О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило

Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану

1. История создания

Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.

18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.

В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.

2. Литературное направление

Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».

Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.

3. Род

Данное произведение принадлежит к лирическому роду.

4. Жанр

По жанру оно представляет собой элегию.

Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.

5. Проблематика

Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.

Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.

6. Тематика

Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:

7. Идея

Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.

Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.

Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.

8. Пафос

Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.

Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.

9. Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

10. Центральные персонажи

Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).

Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.

Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.

11. Лирический герой

Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.

Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.

12. Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

13. Композиция

Линейная композиция стихотворения делится на три части.

Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.

14. Размер, рифма и строфика

Стихотворение написано разностопным ямбом.

Женские и мужские рифмы чередуются.

Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.

15. Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

16. Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.

Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.

Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.

17. Значение произведения

Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.

Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.

«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.

18. Актуальность

Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.

Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.

19. Моё отношение

Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».

Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.

Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.

Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

20. Чему учит

Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.

Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.

Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.

Источник

Стихотворение и анализ «Погасло дневное светило…»

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

И чувствую: в очах родились слезы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман…

Шуми, шуми послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило…

Шуми, шуми послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан…

Краткое содержание

Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило», опубликованного в «Сыне Отечества» в 1820 году, – побег романтического героя в неизвестность. Путь персонажа пролегает через воды Черного моря но, несмотря на то, что путешествие проходит при спокойной погоде, автор намеренно сгущает краски, придавая морю угрюмый образ разбушевавшегося океана.

О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Смотреть фото О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Смотреть картинку О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Картинка про О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Фото О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило

Картина художника М. Козлова

Завершиться путь героя должен у чужих берегов, где его ожидает неизвестность. Все это создает атмосферу грусти и таинственности, что характерно для жанра романтической элегии.

Основной мотив стихотворения – прощание с беспечной юностью, с Петербургом. Тоска о прошлом не позволяет герою забыть дорогие его памяти времена. Несмотря на то, что родина оттолкнула от себя молодого человека, она навсегда останется в его сердце. Потому что она и есть та самая гавань, где человек может предаться раздумьям, то тихое, спокойное место, которое называется домом.

Анализ

История создания

Вольнолюбивая поэзия А.С. Пушкина оказалась не по нраву императору Александру I, за что поэт был приговорен к изгнанию. Благодаря друзьям, сибирская ссылка была заменена отправкой поэта на юг России, в Кишинев.

Спустя какое-то время Пушкин простужается и заболевает, и его друг Николай Раевский предлагает поэту для скорейшего выздоровления совершить морское путешествие на Кавказ и в Крым. В середине августа 1820 года они отправляются в Гурзуф. Пушкин тогда впервые увидел море, и это ночное путешествие произвело на него столь сильное впечатление, что вдохновило на написание элегии. Так появилось на свет стихотворение «Погасло дневное светило».

Композиция произведения

Метод двустрочного рефрена, позволил Пушкину поделить произведение на три части.

В первой, самой короткой, поэт рисует картину моря, на которое «пал туман». Эту часть можно назвать предварением к основной лирической теме произведения, она как бы настраивает читателя на дальнейшее романтическое повествование.

Вторая часть посвящена раздумьям о покинутой родине, воспоминаниям о прошлом, которое осталось на далеких, милых сердцу берегах. В этой же части звучит надежда на счастливое будущее.

Третья часть посвящена покинутой родине. Герой вспоминает о том времени, когда его «впервые чувства разгорались» и осознает, что воспоминания минувших дней, волнения и «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты».

Жанр произведения

Стихотворение представляет собой классический образец романтической элегии. Пушкина всегда увлекали произведения английского поэта-романтика Байрона, поэтому «Погасло дневное светило» можно назвать прямым ему подражанием. Исследователями было отмечено и сходство в характере героев в произведениях обоих поэтов. Отличием от Байроновской поэзии является более ярко переданный Пушкиным эмоциональный фон.

Размер и средства художественной выразительности

Стихотворение написано разностопным ямбом, который позволяет проследить динамику мыслей поэта. Благодаря чередованию мужской и женской рифмы, создается ощущение обычной разговорной речи. Использование архаизмов, таких как «младость», «очи», «брега», «ветрило» в сочетании с простыми и понятными словами делает стихотворение идеально сбалансированным по меркам художественной выразительности.

Пушкин использует изящные метафоры: «мечта летает», «младость отцвела» и яркие эпитеты, отражающие внутренний настрой автора: «весна златыя», «вечерний туман», «легкокрылая радость», «берег отдаленный», «угрюмый океан», «томительный обман».

Использованные аллитерации («р», «с», «з, «ш») позволяют читателю услышать шум морских волн, скрип мачты, свистящие порывы ветра.

Завершению полноценного образа служат рефрены, повторяющиеся в начале каждой части стихотворения:

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Оживлению текста и приданию ему динамики служат олицетворения: «волнуйся, океан», «мне изменила радость», «шуми, ветрило» и другие. Их использование помогает глубже прочувствовать конфликт молодого героя и сложившихся обстоятельств.

Проблематика и основная идея произведения

Смысл всего произведения можно увидеть в его последних строках. Герой приходит к осознанию того, что он бессилен что-либо изменить. В то же время, он переполнен готовностью встретить лицом к лицу все тяготы и неожиданности, уготованные судьбой.

Главной идеей является то, что человек в течение всей жизни «путешествует» между прошлым и будущим. Его преследуют воспоминания о том, что безвозвратно утеряно и страшат смутные очертания будущего. Корабль, плывущий в туманных сумерках, несет героя по волнам его еще неясной будущей жизни.

Нелегко и с чувством горечи герой избавляется от прошлых заблуждений, ощущая приближение новой жизни, и приветствуя ее приход. «Угрюмый океан» разочарований не должен стать препятствием для того, кто решает отправиться «к пределам дальним». В жизни не всегда удается избежать тяжелых испытаний и, если, понять и принять это – можно смело двигаться вперед.

Источник

Подготовка к ЕГЭ. Тестовые задания. А.С.Пушкин «Погасло дневное светило»

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ЕГЭ. Тестовые задания. А.С.Пушкин «Погасло дневное светило»»

Погасло дневное светило

1. Прочитайте приведенный ниже фрагмент произведения А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…».

Погасло дневное светило;

На море синее вечерний пал туман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Я вижу берег отдалённый,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я,

И чувствую: в очах родились слёзы вновь;

Душа кипит и замирает;

Мечта знакомая вокруг меня летает;

Я вспомнил прежних лет безумную любовь,

И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,

Желаний и надежд томительный обман.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Лети, корабль, неси меня к пределам дальным

По грозной прихоти обманчивых морей,

Но только не к брегам печальным

Туманной родины моей,

Страны, где пламенем страстей

Впервые чувства разгорались,

Где музы нежные мне тайно улыбались,

Где рано в бурях отцвела

Моя потерянная младость,

Где легкокрылая мне изменила радость

И сердце хладное страданью предала.

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья;

И вы, наперсницы порочных заблуждений,

Которым без любви я жертвовал собой,

Покоем, славою, свободой и душой,

И вы забыты мной, изменницы младые,

Подруги тайные моей весны златыя,

И вы забыты мной. Но прежних сердца ран,

Глубоких ран любви, ничто не излечило.

Шуми, шуми, послушное ветрило,

Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Заполните пропуски в приведенном ниже тексте соответствующими терминами. В ответ впишите два термина без пробелов, запятых и других дополнительных символов в той же форме и последовательности, что и в тексте.

Стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» относится к такому жанру лирических произведений, как ………………… Сходное звучание слов в конце стихотворных строк, то есть…………………. служит средством ритмической организации произведения.

2. К какой тематической группе лирики можно отнести стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…»?

о назначении поэта и поэзии

3. Определите размер, которым написано стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» (без указания количества стоп). Ответ (слово или словосочетание) запишите строчными буквами в именительном падеже, без пробелов и других дополнительных символов до и после ответа.

4. Из приведенного ниже перечня выберите три названия художественных средств и приемов, использованных А.С. Пушкиным в данном стихотворении.

5. Как лирический герой относится к разочарованиям в жизни? Выберите все верные утверждения.

А. Лирический герой преодолевает романтическое мировосприятие, ему открываются новые просторы, но он уже готов к жизненным испытаниям и разочарованиям в бурном океане жизни, хотя и помнит о пережитых страданиях.

Б. Герой с печалью вспоминает о крушении идеалов, о том, как ему пришлось бежать с родных берегов и отправиться в дальний путь, но ничто не может излечить преждевременной старости души, характерной для романтика.

В. В стихотворении А.С. Пушкина герой вспоминает разочарования в любви и предательство друзей, поэтому он не хочет возвращаться к печальным берегам туманной родины, где «рано в бурях отцвела … потерянная младость», и отправляется в полуденную страну, где обретет свой идеал и никогда не испытает разочарований.

Г. Воспоминания о пережитом на родных берегах и сладостны, и горьки, но теперь в будущем герою открываются новые горизонты, потому что пришла зрелость и умение принимать жизнь со всеми ее бурями и грядущими потерями.

Д. Образ летящего по бурным водам корабля ассоциируется со стихией жизненных невзгод, но уже повзрослевший лирический герой устремлен в будущее с надеждой и готов к испытаниям, хотя опыт разочарований на родине и горек.

6. Сопоставьте стихотворение А.С. Пушкина «Погасло дневное светило…» и приведенное ниже стихотворение М.Ю. Лермонтова «Парус». Чем близки и чем различаются образы лирических героев в стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова?

Белеет парус одинокой

В тумане моря голубом.

Что ищет он в стране далекой?

Что кинул он в краю родном.

Играют волны — ветер свищет,

И мачта гнётся и скрыпит.

Увы! Он счастия не ищет

И не от счастия бежит!

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой.

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Выберите все верные утверждения.

А. Лирические герои стихотворений по-разному воспринимают бури в океане жизни: пушкинский герой не смог оправиться от душевных ран из-за предательства друзей и покинул Родину, а герой стихотворения М.Ю. Лермонтова отправился открывать новые просторы.

Б. В стихотворении М.Ю. Лермонтова прославляется бунтарский дух романтика, а лирический герой произведения А.С. Пушкина, расставшись с юношескими мечтами, готов принять жизнь во всем ее многообразии.

В. В стихотворениях А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова звучит тема одиночества, разлуки с родным краем, где не было счастья, но пушкинский герой обретает веру и жизненные силы, а парус М.Ю. Лермонтова бунтует.

Г. В стихотворении М.Ю. Лермонтова возникает близкий лирическому герою по духу образ паруса, не смирившегося и не ищущего счастья, а лирический герой произведения А.С. Пушкина обращается к послушному ветрилу, потому что стремится к счастью, несмотря на боль пережитого.

Д. В обоих стихотворениях образ моря символизирует бури жизни, а судьба одинокого паруса ассоциируется с романтическим героем, который не смирился с действительностью и вступил в борьбу с ней, несмотря на то, что этот путь будет печальным.

Источник

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» Александра Пушкина

О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Смотреть фото О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Смотреть картинку О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Картинка про О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило. Фото О чем стихотворение пушкина погасло дневное светило

В 1820 г. за свои вольнолюбивые стихотворения А. С. Пушкин был отправлен в южную ссылку. Этот период стал совершенно особенным в творчестве поэта. Неизвестные ему картины южной природы причудливым образом переплелись с собственными раздумьями и переживаниями. Пушкин сообщал брату, что написал стихотворение «Погасло дневное светило», находясь на корабле, направлявшемся из Феодосии в Гурзуф (август 1820 г.).

Пушкин был очарован впечатляющим видом безбрежного ночного моря. Но чувствовал он себя далеко не радостно, что сказывалось на его настроении («угрюмый океан»). Поэт совершенно не представлял, что ждет его впереди. Ссылка была бессрочная, поэтому он должен был привыкнуть к незнакомому месту. Пушкин «с волненьем и тоской» вспоминает «волшебные края», которые он был вынужден покинуть. Эти воспоминания вызывают у него слезы и тоску. В душе проносятся образы давно прошедшей любви, прежние надежды и желания.

Поэт покоряется тому, что его насильно увозят «к пределам дальним». Эту покорность символизирует «послушное ветрило». «Грозная прихоть… морей» аллегорически указывает на царскую власть и подчеркивает ее непреодолимую силу. Даже природа не может противостоять тирании. А сам поэт в огромном море – всего лишь песчинка, не заслуживающая внимания. Автор сам призывает корабль не возвращаться к «брегам печальным» своей Родины, так как с ней связаны только печальные воспоминания о «потерянной младости».

Пушкин даже рад своему изгнанию. Его наивные представления о свободе и справедливости были жестоко разрушены. Поэт ощутил, что значит попасть в царскую немилость. От него отвернулись многие представители высшего общества («питомцы наслаждений»). Это заставило его по-новому взглянуть на своих современников и почувствовать к ним презрение. Крушение идеалов серьезно сказалось на взглядах Пушкина, оно заставило его преждевременно повзрослеть и переоценить свою жизнь. Поэт понял, что проводил время в бессмысленных развлечениях. Он отрекается от мнимых друзей и «изменниц младых». В то же время он признается себе, что все-таки испытывал настоящие чувства, оставившие «глубокие раны» на сердце. Именно они – главный источник страданий, которые не дают автору покоя.

В целом в произведении «Погасло дневное светило» описан традиционный романтический образ одинокого морского путешественника. Его особая ценность в том, что Пушкин писал непосредственно на корабле и вообще видел море впервые. Поэтому стихотворение отличается очень глубоким личным отношением автора, который к тому же был реальным изгнанником, высланным со своей Родины.

Источник

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А.С. Пушкин)

Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.

Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.

Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.

Композиция стихотворения

А. С. Пушкин самостоятельно разделил произведение на части. Для этого он использовал двустрочный рефрен. Элегия состоит из следующих разделов:

В первой части можно заметить явное присутствие песенных мотивов. Вторая посвящается внутренним переживаниям и показывает, каково приходится персонажу. Автор знакомит читателей с его переживаниями, тоской по уходящей молодости и разлукой с домом, который мог бы стать местом воплощения всех его надежд. Также в повествовании есть толика надежды, что неизвестные события станут целебным эликсиром от душевных терзаний.

Третья часть рассказывает о противопоставлении прошедшего времени, где остались ценные воспоминания, и еще не наступившего. Но в конце читатель видит, что к персонажу приходит смирение со своей участью, и он принимает все действия судьбы.

Система образов

Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.

«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.

А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.

Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.

Тема и композиция элегии

Главная тема произведения — это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой «убежал» из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя — это отголосок течения романтизма.

Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха «Погасло дневное светило». Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.

И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений — это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка.

Сюжет

Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.

В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.

Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.

Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.

Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.

Темы и настроение

Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.

Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?

Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.

Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.

Художественное своеобразие произведения

С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.

Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.

Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.

Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).

Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.

Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.

Жанр, направление, размер

Стихотворение «Погасло дневное светило» стало визитной карточкой его романтической лирики. Проведение принадлежит литературному направлению романтизм. Читатель может почувствовать отголоски творчества Байрона (услышать «нотки» прощальной песни Чайльд-Гарольда), которым страстно увлекался в те годы Пушкин, не зря поэт в подзаголовке называет стихотворение «Подражание Байрону».

Жанр лирического стихотворения – элегия, неслучайно каждая строфа наполнена печальными раздумьями о прошедшей молодости и разлуке с «туманной родиной» (Петербургом).

Разностопный ямб в сочетании с переплетением перекрёстной и кольцевой рифмы создают эффект разговорной речи, приводя читателя к ощущению непосредственной причастности к размышлениям автора. Данные приемы также превращают полотно стихотворения в волнующуюся гладь моря — как волны плавно перебегают друг в друга, так и мысли перетекают от одной к другой.

Средства художественной выразительности

В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.

Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.

Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.

Анализ стихотворения «Погасло дневное светило»

СТИХОТВОРЕНИЕ «ПОГАСЛО ДНЕВНОЕ СВЕТИЛО … » (1820)

Жанр: элегия (романтическая).

КОМПОЗИЦИЯ И СЮЖЕТ Часть 1 Герой стремится сквозь бурные стихии к отдалённому берегу в «волшебные края» с надеждой на счастье: Душа кипит и замирает; Мечта знакомая вокруг меня летает. Часть 2 Поэт бежит из отеческого края, с которым его связывают страдания: Где рано в бурях отцвела Моя потерянная младость. На родине поэт оставляет любовь, страдания, желания, обманутые надежды (романтические образы). Лирический герой никого не обвиняет в своих утратах, он старается забыть всё плохое, но «прежних сердца ран, // Глубоких ран любви, ничто не излечило»

ИДЕЙНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ ⦁ Тема: бегство романтического героя. ⦁ Идея: человек не в силах остановить время, противостоять естественному ходу событий; жизнь меняется, и нужно принимать и предыдущий опыт, и неведомое будущее.

ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ СРЕДСТВА ⦁ Метафорические эпитеты: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдалённый, земли полуденной волшебные края, мечта знакомая, к брегам печальным. ⦁ Перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений (подруги, возлюбленные поэта), питомцы наслаждений (мимолётные друзья). ⦁ Рефрен: «Шуми, шуми, послушное ветрило, / / Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

Для анализа этого стихотворения важно знать историю его создания и вспомнить некоторые факты из жизни Александра Сергеевича Пушкина.

Элегия «Погасло дневное светило … » написана молодым поэтом (ему едва исполнился 21 год). Два года после окончания Лицея были насыщены для Пушкина разными событиями: быстро росла его поэтическая известность, но и тучи сгущались тоже.

Лишь благодаря хлопотам друзей поэта — Н. М. Карамзина, П. Я. Чаадаева и других — удалось смягчить его участь: 6 мая 1820 года Пушкина отправили в ссылку на юг. По дороге он серьёзно заболел, но, к счастью, генерал Н. Н. Раевский добился разрешения взять поэта с собой к морю на лечение.

Путешествие с семейством Раевских Пушкин называл счастливейшим временем в своей жизни. Поэт был очарован Крымом, счастлив дружбой с людьми, которые окружили его заботой и любовью. Он впервые увидел море. Элегия «Погасло дневное светило … » была написана ночью 19 августа 1820 года на борту парусного корабля, подплывавшего к Гурзуфу.

Но в этом Пушкин следует моде — молодым людям того времени нравилось быть « охлаждёнными » и «разочарованными» (во многом виноват Байрон, английский поэт-романтик, овладевший умами и сердцами молодёжи). Однако пушкинская элегия не только дань увлечению Байроном.

В ней запечатлён переход от беспечной юности к зрелости. Это стихотворение значительно прежде всего тем, что поэт впервые использует приём, который станет впоследствии одной из отличительных черт всего его творчества. Так же как в ту южную ночь, возвращаясь к пережитому и подводя какие-то итоги, Пушкин всегда будет честнои искренне разбирать свои мысли и поступки.

Стихотворение «Погасло дневное светило … » называют элегией. Элегия — поэтическое произведение, содержание которого составляют раздумья с оттенком легкой грусти.

Произведение начинается с короткого вступления; оно вводит читателя в обстановку, в которой будут проходить размышления и воспоминания лирического героя:

Погасло дневное светило; На море синее вечерний пал туман.

Основной мотив первой части — ожидание встречи с «волшебными краями», где всё обещает лирическому герою счастье. Ещё неизвестно, какое направление примут мысли одинокого мечтателя, но читатель уже настроен на торжественный лад непривычной для будничного обихода лексикой.

Есть и ещё одна выразительная черта, на которой останавливается внимание, — эпитет угрюмый (океан). Эта черта не только переход ко второй части — она накладывает впечатление на всё стихотворение и определяет его элегическое настроение.

Вторая часть — полный контраст с первой (типичный приём для романтического произведения). Автор посвящает её теме горестных воспоминаний о бесплодно растраченных силах, о крушении надежд. Лирический герой рассказывает, какие чувства владеют им:

И хотя в действительности это было совсем не так (Пушкина выслали из столицы), главное для поэта в том, что для него началась новая жизнь, которая дала ему возможность осмыслить своё прошлое.

Третья часть элегии (всего две строчки) возвращает лирического героя в настоящее время — любовь, несмотря на разлуку, продолжает жить в его сердце:

Но прежних сердца ран, Глубоких ран любви, ничто не излечило …

В первой части говорится о настоящем, во второй — о прошлом, в третьей — снова о настоящем. Все части связаны повторяющимися строчками:

Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан.

Приём повтора придаёт стихотворению стройность. Значительна тема моря, которая пронизывает всё стихотворение. «Океан» — это символ жизни с её бесконечными волнениями, радостями и тревогами.

Как и во многих других произведениях, Пушкин пользуется одним из любимых своих приёмов — прямым обращением к воображаемому собеседнику.

Сначала лирический герой обращается к морю (это повторяется трижды), затем к «минутным друзьям» и на всём протяжении стихотворения — к самому себе и к своим воспоминаниям.

Чтобы создать атмосферу приподнятости и торжественности, показать, что речь идёт о важном и значительном, автор вводит в текст архаизмы: (очи; воспоминаньем упоенный; брега; сердце хладное; отечески края; потерянная младость). При этом язык элегии прост, точен и приближен к обычной разговорной речи.

Автор использует выразительные эпитеты, которые раскрывают нам понятия с новой, неожиданной стороны (томительный обман; грозная прихоть обманчивых морей; туманная родина; нежные музы; легкокрылая радость), а также сложный эпитет (искатель новых впечатлений).

Метафоры в этом стихотворении понятные и простые, но вместе с тем свежие, впервые найденные поэтом (мечта летает; младость отцвела).

Стихотворение написано неравностопным ямбом. Такой размер даёт возможность передать стремительное движение мысли автора.

Значение произведения

Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.

Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.

«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.

Основная идея

Главная мысль произведения “Погасло дневное светило” заключается в том, что естественные законы природы невозможно изменить, что «послушное ветрило» (человек) всегда и везде будет идти по «угрюмому океану» (жизненному пути), встречая радости и невзгоды по воле рока.

Смысл произведения “Погасло дневное светило” аллегорически закрыт в используемых образах морского пейзажа. На другом берегу героя ждет пленительная мечта. Видимо, поэт и вправду, как утверждают многие его биографы, хотел эмигрировать, ведь гнев царя его обидел. Поэтому он так обреченно описывает жизненный путь человека: он, как и морской путник, не решает, куда держать путь. За него все определяется судьбой или волей монарха.

Моё отношение

Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».

Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.

Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.

Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».

История создания

Так, на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф Александр Сергеевич пишет элегию “Погасло дневное светило”, которая представила широкой публике Пушкина-романтика.

Кому посвящено стихотворение «Погасло дневное светило»? Существует несколько версий. Например, многие исследователи называют Екатерину Бакунину — сестру одного из лицейских друзей Пушкина, в которую тот был страстно влюблен еще в юности. Ее светлый образ он то и дело вспоминал в лирике до 1825 года. Еще одна версия посвящения связана с именем Авдотьи Голицыной, хозяйки литературного салона, где бывал Пушкин. В нее он тоже был влюблен, и взаимности не получил.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *