем брюки.
Море в бурю Волны хмурит, В чёрное ненастье Распевают снасти. Ишь какая качка! Скачешь вроде мячика! Эй, смотрите с палубы, За борт не упали бы! Мы — морские черти, Все моря исчертим!
Там, на горизонте, Запылало солнце. Огненный костёр Пламя распростёр. То ли волны блещут? То ль знамена плещут? Мы — моряки, Плечи широки, Крепкие руки, Клёшем брюки.
Наш сосед Иван Петрович
Знают нашего соседа Все ребята со двора. Он им даже до обеда Говорит, что спать пора.
Он на всех глядит сердито, Всё не нравится ему: — Почему окно открыто? Мы в Москве, а не в Крыму!
На минуту дверь откроешь — Говорит он, что сквозняк. Наш сосед Иван Петрович Видит всё всегда не так.
Нынче день такой хороший, Тучки в небе ни одной. Он ворчит: — Надень галоши, Будет дождик проливной!
Я поправился за лето, Я прибавил пять кило. Я и сам заметил это — Бегать стало тяжело.
— Ах ты, мишка косолапый, — Мне сказали мама с папой, — Ты прибавил целый пуд! — Нет,- сказал Иван Петрович, — Ваш ребёнок слишком худ!
Мы давно твердили маме: «Книжный шкап купить пора! На столах и под столами Книжек целая гора».
У стены с диваном рядом Новый шкап стоит теперь. Нам его прислали на дом И с трудом втащили в дверь.
Так обрадовался папа: — Стенки крепкие у шкапа, Он отделан под орех!
Но пришёл Иван Петрович — Как всегда, расстроил всех.
Он сказал, что всё не так: Что со шкапа слезет лак, Что совсем он нехорош, Что цена такому грош, Что пойдёт он на дрова Через месяц или два!
Есть щенок у нас в квартире, Спит он возле сундука. Нет, пожалуй, в целом мире Добродушнее щенка.
Он не пьёт ещё из блюдца. В коридоре все смеются: Соску я ему несу.
— Нет! — кричит Иван Петрович. — Цепь нужна такому псу!
Но однажды все ребята Подошли к нему гурьбой, Подошли к нему ребята И спросили: — Что с тобой?
Почему ты видишь тучи Даже в солнечные дни? Ты очки протри получше — Может, грязные они?
Может, кто-нибудь назло Дал неверное стекло?
— Прочь! — сказал Иван Петрович. — Я сейчас вас проучу! Я,- сказал Иван Петрович, — Вижу то, что я хочу.
Отошли подальше дети: — Ой, сосед какой чудак! Очень плохо жить на свете, Если видеть всё не так.
Особое поручение
По новому Арбату Гуляет старый дед, Идёт неторопливо, По-зимнему одет, И маленькому внуку Внушает по пути:
— Не прыгай! Дай мне руку! Не пой и не свисти. Будь осторожен, внучек, Когда выходишь в путь…- Так он мальчишку учит. — Нет,- отвечает внучек,- Ты осторожен будь!
Дед удивлён: — А ну-ка, Сейчас же замолчи! Мне поручили внука, А взрослых не учи!
Теперь в обиде внучек: — Тогда пойдём домой, Не я тебе поручен, А это ты поручен Мне бабушкой самой. Твердит мне то и дело, Чтоб я не забывал, Что мне она велела, Чтоб ты не уставал. Она и за обедом Твердит: «Не позабудь, Присматривай за дедом, Когда идёте в путь. Вернитесь, если вьюга, — Она ему во вред».
Поручены друг другу, Замолкли внук и дед.
Птенцы
В недостроенную дачу Мы приехали весной. Я проснулась на рассвете, Вижу — небо надо мной.
В кухне кровля не покрыта, В потолке у нас дыра. Подставляем мы корыто, Медный таз и два ведра.
Просыпаешься в грозу — Дождик булькает в тазу, Через щель блеснёт зарница — Над тобой грохочет гром…
А вчера влетела птица Через крышу прямо в дом.
Обыскала я везде, Вижу — птенчики в гнезде.
На подстилке пять птенцов, Пять пушистых близнецов.
У детей такие рты — Слышен писк за полверсты.
Если мать не прилетает, Писк несётся всё сильней! Что мне делать, я не знаю, Хоть самой лететь за ней!
Вдруг от бабушки я слышу, Что печник нам сложит печь, А потом починит крышу, И она не будет течь.
Что же станется с гнездом? Как вернётся птичка в дом?
Я стою и чуть не плачу — К нам печник идёт на дачу, Он кричит издалека: — Вы искали печника?
— Нет,- кричу ему в ответ,- Печника искал сосед! Там из печки дым идёт, Не прочищен дымоход.
Я боялась — он вернётся, Я дошла с ним до колодца, Проводила до угла, С нашей дачи увела.
Вьётся птичка над гнездом, Прилетает прямо в дом. Льётся дождик с потолка, Но птенцы растут пока.
Сверчок
Папа работал, Шуметь запрещал… Вдруг Под диваном Сверчок Затрещал.
Ищу под диваном — Не вижу сверчка. А он, как нарочно, Трещит с потолка.
То близко сверчок, То далёко сверчок, То вдруг застрекочет, То снова молчок.
Летает сверчок Или ходит пешком? С усами сверчок Или с пёстрым брюшком?
А вдруг он лохматый И страшный на вид? Он выползет на пол И всех удивит.
Петька сказал мне: — Давай пятачок, Тогда я скажу тебе, Что за сверчок.
Мама сказала: — Трещит без конца! Выселить нужно Такого жильца!
Везде мы искали. Где только могли. Потерянный зонтик Под шкафом Нашли,
Нашли под диваном Футляр от очков, Но никаких Не поймали Сверчков.
Сверчок — невидимка, Его не найдёшь. Я так и не знаю, На что он похож.
Снегирь
На Арбате, в магазине, За окном устроен сад. Там летает голубь синий, Снегири в саду свистят.
Я одну такую птицу За стеклом видал в окне, Я видал такую птицу, Что теперь не спится мне.
Ярко-розовая грудка, Два блестящие крыла… Я не мог ни на минутку Оторваться от стекла.
Из-за этой самой птицы Я ревел четыре дня. Думал, мама согласится — Будет птица у меня.
Но у мамы есть привычка Отвечать всегда не то: Говорю я ей про птичку, А она мне про пальто.
Что в карманах по дыре, Что дерусь я во дворе, Что поэтому я должен Позабыть о снегире.
Я ходил за мамой следом, Поджидал её в дверях, Я нарочно за обедом Говорил о снегирях.
Было сухо, но галоши Я послушно надевал. До того я был хорошим — Сам себя не узнавал.
Я почти не спорил с дедом, Не вертелся за обедом, Я «спасибо» говорил, Всех за всё благодарил.
Трудно было жить на свете, И, по правде говоря, Я терпел мученья эти Только ради снегиря.
До чего же я старался! Я с девчонками не дрался.
Как увижу я девчонку, Погрожу ей кулаком И скорей иду в сторонку, Будто я с ней незнаком.
Мама очень удивилась: — Что с тобой, скажи на милость? Может, ты у нас больной — Ты не дрался в выходной!
И ответил я с тоской: — Я теперь всегда такой.
Добивался я упрямо, Повозился я не зря. — Чудеса,-сказала мама И купила снегиря.
Я принёс его домой. Наконец теперь он мой! Я кричал на всю квартиру: — У меня снегирь живой!
Я им буду любоваться, Будет петь он на заре… Значит, снова можно драться Завтра утром во дворе?
У нас на Якиманке
У нас на Якиманке Вхожу я в каждый дом И у ворот на санки Кладу железный лом.
Старик на пятом этаже Мне дал свои коньки: Они ему малы уже, А внуку велики.
Лежит железная кровать В сарае, под столом, Её немножко доломать, И был бы чудный лом!
Нашла я прутья от зонта В чулане, за стеной. У нас в чулане темнота, Но я взяла с собой кота, И он искал со мной.
У нас на Якиманке Вхожу я в каждый дом И у ворот на санки Кладу железный лом.
Я вёдра собираю, Тупые топоры. И снятся мне сараи, Чуланы и дворы.
Большой поднос из жести И ржавую пилу — Я всё сложила вместе В передней на полу.
Пришла я с Якиманки, А где железный лом? Здесь только две жестянки Остались под столом!
Где же сломанная клетка? Где железная пила? Оказалось, что соседка Всё Андрюшке отдала.
Взял он мой железный лом, Положил на санки, — Он из школы за углом, Тоже с Якиманки.
Соседке это всё равно, Я спорить с ней не стала, — Ведь ей неважно, чьё звено Проводит сбор металла.
Но что же мне теперь сдавать — Только две жестянки? И сегодня я опять Хожу по Якиманке.
Уехали
Щенка кормили молоком, Чтоб он здоровым рос. Вставали ночью и тайком К нему бежали босиком — Ему пощупать нос.
Учили мальчики щенка, Возились с ним в саду, И он, расстроенный слегка, Шагал на поводу.
Он на чужих ворчать привык, Совсем как взрослый пёс. И вдруг приехал грузовик И всех ребят увёз.
Он ждал: когда начнут игру? Когда зажгут костёр? Привык он к яркому костру, К тому, что рано поутру Труба зовёт на сбор. И лаял он до хрипоты На тёмные кусты.
Он был один в саду пустом, Он на террасе лёг. Он целый час лежал пластом, Он не хотел махать хвостом, Он даже есть не мог.
Ребята вспомнили о нём — Вернулись с полпути. Они войти хотели в дом, Но он не дал войти.
Он им навстречу, на крыльцо, Он всех подряд лизал в лицо. Его ласкали малыши, И лаял он от всей души.
Читайте в следующем номере «Учительской газеты»
Сегодня школьная программа чрезмерно перегружена и не дает ученикам цельного представления о мире и многомерности человека. Академические дисциплины в учебном плане искусственно разделены, а линии отрыва произвольны. Петр Положевец, исполнительный директор Благотворительного фонда «Вклад в будущее», ищет ответ на вопрос, как готовить детей к жизни в постоянно меняющемся мире.
В чем ценность конкурса «Успешная школа»? Что происходит с российским обществом сегодня? Связана ли отставка Ольги Васильевой с критикой проектов ФГОС на заседании Совета по развитию гражданского общества и правам человека при Президенте РФ? На эти и другие вопросы в интервью «Учительской газете» ответил глава комиссии СПЧ по образованию и науке, академик РАО Александр Асмолов.
Уметь планировать свои действия, не упускать детали и видеть главное в огромном потоке информации – важный навык для современного учителя. Без планирования рабочий день превращается в клубок событий, которые пересекаются, мешают друг другу, а иногда и отменяются. Андрей Сиденко делится инструментами, которые помогают ему держать фокус на главных вещах, успевать больше и не опаздывать на важные встречи.
Дети ездят в школу на беспилотных автобусах. Роботы стирают, гладят и складывают белье. Астронавты открывают первую колонию на Марсе. Такова реальность завтрашнего дня. И дети XXI века станут теми, кто воплотит смелые фантазии в жизнь, а учителям предстоит направить умения и таланты подрастающего поколения в нужное русло. Станислав Секретов подготовил обзор книжных новинок, главный герой которых – наше будущее.
Возможно вам будет интересно
Что ты заводишь песню военну Флейте подобно, милый Снегирь? С кем мы пойдем войной на Гиену? Кто теперь вождь наш? Кто богатырь? Сильный где, храбрый, быстрый Суворов? Северны громы в гробе лежат.
Кто перед ратью будет, пылая, Ездить на кляче, есть сухари; В стуже и в зное меч закаляя, Спать на соломе, бдеть до зари; Тысячи воинств, стен и затворов С горстью россиян все побеждать?
Быть везде первым в мужестве строгом, Шутками зависть, злобу штыком, Рок низлагать молитвой и Богом, Скиптры давая, зваться рабом, Доблестей быв страдалец единых, Жить для царей, себя изнурять?
Нет теперь мужа в свете столь славна: Полно петь песню военну, Снегирь! Бранна музыка днесь не забавна, Слышен отвсюду томный вой лир; Львиного сердца, крыльев орлиных Нет уже с нами! Что воевать?