О чем стих пушкина погасло дневное светило
Краткий анализ стихотворения «Погасло дневное светило…» по плану
1. История создания
Стихотворение «Погасло дневное светило….» было написано в 1820 году, в период южной ссылки.
18 августа друзья взяли Пушкина в морское путешествие по Крыму. Во время плавания, на борту корабля, и было создано это произведение.
В нём поэт размышляет о превратностях судьбы, разлучившей его с милыми сердцу людьми, о воспоминаниях любви и рано ушедшей юношеской беззаботности.
2. Литературное направление
Стихотворение выдержано в духе романтизма. На это прямо указывает подзаголовок «Подражание Байрону».
Герой-романтик, образ моря как проявление слепой стихийной воли, поэтика вечного странствия, конфликт человека и общества – все эти отличительные признаки романтического произведения явно присутствуют в тексте.
3. Род
Данное произведение принадлежит к лирическому роду.
4. Жанр
По жанру оно представляет собой элегию.
Мотивы расставания с близкими, печали, робости перед будущим подчёркивают элегический характер размышлений героя.
5. Проблематика
Основная проблема, затронутая в произведении, — человек и воля судьбы.
Противопоставляя лирического героя мятежной морской стихии, Пушкин подчёркивает одиночество героя, делающее его уязвимым и одновременно сильным.
6. Тематика
Автор затрагивает такие привычные для поэтов-романтиков темы, как:
7. Идея
Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.
Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.
Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.
8. Пафос
Пафос стихотворения – жизнеутверждение, побеждающее трудности.
Каким бы туманным ни казался путь во мгле, нужно смело плыть вперёд, рассекая килем мятежные волны. Жизнь – бесконечное движение, и пока шумит парус, есть смысл стремиться к новым горизонтам.
9. Система образов
Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.
«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.
А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.
Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем стихотворения является лирический герой (сам автор).
Он отправляется в плавание по житейскому морю и вспоминает тех, кто был ему дорог, а также тех, с кем расстался без сожаления.
Ситуация странствия обостряет тоску по первым и лёгкость прощания со вторыми. Герой яснее сознаёт истинные жизненные ценности.
11. Лирический герой
Лирический герой стихотворения – странник. Одновременно он является и кормчим, ведь ветрило ему послушно.
Поэт не желает быть праздным пассажиром на корабле – он сам намерен вести своё судно сквозь туман.
12. Сюжет
Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.
В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.
Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.
Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.
Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения делится на три части.
Композиционная структура полностью подчинена авторскому замыслу.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворение написано разностопным ямбом.
Женские и мужские рифмы чередуются.
Используется перекрёстный (АВАВ) и параллельный (ААВВ) способ рифмовки.
15. Художественное своеобразие произведения
С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.
Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.
Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.
Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).
Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.
Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.
16. Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.
Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.
Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.
17. Значение произведения
Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.
Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.
«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.
18. Актуальность
Состояние выбора, одно из самых трудных для каждого человека, присутствует в нашей жизни повсеместно.
Актуальность пушкинского стихотворения заключена в самом обращении к теме духовного распутья. Каким бы трудным ни казался выбор, нужно оставить заблуждения прошлого и жить, сохраняя в сердце память о тех, кто действительно дорог.
19. Моё отношение
Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».
Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.
Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.
Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
20. Чему учит
Стихотворение «Погасло дневное светило» учит стойкости и терпению.
Жизненные трудности неизбежны, сожаления о прошлом, сомнения и утраты – тоже. Важно сохранить веру в близость заветных берегов и уверенно идти к ним сквозь житейский туман.
Человек не должен пасовать перед трудностями, как бы горько и одиноко ему ни было.
Анализ стихотворения «Погасло дневное светило» (А. С. Пушкин)
Автор: Guru · 18.08.2018
Знакомая многим элегия Пушкина «Погасло дневное светило» открывает цикл крымских элегий, в который также вошли «Редеет облаков летучая гряда…» «Кто видел край, где роскошью природы…», «Простишь ли мне ревнивые мечты» и так далее. Кроме того она является отправной точкой романтического периода в творчестве поэта.
История создания
В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.
Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».
Жанр, направление и размер
Стихотворение «Погасло дневное светило» — философская элегия. Оно представляет собой грустные размышления лирического героя о прощании с родными берегами, с рано ушедшей молодостью, с любимыми друзьями.
Элегия излюбленный жанр поэтов-романтиков, в том числе и Байрона, творчество которого Пушкин очень любил. Александр Сергеевич даже пишет в подзаголовке: «Подражание Байрону». Таким образом, «Погасло дневное светило» — образец романтической лирики.
Стихотворение «Погасло дневное светило» зиждется на разностопном ямбе с перекрестной рифмой.
Композиция
Благодаря рефрену (повтору) элегия условно делится на три части.
Образы и символы
Основным образом элегии является корабль, несущий лирического героя к новым берегам. Сам корабль является символом новых устремлений героя к неведомому и побег от прошлого. Второй яркий образ – угрюмый океан, который может рассматриваться как символ грусти, мучающей героя, или же поток неприятных событий, окружающих его.
Оба эти образа передают атмосферу грусти, тоски и тревоги, которыми поглощен лирический герой, и в то же время, образ корабля, несущего героя к новым берегам, дает надежду на что-то новое, что-то лучшее, что ожидает его впереди.
Состояние лирического героя столь же неоднозначно, как и окружающий его пейзаж. Он томим тоской и ностальгией, но в то же время вера в лучшее будущее его не покидает.
Темы и настроение
Стихотворение представляет собой философские рассуждения лирического героя, покинувшего родные края и мчащегося навстречу новым берегам, а также связанные с этими рассуждениями чувства. Значит, основная тема – это изгнание, которое уносит человека в неизвестность и отрывает его от родного очага.
Конечно, Пушкин пишет о герое, который сам бежит от старых тревог к чему-то новому, но все же тоскует по родине и боится неожиданных перемен. Однако, упоминание добровольного побега героя – это, скорее, дань романтической традиции, сам же Пушкин был изгнанником, сосланным за вольнодумство. Он плыл не по «угрюмому океану», а по спокойному Черному морю, но плыл он к незнакомым землям и к неизвестному будущему. Оба этих образа служат созданию все той же романтической атмосферы. У читателя создается печальное, но в то же время мечтательное настроение. Вдруг там, за горизонтом, человека ожидают перемены к лучшему?
Соответственно, мы видим и тему надежды. Герой верит, что будущее еще может вознаградить его за разлуку с родным домом. Быть может, судьба будет поласковее с ним в новой стороне.
Кроме того, ощущается тема привязанности к родному дому. Дом – это не место, это храм воспоминаний, где мы всегда находим тайный уголок для серьезных дум. Уют родного края ничем не заменить, потому что прошлое неисправимо. То, что человек родом откуда-то, уже не исправить, и к лучшему, ведь каждый из нас должен иметь свою тихую гавань для ностальгии. Даже несмотря на то, что герой был обманут и покинут в отчизне, чувствуется, что всегда будет помнить о ней.
Основная идея
Смысл стихотворения выражается в последних строках перед рефреном. Лирический герой понимает, что его жизнь необратимо изменилась, но он готов принять и неизвестность будущего, и свое прошлое. При этом его любовь, которую он оставил позади, не может быть забыта, так как она не подвластна времени и обстоятельствам.
Главная мысль стихотворения указывает на необходимость принятия своей судьбы. Поэт повидал на своем веку много несправедливости, бед и разочарований, но это не мешает ему с улыбкой смотреть в будущее, с норовом препираться с бушующей стихией. Он еще готов побороться за свое счастье. При этом он отдает себе отчет в том, что с ним произошло, принимает это, извлекает необходимые уроки и идет дальше, не зацикливаясь на зле. Да, раны не излечены, но и измен с обидами он не припоминает.
Средства художественной выразительности
В стихотворении Пушкин использует сочетание простой и ясной речи и возвышенного слога. Возвышенный слог выражается в частом использовании старославянизмов (например, ветрило, упоенный, брега) и перифраза (например, дневное светило вместо солнца). Возвышенный слог служит созданию и углублению романтической атмосферы, но, при условии его наличия, элегия все же проста для понимания, благодаря умению поэта грамотно сочетать обыденную речь и архаизмы.
Пушкин использует множество метафор, служащих для создания атмосферы: угрюмый океан, знакомая мечта, потерянная младость и так далее. Эпитеты автор тоже не обошел стороной: радость у него легкокрылая, заблуждения его порочны, а моря обманчивы.
Стихотворение и анализ «Погасло дневное светило…»
Погасло дневное светило;
На море синее вечерний пал туман.
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Я вижу берег отдаленный,
Земли полуденной волшебные края;
С волненьем и тоской туда стремлюся я,
И чувствую: в очах родились слезы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И все, чем я страдал, и все, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Лети, корабль, неси меня к пределам дальным
По грозной прихоти обманчивых морей,
Но только не к брегам печальным
Туманной родины моей,
Страны, где пламенем страстей
Впервые чувства разгорались,
Где музы нежные мне тайно улыбались,
Где рано в бурях отцвела
Моя потерянная младость,
Где легкокрылая мне изменила радость
И сердце хладное страданью предала.
Искатель новых впечатлений,
Я вас бежал, отечески края;
Я вас бежал, питомцы наслаждений,
Минутной младости минутные друзья;
И вы, наперсницы порочных заблуждений,
Которым без любви я жертвовал собой,
Покоем, славою, свободой и душой,
И вы забыты мной, изменницы младые,
Подруги тайные моей весны златыя,
И вы забыты мной… Но прежних сердца ран,
Глубоких ран любви, ничто не излечило…
Шуми, шуми послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан…
Краткое содержание
Основная тема стихотворения «Погасло дневное светило», опубликованного в «Сыне Отечества» в 1820 году, – побег романтического героя в неизвестность. Путь персонажа пролегает через воды Черного моря но, несмотря на то, что путешествие проходит при спокойной погоде, автор намеренно сгущает краски, придавая морю угрюмый образ разбушевавшегося океана.
Картина художника М. Козлова
Завершиться путь героя должен у чужих берегов, где его ожидает неизвестность. Все это создает атмосферу грусти и таинственности, что характерно для жанра романтической элегии.
Основной мотив стихотворения – прощание с беспечной юностью, с Петербургом. Тоска о прошлом не позволяет герою забыть дорогие его памяти времена. Несмотря на то, что родина оттолкнула от себя молодого человека, она навсегда останется в его сердце. Потому что она и есть та самая гавань, где человек может предаться раздумьям, то тихое, спокойное место, которое называется домом.
Анализ
История создания
Вольнолюбивая поэзия А.С. Пушкина оказалась не по нраву императору Александру I, за что поэт был приговорен к изгнанию. Благодаря друзьям, сибирская ссылка была заменена отправкой поэта на юг России, в Кишинев.
Спустя какое-то время Пушкин простужается и заболевает, и его друг Николай Раевский предлагает поэту для скорейшего выздоровления совершить морское путешествие на Кавказ и в Крым. В середине августа 1820 года они отправляются в Гурзуф. Пушкин тогда впервые увидел море, и это ночное путешествие произвело на него столь сильное впечатление, что вдохновило на написание элегии. Так появилось на свет стихотворение «Погасло дневное светило».
Композиция произведения
Метод двустрочного рефрена, позволил Пушкину поделить произведение на три части.
В первой, самой короткой, поэт рисует картину моря, на которое «пал туман». Эту часть можно назвать предварением к основной лирической теме произведения, она как бы настраивает читателя на дальнейшее романтическое повествование.
Вторая часть посвящена раздумьям о покинутой родине, воспоминаниям о прошлом, которое осталось на далеких, милых сердцу берегах. В этой же части звучит надежда на счастливое будущее.
Третья часть посвящена покинутой родине. Герой вспоминает о том времени, когда его «впервые чувства разгорались» и осознает, что воспоминания минувших дней, волнения и «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты».
Жанр произведения
Стихотворение представляет собой классический образец романтической элегии. Пушкина всегда увлекали произведения английского поэта-романтика Байрона, поэтому «Погасло дневное светило» можно назвать прямым ему подражанием. Исследователями было отмечено и сходство в характере героев в произведениях обоих поэтов. Отличием от Байроновской поэзии является более ярко переданный Пушкиным эмоциональный фон.
Размер и средства художественной выразительности
Стихотворение написано разностопным ямбом, который позволяет проследить динамику мыслей поэта. Благодаря чередованию мужской и женской рифмы, создается ощущение обычной разговорной речи. Использование архаизмов, таких как «младость», «очи», «брега», «ветрило» в сочетании с простыми и понятными словами делает стихотворение идеально сбалансированным по меркам художественной выразительности.
Пушкин использует изящные метафоры: «мечта летает», «младость отцвела» и яркие эпитеты, отражающие внутренний настрой автора: «весна златыя», «вечерний туман», «легкокрылая радость», «берег отдаленный», «угрюмый океан», «томительный обман».
Использованные аллитерации («р», «с», «з, «ш») позволяют читателю услышать шум морских волн, скрип мачты, свистящие порывы ветра.
Завершению полноценного образа служат рефрены, повторяющиеся в начале каждой части стихотворения:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан.
Оживлению текста и приданию ему динамики служат олицетворения: «волнуйся, океан», «мне изменила радость», «шуми, ветрило» и другие. Их использование помогает глубже прочувствовать конфликт молодого героя и сложившихся обстоятельств.
Проблематика и основная идея произведения
Смысл всего произведения можно увидеть в его последних строках. Герой приходит к осознанию того, что он бессилен что-либо изменить. В то же время, он переполнен готовностью встретить лицом к лицу все тяготы и неожиданности, уготованные судьбой.
Главной идеей является то, что человек в течение всей жизни «путешествует» между прошлым и будущим. Его преследуют воспоминания о том, что безвозвратно утеряно и страшат смутные очертания будущего. Корабль, плывущий в туманных сумерках, несет героя по волнам его еще неясной будущей жизни.
Нелегко и с чувством горечи герой избавляется от прошлых заблуждений, ощущая приближение новой жизни, и приветствуя ее приход. «Угрюмый океан» разочарований не должен стать препятствием для того, кто решает отправиться «к пределам дальним». В жизни не всегда удается избежать тяжелых испытаний и, если, понять и принять это – можно смело двигаться вперед.
Анализ стиха А. С. Пушкина «Погасло дневное светило»
Основная идея стихотворения состоит в том, что человек всю жизнь находится в странствии между прошлым и будущим. Его томят воспоминания о том, что уже потеряно, и пугают неясные образы будущего.
Корабль, несущий поэта по волнующемуся житейскому морю, плывёт в туманных сумерках, и путь его ещё не ясен.
Не без горечи, с большим трудом, но всё же лирический герой оставляет заблуждения прошлого. Он чувствует, что для него начинается новая жизнь, не похожая на жизнь обычных людей, и приветствует её приход.
Система образов
Содержание произведения задают образы бушующего моря и отважного корабля, которые несут в себе семантику переменчивой, полной сложностей жизни и веры человека в собственные силы.
«Ветрило», к которому обращается поэт, — это парус. Он назван «послушным». Значит, лирический герой уверенно правит судном.
А вот морская стихия изначально ему неподвластна, но и её можно преодолеть.
Пространство стихотворения разделено на две плоскости: высшую (ту, где погасло солнце — «дневное светило» — и где трепещет парус) и низшую («волнуйся подо мной»). Такой «расстановкой» образов поэт стремится показать своё превосходство над трудностями. Его не пугают волны, он призывает ветер перемен сильнее дуть в его паруса.
История создания
В 1820 году Пушкин за излишне вольнодумные стихотворения был приговорен к ссылке в Сибирь. Но, благодаря его друзьям, наказание смягчили, и, вместо северного плена, поэта перевели на юг в кишиневскую канцелярию.
Немногим позже Пушкин тяжело заболевает, и его друзья Раевские забирают его с собой в путешествие на Кавказ и в Крым, чтобы ускорить выздоровление поэта. 18 августа 1820 года они отбывают в Гурзуф на корабле. Во время этого плавания автор и пишет элегию «Погасло дневное светило».
Сюжет
Сюжет произведения описывает путь одинокого корабля по бушующему морю.
В первой части говорится о том, что волны несут героя к новым желанным берегам, которые волнуют его прелестью молодой мечты, вызывая воспоминания о лучших годах жизни.
Вторая часть содержит в себе сожаление о том, что берега дорогой сердцу поэта родины теперь от него далеко и он не найдёт в родной стране приюта и понимания.
Третья часть посвящена теме забвения. Поэт говорит, что забыл обольщения молодости, и они больше не волнуют его, но внезапно признаётся, что раны сердца болят от этого не меньше.
Значит, тоска по родине томит его по-прежнему. Несмотря на это, он будет плыть дальше, туда, куда несут его волны судьбы.
Художественное своеобразие произведения
С помощью ассонансов с «у» и «ы» поэт передаёт ощущение бури.
Аллитерации с «р», «с», «з, «ш» напоминают свист ветра, скрип корабельных мачт, хлёсткий шум накатывающих волн.
Как в лермонтовском «Парусе», где мачта «гнётся и скрипит», корабль под креном преодолевает мятежный морской простор, и музыка внутреннего смятения блестяще передана Пушкиным.
Синтаксическим средством создания образа являются рефрены, которые повторяются в начале каждой из трёх частей: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Внутри строф имеются анафоры («я вспомнил», «я вас бежал», «и вы забыты»).
Высокую патетику стихотворения передают обращения и риторические восклицания, предложения с длинными рядами однородных членов.
Лексика высокого стиля с элементами архаики («ветрило» вместо «парус», «дневное светило» вместо «солнце») отсылают читателя к античному архетипу Орфея, плывущего по морю на дельфине, настраивают на высокий лад.
Стихотворение «Погасло дневное светило» – анализ по плану
Вариант 1
История создания
Молодой поэт совершил путешествие в Крым с семьей Раевских. Он произвел на него неизгладимое впечатление. Именно там Пушкин впервые увидел море, которому впоследствии посвятил немало стихотворений. Но “Погасло дневное светило” стало одним из лучших. Вот какова его история создания: поэт вместе с Раевскими плыл на корабле из Керчи в Гурзуф, это было ночное путешествие. Море было спокойным, но Пушкин, выдерживая традицию, сгущает краски, рассказывая о бушующем океане”. Стихотворение написано в августе 1820 года.
Поездка с Раевскими подарила поэту вдохновение и успокоение, но он все же продолжал чувствовать себя изгнанником – такое настроение ощущается и в созданном им стихотворении. Оплакивая рано ушедшую молодость, Пушкин грустил о жизни, которая могла бы у него быть, в то же время понимая, что все внешние обстоятельства, даже неблагоприятные, формируют его как творца.
Тема
Главная тема – невеселые размышления лирического героя, связанные с потерей возможности посещать родные края. Он – изгнанник, который тоскует за родными местами, гонимый не зависящими от него. Таков основной смысл произведения.
Композиция
Элегия разделена на три части самим поэтом – он использует для этого двустрочный рефрен.
Первая часть необходима для создания романтической обстановки, в ней есть песенные мотивы.
Вторая часть посвящена эмоциональному состоянию лирического героя, который оплакивает молодость и покинутую родину, с которой были связаны все чаяния его жизни. В то же время стих показывает его надежду на то, что волшебные южные земли помогут ему исцелиться от этой тоски.
В третьей части прошлое, с которым у лирического героя связано много воспоминаний, противопоставляется неизвестному будущему. Но в итоге он принимает свою судьбу, смиряется с жизненными обстоятельствами и принимает их.
Жанр
Определит жанр несложно. Это романтическая элегия, подражание байроновским произведениям – в молодости Пушкин был очень увлечен творчеством этого английского поэта. В то же время, в отличие от отстраненного прощания Чайлд-Гарольда (образу которого явно подражает лирический герой), эмоциональный настрой пушкинского произведения гораздо ярче.
Произведение написано разностопным ямбом с чередованием мужской и женской рифмы. Эти приемы, а также чередующаяся рифмовка (кольцевая и перекрестная) делают стихотворение более близким к обычной речи. Таким образом Пушкин показывает, что проблема, поставленная в произведении, является общечеловеческой.
В этом философском стихотворении поэт ставит проблему изгнания и, следуя романтической традиции, несколько преувеличивает ее.
Средства выразительности
Возвышенный слог, сочетающийся с ясностью и простотой мысли, делает “Погасло дневное светило” совершенным с точки зрения художественных средств. Пушкин использует в элегии следующие средства выразительности:
Эпитеты – “послушное ветрило”, “угрюмый океан”, “берег отдаленный”, “земля полуденная”, “волшебные края”, “мечта знакомая”, “брега печальные”, “туманная родина”, “потерянная младость”, “легкокрылая радость”, “сердце хладное”, “весна златая”.
Метафоры – “мечта летает”, “летает корабль”, “младость отцвела”.
Инверсии – “земля полуденная”, “туман вечерний”, “пределы дальние”.
Также поэт использует устаревшие слова, создавая таким образом возвышенный слог. Для этого используются и перифразы.
Вариант 2
История создания
Элегия написана на корабле, когда Пушкин плыл из Керчи в Гурзуф с семьёй Раевских. Это период южной ссылки Пушкина. Раевский взял с собой в путешествие заболевшего поэта, чтобы он поправил здоровье. Корабль плыл по спокойному морю августовской ночью, но Пушкин умышленно сгущает краски в элегии, описывая бушующий океан.
Литературное направление, жанр
«Погасло дневное светило» — один из лучших образцов романтической лирики Пушкина. Пушкин страстно увлекается творчеством Байрона, в подзаголовке элегию называет «Подражание Байрону». Она перекликается с некоторыми мотивами прощальной песни Чайльд-Гарольда. Но собственные впечатления и эмоции, внутренний мир лирического героя Пушкина не похожи на холодное и бесстрастное прощание с родиной Чайльд-Гарольда. Пушкин использует реминисценцию из русской народной песни: «Уж как пал туман на сине море».
Жанр стихотворения «Погасло дневное светило» — философская элегия. Лирический герой прощается с печальными берегами туманной родины. Он сетует на рано прошедшую молодость (Пушкину 21 год), на разлуку с друзьями и «изменницами младыми». Как романтик, Пушкин несколько преувеличивает собственные страдания, он разочарован тем, что обманывался в своих надеждах.
Тема, основная мысль и композиция
Тема элегии – философские печальные раздумья, связанные с вынужденным отъездом с родины. Пушкин говорит, что лирический герой «бежал», но это дань традиции романтизма. Пушкин был настоящим изгнанником.
Элегию условно можно разделить на три части. Они разделены рефреном (повтором) из двух строк: «Шуми, шуми, послушное ветрило, Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Первая часть состоит всего из двух строк. Это вступление, создание романтической обстановки. Строчки сочетают в себе торжественность (дневное светило) и песенные мотивы.
Во второй части описывается состояние лирического героя, надеющегося на счастье в волшебных южных далёких краях и плачущего об оставленной родине и обо всём, что с ней связано: любовь, страдания, желания, обманутые надежды.
В третьей части противопоставляется неизвестность будущего, которое во второй части связывается с надеждой, и печальные воспоминания о прошлом и о туманной родине. Там лирический герой впервые полюбил, стал поэтом, познал печали и страдания, там прошла его молодость. Поэт сожалеет о разлуке с друзьями и женщинами.
Итог стихотворения – всего полторы строчки, находящиеся перед рефреном. Это основная мысль стихотворения: жизнь лирического героя изменилась, но он принимает и предыдущий жизненный опыт, и будущую неизведанную жизнь. Любовь лирического героя не угасла, то есть в человеке всегда остаётся личностный стержень, неподвластный изменениям временем или обстоятельствами.
Послушное ветрило (так торжественно Пушкин называет парус) и угрюмый океан (на самом деле тихое Чёрное море) – это символы жизненных обстоятельств, от которых зависит человек, но сам повлиять на них не может. Лирический герой смиряется с неизбежным, с естественными законами природы, с течением времени и утратой молодости, принимая все эти явления, хоть и с лёгкой грустью.
Размер и рифмовка
Элегия написана разностопным ямбом. Чередуется женская и мужская рифма. Встречается перекрёстная и кольцевая рифмовка. Разностопный ямб и непостоянная рифмовка приближают повествование к живой разговорной речи, делают поэтические размышления Пушкина общечеловеческими.
Тропы и образы
В элегии сочетается ясность и простота мысли и возвышенный слог, которого Пушкин добивается употреблением устаревших слов, старославянизмов: ветрило, пределы, брега, младость, хладное, наперсницы, златыя.
Возвышенный слог создают перифразы: дневное светило (солнце), наперсницы порочных заблуждений, питомцы наслаждений.
Эпитеты у Пушкина точные и ёмкие, много метафорических эпитетов: послушное ветрило, угрюмый океан, берег отдаленный, земля полуденная, волшебные края, мечта знакомая, брега печальные, туманная родина, потерянная младость, легкокрылая радость, сердце хладное, весна златая.
Традиционные эпитеты в сочетании с оригинальными делают речь приближённой к народной: море синее, туман вечерний, безумная любовь, пределы дальние. Такие эпитеты часто в положении инверсии.
Встречаются метафоры, придающие повествованию живость: мечта летает, летает корабль, младость отцвела.
Вариант 3
В своих стихотворениях Александр Сергеевич нередко критиковал царскую власть. Из-за этого поэт в 1820 году был отправлен в южную ссылку. Его стихотворение “Погасло дневное светило”, анализ которого представлен ниже, пронизано тоской о родных краях.
История создания
Анализ “Погасло дневное светило” нужно начинать с небольшого описания истории написания этого стихотворения. Поэт плыл на корабле из Керчи в Гурзуф в компании семейства Раевских. В то время Пушкин уже был отправлен в южную ссылку. Раевский взял с собой Александра Сергеевича, чтобы он поправил свое здоровье (в момент их встречи поэт заболел). И на палубе корабля было написано это стихотворение. Во время плавания море было спокойным, но поэт специально сгустил краски, чтобы возникла картина надвигающейся бури.
Жанр стихотворения
В анализе “Погасло дневное светило” нужно определить жанр и литературное направление произведения. Это стихотворение относится к лирике, написанной в лучших традициях романтизма. В тот период Пушкин находился под впечатлением от творчества Байрона. Это произведение было написано в подражание Байрону, о чем стоит рассказать в анализе “Погасло дневное светило”.
Можно найти некоторое сходство с его творчеством, но личные переживания и эмоциональность Александра Сергеевича сильно отличаются от байроновского холодного и бесстрастного героя Чайльд-Гарольда. Творение Пушкина следует отнести к жанру философской элегии. Герой прощается с родными краями, местами, где он провел беззаботную молодость. Он находится во власти тоски и печали. Будучи поклонником романтизма, поэт несколько приукрасил свои переживания.
Тема и композиция элегии
Основная тема произведения — это философские размышления героя об изгнании, его тоска о молодых летах. Поэт в своем стихотворении написал, что герой “убежал” из столь милых его сердцу краев. На самом деле поэт вовсе не сбегал, а попав в немилость императора, был отправлен в ссылку. Но бегство героя — это отголосок течения романтизма. Произведение можно условно поделить на три части, о чем нужно рассказать в анализе стиха “Погасло дневное светило”.
Они разделены повтором про шум паруса и морское течение. Первая часть является вступлением, лирической зарисовкой образа героя. Эти строки отличаются торжественностью и напевностью. В следующей части раскрывается внутренний мир героя, его переживания и мысли об оставленных родных краях. В третьей же части он задумывается о том, что ждет его впереди.
И эти мысли перекликаются с его воспоминаниями о прошлом, его отечестве. Герой вспоминает, как он впервые полюбил, как страдал, как проводил молодые годы. Пушкин печалится о том, что ему пришлось расстаться со своими близкими. Главная мысль этих философских размышлений — это осознание и принятие своего прошлого и неизвестность будущего. Любовные порывы не исчезли в душе героя, они являются его стержнем, основой, который не может поколебать никакая ссылка.
Размер и способ рифмования
Далее по плану анализа “Погасло дневное светило” определение стихотворного размера и способ рифмования. Философские размышления написаны разностопным ямбом. Способ рифмования — чередование мужской и женской рифм. Это придает элегии Пушкина живость и делает ее приближенной к доверительной беседе.
Художественные средства выразительности
В анализе стихотворения “Погасло дневное светило” по плану следующий пункт — это литературные тропы. В элегии сочетается простота мысли и возвышенность слога, который получается благодаря использованию поэтом устаревших слов (ветрило, младость) и перифразам.
Это стихотворение насыщено эпитетами, в особенности метафоричными, что делает его строки музыкальными и напевными. Сочетание привычных читателю эпитетов и взятых из русского фольклора приближают стихотворную речь к народной. Также поэт использовал метафоры, которые добавили живости языку.
Несмотря на восхищение от морского пейзажа, Пушкин изображает морскую стихию как равнодушную к его страданиям, а в ветриле (это устаревший вариант слова парус) он видит себя. Поэт считает, что он не проявил достаточно упорства в борьбе и поэтому был вынужден покориться императорской воле и отправиться в изгнание. И во время своей ссылки он предается воспоминаниям о родных краях.
В этих преувеличенных переживаниях можно увидеть юношеский максимализм, который был свойственен поэту. Пушкин не знал, насколько долгой будет его ссылка, поэтому он смотрел на все с мрачной точки зрения. Позже Александр Сергеевич поймет, что и во время ссылки его будут окружать друзья, которые будут его поддерживать.
Эта элегия о том, что человек должен уметь принимать свое прошлое и будущее как часть жизненного опыта. Личные переживания придают строкам оттенок доверительности, возвышенности. Сочетание философии и романтизма и талант Пушкина создали одно из лучших произведений романтической лирики.
Средства художественной выразительности
В тексте стихотворения встречаются эпитеты: «угрюмый океан», «волшебные края», «по грозной прихоти», «томительный обман», «легкокрылая радость», с помощью которых поэт описывает состояние лирического героя.
Олицетворения («пал туман», «шуми, ветрило», «волнуйся, океан», «душа кипит и замирает», «мечта… летает», «мне изменила радость» и другие) оживляют текст, делая его динамичным, помогают острее почувствовать конфликт героя и окружающих его неблагоприятных обстоятельств.
Метафорические образы океана как жизненного пути, ветрила – как независимости, «пределов дальних» — как будущего выходят на уровень философских символов и заставляют видеть в стихотворении пророческие аллегории.
Анализ стихотворения Пушкина «Погасло дневное светило»
Вариант 1
Эпиграммы на чиновников и самого государя императора Александра I, написанные Пушкиным, имели весьма печальные последствия для поэта. В 1820 году он был отправлен в южную ссылку, и конечным пунктом его назначения стала Бессарабия. По пути поэт останавливался не несколько дней погостить у своих друзей в различных города, включая и Феодосию. Там, наблюдая за бушующим морем, он написал стихотворение-размышление «Погасло дневное светило».
Пушкин видел море впервые в жизни и был очарован его силой, мощью и красотой. Но, пребывая далеко не в самом лучшем расположении духа, поэт наделяет его мрачными и угрюмыми чертами. Кроме этого, в стихотворении, словно рефрен, несколько раз повторяется одна и та же фраза: «Шуми, шуми, послушное вертило». Трактовать ее можно по-разному.
В первую очередь, поэт пытается показать, что морская стихия совершенно равнодушна к его душевным терзаниям, которые автор испытывает из-за вынужденной разлуки с родиной. Во-вторых, эпитет «послушное вертило» Пушкин примеряет и к самому себе, считая, что не до конца боролся за свою свободу и вынужден был покориться чужой воле, отправившись в ссылку.
Стоя на морском берегу, поэт предается воспоминаниям о своей счастливой и довольно безмятежной юности, наполненной безумной любовью, откровениями с друзьями и, что самое главное, надеждами. Теперь же все это осталось в прошлом, а будущее Пушкину видится мрачным и совершенно непривлекательным.
Мысленно он каждый раз возвращается домой, подчеркивая, что постоянно стремится туда «с волненьем и тоской». Но от заветной мечты его отделяют не только тысячи километров, но и несколько лет жизни. Еще не зная, сколь долгой будет его ссылка, Пушкин мысленно прощается со всеми радостями жизни, считая, что отныне его жизнь кончена.
Этот юношеский максимализм, все еще живущий в душе поэта, заставляет его мыслить категорически и отвергать любую возможность разрешения жизненной проблемы, с которой ему довелось столкнуться. Он похож на тонущий корабль, который штормом выбросило на чужой берег, где, как считает автор, помощи ждать просто не от кого.
Пройдет время, и поэт поймет, что даже в далекой южной ссылке его окружали верные и преданные друзья, роль которых в своей жизни ему еще предстоит переосмыслить. Пока же 20-летний поэт вычеркивает из сердца минутных друзей и возлюбленных своей юности, о.
Вариант 2
В творческом наследии Пушкина наряду с темами «поэта и поэзии», любовной и гражданской лирикой принято выделять и философскую лирику. К ней относят стихотворения, в которых поэт излагает свой взгляд на природу мироздания, на место человека в нем.
Одним из произведений, относящихся к философской лирике Пушкина, является стихотворение «Погасло дневное светило…»
По форме данное стихотворение – элегия. Это традиционный жанр романтической поэзии, грустное размышление поэта о жизни, судьбе, своем месте в мире. Тем не менее Пушкин наполняет традиционную романтическую форму совершенно новым содержанием.
Стихотворение было написано поэтом ночью на корабле по пути из Феодосии в Гурзуф. Картина опустившейся на море ночи и быстрый бег корабля навевают героя на лирического героя воспоминания о минувших днях.
Композиционно стихотворение делится на три части, отделенные друг от друга рефреном. В первой части перед нами предстает картина моря, на которое «пал туман». Это своего рода экспозиция к основной части лирического произведения.
Во второй части поэт вспоминает «прежних лет безумную любовь»; все, «чем он страдал», «желаний и надежд томительный обман».
В третьей части предстает образ покинутой родины. Поэт вспоминает время, когда его «впервые чувства разгорались»; края, где «рано в бурях отцвела» на юг, оставив позади «минутной младости минутных друзей». Поэт осознает, что воспоминания прошлых дней, волнения и даже «наперсницы порочных заблуждений» им «забыты». Однако он тут же добавляет, что «прежних сердца ран», «ран любви, ничто не излечило».
В этих последних, предваряющих рефрен словах заключен смысл, полностью меняющий элегически – романтическую тональность произведения, придающий ей философскую глубину и иное идейное наполнение. Читателю становиться ясно, что ничто из прошедшего вовсе не забыто, просто изменился сам герой. Юность миновала, наступила пора зрелости. Однако поэт не видит в этих изменениях ничего трагичного, не предъявляет претензий к миру и природе и никого не обвиняет.
И в этом его коренное отличие от романтиков. По Пушкину, и зрелость, и даже старость естественны и прекрасны, поскольку вместе с ними к человеку приходит мудрость. Умудренный опытом, человек способен объективно оценивать все происходящее вокруг – как делает это лирический герой стихотворения. Его воспоминания о прошлом светлы, его отношение к будущему спокойно.
Символами неподвластного человеку бега времени выступают присутствующие в рефрене образы «ветрила» и «океана». Авторское благословение естественному природному ходу вещей выражается в повелительном наклонении глаголов, сопровождающих эти символы.
Он призывает их и дальше производит свою вечную работу, возобновляя и поддерживая естественный уклад бытия.
Пушкин использует такие изобразительные средства, как метафоры (брега печальные; пламя страсти), эпитеты (угрюмый океан), олицетворения (родились слезы).
Вариант 3
Стихотворение «Погасло дневное светило» А.С. Пушкин написал в 1820 г., в самом начале своей ссылки на юг. За свои вольные высказывания в адрес чиновников, написание эпиграмм юный секретарь Коллегии иностранных дел был лишен должности и отправлен в г. Кишинев. По пути его здоровье и духовное состояние пошатнулось. Семья Раевских радушно предложила провести с ними некоторое время на берегу Феодосии. Здесь молодой Пушкин видит бескрайний морской простор и создает своеобразное поэтическое прощание с родными краями, молодостью.
Повторяющиеся строки (рефрены) делят стихотворение на 3 части. Первая часть самая короткая. В ней дается лиричное вступления, обрисовывающее место и время действия: сумерки, море, туманная погода. Далее автор описывает свое состояние. Пушкин только что был фактически изгнан из Санкт-Петербурга. Для него это было первое вынужденное путешествие.
На душе у него тяжело из-за прощания с «берегом отдаленным». Он с грустью и тоской вспоминает прошлые мечты и безумную любовь. Для него родина становится «волшебным краем», местом, где он любил, томился желаниями и надеждами. Его чувства противоречивы: «Душа кипит и замирает». В следующей части поэт устремляет свой взор в будущее, к новым берегам. Родные края теперь олицетворяют разочарование, печаль, отцветшую «потерянную младость».
Пушкин вспоминает минутные увлечения, «наперсниц порочных заблуждений». Он отказывается от всего. Торжественно провозглашает, что это все забыто. Но тут же, после секундного молчания, говорит, что раны на сердце остались и они никуда не делись. Невозможно просто так отказаться от прошлого, даже если оно вызывает плохие ощущения.
Элегия написана ямбом. Рифмовка встречается и кольцевая, и перекрестная. В стихотворении автор использовал устаревшие слова: «светило», «ветрило», «очи», «брега», «младость», «хладное». Также встречаются живописные метафоры: мечта летает, младость отцвела. Эпитеты, использованные в стихотворении, точные и яркие, отражающие различные ощущения автора, цвет, расстояние: синее море, вечерний туман, берег отдаленный, безумная любовь, весна златыя, легкокрылая радость.
В стихотворении отражено задумчиво-грустное настроение автора, прощающегося с родиной. Он хочет вычеркнуть из сердца старое, но у него не получается. Наше прошлое всегда остается с нами, также, как и уроки, которые мы извлекли из него. Обстоятельства меняются, они могут нам не нравиться, как в данном случае «угрюмый океан», но необходимо учиться жить в новых условиях.
Значение произведения
Значение данного стихотворения состоит в том, что оно выражает состояние внутренней раздвоенности человека, находящегося на перекрёстке жизненных дорог.
Прощаясь со своим прошлым, он ещё не знает, что ждёт его в будущем и видит перед собой океан житейских страстей. Необходимо мужество, чтобы выстоять в поединке с морской стихией.
«Угрюмый океан» разочарований и тоски не должен смущать того, кто отправляется «к пределам дальним», ведь жизнь полна испытаний, которых не избежать. Важно понять и принять это, а затем двигаться дальше.
Моё отношение
Меня впечатлили грозные морские пейзажи, описанные Пушкиным в стихотворении «Погасло дневное светило».
Воображение рисует высокие морские валы, бурю и молнию. Не каждый корабль уцелеет в подобном плавании. Можно только посочувствовать жизненным трудностям, которые описал поэт с помощью столь ярких метафор.
Ему было нелегко находиться вдали от единомышленников, от горячо любимых им Москвы и Петербурга, в 21 год не иметь возможности делать и говорить то, что хочется.
Пушкин уже чувствовал, что его судьба складывается не так, как это бывает у обычных людей, но не пытался уйти от её ударов. Меня восхищает мужество, с которым поэт принимает будущее, повторяя: «Шуми, шуми, послушное ветрило, // Волнуйся подо мной, угрюмый океан».
Краткий анализ стиха А. С. Пушкина «Погасло дневное светило»
Вариант 1
Во время южной ссылки, отправляясь в 1820 году на военном бриге в Гурзуф, А.С. Пушкин написал элегию «Погасло дневное светило…», которая ознаменовала собой новый романтический период в творчестве поэта.
Главный мотив элегии Пушкина — прощание с отрочеством и юностью, прощание с Петербургом. Лирический герой тоскует о былом, его душа не хочет забыть милые сердцу времена:
И чувствую: в очах родились слёзы вновь;
Душа кипит и замирает;
Мечта знакомая вокруг меня летает;
Я вспомнил прежних лет безумную любовь,
И всё, чем я страдал, и всё, что сердцу мило,
Желаний и надежд томительный обман…
Пафос стихотворения романтический: все мысли приходят на ум лирическому герою ночью, вдали от родных мест. Природа, окружающая поэта, также романтична: это и море ночное, и «послушное ветрило», и окутывающий водную гладь туман.
Разрыв с прошлым не лишен сожалений, но в будущее поэт хотел бы взять с собой всё самое лучшее. Земля, отдаленный берег, который кажется лирическому герою в ночном сумраке, возрождает надежду на счастье, любовь. Поэтому его не страшит ни «угрюмый океан», ни шум «послушного ветрила». Элегические мотивы произведения вызывают не томление и меланхолию, а тихую грусть, умиротворение.
Конкретно-реалистические детали переходят в обобщенно-символический план. Мечтания лирического героя не эгоистичны. Свою романтическую полноту они обретают на общенародной национальной основе: характерна связь пушкинской элегии с песнями русского фольклора. Подобно песенной традиции Пушкин трижды повторяет строки:
Шуми, шуми, послушное ветрило,
Волнуйся подо мной, угрюмый океан,
которые становятся своеобразным рефреном всего произведения. Поэт использует художественно-выразительные средства, характерные для романтического произведения: эпитеты («к брегам печальным», «к пределам дальним»), метафоры («искатель новых впечатлений», «прежних сердца ран»), олицетворения («изменила радость», «волнуйся подо мной, угрюмый океан»), А употребление пиррихиев создает спокойную, мелодичную интонацию, передающую масштабность изображённой картины, её обобщенный характер, а также напоминает медлительность, напевность русских народных песен.
Вариант 2
Произведение «Погасло дневное светило…» стало первым стихотворением нового периода пушкинского творчества и началом так называемого «крымского цикла» элегий. В этот цикл также входят стихотворения «Редеет облаков летучая гряда…», «Кто видел край, где роскошью природы…», «Мой друг, забыты мной следы минувших лет…», «Простишь ли мне ревнивые мечты…», «Ненастный день потух; ненастной ночи мгла…». Жанр — романтическая элегия.
Композиция. Стихотворение можно условно разделить на две части. В первой все мысли и чувства лирического героя устремлены к «отдаленному берегу», цели путешествия. Во второй он вспоминает о покинутых «отеческих краях».
Части стихотворения противопоставлены друг другу: «отдаленный берег», к которому стремится лирический герой, представляется ему «волшебным» краем, в который он стремится «с волненьем и тоской». «Отечески края», напротив, описываются как «брега печальные», с ними связаны «желаний и надежд томительный обман», «потерянная младость», «порочные заблуждения» и т. д.
Элегия «Погасло дневное светило…» знаменует начало романтического периода в творчестве Пушкина. Здесь звучит традиционная для романтизма тема бегства романтического героя. Стихотворение содержит весь набор характерных признаков романтического мироощущения: тоскующий беглец, покинутая навсегда родина, намеки на «безумную любовь», на обман и т. д.
Следует отметить предельную романтичность пушкинских образов. Герой находится не просто на границе стихий (между океаном, небом и землей), а на границе дня и ночи; а также между «безумной любовью прежних лет» и «дальними пределами». Все доведено до предела: не море, а «угрюмый океан», не просто берег, а горы, не просто ветер, а и ветер, и туман одновременно.
Вариант 3
Стихотворение А. С. Пушкина “Погасло дневное светило” написано в 1820 году ночью на корабле во время плавания автора из Феодосии в Гурзуф. Стихотворение наполнено философским смыслом, оно написано в форме элегии, традиционном стиле для романтической поэзии.
Произведение состоит из трех частей, которые разделены рефреном. Ночное море, шум волн и бег корабля навевают грустные мысли на героя.
В первой части стихотворения лирический герой описывает нам красоты моря, на которое опустилась ночь – это композиция всего стихотворения.
Во второй части автор рассказывает о своем прошлом, вспоминает свои бурные годы молодости, людей, которые были в его жизни.
Третья часть стихотворения – это образ родины, которую он покидает. Края, в которых он любил и страдал, давно забыты, однако не забыты раны, что причинили они сердцу. И это утверждение меняет весь тон стихотворения: из грустного и романтического оно превращается в философское.
Читатель понимает, что ничего героем не забыто, просто он изменился, он повзрослел, стал степенней и мудрей. С высоты своего возраста лирический герой уже по-иному воспринимает все произошедшее с ним в прошлом.
Молодость уступила место зрелости, однако герой не оплакивает свои молодые годы, он не грустит о них. Пушкин относится к тем людям, которые воспринимают зрелость и старость как естественные процессы и радуются этому.
Ведь вместе с ними приходит мудрость, опыт, знания. Он никого не винит и не о чем не жалеет и этим отличается от поэтов-романтиков. Как человек мудрый, лирический герой со светлыми мыслями смотрит в будущее и объективно оценивает настоящее и прошлое.
В рефрене поэт обращается к образам океана и ветра как силам природы, он призывает их и дальше вершить свои дела, таким образом, лирический герой утверждает вечность природы, ее непрерывность и красоту.
Человек рождается, становится зрелым, стареет и умирает – все это нужно воспринимать как данность, ведь в этом и есть вся сила бытия, преемственность жизни, а за печаль и горечь нужно быть благодарными судьбе, ведь они – неотъемлемый атрибут реальной жизни.