О чем стихотворение есенина пороша
Школьное чтиво
Произведения школьной литературы в простой и доступной форме
22.04.2020
Есенин С. «Пороша»
Главные герои стихотворения «Пороша» и их характеристика
Чему учит стихотворение «Пороша»
Стихотворение учит любить природу, уметь увидеть ее красоту. Учит любить родную землю. Учит образному мышлению.
Отзыв на стихотворение «Пороша»
Мне очень нравится это стихотворение, потому что оно очень спокойное и дарит умиротворение. Поэт использует красивые метафоры и сравнения, и природа в его описании оживает. Словно наяву читатель видит образы, которые полюбились поэту.
Средства художественной выразительности в стихотворении «Пороша»
Эпитеты: серые вороны, белою косынкой, бесконечная дорога.
Метафоры: звоны под копытом, вороны расшумелись, заколдован лес, дремлет под сказку, валит снег, стелет шаль, убегает лентой.
Сравнения: словно косынкой, понагнулась как старушка.
Олицетворения: дремлет лес, повязалася сосна, принагнулась, оперлася, снег стелет, дорога убегает.
Пословицы к стихотворению «Пороша»
Зима не лето, в шубу одета.
В зимний холод всякий молод.
Не тот снег, что метет, а тот, что сверху идет.
Нет в мире краше Родины нашей.
Своя земля и в горсти мила.
Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения «Пороша»
Герой едет по снегу. Вокруг тишина и только вороны шумят на лугу.
Лес дремлет под снегом. Словно косынкой повязалась похожая на старушку сосна. На ней долбит дятел.
Вокруг простор, сыплет снег, а дорога убегает вдаль.
Рисунки и иллюстрации к стихотворению «Пороша»
Читать стихотворение «Пороша»
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
❄️Пороша
Знаковым произведением периода раннего творчества Сергея Есенина считается стихотворение «Пороша», написанное поэтом в возрасте 18 лет. В 1914 году первые стихи автора только начинают публиковаться, до Олимпа славы ещё далеко, но уже видна рука мастера и каждая новая работа – это вклад в копилку новых читателей.
В данном анализе блог Stihirus24 раскроет композицию, тему и жанр стихотворения, а также уделит внимание средствам художественной выразительности, которые использовал в произведении Есенин.
Константиново против Москвы
В 1914 году Есенин переезжает в Москву, которая является полным антиподом его малой родины, села Константиново. В душе поэта есть место грусти, он скучает по рязанским просторам и тишине русской глубинки.
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
В стихотворении автор противопоставляет тишину деревни шуму города, а простор губернии тесноте Москвы. В Константиново:
В Москве перекрёстки и суета улиц. На малой Родине лишь:
В столице вечный гул огромного города, суета и практически броуновское движение.
Природа в Москве вычеркнута напрочь из картины жизни, её нет вовсе, что сурово для человека, привыкшего к простору полей. С помощью стихотворения «Пороша» автор пытается хотя бы виртуально переместиться домой и скинуть с себя бремя городского обывателя.
Тема и композиция
Основная тема стихотворения – это выражения любви к природе и малой Родине, тому месту, где ты родился и дорос от пелёнок до человека. Эти места имеют особое значения, там дорога каждая травинка, каждый кустик, каждое деревце. Пусть сейчас они и далеко в физическом плане, но они совсем рядом в сердце и не теряют ценности.
Есенин уверен, что в тяжёлые минуты бытия именно любовь к малой Родине придаст ему сил, в часы смятения и печали автору строк ничем не поможет московская суета, разве что, на время даст возможность забыться банальный, как пробка, московский кабак.
Композиция построена из четырёх строф, в каждой из которых открывается своя тема, но все они связаны единой нитью любви к природе и Родине. Сначала лирический герой едет верхом на коне по родным местам и описывает увиденное:
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Затем внимание уделяется зимнему лесу, который
Третья строфа отдана на откуп образу сосны, её Есенин в лице лирического героя сравнивает со старушкой, а заканчивается стих описанием простора российской глубинки:
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Стихотворение является хорошим примером пейзажной лирики, написанной четырёхстопным хореем при перекрёстной рифмовке (звоны – снегу – вороны – лугу). Рифмы мужские и женские.
Метафоры, эпитеты и олицетворения
В качестве средств выразительности в стихе использованы:
С их помощью удаётся передать образ зимнего леса и простор российской глубинки даже из сдавленной судорогами улиц Москвы. Стих легко читается в школе, быстро заучивается и вдвойне рекомендован к прочтению жителям мегаполисов, которым не довелось в реале увидеть красоту турецкого пляжа русской природы.
Текст
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Слушаем стих
Краткий анализ стихотворения Сергея Есенина «Пороша»
Сергей Александрович — ярчайший представитель поэтов Серебряного века. Он отличался загадочной судьбой, в работах говорил только правду. Свое призвание быть писателем молодой человек осознал еще в юности. Каждое его творение несет глубочайший смысл и часть души создателя. Не является исключением и стихотворение Есенина «Пороша». Анализ произведения поможет школьникам подготовиться к уроку русской литературы.
История написания
Сергей Александрович написал стихотворение «Пороша» в начале творческого пути. Создание произведения датируется 1914 годом. В этот период молодой человек находился в Москве. Следует отметить, что это знаменательное время в жизни автора: тогда его произведения впервые опубликовали в печатном издании.
Вскоре юношу призвали в армию. Во время несения воинской службы Сергей Александрович создал дебютный цикл стихов «Радуница». Военная атмосфера оставила свой след в жизни автора, научила с особой любовью относиться к природе. Именно поэтому в своем творчестве Есенин много внимания уделял окружающему миру.
Произведение «Пороша» полностью посвящается природе и описанию ее составляющих. Стихотворение отражает ценности автора, для которого каждая мелочь имеет значение: от снегопада до звона копыт.
Особенности жанра и композиции
Стихотворение «Пороша» написано четырехстопным хореем. При создании работы автор использовал перекрестную рифмовку. Если говорить о жанровой принадлежности, произведение относится к пейзажной лирике. Это подтверждается тем, что в тексте прославляется красота окружающего мира.
В то время Сергей Александрович был имажинистом, поэтому большинство его работ создано именно в этом контексте. Суть течения заключается в применении метафор, которые позволяют создать прямолинейный образ с единичным обозначением.
Однако, оценивая направление, в котором работал поэт, важно понимать, что в результате самобытность вычеркнула его из всех имеющихся объединений, поэтому он начал работу над собственным индивидуальным стилем. Сам Есенин называл себя «последним автором деревни». Такое определение его рода занятий близко по духу с произведением «Пороша».
Если говорить о композиционной структуре, стихотворение включает в себя четыре строфы, объединенные природной тематикой. Однако в каждой части отдельно рассматриваются небольшие темы:
Тематика работы
Главная тема стихотворения Есенина — любовь к природе и всему, что находится вокруг человека. Окружающий мир прекрасен и многогранен, причем абсолютно не имеет значения, сосновый бор ли это, либо же тропа вдоль поля. Каждый камень и травинка имеют неповторимое очарование. Крайне важно научиться видеть и оценивать эту красоту.
В произведении демонстрируется искренняя радость персонажа от нахождения в зимнем лесу. Герой неприкрыто восхищается природой, прославляя ее красоту. Именно окружающий мир является для автора источником вдохновения, при помощи таких прогулок он восстанавливает силы.
Однако стих «Пороша» о любви не только к природе, но еще и к родному краю. Есенин утверждает, что лишь отчий дом, где человек появился на свет, может зарядить его положительными эмоциями. К большому сожалению, далеко не каждый может понять истину, поэтому автор учит радоваться простым вещам: старой сосне, топоту копыт, дороге и т. д. Именно в этом состоит основная мысль стихотворения.
Смысл и символы произведения
Анализируя творчество Сергея Александровича, напрашивается вывод о том, что поэт никогда не вводил и не скрывал тайные символы. В произведении «Пороша» главный образ — природа и все, что связано с ней.
Как природное явление Есенин описывает снег, уделяет внимание дятлу и коню как представителям мира животных, любуется пейзажем. Все образы пронизаны любовью и бережным отношением хозяина к земле. Лирический персонаж — возможно, добрый и очень тонко чувствующий человек, отправляется в путешествие и желает запомнить каждую частичку родного края. Главная идея произведения состоит в том, что окружающий мир многогранен:
При этом все по-своему прекрасно, важно только научиться различать эту красоту, любить ее. Автор учит видеть суть в обычном, радоваться от созерцания простых, обыденных явлений. На этом и строится смысл произведения. Подобное восприятие делает человека внимательным и мудрым. Только истинный мудрец может рассмотреть и прочувствовать прелесть земли.
Выразительные средства
Чтобы придать стихотворению максимальную выразительность, Есенин мастерски применил различные художественные средства. Некоторые из них:
Сергей Есенин — истинный гений пейзажной лирики, воспевающий в своих работах красоту Родины. Об этом свидетельствует его творение «Пороша» — образная работа о природе. Краткий анализ стихотворения поможет лучше понять его суть.
Сергей Есенин — Пороша: Стих
Еду. Тихо. Слышны звоны
Под копытом на снегу.
Только серые вороны
Расшумелись на лугу.
Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Повязалася сосна.
Понагнулась, как старушка,
Оперлася на клюку,
А под самою макушкой
Долбит дятел на суку.
Скачет конь, простору много.
Валит снег и стелет шаль.
Бесконечная дорога
Убегает лентой вдаль.
Анализ стихотворения «Пороша» Есенина
Есенин переехал в Москву в возрасте 17 лет. Городская жизнь привлекала скромного деревенского поэта своими безграничными возможностями. Вместе с тем в его душе постоянно накапливалась тоска по родному селу, куда он мог приезжать все реже и реже. Выходом стали воспоминания, которые выражались в стихотворениях. Любовь поэта к родине в раннем творчестве была, в основном, связана с образами русской природы. Эти произведения стали блестящими образцами пейзажной лирики. Одним из таких стихотворений является «Пороша» (1914 г.). Поэт планировал включить его в целый сборник стихотворений для детей «Зарянка», но не смог осуществить этот замысел.
Произведение стало классическим образцом есенинской пейзажной лирики. Его главная особенность – удивительная краткость в сочетании с огромной выразительностью. Есенин изображает простые и знакомые каждому картины. Лирический герой совершает прогулку верхом по зимнему лесу. Его образ лишь угадывается по первому слову («еду»). Нет даже описания чувств и настроения главного героя. Читатель остается с прекрасным пейзажем один на один, ничто не мешает его спокойному созерцанию.
Характерный прием Есенина – создание сказочной атмосферы. Произведение для детей в его понимании всегда должно иметь волшебный характер. Со второй строфы в стихотворение естественным образом вводятся сказочные герои. Лес оказывается «заколдован невидимкой». Старая сосна может быть сравнима с образом самой Бабы-яги, которая «оперлася на клюку». Неожиданно автор вновь возвращает читателя в действительность, замечая на сосне дятла. Это сочетание стирает грань между реальным и сказочным мирами, что облегчает детское восприятие стихотворения.
В каждой строчке ощущается бесконечная любовь автора к родной природе. Эту любовь он стремится передать детям, познакомить их с удивительным миром, находящимся совсем рядом.
Стихотворение завершается картиной раздолья со скачущим конем. Традиционный элемент русского пейзажа – «бесконечная дорога» с непрекращающимся снегопадом. Этот образ символизирует широту русской души, ее необъятность и открытость.
Есенин адресует свое стихотворение не только детям. Познакомившись с городской жизнью, он понял, насколько люди утратили связь со своими корнями. Известно, например, недоумение, с которым встречали «поэтические звезды» крестьянского поэта, обутого в простые валенки. Есенин хотел пробудить в людях если не любовь, то хотя бы интерес к своей родине. Первым шагом на пути к этому он справедливо считал знакомство с прекрасным русским пейзажем.
Краткий анализ стихотворения Сергея Есенина «Пороша»
Сергей Александрович — ярчайший представитель поэтов Серебряного века. Он отличался загадочной судьбой, в работах говорил только правду. Свое призвание быть писателем молодой человек осознал еще в юности. Каждое его творение несет глубочайший смысл и часть души создателя. Не является исключением и стихотворение Есенина «Пороша». Анализ произведения поможет школьникам подготовиться к уроку русской литературы.
История создания
«Пороша» относится к раннему творчеству поэта, когда он только начинает искать свой путь. Написано оно в 1914 году, когда Есенин пребывал в Москве. Этот год стал знаменательным в жизни поэта, поскольку именно тогда его работы впервые были опубликованы в журнале.
Вскоре Есенин был призван на службу, где написал свой первый сборник стихотворений «Радуница». Атмосфера войны оставила свой отпечаток в жизни поэта и научила по-особому относиться к окружающему миру, поэтому особое внимание в творчестве Сергея Александровича уделяется природе.
Стихотворение «Пороша» всецело посвящено матушке–природе и ее прекрасным составляющим. Оно отражает ценности поэта, который замечает и придаёт значение каждой мелочи: от звона копыт до падения снега.
Немного об авторе
Сергей Александрович Есенин за свою недолгую жизнь сумел подарить России колоссальное культурное наследие в виде своих многочисленных талантливейших произведений. Поэт был выходцем из крестьянской семьи и всем сердцем любил русскую деревню и природу родного края. Уехав в юности в столицу, молодой человек очень скучал по сельской местности, что нашло отражение в его творчестве.
Жизнь и творчество Есенина выпали на непростые судьбоносные этапы в жизни государства. Поэт поначалу верил в обещания революционеров и искренне надеялся, что переворот благоприятно отразится на крестьянах. Реалии того времени жестоко разочаровали молодого писателя, оставив неизгладимый шрам в его душе. К теме родной сторонки классик будет возвращаться снова и снова, ведь образ деревни согревал сердце поэта и был для него лучиком света в темном царстве окружающей действительности.
Жанр, направление и размер
Литературный размер данной работы – четырехстопный хорей. При написании поэт использовал перекрестную рифму. Жанровая группа стихотворения – пейзажная лирика, так как в тексте воспевается красота природы.
Поскольку Есенин в тот период времени был откровенным имажинистом, то многие его произведения написаны в этом направлении. Суть имажинизма заключалась в использовании метафор, создающих прямолинейный, ничем не завуалированный образ с единичным значением. Однако при оценке течения, в русле которого творил автор, нужно понимать, что его самобытность в итоге вычеркнула поэта из всех существующих объединений, и он стал работать над своим индивидуальным, ни на кого не похожим стилем. Сам он любил называть себя «последним поэтом деревни», и это определение его деятельности очень близко по духу к стихотворению «Пороша».
Возможно вам будет интересно
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Образы и символы
Как уже говорилось ранее, Есенину не свойственно прятать образы в описании и вводить загадочные символы. В стихотворении «Пороша» центральным образом является природа и все ее проявления, о которых поэт говорит открыто.
Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль. Бесконечная дорога Убегает лентой вдаль.
Автор описывает снег как природное явление, уделяет внимание лошади и дятлу как представителям животного мира и любуется просторами окружающего пейзажа. Каждый образ проникнут любовью и бережным отношением хозяина к своей земле. Можно предположить, что лирический герой, добрый и тонко чувствующий красоту человек, отправляется в какое-то путешествие и хочет запомнить каждый кусочек родного края.
Анализ стихотворения Пороша Сергея Есенина
Автор очень любил в своих стихотворениях описывать великолепие родных просторов. Строки наполнены теплотой, чуткостью, восторгом. И это естественно, ведь у поэта было очень тонкое ощещения восприятия. Он с точностью мог подметить все, что его окружало, расписать это такими словами, что читаешь, и диву даешься, насколько все может быть красивым и ярким. Его строчки вдохновляли, заставляли переживать моменты вместе с поэтом.
Раннее творчество, в том числе и его стихотворение «Пороша», будто пронизаны невинностью и прохладой. Он пишет в своих строках все, что дорого его сердцу с самого младенчества. В этот период творчества, поэт все чаще начинает вспоминать свое прошлое, где есть резкий контраст со своим настоящим. Есенин устает от суетливой Москвы, ему хочется уединения, покоя, в зимний лес, на природу, где нет никого, где есть только тишина и умиротворение.
«Пороша» не только популярна как пейзажная лирика, но так же здесь проявляется и романтизм. Сирую сосну характеризует с деревенской старушонкой, а лес, зачарованной невидимкой, видит как сказочным спящим королевством. «Скачет конь, простору много. Валит снег и стелет шаль», — здесь описана безмятежность и грациозность. Так же поэт очень хорошо расписывает лошадиную прыть, которая приносит ему великое счастье, а саму дальнюю дорогу, заставляет задуматься и позабыть все свои проблемы и невзгоды.
Поэт мог долгое время наслаждаться красотой природы, чувствуя в ней свое вдохновение, спокойствие. Ему не нужны блага современного общества, известность. И благодаря стихотворениям о природе Есенин получил популярность в обществе. Поскольку, каждый благодаря его стихам, мог представить себе дивную красоту природы, прокатиться на лошадях, почувствовать влажный сырой воздух и побыть наедине с самим собой.
Анализ стихотворения Пороша по плану
Темы и настроение
Читая это стихотворение, человек ощущает гармонию с природой, в душе его рождается умиротворение и некая светлая тоска по родным краям. Основная тема «Пороши» — любовь к природе и всему живому. Как важно ценить все, что создано вокруг нас и наслаждаться этим. Наряду с этим тесно переплетается тема ценностей человека, все ли считают окружающий мир ценностью? Лирический герой акцентирует внимание читателя на том, что любому прохожему должна быть понятна его гордость, ведь все сокровища родной земли принадлежат ее обитателям, а потому их необходимо уметь оценить по достоинству.
Еще одной поднятой проблемой является любовь к малой Родине. В лирике Есенина довольно ясно прослеживается мысль, что родные края дают эмоциональную подпитку человеку и заряжают его светлыми чувствами. Однако не все могут прочувствовать это и понять, а потому есть люди, которые всю жизнь обитают в слепоте и мелочной злобе, ведь им не дано получить эмоциональный заряд.
Композиция
Стихотворение состоит из четырех строф, которых объединяет тема природы. Однако в каждой строфе раскрывается своя небольшая тема:
В первой строфе читатель знакомится с лирическим героем. Он никак не называет себя, однако можно понять, что он едет верхом. Состояние героя расслабленное, немного сонное. Он наслаждается необычной тишиной: слышен лишь топот копыт и вороний гомон.
Во второй строфе герой наблюдает за зимним, будто спящим, лесом. Он внимательно рассматривает сосну, укрывшуюся под шапкой снега. Преобладает романтическое и мечтательное настроение.
В третьей строфе предстает яркий образ сосны, которую герой сопоставляет одинокой старушке. Зимний лес окутан тишиной, которую нарушает лишь настойчивый стук дятла.
В четвертой строфе передается уже не красота природы, а внутренне состояние лирического героя. Дальнюю дорогу он сопоставляет с бескрайними возможностями, которая дарует жизнь, и личной свободой.
Смысл
Основная идея стихотворения заключается в том, что природа многогранна – это и снег, и леса, и животные, и дороги, и многое другое. И все это по-своему прекрасно, и надо уметь различать красоту, уважать и любить ее.
Поэт учит получать маленькие радости от восприятия таких простых повседневных явлений, уметь видеть смысл в обычном. Это и есть его главная мысль. Такое восприятие не только природы, но и всего мира делает людей чуть более внимательными и мудрыми. Ведь только мудрец способен разглядеть и прочувствовать всю прелесть земли.
Центральная тема — любовь к природе, ко всему живому, что окружает человека. Природа удивительно многогранна и прекрасна, неважно, дорога ли это вдоль пшеничного поля или густой сосновый бор. Каждая травинка, каждый камушек обладает неповторимым очарованием, и очень важно уметь разглядеть и по достоинству оценить эту красоту, полюбить и оберегать ее.
В стихотворении показана ничем не прикрытая радость лирического героя от созерцания зимнего леса, он восхищается природой, воспевает ее красоту. Именно она служит источником вдохновения, в ней поэт черпает свои силы.
Однако стихотворение «Пороша» – это стих о любви не только к природе, но и к малой родине. Автор уверен, что только отчий дом, родной край, где человек родился и вырос, способны дарить эмоциональную подпитку и заряжать светлыми, добрыми чувствами. Но, к сожалению, не все способны понять эту истину, и поэт учит получать радость от простых окружающих вещей: дороги, старой сосны, звуков леса, топота лошадиных копыт. В этом и заключается главная мысль произведения — любовь к природе и тонкое ее восприятие способно сделать человека мудрее и терпимее.
Средства художественной выразительности
Чтобы придать своему стихотворению художественную огранку, Есенин использует различные приемы выразительности. Уже с первой строчки можно проследить парцелляцию – намеренное разбиение предложения на короткие отрезки: «Еду. Тихо…». В «Пороше» поэт неоднократно обращается к этому средству: «понагнулась, как старушка», «словно белою косынкой». Для описания протяженности дороги автор использует родственный сравнению прием – метафору — «убегает лентой вдаль». Касательно своего пути наряду с метафорой используется и олицетворение – «убегает», и эпитет – «бесконечная дорога». Стоит отметить, что доля эпитетов в этой работе невелика.
Тропы в стихотворении «Пороша» украшают описание, погружая читателя в атмосферу природного изобилия родной земли, которое мы можем увидеть лишь за городом, в сельской пасторали.
Автор: Карина Великая
Интересно? Сохрани у себя на стенке!