О чем стихотворение брюсова скитания
Брюсов скитания анализ. Анализ стихотворения Брюсова – размышление о судьбе поэта
1. История создания. Место стихотворения в творчестве поэта.
Брюсов написал это произведение в 1896 году. Оно вошло в последнюю часть сборника «Me eum esse» («Это – я»). Когда это произведение было в процессе написания, автору было 23 года, поэтому стихотворение следует отнести к раннему творчеству поэта.
Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.
Этот период, в котором еще прослеживается юношеский максимализм, позднее Брюсов назовет декадентским.
Во многом «Отречение» стало отражением мировоззрения поэта, определением своего места в мире. В стихотворении лирический герой, отмечает, что назначенный ему путь был дан ему свыше. Дорога героя – это отречение в пользу высшего искусства – поэзии.
2. Ведущая тема, идея.
Ведущей темой стихотворения является тема поэта и поэзии: будущее поэта и предопределение поэтического искусства. Также «Отречение» можно отнести к философской лирике, потому что в произведении прослеживается, как герой думает о поиске своего жизненного пути. Противостояние поэта и общественности становится главным замыслом в стихотворении.
4. Литературное направление
Стихотворение Брюсова «Отречение» относится к символизму. В произведении явно прослеживаются следующие черты символизма:
Поэтика полифонического содержания (аллегория, намеки) отражена в следующий строках:
Как страстно грядущего ждал…»
Мифологическое содержание: внутри героя говорит «угрюмый оракул»
5. Лирический герой.
Лирический герой в этом стихотворении становится «двойником» поэта. Подлинные переживания прерываются внутренними словами «двойника», который разрешает смятение персонажа. Внутренний голос утверждает новые принципы: жизнь героя должна принадлежать творчеству, поэт должен посвятить себя искусству без остатка.
Четкий сюжет в произведении не прослеживается: в стихотворении преобладают образы чувств.
7. Композиция произведения.
Амфибрахий создает неспешный, но монументальный ритм стихотворения.
«Отречение» можно разделить на две смысловые части. Две строки первого катрена характеризуют прежнюю жизнь героя – жизнь, полную переживаний бед прошлого и предвкушений предстоящего. Но внутренний голос прерывает волнение персонажа. И последние строки произведения содержат вывод внутреннего монолога: «угрюмый оракул» утверждает жизнь «отречения» лирического героя. Однако, поэтическое искусство гениально и вечно, ведь оно заставляет поэта смотреть в будущее.
8. Художественные средства.
Брюсов использует лексику высокого стиля. В стихотворении преобладает инверсия. Также для создания эффекта твердости и решительности речи автор использует анафору:
«Как долго о прошлом я плакал,
Как страстно грядущего ждал…»
«Довольно!» сегодня сказал.
Используя аллегорию «угрюмый оракул», поэт обращает внимание, что в стихотворении внутренние слова лирического героя становится своеобразным прорицателем, дающим герою ответы на жизненные вопросы. В произведении «наставления» внутреннего голоса приобретают все большую ценность и важность для жизни лирического героя. Это можно проследить благодаря использованию градации на протяжении всего стихотворения.
Спасибо за внимание.
В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.
Краткий анализ
Композиция – условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.
История создания
История создания стихотворения “Юному поэту” связана с 1896 годом, когда оно появилось. На первый взгляд, эти строчки похожи на наставление молодому поколению творческих людей, но не стоит забывать, что Брюсову на тот момент было немного за двадцать, поэтому скорее можно предположить, что прозорливый и не по годам размышляющий поэт написал завещание самому себе.
Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?
Композиция
Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.
Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.
Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.
Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).
Средства выразительности
Тест по стихотворению
Рейтинг анализа
Творческий путь В. Брюсова начинался в тяжелое для русской поэзии время, и в своем становлении он был тесно связан с путями развития русского символизма.
Даже в размышлениях о декаденстве Брюсов проявляет такую энергию и бодрую жажду деятельности, что само это слово, говорящее об упадке и разложении, кажется в его устах каким-то решительно неуместным. Достаточно вслушаться в тон боевых приказов, которые он дает юному поэту: не живи настоящим! никому не сочувствуй! поклоняйся искусству! И в этом тоне и в следующем за поданными командами отзвуке битвы («Молча паду я бойцом побежденным. ») слышно между прочим и то, как жизнь воюет с провозглашенными заветами.
Так с формою божественность слита,
Так внешностью облечена мечта,
Так вечный дух охвачен властью тела.
Признай его! Создавши идеал,
Храни его для жизненного дела
И у богов оставь их пьедестал.
Сам В. Брюсов и близкие ему современники впоследствии неоднократно объясняли, что и «лопасти латаний на эмалевой стене», и даже «месяц обнаженный при лазоревой луне», и многие другие экстравагантные образы его ранней поэзир имеют реальное, даже бытовое обоснование. Но тем более важным является целенаправленное преображение этого быта, когда, например, вполне обычный белый подоконник комнаты поэта становится «седым». Так возникает в стихах Брюсова особенный и оригинальный «мир очарований», который связан с действительностью и одновременно отталкивается от нее.
Такое соотношение мечты и действительности выступает с предельной отчетливостью в стихах о природе во втором сборнике поэта «Me eum esse»:
Создал я в тайных мечтах
Мир идеальной природы,-
Что перед ним этот прах:
Степи, и скалы, и воды.
Пускай же грозит океан неизменный,
Пусть гордо спят ледяные хребты:
Настанет день конца для вселенной,
И вечен только мир мечты.
Уже в ранней лирике Брюсова выявилась ведущая роль интеллектуального начала. Впоследствии оно не только окрепло, но и получило вполне своеобразные формы поэтического выражения. Интеллектуализм у Брюсова вовсе не означает господство в его лирике единой рационалистической концепции бытия. Попытки найти «единую истину», как и «единого Бога», приводят его к скептическому:
Поверишь ты, что стал
над Иорданом.
Но будет все лишь тенью,
лишь обманом.
А раз так, то вполне естественно попытаться, так сказать, количественно охватить это «все», ничему не предаваясь душой окончательно, ибо истин много:
Мой дух не изнемог во мгле противоречий,
Не обессилел ум в сцепленьях роковых.
Я все мечты люблю, мне дороги все речи,
И всем богам я посвящаю стих.
Это, так сказать, пространственный образ лирического «я», совмещающего все противоречия. Переведенный во временную перспективу, этот образ оказывается цепью непрерывных изменений, сплошной сменой принимаемых и отвергаемых обликов:
Довольно, довольно! Я вас покидаю! берите и сны и слова!
Я к новому раю спешу, убегаю, мечта неизменно жива!
Я создал, и отдал, и поднял я молот, чтоб снова сначала ковать.
Я счастлив и силен, свободен и молод, творю, чтобы кинуть опять.
И такое «неустанное стремление от судьбы к иной судьбе» становится основным лирическим лейтмотивом поэзии Брюсова.
Я исчерпал до дна тебя,
земная слава,
В ту ночь изведал ты все
счастья дерзновенья.
Но нет! Не избежать мучительных
падений,
Погибели всех благ, чем мы теперь
горды!
Настанет снова бред и крови и
сражений,
Вновь разделится мир на вражьих
две орды.
Борьба, как ярый вихрь, промчится
по вселенной
И в бешенстве сметет, как травы,
города,
И будут волны выть над опустелой
Сеной,
И стены Тоуэра исчезнут без следа.
Ощущение «воскресающего дня» пронизывает весь сборник «Венок», и звучит оно тем сильнее, что в отдельных стихах сборника выражен также и ужас повседневной пошлости или изнуряющего труда (см., например, «Каменщик»). Так закономерно возникают в творчестве Брюсова столь важные для русской поэзии гражданские стихи, подтвердившие, что
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
В революции видит Брюсов столь необходимое и желанное ему «общее содержание» жизни, освященное вековой исторической традицией:
Однако проблема заключается еще и в том, чтобы сделать это общее содержание своим, что возможно лишь при органической близости с той исторической силой, которая призвана преобразовать мир. Без нее для поэта грядущая буря и близка, и вместе с тем постороння своими исторически-созидательными замыслами, так что взгляду открывается наиболее видимое и ощутимое«сжигающее» начало, отразившееся в широко известных стихах «Грядущие гунны», «Близким» и др.
Ораторский, волевой напев придает этим стихам какое-то сугубо действенное содержание, так что уничтожение здесь начинает походить на обычную у поэта готовность к очередному возрождению. Другое дело, что при всей энергии лирического переживания оно порой кажется приподнятым на какие-то искусственные котурны, в нем ощущается несколько нарочитая взвинченность. Она и в безмерности призывов к разрушению, и в такой же безмерной риторичности «счастливых» картин:
Октябрьская революция превзошла самые пылкие мечты поэта, хотя во многом разошлась с ними. И все же Брюсов имел полное право обратиться к тем из своих собратьев, кто теперь устрашился гибели всех вековых устоев, с едкими, но справедливыми словами своей инвективы:
Брюсову особенно близки те созидательные замыслы, которые нес с собой «торжественнейший час земли». Ведь еще в самом его преддверии Брюсов славил всегда стоящий рядом с его поэтической мечтой напряженный труд:
Вой ветер осени третьей,
Просторы России мети,
Пустые обшаривай клети,
Нищих вали на пути;
Догоняй поезда на уклонах,
Где в теплушках люди гурьбой
Ругаются, корчатся, стонут.
Дрожа на мешках с крупой.
Ключевые слова: Валерий Брюсов,русский символизм,критика на творчество Валерия Брюсова,критика на стихи Валерия Брюсова,анализ стихов Валерия Брюсова,скачать критику,скачать анализ,скачать бесплатно,русская литература 20 века
Анализ стихотворения «Женщине» Валерия Брюсова
Историко –литературная основа стихотворения (направление, история создания):
Стихотворение «Женщине» было написано в 1899 году, спустя 18 месяцев после того, как В. Брюсов женился на Иоанне Рунт, французской гувернантке своей младшей сестры. Очарованный ее красотой и изяществом, тонким умом (она являлась одной из немногих представительниц слабого пола в окружении поэта, которые имели образование и самостоятельно зарабатывали себе на жизнь) и несомненными литературными способностями, посвятил ей одно из наиболее ярких и волнующих стихотворений из своего творчества, поэтому данное стихотворение можно отнести к любовной лирике. Следует отметить, что стихотворение «Женщине» посвящено не только Иоанне Рунт, но и всем женщинам.
Тема: Основная тема стихотворения – могущество женских чар.
Проблематика: почитание женщины как «образа божества».
Жанр: Стихотворение В.Брюсова – сонет. Эта форма (сонета) выбрана Брюсовым не случайно, потому что это гимн женщине.
Тип строфы: Сонет – 14 строк. (2 четверостишья – катрена, 2 трёхстишья – терцена)
Лексика (синонимы, диалектизмы, исторические ассоциации,)
Изобразительные средства (тропы)
Благодаря метафоры раскрывается сущность женщины. Женщина – книга между книг (то есть главная книга, которую интересно прочесть каждому), запечатленный свиток (не каждому доступно драгоценное писание), ведьмовский напиток (верное средство перенестись в иной, волшебный и безумный мир), коронованная звездами (божественная особа). Овеществление женщины в первой и второй строфах помогает выразить отношение автора к ней как к чему-то драгоценному, оберегаемому, так как дорогую вещь мы всегда бережно храним. Для того, чтобы придать стихотворению эмоциональности, автор использует эпитеты: свиток – запечатленный, свернутый; напиток – жгучий огнем ; корона – звездная. Особый оттенок придает важным для автора строкам инверсия:
В его строках и дум и слов избыток…
Тебе мы служим, тверди гор дробя.
Оксюморон «пьющий пламя» подсказывает читателю, что, по мнению автора, ради женщины любой способен на безумство, «подавляя крик».
Поэтический синтаксис (инверсия, анафора, эпифора, асентор, односоюзие, парцелляция и др)
Звукозапись (ассонанс, альтерация, звукоподражание)
Ассонанс в третьей и четвертой строфах делает строки восхваления женщины мелодичными, позволяет создать напевную интонацию.
Ты – женщина, ты – книга между книг,
Ты – свернутый, запечатленный свиток
В первых двух строфах преобладает аллитерация, что подчеркивает ритмичность и официальность гимна женщине в разговорной интонации.
Стихотворный размер произведения Брюсова – пятистопный ямб
Черный сюртук, застегнутый наглухо, крахмальный воротничок и наполеоновская манера скрещивать руки на груди – таков был образ одного из крупнейших поэтов России, теоретика стихосложения, мэтра символизма и законодателя литературной моды. В. Иванов, узнав о его смерти, написал, что исчезновение Блока и Брюсова уводит группу старых поэтов из нового мира… И это истина: вместе с поэтом окончил свое существование серебряный век русской поэзии.
Лидер символизма
Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов, и футуристов. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…»
Направления и мотивы поэзии Брюсова
Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия Брюсова это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации. Что касается первой тематики, то при помощи ярких исторических образов и легенд Брюсов поднимал вечные тема человечества долг, любовь, честь, личность и толпа. В мифах и легендах поэт искал те образы настоящих героев, на примере которых можно было полноценно раскрыть эти темы и указать на истинные ценности человека.
Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон». Особенно четко прослеживается тема гения и посредственности, которая была актуальной для той эпохи, в которую жил сам Брюсов. Второе направление его стихотворений это звучное эхо городской жизни, ее пейзажей и событий. Брюсов считается одним из первых русских поэтов-урбанистов, множество своих стихотворений он посвятил именно образам современного города. Раскрывая городскую цивилизацию и развернуто демонстрируя ее жизненный процесс, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали.
На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.
Брюсов скитания анализ. Анализ стихотворения Брюсова – размышление о судьбе поэта
Черный сюртук, застегнутый наглухо, крахмальный воротничок и наполеоновская манера скрещивать руки на груди – таков был образ одного из крупнейших поэтов России, теоретика стихосложения, мэтра символизма и законодателя литературной моды. В. Иванов, узнав о его смерти, написал, что исчезновение Блока и Брюсова уводит группу старых поэтов из нового мира… И это истина: вместе с поэтом окончил свое существование серебряный век русской поэзии.
Организаторская роль Брюсова в русском символизме и вообще в русском модернизме очень значительна. Возглавляемые им «Весы» стали самым тщательным по отбору материала и авторитетным модернистским журналом (противостоящим эклектичным и не имевшим чёткой программы «Перевалу» и «Золотому Руну»). Брюсов оказал влияние советами и критикой на творчество очень многих младших поэтов, почти все они проходят через этап тех или иных «подражаний Брюсову». Он пользовался большим авторитетом как среди сверстников-символистов, так и среди литературной молодёжи, имел репутацию строгого безукоризненного «мэтра», творящего поэзию «мага», «жреца» культуры, и среди акмеистов, и футуристов. Литературовед Михаил Гаспаров оценивает роль Брюсова в русской модернистской культуре как роль «побеждённого учителя победителей-учеников», повлиявшего на творчество целого поколения. Не лишён Брюсов был и чувства «ревности» к новому поколению символистов (см. стихотворение «Младшим»: «Они Её видят! Они Её слышат!…»
Направления и мотивы поэзии Брюсова
Выделяют два основных тематических направления лирики Валерия Брюсова это впечатляющие эпизоды мировой истории и сказочные, мифологические сюжеты и образы современного города, как символа современной цивилизации. Что касается первой тематики, то при помощи ярких исторических образов и легенд Брюсов поднимал вечные тема человечества долг, любовь, честь, личность и толпа. В мифах и легендах поэт искал те образы настоящих героев, на примере которых можно было полноценно раскрыть эти темы и указать на истинные ценности человека. Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон». Особенно четко прослеживается тема гения и посредственности, которая была актуальной для той эпохи, в которую жил сам Брюсов. Второе направление его стихотворений это звучное эхо городской жизни, ее пейзажей и событий. Брюсов считается одним из первых русских поэтов-урбанистов, множество своих стихотворений он посвятил именно образам современного города. Раскрывая городскую цивилизацию и развернуто демонстрируя ее жизненный процесс, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали. На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.
Лирика Брюсова многогранна и многообразна. Он использовал строгую, четко очерченную композицию стиха, но при этом искусно использовал параллелизмы, антитезы и анафоры. Это делает его символическую лирику полновесной и в некотором смысле совершенной и по форме стихотворения, и по его содержанию. Несмотря на то, что центральное положение в его творчестве занимают сильные и необычные образы, они остаются наглядными и четко определенными в них нет туманной таинственности и ускользающей загадочности. Многие современники Брюсова называли творчество поэта «живописью слова». И сними нельзя не согласиться, лирика Брюсова обладает удивительной гармонией чувствуется взвешенность каждого слова и соответствие риторики и смысла. В стихотворениях Брюсова перед читателем встают противоположные начала: жизнеутверждающие — любовь, призывы к «завоеванию» жизни трудом, к борьбе за существование, к созиданию, — и пессимистические (смерть есть блаженство, «сладостная нирвана», поэтому стремление к смерти стоит превыше всего; самоубийство «соблазнительно», а безумные оргии суть «сокровенные наслаждения искусственных эдемов»). И главным действующим лицом в поэзии Брюсова является то отважный, мужественный боец, то — отчаявшийся в жизни человек, не видящий иного пути, кроме как пути к смерти (таковы, в частности, уже упоминавшиеся «Стихи Нелли», творчество куртизанки с «эгоистической душой»).
Настроения Брюсова подчас противоречивы; они без переходов сменяют друг друга. В своей поэзии Брюсов то стремится к новаторству, то вновь уходит к проверенным временем формам классики. Несмотря на стремление к классическим формам, творчество Брюсова — всё же не ампир, а модерн, вобравший в себя противоречивые качества. В нём мы видим слияние трудно сочетаемых качеств. Согласно характеристике Андрея Белого, Валерий Брюсов — «поэт мрамора и бронзы»; в то же время С. А. Венгеров считал Брюсова поэтом «торжественности по преимуществу». По Л. Каменеву Брюсов — «молотобоец и ювелир».
В. Я. Брюсов написал стихотворение “Юному поэту” в 1896 году. Возможно, оно было неким посвящением ему самому. Вы можете ознакомиться с кратким анализом “Юному поэту” по плану. Им можно воспользоваться при изучении произведения на уроке литературы в 9 классе.
Краткий анализ
— стихотворение появилось в 1896 году, Брюсов в это время – молодой поэт, полный энергии и желания творить.
— назначение поэзии, роль ее создателя в жизни, возвышенность деятельности поэтов, необходимость их отдаления от остальных людей.
– условно в стихотворении можно выделить три основные части – это три завета, или наставления, которые дает лирический герой молодому поэту, представляющему все новое поколение поэтов.
— дактиль (трехсложный размер с ударением на первый слог), используется женская рифма, точная и неточная, и перекрестный способ рифмовки.
—
“со взором горящим”, “паду я бойцом побежденным”
.
Славянизмы (устаревшие слова)
Тропы и образы
Основной троп стихотворения – метафора и олицетворение. Город живой, он наполнен звуками, как вечерний лес. Нужно уметь их прочитать.
Линии вечернего города плавные, как выгнутые длинные стебли фонарей. Стихотворение начинается со смелой метафоры, сопоставляющей фонари с волшебными растениями, на выгнутых тонких стеблях которых (эпитеты) горят луны-цветы.
В этом волшебном мире звенят телеграфные струны (метафора гудящих телеграфных проводов). Очевидно, незримые нежные руки, на них играющие – это просто ветер. Но сразу же вспоминаются перебирающие арфу или лиру древнегреческие боги или гетеры.
Круги янтарных циферблатов над толпой – метафора светящихся часов, преображающих мир, делающих его волшебным. Жаждущие тротуарные плиты – олицетворение. Они символизируют любое существо, которое жаждет прикосновения прохладного покоя после тяжёлого дня (ещё одно олицетворение).
Пленительно-зыбкая сеть – метафора сквозной тени от листьев в сквере, включающая в себя эпитет. Но слово сеть – символ уловления и тех людей, которые попадают в ловушки гетер, и самих гетер, которых никто не любит, искренне целует в глаза с улыбкой только ветер (олицетворение). Вся эта строфа – описание городских соблазнов. Даже метафора отуманенный сквер (то есть такой, на который опустился туман) – игра слов и построена по модели слова одурманенный.
В последней строфе появляются тихие звуки (эпитет) струнного инструмента клавира. С ним сравниваются далёкие ропоты дня (эпитет). Эта форма слова ропот, не образующего множественное число – неологизм, созданный по образцу слова жалобы. Но ропоты – это не только жалобы. Они подобны плеску далёких волн, всё угасающих. День для лирического героя остаётся в прошлом. Сумерки несут герою милость мира в ответ на его призыв. Они тоже олицетворяются, как и ветер, тротуарные плиты, сквер, вечер и день.
Призыв-обращение к сумеркам кажется бессмысленным: они уже пришли. Но герой связывает сумерки с состоянием спокойного умиротворения, что передаётся просьбой осенить героя милостью мира. Именно прихода этого ощущения ждёт лирический герой.
В этом стихотворении Брюсов активно пользуется звукописью. Обилие гласных делает звучание стихотворения свободным и гармоничным. Аллитерация сонорных р, л, м передаёт музыку вечернего города. Брюсов использует внутренние рифмы: о сумерки – осените.
Эти перемены связаны с появившимися у него сомнениями: сможет ли он оправдать свое назначение, выполнить его?
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Сумерки» заключается в том, что природа — это непознанный и одухотворенный храм, где все процессы связаны между с собой и объединены тайной. Человеку лишь кажется, что он знает их, однако все, что он может постичь — это лишь густой туман, скрывающий истину.
Каждое явление природы по-своему значимо в среде и носит в себе мистический характер, придавая необъяснимую, таинственную красоту всему, что мы видим. В нашем случае, необъяснимой, угрюмой и таинственной красотой хвастается вечернее море, где бушующая стихия дает себе волю в вечернее время, прикрываясь пологом тумана. В этой картине автор видит божественное начало — в этом и состоит смысл стихотворения «Сумерки».
Композиция
Композиция стихотворения построена по типу наставления. Оно состоит из трех строф, содержащих заветы.
Ничего не должно быть важнее в жизни поэта, считает Брюсов, как поэзия.
Жанр этого произведения будет легче определить, если попробовать в общем взглянуть на творчество Брюсова. Поэт стоял у истоков символизма в нашей стране. Он был упорным в стремлении несколько отстраниться от внешнего мира, который казался ему слишком неидеальным, грязным. Размышления его носят философский характер.
Стих написан трехстопным размером – дактилем. Поэт использовал перекрестный способ рифмовки (АВАВ) и разные виды рифм: женскую, точную (горящим – настоящим, завета – поэта) и неточную (сочувствуй – искусству).
По страницам учебников
В основе статьи – материалы учебников + дополнительная литература.
Примечание: краткий анализ стихотворений — в отдельных статьях.
В.Я. Брюсов. (Портрет художника М.А. Врубеля).
Философская лирика.
В. Брюсов с юных лет искал смысл жизни, «того Бога, который речет «да будет свет!», но долго не находил его.
Потому одной из сквозных тем является тема мечты.
Образ мечты различен. Иногда она беспредельна:
Моей мечте люб кругозор пустынь,
Она в степях блуждает вольной серной…».(«Моя мечта»)
Часто мечта предстаёт в облике прекрасной женщины, возлюбленной музы.
Невозможность осуществить мечты наяву преобразуется в творческую энергию. Нереализованная жажда любви и красоты – в «грезу искусства» («Отреченье»)
В юности поэт переживал неосуществимость надежды. В зрелые годы признал чудо грёз как великий «дар души.» В «Балладе воспоминаний» 1911 есть светлый аккорд:
И вы одни в сем мире правы,
Любви заветные мечты.
Мотив мечты в поздней лирике предстал обновлённым, жизнеутверждающим, несмотря на разочарования героя.
«Сонет к мечте».
Власть грёз, преодолевающих все творческие преграды.
«Воплощение мечтаний» придаёт всему окружающему фантастические формы и краски. «Этот мир очарований, этот мир из серебра». Поэт соединяет несоединимое. Для фантазий нет границ.
Поэт размышлял о роли человека в судьбах мира. Звучит гимн вечному созидательному смыслу жизни.
«Хвала человеку» (1906) – воспел священное «ремесло» — быть творцом на земле.
Стихи о предчувствии освоения человеком космоса («Сын земли», Земле», «Предвещание»).
Человек и природа.
Красота земли духовно обогащает человека, солнечный свет дарит поэтический подъём («кипит избыток и новых рифм и новых слов»).
Любовная лирика.
«Шедевры» — первый сборник поэта.
Любовь изображалась как болезненно-чувственная страсть, предвещающая неизбежную трагедию.
Поэт писал об очаровании и таинствах любви.
«Предчувствие»
Любовные испытания безмерны и противоречивы. Они оборачиваются то «счастливым безумием», «угрюмым, тусклым огнём сладострастья», то целомудренностью «озарённого, смущённого ребёнка влюблённого».
«Тени», «Измена».
Сила переживаний сменяется ощущением их неустойчивости, обманности, «стыдом и тревогой» («К моей Миньоне», «Сливаются бледные тени»).
Но зреет спасительный исход («Отреченье» ):
Довольно! надежды и чувства Отныне былым назови, Приветствуй лишь грезы искусства, Ищи только вечной любви.
«Встреча после разлуки»- «Сокровища, заложенные в разлуке, я берегу для творческих минут».
Тема творчества, поэта и поэзии.
1899 г. Из статьи «Об искусстве»: «Идти к совершенству – значит озарять всё новые дали нашего духа, увеличивать область души».
Творчество поэт воспринимал как прозрение новых духовных «далей» и читал его самоценным («Юному поэту»), рождённым художественной интуицией («Творчество»), ка выражение вечных ценностей («Отреченье»)
Поэтому понятно самолюбование поэта.
«Я» 1899.
Поэт говорит о своих мольбах Астарте (древнегреческая богиня плодородия) и Гекате (покровительнице колдовства, ночной нечисти).
«Кинжал».
Размышления о нравственном долге поэта, который должен всегда «быть с людьми, когда шумит гроза».
«Памятник», написанное в 1912г. В нём Брюсов писал о своих заслугах.
Трудолюбие поэта Брюсов всегда ставил рядом с вдохновением. Литературное творчество, по его мнению, требует постоянного, напряжённого труда. Брюсов работал над стихами каждый день и гордился этим как победой над «тёмной стихией души».
В истории русской поэзии Б. остался как неустанный труженик литературы, подчинивший своё вдохновение постоянному труду.
В стихотворении «Родной язык» Б. раскрывает тайны своего творчества. Это монолог поэта-новатора, стремящегося познать «тайну звуков странных» и «потаённый смысл слов». Он – дерзкий «маг» языка, владеющий всем богатством поэтических приёмов.
Тема города (урбанистическая тема).
Город у Брюсова безмерно соблазнителен; прекрасен и ужасен. В нём человек одинок и переживает своё одиночество в толпе.
С одной стороны, поэт воспевает культурные и материальные ценности, «дух движения» города («Париж», «Мир», «Венеция»). С другой стороны, город наводит ужас, человек теряется перед силой незримых чудовищ, уродливой действительностью («Конь Блед», «Довольным», «Фабричная»).
Брюсов в одном из стихотворений так определил такое видение темы города: «борьба города с людьми».
Поэт чувствовал большую тревогу за судьбу и жизнь города. С одной стороны, он был убежден, что этот «коварный змей» » притягивает людей, овладевает их душами и убивает, бросая в объятия нищеты и порока. С другой — понимал, что современный город является центром науки, искусства и прогресса, он отдавал должное его красоте, величию, верил в торжество разума и добра.
Изображая городскую цивилизацию, Брюсов обращается к теме борьбы человеческой воли и материи. Он показывает, настолько люди стали зависимы от материального мира, который сами и создали. На фоне ярких городских пейзажей, Брюсов говорит о торжестве человеческого ума и чистого сознания, используя насыщенные и разнообразные метафоры, он описывает душевный подъем человека, принадлежащего к материальному миру, но все же преклоняющемуся не ему, а своему сердцу и душе. Одним из самых известных творений Валерия Брюсова на эту тему является стихотворение «Сумерки», написанное в 1906 году.
Сборник «Шедевры» Изобразил город с его контрастами, соблазнами и опасностями.
Таким образом, Тема города проявилась многообразно.
Главные в ней – два направления.
Гражданская лирика.
Брюсов на пике славы всё чаще и чаще обращался к гражданской теме. Классическим примером гражданской лирики и одним из наиболее известным в сборнике является стихотворение «Каменщик».
Тема истории.
Большое место в поэзии Брюсова отводится истории. Условность исторических образов нужна прежде всего для раскрытия темы творческой личности, для передачи драматизма своего времени («Нить Ариадны», 1902; «Антоний», 1905).
Поэт использовал эпизоды мировой истории, сказочные, мифологические сюжеты. При помощи ярких исторических образов, мифов и легенд Брюсов указывал на человеческие ценности: долг, любовь, честь. Четко прослеживается тема гения и посредственности. Этому посвящены его знаменитые стихотворения «Александр Великий», «Антоний», «Ассаргадон».
«Грядущие гунны».
Движение истории Брюсов представлял как смену культурных эпох, внутреннее разложение старого мира и напор нецивилизованных племён. Поэтому взял эпиграф «Топчи их рай, Атилла..» (Атилла- предводитель гуннов, совершавших разрушительные набеги на Древний Рим).
Взбунтовавшийся народ России поэт сравнивал с варварами, которые оживляют «одряхлевшее тело волной пылающий крови», поэтому вызывают у него понимание:
Творите мерзости в храме,
Вы во всём неповинны, как дети!
С набегом гуннов прячутся мудрые «хранители тайны и веры» в подземельные пустоты, в безжизненные пустыни.Но боль утраты приводи к всплеску мужества.
Такой же аккорд звучит в стихах «К счастливым» и «Довольным».
Тема истории раскрыта Брюсовым в его исторических романах «Огненный ангел» 1907, «Алтарь Победы» 1911.
Тема свободы.
«Уличный митинг»,
«Вожатому»,
«Гордому Духу».
Брюсов требовал права поэта на свободу. Лирический герой свободно перемещается во времени и в пространстве, и в стихии творчества ему подвластно все, он стоит как бы над миром реальности и прозревает «сплетения роковые» мира, его противоречия, обретает новые «дали духа»:
Хочу, чтоб всюду плавала
Поэт желал свободы, гармонии в жизни.
Для себя избрал борьбу с препятствиями. Стихами он «незримо стены рушил», в которых «дух наш заточён», чтобы в грядущем «мечтам открылись бы все степи и волям – дали всех дорог» («Одному из братьев»).
Поэт защищает вечное назначение искусства – «радость творчества, свободного, без цели». «Поэту», «Сеятель» 1907)
Тема революции.
Противоречивое отношение к создателям культуры и тёмной, ожесточившейся о несправедливости стихийной массы обусловило и противоречивое отношение к революции. («Грядущие гунны»).
Революцию Брюсов принял лояльно, сотрудничал с большевиками, но годы Первой Мировой войны совпали для Брюсова с периодом тяжких переживаний, сомнений, поисков. Брюсов пытается выработать новую поэтическую манеру, соединить дорогую его сердцу античность и революционную действительность. В результате появляются странные и неудачные, даже непонятные строки:
Эй, Европа, ответь, не комете ли Ты подобна в огнях наших сфер? Не созвездье Геракла наметили Мы, стяг выкинув — Эс-эс-эс-эр? «СССР», 1923г.
Революцию 1917 г. Брюсов воспринял как обновляющую «огненную купель» социальной стихии. Он работает в Наркомпросе, Госиздате, возглавляет президиум Всероссийского союза поэтов, преподаёт в МГУ.
1921 – по инициативе Брюсова открывается Высший литературно-художественный институт, где он преподаёт, одновременно выпуская ряд сборников стихов.
Особенности творчества В.Я. Брюсова:
Таким образом, В.Я. Брюсов внёс значительный вклад в литературу начала 20-го века.
Средства выразительности
Средства выразительности, использованные поэтом, не так обильны и разнообразны, но их достаточно для того, чтобы передать мысли поэта, осознать смысл его послания. Брюсов применяет несколько эпитетов
Кроме того, особенное звучание стихотворению придают устаревшие слова
История создания
Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Сумерки», посвященное Одессе, появилось в 1900 году. На момент написания данного произведения, Иван Бунин женился на Анне Цакни, затем переехал в Одессу. Это был страстный и бурный роман, который был подобен смерчу в жизни автора: он ненадолго выпал из привычного окружения и ритма, полностью отдавая себя захлестнувшим душу чувствам.
Настоящий брак продлился недолго, однако чувства поэта не угасли к супруге, а навсегда остались в его сердце. Воспоминание о море также не покидало его. Один прекрасный вечер, проведенный на морском побережье, навсегда остался в его памяти, побуждая писателя к созданию произведения «Сумерки».