О чем стихотворение приятелю пушкина

«Приятелю» А. Пушкин

Не притворяйся, милый друг,
Соперник мой широкоплечий!
Тебе не страшен лиры звук,
Ни элегические речи.
Дай руку мне: ты не ревнив,
Я слишком ветрен и ленив,
Твоя красавица не дура;
Я вижу все и не сержусь:
Она прелестная Лаура,
Да я в Петрарки не гожусь.

Дата создания: март – декабрь 1821 г.

Анализ стихотворения Пушкина «Приятелю»

Поэтическое послание, датированное 1821 г., адресовано близкому другу Николаю Алексееву. Он служил под начальством прославленного генерала Инзова, совмещавшего обязанности попечителя иностранных колонистов российского Юга и наместника Бессарабского края. Алексеев, выросший в Москве, быстро подружился с новоприбывшим поэтом, познакомил его с местным обществом. Около полутора лет приятели жили под одной крышей.

Неудивительно, что поэт был посвящен в сердечные тайны товарища, влюбленного в Марию Эйхфельдт, молодую супругу местного чиновника. Яркая южная красота дочери молдавского боярина напоминала еврейскую, и в пушкинских произведениях образ, навеянный знакомством с Марией Егоровной, часто ассоциируется с атрибутами еврейской культуры. Прекрасная Ревекка – такова литературная маска, созданная автором для этого женского образа.

Для текстов, объединенных сходной автобиографической основой, характерен и шутливый мотив ревности: лирический герой клянется другу, что не претендует на его избранницу. В стихотворении «Алексееву» субъект речи пытается убедить адресата, что безразличен к «любви призывам» и очарованию молодых красавиц.

Перечисленные особенности идейного содержания отразились и в анализируемом тексте. Здесь созданы лаконичные портреты двух товарищей. Лирический герой – поэт, самокритичный, но ленивый и легкомысленный слагатель «элегических речей». О превосходной физической форме адресата сообщает эпитет «широкоплечий», появляющийся в зачине. Рассудительный приятель далек от эмоциональных перепадов, присущих натуре стихотворца.

Автор моделирует ситуацию ссоры между друзьями, которая остается за рамками лирического сюжета. Предмет конфликта – соперничество в любви. В центральном фрагменте субъект речи становится инициатором примирения. Он рассчитывает на великодушие товарища, его способность противостоять эмоциональным порывам.

Герой признает красоту и ум избранницы друга. Первое из качеств бесспорно, оно выражено лексемами «красавица», «прелестная» и сравнением с героиней поэзии Петрарки. О втором из свойств характера женского образа сообщается нехотя, будто через силу: здесь герой прибегает к нарочито сниженной бытовой конструкции «не дура».

Стихотворение завершает характеристика творческого амплуа субъекта речи. Для уточнения поэтического кредо автор вновь обращается к аллюзии, вспоминая великого итальянца, с восхищением воспевавшего идеализированную возлюбленную. Пушкинский герой решительно отказывается от романтической роли поклонника прекрасной дамы.

Источник

Краткий анализ стихотворения «Друзьям» по плану

1. История создания

Пушкинское стихотворение «Друзьям» написано в феврале 1822 года, когда поэту было всего 22.

Произведение передает чувство любви и преданности, которое гений испытывал к товарищам, но в нем ощущается и свойственные русскому гения ироничность, юмор.

Считается, что произведение было создано наутро после очередной ночной посиделки, проведенной Александром Сергеевичем в компании бывших лицеистов.

Видимо, друзья отдохнули очень хорошо, не зря же первоначальный вариант названия звучал как «Вакхическая песнь», но потом автор сменил его на известное ныне.

2. Литературное направление

Стихотворение можно отнести к реалистическому направлению классической литературы с элементами романтизма.

3. Род

По роду это лирика.

4. Жанр

Жанр определяется как дружеское послание, хотя никаких конкретных имен автор не называет.

Есть в нем и черты лирического стихотворения.

5. Проблематика

Стихотворение написано в форме неких приятных воспоминаний, и никаких серьезных проблем не затрагивает.

6. Тематика

В произведении автор затрагивает разнообразные темы: любви, дружбы, измен, даже поэзии. Но все это вскользь, намеками, без какой-либо конкретики.

7. Идея

Стихотворение является своеобразным творчески подарком великого поэта своим друзьям. Благодаря написанному тексту, воспоминания о шумной вечеринке сохранились в веках.

8. Пафос

Эмоциональный фон анализируемого текста – позитивный. Чувствуется радостное настроение, веселье, счастье, испытанное поэтом от встречи с приятелями, отдыха и душевных разговоров.

9. Система образов

Вообще, стихотворение было написано после конкретной вечеринки, и исследователи считают, что автор обращается в нем к совершенно определенным, близким ему людям.

Однако система образов интересна тем, что Пушкин не называет ни одного конкретного имени. Он лишь упоминает, что «други» отличили его «почетной чашею», в которую входила целая бутылка вина! Эта интересная деталь оживляет произведение, создает комическую ситуацию.

10. Центральные персонажи

Пожалуй, центральными персонажами можно назвать только лирического героя и тех неназванных приятелей, веселящихся с ним в памятную ночь на квартире братьев Полторацких.

Конечно, автор относится ко всем положительно, с дружеским расположением и любовью.

11. Лирический герой

Как уже говорилось выше, произведение имеет яркие черты лирического стихотворения. Лирический герой в нем – художественная проекция Пушкина, ведь описывается реальная ситуация, произошедшая с поэтом накануне.

12. Сюжет

Сюжет прост: Пушкин рассказывает о дружеской вечеринке, на которой он только что побывал.

Поэт описывает забавный случай: в общем веселье, уже захмелев, приятели угостили его специальной «чашей», в которую могла поместиться целая винная бутылка.

Конечно, лирический герой испил это подношение, и ему вспомнились различные любовные переживания (возможно те, которые случились в недавней Южной ссылке), от которых сердцу стало легко и весело.

13. Композиция

Стихотворение имеет линейную композицию.

14. Художественные особенности

Язык стихотворения прост и понятен. Автор явно иронизирует по поводу происходящего, и читатель невольно улыбается вместе с ним.

Лексика преимущественно бытовая. Много глаголов, что создает динамичную картину: «отличили», «вливалась», «летал» и т.д.

Однако первая строфа, описывающая картину шумного застолья, наполнена преимущественно прилагательными и существительными: «шумной», «буйной», «безумный», «пир», «день», «клики», «юность» и т.д.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

Везде перекрестная рифма (АБАБ).

Состоит из шести четверостиший – катренов.

16. Средства художественной выразительности

Произведение начинается анафорой, образующей первую строфу:

Вчера был день разлуки шумной,
Вчера был Вакха буйный пир,
При кликах юности безумной,
При громе чаш, при звуке лир.

Помимо этого приема, автор использует множество эпитетов: «буйный пир», «безумная юность», «почетная чаша». В них слышится не только любовь к товарищам, но и дружеское подтрунивание, добрый пушкинский юмор.

В последней строфе автор использует красивое образное сравнение:

Меня смешила их измена:
И скорбь исчезла предо мной,
Как исчезает в чашах пена
Под зашипевшею струей.

17. Значение произведения

Стихотворение помогает понять, как важно ценить миги дружеского единения, приятного, душевного отдыха. В нем автор раскрывается, как человек, высоко ценящий такие отношения.

18. Актуальность

Послание «Друзьям» актуально и в наши дни, потому что подобные чувства, вызываемые приятельским общением, знакомы, пожалуй, каждому человеку.

19. Моё отношение

Мне очень нравится это произведение, потому что оно наполнено позитивными, светлыми эмоциями и вызывает добрую улыбку.

20. Чему учит

Оно учит ценить подобные мгновения и проносить чувства дружеской привязанности через всю жизнь.

Источник

А.С. Пушкин: стихи о дружбе, полный анализ

О чем стихотворение приятелю пушкина. Смотреть фото О чем стихотворение приятелю пушкина. Смотреть картинку О чем стихотворение приятелю пушкина. Картинка про О чем стихотворение приятелю пушкина. Фото О чем стихотворение приятелю пушкина

Александр Сергеевич Пушкин больше всего ценил своих приятелей, именно поэтому стихи о дружбе занимают особое место в его творчестве, полный анализ которых приведен ниже. Команда Литеровед.ру собрала произведения, которые поэт посвятил своим товарищам, чтобы лучше понять то, какое место занимала дружба в жизни творца.

Для Александра Сергеевича дружба была огромной ценностью, которую по шкале ценностей он мог сравнить лишь с любовью и свободой. Данная тема встречается на всем творческом пути Александра Сергеевича. Начал он писать о столь важной составляющей жизни еще, будучи лицеистом, и писал до конца своей жизни. Для него друзья были очень дороги. Он ценил их сердечность и искренность.

Теплое и преданное отношение к своим друзьям автор проносит через всю свою жизнь. Данное чувство не покидает его ни в какой из периодов его творчества. Для большинства людей дружба – это в первую очередь союз людей, имеющих одинаковые ценности, интересы и взгляды на жизнь. Но Пушкин ценил в своих друзьях обычное дружеское общение, поддержку, опору. Они важны для него были как воздух. Он нуждался в дружеском общении и поддержке постоянно, поэтому для него было настоящим испытанием то, когда он, находясь в ссылке, был вынужден коротать свои дни в одиночестве.

Тема дружбы в лирике А. С. Пушкина

Дружба занимает одно из главных мест в жизни Александра Сергеевича Пушкина. Причиной тому стало то, что поэт был очень общительным, страстным, благородным человеком. Он умел быть настоящим другом, который всегда поддержит и придет на помощь при необходимости. Поэту не удалось построить доверительные отношения со своей семьей, поэтому он компенсировал это, найдя товарищей в лицее.

Обучение в Царскосельском лицее сыграло огромную роль в жизни поэта, поскольку именно в это время он формировался как личность. Там он впервые и понял, что значат настоящие друзья. Именно те люди, которых автор сумел назвать своими настоящими друзьями во время обучения, и прошли с ним через всю жизнь.

Будучи лицеистом, поэт пишет большое количество стихотворений, посвященных дружбе. Для него этот союз становится священным. Он считает, что друзьями становятся люди, которые в первую очередь имеют духовную связь. Их связывают одинаковые идеалы, стремления, а мысли их схожи. Дружба – это не просто совместное времяпровождение, когда нечем заняться. Нет. Для Александра Сергеевича это часть его жизни. Например, в произведении «Разлука», которое поэт пишет в 1817 году и посвящает его Вильгельму Кюхельбекеру, присутствуют такие слова:

…Где б ни был я: в огне ли сметной битвы,

При мирных ли брегах родимого ручья,

Святому братству верен я.

Если обратиться к дружеской лирике пота, то тема дружбы присутствует в каждом произведении. Когда прошло много лет после окончания лицея, Александр Сергеевич не смог приехать на ежегодную встречу, но он передал свое произведение «19 октября 1827 года», в котором передал все свои чувства, которые испытывал к лицейским товарищам.

В заботах жизни, царской службы,

И на пирах разгульной дружбы,

И в сладких таинствах любви!

Души прекрасные порывы!

Благодаря данному произведению, Александру Сергеевичу удается поднять тему дружбу до невероятных высот. До этого это не удавалось ни одному поэту. Автору удалось через любовную лирику выразить тему служения родному государству. Он воедино соединяет тему дружбы и патриотизма.

И.И. Пущину, который принимал участие в декабрьских событиях 1825 года, за что и был сослан в Сибирь на каторгу, пот посвящает строки, которые наполнены теплом, сочувствием и нежностью. Для Александра Сергеевича Пущин являлся одним из самых верных и преданных друзей. Именно он приехал к Пушкину, когда тот находился в ссылке. На тот момент Пушкину была очень важна поддержка товарища, поэтому он надеялся, что данное послание хоть немного облегчит участь его друга.

Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье

Лучом лицейских ясных дней!

Стихотворения, которые автор посвящал празднованию годовщины образования лицея, приходившейся на 19 октября, занимают особенное место в дружеской лирике поэта.

Когда он написал свое послание товарищам в 1825 году, то постарался вложить в него все. Он рассказывает о застолье, чем еще больше подчеркивает свое одиночество. Пушкину очень нелегко было пережить данное время, когда рядом с ним нет его верных товарищей, с которыми он так любил проводить время.

Хоть он и представляет своих товарищей рядом, но они находятся далеко от поэта, а некоторых уже даже нет в живых. В своем произведении «Пирующие студенты» Александр Сергеевич перечисляет столь дорогих для него товарищей. Он выражает им слова благодарности, за то, что они остались верными и преданными друзьями. В этом стихотворении автор как нельзя лучше передает свои чувства и отношение к близким друзьям:

Он, как душа, неразделим и вечен

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Друзья Пушкина

С самого раннего детства поэт очень трепетно относился к понятию дружбы. Для него друзья были чем-то особенным, священным. Он очень привязывался к своим приятелям и готов был пойти ради них на многое. У них были общие взгляды на жизнь, идеи и мечты. Товарищи могли вдохновить поэта, поддерживали в трудную минуту и разделяли минуты радости.

Одним из самых близких товарищей Пушкина был И.И. Пущин. Их дружба началась еще с Царскосельского лицея. Более того, они проживали по соседству. Ему были посвящены такие произведения как: «Воспоминания», «К Пущину», «К альбому Пущина», «Мой первый друг, мой друг бесценный».

Вторым приятелем Пушкина был Дельвиг. Вместе с ним Александр Сергеевич начинал публиковать свои работы, и сумел поддержать приятеля в тот момент, когда в него никто не верил.

Еще одним другом Александра Сергеевича являлся Кюхельбекер. Их дружба была непростой, даже имел место скандал, который закончился дуэлью. Но поэт все же посвятил своему товарищу произведения: «К другу стихотворцу», «Пирующие студенты», «Разлука».

Так же Пушкин дружил с И.В. Малиновским, который был сыном директора лицея. Даже умирая, Александр Сергеевич сетовал на то, что рядом нет Пущина и Малиновского. Так бы умирать ему было бы намного легче. Это показывает, что автор очень дорожил дружбой с ним, хоть и мало о нем вспоминал.

Близкими друзьями поэта так же можно назвать Вяземского и Чаадаева. Существует даже мнение, что именно Вяземский стал прообразом Евгения Онегина. Что же касается Чаадаева, то несмотря на разницу в возрасте, Пушкин многому у него научился. Он полностью разделял его точку зрения и мировоззрение.

Интересно заметить, но с каждым этапом взросления поэта и его товарищей, меняется и лирика Пушкина. Если в юношеские годы там фигурирует бесшабашность, то в более зрелом возрасте поднимаются серьезные вопросы.

Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.

Источник

«Товарищам» («Прощанье»), анализ стихотворения Пушкина

В России существовало учебное заведение как Царскосельский лицей, который был создан не без помощи Александра 1. А.С. Пушкин был зачислен в данный лицей в 1811 году. Учились в этом месте предпочтительно дети дворянского рода. Учебное заведение было предназначено для подготовки детей к будущим местам чиновников, причем высоких рангов. Поэт проучился в лицее 6 лет, которые были наполнены разными событиями. Александр успел влюбиться, понять суть настоящей дружбы, а также он смог сотворить немало стихов. Его творчество было высоко оценено сокурсниками и учителями лицея. Не многие поэты любили свои учебные заведения, но Пушкину нравилось учиться в Царскосельском лицее. Учеба закончилась в 1817 году и именно этому жизненному этапу Александр посвящает произведение «Товарищам».

Основная тема и идея данного стихотворения это то, что каждый должен выбрать свою дорогу. Для учеников лицея были свободны разные пути в жизни. Если выпускник был действительно целеустремленным и обладал талантом, то быть принятым на любую должность в государственном учреждении не было проблемой. Автор преподносит читателю несколько путей и один из них это служба в армии. Герой данного стихотворения относится к воинской службе довольно легкомысленно. Как пример перед читателями возникают гусары, за которых автор говорит, что на параде им приходится мерзнуть, а после красивого парада они уходят греться в карауле. При этом автор подчеркивает, что даже если военный обладает умственными способностями, то особо они в армии не пригодятся. Другой вариант это пойти на службу государству, но и эту дорогу автор высмеивает. Пушкин считает, что для чиновника важна не честь, а уважение и почести, которые ему должны проявлять люди.

Лирический герой данного стихотворения не хочет быть чиновником, военным или другим служащим. Ему не нужны рамки, герою требуется свобода, которая не будет его ограничивать ни в чем. Конечно, автор не пишет об этом прямолинейно и раскрыто, но если внимательно вчитываться в произведение, то можно увидеть скрытый смысл, заложенный между строк стихотворения. Становится ясно, что герой стихотворения хочет стать поэтом, быть свободным человеком. Но вот только в те времена России, человек желающий стать писателем восприниматься в серьез в обществе не мог. Это были не самые светлые времена для людей, которые решили связать жизнь с литературой.

6 класс по плану 9 класс

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением И. И. Пущину.
История создания – Стих написан в 1826 году и посвящен Ивану Пущину, близкому другу поэта.

Тема стихотворения – Дружба.

Композиция – Произведение состоит из двух условных частей: в первой части автор вспоминает встречу с дорогим другом в Михайловском, во второй – старается поддержать друга в его трагическую минуту.

Жанр – Дружеское послание.

Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с перекрестной рифмой.

Метафоры – «лучом лицейских…дней».

Эпитеты – «бесценный», «печальным», «ясных».

Олицетворение – «колокольчик огласил».

Анафора – «Да голос.… Да озарит…».

Краткое содержание: Товарищам (Пушкин)

Товарищам

Лирический герой обращается к своим това­рищам по лицею. Годы учения закончились:

Промчались годы заточенья;

Недолго, мирные друзья,

Нам видеть кров уединенья И царскосельские поля.

Молодых людей ждет новая жизнь, они долж­ны выбрать свою дорогу в жизни:

Разлука ждет нас у порогу,

Зовет нас дальний света шум,

И каждый смотрит на дорогу С волненьем гордых, юных дум.

Один из товарищей героя станет военным, под кивер (военный головной убор) «спрятав ум». Он будет красиво мерзнуть на параде, а по­том ехать греться в караул.

Иной, под кивер спрятав ум,

Уже в воинственном наряде Гусарской саблею махнул —

В крещенской утренней прохладе Красиво мерзнет на параде,

А греться едет в караул…

Другой товарищ ценит не честь, а почести, на­грады. Он хочет быть вельможей и уже представ­ляет себя у знатного плута в прихожей.

Другой, рожденный быть вельможей,

Не честь, а почести любя,

У плута знатного в прихожей Покорным плутом зрит себя…

Все уже выбрали свой жизненный путь, лишь один лирический герой, «счастливой лени вер­ный сын», еще не думал о будущем, он задремал.

Лишь я, судьбе во всем послушный, Счастливой лени верный сын,

Душой беспечный, равнодушный,

Я тихо задремал один…

Героя ничего не привлекает, равны ему уланы и писари, не рвется он в капитаны, не «ползет» в асессора (чиновники). Он просто хочет немного побездельничать в красном ночном колпаке, по­ка его не поменяли на шишак (шлем).

Друзья! немного снисхожденья —

Оставьте красный мне колпак,

Пока его за прегрешенья Не променял я на шишак,

Пока ленивому возможно,

Не опасаясь грозных бед,

Еще рукой неосторожной В июле распахнуть жилет.

Стихотворение написано в год, когда юный Пушкин окончил Царскосельский лицей (1817). В этом произведении поэт устами лирического героя явно дает понять, что его не привлекает ни карьера военного, ни карьера вельможи. У него свой путь. Пушкин еще в юном возрасте понял свое предназначение поэта. Но профессии поэт в то время не было, и герой понимает, что ему придется заниматься чем-то иным, поэтому он хочет насладиться последними свободными деньками.

Краткое содержание: Товарищам (Пушкин)

На этой странице искали :

Сохрани к себе на стену!

История создания

Александр Сергеевич всегда имел славу смелого поэта, писавшего излишне «вольные» стихи. Опасаясь опасного влияния поэта, в 1820 году император отправил его подальше от столицы, в жаркую Одессу. Однако и там Пушкин пробыл недолго – после серьезного конфликта с местным губернатором он был сослан родовое поместье – глухое село Михайловское.

Будучи отрезанным от блестящей светской жизни Петербурга и Москвы, Александр Сергеевич был вынужден вести уединенный образ жизни. Одним из первых, кто навестил опального поэта, стал преданный друг его юности – Иван Пущин. Он пробыл в имении Пушкина всего один день, но и этого времени хватило, чтобы поддержать друга в трудную минуту.

Уже тогда Пущин, один из активных участников декабристского движения, прекрасно понимал, что эта встреча будет последней, но не обмолвился об этом ни слова. Как позже узнает Пушкин, после провала восстания на Сенатской, Пущин будет осужден и приговорен к пожизненной каторге.

В 1826 году, вспоминая последнюю встречу с верным другом и желая как-то его поддержать, Пушкин пишет стихотворение и посвящает его Пущину.

Жанр, направление и размер

После редакции стихотворение «Друзьям» приобрело характер типичного послания — прямого диалога с теми, кому адресовано произведение. Пушкину удалось четко воссоздать атмосферу непринужденного разговора друзей. Такое ощущение складывается из совокупности двух приемов.

Главная тема произведения – дружба и ее высокая ценность для Пушкина. Он представляет ее как наивысший дар, способный подарить искреннюю радость и утешит в тяжелые минуты.

Встреча с Пущиным во время ссылки поэта стала для него подарком судьбы, наилучшей отрадой, которую он мог получить в те непростые для него дни. Это событие оставило глубокий след в душе поэта, который спустя время отобразил его в своем произведении.

Узнав о трагической судьбе товарища-декабриста, Пушкин не мог поддержать его добрым словом при личной встрече: посещение политических узников было под строжайшим запретом. Однако поэт сделал это при помощи пера, посвятив стихотворение своему лицейскому другу.

Он молил «святое провиденье», чтобы во времена тяжких испытаний его товарищ не пал духом, и его заточение было озарено «лучом лицейских ясных дней». Всего в нескольких строках переплелись скорбь, торжественность и чувство уединения.

Произведение наполнено удивительно глубоким и чистым чувством к своему товарищу. Недаром впоследствии оно будет признано одним из лучших образцов дружеской лирики.

Основная идея

Главная мысль стихотворения – стремление прожить отведенное время весело и продуктивно. Поэт призывает друзей увидеть прелесть мгновения, которое запечатлело их молодость. Молодые люди любимы, уважаемы и сильны тем, что есть друг у друга. Так зачем предаваться бесплодным печалям о быстротечности бытия? Нужно любить и ценить то, что есть сейчас. И от этой взаимной радости уйдут все тревоги.

Также смысл пушкинских строк заключается в умении разделять чувства товарищей. Поэт счастлив лишь оттого, что его друзья веселы. Ему достаточно их радости, чтобы утешиться. Это говорит о том, что человек должен любить не только себя, но и свое окружение, тогда он быть жить ярко и полноценно.

Композиция

В произведении отсутствует конкретный сюжет, он имеет форму дружеского обращения. Лирическое стихотворение состоит из двух пятистиший.

Условно стих можно разделить на две части. В первой части лирический герой, который является прототипом самого Пушкина, выражает свою искреннюю дружескую привязанность к Пущину. Поэт всегда очень высоко ставил дружбу и дорожил теми крепкими узами, которые появились еще во времена обучения в Старосельском лицее.

Второе пятистишие посвящено Ивану Пущину, сосланному в Сибирь. После провала плана по свержению императора Николая I он, отказавшись бежать заграницу, дожидался ареста в своем доме в Петербурге. Пушкин надеется, что эти строчки смогут поднять дух товарища, которого постигла столь горькая участь.

Образы и символы

Система образов и символов в данном стихотворении не очень многообразная. Центральным образом выступает лирический герой. Герой — отражение самого автора, значит, и все окружение Пушкина в какой-то мере представлено в стихотворении.

Остальные герои дружеской трапезы лишены имён, нам остаётся лишь догадываться, кто именно сидит с Пушкиным за одним столом. Стоит также упомянуть образ торжества. Игры, песни, чтение стихов — символы праздника, в котором участвует все самые дорогие и близкие друзья Александра Сергеевича.

Средства художественной выразительности

Данное стихотворение не очень велико по своему объему, поэтому в нём не так много изобразительно-выразительных средств. Достаточно ярки эпитеты: «златые дни, златые ночи». Автор указывает на драгоценность времени, которое он может провести в компании друзей, сравнивает его (время) с редким и дорогим металлом.

Также стоит отметить образную и метафоричную антитезу «сквозь слезы улыбнулся я». Невозможно не привести параллель со знаменитым высказыванием «слёзы счастья». Лирического героя переполняют чувства, поэтому он не находит сил больше сдерживать свои эмоции и плачет.

Автор: Игорь Васильев
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Корсакову Н.А.

Из стихотворения «Пирующие студенты»:

«Приближься, милый наш певец Любимый Аполлоном! Воспой властителя сердец Гитары тихим звоном. Как сладостно в стесненну грудь Томленье звуков льется. Но мне ли страстью воздохнуть? Нет! пьяный лишь смеется!»

Из стихотворения «19 октября»:

«…Он не пришел, кудрявый наш певец, С огнем в очах, с гитарой сладкогласной: Под миртами Италии прекрасной Он тихо спит, и дружеский резец Не начертал над русскою могилой Слов несколько на языке родном, Чтоб некогда нашел привет унылый Сын севера, бродя в краю чужом…»

Дельвигу А.А.

Отрывок из стихотворения «Дельвигу»:

«Друг Дельвиг, мой парнасский брат, Твоей я прозой был утешен. »

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«…Дай руку, Дельвиг! Что ты спишь? Проснись, ленивец сонный! Ты не под кафедрой сидишь, Латынью усыпленный. Взгляни; здесь круг твоих друзей; Бутыль вином налита, За здравье нашей музы пей, Парнасский волокита. Остряк любезный, по рукам! Полней бокал досуга! И вылей сотню эпиграмм На недруга и друга…»

Отрывок из стихотворения «К Дельвигу»:

«Послушай, муз невинных Лукавый духовник…»

«…О Дельвиг! начертали Мне музы мой удел; Но ты ль мои печали Умножить захотел?…»

Отрывок из стиха «Дельвигу»:

«Любовью, дружеством и ленью Укрытый от забот и бед, Живи под их надежной сенью; В уединении ты счастлив: ты поэт…»

Отрывок из стихотворения «Чем чаще празднует Лицей…»:

«…Зовет меня мой Дельвиг милый, Товарищ юности живой, Товарищ юности унылой, Товарищ песен молодых, Пиров и чистых помышлений, Туда, в толпу теней родных Навек от нас утекший гений…»

Горчакову А.М.

Из стихотворения «Пирующие студенты»:

«А ты, красавец молодой, Сиятельный повеса! Ты будешь Вакха жрец лихой, Па прочее — завеса! Хотя студент, хотя я пьян, Но скромность почитаю; Придвинь же пенистый стакан, На брань благословляю.»

Из стихотворения «Князю А.М. Горчакову»:

«Нет, нет, любезный князь, не оду Тебе намерен посвятить;»

«Что должен я, скажи, в сей час Желать от чиста сердца другу? Глубоку ль старость, милый князь, Детей, любезную супругу, Или богатства, громких дней, Крестов, алмазных звезд, честей? Не пожелать ли, чтобы славой Ты увлечен был в путь кровавый, Чтоб в лаврах и венцах сиял, Чтоб в битвах гром из рук метал И чтоб победа за тобою, Как древле Невскому герою[1] Всегда, везде летела вслед? Не сладострастия поэт Такою песенкой поздравит, Он лучше муз навек оставит! Дай бог любви, чтоб ты свой век Питомцем нежным Эпикура Провел меж Вакха и Амура! А там — когда стигийский брег Мелькнет в туманном отдаленье, Дай бог, чтоб в страстном упоенье Ты с томной сладостью в очах, Из рук младого Купидона Вступая в мрачный чёлн Харона, Уснул. Ершовой на грудях!»

Отрывок из стихотворения «19 октября»:

«…Ты, Горчаков, счастливец с первых дней, Хвала тебе — фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной: Всё тот же ты для чести и друзей. Нам разный путь судьбой назначен строгой; Ступая в жизнь, мы быстро разошлись: Но невзначай проселочной дорогой Мы встретились и братски обнялись…»

Написано после случайно встречи Пушкина с Горчаковым.

Пушкин посвятил стихотворение последнему живому выпускнику лицея (отрывок из «19 октября»). Волею судьбы им стал Горчаков, он прожил дольше всех своих лицейских друзей.

«Кому ж из нас под старость день лицея Торжествовать придется одному?

Несчастный друг! средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой, Он вспомнит нас и дни соединений, Закрыв глаза дрожащею рукой… Пускай же он с отрадой хоть печальной Тогда сей день за чашей проведет, Как ныне я, затворник ваш опальный, Его провел без горя и забот.»

Кюхельбекеру В.К.

Отрывок из стихотворения «Разлука»:

«…Лицейской жизни милый брат Делю с тобой последние мгновенья. Прошли лета соединенья; Разорван он, наш верный круг. Прости! Хранимый небом, Не разлучайся, милый друг, С свободою и Фебом. »

Отрывок из стиха «19 октября»:

«…Скажи, Вильгельм, не то ль и с нами было, Мой брат родной по музе, по судьбам. »

Отрывок из стихотворения «Пирующие студенты»:

«…Ты с виду всех трезвее; Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *