О чем стихотворение анчар пушкина

Пример анализа стихотворения «Анчар»

О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть фото О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть картинку О чем стихотворение анчар пушкина. Картинка про О чем стихотворение анчар пушкина. Фото О чем стихотворение анчар пушкина

Тема свободы была одной из главных тем в творчестве русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. И если в ранних произведениях содержится призыв к свободе, воспевание ее, полное торжественно-высокопарных оборотов речи, то позже, пережив две ссылки, поэт начинает говорить о ней более сдержанно — аллегорично (иносказательно).

Стихотворение «Анчар», созданное в 1828 году, основано на древней легенде о «древе яда», растущем в пустыне. Но под пером великого поэта легенда перерастает в суровое обличение самодержавного деспотизма, царящего в России. Своеобразие стихотворения «Анчар» в том, что идея поэта выражена не от лица автора, а заключается в самом сюжете. В «Анчаре» как будто философски обобщена трагедия пушкинского современника.

Произведение построено на антитезе: оно состоит из двух частей, противопоставленных друг другу, — из описания мира природы и описания человеческого общества. В первой читатель видит безжизненный пейзаж:

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной…

Такое обличение античеловечности деспотизма подчеркнуто совершенством художественной формы стихотворения «Анчар». Ключевыми становятся слова «яд», «ядовитый», «смертная смола». Антитеза «владыка» — «раб» усилена выразительными эпитетами: «властный взгляд» — «послушно», «бедный раб» — «непобедимый владыка». Примечательно, что даже стрелы становятся у него «послушливыми», то есть лишенными активного действия (а сначала были «губительными», «догадливыми»).

Глаголы подчеркивают власть и принуждение: послал — потек. Анафора и градация усиливают эмоциональное напряжение:

Принес он смертную смолу… Принес — и ослабел и лег…

В целом стихотворение звучит очень торжественно благодаря старославянизмам (древо, жаждущих, вихорь, хладными, чело), ставших уже архаизмами, а также инверсии — «в пустыне чахлой и скупой», «лист его дремучий», «зелень мертвую ветвей». Удивительно, но традиционный для Пушкина четырехстопный ямб звучит в этом стихотворении почти как гекзаметр Гомера.

В «Анчаре» Пушкин воплотил свои представления о добре и зле, о тирании и рабстве. Образ ядовитого древа из легенды расширяется у поэта до обобщенного символа вселенского зла.

Данный поэтический шедевр создан в 1828 году. Это время, когда Пушкин вернулся из ссылки в Москву и полностью посвятил себя светской жизни. Отношения с властью у поэта напряженные, поэтому все его творчество подвергается жесткой цензуре. А Пушкин, так страстно любивший свободу, чувствовал себя скованным тяжелыми цепями по рукам и ногам. Но он не может открыто противостоять власти, поэтому пишет очень сильно завуалированное стихотворение «Анчар», в котором обличает и осуждает неограниченную власть одного человека.

В 1832 году «Анчар» печатается в альманахе «Северные цветы» и становится настоящей жемчужиной русской литературы.

Пушкин использовал в своем стихотворении сюжет, прочитанный в каком-то периодическом издании. Голландский врач рассказывал о дереве упас-анчар на острове Ява. Это дерево выделяет ядовитый сок, который местные жители использовали при охоте, смазывая им стрелы.

В стихотворении «Анчар» Пушкин очень тонко и осторожно обличает порочную систему власть, обладающей неограниченной свободой. Пушкин и сам страдал из-за отнятой свободы творчества, поэтому и стихотворение получилось очень экспрессивным и образным. Символично поэт показал, как один человек, в руках которого неограниченная власть, может сделать разменной монетой жизнь многих других людей ради удовлетворения собственных амбиций.

Композицию стихотворения можно разделить на две почти равные по объему смысловые части. Первая часть – это рассказ об Анчаре. Анчар – это дерево, сок которого ядовит. Но у Пушкина не только сам сок смертоносный, но, кажется, даже воздух вокруг дерева пропитан ядом.

Вокруг дерева чахлая и скупая пустыня. Чахлая, потому что все живое умирает, и пустыня вместе с животными и растениями тоже умирает медленно. И уже из первой строфы становится понятно, какова сила яда Анчара:

Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Далеко-далеко от него простирается раскаленный песок пустыни, что кажется, будто во всем мире нет никакой жизни и ничего, кроме этого дерева.

И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

К дереву не может подойти ни одно живое существо, потому что даже ветер, налетающий на Анчар, сразу же становится «тлетворным», а дождь стекает ядом в почву под деревом.

Во второй части рассказывается о человеке, которого послал к Анчару господин, и раб не осмелился противостоять ему, хотя оба они знали, что все закончится смертью.

Пушкин выступал против авторитарной власти, которая способна испортить человека с самыми добрыми намерениями. Постепенно для господина стираются нравственные ориентиры, теряет цену человеческая жизнь.

Ярким и эмоциональным стихотворение делают средства художественной выразительности, которыми изобилует «Анчар». Так, метафоры «природа жаждущих степей его в день гнева породила», «вихорь черный на древо смерти набежит», «послушно в путь потек» способствуют раскрытию идеи стихотворения. Эпитеты «в пустыне чахлой и скупой», «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою» помогают автору передать психологический посыл стихотворения, воздействуя на эмоции читателя. Есть в нем и антитеза «раб-господин», благодаря которой пороки власти видны еще ярче, ведь беспомощность и безответность раба делает его более уязвимым под грозным взглядом его господина.

Эмоционально насыщают стихотворение и инверсии «зелень мертвую», «густой прозрачною смолою», «вихорь черный», а также устаревшая лексика, которая, я думаю, отражает безграничность власти вне зависимости от времени.

«Анчар» принято считать лирическим стихотворением, но «Анчар» напоминает читателям балладу, ведь у произведения есть четкая сюжетная линия. Так Пушкину удалось более точно указать недостатки современного государственного строя.

Тема

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.

Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Жанр

Обычно жанр этого произведения определяют как лирическое стихотворение, однако его можно частично считать балладой благодаря тому, что в нём есть сюжет, также присутствует некая тайна.
Средства выразительности
Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь чёрный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“
эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “густой прозрачною смолою“
сравнения – “анчар, как грозный часовой“;
инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”

В нём также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для её создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Источник

Смысл стихотворения Пушкина — Анчар

Поэт не отправил стихотворение на предварительный просмотр императору Николаю I. Произведение поэта было опубликовано в обход цензуры. Сам тон стихотворения, в особенности слово «царь», вызвало резкое неудовольствие самодержца. Надзор цензуры над поэтом был усилен.

Опасность власти

Поэт, чьи произведения подвергались невероятно строгой цензуре, изобразил в своём прекрасном произведении императора, находившегося в то время у власти. Известно, что Николай лично проверял все сочинения великого русского поэта. Началось всё с «Гаврилиады». Но претензии к поэту были и по поводу поэмы «Медный всадник».

В стихотворении «Анчар» Пушкин показал всю опасность неограниченной власти самодержца. Поэт ясно дал понять внимательному читателю что жестокие и несправедливые приказы императора способны погубить все вокруг. Именно так погибает всё живое, имевшее неосторожность оказаться вблизи опасного дерева. В этом и есть смысл стихотворения «Анчар».

Коварный вельможа

Существует и вторая версия. Надзор за мятежным поэтом самодержец поручил своему другу и сподвижнику, генералу Бенкендорфу. Когда Пушкин уходил с правильного пути, вельможа писал ему вежливые письма. Правда, они содержали на редкость резкие выговоры. И не только выговоры.

В посланиях Бенкендорф позволяет себе вмешиваться даже в свободу передвижения поэта. Зачем поехал в Москву? Почему разъезжает повсюду без высочайшего позволения? Почему на приёме был во фраке, а не в мундире? Докучливый и порядком надоевший надзор генерала отравлял жизнь Пушкину. Вероятно, поэтому поэт и нарисовал невероятно яркий и узнаваемый образ командира жандармов.

В целом мир, где растёт опасное дерево — мир зла. Поэт собрал его в один образ, и перед читателем предстало истинное воплощение всей несправедливости. Всё в ядовитом дереве нарушает порядок и гармонию, убивает всё живое. И это тоже смысл стихотворения.

Существуют и воспоминания современников великого русского поэта. Критик Скабичевский пустил слух о том, что коварный Бенкендорф приложил руку к гибели поэта. Дело в том, что после конфликта с Дантесом и Геккерном Пушкин отправил генералу письмо. Он уведомлял Бенкендорфа об анонимных письмах, разосланных знакомым и друзьям поэта. Злобный генерал прекрасно знал, что Пушкин не оставит нанесённое ему оскорбление без достойного наказания. О предстоящей дуэли Бенкендорфу доложили, но мстительный вельможа намеренно послал отряд жандармов в другую сторону. А ведь им было поручено помешать дуэли. Бенкендорф сделал это намеренно. Он отомстил мятежному поэту.

Грозный часовой

Смысл стихотворения кажется пророческим. Яркое сравнение древа яда с часовым прямо указывает на Бенкендорфа. Генерал отличался грозным характером и руководил жандармами. Бенкендорфа боялись все жители Петербурга. Строки талантливого произведения Пушкина рассказывают о том, что один человек послал другого к смертоносному дереву. А ведь император Николай отправил поэта под надзор генерала. Этим самодержец погубил Пушкина.

Смысл финала

Посланный раб вернулся к господину, а вскоре умер, уже отравленный ядом смертоносного дерева. Так и великий поэт погиб, поражённый ядом злобной цензуры Бенкендорфа. Строки стихотворения уже кажутся пророческими. Поэт предвидел свою гибель, он не мог жить в положении раба. Генерал не позволял ему свободно выражать свои мысли в прекрасных произведениях. Поэт был обречён.

Источник

«Анчар», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

“Анчар” – одно из самых известных стихотворений Пушкина. Это аллегорическое произведение, в котором поэт воплотил собственные горькие мысли об устройстве современного ему общества – краткий анализ “Анчар” по плану показывает это очень явно. Его можно использовать на уроке литературы в 9 классе для объяснения темы.

О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть фото О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть картинку О чем стихотворение анчар пушкина. Картинка про О чем стихотворение анчар пушкина. Фото О чем стихотворение анчар пушкина

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Анчар.
История создания стихотворения – произведение написано в 1828 году, когда прошло два года, как Пушкину было позволено вернуться из ссылки. Поэту стало ясно, что его идеям о творчестве без ограничений не суждено сбыться, и он излил свою печаль в тексте этого произведения.

Тема стихотворения – гибельность власти, у которой нет ограничений. Силу этого явления Пушкин познал на себе, что сделало стихотворение необыкновенно убедительным и эмоционально глубоким.

Жанр – лирическое стихотворение с элементами баллады.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб.

Метафоры – “природа жаждущих степей его в день гнева породила“, “вихорь черный на древо смерти набежит“, “послушно в путь потек“.

Эпитеты – “в пустыне чахлой и скупой“, “зелень мёртвую“, “устой прозрачною смолою“.

Сравнения – “анчар, как грозный часовой“.

Инверсии – “зелень мёртвую“, “вихорь чёрный”.

ЕГЭ. Литература. Анализ стихотворений. А.С.Пушкин «Анчар»

История создания

Замысел для написания “Анчара”, очевидно, родился из-за дела, возбуждённого против поэта за создание “Гаврилиады” и “Андре Шенье”. Его печальные размышления о природе власти были аллегорически выражены в этом произведении, написанном в 1828 году.

Смысл названия стихотворения Анчар

«Анчар» – одно из самых известных стихотворений Александра Пушкина, написанное в 1828 году. Прибегая к приему аллегории, поэт провозглашает неограниченную деспотичную власть, тиранию разрушительным злом. Символично название произведения: анчар, по легенде – смертоносное дерево, настолько ядовитое, что буквально убивает все окружающее.

Губительность абсолютной власти, сосредоточенной в руках одного человека и направленной на истребление других, неравенство, культивируемое тиранией в человеческом обществе – к этим проблемам Александр Пушкин обращается в своем стихотворении. Порицая зло и безнаказанность, Пушкин подчеркивает противоестественность подобных явлений: как ядовитость анчара в значительной степени противоречит его растительной природе (живой и даже зеленеющий представитель флоры несет гибель), так и человеку должны быть отвратительны жестокость и пособничество злу и насилию: самоуправство и безнаказанность противоречат принципам гуманного человеческого общества, в котором нет места деспотии. Обращаясь к яркому художественному образу анчара, поэт размышляет над философией зла, над природой власти и закономерностях человеческих отношений.

Насколько публикация полезна?

Нажмите на звезду, чтобы оценить!

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Оценок пока нет. Поставьте оценку первым.

Основная тема стихотворения – пагубность неограниченной власти одного человека, для усиления этой мысли Пушкин использует антитезу – противопоставление естественного поведения, когда всё живое в природе избегает прикосновений к смертоносному древу, и поведения владыки, который нарушает этот закон природы.

Тема и идея стихотворения «Анчар»

Идею стихотворения «Анчар» Пушкину подсказал Сэмюэль Кольридж в своей трагедии «Раскаяние». Пушкин назвал вдохновителя этого проризведения, выписав несколько строк по-английски на своем автографе. Эта фраза в переводе звучит так:

Есть древо яда, пронизывающее отравой все сокровенное,

Оно плачет лишь ядовитыми слезами.

Эти строки должны были послужить эпиграфом к стихотворению.

В первоначальном пушкинском варианте стихотворение называлось «Анчар, древо яда».

Стихотворение «Анчар», написанное в ноябре 1928 года, Пушкин долго не мог опубликовать, по причине жесткости цензуры. По этому поводу он написал несколько писем Бенкендорфу. Из письма, написанного зимой 1832 года в Петербурге, мы узнаем, что в 1827 году государю императору угодно было объявить поэту, что у него, кроме его величества, никакого цензора не будет.

Обращаясь к Бенкендорфу, Пушкин писал: «…Подвергаясь один особой, от Вас единственно зависящей цензуре — я, вопреки права, данного государем, изо всех писателей буду подвержен самой стеснительной цензуре, ибо весьма простым образом — сия цензура будет смотреть на меня с предубеждением и находить везде тайные применения, allusions (намеки) и затруднительности — а обвинения в применениях и подразумениях не имеют ни границ, ни оправданий, если под словом дерево будут разуметь конституцию, а под словом стрела самодержавие».

Стихотворение было опубликовано в 1832 году в «Северных цветах» в первоначальном варианте. В последующих изданиях оно получило укороченное название «Анчар», и в последних строках вместо слова «царь» появилось слово «князь».

А Царь тем ядом напитал Свои послушливые стрелы, И с ними гибель разослал К соседям в чуждые пределы.

В таком же усеченном виде это стихотворение печаталось и после разгрома Царского самодержавия, во время социализма. Получается, что соцруководители тоже побаивались влияния этого стихотворения на умы человеческие.

Основная тема этого стихотворения заключается в ответственности власть предержащих перед своими рабами, которые доверяют своему правителю. И чем выше ранг властителя, тем выше эта ответственность.

Меняя слово царь, на слово князь, прислужники властителей, тем самым снимали ответственность с Царей. Получалось, что Царю, или Генсеку (который тоже, по сути, царствовал в стране), можно все. В это стихотворение Пушкин вложил идею тлетворности безграничной власти.

Но человек слаб и грешен. Получив безграничную власть, (так и тянет написать – дорвавшись до власти), не торопится расставаться с нею. А свои поступки он оправдывает фразой «во благо государства».

«Во благо государства» был послан раб, доверявший своему повелителю, на верную гибель к анчару. Во благо государства были разосланы ядовитые стрелы «к соседям в чуждые пределы».

Как часто повелители благом государства прикрывали собственные амбиции, жадность. Используя столь символичный образ, Пушкин напоминал царю об ответственности перед народом и государством. Но, как заметил французский писатель Проспер Мериме, «Это стихотворение имело несчастье быть принятым цензурой за революционный дифирамб».

Композиция

Использованный для написания стихотворный размер – четырёхстопный ямб – позволяет одинаково хорошо передать как ощущения от смерти в природе, так и проявления зла в человеческих отношениях. Поэт использовал перекрестную рифму.

Средства выразительности

Поэт использовал всё богатство русского языка, чтобы передать как психологический, так и идейный посыл стихотворения. Так, при его создании использованы следующие художественные средства:

В нём также легко проследить антитезу “царь – раб”. Для её создания автор использует не только эпитеты (“бедный раб” – “непобедимый владыка”), но и глагольное противопоставление: если царь послал раба, то тот потёк, причём во втором случае глагол усиливается словом “послушно”. При этом царь и анчар, напротив, описываются как одинаково смертоносные явления.

С помощью ярких выразительных средств Пушкин создал мрачное, эмоционально насыщенное произведение с ясно выраженной мыслью.

Источник

«Анчар», или острота пушкинской аллегории

Меню статьи:

Текст стихотворения

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,
Стоит — один во всей вселенной.

Природа жаждущих степей
Его в день гнева породила,
И зелень мертвую ветвей
И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру
Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдет: лишь вихорь черный
На древо смерти набежит —
И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,
Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом,
И тот послушно в путь потек
И к утру возвратился с ядом.

Принес он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу
Струился хладными ручьями;

Принес — и ослабел и лег
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног
Непобедимого владыки.

А царь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал
К соседям в чуждые пределы.

История написания произведения

Пушкинский текст датируется 1828-м годом. В те годы печально известное Третье Отделение возглавлялось графом Бенкендорфом. В результате поэта вызвали в Отделение, чтобы дать показания. Цензура в царской России не была проницательной. Государственные служащие, как правило, не расшифровывали завуалированных смыслов в текстах. Александр Сергеевич получил разрешение на публикацию. Писателя лишь попросили написать не «царь», а «князь».

Рождение замысла поэзии

Перу Александра Сергеевича, несмотря на короткую жизнь писателя, принадлежит масса произведений. Некоторые тексты привели литератора к проблемам с властями. Так произошло с пушкинскими творениями под названием «Андре Шенье», а также «Гаврилиады». Поэт неоднократно попадал под пристальное внимание Третьего Отделения. Пушкин устал от притеснений со стороны государства. «Анчар» появляется как результат философско-литературного осмысления власти, природы государственной силы.

Пушкин – опальный поэт: автобиографические нотки стиха

Любовь к свободе, желание открыто высказывать свои мысли, противостояние цензуре и осуждение самодержавия часто приводили автора к плачевному исходу. Александр Сергеевич заслужил репутацию опального поэта. Государство признавало заслуги Пушкина, поэтому литератор избегал особо суровых форм наказания. В ситуации с декабристами, которым поэт явно симпатизировал, Пушкину тоже повезло.

В строках стихотворения “К морю” Александр Сергеевич Пушкин – мастер невероятно красивых и чувственных описаний окружающего мира – восхищается морской стихией. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения.

Накануне 1830-го года русский писатель попадает в очередную неприятную историю с властями. В год написания «Анчара» поэт живет в Москве. Литератор недавно вернулся из молдавской ссылки. Автор – счастливчик, ведь вместо Кишинева он мог легко оказаться на каторжных работах в сибирских землях. После возвращения с Юга император попросил поэта жить в пределах Москвы. Как писатель добился смягчения наказания? Возможно, из-за собственной репутации гения, частично – помогло заступничество Карамзина. Причина опалы – неосторожное высказывание позиции, эпиграммы на царя Александра.

Возвращение в родные края вдохновило писателя на новые произведения. В этих текстах (в том числе в «Анчаре») звучит разочарование: прошли годы, но ничего не изменилось. Автора интересуют мотивы свобод выбора, сущности власти, рока, фатума и судьбы.

Исторические истоки текста

О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть фото О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть картинку О чем стихотворение анчар пушкина. Картинка про О чем стихотворение анчар пушкина. Фото О чем стихотворение анчар пушкина

Около этого места не видно следов животных или природной стихии. Прикоснувшись к дереву, любое живое существо умирает.

На самом деле, есть еще одна версия об исторических истоках этого текста. Пушкин вдохновлялся сразу двумя материалами:

Аллегорические мотивы стиха

Кто может додуматься использовать анчар? Писатель отвечает: это безжалостные, злые, бездушные люди. Под маской такого бездушного существа скрывается высшая власть. Поэт винит правителей, чиновников, государственных мужей в нарушении морального закона. Немецкий философ Иммануил Кант писал: человек может быть только целью, но не средством. Власть же нарушает эту максиму, превращая людей в средства.

Образ царей

Царь не стыдится послать подданного на верную гибель. Такой правитель виновен дважды:

Образ подданных

Подданные царя изображены в образе рабов. Сознание этих людей настолько свыклось с необходимостью подчинения, что они больше не сопротивляются. Так поэт символически изображает неограниченную, абсолютную власть, делающую из людей рабских существ. Власть влияет на народ, угнетая его сознание. Личность способна противостоять несправедливой власти, высказывать собственное мнение. Но раб лишается права на мнение и на голос.

Образ самодержавия

Александр Сергеевич открыто выступал против самодержавного строя, который медленно, но верно, подтачивал мощь Российской империи. Николай Первый вошел в историю как ярый реакционер. При правлении этого императора усилилась цензура, людей ставили в условия масштабного ограничения свобод и прав. О независимости, проявлении собственной позиции не могло быть и речь. Николай безжалостно подавлял любую попытку выступить против него.

Абсолютная власть видит в человеке лишь винтик – часть огромного механизма. Императора не интересовала воля отдельной личности. Самодержавный строй стремится контролировать любую сферу жизнедеятельности, всю общественную активность целиком. Николай добился на этой ниве значительных успехов. На первое место выступала воля царя: император рассматривался как «помазанник Господа». Решения, принятые государем, подлегали обязательному исполнению.

Тематика текста

Пушкин считается великим поэтом не только из-за его художественного гения. Писатель умело обращался к самым острым темам, раскрывал самые ярые общественные проблемы. В этом и состоял гений русского литератора. В анализируемом тексте поэт обращается к тирании, обличая пороки этого режима.

В произведении «Каменный гость» русский писатель – Александр Пушкин – обращается к фигуре Дона Жуана – вечному образу культуры. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием

«Анчар» не зря вошел в историю литературы как один из известнейших пушкинских стихов. Горечь размышлений о власти воплотилась в мастерских аллегорических образах. Поэт выступил в роли философа, обличив недостатки современной социальной жизни, государства и его устройства. Таким образом, в центре произведения русского автора – мысли о пагубности самодержавия.

О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть фото О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть картинку О чем стихотворение анчар пушкина. Картинка про О чем стихотворение анчар пушкина. Фото О чем стихотворение анчар пушкина

Абсолютная власть предполагает концентрацию власти в руках одной личности. Это значит, что человек обладает неограниченным своеволием, может отдать любой приказ.

Идея произведения

Пушкин усиливает свои размышления с помощью противопоставления, контраста. Поведение власти изображается искусственным, навязанным порядком. Действия царя противоречат природному ходу вещей. Государственная машина стремится использовать ядовитое древо в свою пользу. Этому желанию противостоит опасение природного мира, который даже не приближается к смертоносному растению. Таким образом, поэт делает вывод, что власть и природа живут по разным законам.

Композиция поэзии

Структура пушкинского творения включает два фрагмента. Эти части почти равны между собой:

Образы первой части

Первый образ – зловещая картина пустыни. Среди выжженной земли стоит дерево. Растение полнится ядом, который просачивается даже сквозь стенки ствола. Древо окружает полная тишина. Так поэт символически показывает, что местность лишена жизни (нет движения – значит нет и жизни). Атмосфера вокруг ядовитого творения отдает смертоносностью, тлетворностью. Дождь, который попадает на листья растения, смешивается с ядом, и становится опасным. Земля вокруг тоже пропиталась ядовитыми парами.

Образы второй части

Размер стиха

Автор выбирает размер и ритм, подходящий для реализации идеи произведений. Писатель пользуется четырёхстопным ямбом. Этот прием предназначается для передачи ощущений смерти. Читатель чувствует тленность природной среды, ощущает проявления зла в обществе людей. Автор мастерски передает формы смерти в разных плоскостях – природной и культурной.

О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть фото О чем стихотворение анчар пушкина. Смотреть картинку О чем стихотворение анчар пушкина. Картинка про О чем стихотворение анчар пушкина. Фото О чем стихотворение анчар пушкина

Также в произведении используется перекрестная рифмовка. В целом, композиция пушкинского творения построена так, чтобы усилить впечатления читательской аудитории. Писатель намеренно сгущает краски. Этот прием можно легко заметить при переходе от одного фрагмента текста к другой части. На стыке частей наблюдается повторение похожих фраз. Такой подход пришел в поэзию из риторики. В рамках искусства красноречия подобное повторение применялось для усиления мысли, нагнетания нужной атмосферы. Выбранная автором структура в совокупности с художественными средствами делает поэзию реалистичной, правдоподобной – несмотря на элемент фантастики.

Жанр текста: детали

Литературоведы не пришли к единому мнению касательно жанра этого произведения. Чаще всего пушкинское творение относят к лирическим текстам. Некоторые критики называют произведение балладой (так как в поэзии присутствует сюжет, выделяются конкретные события).

Художественные особенности текста

Пушкинский язык отличается неимоверным богатством. Русский язык под пером писателя раскрывается новыми гранями. Литератор использует языковые средства, чтобы передать психологические и идейные нюансы произведения. Настроение текста – мрачное, эмоционально накаленное, напряженное. В поэзии присутствуют такие приемы и тропы:

Таким образом, в анализируемом произведении автор наделяет особой ролью интонацию, ритм. Звуковые, фонематические характеристики поэзии показывают оригинальный подход русского писателя к лирике. Лексические средства используются Пушкиным так же, как краски – художником. Литератор создает гнетущую, яркую атмосферу.

Анализ стихотворения Пушкина “Анчар” краткий вариант

Александр Пушкин создал это стихотворение в 1828 году. Для написания стихотворения Пушкин использовал легенду о дереве. На автора произвело впечатление одно сообщение доктора Фурша после которого вдохновился на написание стихотворения “Анчар”. Доктор Фурш в письме рассказал о чудо острове где выросло страшное мистическое дерево, возле которого человек умирает.

Стихотворение делиться на две части. Первая часть разделена на пять четверостиший, в котором описан неживой пейзаж. В этом пейзаже стоит безжизненное дерево ядовитыми корнями, а с веток выделяется смола, если прикоснуться к смоле человек умирает.“Анчар” в стихотворении символизирует зло. Пушкину удается создать жуткую картину с помощью таких эпитетов как: “ядовитый дождь”, “зелень мертвую ветвей”. Такие фразы помогают писателю описывать яркие действия, чтобы читатель легко представил описанную себе картину. Метафора стихотворения: “природа породила, напоила.” Также перед читателем открывается смертная долина с помощью сравнений: “анчар, как грозный часовой”.

Во второй части стиха Пушкин открывает другой мир. В этой части видны отношения между рабом и повелителем. Наблюдается социальная зависимость и неравенство людей. Повелители приказывают собственным рабам идти на верную гибель: “И тот послушно в путь потек.” Раб безвольно послушался повелителя и выполнил приказ, человек поплыл по течению словно та река. Пушкин в произведении испытывает сочувствие к рабам и называет таких людей “бедными рабами”. В стихотворении используются глаголы, которые пропитаны жалостью: “принес – ослаблен”,“лег – и умер”. Пушкин провел параллели между человеческим злом и злом природы. И оказалось что человеческое зло ужасней чем зло природы, так как тиранство подавляет личность и ведет к смерти человека. Также показаны антитезы стихотворения, это “раб – владыки”. Анафора увеличивает эмоцию которую читатель испытывает при чтении стихотворения: “Принес и ослаб – и лег.”

В первой части описывается природное зло, а уже во второй человеческое. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле. Выход из образа раба это сопротивление тиранству, тогда у человека появляется шанс на свободу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *