О чем стих маркова сусанин
Марков «Сусанин», анализ стихоторения как сделать?
С.Н. Марков «Сусанин» анализ стихотворения
Стихотворение «Сусанин» написано Марковым Сергеем Николаевичем, талантливым советским поэтом, писателем, этнографом, географом, словом, человеком всесторонне развитым. Многими знаниями он овладел, занимаясь самообразованием.
Данное стихотворение было создано автором в суровом военном 1943 году.
Основная мысль стихотворения, на мой взгляд, заключается в том, что свою Родину нужно любить и быть готовым отдать за нее жизнь.
В произведении 15 строф.
В первых двух поэт рисует картину «синеволосой» зимы, трескучего мороза за окном.
В третьей перед читателями предстают спящие вповалку в избе поляки. А в четвертом Сусанин решается, будит одного из захватчиков и соглашается стать проводником вражеского отряда.
Далее отряд ляхов и мадьяр идет за Сусаниным к своей гибели. Словно помогая герою, вступает в действие природа, начинается метель.
Старик вспоминает дела, которые не успел доделать.
Враги понимают, что произошло:
В последних трех строфах Марков говорит о том, что Россия могуча, велик ее народ. Она сильна своими героями, память о которых живет в веках.
Поэт гордится тем, что Иван Сусанин его земляк, прославляет костромскую землю.
Финал произведения наполнен торжественностью и патриотизмом.
Сложнейший смысл. Противоречивые высказывания. Взаимоисключающие формулировки.
Если сердце не бьётся от тоски, к которой стремился, хотя страстно влюблён, то могу предположить что эта черта «Разочарование», потому что к нему только безумные могут стремится.
Разочароваться в человеке, которого любишь, чтобы облегчить жар в своей душе. Хотя это иллюзия.
Иных вариантов, к сожалению, не могу подобрать!
Человек, обладающий критическим мышлением, оперирует им как раз не в отношении окружающих, а в отношении самого себя. То есть по схеме : «Я не доверяю этому предложению? Почему? Насколько верно это МОЁ недоверие», или противоположное «Мне нравится это предложение? Почему? Насколько это приятие предложения вызывается объективными, а не субъективными факторами».
Сусанин
Поет синеволосая зима
Под окнами сусанинской светлицы…
Приснились — золотая Кострома,
Колокола Ипатьевской звонницы.
Трещат лучины ровные пучки,
Стучит о кровлю мерзлая береза.
Всю ночь звенят запечные сверчки,
И лопаются бревна от мороза.
А на полу под ворохом овчин
Кричат во сне похмельные гусары —
И ляхи, и оборванный немчин,
И черные усатые мадьяры.
«Добро… Пойдем… Я знаю верный путь».
Сусанин будит толстого немчина…
И скоро кровью обольется грудь,
И скоро жизнь погаснет, как лучина.
«Прощайте, избы, мерзлые луга,
И темный пруд в серебряной оправе…
Сколь радостно идти через снега
Навстречу смерти, подвигу и славе. »
Блестят пищалей длинные стволы,
А впереди, раскинувшись, как полог,
Дыханьем снега, ветра и смолы
Гостей встречает необъятный волок.
Сверкает ледяная бахрома.
Сусанин смотрит зоркими глазами
На полдень, где укрылась Кострома
За древними брусничными лесами.
И верная союзница — метель
По соснам вдруг ударила с размаху.
«Скорей стели мне свежую постель,
Не зря надел я смертную рубаху. »
И почему-то вспомнил тут старик
Свой теплый кров… «Оборони, владыко:
Вчера забыл на лавке кочедык
И золотое липовое лыко.
И кочедык для озорных затей
Утащат неразумные ребята.
Ленился, грешник, не доплел лйтей,
Не сколотил дубового ушата. »
Остановились ляхи и немчин…
Нет ни бахвальства, ни спесивой власти,
Когда глядят из-под людских личин
Звериные затравленные пасти.
И вздрогнул лес, и засветился снег,
Далеким звоном огласились дали,
И завершился стариковский век
Причастьем крови и туманной стали.
… Страна могуча, и народ велик,
И для народа лучшей нет награды,
Когда безвестный костромской мужик
Бессмертен, как предания Эллады.
Его душа — в морях спокойных нив,
В простой красе природы полудикой,
Где Судиславль и тихий Кологрив,
Где дышит утро медом и брусникой.
Горжусь, что золотая Кострома
И у моей звенела колыбели,
В просторах, где лесные терема
Встают навстречу солнцу и метели.
Понравился пост? Поставь лайки (от 1 до 50), напиши комментарий и поделись им в своих соц.сетях! Автору будет очень приятно😌
«За отчизну не жаль и жизни отдать…»
Презентация к уроку
ХОД УРОКА
1. Организационный момент.
“За отчизну не жаль и жизни отдать. ”
К.Ф.Рылеев. Иван Сусанин
— Как вы понимаете слова Рылеева?
— Как вы думаете о ком и о чем мы сегодня будем говорить?
2. Изучение нового материала. Сообщение подготовленного ученика
Кондрат Фёдорович Рылеев родился 18 сентября 1795 года, в обедневшей дворянской семье, учился в военном училище и очень рано обнаружил способности к поэзии. Кондрат Фёдорович участвовал в военных походах русской армии. Он писал стихотворения, которые обличали несправедливость, угнетённость народа, призывал на борьбу против крепостного права и предостерегал тех, кто хладнокровно смотрел на бедствия, страдающей Отчизны. И поэтому 14 декабря 1825 года Рылеев участвовал в выступлении против существующих тогда порядков, на Сенатской площади. Восстание декабристов было подавлено, 600 человек арестовали, 120 было отправлено на каторгу в Сибирь, а 5 человек, в том числе и Рылеев были казнены. Стихотворения вот такого замечательного человека, мы будем с вами читать.
С 1821 по 1823 год он пишет цикл исторических песен “Думы”, куда вошли исторические повествования о Вещем Олеге. Дмитрии Донском и о Петре Великом. Одна из дум была посвящена Ивану Сусанину. Это единственная дума, в центре которой стоит не князь и не царь, а человек из народа, который служил правому делу.
Время, в котором происходят описанные события, названы в русской истории смутным. Польские захватчики хотели завоевать Россию.
3. Прослушивание думы К.Ф.Рылеева «Иван Сусанин» в исполнении подготовленного ученика
4. Анализ произведения
Чтобы понять подвиг Сусанина, надо помнить общую ситуацию. В уже несколько лет костромской край является театром боевых действий. Население, страдающее от всех противоборствующих сторон, особенно ненавидит, конечно, иноземных захватчиков. Сусанину, вне всякого сомнения, известны, и не могут не вызывать сочувствия, судьбы Марфы Ивановны, её мужа и сына за последние годы. Наверняка ему известно, зачем Марфа Ивановна с Михаилом поехали на Унжу. И вот приходят ненавистные иноземцы и спрашивают о том, где Михаил; и, надо думать, Сусанин хорошо понимал, что сын Марфы Ивановны им нужен, как писал М.П. Погодин, вовсе не для того, чтобы с ним поцеловаться. Поляки, возможно ещё могут, если узнают правду, захватить Михаила и его мать в не большом и незащищенном унженском монастыре или перехватить их где-нибудь по дороге
— С чего начинается повествование? (поляки идут за Сусаниным и он приводит их к деревне)
— С какой целью прибыли ляхи? (убить царя)
— Как Сусанин приглашает поляков отдохнуть? (он похож на радушного хозяина)
— Так ли это? Зачем он так делает? (хочет усыпить бдительность, обмануть поляков)
— О чем молится Сусанин? Что просит у бога? А что мог просить? (спасти свою жизнь)
— С кем разговаривает Сусанин ночью? (просит предупредить царя об опасности)
— Какими чувствами проникнута его речь? (любовью к Родине, бесстрашием, решимостью)
— Прочитайте описание леса, в который входят поляки за Сусаниным. Это описание природы у Рылеева получилось очень реалистичным. Мы представляем и морозное утро, и непроходимые дебри, и холодную тишину, и понимаем, что обратной дороги нет.
— Прочитайте, что говорит Сусанин, остановившись в самой глуши.
— С какими чувствами звучат последние слова Сусанина? (с уверенностью в своей правоте, с гордостью за свой народ, за Россию)
— В каких строках выражена главная мысль стихотворения? (“Кто русский по сердцу, тот бодро и смело, и радостно гибнет за правое дело”)
В 1967 году в Костроме был установлен новый памятник Сусанину, созданный скульптором Н. А. Лавинским возле Молочной горы, над съездом к Волге. Памятник лишён монархических и религиозных символов. Композиция примитивна: фигура крестьянина в долгополой одежде стоит на массивном цилиндрическом постаменте. Фигура и облицовка постамента изготовлены из белого известняка. На постаменте надпись: “Ивану Сусанину – патриоту земли русской”. Со времени представления проекта памятник критикуется как дисгармоничный облику центра Костромы.
5. Словарная работа
6. Сусанин как олицетворение русского национального характера
Дума Рылеева наполнена всепобеждающей любовью к своей Родине. Простой крестьянин, следуя примеру своих отцов, которые героически боролись с внешней экспансией, осознавал значимость для всего русского народа своей миссии.
Несмотря на тяжелую жизнь крестьянства того периода, Иван Сусанин не отстаивает свои интересы, а защищает свое государство, которое ранее обрекло его на нищее существование.
Однако долг перед своей Отчизной притупляет чувство несправедливости и возможной мести. Более того, Сусанин даже не осознает, что совершает героический поступок.
Знаменитый поэт А. С. Пушкин не воспринимал думы как жанр, он всегда говорил, что они, не смотря на присущее в них историческое описание, лишены патриотического наполнения.
Однако, “Ивана Сусанина” он признал, как произведение, в котором каждая строчка наполнена национальным русским сознанием. Патриотизм, который заложен в думе, вдохновил гениальнейшего русского композитора М. И. Глинку на создание одноименной оперы.
7. Знакомство с музыкальным произведением
– Подвиг и “Дума” К. Рылеева вдохновили М.И. Глинку на написание музыкального произведения – оперы “Иван Сусанин”.
– Что такое опера? (Вид музыкально-театрального искусства, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра)
Ученик дает краткую справку о биографии М. Глинки.
8. Биография Михаила Глинки
Михаил Иванович Глинка (1804 — 1857) – великий русский композитор. Родился 20 мая 1804 года в Новоспасском Смоленской губернии.
Играть на фортепиано в своей биографии М. Глинка стал уже в десятилетнем возрасте. С 1817 года он стал обучаться в Благородном пансионе при педагогическом институте Санкт-Петербурга. Закончив пансион, все свое время посвящал музыке. Тогда же в биографии Глинки были созданы первые сочинения. Как настоящему творцу, Глинке не до конца нравятся свои произведения, он стремится расширить бытовой жанр музыки.
После путешествия на Кавказ отправляется в Италию, Германию. Под влиянием итальянских композиторов Беллини, Доницети Глинка меняет свой музыкальный стиль. Затем в Берлине в биографии Михаила Глинки велись работы над полифонией, композицией, инструментовкой.
Вернувшись в Россию, Глинка с усердием работал над национальной оперой “Иван Сусанин”. Её премьера в 1836 году в Большом театре Петербурга обернулась громадным успехом. Премьера следующей оперы “Руслан и Людмила” в 1842 году уже не была такой громкой. Сильная критика подтолкнула композитора к уезду, он покинул Россию, отправившись во Францию, Испанию, лишь в 1847 году вернулся на родину.
Множество произведений в биографии композитора Глинки были написаны во время заграничных поездок. С 1851 года в Петербурге он преподавал пение, подготавливал оперы. Под его влиянием формировалась русская классическая музыка. Уехав в Берлин в 1856 году, Глинка скончался там в феврале 1857. Песен и романсов Глинки насчитывается около 20. Также он написал 6 симфонических, несколько камерно-инструментальных произведений, две оперы. Музей Глинки расположен в Новоспасском селе.
– Опера состоит из четырёх действий и эпилога. Опера “Иван Сусанин” – произведение реалистическое, правдиво – искреннее, повествующая об истинных событиях. Музыка оперы национально-песенна. Опера до 30 гг. XX века называлась “Жизнь за царя” (вывешивается афиша).
9. Подвиг Сусанина явился примером на века для русского народа и память о нем не исчезнет никогда. В 1957 году в городе Костроме был воздвигнут памятник Ивану Сусанин. Подвигу Сусанина посвятил свою оперу М.Глинка “Жизнь за царя”.
(Слушание отрывка из оперы)
Многие герои повторили подвиг Сусанина. В феврале 1943 года фашистские каратели пытались уничтожить отряд партизан. Партизанам тяжело было сдерживать натиск врага, оказывая яростное сопротивление. Они отступали вглубь леса. Старый колхозник Иван Цуба был схвачен фашистами.
— Куда ушли партизаны?
— Показывай,- злился фашист, тыча пистолетом в лицо Ивану.
На глазах у Ивана враги расстреляли родного брата.
— Показывай, где партизаны. – заорал на Ивана офицер.
— Добре,- промолвил Иван, опустив голову.
Он двинулся в сторону леса. Ненависть удесятеряла его силы. Он шел быстро, не оглядываясь.
— Далеко еще? – спросил офицер.
— Нет, близко,- ответил Иван.
Но вот началось незамерзающее болото. По тропинкам, известным только Ивану, привел он немцев в такие гибельные топи, что выбраться отсюда было нельзя. Поняли фашисты, что уготовил им проводник. Долго измывались над ним и в конце концов расстреляли, но и сами не смогли выбраться из болота.
Сусанин — Марков Владимир
Поет синеволосая зима
Под окнами сусанинской светлицы…
Приснились — золотая Кострома,
Колокола Ипатьевской звонницы.
Трещат лучины ровные пучки,
Стучит о кровлю мерзлая береза.
Всю ночь звенят запечные сверчки,
И лопаются бревна от мороза.
А на полу под ворохом овчин
Кричат во сне похмельные гусары —
И ляхи, и оборванный немчин,
И черные усатые мадьяры.
«Добро… Пойдем… Я знаю верный путь».
Сусанин будит толстого немчина…
И скоро кровью обольется грудь,
И скоро жизнь погаснет, как лучина.
«Прощайте, избы, мерзлые луга,
И темный пруд в серебряной оправе…
Сколь радостно идти через снега
Навстречу смерти, подвигу и славе…»
Блестят пищалей длинные стволы,
А впереди, раскинувшись, как полог,
Дыханьем снега, ветра и смолы
Гостей встречает необъятный волок.
Сверкает ледяная бахрома.
Сусанин смотрит зоркими глазами
На полдень, где укрылась Кострома
За древними брусничными лесами.
И верная союзница — метель
По соснам вдруг ударила с размаху.
«Скорей стели мне свежую постель,
Не зря надел я смертную рубаху…»
И почему-то вспомнил тут старик
Свой теплый кров… «Оборони, владыко:
Вчера забыл на лавке кочедык
И золотое липовое лыко.
И кочедык для озорных затей
Утащат неразумные ребята.
Ленился, грешник, не доплел лйтей,
Не сколотил дубового ушата…»
Остановились ляхи и немчин…
Нет ни бахвальства, ни спесивой власти,
Когда глядят из-под людских личин
Звериные затравленные пасти.
И вздрогнул лес, и засветился снег,
Далеким звоном огласились дали,
И завершился стариковский век
Причастьем крови и туманной стали.
… Страна могуча, и народ велик,
И для народа лучшей нет награды,
Когда безвестный костромской мужик
Бессмертен, как предания Эллады.
Его душа — в морях спокойных нив,
В простой красе природы полудикой,
Где Судиславль и тихий Кологрив,
Где дышит утро медом и брусникой.
Горжусь, что золотая Кострома
И у моей звенела колыбели,
В просторах, где лесные терема
Встают навстречу солнцу и метели.
О чем стих маркова сусанин
легенда о его подвиге будет жить в наших сердцах.
Ему такого не простили:
Убили злобно палачи.
И будто плечи опустили
Над топью ивушки в ночи.
Весной, они раскинут ветви,
Молясь над талою водой,
Напомнив день тот скорбносветлый
Слезой девичьемолодой.
* * *
Баллада об Иване Сусанине
Тамара Рожкова
Я смерти вашей не боюсь,
Приму её достойно.
Земле родной я поклонюсь,
Усну я в ней спокойно.
Потомки станут вспоминать,
Да имя гордо прославлять,
Хорошим добрым словом,
Да с каждым новым годом»
Иван Сусанин
Анна Навь
За суетою повседневной,
За скукой серых тусклых дней,
Мы забываем неизменно
Героев Родины своей.
Не растерялся и не сдался
Однажды он лицом к лицу
С врагом коварным повстречался
В просторном костромском лесу.
И, словно птица злого лиса
Уводит от гнезда с птенцами,
Собой рискуя, вдруг решился
На подвиг добрый наш Сусанин.
И для себя предполагая
Плохой, трагический исход,
Себя губя, царя спасая,
Врагов завел он в глубь болот.
И этот подвиг несравненный
Любой навеки помнить должен,
Что наша Русь во всей вселенной
Ни перед кем главы не сложит!
Веди, Сусанин!
Вадим Забабашкин
Вергилий (не глаза, а тучи!)
Руси великой.
Веди поляков в лес дремучий
за земляникой.
Веди и нас по бездорожью
(дорог-то нету)
в завещанное Царство Божье
Добра и Света!
Проходят годы и столетья.
Руси история жива.
Она героями ответит.
На это все, у ней права.
Враги не раз на Русь ходили.
Землёй хотели завладеть.
Поляки тоже отчудили:
Москву решили одолеть.
Разведка ляхам доложила,
Царь Михаил под Костромой,
Но тут трагедия случилась,
В тот век семнадцатый зимой.
Сугробы снега, лес дремучий.
Не видно, кажется, не зги.
Мороз трещит, крепчает злючий
И мёрзнут подлые враги.
Ивану деньги предлагают.
Из леса выведет их пусть.
Сусанин ляхам обещает
И выбирает страшный путь.
Кругом болота, лес всё глуше,
Тропа пропала впереди.
Полякам с каждым часом хуже.
Им больше некуда идти.
Кричат Сусанину, пытают,
Но не преклонен наш Иван.
Сейчас лишь ляхи понимают,
Задуман был такой капкан.
Убили саблями Ивана.
За Русь он умер, за царя.
Семье помог и царь Романов,
И подвиг сделан был не зря…
Подтверждено документально.
В семье есть грамота царя.
Музею жить официально,
Герою всё благодаря…
Под окнами сусанинской светлицы.
Приснились — золотая Кострома,
Колокола Ипатьевской звонницы.
Трещат лучины ровные пучки,
Стучит о кровлю мерзлая береза.
Всю ночь звенят запечные сверчки,
И лопаются бревна от мороза.
А на полу под ворохом овчин
Кричат во сне похмельные гусары —
И ляхи, и оборванный немчин,
И черные усатые мадьяры.
«Добро. Пойдем. Я знаю верный путь».
Сусанин будит толстого немчина.
И скоро кровью обольется грудь,
И скоро жизнь погаснет, как лучина.
«Прощайте, избы, мерзлые луга,
И темный пруд в серебряной оправе.
Сколь радостно идти через снега
Навстречу смерти, подвигу и славе. »
Блестят пищалей длинные стволы,
А впереди, раскинувшись, как полог,
Дыханьем снега, ветра и смолы
Гостей встречает необъятный волок.
Сверкает ледяная бахрома.
Сусанин смотрит зоркими глазами
На полдень, где укрылась Кострома
За древними брусничными лесами.
И верная союзница — метель
По соснам вдруг ударила с размаху.
«Скорей стели мне свежую постель,
Не зря надел я смертную рубаху. »
И почему-то вспомнил тут старик
Свой теплый кров. «Оборони, владыко:
Вчера забыл на лавке кочедык
И золотое липовое лыко.
И кочедык для озорных затей
Утащат неразумные ребята.
Ленился, грешник, не доплел лйтей,
Не сколотил дубового ушата. »
Остановились ляхи и немчин.
Нет ни бахвальства, ни спесивой власти,
Когда глядят из-под людских личин
Звериные затравленные пасти.
И вздрогнул лес, и засветился снег,
Далеким звоном огласились дали,
И завершился стариковский век
Причастьем крови и туманной стали.
. Страна могуча, и народ велик,
И для народа лучшей нет награды,
Когда безвестный костромской мужик
Бессмертен, как предания Эллады.
Его душа — в морях спокойных нив,
В простой красе природы полудикой,
Где Судиславль и тихий Кологрив,
Где дышит утро медом и брусникой.
Горжусь, что золотая Кострома
И у моей звенела колыбели,
В просторах, где лесные терема
Встают навстречу солнцу и метели.
А кто такой Сусанин? Да крестьянин.
Обыкновенный пахарь от сохи.
А чем же он особенно прославлен,
Когда и в Костроме и в Ярославле
Ему почет, и почесть, и стихи?
О нем заговорил великий Глинка,
Оркестр заставил петь о мужике,
И закачалась на поле былинка,
И заходили волны по реке.
Запела вся Россия про Ивана,
Про патриота с костромских полей,
Россия и тогда уж понимала,
Что отдается жизнь не за царей!
Сторонка костромская! Лес да пашни…
Тебя теперь в лицо я узнаю.
И, к роднику Истории припавши,
Пью из него и Родину пою!
* * *
БЫЛЬ О СЛАВНОМ ПАРТИЗАНЕ — О СУСАНИНЕ ИВАНЕ
Наталья Кончаловская
Иван Сусанин 1613г
Галкин Юрий Анатольевич
«А в стоге игла,»- это путь Михаила,
Полк польских улан вышел вслед из Москвы,
Но снегом пурга все следы завалила,
И в этом походе нет «Божьей искры.»
Прошли монастырь православных монахов,
«В медвежьем углу» исчезал Радонеж,
Враждебная Русь в окружении ляхов,
Молчит о дороге,хоть всех перережь.
Сугробы и дебри,- а в дебрях берлоги,
Ненастье взыграло,и злее к утру,
Поляки завязли,не вытащить ноги,
Наткнулись случайно на чью-то избу.
«Веди нас Ивашка в царёва чертоги,
В снегу утонули как с Ноем в потоп,
Всех ваших побьём, жить оставим не многих,
В Кремле будет править Варшавский холоп.»
«Пойдём напрямки,»- рассуждает Сусанин,
«Вас ближней дорогой к царю приведу,
И будь Божья Матерь всегда только с нами,
Я в вечность и в славу сегодня войду.»
«Взгляните кругом,- это ваша могила,
Останется Русь как и прежде свята,
Вот здесь из земли родниковая сила,
Под корень струится из раны Христа.»
«Общиной мы прячем от вас Михаила,
Не вырваться вам из трясины болот,
Отсюда навалится русская сила,
И польскую силу собой перегнёт.
Глаза неподвижны и скованы кости,
Дыханье прервалось, и впала щека,-
Пурга заметает следы о геройстве,
А с ним и бесславную гибель полка.