О чем стих я памятник себе воздвиг нерукотворный пушкин
Полный анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг» (А.С. Пушкин)
Полный анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, помогает читателю лучше узнать история создания произведения и главную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, который значительно облегчит подготовку к предстоящему уроку.
История создания
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг» Александр Сергеевич использует эпиграф, который был взят из оды Горация «К Мельпомене». Поэтому не удивительно, что и темя произведений сходны. Данная ода переводилась на русский язык неоднократно такими талантливыми людьми, как Ломоносов, Державин и другие. Каждый из них старался вложить в произведение тот смысл, который он видел сам. Они воспевали роль поэта и поэзии в целом в этом мире.
Александр Сергеевич вложил и свою лепту. Он показал то, какой видит роль поэта и поэзии. Стихотворение было написано в 1826 году, буквально незадолго до смерти. Это был очень тяжелый период жизни, когда творчество автора были под запретом и подвергались жесточайшей цензуре. Народ недоволен творчеством автора, а так же с радостью распространяют сплетни об изменах его супруги.
Творец находится в тяжелейшем моральном состоянии, которое и приводит его к переосмысливанию его жизненных ценностей и подведению своего рода итогов.
Обращаясь за помощью к предшественникам, автору удается сотворить оригинальные произведения, в которых выражает свои собственные мысли и принципы.
К сожалению, оригинальный текст произведения был обнаружен уже после смерти великого поэта. А после внесения в него некоторых правок В.А. Жуковским – опубликован в 1841 году.
Жанр, размер
По жанру данное произведение – это ода. Использование торжественного пафоса, воодушевления и возвышенной лексики, которые больше всего соответствуют именно этому жанру. Вся эта совокупность придает тексту неимоверную яркость, благодаря которой творец выражает свое видение поэзии.
По направлению, скорее всего, данное произведение ближе к классицизму.
В произведении «Я памятник себе воздвиг» Александр Сергеевич использует ямб, но при этом пользуется интересным приемом: если в первых трех строках используется шестистопный ямб, то в последней – четырехстопный. Именно этот прием умело расставляет смысловые акценты. Это же повторяется в каждой строфе.
Рифмовку автор применяет перекрестную, чередуя женскую и мужскую рифмы.
Композиция
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг» состоит из пяти строф. Сюжет развивается последовательно.
В первой строфе мы видим бессмертие поэтического наследия, поэтому возникает мысль создания «нерукотворного памятника». Автор доносит до читателя то, что поэтическое наследие порой имеет большую ценность, нежели памятники, представляющие собой материальную цену.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастет народная тропа,
Вознесся выше он главою непокорной
Александрийского столпа.
Во второй строфе поэт объясняет, что данная возможность будет дана лишь в случае существования поэзии. Не станет её – не станет всего того, что запечатлел автор на бумаге, сделав бессмертным.
В третьей строфе Александр Сергеевич рассказывает о том, что его творчество сможет объединить все слои населения и народы.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгус, и друг степей калмык.
Четвертая строфа объясняет читателю то, почему именно творчество великого поэта должно увековечиться.
Последняя, завершающая строфа представляет собой общение автора со своей музой. Он выделяет то, что главными их критиками должны быть не люди, а небо. Они должны с гордостью выполнять свою великую миссию.
Веленью божию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно
И не оспоривай глупца.
Образы и символы
Главным образом стихотворения является сам «нерукотворный памятник». В его образе автор показывает все те труды, которые останутся потомкам после его смерти. Автор наполняет образ гордостью и величием. Пушкин показывает, что именно в нем сосредоточены все культурные притяжения, к которым будут стремиться его потомки. Слава данного достояния разлетится по всем уголкам его огромной Родины.
В образе лирического героя предстает сам автор. Пушкин рисует его одаренным, а главное, человеком, который познал свое истинное предназначение. Он не собирается угождать каждому. Его цель намного выше – свободно и открыто следовать своему пути, не отвлекаясь на критику и недовольства толпы. Мнение народа переменчиво, ценность его трудов – вечна.
Еще можно отметить один образ – это образ музы. Благодаря ей, поэт понимает, что не стоит искать славу и похвалу народа. Ему не страшит то, что он останется непонятым и непризнанным. Он стойко следует своему пути, и реализовывает огромную миссию, которая была взвалена на его плечи.
Темы и проблемы
Темы и проблемы, поднятые в данном произведении, не теряют своей актуальности, и по сей день.
Тема поэта и поэзии – это первое, что воспевает автор. Он пытается разобраться с тем, какая же цель поэта в обществе? Он доносит до читателя ту огромную роль, которую несет в себе поэзия. У неё огромная роль. Она делает человеческие души лучше, чище и добрее. Без поэзии человек черствеет, забывает о главных ценностях человеческой жизни.
Вторая тема произведения – это тема свободы. Достаточно вспомнить то, что Пушкин всегда отличался свободолюбием и желанием творить открыто. Он ценит возможность прямо выражать свои чувства, мысли и переживания. Он считал неприемлемым «писать на заказ», поэтому в своем стихотворении также делает акцент на этом.
И еще одна тема, которая поднимается автором, это тема бессмертия его трудов. Век людей недолго, поэтому автор понимает, что необходимо писать произведения, которые переживут своего автора и не потеряют актуальности.
Основная мысль
Обратившись к трудам предшественников, и дополнив их собственными мыслями, поэт показывает значение поэзии в нашей жизни. Он раскрывает всю мощь поэзии, её умение влиять на людей и менять их судьбы. Он преподносит поэзию на высший пьедестал, раскрывая её возможности.
Так же автор возносит поэзию выше всех земных благ, тем самым показывая её божественное происхождение. Только небо может быть судьей поэта. Ему безразлично земное признание и понимание. Ему не интересна критика, потому что это все временные явления. Над поэзией же нет времени. Она бессмертна. Поэтому Александр Сергеевич призывает творить не для толпы, которая будет вечно чем-то недовольна, а для высшего судьи.
Поэзия переживет своего автора, а так же недовольный народ. Благодаря её бессмертию будет вечно жить и сам автор произведений. Именно это и заключает поэт в своем творчестве, поднимая проблемы, которые никогда не утратят своей актуальности.
Средства выразительности
В данном произведении автор прибегает к использованию старославянских слов, чтобы подчеркнуть все величие.
Огромное количество метафор, которые встречаются даже в названии произведения. Благодаря эпитетам, очень хорошо видны образы, которые поэт использует в произведении.
Олицетворения помогают подчеркнуть детали и сделать стихотворение еще более ярким и красочным.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Полный анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг» (А.С. Пушкин)
История создания
В стихотворении «Я памятник себе воздвиг» Александр Сергеевич использует эпиграф, который был взят из оды Горация «К Мельпомене». Поэтому не удивительно, что и темя произведений сходны. Данная ода переводилась на русский язык неоднократно такими талантливыми людьми, как Ломоносов, Державин и другие. Каждый из них старался вложить в произведение тот смысл, который он видел сам. Они воспевали роль поэта и поэзии в целом в этом мире.
Александр Сергеевич вложил и свою лепту. Он показал то, какой видит роль поэта и поэзии. Стихотворение было написано в 1826 году, буквально незадолго до смерти. Это был очень тяжелый период жизни, когда творчество автора были под запретом и подвергались жесточайшей цензуре. Народ недоволен творчеством автора, а так же с радостью распространяют сплетни об изменах его супруги.
Творец находится в тяжелейшем моральном состоянии, которое и приводит его к переосмысливанию его жизненных ценностей и подведению своего рода итогов.
Обращаясь за помощью к предшественникам, автору удается сотворить оригинальные произведения, в которых выражает свои собственные мысли и принципы.
К сожалению, оригинальный текст произведения был обнаружен уже после смерти великого поэта. А после внесения в него некоторых правок В.А. Жуковским – опубликован в 1841 году.
Средства выразительности
Пушкин использовал для выражения своей мысли широкий поэтический арсенал. В этом произведении очень много метафор – “памятник воздвиг нерукотворный”, “не зарастёт народная тропа”, много и других выразительных средств и образов. Так, в произведении есть такие стилистические фигуры, как антитеза – “хвалу и клевету” – и анафора – “что чувства добрые я лирой пробуждал, что в мой жестокий век восславил я свободу”; инверсии – “главою непокорной”, “и славен буду я…”; есть такие тропы, как эпитеты – “памятник нерукотворный”, “народная тропа”, “гордый внук славян”, “жестокий век”.
Четвертая строфа, очень важная для понимания того, какую роль в русской поэзии отводил себе Пушкин, выделяется именно за счёт анафоры, в то время как последняя выделяется с помощью обращения “о муза” – на самом деле поэт обращается не к самой музе, а к тем, кто творит с её помощью. Он показывает, какой видит идеальную поэзию: свободной от человеческих слабостей и повинующейся только высшему суду, то есть Богу.
Жанр, размер
По жанру данное произведение – это ода. Использование торжественного пафоса, воодушевления и возвышенной лексики, которые больше всего соответствуют именно этому жанру. Вся эта совокупность придает тексту неимоверную яркость, благодаря которой творец выражает свое видение поэзии.
По направлению, скорее всего, данное произведение ближе к классицизму.
В произведении «Я памятник себе воздвиг» Александр Сергеевич использует ямб, но при этом пользуется интересным приемом: если в первых трех строках используется шестистопный ямб, то в последней – четырехстопный. Именно этот прием умело расставляет смысловые акценты. Это же повторяется в каждой строфе.
Рифмовку автор применяет перекрестную, чередуя женскую и мужскую рифмы.
Композиция
Стихотворение «Я памятник себе воздвиг» состоит из пяти строф. Сюжет развивается последовательно.
В первой строфе мы видим бессмертие поэтического наследия, поэтому возникает мысль создания «нерукотворного памятника». Автор доносит до читателя то, что поэтическое наследие порой имеет большую ценность, нежели памятники, представляющие собой материальную цену.
Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.
Во второй строфе поэт объясняет, что данная возможность будет дана лишь в случае существования поэзии. Не станет её – не станет всего того, что запечатлел автор на бумаге, сделав бессмертным.
В третьей строфе Александр Сергеевич рассказывает о том, что его творчество сможет объединить все слои населения и народы.
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.
Четвертая строфа объясняет читателю то, почему именно творчество великого поэта должно увековечиться.
Последняя, завершающая строфа представляет собой общение автора со своей музой. Он выделяет то, что главными их критиками должны быть не люди, а небо. Они должны с гордостью выполнять свою великую миссию.
Веленью божию, о муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.
«В альбом (Нет! — я не требую вниманья…)» М.Лермонтов
«В альбом» Михаил Лермонтов
Нет! — я не требую вниманья На грустный бред души моей, Не открывать свои желанья Привыкнул я с давнишних дней. Пишу, пишу рукой небрежной, Чтоб здесь чрез много скучных лет
От жизни краткой, но мятежной Какой-нибудь остался след.
Быть может, некогда случится, Что, все страницы пробежав, На эту взор ваш устремится, И вы промолвите: он прав; Быть может, долго стих унылый Тот взгляд удержит над собой, Как близ дороги столбовой Пришельца памятник могилы.
Анализ стихотворения Лермонтова «В альбом (Нет! — я не требую вниманья…)»
В 16 лет Михаил Лермонтов всерьез и безнадежно влюбился в Екатерину Сушкову, которая на долгие 10 лет стала музой поэта. Девушка, отличавшаяся вздорным характером, долгое время игнорировала своего поклонника, хотя и любила похвастаться перед подругами, что Лермонтов посвящает ей свои стихи. Одно из них под названием «Нет! – я не требую вниманья…» юный поэт записал в альбом ветреной красавицы в 1830 году, пытаясь таким образом рассказать о своих чувствах. Однако Екатерина Сушкова так и не оценила душевный порыв своего кавалера, посчитав, что за рифмованными строками нет ничего, кроме желания продемонстрировать литературные способности.
Между тем, известно, что сам Лермонтов заранее подготовился к данному событию. В его рукописях сохранился несколько иной вариант стихотворения, в котором он открыто говорит о своих чувствах и признается, что «вянет в цвете лет». Почему именно поэт в последний момент изменил многие строфы и придал произведению нейтральное значение, можно лишь догадываться. Тем не менее, в новой версии он предстает в роли одинокого молодого человека, который не мечтает взаимной любви, а лишь надеется при помощи своих стихов оставить в этом бренном мире хоть какой-то след.
Не исключено, что Лермонтов в очередной раз разочаровался в своей избраннице, которая к тому времени попеременно влюблялась в различных офицеров. Однако поэт посчитал неуместным говорить с девушкой в стихах о своих чувствах. Поэтому он акцентирует ее внимание на том, что не рассчитывает на внимание своей избранницы, а собственные чувства именует не иначе, как «грустный бред души моей». Конечно, несколько тонких намеков на чувства к Екатерине Сушковой в этом стихотворении все же присутствует. Однако автор открыто заявляет: «не открывать свои желанья привыкнул я с давнишних дней». Он мечтает о том, чтобы «от жизни краткой, но мятежной какой-нибудь остался след».
Безусловно, Лермонтов все еще тешит себя надеждой, что однажды сможет рассчитывать на взаимность со стороны Екатерины Сушковой. Но пока этот угловатый и замкнутый подросток лишен того светского лоска, который так импонирует его возлюбленной. Тем не менее, он хочет верить, что оставит хоть какой-то след в ее душе, и через много лет она наткнется на запись в альбоме, оставленную «рукой небрежной». Свое стихотворение он сравнивает с надгробным памятником, который случайно повстречался на пути одинокому путешественнику. Однако этот памятник может довольно много рассказать о жизни и чувствах того, кто погребен под ним.
Образы и символы
Главным образом стихотворения является сам «нерукотворный памятник». В его образе автор показывает все те труды, которые останутся потомкам после его смерти. Автор наполняет образ гордостью и величием. Пушкин показывает, что именно в нем сосредоточены все культурные притяжения, к которым будут стремиться его потомки. Слава данного достояния разлетится по всем уголкам его огромной Родины.
В образе лирического героя предстает сам автор. Пушкин рисует его одаренным, а главное, человеком, который познал свое истинное предназначение. Он не собирается угождать каждому. Его цель намного выше – свободно и открыто следовать своему пути, не отвлекаясь на критику и недовольства толпы. Мнение народа переменчиво, ценность его трудов – вечна.
Еще можно отметить один образ – это образ музы. Благодаря ей, поэт понимает, что не стоит искать славу и похвалу народа. Ему не страшит то, что он останется непонятым и непризнанным. Он стойко следует своему пути, и реализовывает огромную миссию, которая была взвалена на его плечи.
Темы и проблемы
Темы и проблемы, поднятые в данном произведении, не теряют своей актуальности, и по сей день.
Тема поэта и поэзии – это первое, что воспевает автор. Он пытается разобраться с тем, какая же цель поэта в обществе? Он доносит до читателя ту огромную роль, которую несет в себе поэзия. У неё огромная роль. Она делает человеческие души лучше, чище и добрее. Без поэзии человек черствеет, забывает о главных ценностях человеческой жизни.
Вторая тема произведения – это тема свободы. Достаточно вспомнить то, что Пушкин всегда отличался свободолюбием и желанием творить открыто. Он ценит возможность прямо выражать свои чувства, мысли и переживания. Он считал неприемлемым «писать на заказ», поэтому в своем стихотворении также делает акцент на этом.
И еще одна тема, которая поднимается автором, это тема бессмертия его трудов. Век людей недолго, поэтому автор понимает, что необходимо писать произведения, которые переживут своего автора и не потеряют актуальности.
Памятник М.Ю.Лермонтову в городе Лермонтове
Памятник М.Ю.Лермонтову в городе Москве >>
Памятник М.Ю.Лермонтову в городе Лермонтове.
Слайд 20 из презентации «Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива»»
Размеры: 720 х 540 пикселей, формат. jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как. ». Скачать всю презентацию «Анализ стихотворения Михаила Юрьевича Лермонтова «Когда волнуется желтеющая нива».ppt» можно в zip-архиве размером 568 КБ.
краткое содержание других презентаций о стихах
«Моя зеленоглазая комета» — С какой звезды, Моя зеленоглазая комета Чему-то улыбается во сне. Молчите, фарисеи и ханжи! Любить тебя открыто, Не таясь. И если скажут, Что сошел с ума я, Лекарства мне, Господь, Не сотвори. Влетела ты негаданно ко мне? Да разве мог вчера еще понять я, Что счастлив буду нынче потому, Да разве в том мирке благополучья Я знал, как может в сердце ныть игла?
«Стихи про цифры» — От жары укрылся в тень Толстый северный тюлень. Нет рогов острее в мире — Пишет Мурочка ЧЕТЫРЕ. Мурка в зоопарке. Есть у Мурочки тетрадь, Будет Мурочка считать. Счёт запомним наизусть. Но у Мурки навык есть — Пишет Мурка цифру ШЕСТЬ. Зайки – серые трусишки — Длиноухие братишки. Трудно белочек считать, Любят белочки скакать.
«Как выучить стих» — Тест для выявления типа памяти. Что делать? Визуальный метод. Как развить у ребенка память? Как трудно ребенку иногда бывает выучить стихотворение! После 10-секундного перерыва ребенок записывает запомнившиеся слова. Методы заучивания стихов. Двигательный метод. Проблема. Логический метод. Почему трудно запоминать?
«Задачи в стихах» — В школе Пифагора процветала числовая мистика. С частью седьмою Эрато от меня убежала. В молодости Пифагор путешествовал по Египту и Вавилону, изучая мудрость жрецов. Четверть взяла Терпсихора. Тридцать плодов утащила Полимния. Сколько учеников было у Пифагора? Я – изваянье из злата. Местопребыванием муз и Аполлона служила гора Геликон.
«Анализ стихотворения» — В основе ритма стихотворения – пятистопный хорей… Во второй строфе автор ведет речь о… Строфы имеют…рифмовку… Можно сказать, что лирический герой… Немаловажную роль играют… Стихотворение представляет собой… Имманетный анализ текста как элемент подготовки к ЕГЭ по литературе. Стихотворение написано с использованием…рифмовки…
«Вопросы к стихотворениям» — Чемодан. Переставь буквы так, чтобы получилось название стихотворения. «Дядя Стёпа». Поэма впервые опубликована в журнале «Пионер». Пудошчаек. Канатоходец. Овлепсеисдит. Велосипедист. Гимнасты. Детская песенка. Я сегодня сбилась с ног – У меня пропал … Смельчак идёт, смеётся, Ни разу не споткнётся. Считалочка.
Всего в теме «Стихи» 32 презентации
Основная мысль
Обратившись к трудам предшественников, и дополнив их собственными мыслями, поэт показывает значение поэзии в нашей жизни. Он раскрывает всю мощь поэзии, её умение влиять на людей и менять их судьбы. Он преподносит поэзию на высший пьедестал, раскрывая её возможности.
Так же автор возносит поэзию выше всех земных благ, тем самым показывая её божественное происхождение. Только небо может быть судьей поэта. Ему безразлично земное признание и понимание. Ему не интересна критика, потому что это все временные явления. Над поэзией же нет времени. Она бессмертна. Поэтому Александр Сергеевич призывает творить не для толпы, которая будет вечно чем-то недовольна, а для высшего судьи.
Поэзия переживет своего автора, а так же недовольный народ. Благодаря её бессмертию будет вечно жить и сам автор произведений. Именно это и заключает поэт в своем творчестве, поднимая проблемы, которые никогда не утратят своей актуальности.
Анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг» А. С. Пушкин
Наверное, каждый знает известнейшее стихотворение Александра Сергеевича Пушкина, которое начинается со слов «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Это действительно одно из самых узнаваемый стихотворений великого поэта. В этой статье мы проведем анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг…», поговорим об истории создания и композиции стихотворения.
Полный текст «Я памятник себе воздвиг…»
Я памятник себе воздвиг нерукотворный,
К нему не зарастёт народная тропа,
Вознёсся выше он главою непокорной
Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.
Слух обо мне пройдёт по всей Руси великой,
И назовёт меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык.
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.
Веленью бoжию, о муза, будь послушна,
Обиды не страшась, не требуя венца;
Хвалу и клевету приeмли равнодушно
И не оспаривай глупца.
Анализ стихотворения Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»
Стихотворение «Памятник» было написано А.С. Пушкиным в 1836 году. Оно стало поэтическим завещанием поэта.
В.Ф. Ходасевич считал, что это стихотворение — запоздалый ответ Пушкина на лицейское стихотворение Дельвига «Два Александра», в котором тот предрекал, что Александр I прославит Россию как государственный деятель, а Александр Пушкин — как величайший поэт.
Произведение написано в жанре греко-римской оды, это вольное переложение оды римского поэта Горация. Именно из нее взят эпиграф: «Я воздвиг памятник». В России эта тема разрабатывалась в творчестве Г.Р. Державина, М.В. Ломоносова.
Каждый из поэтов по-своему оценивает свое творчество. Гораций считал главной заслугой то, что он первый перенес в Италию греческую лирику. Державин большое значение придавал тому, что он дерзнул «истину царям с улыбкой говорить». Пушкин же в своем стихотворении продолжает развивать тему «Пророка». Он с гордостью говорит о народном признании его произведений, об их гуманизме, своем свободомыслии.
В стихотворении мы можем выделить три условные части. Первая часть — это тезис-утверждение о том, что поэт воздвиг себе «нерукотворный памятник». Вторая часть — это своеобразное доказательство тезиса. Аргументы — вечная жизнь души в «заветной лире», вечность поэзии и поэтов в мире, пробуждение добрых чувств «лирой», прославление свободы и проповедь «милости к падшим». Третья часть — это мысли о предназначении поэзии, о ее Божественной природе, о свободе музы от низменных, земных дел, от оценок общества.
Стихотворение написано шестистопным и четырехстопным ямбом (три стиха шестистопного ямбы заключаются в каждой строфе одним стихом четырехстопного). Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («памятник нерукотворный», «в заветной лире», «в жестокий век», «главою непокорной»), анафору, ряд однородных членов и многосоюзие («И славен буду я…», «И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий Тунгуз, и друг степей калмык»), инверсию («Вознесся выше он главою непокорной…»), метонимию («Что чувства добрые я лирой пробуждал»). Торжественный, высокий пафос стихотворения создается с помощью многочисленных славянизмов, слов высокого стиля: «возвиг», «главою», «пиит», «сущий в ней язык», «велению».
Таким образом, «Памятник» — это своеобразный итог пушкинскому творчеству. Это речь великого и гениального поэта, утверждающего свое право на историческое бессмертие.
Поэтический анализ стихотворения
Стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» является не совсем оригинальным первоисточником. Когда Пушкин сел его писать, он был знаком с оригиналом — стихотворением «К Мельпомене» Горацио, вольными переводами и переложениями иностранных и русских поэтов. В России на эту тему писали Батюшков, Державин (чей стих часто сравнивают с пушкинским), Ломоносов. Позднее – Лермонтов, А. Фет, Капнист.
И в то же время анализ стихотворения «Я памятник себе воздвиг нерукотворный» показывает, что оно не является переводом, как произведения Ломоносова, Фета, Капниста. Это даже не подражание древнеримскому поэту, жившему в дохристианские времена. Хотя некоторые мотивы Горацио в пушкинском произведении присутствуют. Древнеримская ода послужила формой, своеобразной оберткой для самобытного стихотворения Пушкина, в которое поэт вложил свое содержание — чувства и мировоззрение.
Стихотворение было написано в 1836 году, незадолго до смерти. Это было время творческого расцвета, грандиозных литературных планов и личного душевного кризиса.
В этом стихотворении Пушкин, подводя итоги своему творчеству, говорит:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокой век восславил я Свободу,
И милость к падшим призывал.
Поэт уверен, что его будут читать простые люди, и не только русские, но и те, кто составляет население российской империи
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой
Тунгуз, и друг степей калмык.
Между строк читается вера поэта в то, что люди будут когда-нибудь свободными и образованными, а его, Пушкина начнут переводить на другие языки. Что ж, это его пророчество сбылось.
Обращение к Музе быть послушной веленью Божьему — это призыв к литераторам, которые будут творить после него.
Обиды не страшась, не требуя венца,
Хвалу и клевету приемли равнодушно,
И не оспаривай глупца.
Стихотворение приближено к жанру оды, написано оно шестистопным ямбом. Этот ритм более других соответствует древнему стихотворчеству, и подходит к оде. Но в отличие от древних литературных произведений, стихотворение Пушкина не читается тяжеловесно. Напротив, ритм стиха энергичный, а само произведение звучит торжественно. Правда, последняя строфа изложена четырехстопным ямбом, что и делает ее энергичной.
Произведение состоит из 5 строф, рифма перекрестная, женская рифма чередуется с мужской. Его можно разделить на 3 части: в первой поэт говорит о том, что воздвиг себе памятник. Во второй части он объясняет, чем, по его мнению, он будет «любезен народу». И третья часть это призыв к поэтам, которые будут творить после него.
С одой стихотворение роднят старославянизмы — глава, столп, пиит, сущий; и многосоюзие.
В стихотворении применены средства художественной выразительности, помогающие почувствовать настроение поэта. Это эпитеты – нерукотворный, непокорной, великой, заветной, гордый, добрые, дикой, жестокий.
Само стихотворение метафорично по сути. Всем известно, что Пушкин — не архитектор и не скульптор, и ничего не возводил. Он применил инверсию. Под памятником подразумевается все его литературное творчество, которое и сохранит память о нем в народе. Он говорит, что душа его живет в его произведениях. «Душа в заветной лире». Лира – это древнегреческий музыкальный инструмент, символизирующий поэтическое творчество. Эту же мысль подтверждает Анненков:
«Настоящая, полная жизнь его [Пушкина] заключается в самых его произведениях, порожденных, так сказать, ходом ее. В них читатель может изучать и душу поэта, и обстоятельства его существования, переходя от одного художнического образа к другому. Так писал Пушкин свою биографию… Читатель может иметь наслаждение проследить этот поэтический рассказ о самом себе, начиная с первых подражаний поэта нашего эротическим писателям Франции, до тех пор, пока после ряда могущественных созданий он мог воскликнуть в справедливой гордости:
Я памятник воздвиг себе нерукотворный:
К нему не зарастет народная тропа.
Развернутый анализ стихотворения
Символично, что «Я памятник себе воздвиг…» написано всего за несколько месяцев до трагической гибели поэта, в 1836 году. Стихотворение не публиковалось и не было известно даже ближайшим друзьям Пушкина — его обнаружили уже после смерти, когда начали разбирать бумаги, оставшиеся от Александра Сергеевича.
История создания «Памятника» остается загадкой до сих пор. Некоторые исследователи утверждают, что пушкинское стихотворение является подражанием аналогичных произведений, которые в изобилии создавали литераторы XVIII века (в том числе, столь ценимый Пушкиным Державин и Ломоносов).
Другие — и к этому мнению примыкало большинство друзей поэта — полагали, что написанием строчек про памятник Пушкин высмеивает собственное тяжелое положение. Несмотря на то, что признание поэт получил еще при жизни, богатства ему это не принесло, и Пушкин вынужден был постоянно закладывать и перезакладывать имущество, чтобы обеспечить средствами семью. «Нерукотворный» в данном случае — не восхваление себя, а тонкая ирония.
Есть и третий вариант: предполагается, что поэту каким-то образом удалось предчувствовать собственную скорую гибель, и стихотворением он подвел черту под своим творческим наследием и яркой литературной жизнью.
История создания
Это произведение, с одной стороны, перекликается с “Памятником” Гавриила Державина, с другой – является ответом на стихотворение, написанное Дельвигом, другом Пушкина еще со времен лицея. Спустя год после его написания поэт умрет от раны, полученной на дуэли с Дантесом, так что его называют духовным завещанием “солнца русской поэзии”. Считается, что он предчувствовал гибель и знал, что этот момент наступит скоро, так что изложил свои взгляды на поэзию, какими они были на тот момент.
При жизни Пушкина стихотворение так и не было опубликовано – оно увидело свет только в 1841 году, отредактированное Василием Жуковским. Напечатали его не в журнале, а в сборнике стихов – первом, изданном уже после гибели поэта.
Тема
Главная проблема, которую поставил поэт – это роль творца и поэзии в общественной жизни, то, как слово влияет на людей и вытекающая из этого ответственность поэта. Пушкин считал, что творец должен быть гражданином, потому что он может и должен изменять мир к лучшему.
Лирический герой этого произведения – поэт, который с самого начала стоит не только над окружающими его людьми, но и над самим временем, он бессмертен благодаря душе, заключенной в “заветной лире”. Пушкин рассказывает, что даже после смерти все будут помнить его, и его стихи, а в конце дает наставление всем, кто решил связать свою жизнь с изменчивой музой: нужно быть послушным только богу, одинаково равнодушно принимать как хвалу, так и клевету, а также не оспаривать глупых людей.
Очень важная строка – “обиды не страшась, не требуя венца”, которая учит поэта не обращать внимания на неприязнь и, что самое важное – не требовать признания своих заслуг. Стихотворение я памятник себе воздвиг нерукотворный Пушкин написал за пару недель до своей погибели.
Такова основная идея произведения, тема которого – предназначение поэта.
Композиция
Мысль в стихотворении логично развивается от первой до последней строфы, причем для дополнительного выделения последней строки в строфе Пушкин использовал интересный прием: первые три строки в строфе написаны трехстопным ямбом, четвертая же – четырехстопным.
Сначала поэт говорит о том, что творец – выше своего времени, потом мысль переходит на его назначение – пробуждение добра в людях, восславление свободы, проявление милосердия. Завершающая, пятая строфа, наставляет “музу”, то есть тех, кого она посещает, быть равнодушными к земному признанию или хуже, слушаясь только бога.
Жанр
Стихотворение Пушкина памятник — это ода, наполненная торжественностью и высоким пафосом, что еще больше подчеркивается использованием разнообразных славянизмов. Поэт-гражданин произносит свою торжественную речь, демонстрируя твердую творческую и человеческую позицию, поэтому такой жанр подходит лучше всего.
Вариант 2
Черновик стихотворения был обнаружен Жуковским уже после смерти Пушкина. Оно датируется 1836 г. Впервые было опубликовано в посмертном издании произведений поэта (1841 г.).
Стихотворение Памятник положило начало продолжающимся до сих пор спорам. Первый вопрос касается источника, вдохновившего Пушкина. Многие считали произведение простым подражанием многочисленным одам русских поэтов на тему памятника. Более распространена версия о том, что Пушкин взял основные идеи из оды Горация, откуда и взят эпиграф к стихотворению.
Более серьезным камнем преткновения стали смысл и значение произведения. Прижизненное восхваление своих заслуг, убежденность автора в своей будущей славе вызывали нарекания и недоумение. В глазах современников это, как минимум, представлялось чрезмерным самомнением и дерзостью. Даже те, кто признавал огромные заслуги поэта перед русской литературой, не могли потерпеть подобной наглости.
Пушкин сравнивает свою славу с «нерукотворным памятником», который превышает «Александрийский столп» (памятник Александру I). Более того, поэт утверждает, что его душа будет существовать вечно, а творчество распространится по всей многонациональной России. Произойдет это потому, что на протяжении всей жизни автор нес людям идеи добра и справедливости. Он всегда защищал свободу и «милость к падшим призывал» (вероятно, к декабристам). После таких заявлений Пушкин еще и бросает упрек тем, кто не понимает ценность его творчества («не оспоривай глупца»).
Оправдывая поэта, некоторые исследователи заявляли, что стих является тонкой сатирой автора над самим собой. Его утверждения считали шуткой над своим непростым положением в высшем обществе.
Спустя почти два столетия произведение можно оценить по достоинству. Годы показали гениальное предвидение поэтом своего будущего. Памятник Пушкин и его другие стихотворения известны по всему миру, переведены на большинство языков.
Поэт считается величайшим классиком русской литературы, одним из основателей современного русского языка. Высказывание «весь я не умру» полностью подтвердилось. Имя Пушкина живет не только в его произведениях, но и в бесчисленных улицах, площадях, проспектах и во многом другом. Поэт стал одним из символов России. Стихотворение «Я памятник воздвиг себе нерукотворный» — заслуженное признание поэта, не дождавшегося этого от современников.