О чем спрашивают на пмпк
Психолого-медико-педагогическая комиссия (ПМПК). Что это такое и как подготовить ребенка?
Само словосочетание «психолого-медико-педагогическая комиссия» вызывает опасение и чувство тревожности. Что скрывается за аббревиатурой ПМПК? Кто ее проводит, с какой целью? Неутешительны и отзывы родителей в интернете: зачастую комиссия проводится в некомфортной для ребенка обстановке, когда специалистам важно «поставить диагноз», и, кажется, что судьба ребенка их не волнует. Стоит ли бояться комиссии и как она проходит, читайте в нашей статье.
«Люди с опаской относятся к комиссиям, а когда это касается ребенка, то тут срабатывает защитная реакция родителей: не отдам на растерзание, мой ребенок не дурак и т.п.! Слепая родительская любовь и вера в исключительность собственного чада затмевает разумное правило: «Не навреди!» А ведь заключение специалистов — не приговор, но реальная помощь и родителям, и детям. Чем раньше будет выявлена причина неуспеха, тем легче она может быть устранена. Все, как у врачей».
Что такое ПМПК?
ПМПК — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.) и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа. Читайте, Стоит ли отдавать ребенка в коррекционную школу?
Как проходит обследование на ПМПК?
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В комиссию входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Они задают вопросы и дают задания. Стоит сказать, что сама форма проведения ПМПК некомфортна для ребенка: врачи зачастую не подбадривают его, торопят, не дают передохнуть. По времени обследование занимает примерно час-два. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой поесть и попить.
Подготовка ребенка к прохождению ПМПК
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
То есть вполне обычные для ребенка предшкольного или школьного возраста вопросы и способы диагностики. Но здесь важно понять, почему ребенок не справился с заданием: переволновался или это связано с другими причинами. Ребенку с неродным русским языком или педагогически запущенному ребенку трудно дать синонимы слова или объяснить пословицы, но это не означает, что ребенок не способен обучаться.
Готовить к ПМПК можно, чтобы не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Злоупотребление ПМПК
К сожалению, бывают случаи «перегиба», когда учителя и администрация школы вынуждали уйти на ПМПК и в коррекционные школы или, наоборот, не давали, выставляя хорошие оценки. При несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.
Фото: Екатерина Пашкова.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Понравился материал?
Хотите прочитать позже?
Сохраните на своей стене и
поделитесь с друзьями
Вы можете разместить на своём сайте анонс статьи со ссылкой на её полный текст
Ошибка в тексте? Мы очень сожалеем,
что допустили ее. Пожалуйста, выделите ее
и нажмите на клавиатуре CTRL + ENTER.
Кстати, такая возможность есть
на всех страницах нашего сайта
Психолого-медико-педагогическая комиссия: что это такое и зачем эту процедуру назначают детям
Что включает в себя понятие «психолого-медико-педагогическая комиссия»? В каких случаях детям стоит пройти эту процедуру? Разбираемся вместе с дефектологом школы № 1354 Еленой Агафоновой и руководителем магистратуры «Модернизация деятельности ПМПК в системе образования» МГПУ Ириной Левченко.
Аббревиатура ПМПК расшифровывается как «психолого-медико-педагогическая комиссия». Впервые с этим понятием родители обычно знакомятся в детском саду: процедуру настоятельно рекомендуют пройти детям, которые претендуют на бесплатную логопедическую помощь.
Комиссия проводит комплексное обследование детей на наличие различных диагнозов, влияющих на его способности к обучению. К ним относятся такие состояния, как, например, разного рода задержки или нарушения интеллектуального либо психического развития. Задача специалистов — определить, может ли ребенок учиться в общеобразовательной школе или ему будет комфортнее в коррекционном учебном заведении.
В состав такой комиссии обязательно входят психолог, психиатр, учитель-логопед, педиатр, невролог, педагог-дефектолог, социальный педагог, а при необходимости подключаются и другие специалисты.
В общем цель ПМПК можно сформулировать так: сделать легче жизнь детей, которым для успешного и комфортного обучения не обойтись без специальных условий.
Как возникли комиссии
Прародителем современных ПМПК можно считать медико-педагогическую комиссию 1949 года. Тогда впервые сформулировали критерии, по которым ребенка с теми или иными особенностями развития рекомендовали обучать в специальных коррекционных школах.
Комиссии помогали ученикам, которые не могли адаптироваться в обычных классах. В теории. Напрактике же порой решения, которые выносили специалисты, не отличались объективностью, часто были не в пользу ребенка.
Во второй половине 1970-х годов по инициативе академика РАО Владимира Лубовского стали появляться первые психолого-медико-педагогические консультации, и к детям стали относиться более гуманно. Комиссии были добровольными: родителей детей с особенностями там старались консультировать без навешивания ярлыков.
Это было время перемен. Если раньше ребенка старались приспособить к существующей системе образования, то теперь, наоборот, от системы образования ожидали, что она приспособится к потребностям каждого из детей с особенностями развития.
В 1990-х годах в нашей стране стали создавать психолого-педагогические медико-социальные центры, которые консультировали родителей и оказывали детям индивидуальную комплексную помощь.
Именно в этот период началась борьба закона со здравым смыслом. Родители получают консультацию в ППМС-центре, но юридической силы это решение не имеет. И чтобы органы управления образованием предоставили ребенку специальные условия, требуется заключение ПМПК.
Именно поэтому со временем ПМПК получила статус отдельного постоянно действующего учреждения. Ее задача — проведение обследования детей в возрасте от 0 до 18 лет в целях своевременного выявления особенностей в физическом и (или) психическом развитии и (или) отклонений в поведении детей и подготовка по результатам обследования рекомендаций по оказанию детям психолого-медико-педагогической помощи и организации их обучения и воспитания. А ППМС превратились в ГППЦ и занимаются именно помощью и консультированием детей и родителей.
Кому понадобится ПМПК?
Основная задача ПМПК — выяснить, нужны ли конкретным детям особые образовательные условия, и если да, то какие именно. А также разобраться, стоит ли присваивать ребенку образовательный статус ОВЗ — «ограниченные возможности здоровья».
Именно заключение комиссии влечет за собой решение о бесплатной логопедической помощи в случае постановки диагноза ЗРР («задержка речевого развития»), о назначении сурдопедагога слабослышащему ребенку, о занятиях с тифлопедагогом и учебниках со шрифтом Брайля для ребенка с нарушением зрения, а также обеспечивает дополнительные часы работы с логопедом и психологом, если у ребенка есть трудности с письмом и чтением.
Отдельно стоит подчеркнуть, что статус ОВЗ не несет никаких негативных последствий ни для ребенка, ни для родителей. Получив справку о нем, родители вправе не пускать ее в дело.
Поводы для обращения в ПМПК — на заметку родителям
Как пройти комиссию
В России, к сожалению, нет стандартного для всех регионов способа пройти ПМПК. Так, в Москве родители могут записаться на ПМПК самостоятельно через сайт mos.ru. Также там представлен список всех необходимых документов для прохождения комиссии.
Список документов, которые могут вам потребоваться:
Дети до 18 лет приходят на комиссию в сопровождении родителя (законного представителя).
Для проведения обследования законные представители ребенка предъявляют в ЦПМПК г. Москвы документы, подтверждающие их полномочия по представлению его интересов.
Что касается других регионов, то проще всего воспользоваться единым навигатором ПМПК. Там можно найти нужную комиссию и узнать все нюансы.
Если ребенок учится в школе, нужно будет взять на него характеристики у классного руководителя, логопеда, учителей русского языка и математики. Дошкольнику характеристику выдадут логопед и воспитатель.
«В нашей школе мы стараемся собрать для ребенка, которому предстоит посещение ПМПК, характеристики от всех учителей-предметников. Во-первых, это дает более развернутую картину, а во-вторых, помогает самим педагогам разобраться в проблеме.
Например, учитель математики говорит, что ученик не справляется с задачами, а логопед и учитель русского уже понимают, почему так происходит. Они могут объяснить это коллеге и, в свою очередь, делают себе пометку, что нужно интенсивнее работать с таким школьником, скажем, над пониманием словесных конструкций».
Учитель-дефектолог московской школы № 1354 «Вектор» Елена Агафонова
Как правило, перед визитом в ПМПК необходимо посетить врачей в поликлинике. Как правило, это невролог, логопед и психиатр, но могут потребоваться также и консультации других специалистов: отоларинголога и офтальмолога, например.
При этом стоит учитывать, что к примеру, московской ЦПМПК не подходит заключение частного психиатра.
Как проходит комиссия
Весь процесс длится от силы 15–20 минут. Маленькие дети быстро утомляются, а обследование в течение такого времени дает достаточно точную картину происходящего.
Эксперты ПМПК владеют инструментами и методами экспресс-диагностики. Они знают, какие вопросы нужно задать, на что обратить внимание, какие особенности поведения отметить.
После обследования и тестов члены комиссии удаляются, чтобы посовещаться и подготовить заключение. В это время, как правило, социальный работник опрашивает родителей.
Когда заключение готово, родители его подписывают, и в этот момент они могут задать вопросы, уточнить, где и как они могут получить услуги, которые рекомендованы их ребенку.
Готовить ребенка к прохождению ПМПК не надо. Задача родителей — не нагнетать обстановку и отнестись к предстоящему визиту просто как к очередному обследованию.
Стоит заранее рассказать ребенку, как проходит комиссия. Предупредить, что разные незнакомые взрослые с ним поговорят, позадают ему вопросы, поиграют с ним, а родители обязательно будут рядом. Если дети представляют, чего ожидать, они меньше нервничают и не так сильно стесняются.
Как обжаловать результат ПМПК
Однако отведенного на вопросы времени часто не хватает, особенно тем, кто приходит на комиссию в первый раз. Нередко родители что-то неправильно понимают или не согласны с заключением (в последнем случае они вправе заново записаться на комиссию).
Решение территориальной ПМПК можно обжаловать в Центральной комиссии, а решение Центральной — в Межведомственной конфликтной комиссии.
Для этого родителю достаточно обратиться с письменным заявлением к руководителю ЦПМПК. Может в этом помочь и школа, которая собирает психолого-педагогический консилиум, готовит характеристики, заверяет копии контрольных работ, выписку из электронного журнала.
Существует миф, что начиная с 5-го класса ученикам неохотно присваивают статус ОВЗ
Однако это вовсе не прихоть комиссии: возможно, для этого попросту не хватает документов, обследований, заключений. Или родители говорят о проблемах, которые возможно скорректировать с помощью логопеда и психолога (и статус ОВЗ для этого присваивать вовсе не обязательно). Комиссия в этом случае просто выдаст рекомендации о том, в каких особых образовательных условиях нуждается ребенок.
Что делать с заключением ПМПК
Заключение комиссии нужно отнести в учебное заведение (детский сад или школу) и написать заявление с просьбой предоставить услуги, которые рекомендовала комиссия.
Если родители предоставили в сад или школу заключение до истечения его срока, оно будет действительным на одну ступень обучения, то есть на весь срок дошкольного образования, для начальной, средней или старшей школы. Либо же оно может считаться таковым на срок, указанный в заключении. Например, в документе может быть отмечено: «Контроль через год».
Если ребенок получил заключение в детском саду, а к первому классу проблемы остались, придется пройти ПМПК вновь.
Специальные условия, которые обычно рекомендует ПМПК, можно разделить на три группы:
Директор издает приказ о переводе ребенка на обучение по адаптированной основной общеобразовательной программе и создании для него условий получения образования. Школа проводит психолого-педагогический консилиум (на котором, кстати, имеют право присутствовать и родители ребенка), конкретизирует рекомендации ПМПК и составляет индивидуальный образовательный маршрут.
Далее школа разрабатывает рекомендованную программу и создает все необходимые для ребенка специальные условия получения образования.
На основании Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.09.2013 г. N 1082 «Об утверждении Положения о психолого-медико-педагогической комиссии» школа или детский сад обязаны предоставить специальные условия за счет средств регионального бюджета.
Заключение ПМПК носит рекомендательный характер только для родителей, но не для образовательного учреждения. Если на основе заключения ребенку рекомендована учеба в ресурсном классе, которого нет в ближайшем учебном заведении, или в спецшколе, которая находится слишком далеко, родители вправе требовать исполнения всех пунктов от ближайшего учебного заведения.
Кроме того, московским школьникам со статусом ОВЗ полагается бесплатное питание.
Для этого взрослому необходимо:
Через восемь дней вопрос будет решен.
А еще дети с ОВЗ от 4 до 17 лет включительно на сайте Мосгортур могут получить бесплатную путевку в лагерь или дом отдыха.
Как заключение ПМПК помогает на экзаменах
Заключение ПМПК дает самые разные преференции на экзаменах. От материально-технических особенностей места, где его проводят — пандусы, специально обустроенные кабинеты, необходимое оборудование, скажем азбука Брайля, — до методических: для детей, у которых есть заключение комиссии, предусмотрено увеличение времени экзамена. Также им могут предложить сдать вместо ОГЭ в 9 классе и ЕГЭ в 11 их облегченные версии, ГВЭ-9 и ГВЭ-11.
Аббревиатура ГВЭ расшифровывается как «государственный выпускной экзамен». Отметим, что в вузах результаты ГВЭ-11 по закону не засчитывают, но обязаны организовать для абитуриента вступительные испытания, форму и сложность которых определает само учебное заведение.
В 11-м классе на ГВЭ по математике всего 10 заданий (вместо 19 ЕГЭ), а по русскому языку вместо 27 заданий (тестовая часть и сочинение) предусмотрены либо сочинение, либо изложение с творческой частью, либо диктант (для детей с РАС).
Есть важный нюанс: чтобы ребенок получил возможность сдавать «лайт-версию» экзамена, стоит пройти ПМПК как можно раньше.
Если же привести учащегося на ПМПК первый раз в 9-м классе, надеяться на спецусловия на госэкзаменах не стоит: комиссия таких рекомендаций не даст. Даже стопка заключений нейропсихологов, психиатров и неврологов скорее всего не переубедит экспертов.
Бывают и исключения, поясняет дефектолог Елена Агафонова: «Порой в начальной школе ребенок получает статус ОВЗ, но к среднему звену исправляет проблемы и начинает заниматься на общих условиях. А в 9-м классе фактор стресса делает свое дело, и трудности в обучении возвращаются. В таких случаях комиссия обычно дает добро на облегченную версию экзамена».
Как подготовить ребенка к психолого-медико-педагогической комиссии?
Психолого-медико-педагогическая комиссия — это комиссия, на которой происходит комплексная диагностика ребенка разными специалистами на наличие диагнозов (как правило, умственная отсталость, ЗПР и др.)
и определение возможности или невозможности обучения в общеобразовательной школе и переводе в коррекционную школу или обратно в обычную.
На обследование ПМПК направляют как дошкольников, так и детей школьного возраста, как правило, учеников 1-4 классов, потому что в этом возрасте уже становится понятно, есть ли у ребенка непреодолимые препятствия к обучению в обычной школе или нет.
Направляет на комиссию обычно школа (учитель, завучи) или сами родители, когда считают, что ребенку нужно обучаться в учреждении другого типа.
Обследование на ПМПК
На комиссию в заранее оговоренный день приглашаются родители с ребенком. Обычно заседание комиссии происходит в одном кабинете, где ребенок попадает в руки сразу нескольких специалистов. В состав комиссии входят: психиатр, психолог, логопед, дефектолог, учитель, родители.
Все специалисты могут сидеть как за одним столом, и ребенок стоит (сидит) перед ними, или же специалисты сидят за разными столами, и ребенок подходит к ним по очереди. Участники комиссии задают вопросы и дают определенные задания. Стоит отметить, что сама форма проведения ПМПК может быть некомфортна для ребенка. Родителям важно успокоить ребенка, поддержать, а в случае резких вопросов или озвучивания диагнозов защитить. На комиссию нужно взять с собой еду и питье.
Как подготовить ребенка к прохождению ПМПК?
Идя на комиссию, ребенок должен знать, в какой форме с ним будут работать, и быть к этому готовым. Вопросы ПМПК зависят от возраста ребенка и проверяемых диагнозов.
Что спрашивают на ПМПК?
Специалисты просят ребенка рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
Участники комиссии проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему он сделал такой выбор. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
Специалисты обязательно будут проверять память: попросят повторить озвученные слова, распределить картинки или предметы и объяснить, что изменилось до и после раскладывания картинок.
Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
Готовить к ПМПК ребенка можно, чтобы он не волновался, чтобы знал типы заданий и чего от него примерно будут ждать. Но все вопросы, повторимся, обычные, то есть обычный ребенок, с которым занимаются и которого развивают, сможет ответить на эти вопросы.
Результаты ПМПК
По итогам обследования комиссия готовит протокол ПМПК, с которым должны ознакомиться родители под роспись. Подпись на протоколе ставится как подтверждение факта прохождения комиссии в присутствии родителей (законных представителей).
В отчете ПМПК будет содержаться рекомендации родителям:
Заключение комиссии ПМПК носит рекомендательный характер, родители не обязаны следовать этим рекомендациям.
Обратите внимание, при несогласии с выводами комиссии, можно обратиться в комиссию высшего уровня (городскую, областную), чтобы обследовать ребенка еще раз.
Для подготовки к участию в комиссии педагоги, психологи, логопеды, родители могут пройти дистанционное обучение в Институте новых технологий в образовании по программам:
Программы профессиональной переподготовки:
Программы повышения квалификации:
Для воспитателей и сотрудников ДОУ действует специальное предложение.
Для руководителей образовательных организаций действует специальное предложение – «Пакетное обучение сотрудников».
Экспресс-обучение (от 3 до 10 дней) по программам повышения квалификации, в рамках обучения предоставляются также скидки для коллективных заявок от одной организации до 30%
На сайте Института новых технологий в образовании ответьте на 3 вопроса и получите подарочный сертификат на обучение номиналом 500 руб.!
ПМПК или про то как ставят диагнозы детям
Недавно, в одной из школ нашего города, я посетил такое замечательное мероприятие как ПМПК.
Кто не знает, ПМПК – это психолого-медико-педагогическая комиссия. Основной задачей этой комиссии является постановка/снятие диагноза (как правило,ЗПР или умственной отсталости), определение дальнейшей образовательной программы для детей, проходящих комиссию.
Комиссия также помогает ответить на такие вопросы:
Конечно, в реальности вопросов гораздо больше, чем здесь представлено. И мне хочется своей заметкой отразить те наблюдения и впечатления, которые у меня возникли в связи с этим мероприятием. Это сугубо личные наблюдения и я допускаю, что найдутся люди, которые будут с ними не согласны.
В обследовании принимали участие 12 учеников 4-го класса (10-11 лет) с задержкой психического развития (ЗПР). Несколько учеников не являлись коренными носителями русского языка.
Как это все проходит?
Собираются несколько специалистов: врач-психиатр, психолог, педагог, логопед, дефектолог, учитель, администрация школы, приглашают ребенка с родителями или другим опекуном (законным представителем ребенка), общаются с ребенком, дают ему различные задания по математике, проверяют навыки чтения и письма, плюс дополнительные задания на нахождение смысла прочитанного и логику.
Первое впечатление, которое я получил – это было удивление и потрясение. Я был удивлен тем формализмом, с которым «взрослые» решают судьбу детей. Как мне показалось, что в некоторых случаях первично было «поставить диагноз», а потом уже ребенок. Меня поразил пример, в котором один мальчик от волнения грыз ногти, врач это заметил, и сразу же вынес вердикт о его невротичности, порекомендовал маме записаться на лечение, таблетки попить. Как-то сразу записал его в разряд «больных». Видимо это сугубо «врачебный» подход, согласно которому сперва ставится диагноз, а затем начинается работа с человеком.
Более того, основное и окончательное решение принимал один человек (врач), а другие члены комиссии лишь фиксировали промежуточные результаты диагностики и соглашались с поставленным диагнозом. На мой взгляд, это не совсем корректно. А если этот человек ошибается? И ему даже не возражают?! И это странно, что так происходит, ведь в каком-то смысле решается вопрос о судьбе ребенка.
Позже, я потом выяснил, что остальные специалисты выражают свое мнение в документах, которые подготовлены к ПМПК, а на комиссии опираются на эти документы при принятии решения.
Какие задания дают?
На чтение давали небольшой текст на полстраницы. В дополнение к этому, ребенка спрашивали смысл прочитанного, что он помнит, задавали наводящие вопросы по содержанию прочитанного текста.
Мне показался интересным вопрос. Почему так говорят? Тише едешь – дальше будешь.
Такой вопрос был задан врачом-психиатором.
Я здесь засомневался в том, насколько корректен этот вопрос и применимо ли его задавать ребенку десяти лет? В ходе беседы мне стало ясно, что от ребенка требуют понимания смысла этой пословицы.
Но сам по себе вопрос «почему» не выявляет смысл. Он направлен на выявление причин.
И я слышал, как некоторые дети начинали свой ответ со слов «потому что…».
Смысл, который ребенок придает фразе можно определить вопросами «Как» и «Что».
К примеру, можно было спросить: «Объясни своими словами как ты воспринимаешь эту пословицу?» «Что означает эта пословица?» «Как ты думаешь, о чем эта пословица?»
И мне удивительно, что человек, который проводит обследование, не учитывает этого обстоятельства. Отсюда возникает резонный вопрос, верно ли ребенок воспринимает задание и что специалист будет «снимать» в качестве ответа?
Вопрос направлен про смысл, а задается как выявление причины. И неизвестно как ребенок это воспринял изначально.
Вторым интересным моментом было, когда ребенка просили вспомнить пословицу, аналогичную этой, но с тем же смыслом. Этим заданием выясняется уровень сформированности понятийного аппарата и словарный запас ребенка.
Язык, пословицы, поговорки, социальные ритуалы – это уровень культуры, культурный слой, который может быть разным у различных народов.
Сегодня в школах обучаются ученики различных культур и национальностей. У каждой культуры свои обычаи и свой язык. И, естественно, что ученик может быть не знаком с пословицами и не выполнит это задание. И дело не в его неспособности мыслить по аналогии и абстрактно, а в том, что в его среде или культуре такого опыта не было.
Это я все к тому, что если родители (значимые взрослые) не «прививают» ребенку элементы культуры: язык, сказки, пословицы, обычаи, то откуда у ребенка возьмется этот опыт?
А ведь в данном случае (на основе его ответов) делается вывод о психическом развитии ребенка. И этот вывод делает врач, которому важен диагноз. Ребенок может быть абсолютно нормальным, но в плане культурного опыта недостаточно наполненным. И здесь повышается вероятность неверных выводов: ребенку могут поставить ЗПР, а на деле это просто может быть педагогической запущенностью, но не отклонением в развитии.
Остается открытым тот же самый вопрос: что проверяется и как интерпретируется?
По математике каждому ребенку давали одну задачу в два действия и дополнительно задачи на деление. Некоторых детей проверяли на знание таблицы умножения.
Ребенок сам вслух читал задачу и решал ее на листочке. В целом, практически все дети справились с заданием. Меня очень по-человечески тронула реакция классного руководителя (учителя): он был вовлечен в процесс, оказывал поддержку детям, повторял задание, задавал наводящие вопросы, был заинтересован в том, чтобы каждый из учеников справился с задачей. Хочется сказать слова Благодарности и отметить искреннее отношение к детям.
В ходе выполнения заданий по математике я заметил, что некоторые дети в момент решения конкретного примера (умножения или деления) проговаривают про себя цифры в момент вычислений. Это было видно по движениям губ после того, как ученик получал инструкцию перемножить два числа.
У некоторых детей задание типа: «найти частное чисел X и Y» вызывало трудности и они терялись. Учителю приходилось повторять задание, наводящими вопросами помогать ребенку вспомнить что же такое «частное» чисел. Полагаю, что некоторым детям было затруднительно озвучить определения и понятия.
Позиция родителей и «вердикты»
Интересно было наблюдать за реакцией родителей. Я недоумевал и удивился, как спокойно родители относились к тому, что какие-то посторонние люди ставят диагнозы их детям. Безропотно выслушивая «вердикты» родители уходили, даже не интересовались что за заключения пишет комиссия. Я не слышал ни одного вопроса относительно содержательной части диагностики, выводов и суждений об их детях, диагнозах, которые делали члены комиссии. Такое впечатление, что люди очень легко могут отдать судьбу своих детей «профессионалам», «специалистам».
Второй момент, который привлек мое внимание это то, что родители в момент диагностики не проявляли поддержки своих детей. Некоторые дети волновались и были скованы в момент, когда решали задания, читали текст. Поддержку оказывал учитель.
И что меня поразило более всего, то что «вердикты» и заключения, промежуточные выводы и личные мнения о способностях и компетенций детей были озвучены в присутствии детей. Как вам такая ситуация, когда врач говорит маме: «…вы знаете, очень слабо». «А как он будет учиться в пятом классе?». И ребенок это все слышит и как-то по-своему воспринимает. Очень «профессионально» и эффективно снижается самооценка ребенка, причем в присутствии родителя. А если еще и родитель безропотно это принимает, то вообще без комментариев.
Считаю, что подобная ситуация совсем недопустима. В крайнем случае, ребенка можно было попросить выйти за пределы помещения (с психологом или педагогом), где проводились рекомендации родителям и обсуждались диагнозы.
Кто не знает, что в младшем школьном возрасте учебные успехи ребенка и оценка его способности особенно важны для него самого. Через свои успехи в школе ребенок формирует отношения с учителем и сверстниками. Положительные «отметки» для него – это показатель своей «хорошести» для учителя и родителей. И высказывания подобные тому, которое описано выше, могут существенно повлиять на самооценку ребенка. И не стоит потом удивляться «успехам» ребенка или невозможностью скорректировать успеваемость, ведь взрослые сами убедили его в том, что он неспособный.
Позиция учителей и администрации школы
Учителя и администрация школы заинтересованы в повышении успеваемости своих учеников. Это прописная истина и Америки здесь я не открою.
От успехов и успеваемости учеников зависит рейтинг школы и финансирование по части премиального фонда. И по этой причине учителя «подтягивают» неуспевающих учеников, проводят дополнительные занятия, ставят слабоуспевающим завышенные отметки, вообщем — «выкручиваются», чтобы повысить успеваемость.
И, конечно же, администрация менее всего заинтересована, чтобы среди учеников были ученики с диагнозом ЗПР или, не дай Бог, с умственной отсталостью.
Если школа не имеет дополнительной лицензии на право обучения детей с ЗПР, то таких детей переводят в коррекционные школы VII вида, а детей с умственной отсталостью – в школы VIII вида. И вроде бы все хорошо. Есть особенности детей – есть специальные учреждения для обучения детей с такими особенностями. И из обычной школы детей переводят в коррекционные.
Школа в которой я был – имеет лицензию на обучение детей с ЗПР. И, соответственно, по заключениям ПМПК, детям, которым поставлен такой диагноз, предоставлена возможность обучаться в этой школе. Сложность заключается в том, что мест в классах ЗПР ограниченное количество. И общеобразовательных школ в нашем городе, которые имеют лицензию на обучение детей с ЗПР – тоже ограниченно. Мест не хватает. Администрация находится в сложной ситуации: ребенка, который не успевает по общеобразовательной программе нужно учить по специальной, а мест для всех нет. И предоставить специальные условия для обучения не так-то просто. И в тоже время, обучаясь со всеми остальными детьми, такой ребенок не успевает и «портит» показатели.
Вот такая ситуация.
Что же все-таки радует?
Непросто было найти положительные моменты в мероприятии, которое направлено на то, чтобы констатировать или опровергнуть отсталость в психическом развитии детей. Даже установка на диагноз предполагает, что перед нами больной. И все же, положительные моменты были. Как я уже отмечал выше – это самоотверженность учителя, его отношение к детям. Порадовал тот факт, что нескольким детям сняли диагноз ЗПР и рекомендовали обучение в общеобразовательной школе.