О чем стихотворение кинжал лермонтов
«Кинжал» Лермонтова: анализ. История прощального подарка
В творчестве М.Ю. Лермонтова не раз можно встретить упоминание о Кавказе и Грузии. В этом нет ничего удивительного, потому что поэт много времени провел в тех краях. Стихотворение «Кинжал» Лермонтова, анализ которого представлен ниже, о силе и твердости человеческого духа.
История создания
Анализ «Кинжала» Лермонтова начинается с истории его написания. Оно было написано в 1837 г., когда поэт находился в Грузии. Он не раз приходил на могилу А.С. Грибоедова, со вдовой которого, Ниной Чавчавадзе, был знаком. Они часто беседовали, и молодой поэт был покорен стойкостью и мужеством этой женщины.
Восхищение Лермонтова походило на влюбленность, настолько его тронула трагическая история Нины Чавчавадзе. Когда поэту настала пора вернуться в Россию, она подарила ему кинжал, который когда-то принадлежал Грибоедову. Лермонтов был так тронут прощальным подарком, что уже на следующий день написал черновой вариант своего творения.
Главная тема стихотворения
Все образы в этом стихотворении лишены конкретных черт, читатель может лишь догадываться, о ком шла речь. Образ женщины, подарившей кинжал, описывается размыто, неясно. Когда-то у воинов был обычай давать имена своему оружию. Для Лермонтова кинжал является боевым товарищем, и он восхищается его твердостью, обещая не изменять себе и сохранить стойкость духа.
Размер и рифма
Художественные средства выразительности
В анализе «Кинжала» Лермонтова нужно выделить и литературные тропы, которые использовал поэт. Михаил Юрьевич применил олицетворение в создании образа кинжала. Также в стихотворении имеется частое повторение местоимения «ты». Это подчеркивает особое отношение героя к прощальному подарку.
Основными эпитетами, вокруг которых построено стихотворение, являются слова «светлый» и «холодный». Они органично подходят к теме мужества, твердости духа и верности долгу. Художественные средства выразительности, которые использовал поэт в своем стихотворении, подчеркивали не столько внешние характеристики кинжала, сколько душевные качества, больше всего ценимые поэтом.
Анализ стиха «Кинжал» Лермонтова можно дополнить сравнением с творением А.С. Пушкина с аналогичным названием. В отличие от пушкинского стихотворения, у Лермонтова нет того пафоса, той пламенности монолога. Интонация в творении Михаила Юрьевича менее возвышенна. Характерной особенностью является то, что у Александра Сергеевича кинжал выковал бог Гефест. У Лермонтова же он является творением простого грузинского мастера. И это подчеркивает лиричность его стихотворения.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал» по плану
1. История создания
Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Кинжал» было написано поэтом в 1837 году.
Поводом для его создания послужил подарок от вдовы А. С. Грибоедова Нины Чавчавадзе, к которой М. Ю. Лермонтов испытывал глубокое уважение и нежные дружеские чувства. Находясь в Грузии, поэт часто бывал в доме этой удивительной женщины, посещал вместе с ней могилу мужа.
Перед отъездом Лермонтова в Петербург Нина Чавчавадзе подарила ему великолепный кинжал, принадлежавший Грибоедову. На следующий день родилось знаменитое стихотворение.
2. Литературное направление
Произведение написано в духе романтических традиций. Об этом свидетельствуют яркие образы (булатный кинжал), сильные чувства, стремление к героическим подвигам.
Кроме того в произведении присутствуют элементы символизма: кинжал, блеск черных глаз, «светлая слеза».
Глубокий смысл стихотворения невозможно ограничить строгими рамками одного литературного направления.
3. Род
Литературный род произведения — лирика.
4. Жанр
Стихотворение «Кинжал» относится к жанру лирического послания с элементами философских рассуждений. Разговаривая с кинжалом, поэт рассуждает о своем жизненном пути и предназначении.
5. Проблематика
В стихотворении затрагивается целый ряд проблем. Избегая конкретных имен и событий, он рассуждает:
Все проблемы, переплетаясь друг с другом, помогают автору раскрыть идейное содержание произведения.
6. Тематика
Тема мужества и стойкости является основной в этом небольшом произведении.
Принимая кинжал из «лилейной руки», лирический герой берет на себя обязательство быть достойным продолжателем дела его бывшего хозяина.
7. Идея
Идея стихотворения — рассказ о бесценном подарке, который несет в себе глубокий смысл.
Мужчина должен быть опорой и защитой. Булатный кинжал — символ верности гражданскому долгу, твердости убеждений. Именно этими качествами должен обладать уважающий себя мужчина и гражданин.
8. Пафос
Пафос стихотворения меняется с развитием сюжета.
Героические интонации первой строфы сменяются лирическими нотками во второй и третьей. В последней строфе произведения звучат торжественные гражданские мотивы.
9. Система образов
В стихотворении Лермонтова «Кинжал» присутствуют два основных образа: булатный кинжал и лирический герой. Их окружают незримые второстепенные персонажи.
Над изготовлением кинжала трудились «задумчивый грузин» и «черкес свободный». Славное орудие должно было участвовать в «грозном бою», стать орудием мести.
Но кинжалу уготована другая участь. Лирический герой получает его из рук некой женщины, с которой его связывают нежные отношения. Поэт не называет имен, не рассказывает конкретных событий, поэтому очаровательный облик незнакомки окутан тайной.
10. Центральные персонажи
Главными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал.
Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами.
Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный».
Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова.
11. Лирический герой
Мысли чувства лирического героя созвучны переживаниям поэта. Образ лирического героя на протяжении всего текста пересекается с образом кинжала.
12. Сюжет
Незамысловатая сюжетная линия содержит глубокий подтекст.
Затем кинжал попадает в руки поэта «в знак памяти». И по нему струится не кровь, а «светлая слеза — жемчужина страданья».
Заключительная строфа стихотворения — торжественное обещание автора соответствовать ценному подарку. «Я не изменюсь и буду тверд душой», — говорит поэт.
Прошлое, настоящее и будущее органично слились в единое целое, выражая основную мысль стихотворения.
13. Композиция
Композиция стихотворения линейная. События следуют в хронологическом порядке.
Произведение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три смысловые части:
Рассказ о дорогом подарке ведется от первого лица.
14. Художественные особенности
Данное стихотворение — монологическое высказывание лирического героя, обращенное не к человеку, а к холодному стальному кинжалу.
Отличительной особенностью произведения является его обобщенный общечеловеческий символический смысл. Конкретная жизненная ситуация, по воле поэта, перерастает свои границы.
С помощью удачно подобранных эпитетов и сравнений поэт концентрирует внимание читателя не на внешних деталях, а на внутреннем содержании образов.
15. Размер, рифма, строфика
Стихотворение написано разностопным ямбом.
Тип рифмовки — перекрестный (АБАБ).
Это позволяет автору менять интонацию повествования, переходя от спокойного рассказа к торжественным обещаниям и дорогим воспоминаниям о «лилейной руке», «черных глазах», но в то же время сохранить целостность содержания и мелодичность звучания.
Каждая строфа стихотворения состоит из четырех, законченных по смыслу строк.
16. Средства художественной выразительности
Средства художественной выразительности, которые поэт использует в стихотворении, помогают выразить основную мысль, донести до читателя чувства и переживания автора.
17. Значение произведения
Невозможно переоценить значение этого небольшого стихотворения. Лирический герой произведения воспринимался современниками, как пример для подражания.
18. Актуальность
Стихотворение «Кинжал» — произведение, которое звучит актуально в любую эпоху. Ведь в нем поэт говорит об общечеловеческих проблемах бытия. Такие понятия, как любовь и верность, смелость и сила духа всегда остаются значимыми для каждого человека.
19. Мое отношение
Строки стихотворения великого поэта заставляют сопереживать лирическому герою, затрагивают душу. Читая произведение, я чувствовала боль разлуки, мечтала стать лучше и сильнее, понимала, как важно оставаться верной своим убеждениям.
20. Чему учит
Стихотворение Лермонтова «Кинжал» учит читателя быть сильным и непреклонным. Необходимо воспитывать в себе твердость духа и силу воли. Нравственные принципы и убеждения должны быть прочными, как стальной кинжал.
Стихотворение и анализ «Кинжал»
Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые.
Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.
Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, – затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.
Краткое содержание
С. Малютин. Портрет В.Я. Брюсова. 1916
Творческое наследие Валерия Брюсова отличается многообразием жанров и тем, которым были посвящены его произведения. Среди его работ можно встретить и любовную лирику, и размышления на исторические темы, и стихотворения с описанием природы, а также сочинения, в которых присутствует тема гражданской позиции поэта и его роли в современном обществе. Этой проблеме посвящено стихотворение «Кинжал», которое появилось на свет в 1903 году.
В начале повествования кинжал лишь кратко упоминается в первой строфе. Затем появляется образ поэта, отрекающегося от всего мирского: «Я уходил в страну молчанья и могил…» После этого поэт противопоставляет себя толпе, он не желает больше служить людям. Но приближающаяся буря меняет его настроение. Он готов занять место в первых рядах и стать «песенником борьбы» за грядущие перемены: «и снова я с людьми, – затем, что я поэт…»
В стихотворении явно прослеживаются революционные настроения и патриотические идеи. Герой, в образе которого воплощен сам автор, верит, что его слова будут услышаны народом, а он, в свою очередь, будет и дальше выступать вдохновителем и проводником борьбы за новые идеалы.
Анализ
История создания
В 1903 году дух революции уже начинает витать над Россией, но народ все еще продолжает жить по инерции. Брюсов к этому времени все больше отдаляется от символистов, его поэзия начинает приобретать гражданскую направленность. Подтверждением этому стало стихотворение «Кинжал», опубликованное в журнале «Новый мир» в 1904 году.
Это произведение нередко сравнивают со стихотворениями Пушкина и Лермонтова. Но Брюсова нельзя назвать их полным подражателем. Если классики были уверены, что призвание поэта – всегда освещать дорогу толпе и быть ее предводителем, то позиция Брюсова несколько иная. Он считает, что нельзя допускать бессмысленные жертвы. «Кинжал» поэт должен обнажать только в том случае, если массы сами созреют для перемен.
Персонажи и образы
Главный персонаж стихотворения – поэт. Его монолог звучит как своеобразная декларация, в которой раскрываются взгляды самого Брюсова на призвание поэта. Он четко и конкретно отстаивает позицию зрелого человека, уверенного в своих суждениях.
Поэтическое дарование автора – это его кинжал, который больше выступает, как вспомогательный образ, заимствованный из хрестоматийных произведений. Он является своеобразным фоном, на котором автор рисует собственную картину. Сочетание образов кинжала, толпы, грядущей бури и самого героя предельно четко обозначают гражданскую направленность произведения.
Композиция и жанр
Стихотворение состоит из пяти строф. Композиция линейная, на это указывает последовательность, с какой автор преподносит свою идею. В первом четверостишии он говорит, что место поэта – быть рядом с народом. Но уже во второй строфе отмечает: если у этого народа нет «ни дерзости, ни сил», то поэту лучше отстраниться от толпы. Следует не просто оставаться в тени, но наращивать свои силы до того времени, когда народ воспрянет ото сна и будет сам готов к переменам. По жанру стихотворение «Кинжал» является классическим образцом гражданской лирики.
Размер и средства художественной выразительности
В первых трех строках каждой строфы использован шестистопный ямб, а в последней строчке – четырехстопный. Такое сочетание придает стихотворению объем и наделяет особой ритмикой. В перекрестной (АВАВ) рифмовке наблюдается чередование мужских и женских слогов.
Средства художественной выразительности включают эпитеты: «века загадочно былые», «огнистые знамена», «былые дни», «верная сталь», «робкие призывы», «кровавый свет» и метафоры: «молнии сверкали», «шумит гроза», «кинжал поэзии», «под ярмом клонили молча выи», «зов трубы». Кроме этого, в тексте много пафосных слов, что свидетельствует об отходе Брюсова от символистского течения и обращению к классике.
Проблематика и основная идея произведения
Основной темой стихотворения является предназначение поэта и поэзии. Мысль, которую автор доносит до читателя, заключается в том, что поэт не в силах что-либо изменить, если у самих людей нет стремления к свободе. Но, когда это стремление проявится – поэту не следует оставаться в стороне. Его острое слово должно поражать врагов и поддерживать соратников. И в этом Брюсов видит истинное предназначение поэта.
Кинжал Лермонтов
Понедельник, 20 марта 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: Кинжал Лермонтов |
Автор статьи: kregov |
Однако стихотворение «Кинжал», написанное автором в 1837 году, выделяется из ряда других. В нем звучат слова клятвы, обращенные к холодному металлу. КинжалЛюблю тебя, булатный мой кинжал, Лилейная рука тебя мне поднесла И черные глаза, остановясь на мне, Ты дан мне в спутники, любви залог немой, Анализ содержания— грузин ковал его для кровной мести; — черкес — для освободительного сражения. Во второй строфе автор рассказывает, что кинжал подарила ему женщина. Это становится понятно из слов «лилейная рука». При этом подарок сделан не для применения его во время боевых действий, не для защиты или убийства. Женщина подарила его на память, в знак глубокого уважения. О самой дарительнице автор говорит, что она твердого характера. Ее черные глаза печальны, они то тускнеют под тяжестью воспоминаний, то загораются яростным пламенем. Натуру женщины Лермонтов сравнивает со сталью клинка, которую невозможно сломить. В четвертой строфе автор приносит торжественную клятву вечно хранить кинжал, оставаться верным своим непреклонным принципам, долгу поэта. История написания стихотворения
Лермонтов, как и многие другие, с глубоким уважением относился к вдове. История ее жизни, беззаветной любви к великому драматургу, волновали поэта. Поэтому каждый раз, проезжая мимо Тифлиса, он навещал Чавчавадзе, вел с нею долгие философские беседы. В 1837 году, во время одного из таких посещений, вдова писателя одарила Лермонтова и Одоевского кинжалами, ранее принадлежавшими Грибоедову. Юный поэт был настолько взволнован и потрясен таким подарком, что, по возвращении домой, написал стихотворение, в котором поклялся быть стойким и верным судьбе поэта. Уже вечером следующего дня Лермонтов читает строки своего «Кинжала» Николозу Бараташвили и получает самые положительные отзывы. В 1838 году стихотворение было доработано. Клятву, данную в произведении, Лермонтов свято хранил всю жизнь, как и подарок великой, по его мнению, женщины. Также, как и Нина Чавчавадзе хранила верность своему погибшему супругу на протяжении тридцати лет, поэт почетно нес бремя своего таланта все свои недолгие годы жизни. Никогда не изменял он литературному дару. Даже со службой в армии собирался покончить и посвятить себя полностью поэтическому служению народу. Однако, в силу обстоятельств, не успел. Литературные приемы, используемые автором
Стихотворение написано разностопным ямбом. Данный размер присуще произведениям русской литературы патриотической направленности. Лиричность и возвышенно-эмоциональное настроение «Кинжала» подчеркиваются перекрестной рифмой. Сопоставительный анализ со стихотворением Пушкина
В стихотворении Александра Сергеевича Пушкина кинжал выступает карательным орудием. Многие современники после прочтения делали вывод о призыве к свержению действующего режима, основанном на анализе исторических фактов. Пушкинский клинок скован богами для сохранения свободы. У Лермонтова же он создан руками человека, хотя и предназначен для кровопролития. Так же, как и Пушкин, Михаил Юрьевич использует монолог лирического героя, повествующий историю кинжала. Первая строфа также перекликается с соответствующим произведением великого поэта. Однако, в отличие от пушкинского призыва к свержению действующего режима, лермонтовский кинжал является символом мужественности, любви, расставания и верности. При этом Пушкин использует возвышенные образы, стихотворение Лермонтова написано простыми и понятными словами. Образ кинжала в творчестве ЛермонтоваИспользование образа кинжала в стихотворении «Поэт» имеет противоположное назначение. Здесь прекрасный сверкающий клинок становится бесполезным. Он без дела висит на стене, пылится, «Никто привычною, заботливой рукой его не чистит, не ласкает». Здесь клинок также сравнивается с творчеством поэта. Однако, если в «Кинжале» автор присягает ему на верность, делает своим постоянным спутником, главная миссия которого — напоминать о верности своему предназначению, в «Поэте» клинок бесполезен. Предназначенный для славных сражений и отважный битв, выкованный рукой славного горца, кинжал потерял хозяина, а, значит, стал бесславной игрушкой в чужих руках. Таким образом, в стихотворении «Кинжал» Лермонтов клянется поставить творчество на службу народу. Для произведения «Поэт» характерно разочарование. Роль литературы уже не так значима в жизни общества, она не несет того побудительного, божественного начала, как прежде. Лирика в стихотворении «Кинжал»Недолгая, но такая сильная любовь Нины Чавчавадзе и Грибоедова поражали умы многих творческих людей того времени. Кроме того, красота и ум Нины не могли оставаться незамеченными. Однако не меньше внимания со стороны сильного пола привлекала и вторая дочь Александра Чавчавадзе — красавица Екатерина. Лермонтов, за время пребывания в Грузии в 1837 году, посвятил ей два стихотворения. Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Кинжал» по плану
История созданияСтихотворение М. Ю. Лермонтова «Кинжал» было написано поэтом в 1837 году. Перед отъездом Лермонтова в Петербург Нина Чавчавадзе подарила ему великолепный кинжал, принадлежавший Грибоедову. На следующий день родилось знаменитое стихотворение. Размер и рифмаВ анализе «Кинжала» Лермонтова по плану следующий пункт — это определение стихотворного размера и способа рифмования. Творение написано разностопным ямбом, который часто использовался для написания стихотворений на гражданскую тему. Перекрестный способ рифмования придает еще больше лиричности произведению, а строкам — эмоционально-приподнятую окраску. В стихотворении отсутствует пафосность образов, высокопарность слога. Все строки органично соединены между собой, что придает композиции целостность. Последние написаны возвышенным слогом, потому что поэт в них восхваляет высшее достоинство человека — его стойкость и нравственность духа. Система образовВ стихотворении Лермонтова «Кинжал» присутствуют два основных образа: булатный кинжал и лирический герой. Их окружают незримые второстепенные персонажи. Над изготовлением кинжала трудились «задумчивый грузин» и «черкес свободный». Славное орудие должно было участвовать в «грозном бою», стать орудием мести. Но кинжалу уготована другая участь. Лирический герой получает его из рук некой женщины, с которой его связывают нежные отношения. Поэт не называет имен, не рассказывает конкретных событий, поэтому очаровательный облик незнакомки окутан тайной. Анализ содержанияЧетыре строфы стихотворения наполнены особым смыслом. В первых четырех строках автор признается в бесконечной любви кинжалу, называя его своим «светлым и холодным» товарищем, Лермонтов понимает, что этот подарок станет его вечным спутником. Особое внимание уделяется происхождению и предназначению кинжала: Во второй строфе автор рассказывает, что кинжал подарила ему женщина. Это становится понятно из слов «лилейная рука». При этом подарок сделан не для применения его во время боевых действий, не для защиты или убийства. Женщина подарила его на память, в знак глубокого уважения. О самой дарительнице автор говорит, что она твердого характера. Ее черные глаза печальны, они то тускнеют под тяжестью воспоминаний, то загораются яростным пламенем. Натуру женщины Лермонтов сравнивает со сталью клинка, которую невозможно сломить. В четвертой строфе автор приносит торжественную клятву вечно хранить кинжал, оставаться верным своим непреклонным принципам, долгу поэта. Центральные персонажиГлавными действующими персонажами стихотворения являются лирический герой и кинжал. Образ лирического героя вырисовывается из его монолога. Читатель понимает, что перед ним человек с честной и благородной душой, который с болью говорит о расставании с любимой женщиной, но тактично не называет имени, боясь оскорбить ее своими чувствами. Он клянется быть твердым и непреклонным, не изменять своим принципам и убеждениям. Булатный кинжал для него не только друг, но и «пример не бесполезный». Кинжал отождествляется поэтом с личностью его бывшего хозяина, А. С. Грибоедова. Главная тема стихотворенияВсе образы в этом стихотворении лишены конкретных черт, читатель может лишь догадываться, о ком шла речь. Образ женщины, подарившей кинжал, описывается размыто, неясно. Когда-то у воинов был обычай давать имена своему оружию. Для Лермонтова кинжал является боевым товарищем, и он восхищается его твердостью, обещая не изменять себе и сохранить стойкость духа. СюжетНезамысловатая сюжетная линия содержит глубокий подтекст. Затем кинжал попадает в руки поэта «в знак памяти». И по нему струится не кровь, а «светлая слеза — жемчужина страданья». Заключительная строфа стихотворения — торжественное обещание автора соответствовать ценному подарку. «Я не изменюсь и буду тверд душой», — говорит поэт. Прошлое, настоящее и будущее органично слились в единое целое, выражая основную мысль стихотворения. «Кинжал», анализ стихотворения ЛермонтоваВ 1837 году М.Ю. Лермонтов. находившийся в Грузии, не раз посещал могилу А. С. Грибоедова и часто беседовал с его вдовою, Ниной Чавчавадзе. Трагически оборванная история любви, определившая жизнь этой удивительной женщины, поражала воображение многих поэтов. Михаил Юрьевич, вхожий в дом Чавчавадзе, испытывал перед стойкостью и мужеством Нины благоговейный трепет, граничащий с влюбленностью. Перед отъездом на родину, поэт получает из рук Нины подарок, кинжал. принадлежащий некогда создателю бессмертной комедии. Лилейная рука тебя мне поднесла В знак памяти, в минуту расставанья Тронутый и взволнованный таким подношением, Лермонтов уже на следующий день читает черновой вариант стихотворения «Кинжал» Николозу Бараташвили. Символом твердости духа. благородства явился заветный дар Нины, потому звучат в стихотворении клятвы верности долгу. Подобно тому, как тридцать лет хранила вдова светлую память о возлюбленном супруге, каждым своим произведением доказывал Лермонтов верность своему таланту. В стихотворении автор намеренно избегает конкретности, делая образы предельно обобщенными. Женский лик только угадывается: Лилейная рука. И черные глаза также угадываются эмоции, так лаконично и глубоко описанные поэтом. Основной прием, используемый в изображении кинжала, — олицетворение. Неоднократный повтор местоимения ты свидетельствует об особом отношении к булатному товарищу. У древних была традиция давать имена оружию, у Лермонтова кинжал тоже одухотворен и является выражением высокого благородства. Да, я не изменюсь и буду тверд душой, Как ты, как ты, мой друг железный. В основе ритмической структуры стихотворения — разностопный ямб. Самый широко распространенный русский метр часто употребляется в произведениях на гражданскую тематику. Перекрестная рифмовка усиливает лиризм и создает эмоционально-приподнятый характер повествованию. Язык произведения очень органичен. В нем нет нарочитой образности, но удивительно емкие сравнения создают ощущение безграничности художественной мысли, перекликающейся с прошлым и устремленной в настоящее. Финал стихотворения, соприкасающийся с началом, исполнен высокого звучания: нравственное достоинство человека — высшая ценность, утверждаемая поэтом в «Кинжале». КомпозицияКомпозиция стихотворения линейная. События следуют в хронологическом порядке. Произведение состоит из четырех четверостиший, но условно его можно разделить на три смысловые части: Рассказ о дорогом подарке ведется от первого лица. Анализ №4«Кинжал» – не редкий в наследии Лермонтова пример произведения, в котором автором использован прием своеобразного «кодирования», которое исследователям приходится «расшифровывать», чтобы выяснить его жизненную первооснову. Часто в таких произведениях Лермонтов «снимает» точные обозначения места и времени изображаемых событий, опускает или меняет имена их участников. Устранив детали и подробности, связывающие то или иное стихотворение с частной, определенной средой, где было заложено его сюжетное (событийное) «зерно», поэт придает произведению обобщенный, общезначимый, а в иных случаях и общечеловеческий смысл. До наших дней сохранился кинжал Лермонтова, привезенный им из первой ссылки па Кавказ. Бесконечно дорогая для всех почитателей поэта реликвия! Но как сузили бы мы смысл замечательного лермонтовского стихотворения, если б свели его к своего рода заздравному тосту в честь булатного «товарища» поэта, как он сам назвал его. Да, мы не забыли, когда, и кем, и с каким «значением» он был подарен Лермонтову. В первой редакции стихотворение называлось «Подарок», в окончательной – стихотворение обрело глубокий смысл и новое название «Кинжал». Стихотворения 1838 года «Кинжал» и «Поэт» – программные в творчестве Лермонтова. В «Поэте» Лермонтов вернулся к теме в Кинжала», посвятив ей более половины стихотворения. Но «кинжальной» теме здесь придан совсем иной поворот: «игрушкой золотой он блещет на стене», теперь уже «бесславный и безвредный». Никто привычною, заботливой рукой Его не чистит, не ласкает, И надписи его, молясь перед зарей, Никто с усердьем не читает… И вслед за этим с лермонтовской страстью звучит важнейший для художника вопрос: В наш век изнеженный не тан ли ты, поэт свое утратил назначенье, На злато променяв ту власть, которой свет Внимал в немом благоговенье? Здесь Лермонтов предстал перед читателями как великий поэт, отстаивающий идеи гражданственности и народности искусства, гневно осуждающий тех его «жрецов», кто на потеху праздной толпы изготовляет с блестки и обманы». Голос поэта-борца, поэта-трибуна должен звучать, «как колокол на башне дни торжеств и бед народных». Даже Белинского, знавшего силу лермонтовского слова, поразили в «Поэте» «бурное одушевление», «трепещущая, изнемогающая от полноты своей страсть» и заключенная в его строках пламенная мысль. Средства художественной выразительностиСредства художественной выразительности, которые поэт использует в стихотворении, помогают выразить основную мысль, донести до читателя чувства и переживания автора. Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова М.Ю.Всем поклонникам творчества поэта известно, насколько трепетно относился к Кавказу Михаил Юрьевич Лермонтов. «Кинжал» — это одно из стихотворений, посвященное кавказским народам и выражающее его любовь к этому прекрасному краю. Произведение было написано в конце 1837 года под названием «Подарок», в 1838 году автор немного изменил текст и переименовал его на «Кинжал». Начало стихотворения перекликается с одноименной работой Пушкина, написанной в 1821 году. Возможно, Михаил Юрьевич в чем-то и скопировал своего кумира, но его произведение имеет расширенное содержание. Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова позволяет понять, что этот подарок был необычным для автора, он им восхищен, поэтому дает торжественную клятву выполнить свои обещания и не изменить твердости души. Многие писатели приезжали на могилу Александра Грибоедова и останавливались у его вдовы, Михаил Юрьевич не стал исключением. Для него Нина Грибоедова была идеалом красоты, сердечности, верности и добродушия. Во время их встречи женщина подарила Лермонтову и Одоевскому по кинжалу в знак дружбы, верности и чести, поскольку считала их друзьями по лире. Само произведение пронизано непонятной грустью. Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова требует больше узнать о судьбе самой дарительницы, тогда станет понятно, чья по клинку потекла «светлая слеза», и почему она была «жемчужиной страданья», о чьих черных глазах, «исполненных таинственной печали и немой любви», говорит поэт. Нина Чавчавадзе в 16 лет вышла замуж за Грибоедова, а через несколько месяцев ей пришлось надеть траурное платье. Эта женщина всю жизнь пронесла в сердце любовь к единственному мужчине, она не плакала и не жаловалась на судьбу, лишь немногие знали, как тяжело ей жить без своего возлюбленного. В знак преданности и любви Нина на горе Мтацминда воздвигла памятник Грибоедову, вылитая из бронзы фигура стоящей на коленях и рыдающей женщины – это она сама. Именно сюда съезжались со всей России общественные деятели и литераторы, чтобы почтить память великого писателя. Анализ стихотворения «Кинжал» Лермонтова позволяет понять, насколько автор восхищался твердостью характера, духа, верностью памяти мужа и высокими человеческими качествами Нины. На Михаила Юрьевича неизгладимое впечатление произвела встреча с вдовой Грибоедова. После разговора с этой женщиной еще преданнее своим идеалам стал Лермонтов. «Кинжал» — стихотворение, символизирующее благородство, верность, твердость характера и целеустремленность поэта. Это яркий образец гражданской лирики. Если ранее Брюсов в основном увлекался идеями символизма, то к 1903 году ощутил потребность высказать свою позицию, определить свой взгляд на общественное предназначение поэта, что и заставило его обратиться к нехарактерному для себя жанру, воплотив идею в стихотворении “Кинжал”. Эти стихи написаны ямбом, причем в первых трех строчках каждого четверостишия используется шестистопный, а в последней – всегда четырехстопный. Это делает стих более четким и емким. Образ кинжала в творчестве ЛермонтоваТаким образом, в стихотворении «Кинжал» Лермонтов клянется поставить творчество на службу народу. Для произведения «Поэт» характерно разочарование. Роль литературы уже не так значима в жизни общества, она не несет того побудительного, божественного начала, как прежде. Стихотворение «Поэт» – анализ по плануВариант 1 История создания Он продолжал отстаивать свои взгляды, боролся за свободу слова, искал вдохновение и смысл жизни. Он продолжает верить, что дар поэта не случаен, он дан не для забавы, а чтобы влиять на судьбы и события. Его тяготят запреты, преследования и рамки. Тема В эпоху, которая выпала на долю поэта, мастер слова вынужден повиноваться цензуре, его талант покрывается «ржавчиной», становится бессмысленным. Возвращаясь в прошлое, поэт продолжает традиции романтизма, его повествование напоминает историческую новеллу, легенду. Во второй части стихотворения – сугубо философской – автор размышляет о предназначении поэта, о том, что богатство и золото затмило истинный путь словесного мастера. Смысл произведения – без упорной работы, свободной, искренней, правдивой талант меркнет, перестаёт служить людям, а значит – достоин презрения. Лирический герой обращается к поэтам, взывает к их чувству долга, достоинства, затрагивает все струны души человека, который должен сеять мудрость и правду, а не прятаться за «блёстками» или приукрашать уродства общества «румянами». Главная мысль произведения – поэт должен служить людям, истории, правде. Композиция Лирический герой дерзко и правдиво делится своими мыслями об эпохе, жизни, предназначении поэта и нравах общества. Заканчивается стихотворение восклицанием и вопросом, который глубже и сильнее риторического: «Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк! Иль никогда, на голос мщенья, из золотых ножен не вырвешь свой клинок, покрытый ржавчиной презренья. Жанр Произведение относится к жанру элегии, об этом говорит ритм, общий настрой, тематика, возвращение в прошлое, грусть и глубокий философский смысл. Черты сатиры также прослеживаются в смысловой сфере стихотворения. Оно написано шестистопным ямбом, временами переходящим в четырёхстопный с перекрёстной рифмовкой. Это одно из лучших произведений поэта, относящихся к гражданской лирике. Все четыре стиха последней строфы содержат сильнейший эмоциональный накал, содержащий главную мысль стихотворения. Средства выразительности В произведении много эпитетов («таинственный закал», «надёжный клинок», «бесславная игрушка», «хладный труп», «могучие слова», «изнеженный век», «ветхая краса», «осмеянный пророк»), которые помогают создать исторический колорит, эмоциональную образность событий, описываемых автором. По сути всё стихотворение является развёрнутым сравнением поэта и кинжала. Очень красивое и тонкое сравнение стихов, которые были написаны в прошлом, вдохновляли на подвиги, они нужны были людям, «как чаша для пиров, как фимиам в часы молитвы». Вариант 2 В сознании читателей и исследователей представление о Лермонтове ассоциируется с некоей загадочностью, таинственностью. Но все же за сравнительно непродолжительный период его жизнедеятельности им было создано огромное количество бессмертных и гениальных произведений. Анализ стихотворения Лермонтова «Поэт» поможет глубже проникнуть в суть проблем того времени и понять, что творилось в сознании и в душе гениального автора. История создания Основной этап жизни М.Ю. Лермонтова приходится на 30‑е годы XIX века. Для этого периода характерно состояние застоя и отсутствие каких бы то ни было нравственных и духовных ценностей. Лермонтов, будучи настоящим поэтом, не мог относиться к происходящему смиренно. Именно поэтому львиная доля написанных в этот период стихотворений относится к гражданской лирике. Его творения наполнены горечью, безысходностью, протестом. Но в то же самое время Лермонтов-поэт совершает попытку создать некий идеал, к которому сам стремится. Находясь в состоянии смятения и неудовлетворенности в 1838 году создается одно из самых лучших творений Михаила Юрьевича «Поэт». Структура стихотворения Особенность структуры данного произведения определяется одновременной сложностью и простотой композиции. Имеют место несколько законченных фрагментов, каждый из них обладает своей стилистикой, но все они подчинены общей цели – развитие идеи. В произведении логически выделяются две части, которые написаны посредством чередования четырехстопного и шестистопного ямба. Анализ содержания Композиционно в произведении четко выделяются две части. В основе каждой лежит антитеза. Первая часть описывает славное воинское прошлое кинжала. После того, как кинжал перекочевал на стену, несколько изменяется характер повествования. Показать такую перемену автору удается благодаря емким эпитетам. В центре повествования второй части произведения находится поэт, с судьбой подобной судьбе кинжала. Лермонтов осуждает современную поэзию, считая, что она стала представлять из себя обычное салонное развлечение. Миссия поэта, при этом, кажется упрощенной, заниженной. В завершении стихотворения можно увидеть сравнением. Но теперь сопоставляется не поэт, а вся поэзия. Сам автор призывает своих современников обратить внимание на возрождение высокой роли искусства в современном мире. Стихотворение отличается особой эмоциональностью и обличительным пафосом, которые являются результатом осознания нереальности воплощения в жизнь своей мечты. Для Лермонтова поэт представлял собой пророка, или что-то очень близкое Богу. Анализ «Поэта» Лермонтова показал, что автор мечтает возродить искусство зажигать сердца людей словом. Средства художественной выразительности Для создания более красочного и полного образа, автор пользуется различными средствами художественной выразительности. Эпитеты «В наш век изнеженный», «Таинственный закал», сравнение «Он нужен был толпе, как чаша для пиров, как фимиам в часы молитв», метафоры «Твой стих носился над толпой», помогают лучше воспринимать создаваемые картины. Заканчивается стихотворение риторическим восклицанием и вопросом для размышления. Значение стихотворения «Поэт» в творчестве Лермонтова Анализ стиха «Поэт» Лермонтова помог выявить тему, лежащую в основе произведения – гражданская миссия поэта. Автор предается размышлениям о состоянии, в котором невольно оказалась поэзия в России после смерти Пушкина. В этом плане творение известного лирика можно рассматривать как своеобразную литературную декларацию. Тем не менее, созданное произведение имеет программное значение в творчестве Лермонтова. Рассматривать его можно только в контексте размышлений Михаила Юрьевича о роли поэта в жизни общества в ряду с такими произведениями, как «Смерь поэта», «Пророк». Удивительно эмоциональное и необычайно глубокое стихотворение Лермонтова «Поэт» представляет собой одно из лучших его творений, отражающих тему поэта и поэзии. Практически все произведение насыщено горьким пафосом и несбыточной мечтой о поэте-пророке. Вариант 3 История создания Стихотворение «Поэт» Лермонтов написал в 1838 г., оно было напечатано в журнале «Отечественные записки» № 3 за 1839 г. Через год после смерти Пушкина и создания стихотворения «Смерть поэта» Лермонтов вновь обращается к проблеме предназначения поэта. Литературное направление и жанр Поэт в стихотворении – романтический герой. Он имеет предназначение свыше, назван пророком. Даже в гуще толпы он отделён от неё и повелевает ею. Меняя данную ему богом власть на золото, поэт перестаёт быть героем в глазах поэта-романтика, становится частью толпы, не выполнив своей миссии. Стихотворение «Поэт» относится к философской лирике. Тема, основная мысль и композиция Стихотворение состоит из двух частей, первая из 6 строф, вторая — из 5. Первая часть посвящена кинжалу, а вторая – поэту. Кинжал и поэт сопоставляются в стихотворении. В последней строфе они причудливо соединяются в одном образе. Тема стихотворения – роль поэта и поэзии. Основная мысль: поэт утрачивает своё предназначенье, когда меняет власть над людьми, которую устанавливают его могучие, богом данные слова, на золото, богатство. Тропы и образы В первой строфе описан кинжал лирического героя. У него золотая отделка, надёжный клинок таинственного закала (эпитеты). Кинжал – наследье бранного востока (эпитет от существительного брань, то есть борьба). Во второй и третьей строфах описан характер кинжала, который предстаёт перед читателем как живое существо (развёрнутое олицетворение). Он служил хозяину, как раб (сравнение): не требовал платы за услуги, делил с хозяином забавы, оставлял страшный след на груди врага (эпитет) и даже по-своему «разговаривал»: звенел, отвечая на обиды, как будто готовясь дать отпор. Последние две строки третьей строфы противопоставлены остальным шести. Богатая резьба (эпитет) подобна чуждому и постыдному наряду (сравнение, эпитет) в дни службы кинжала. В этом неприятии богатства яркая характеристика кинжала: когда он выполняет своё предназначение, украшения ему мешают. Следующие две строфы описывают историю кинжала. Его настоящий владелец – наездник в горах, герой, мусульманин. Кинжал снял с мёртвого хозяина отважный казак (эпитет) за Тереком. Так началось путешествие кинжала. Он двигался вместе с походной лавкой армянина. Последнее пристанище кинжала – стена в комнате лирического героя. Кинжал подобен золотой игрушке (сравнение), бесславной и безвредной (эпитет). Повторение приставки без (бес) – тоже художественный приём. Истинный хозяин кинжала в стихотворении уходит в тень. Его образ важен для Лермонтова не сам по себе, а в связи с кинжалом. Рука хозяина заботлива по отношению к кинжалу (эпитет). Слова чистит и ласкает стоят рядом. Кинжал – и орудие, и друг. Особое место в жизни кинжала занимают надписи на нём. Это не украшения, они имеют прагматическое значение. Эти надписи нужно читать с усердием, обращаясь к Богу. Таким образом, кинжал становится проводником к Богу. В последней строфе дважды повторённое никто не перечёркивает будущность кинжала. Его судьба обрывается в этой строфе, в конце которой стоит многоточие. Во второй части сопоставляются кинжал и поэт. Образ кинжала конкретен, у него есть жизнь и история. Поэт в стихотворении – абстрактная фигура. Причём Лермонтов соотносит себя не с поэтом, а с толпой, употребляя местоимение мы в предпоследней строфе. Своё время лирический герой характеризует как век изнеженный, ветхий мир (эпитеты), который морщины прячет под румяна (метафора), сравнивается с ветхой красой. Воздействие поэзии на общество описано Лермонтовым во всех сферах жизни. Свет внимает ей в немом благоговенье (метонимия и эпитет), поэзия воспламеняет бойца для битвы (синекдоха и метафора), благородные мысли, заложенные в ней, нужны толпе и в бедах, и в радостях. Поэзия сравнивается с чашей для пиров, фимиамом среди молитвы, божьим духом и колоколом на вечевой башне. Слова поэта некогда воплощали власть, они были могучими (эпитет), их звук мерным (эпитет). Лермонтов наделяет поэзию божественными возможностями: как дух Божий, носясь над землёй, творил жизнь, так и слово поэта, носясь над толпой, преображает людей, внушая им благородные мысли. Но всё это в прошлом. Разнообразные функции поэзии исчезли в современном обществе. Лермонтов поднимает важнейшую проблему: поэт-пророк уснул в богатстве и роскоши современного мира, но само общество прежде осмеяло его. Простой и гордый язык истинного поэта (эпитеты) противопоставлен блёсткам и обманам, которые тешат современников лирического героя (метафора). К толпе современников Лермонтов причисляет и себя, откуда в предпоследней строфе появляется местоимение нам, нас. Последняя строфа – это, прежде всего, обращение к самому себе. В ней кинжал не просто остаётся орудием войны, отзывающимся на голос мщенья. Он становится метафорой поэзии как инструмента борьбы с несовершенствами общества. Поэтому клинок поэта покрыт ржавчиной презренья к блеску света. В последней строчке Лермонтов рисует романтический идеал поэта, противостоящего общественным порокам и презирающего их. Размер и рифмовка В стихотворении шестистопный ямб чередуется с четырёхстопным. Рифмовка перекрёстная, мужская рифма чередуется с женской. Литературные приемы, используемые авторомСтихотворение написано разностопным ямбом. Данный размер присуще произведениям русской литературы патриотической направленности. Лиричность и возвышенно-эмоциональное настроение «Кинжала» подчеркиваются перекрестной рифмой. Лирика в стихотворении «Кинжал»Недолгая, но такая сильная любовь Нины Чавчавадзе и Грибоедова поражали умы многих творческих людей того времени. Кроме того, красота и ум Нины не могли оставаться незамеченными. Однако не меньше внимания со стороны сильного пола привлекала и вторая дочь Александра Чавчавадзе — красавица Екатерина. Лермонтов, за время пребывания в Грузии в 1837 году, посвятил ей два стихотворения. Сопоставительный анализ со стихотворением ПушкинаИзвестно, что у Пушкина тоже было стихотворение с названием «Кинжал», написанное в 1821 году. Так же, как и Пушкин, Михаил Юрьевич использует монолог лирического героя, повествующий историю кинжала. Первая строфа также перекликается с соответствующим произведением великого поэта. Однако, в отличие от пушкинского призыва к свержению действующего режима, лермонтовский кинжал является символом мужественности, любви, расставания и верности. При этом Пушкин использует возвышенные образы, стихотворение Лермонтова написано простыми и понятными словами.
|