О чем стих одиночество

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Одиночество» по плану

1. История создания

Стихотворение «Монолог» написано в 1830 году, когда М.Ю. Лермонтов уже познакомился с творчеством Байрона.

Ему близок тип лирического героя — изгоя. Порой поэт ощущал себя таковым.

2. Литературное направление

Стихотворение было написано в духе романтизма.

3. Род

По роду произведение относится к лирике.

4. Жанр

Жанр произведения – элегия.

5. Проблематика

В очередной раз Лермонтов поднимает проблему лишнего человека.

Поэт сетует на то, что его окружение нуждается в нем и готово разделить с ним радостные минуты. Однако разделить с ним печаль высший свет не желает.

Поэт говорит о потребительском отношении со стороны окружающих. Когда у тебя всё хорошо, все рядом, но стоит появиться проблемам, даже друзья куда-то исчезают.

6. Тематика

Главная тема произведения – одиночество. Лермонтов как узник этого состояния.

Жизнь подобна тюремному заключению, потому очень сложно встретить родственную душу, с которой можно познать не только радость, но печаль тоже.

7. Идея

В стихотворении Лермонтов протестует против «оков» — внутренней и внешней тюрьмы. Поэт противопоставляет свою личность миру и обществу.

8. Пафос

Поэт пишет, что он чувствует себя одиноким и никому не нужным. Он говорит, что тяжело жить в одиночестве, тяжело на себе нести жизненные тяготы.

В свои 16 лет поэт думает о смерти, считая, что когда он умрет, то все будут счастливы. Удивительно, что у столь юного человека такие мрачные мысли.

9. Система образов

В стихотворении два образа: образ царя воздушного и гроба.

С образом царя воздушного поэт отождествляет себя. Лермонтов ставит себя в центр мира. Говорит о себе и своём понимании действительности, роли в обществе и жизни. В тоже время, его гнетет такое положение. Будучи царём, то есть центральной фигурой, он чужой среди своих.

10. Центральные персонажи

Центральный персонаж здесь один. Это поэт.

Когда Лермонтов создавал произведение, ему было 16 лет. В этот период он переживал личную драму. Конфликт между отцом и бабушкой достигал своего предела.

То, что творилось на душе поэта описано в стихотворении. Мотив горечи, разочарования и скорой смерти — всё это неожиданно для молодого юноши 16 лет.

11. Лирический герой

М. Ю. Лермонтов в образе лирического героя выражает свои думы. Мысли эти весьма печальны, равно как и эмоциональное состояние героя.

Жизнь его лишена радости, повсюду преследует тоска и одиночество, недопонимания со стороны посторонних. Поэт приходит к заключению о том, что жизнь его исчерпала себя. Унылый фон рисуют такие слова, как «страшно, одиночество, страданья, судьба, гроб, смерть».

12. Сюжет

Стихотворение не имеет сюжета. Основу составляют личные переживания поэта. В поэтическом тексте выражены все бытийные конфликты, которые чем-то схожи с творчеством Байрона.

13. Композиция

Композиция стихотворения кольцевая. Структура стихотворения состоит из 4 частей.

Первая часть начинается с рассуждения о нравственности. Здесь сосредоточена основная мысль поэтического текста. Она заключается не только в том, что поникший человек никому не нужен. Поэт хотел показать каково это: оставаться наедине со своей грустью лицом к лицу. Одиночество заставляет человека испытывать нечто невообразимое и уникальное.

Вторая строфа посвящена авторскому «я». Поэт сравнивает себя с царём воздушным. Находясь в центре событий, он понимает что все «воздушные замки» — мечты, которые он рисует, невыполнимы.

Последние две части — это финал стихотворения. Поэт возвращается к тому, с чего начал свои размышления — мотиву одиночества. Эта мысль усиливается за счет контраста: Лермонтов делает вывод, что никто смерти ему не желает, а радоваться они будут оттого, что живы.

14. Художественное своеобразие произведения

Из художественных приёмов поэт использует синтаксический параллелизм «и вижу…, как уходят…», «И вновь приходят…», «и вижу гроб…», «и будут веселиться…».

За счёт этого достигается ощущение монотонности жизни. Никакие перемены в укладке жизни поэта не происходят. Такой обстановка скорее всего будет и после его смерти.

Также стоит отметить ряд оборотов. «Никто не покрутится» — никто не позаботится, не попытается нарушить ход событий и предотвратить фатальный исход, утешить. Оборот «медлить над землей» – подчеркивает идею о том, что нет смысла дальше продлевать земное существование.

15. Размер, рифма, строфика

Стихотворение состоит из четырех строф в каждой по 4 строки.

Размер стихотворения — четырехстопный ямб.

Лермонтов при создании стихотворения использовал перекрестную рифмовку (АБАБ).

16. Средства художественной выразительности

Психологическое состояние лирического героя в момент наивысшего одиночества достигается благодаря средствам художественной выразительности. Данный стихотворный текст богат и разнообразен метафорами, сравнениями, эпитетами и т. д.

Инверсия в словах «жизни сей», «нам в одиночестве влачить (переносить, терпеть)», «грусть делить», «один я здесь» выделяет ключевые слова в каждой фразе.

Метафоры: «жизни оковы», «страданья в сердце стеснены» передают графическое изображение явлений.

Антонимы — «веселье – грусть», «смерть – рождение», «все готовы – никто не хочет», «уходят – приходят» рисуют статичность. Какие бы перемены не происходили, ничто не может отразиться на судьбе, настроении поэта.

По словам Лермонтова его чувства ничего не значат для других людей. Это показано в сравнениях: «я, как царь воздушный (невидимый, бесплотный)», «уходят, будто сны».

17. Значение

Стихотворение «Одиночество» — это психологический портрет одинокого человека. Оно позволяет понять настроения поэта.

М. Ю. Лермонтов, как и в других произведениях, акцентирует внимание на личности в процессе самопознания и развития. Произведение относится к раннему периоду творчества. В эти годы поэт пишет стихотворения в форме лирических зарисовок, отрывков из дневника под названиями «исповедь», «монолог».

Предмет изучения лирики Лермонтова — душа человека. Поскольку заглянуть в чужую душу невозможно, то поэт изливает свою.

Лирика Лермонтова — это исповедь, становление души, искренность. Эти направления стали художественными открытием для всей русской литературы.

18. Актуальность

Выразив свои личные переживания в таком печальном произведении, Лермонтов показал, насколько глубокими и серьезными могут быть переживания подростков.

Стихотворение не теряет актуальности по сей день. Многие молодые люди хотят избавиться от чувства одиночества, грусти и стать счастливыми.

19. Мое отношение

Читая произведения Михаила Юрьевича, возникает впечатление, что поэт рано повзрослел. Юношей он пишет глубоко философские стихотворения, размышляет о бренности бытия, как будто их писал взрослый человек, умудренный опытом.

20. Чему учит

Данное произведение учит нас не быть равнодушными к проблемам близких нам людей. Оно учит быть внимательным к судьбам тех, кто находится с нами рядом.

Источник

Анализ стихотворения Иосифа Бродского «Одиночество»

Автор: Guru · 19.05.2018

Поэзия двадцатого века — весьма неоднозначный компонент искусства той эпохи. Она окутана остросоциальными, кричащими темами, ведь писатели того времени, как правило, были загнаны в угол свободолюбия и обречены, в лучшем случае, на изгнание. К таким поэтам относился Иосиф Бродский, поэтому тема одиночества была для него особенно актуальна.

История создания

Данное произведение Бродский написал в 1959 году. На тот момент поэту было всего 19 лет. В это время он знакомится с Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Владимиром Уфляндом, Булатом Окуджавой, Сергеем Довлатовым. Он молод, но уже смотрит на мир через философские категории весьма зрелого человека. Основополагающим толчком для начала становления его как поэта, стало знакомство с творчеством Бориса Слуцкого. Бродский был заворожен глубиной его произведений. В 19 лет он неоднократно пытался устроиться в какой-либо литературный журнал, чтобы начать дарить своё творчество людям, но, увы, двери в мир массовой поэзии закрывались для него одна за другой. Тогда он впервые ощутил себя изгоем.

Он был вынужден избрать для себя вечное одиночество, ведь в 1972 году ему пришлось навсегда покинуть СССР. Он был удалён из страны, подобно больному органу, который нарушал целостную профанацию государственных верхов над народом, сознание которого было оголено для наглой лжи. Стихотворение «Одиночество» является ключевым для описания внутреннего состояния поэта. Он был поистине изолированным от внешнего мира человеком, который вычленял из своего одиночества вдохновение, питаясь им, как воздухом. Это было его духовной пищей, его убежищем от социального и политического хаоса.

Жанр, направление, размер

Типичный жанр, в котором писал Бродский — это стихотворная драма. Все его произведения пронизаны переживаниями и состояниями, которые прожил сам поэт. Это и недопонимание, отрешённость, экзистенциальный кризис, внутренний натиск и изгнание.

Направление — постмодернизм. Творчество Бродского отличается особой музыкальностью. В произведениях поэта ярко отражается черта преемственности искусства. Автор в своих стихотворениях зачастую обращается к античности. Даже размер его произведений указывает на это. Поэт для создания своих стихотворений использовал двухстопный пеон.

Образы и символы

В своём произведении для формирования конкретных, более точных ощущений, Бродский использует множество символов. Всеобъемлющим образом в его стихотворении является одиночество. Оно глобально и всепоглощающе. Одиночество для лирического героя является некой крепостью. Оно помогает ему сосредоточится на мироздании, размышлять о вечном, открывая глаза на порочность всего сущего.

Ещё одним немаловажным символом служит лестница. Её ступени — это уровни становления сознания индивида, ступая на которые, он спотыкается, двигаясь волнообразными импульсами, совершая ошибки и делая выводы. Третий ключевой символ — это перила. Они являют собой шаткую, ненадёжную опору, совесть и сознание которой далеко нечисты:

Послужат для тебя перилами,
(Хотя и не особо чистыми),
Удерживающими в равновесии
Твои хромающие истины
На этой выщербленной лестнице

Бродский, по своему восприятию, был истинным реалистом с уклоном к пессимистичности. Он воспринимал всё без иллюзий, принимая окружающее таким, какое оно есть. Поэт считал, что лучше «поклоняться данности», смирившись с неидеальностью мира.

Темы и проблемы

В произведении можно выделить несколько тем:

Смысл

Смысл стихотворения заключается в том, что жизнь — это крутая, высокая лестница, восхождение по которой происходит с трудом, особенно для юного, незрелого морально человека, с несформировавшимися идеалами, хромающими истинами и синтетическими примитивными ценностями. Он скован и ограничен данностями. Их нужно принять, ведь убожество действительности с годами приобретет романтический флёр, и люди покорятся сладостному самообману, чтобы спокойно кануть в небытие.

Лишь в старости человек становится по-настоящему счастливым, потому что происходит переоценка ценностей, осознание и принятие реальности в типичном её проявлении. Все воспоминания принимают форму того, что он хочет увидеть, чтобы не разочароваться в пройденном пути. Но, увы, время быстротечно, поэтому возможности просачиваются сквозь пальцы, и тогда уже ничего невозможно изменить.

Средства художественной выразительности

Иосиф Бродский — настоящий гений эпохи музыкальной, звучной и метричной поэзии. Его произведения наполнены различными литературными стилистическими приёмами.

Поэт использует такие эпитеты, как: «усталое сознание», «глубокие могилы», «короткие дороги», «убогие мерила», «хромающие истины», «выщербленная лестница» с целью передачи ощущения разочарования и отчаяния лирического героя. Бродский показывает через данный приём невечность и скоротечность жизни. Автор употребляет метафору «когда плюет на человечество твое ночное одиночество» с целью создания эффекта полнейшей отрешённости, которая услаждает лирического героя, вводя его в состояние абсолютной умиротворённости.

Источник

Анализ стихотворения «Одиночество» (И.А. Бунин)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 31.10.2019 · Обновлено 31.10.2019

Каждый человек хотя бы раз в жизни испытывал ощущение одиночества, оторванности от других. Невозможности быть с тем, к кому тянется душа. Это сильнейшее чувство часто становилось предметом творческого исследования русских писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам ознакомиться с анализом стихотворения И.А. Бунина «Одиночество» по плану.

История создания

Стихотворение «Одиночество» написано в 1903 году и посвящено другу писателя – художнику Нилусу Петру Александровичу. Бунин называл своего друга поэтом живописи. В стихотворении отражены чувства сразу двух людей: самого поэта и его друга.

Во время написания стихотворения Иван Алексеевич был женат на красавице греческого происхождения, девушке очень молодой, только закончившей гимназию, – Анне Николаевне Цакни. Это был первый официальный брак Бунина, за плечами оставался искренний, но тяжёлый роман с Варварой Пащенко. Анна Николаевна обладала необыкновенной красотой, и Бунин сделал предложение буквально в первые дни их знакомства. Это сказалось на отношениях супругов. Не узнав друг друга до конца, они вскоре разочаровались в браке. И в письме к своему брату Иван Алексеевич писал:

«До такой степени не понимать ‹…› моего состояния, и не относиться ко мне помягче, до такой степени внутренно не уважать моей натуры, не ставить меня ни в грош, как это делает Анна Николаевна, — это одно непоправимо, а ведь мне жить с ней век.»

Анна не могла разделить интересов писателя, между ними часто возникали разногласия и недопонимание. Это отразилось в творчестве Бунина. Он чувствует себя одиноким в этом союзе. Человек, с которым он хотел прожить век, не может развеять его одиночество.

Ещё один примечательный факт из истории создания стихотворения – время года и место его написания. Вопреки тому осеннему, навевающему грусть пейзажу, который мы видим в нём, стихотворение написано летом в Константинополе. Этот контраст подчёркивает, что даже лето не смогло изгнать из души автора настроения поздней осени.

Одиночество в творчестве Бунина явилось отражением его внутреннего духовного одиночества. Сначала вызванного материальной неустроенностью, уходом первой возлюбленной, и неудачным браком, затем постоянными скитаниями, и, наконец, эмиграцией во Францию.

Жанр, направление, размер

Композиция

Стихотворение «Одиночество» имеет необычную композицию: первая и третья строфы рисуют пейзаж, который созвучен внутреннему состоянию лирического героя. Вторая и четвёртая повествуют об отношениях главного героя и его возлюбленной, и чувствах, которые они испытывают.

Кульминационные строки соответствуют кульминации чувств героя, выраженной в окрике: «Воротись, я сроднился с тобой!». На протяжении всего стихотворения герой анализирует чувства, которые испытывал и испытывает к возлюбленной. Примечательно, что они даны в динамике.

Так, во второй строфе он говорит «стала казаться женой», а в последней – «сроднился». Герой понял, что эта женщина по-настоящему близка ему, только когда она покинула его. Это апогей чувства героя, и он выражает его в окрике с просьбой вернуться. Но сам же себя останавливает. Наивысшая точка пройдена, и теперь наступает спад – «Но для женщины прошлого нет…». Герой пережил сильное потрясение, осознал, что возлюбленная близка ему, но после этого напряжения, ему хочется почувствовать расслабление. И он убеждает самого себя, что природа женщины не позволит ей вернуться, даже если он действительно позовёт.

Образы и символы

Образ лирического героя в стихотворении «Одиночество», несомненно, символизирует творческого человека. Не важно, художник он или писатель (в стихотворении упоминается мольберт) – это человек с особым мировосприятием, тонко чувствующий. Стоит отметить, что Пётр Нилус был не только художником, но и писателем. У него есть несколько опубликованных статей и сборников. Поэтому Бунин, создавая своего героя, наделил его поэтической душой не только художника кисти, но и художника слова.

Таким образом, лирический герой «Одиночества» – человек мысли в большей степени, чем человек дела. Это доказывают и его рассуждения, и вывод, к которому он приходит. «Буду пить…», — то есть не бороться, а сдаться. Да и героиню он не пытается вернуть, но лишь ссылается на чувства всех женщин. Такой приём называется синекдоха, когда целое замещается частью. Не для конкретной женщины нет прошлого, а для абстрактной, как бы для всех сразу. И из этого делается вывод, что и для героини нет прошлого. Этого герою достаточно, он не в силах справиться с мыслями о возможном отказе, поэтому решает принять его сразу, заранее. Выносить приговор самому себе иногда легче, чем услышать его от других.

Что же до чувств самой героини, Бунин намекает нам, что она, по всей видимости, противоположность героя. Ей нужно действие. Это подтверждается строками: «Вчера ты была у меня, / Но тебе уж тоскливо со мной». Возлюбленная скучает в его обществе. Видимо, они разные люди, и героиня не в состоянии по-настоящему понять его. Одиночество героя возникает ещё в обществе той, что стала близка как жена, но он переосмыслит это позже. Также с опозданием герой поймёт и то, что, несмотря ни на что, эта женщина стала дорога ему.

Символична и природа, которая соответствует настроению героя. «Холодная пустыня воды» – знак опустошения и холода, который царит в душе главного героя. Образ следа, оставленного героиней, также очень символичен. Он расплылся, наполнился водой – время его не пощадило. То есть даже след «уходит» от героя. Он один напоминал о прошлой любви. И, конечно, образ собаки как существа, которое будет любить бескорыстно, просто так. Герой надеется, что, хотя бы любовь к собаке поможет ему избавиться от ощущения ужасающего одиночества, никому ненужности.

Темы и проблемы

Настроение стихотворения «Одиночество» пронизано грустью, ощущением тоски и одиночества. Подобно дороге, которую не видно в темноте поздней осенью, герой не может разглядеть своё будущее. Пока только дождь, мгла и ветер. Но надежда на возрождение остаётся: жизнь умерла только до Весны. Герой надеется на воскресение.

Смысл

Главная мысль стихотворения «Одиночество», вероятно, может быть сформулирована так: люди могут чувствовать себя одинокими, это чувство ужасно, но оно не должно лишать их шанса на возрождение.

Главный герой не стал по-настоящему возвращать героиню, возможно, потому, что в глубине души понимал – они действительно разные люди. Одиночество, которое он испытывает в данный момент, поглощает его душу, терзает его. С этим чувством сталкивается любой, оно абсолютно нормально. И всё же, оно не должно побеждать, в его отношениях победа одиночества над любовью неоспорима. Такова основная идея стихотворения «Одиночество»: герой одинок столько без нее, сколько с ней.

Да, герой отчаялся что-либо изменить, он собирается пить у камина, чтобы хоть ненадолго забыться. Но есть надежда, что он сможет пережить этот период и выйти из него возрождённым. Самого Бунина впоследствии судьба вознаградила вторым браком, в котором он обрёл счастье.

Средства выразительности

«Одиночество» – очень выразительное стихотворение, это достигается не только за счёт особого расположения частей и чёткой рифмы, но и за счёт изобразительных средств, то есть тропов.

Тропы в первой строфе:

Тропы второй строфы:

Тропы третьей строфы:

Тропы четвёртой строфы:

Эта часть намерена лишена излишних украшений. Присутствует синекдоха – «Но для женщины прошлого нет». Динамика чувств разрешается кульминацией: «Воротись, я сроднился с тобой!», а конечное решение, с которым остаётся главный герой, передаётся с использованием аллитерации шипящих: ж, ш, щ, з.

«Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Источник

Анализ стихотворения «Одиночество» Бунина

О чем стих одиночество. Смотреть фото О чем стих одиночество. Смотреть картинку О чем стих одиночество. Картинка про О чем стих одиночество. Фото О чем стих одиночество

Всего получено оценок: 52.

Всего получено оценок: 52.

Тема любви и разлуки – одна из ведущих в творчестве И. Бунина. Она интересно интерпретирована в одноимённом стихотворении, которое изучают в 11 классе. Произведение “Одиночество” передаёт настроение грусти, душевных переживаний, потерянной любви. Предлагаем узнать о нём больше, используя краткий анализ «Одиночество» по плану.

О чем стих одиночество. Смотреть фото О чем стих одиночество. Смотреть картинку О чем стих одиночество. Картинка про О чем стих одиночество. Фото О чем стих одиночество

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Одиночество.

История создания – произведение было написано в 1903 г., летом, когда поэт находился в Константинополе; посвящено его товарищу Петру Нилусу.

Тема стихотворения – разрыв отношений и одиночество.

Композиция – Монолог лирического героя (именно такую форму выбрал автор для раскрытия темы) можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму.

Жанр – элегия с элементами послания.

Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием, рифмовка перекрёстная АВАВ и параллельная СС.

Метафоры«пустыня воды», «жизнь до весны умерла», «идут без конца те же тучи».

Эпитеты«холодная пустыня», «ненастный день», «предвечерняя серая тьма».

История создания

История создания связана с жизнью не только И. Бунина, но и его товарища. Известно, что стихотворение посвящено Петру Нилусу, художнику, другу Ивана Алексеевича. Это объясняет, почему в первой строфе упоминается мольберт. Нилус, как и Бунин, страдал от одиночества.

Стоит также отметить, что на момент написания произведения отношения Ивана Алексеевича с его женой ухудшились. Поэт страдал от того, что супруга не разделяет его взгляды. Анна же упрекала его в чёрствости. Спустя год совместной жизни Цакни оставила супруга и уехала в Одессу. Бунин очень тяжело переживал эти события. Видимо, они отразились и в анализируемом стихотворении, которое появилось в 1903 году в Константинополе.

В стихотворении автор развивает взаимосвязанные темы любви, разлуки и одиночества. Для этого он использует пейзажные и психологические зарисовки, также лаконично воспроизводит сцену расставания. В центре стихотворения – лирический герой и его возлюбленная.

Следующий день после ухода женщины тоже оказался пасмурным. Кажется, природа плачет над разбитым сердцем. Лирический герой до последнего вглядывается во тьму, храня надежду на то, что «жена» вернется.

В последней строфе А. Бунин демонстрирует своё знание женской натуры. Его лирический герой считает, что женщины легко рвут с прошлым, бывшие возлюбленные быстро становятся для них чужими людьми. Мужчина не видит выхода из сложившейся ситуации. Его руки опускаются, поэтому единственное, что он может сделать в этот вечер – затопить камин и пить. От последнего стиха веет иронией. Мужчина, отчаявшись найти верную спутницу жизни, мечтает о собаке.

В контексте заявленной темы развивается идея о том, что нужно беречь чувства, не давать человеку надежд, если знаешь, что у отношений нет будущего.

Композиция

Для развития темы автор выбрал форму монолога лирического героя. Его можно разделить на три смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ об уходе любимой женщины, описания внутреннего состояния лирического героя, переживающего душевную драму. Формально произведение состоит из четырёх шестистиший.

Жанр произведения – элегия с элементами послания: лирический герой с грустью рассказывает о том, что терзает его душу, а во второй строфе обращается к возлюбленной. Стихотворный размер – трёхстопный анапест чередуется с трёхстопным амфибрахием. В тексте используется перекрёстная АВАВ и параллельная СС рифмовки. Рифмы – мужские.

Средства выразительности

Выразительности эмоциям лирического героя придаёт интонация. Автор использует фигуру умолчания, завершая предложение многоточием, и восклицательные предложения. Мрачное настроение передаётся и при помощи аллитерации: «р», «з», «ж», «ш»: «Но для женщины прошлого нет: разлюбила – и стал ей чужой».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *