О чем стихи цветаевой

Ранняя лирика Марины Цветаевой

Имя Марины Цветаевой по справедливости занимает место в ряду имён лучших русских поэтов ХХ века. Ещё гимназисткой тайком от семьи она выпустила свой первый сборник «Вечерний альбом», который показал, что в созвездии замечательных поэтов Серебряного века зажглась новая яркая звезда.

В первых стихотворениях Цветаевой проявляется то, что станет главным во всей её поэзии: бесстрашная и безоглядная искренность. Её ранняя лирика — поэтический дневник одинокой возвышенной души. Жизненное и поэтическое кредо Марины Цветаевой — быть самой собою в любой ситуации, ни у кого ничего не заимствовать, не подвергаться ничьим влияниям. Такой мы видим её и в раннем, и в зрелом творчестве. Эти качества всю жизнь будут для неё одновременно радостью и горем, тяжким крестом и крыльями, уносящими в мир высокой поэзии.

На формирование системы ценностей, мировосприятие будущего поэта большое влияние оказали родители, весь уклад дома Цветаевых, пронизанный интересом к искусству. Музыка, звучавшая в доме, сделалась частью поэзии и жизни. Отец, профессор искусствоведения, знаток античности, оказал большое влияние на развитие интереса к древнегреческой мифологии. Может быть, именно в детстве, под влиянием разговоров о древнегреческом и древнеримском искусстве зародилось свойственное Цветаевой трагическое восприятие бытия, то, что она определяла словом «рок».

Важным качеством её ранней лирики является романтизм. Он становится основой мировосприятия юной Цветаевой и постепенно будет перерастать в категорическое отрицание пошлости, бездуховности и всего не соответствующего идеалу.

Героям стихотворения присуще важнейшее качество самой Цветаевой — жадная любовь к жизни. Их храбрость и есть величайшее проявление этой любви. Такие характеры сформировала Отечественная война 1812 года, научившая молодых офицеров не только бесстрашно жертвовать собой, защищая Родину, но и наслаждаться каждой минутой жизни. В стихотворении прямо не упоминается о восстании декабристов, но мысли читателей невольно обращаются к этому великому и трагическому событию истории России, ведь костяк Северного и Южного обществ составили именно те офицеры, которые совсем юными принимали участие в войне с Наполеоном.

В романтическом ключе решается и проблема духовного родства лирической героини и её бабушки, которая умерла совсем юной, предоставив своим потомкам самим разгадывать тайны её характера, жизни и смерти.

Тёмный, прямой и взыскательный взгляд,
Взгляд, к обороне готовый.
Юные женщины так не глядят.
Юная бабушка, кто Вы?

Тема жизни и смерти или, как, заостряя, определяет её сама Цветаева, «юности и смерти», тоже решается ею в романтическом ключе. Яркий пример — стихотворение «Уж сколько их упало в эту бездну» (1913).

Реалистический портрет лирической героини:

Изменчивой, как дети, в каждой мине
И так недолго злой,
Любившей час, когда дрова в камине
Становятся золой.

Бунтарское начало её характера присутствует в стихотворении, которое, казалось бы, должно звучать как скорбная элегия:

К вам всем — что мне, ни в чём не знавшей меры,
Чужие и свои?!
Я обращаюсь с требованьем веры
И с просьбой о любви.

Будучи предельно искренней, безудержной в каждом своём чувстве, лирическая героиня вправе требовать веры, а вот любви потребовать нельзя, любви можно только просить.

Юная Цветаева очень рано осознала трагичность человеческого существования пред неизбежностью смерти, и это заставляет её ещё более страстно ценить и любить жизнь:

В первых строках лирическая героиня пытается опровергнуть сам факт смерти:
Опять с узелком подойду утром рано
К больничным дверям.
Вы просто уехали в жаркие страны
К великим морям.

Многие литературоведы отмечают, что тема смерти была в начале ХХ века модной и интерес юной Цветаевой к этой теме не более чем дань литературной моде. Однако искренность чувства, яростное неприятие смерти во имя жизни делают эти стихотворения подлинным шедеврами.

Ещё одна важная тема ранней лирики Марины Цветаевой — тема любви. Хотя личная жизнь автора в то время складывалась счастливо, в любовной лирике нет никакой умиротворённости и безоблачности. Любовь для лирической героини — это самопожертвование, борьба, отрицание всего суетного, приземлённого, потому что в первую очередь она ощущает себя поэтом, а только потом женщиной, нуждающейся в нежности и защите. Никакой расчёт не совместим с любовью. Всё отдать, всем пожертвовать — вот что значит для цветаевской героини любить. Но зов любящего сердца часто остаётся без отклика. Тема несвершившейся, несостоявшейся любви у Цветаевой звучит трагически. Судьба не должна разлучать людей, предназначенных друг для друга:

Нежней и бесповоротней
Никто не глядел Вам вслед.
Целую Вас — через сотни
Разъединяющих лет.
(«Никто ничего не отнял» 1916) (5)

Любовная лирика Цветаевой не о личном счастье, а о борьбе за любовь, за жизнь. Об этом она пишет в стихотворении «С.Э.», посвящённом мужу:

Я с вызовом ношу его кольцо!
— Да, в Вечности — жена, не на бумаге!

Вся сила любви, вся глубина и мощь душевных порывов лирической героини находит выражение в стихотворении «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес. » (1916). Здесь чувство любви предстаёт как самое могучее из человеческих чувств:

Есть в любовной лирике Цветаевой и более спокойные, более мягкие, что ли, стихотворения («Мне нравится, что Вы больны не мной. » (1915), «Откуда такая нежность. » (1916), однако в основном любовная тема решается трагически. Это роковой поединок двух сердец, двух равновеликих личностей, где лирическая героиня, волевая, безудержная во всех своих проявлениях, требует от возлюбленного полной растворённости в чувстве, полной отдачи. Женщина-поэт — это не кроткая, ласковая возлюбленная, это сложная, развивающаяся, изменчивая личность, и быть достойным её любви — нелёгкий труд, требующий напряжения всех духовных сил.

Перед глазами Марины Цветаевой прошло много судеб-трагедий русских поэтов. Это и Гумилёв, и Есенин, и Маяковский, это и судьбы поэтов-эмигрантов, влачивших, как и сама Цветаева, полунищее существование во Франции, разлучённых с Родиной и со своим читателем. Но всё это будет позже.

В юности же она твёрдо верила в свой талант и в то, что она верно угадала своё предназначение, двадцатилетней, ею были написаны пророческие слова:

Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черёд.
(«Моим стихам, написанным так рано. » 1913) (10)

Тема поэта и поэзии в ранних стихах Цветаевой тесно переплетается, с одной стороны, с темой жизни и смерти, с другой стороны, с темой любви. От неприятия смерти идёт её великая вера в силу поэтического слова, возможность через слово обрести понимание и сочувствие у будущих поколений.

Об этом с необычайной экспрессией, почти с надрывом говорится в стихотворении «Литературным прокурорам» (1911):

Всё таить, чтобы люди забыли,
Как растаявший снег и свечу?
Быть в грядущем лишь горсточкой пыли
Под могильным крестом? Не хочу!

Каждый миг, содрогаясь от боли,
К одному возвращаюсь опять:
Навсегда умереть! Для того ли
Мне судьбою дано всё понять? (11)

Цветаева очень высоко ставила поэтический труд, видя в поэзии спасение от пошлости жизни. Поэтическое вдохновение для неё, как и для многих поэтов прошлого и поэтов-современников, выше всех человеческих страстей, выше любви и страха смерти.

Любимым поэтом, идеалом, как было сказано выше, был Пушкин. Ему посвящено несколько стихотворений. Во «Встрече с Пушкиным» (1913) мы видим великого поэта молодым, задорным, как и сама юная Цветаева. Она мечтает, чтобы её кумир увидел в ней не просто барышню, а поэта, конечно, не равного себе по таланту, но близкого по духу.

Лирическая героиня ни в коем случае не хочет подниматься в гору, опираясь на руку Пушкина. В этом её желании сквозит что-то символическое: никому не подражать в поэзии, не опираться ни на чей опыт, только самой одолевать нелёгкий путь к вершинам поэзии.

Слева — крутая спина Аю-Дага,
Синяя бездна — окрест.
Я вспоминаю курчавого мага
Этих лирических мест.

Зато с горы, счастливые своей юностью и талантом, поэты побежали бы, взявшись за руки!

Из современных ей поэтов Цветаева восхищалась Блоком и Ахматовой. По воспоминаниям Ариадны Сергеевны Эфрон, Блок был для её матери «единственным поэтом, которого она чтила не как собрата по «струнному рукомеслу» а как БОЖЕСТВО от поэзии, и которому как БОЖЕСТВУ поклонялась. Всех остальных, ею любимых, она ощущала соратниками своими, вернее — себя ощущала собратом и соратником их. » (13)

В цикле «Стихи к Ахматовой» Марина Цветаева называет её «златоустой Анной — всея Руси». Как бы предвидя будущую судьбу, то, что предстоит пережить Ахматовой и воплотить в поэме «Реквием», Цветаева называет её в 1916 году «музой плача», «прекраснейшей из муз».

Мы коронованы тем, что одну с тобой
Мы землю топчем, что небо над нами — то же!
И тот, кто ранен смертельно твоей судьбой,
Уже бессмертным на смертное сходит ложе.

В певучем граде моём купола горят,
И Спаса светлого славит слепец бродячий.
— И я дарю тебе свой колокольный град,
Ахматова — и сердце своё в придачу. (15)

Отдавая Ахматовой пальму поэтического первенства, Марина Цветаева понимает, что у них схожие судьбы, и судьбы эти, как и у большинства русских поэтов, трагические:

Не отстать тебе. Я — острожник.
Ты — конвойный. Судьба одна.
И одна в пустоте порожней
Подорожная нам дана.
(«Не отстать тебе. Я — острожник. » 1916) (16)

Пророческий поэтический дар для неё тяжёлая и радостная ноша. Однако ничего желаннее, выше участи поэта для Цветаевой нет. Поэтому тема поэта и поэзии пройдёт через всё её творчество и получит резкое заострение в зрелой лирике, где художник будет противопоставлен всей сытости и благополучию окружающей жизни, станет носителем вечных нравственных начал, связующим звеном между прошлыми и будущими поколениями.

Тема Родины, любви к родному слову, к родной истории начинается в раннем творчестве Марины Цветаевой с темы Москвы. Это не только самый дорогой, самый любимый город, это сердце России. Не зная, не любя Москвы, нельзя понять русского характера, русской души. Каждый в своё время будет стремиться в Москву, потому что там наиболее силён «русский дух», там можно в полной мере почувствовать себя русским человеком.

Москва! Какой огромный
Странноприимный дом!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придём.
(«Москва! Какой огромный. 1916) (18)

Тема Родины — важнейшая для Цветаевой. Именно в любви к Родине, к родной речи черпает она любовь к жизни, силу выстаивать в тяжёлых и, казалось бы, безвыходных ситуациях.

С началом Первой мировой войны начинается переход к новому этапу творчества Марины Цветаевой — поэтической зрелости, и тема Родины расширяется, наполняется новым смыслом. Героями стихотворений становятся простые русские мужики и бабы, с которыми Цветаева чувствует своё кровное родство, потому что её с ними объединяет одно общее великое горе.

Тема Родины найдёт продолжение и в позднем творчестве. В эмиграции эта тема станет важнейшей, чувство родины поможет Цветаевой выжить как человеку и сохранить себя как русского поэта.

1. Марина Цветаева. Избранное. Москва «Просвещение» 1990 стр.57
2. Там же стр.60
3. Там же стр.56
4. Там же стр.61
5. Там же стр.67
6. Там же стр.59
7. Там же стр.84
8. Там же стр.268
9. Там же стр.267-268
10.Там же стр.52
11.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002 стр.51
12.Марина Цветаева. Избранное. Москва «Просвещение» 1990 стр.54
13.Там же стр.318
14.Там же стр.78
15.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002 стр.68
16.Там же стр.68-69
17.Марина Цветаева. Избранное. Москва «Просвещение» 1990 стр.171
18.Там же стр.72
19.Там же стр.70
20.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002 стр.70
21.Там же стр.71
________________________________________
Литература
1.Ваняшова М.Г. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941) в кн.Марина Цветаева. Стихотворения. Поэмы. Библиотека отечественной классики Дрофа Вече Москва 2002

Источник

Творчество Марины Цветаевой: темы, идеи, сборники, циклы

Автор: Guru · 19.09.2018

Марина Ивановна Цветаева увековечила свое имя в литературной истории как великая поэтесса. Родилась она в 1892 году в Москве. По собственным словам, писать стихи начала с семи лет. Весь ее бурный и тернистый жизненный путь был впоследствии неразрывно связан с творчеством. А оно, в свою очередь, не только находило источники вдохновения в знакомстве, общении и дружбе с великими литераторами той эпохи, но и опиралось на воспоминания о детстве, жизнь в эмиграции, трагизм судьбы России и личные драмы.

Поэзия Марины Цветаевой

Творческие профессии родителей Марины (отец был известным филологом и искусствоведом, мать — пианисткой) оказали прямое влияние на ее детство. С родителями она часто бывала за границей, а потому свободно владела несколькими иностранными языками, в большей степени французским. Впоследствии Цветаева много занималась переводами и написанием критических статей и эссе. Но начало ее пути положила именно поэзия. Чаще на французском языке Марина Ивановна и сочиняла свои первые стихи.

Сборники

Первую книгу стихов Цветаева начала собирать после смерти матери от чахотки в Тарусе. В октябре 1910 года она вышла в Москве под названием «Вечерний альбом». После одобрительного отзыва на нее М. А. Волошина началась его дружба с юной поэтессой.

В феврале 1912 года после венчания с Сергеем Эфроном автор вновь выпускает книгу. Увидел свет второй сборник стихов «Волшебный фонарь». Ровно через год в печать вышел третий сборник «Из двух книг».

С 1912 по 1915 годы Цветаева работала над книгой «Юношеские стихи». Но, согласно некоторым источникам, она так и не была издана, а сохранилась в виде рукописей поэтессы. В книгу вошла поэма «Чародей».

С момента публикации третьего сборника стихов пройдет долгих восемь лет, прежде чем Марина Ивановна снова начнет издавать собрания сочинений. Писать она не переставала: стихи 1916 года потом войдут в первую часть сборника «Версты», а творения с 1917 по 1920 годы составят вторую часть сборника. Свет он увидит в 1921 году. Период, ознаменованный Октябрьской революцией и спровоцированными ей изменениями, и вызвал поэтический всплеск в творчестве Цветаевой, нашедший отражение во второй части «Верст». Политический переворот она восприняла как крушение всех надежд и чрезвычайно тяжело переживала его. Многие ее стихотворения впоследствии станут частью книги «Лебединый Стан». Но и она, увы, не вышла в печать при жизни поэтессы.

В 1922 году были опубликованы книги «Конец Казановы» и «Царь-Девица». Спустя год — «Ремесло» и «Психея».

В 1925 году семья Цветаевой переехала во Францию. Жили они в пригородах Парижа, фактически в нищете. Спустя три года был опубликован сборник «После России». Он стал последним, вышедшим в печать при жизни Марины Ивановны.

Циклы

С октября 1914 по май 1915 годов Цветаева создавала цикл нежных стихов, вдохновленных знакомством с поэтессой Софией Парнок. Об их любовных отношениях ходило множество слухов, тем не менее, цикл из семнадцати стихотворений вышел под названием «Подруга».

1916 год ознаменован выходом циклов стихов, посвященных приезду в Москву Осипа Мандельштама, а также самой Москве. В том же году как из рога изобилия стихи к Александру Блоку выливаются в одноименный цикл «Стихи к Блоку».

Лето 1916 года, названное искусствоведами «Александровским летом», ознаменовано созданием цикла стихов к Анне Ахматовой. В том же году на фоне разочарований и расставаний Цветаева создала цикл «Бессонница», в котором раскрыла темы одиночества и уединения.

Семь стихотворений, написанных в 1917 году, легли в основу цикла «Дон-Жуан». Это своего рода отсылка к пушкинскому «Каменному гостю». Учитывая особое отношение поэтессы к Пушкину, складывается впечатление, что посредством своих сочинений она вступает с ним в диалог.

1921 год связан со знакомством с князем С. М. Волконским. Ему тоже посвящены стихи, объединенные в цикл «Ученик». В дальнейшем Цветаевой было написано много лирических стихотворений, обращенных к мужу, в рамках циклов «Марина», «Разлука», «Георгий». О «Разлуке» чрезвычайно высоко отзывался Андрей Белый, которого Марина Ивановна встретила в Берлине в 1922 году.

В 1930 году она написала реквием Владимиру Маяковскому, состоящий из семи стихотворений. Гибель поэта глубоко потрясла Марину Ивановну, несмотря на то, что дружба между ними в одно время отрицательно сказалась на литературной судьбе Цветаевой.

В 1931 году она приступила к работе над циклом «Стихи к Пушкину».

В 1932 году был создан цикл «Ici-haut» («Здесь — в поднебесье»), посвященный памяти друга М. А. Волошина.

Знакомство и переписка с поэтом Анатолием Штейгером привели к созданию цикла «Стихи сироте».

Лишь к 1937 году «Стихи к Пушкину», работа над которыми началась в 1931 году, были готовы к печати.

В дальнейшем Цветаева работала над циклами «Сентябрь» и «Март», посвященными жизни в Чехии, где она воссоединилась с мужем после долгой разлуки. Завершился труд циклом «Стихи к Чехии».

Художественный мир

Поэзию Марины Цветаевой можно соотнести с исповедью. Она всегда живо и искренне отдавалась своему творчеству, как истинный романтик, слагая в рифму свою внутреннюю боль, трепет, всю гамму чувств. Поэтесса не требовала от жизни слишком многого, поэтому период забвения не вселил в ее сердце обиду или горечь. Напротив, казалось, в ней проявилась еще большая жажда жизни, именно поэтому Цветаева не переставала писать. И даже в эмиграции, несмотря на все тяготы и лишения, ее поэзия получила второе дыхание, отразив на бумаге особую эстетику личного мироощущения.

Особенности

И поэтическое, и прозаическое творчество Цветаевой не было и не будет до конца понятно широкому кругу читателей. Она стала новатором своего времени в особенностях и приемах самовыражения. Лирические монологи поэтессы, подобно песням, имеют свой ритм, свои настроение и мотив. Она то нежно и откровенно изливает душу, то ее строки трансформируются в страстный, необузданный поток мыслей и эмоций. В какой-то момент она срывается на крик, затем наступает пауза, недолгое молчание, которое порой может быть красноречивее любых ярких слов. Чтобы хорошо понимать автора, необходимо знать основные этапы ее биографии, чем она жила, как мыслила в то или иное время.

Талант Цветаевой развивался стремительно, особенно на фоне ее признания современниками. Многим из них она посвящала целые циклы своих стихотворений. Будучи натурой увлекающейся, Марина Ивановна черпала вдохновение в тесных взаимоотношениях со многими мужчинами и даже женщиной, несмотря на то, что имела мужа и детей. Особенностью ее успеха на литературном поприще можно считать эпистолярный жанр, щедро применяя который, Цветаева позволила выйти из тени многим фактам своей жизни и своему же видению картины мира.

Темы творчества

Марина Цветаева громко манифестировала о том, что видит и чувствует. Ее ранняя лирика наполнена внутренним теплом, памятью о детских годах и обретенной любви. Самоотдача и искренность открыли ей двери в мир русской поэзии 20 века.

Поэтесса создавала стихи, вызывая каждое слово из глубин своей души. При этом стихи писались легко и страстно, ведь она не стремилась подчинить свое творчество ожидаемым представлениям общественности. И тему любви в поэзии Цветаевой, пожалуй, можно считать эталоном самовыражения. Это было признано литературными критиками, тем не менее, талант поэтессы все равно подвергался оспариванию.

С ходом времени поэзия Цветаевой неизбежно видоизменяется. В годы эмиграции и безденежья она становится зрелой. Марина Ивановна предстает как оратор на трибуне своего личностного роста. Дружеское общение с Маяковским привнесло в ее творчество черты футуризма. Вместе с тем заметна взаимосвязь ее стихов с русским фольклором. Отсюда и вытекает тема родины в творениях Цветаевой. Поэтесса имела четкую гражданскую позицию, выражающуюся в непринятии устанавливающегося политического строя на заре Октябрьской революции. Она много писала о трагической гибели России и ее муках. Об этом она рассуждала в годы эмиграции в Германии, Чехии, Франции. Но в парижские годы Цветаева уже больше писала прозаические произведения, дополненные мемуарами и критическими статьями. Эта мера стала вынужденной, так как многие зарубежные издания были недоброжелательно настроены по отношению к поэтессе, которая надеялась, что проза станет ее надежным тылом.

Образ Цветаевой в лирике

Поэтическое обращение к поэтессе выявлено не только в стихах ее современников, но и тех, кто не был знаком с ней лично. Художественный образ Цветаевой начинал складываться в ее собственных стихотворениях. Например, в циклах «Дон-Жуан» и «Бессонница» границы между автором и лирической героиней несколько размыты. Как Цветаева посвящала стихи, например, Александру Блоку, так и ей посвящали. Тот же М. А. Волошин, бурно и положительно откликнувшийся на первый сборник поэтессы «Вечерний альбом», написал посвящение «Марине Цветаевой». Он воспел не ее бунтарский нрав, а хрупкое женское начало.

Любимая женщина Цветаевой, София Парнок в своих стихах сравнивает ее с исторической тезкой Мариной Мнишек. Для автора поэтесса предстает в роли ангела-спасителя с небес.

В лирике сестры Анастасии (Аси) Цветаевой мы имеем возможность познакомиться со всеобъемлющей противоречивостью натуры Марины Ивановны, которая долгие годы ощущала себя юной и невинной.

У Андрея Белого Цветаева она предстает в образе неповторимой и удивительной женщины. Он сам считал ее творчество новаторским, а потому предполагал ее неизбежное столкновение с консервативными критиками.

Также творчество Марины Цветаевой не оставило равнодушными и тех поэтов 20 века, кто не знал ее лично. Так, Белла Ахмадуллина сравнивает ее образ с неодушевленным роялем, обоих считая совершенством. При этом подчеркивая то, что это и две противоположности. Цветаева виделась ей как одиночка по натуре, в отличие от инструмента, которому нужно, чтоб кто-то на нем играл. Вместе с тем Ахмадуллина сопереживала уже безвременно ушедшей поэтессе. Ее трагедию она видела в отсутствии должной поддержки и опоры при жизни.

Поэтика

Жанры

Знакомясь с творчеством Марины Цветаевой, можно почувствовать, что она искала и пыталась создать свой собственный жанр, ответвляющийся от общепризнанных канонов. Тема любви-страсти нашла яркое отражение и в стихотворениях, и в поэмах Цветаевой. Таким образом, жанры лиро-эпической поэмы и элегии неслучайно проходят сквозь всю лирику поэтессы. Это стремление к романтизму она буквально впитала с молоком матери, которая очень хотела увлечь дочь тем, что считала женственным, прекрасным и полезным, будь то игра на музыкальных инструментах или любовь к постижению иностранных языков.

В поэмах Цветаевой всегда присутствовал свой лирический субъект, который зачастую выступал как образ ее самой. Героиня нередко совмещала в себе несколько ролей, позволяя тем самым разрастаться своей личности. То же самое происходило и с поэтессой. Она всегда стремилась познать всю существующую глубину отношений человека и окружающего мира, грани человеческой души, тем самым доведя до максимума отражение этих наблюдений в своей лирике.

Стихотворные размеры

Размер стиха — это его ритм. Цветаева, как и многие современные ей поэты 20 века, в своем творчестве часто использовала трехсложный размер, дактиль. Например, в стихотворении «Бабушке». Дактиль напоминает разговорную речь, а стихи поэтессы — яркие монологи. Бабушку по линии матери Цветаева, увы, не знала, но с детства помнила ее портрет, висевший в доме семьи. В стихах она пыталась мысленно выйти на диалог с бабушкой с целью узнать источник своего бунтарского нрава.

«Кто создан из камня, кто создан из глины» — белый стих, где использован амфибрахий с перекрестной рифмовкой. Это стихотворение было опубликовано в сборнике «Версты». Свое мятежное настроение Цветаева выражает в строках о морской пене, сообщая, что она бросается в морскую стихию жизни.

Средства выразительности

В цикле стихов, посвященных Александру Блоку, использовано много знаков препинания, которые передают запретность и трепетность чувств Цветаевой, ведь с Блоком она не была знакома лично, но восхищалась им безмерно. Поэтесса применяла массу эпитетов, метафор, олицетворений, будто обнажающих ее душевную стихию. А интонационные паузы только усиливают этот эффект.

В той же «Тоске по Родине» чувствуется сильное эмоциональное напряжение автора, передаваемое за счет метафорического отождествления родной страны с кустом рябины и обилия восклицательных знаков.

Стихотворение «Книги в красном переплете» передает тоску поэтессы по рано умершей матери, по ушедшему детству. Проникновенному чтению способствуют риторические вопросы, эпитеты, олицетворения, метафоры, восклицания и перифразы.

В стихотворении «Бабушке» также много эпитетов, повторов и оксюморонов. Цветаева мысленно ощущает родство душ со своей бабушкой.

На примере нескольких стихотворений нетрудно заметить, что в лирике Марины Цветаевой преобладали восклицания. Это свидетельствует о ее динамичной натуре, возвышенности чувств и о некой предельности душевного состояния.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *