О чем спорили братья красовы

Созданные писателем образы братьев имеют совершенно разные жизненные ценности. Тихон практически полностью уверен, что главная радость человека – это наличие крупной суммы денежных средств, которая позволяет сделать все, что душе угодно. Кузьма же считает, что счастье – это качественное образование и знание основ мироздания.

Богатый брат сумел за время своей деятельности добиться многого – он заработал немало денег, стал весьма солидным и уважаемым многими людьми человеком. Единственное, чего он не смог достичь, так это бессмертия, которое получает каждый человек после появления наследников. После смерти Тихона не останется ничего. Память об этом человеке будет просто стёрта с лица.

Второй брат, Кузьма, также не смог за время своей жизни добиться желаемого. Да, образование он получил, но данная ученость не смогла принести ему достатка, славы, а также лишила его уважения со стороны окружающих.

Оба брата, оглядываясь на прожитые годы, могут наблюдать лишь печальные последствия. Оба главных героя сюжета зашли в тупик и оказались полностью ненужными – как для себя лично, так и для окружающих.

В центре повествования Тихон и Кузьма, два родных брата,
придерживающиеся разных жизненных позиций. Тихон твердо уверился в том, что
самым прочным и надежным на свете являются деньги, которые дают и достаток,
и благополучие, и уверенность в завтрашнем дне. Наделённый твердым
характером, сильной волей, мужицкой смекалкой и трудолюбием, этот потомок
крепостного становится хозяином дурновского имения. Ради достижения цели
Тихон всю свою жизнь подчинил погоне за богатством. На этом пути ему
приходится идти на сделки с совестью, быть жестким по отношению к своим
односельчанам. Женитьба из-за выгоды не приносит Тихону семейного счастья,
ибо он лишён даже радости отцовства. У него нет наследников, которым он
смог бы передать накопленное за всю жизнь богатство. Личная драма героя
усугубляется общественным разладом, когда рушатся казавшиеся незыблемыми
основы. Иное понимание жизни свойственно Кузьме Красову, правдоискателю,
народному поэту, который пытается понять и осмыслить трагедию своего
народа, его беду и вину. Осуждая злодеяния правящих кругов, Кузьма
мучительно воспринимает нищету, отсталость, темноту крестьянства, его
неумение разумно организовать свою жизнь. Тихон и Кузьма Красовы –
незаурядные и сильные натуры, упорно ищущие смысл и цель жизни

Источник

Кратко «Деревня» И. А. Бунин

⭐⭐⭐⭐⭐ «Деревня» за 3 минуты и подробно по главам за 7 минут.

В трагической повести рассказывается о судьбе двух братьев Красовых. Как в жёстких условиях дореволюционной России жили простые мужики и бабы – трудились, любили, страдали и строили свое личное счастье.

Очень краткий пересказ повести «Деревня»

Конец XIX – начало XX века, деревня Дурновка. Братья Красовы Тихон и Кузьма перенимают дело погибшего отца и занимаются торговлей. Крупная ссора разделяет их: Тихон хочет открыть своё дело, а Кузьма уходит в наёмные работники.

Тихон трудится не покладая рук. Со временем постоялый двор, кабак и торговая лавка приносят ему достойный заработок. Зажиточный крестьянин выкупает за копейки усадьбу разорившегося барина и живёт безбедно. Единственной бедой становится отсутствие наследников. Жена Тихона Настасья Петровна трудно переносила беременности и рожала мёртвых детей.

О чем спорили братья красовы. Смотреть фото О чем спорили братья красовы. Смотреть картинку О чем спорили братья красовы. Картинка про О чем спорили братья красовы. Фото О чем спорили братья красовы

Разочарованный герой всё чаще прикладывается к бутылке, стараясь заглушить душевную боль. Горе Тихона умножается, когда возникает монополия и беднеет урожай. Позже грянула война с Японией, а следом – революция.

Вид обнищавшей деревни и стычки с крестьянами толкают Тихона к побегу в другой город. Герой хочет продать всё и уехать, но встреча с красавицей Авдотьей меняет его планы.

Простая девушка Авдотья по кличке «Молодая» недавно вышла замуж за рабочего Родьку. Тихон берёт семейную пару на службу и приглядывается к девушке. Как только Родьку забирают в солдаты, Тихон силой склоняет Авдотью к сожительству. Ревнивый муж «Молодой» после возвращения избивает ее до полусмерти.

Девушка не забеременела, и разочарованный Тихон нашёл повод уволить супругов. Герой нуждается в поддержке родного человека, вспоминает о Кузьме и едет на встречу с братом.

Кузьма посещал разные города России, видел тяжёлую жизнь крестьян и бедняков. Он публикует стихи и рассказы, но народ не признаёт таланта бывшего торговца. Нищий мечтатель подумывает о самоубийстве, но Тихон вовремя приглашает брата на место управляющего.

Кузьма с радостью приступает к делу: ведёт счета и документацию, охраняет усадьбу. В это время хозяин узнаёт о нелёгкой судьбе уволенной Авдотьи. Над девушкой надругались, опозорили на всё село. Муж «Молодой» неожиданно умер, не успев расправиться с несчастной супругой. Из чувства вины Тихон нанимает Авдотью служанкой в имение.

В порыве замолить собственные грехи, Тихон ищет жениха для Авдотьи. Выбор падает на бедняка Дениску. Безработный задира соглашается на женитьбу ради приданного.

До появления Авдотьи в усадьбе Кузьма скучал в одиночестве. Поэт вспоминает о своей прежней жизни, наблюдает за судьбой народа и общается с хитрым бедняком по имени Серый.

Кузьме не с кем вести умные беседы. Авдотья была молчаливой, а Тихон говорил только о делах. Скоро Кузьма заболевает, но не находит сочувствия и поддержки у «Молодой». Умирает Настасья Петровна, Тихон занят похоронами. Кузьма чудом выздоравливает и осознает свое полное одиночество.

Братья грезят о переезде в город. Кузьма узнаёт о возвращении в деревню сына Серого – Дениса. Слухи о планах Тихона доходят до брата, он выступает против свадьбы не по любви. Кузьма по-отечески оберегает Авдотью, но та соглашается на свадьбу, лишь бы не побираться по улицам в старости.

Споры братьев не меняют ход событий. Тихон устраивает праздник и венчает молодых. Кузьма с тяжёлым сердцем благословляет Авдотью.

Невеста рыдает под завывания февральской вьюги.

Главные герои и их характеристика:

Второстепенные герои и их характеристика:

Краткое содержание повести «Деревня» подробно по главам

Братья Кузьма и Тихон неспешно ведут торговлю в родной деревне. Несколько поколений Красовых жило в Дурновке: прадеда затравили собаками за связь с барыней, дед прослыл вором и получил вольную, а отец начал своё дело и разорился, затем запил и помер.

У молодого поколения дела идут плохо, дохода почти нет. Братья страшно ссорятся и едва не хватаются за ножи, но находят в себе силы разойтись по-хорошему. Кузьма устроился к гуртовщику, а Тихон остался верен делу отца.

Холодный расчёт и упорный труд приносят старшему солидный капитал. Торговля идёт хорошо, во владении постоялый двор, кабак, земли и имение обнищавшего барина. Но ни усадьба, ни высокие доходы не унимали горя Тихона: наследников у него нет.

Герой сходился с немой кухаркой. Женщина родила малыша, но придавила его во сне. Законная жена Настасья Петровна круглый год на сносях, в родах мучается и только мёртвых девочек на свет рожает. Тихон водил супругу по святым местам, молился, но всё тщетно. Не суждено ему стать отцом.

Грянула монополия и неурожай. Тихон часто выпивал, с трудом тянул дела. Всё вокруг кажется герою ложью и грязным притворством. В 1904 году начинается война с Японией, а в 1905 – революция.

Злой на власть Тихон радовался новому укладу до первого нападения на имение. Крестьяне бунтовали у его порога, жгли дома и обвиняли хозяина в мошенничестве, но скоро всё стихло.

Тихон затаил обиду на крестьян и решил продать все и уехать в город. От продажи земель и переезда героя остановило появление в Дурновке юной девы Авдотьи. Красавица по кличке «Молодая» замужем за грубым простолюдином Родькой. Тихон нанимает обоих на работу, но скоро Родька уходит в солдаты.

Авдотья хороша собой. Тихон сулит ей богатство, но служанка не отвечает на ухаживания. Хозяин берёт её силой. Родька вернулся, прознал об измене и жестоко поколотил супружницу. Тихон надеялся получить наследника, но «Молодая» не забеременела. Герой уволил пару при первой возможности и прогнал со двора.

Тихон впервые вспоминает о Кузьме. Желая помириться с братом, он уезжает в город.

О чем спорили братья красовы. Смотреть фото О чем спорили братья красовы. Смотреть картинку О чем спорили братья красовы. Картинка про О чем спорили братья красовы. Фото О чем спорили братья красовы

Встреча братьев и откровенная беседа сближает их. Тихон предлагает Кузьме заняться барской усадьбой в Дурновке. Перемены в жизни вселяют уверенность в Кузьму, он с жаром приступает к охране поместья и ведению конторских книг.

Авдотья после увольнения притихла, но с беспечной крестьянкой по кличке «Коза» принялась по вечерам развлекать помещиков. Однажды раздетую по пояс Авдотью нашли привязанной к дереву.

Над «Молодой» надругались и выставили на посмешище. Позор девицы облетел всю Дурновку, люди ждали расправы Родьки над «порченной» супругой. Но парень скоропостижно скончался.

Старый проповедник Макар приходит к Тихону за исповедью. Хозяин прогоняет мошенника, но задумывается о своей грешной жизни. Тихон решает сделать доброе дело и сосватать Авдотью.

Девушка была в немилости у крестьян, но герой нашёл ей жениха. Безработный Дениска много читал, но жил бедно и избивал родного отца. Ради приданного Авдотьи парень соглашается на брак.

Кузьма писал о бедности и тяжкой жизни крестьян. Он верил, что простые люди духовно превосходили мещан, о чём часто спорил с другом Балашкиным. После смерти Балашкина поэт осиротел, теперь никто не поделится с ним книгами и не поучит уму-разуму.

Кузьма жил в Воронеже с замужней женщиной. Работал в конторе, но потерял любимую (она скончалась во время родов) и уехал в Елец.

Людское невежество, безразличие и несправедливость выбили почву из-под ног героя. Писал он всё хуже, работал всё меньше, пока не остался нищим шутом.

Наверное, где-то в Воронеже живёт его дочь от той замужней. Сам Кузьма без образования, работы и дома почти спился, но вовремя нашёл спасение в Дурновке у родного брата.

В усадьбе Кузьма развлекал себя пустыми беседами с крестьянками. Часто вёл наблюдение за жизнью народа и так познакомился со стариком Серым. Многодетный бедняк прослыл великим лодырем. Он до сих пор ищет «своё призвание» и живёт в развалюхе. Над Серым потешаются, ни на одной работе старичок с характером не задерживается.

Кузьме дед хвалится, как застукал дочку с местным парнем и хитростью выдал девочку замуж без приданного.

Скучно стало с крестьянами, Кузьма искал себе умного собеседника. Тихая Авдотья с поэтом не говорила. Тихон по глупости обвинял брата в связи со служанкой, но Кузьма относился к Авдотье с отеческой любовью.

Из Тулы вернулся Денис, сын Серого. Парень хвалился скорым браком и большими деньгами. Так Кузьма узнал об желании брата сосватать Авдотью за первого встречного. «Молодая» не протестовала. Она в гневе и слезах отказалась от сочувствия Кузьмы. Даже такой брак – спасение для «падшей женщины».

Свадьбу сыграли. Гулянье прошло на славу. Пьяные гости пели песни, а Кузьма через силу благословлял новобрачных. Невеста плакала, и Кузьма разрыдался вместе с ней.

Кратко об истории создания произведения

Бунин сделал первые наброски произведения в 1909 году. А через год в 1910 «строгая, простая и гармоничная» повесть вышла в свет в литературном журнале.

Автор писал, что «популярность моя началась, когда я напечатал свою «Деревню». Повесть стала началом длинного ряда произведений, которые потом вошли в собрание сочинений Бунина.

В основу прозы легла «русская душа, её светлые и тёмные, часто трагические стороны». Автор пытался донести до интеллигенции глубину души и мудрость простого народа. Истинный облик русского мужика вызвал «враждебные отклики» критиков. А Бунин отметил, что благодаря такой реакции «крепли его литературные силы…».

Источник

Анализ повести «Деревня» (И.А. Бунин)

Автор: Guru · Опубликовано 02.06.2021 · Обновлено 12.07.2021

Первая русская революция 1905-1907 годов оказала серьезное влияние на литературное творчество Ивана Алексеевича Бунина. Многие его произведения обрели социальную направленность, писатель размышляет над историей русского народа и теперешним положением простых людей, пытаясь понять, что ожидает крестьян в будущем. Повесть «Деревня», созданная Буниным в 1910 году, сочетает в себе философские и национальные аспекты, став одной из первых крупномасштабных историй, написанных автором.

Общая характеристика произведения

Иван Алексеевич работал над повестью «Деревня» на протяжении 10 лет, с 1900 по 1910 год. Перед читателями предстает несомненная обреченность русской провинции в начале 20-го века, в то же время автор весьма ярко и выразительно описывает патриархальный строй, который уже постепенно вытесняется наступившей новой эпохой. Сельская местность в этом произведении кажется настоящим царством безысходности, голода и неминуемого вымирания.

Бунин поставил перед собой цель показать подлинный облик русского народа без каких-либо прикрас. Писатель отразил в повести то, что довелось созерцать ему самому, в произведении демонстрируется нищета крестьян, их крайняя косность и нежелание что-либо менять в жизни, равнодушие и жестокость по отношению к другим людям.

Основной темой данной истории становятся рассуждения о том, кто именно виновен в печальном положении деревенских жителей. Один из центральных персонажей произведения, носящий имя Кузьма Красов, уверен в том, что на несчастных земледельцах не лежит никакой вины. В то же время Тихон Красов, брат Кузьмы, полагает, что именно крестьяне несут ответственность за убогость и беспросветность собственного существования.

Тихон становится в повести воплощением разумного и предусмотрительного сельского хозяина нового времени, а Кузьма является интеллигентом, пытающимся найти объяснение сложившейся ситуации. При этом Иван Алексеевич считает, что крестьяне все же сами виноваты в своих страданиях, однако писатель не предлагает никаких конкретных мер для улучшения жизни народа.

Композиция повести

События развиваются в деревне, именуемой Дурновка и ставшей собирательным образом множества подобных селений. Данным названием автор подчеркивает то, насколько неразумным является все существование крестьян.Повесть делится на три части. В первой из них главным героем выступает Тихон Красов, во второй внимание писателя сосредоточено на его брате Кузьме, в заключительной составляющей произведения Бунин подводит итоги жизни каждого из родственников. В их судьбах отражаются многочисленные проблемы российской деревни, причем братья во многом полностью противоположны друг другу.

Тихону, родившемуся в семье крепостных крестьян, удается стать состоятельным человеком и обладателем поместья. Мужчина нисколько не сомневается в том, что основной жизненной ценностью являются деньги, он тратит всю свою энергию и смекалку на увеличение собственного капитала. Однако брат Тихона Кузьма является совершенно иным, он с горечью раздумывает о том, что ожидает в дальнейшем Россию, его искренне огорчают невежество, крайняя бедность и отсталость крестьян.

Образы братьев Красовых

Демонстрируя читателям личность Кузьмы Красова, Иван Алексеевич показывает в образе этого персонажа зарождающиеся качества новой психологии народа. Кузьма, раздумывая о лени и неразвитости обитателей села, приходит к выводу, что, помимо нелегких обстоятельств, и сами люди виновны в том, что они ведут едва ли не животное существование.

При этом Тихон, напротив, является человеком предусмотрительным и расчетливым, который всегда думает главным образом о собственном благе. Тихон прибегает к любым способам ради обогащения, но и его охватывает глубокое отчаяние, когда он размышляет о будущем родной страны.

Братья постоянно спорят между собой, и в их разговорах писатель показывает и темные, и светлые составляющие бытия мужиков, отражая полнейший упадок и деградацию мира крестьян. В последней части повести Тихон и Кузьма, жизненный путь которых уже приближается к завершению, испытывают настоящее отчаяние. Кузьма страдает от одиночества, а Тихон переживает из-за отсутствия наследников и крушения привычного для него деревенского уклада. Невзирая на всю несхожесть братьев, оба чувствуют себя лишними и никому не нужными в окружающей жизни.

Восприятие Буниным революционного движения

В данном произведении Иван Алексеевич дает четкую и объективную оценку современной ему России. Автор подчеркивает, что те, кого в те времена называли «бунтовщиками», являются неумными, ограниченными и грубыми людьми, не получившими никакого воспитания. По мнению Бунина, все их попытки каким-либо образом улучшить положение вещей обречены на провал, поскольку эти люди не могут ничего изменить в собственном сознании и мироощущении, которое остается застывшим и косным. Деревня, которую автор демонстрирует читателям, представляет собой весьма печальное зрелище.

Крестьянство в повести

Бунин откровенно демонстрирует все крайне неприятные качества, присущие мужикам, в частности, рукоприкладство по отношению к женам и детям, безжалостное обращение с животными, непрекращающееся злоупотребление алкоголем. Многие из жителей Дурновки абсолютно не осознают, что происходит вокруг них, они не в силах воспринять никаких новых впечатлений.

В селении обитает некий Серый, существующий в условиях полнейшей нищеты, несмотря на наличие у этого человека немалого количества земли. Не желая трудиться, крестьянин живет в нетопленной избе, а его дети опасаются света, привыкнув находиться в темноте.

В образе одной деревни автор представляет всю Россию. Иван Алексеевич полагает, что мужики способны лишь на стихийный бунт, который в любом случае не приведет ни к каким результатам. Бунин упоминает о том, что однажды обитатели уездных сел принялись протестовать, но их действия ограничились только сожжением нескольких усадеб.

Заключение

Многие упрекали писателя в нелюбви к народу и в том, что ему фактически не знакома реальная жизнь крестьян. Однако на самом деле Иван Алексеевич никогда не написал бы столь правдивого и пронзительного произведения, если бы искренне не болел за мужиков и родную страну. При этом в повести Бунина отчетливо отражается то, что не позволяет простым русским людям полноценно развиваться и двигаться вперед.

Источник

Размышления о России в повести И.А. Бунина «Деревня»

Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня»

Цели урока: показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской литературы тему; разобраться в авторской позиции.

Методические приемы: пояснения учителя, аналитическое чтение.

I. Вступительное слово учителя

Повесть «Деревня» написана в 1910 году уже известным, сложившимся писателем. В произведениях 10-х годов усиливается эпическое начало, философские размышления о судьбах России, о «душе русского человека». В повестях «Деревня» и «Суходол», в рассказах «Древний человек», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни» и др. Бунин ставит задачу отобразить главные, как он считает, слои русского народа — крестьянство, мещанство, мелкопоместное дворянство, и наметить исторические перспективы страны.

Тема деревни и связанные с ней проблемы русской жизни были основными в нашей литературе на протяжении целого столетия.

— В произведениях каких писателей поднимается тема деревни?

(Достаточно вспомнить Тургенева («Записки охотника», Отцы и дети»), Толстого («Утро помещика», «Война и мир», Анна Каренина», «Власть тьмы»), Чехова («Мужики», «В овраге», «Крыжовник»).)

— Каков сюжет повести?

(В повести нет четкого сюжета. Повествование строится на чередовании жанровых картин сцен обыденной деревенской жизни, портретных зарисовок мужиков, описании их жилья, выразительных пейзажей.)

— В чем особенности повествования, авторской позиции?

(Все эти сцены, картины, эпизоды показаны сквозь призму субъективного восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Деревня видится, главным образом глазами этих персонажей. Картина деревенской, да и вообще российской жизни вырисовывается из их бесед, споров, реплик. Таким образом достигается объективность рассказа. Прямой авторской оценки нет, хотя иногда она явно выступает из реплик героев. Тихон с раздражением заключает: «Эх, и нищета же кругом! Дотла разорились мужики, трынкы не осталось в оскудевших усадьбишках, раскиданных по уезду», и его мысли сливаются с взглядом и мнением автора. Мысль о всеобщем обнищании и разоренье мужиков проходит через многие эпизоды.)

— Как Бунин изображает деревню? Приведите примеры описаний.

— Какими видятся автору жители деревни, дурновцы?

(Посреди Дурновки стоит изба наиболее нищего и бездельного мужика с выразительной кличкой Серый. Эта кличка под стать общему серому колориту деревни, всей серой жизни дурновцев. «Наружность Серого оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызганный, валенки разбиты и подшиты бечевой». Темная его изба «неприятно чернела», «была глуха, мертва», это «почти звериное жилье» (гл. III). Теснота, мрак, вонь, холод, болезни. Жуткий крестьянский быт и нечеловеческие нравы — отвратительная жизнь. Где же здесь любовь к России?

Жители деревни ленивы, апатичны, равнодушны, жестоки друг к другу. Они разучились хозяйствовать на земле, вообще отвыкли работать. Серый, например, «будто все ждал чего-то», сидел дома, «поджидая малостей от Думы», «шатался от двора к двору» — норовил попить-поесть на дармовщинку.

Вспомним известный каламбур Пушкина — эпиграфы ко второй главе «Евгения Онегина»: «O rus!», («О деревня!» Гораций, лат.) и «О Русь!» Как соотносятся понятия «деревня» и «Россия» у Бунина?

(Деревня у Бунина — модель России. «Да она вся — деревня, на носу заруби себе это! — выделяет Бунин курсивом. Размышления о деревне — размышления о судьбе народа, о национальном характере, о судьбе родины Бунин развенчивает славянофильский миф о «богоизбранности» русского народа. Ужас жизни в том, что масса прекрасных задатков искалечена, изуродована. Бунин не злорадствует, глубоко переживает за Россию, сочувствует ей. Он не зовет в прошлое, не идеализирует крестьянина, патриархальные устои. В его «Деревне» — боль и страх за судьбу родины, попытка понять, что несет новая, городская, буржуазная цивилизация России, народу, отдельному человеку.)

— Какое место в повести занимают образы Тихона и Кузьмы Красовых?

(На примере судьбы братьев Красовых Бунин показывает «светлые и темные, но почти всегда трагические основы жизни, две стороны национального характера. Кузьма — изломанный жизнью неудачник, покинувший деревню, после долгих скитаний устроившийся конторщиком в городе, поэт-самоучка, свободное время отдает «саморазвитию. чтению то есть». Тихон — хозяин, сумевший выкупить дурновское имение. Строгий, волевой, жесткий, властный человек, он «ястребом следил за каждой пядью земли». В разговорах, в спорах братьев раскрываются взгляды на Россию, на ее перспективы. Братьев Красовых объединяет ощущение обреченности деревни. Тихон Ильич говаривал: «Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей ввиду: своего я тебе трынки не отдам! Кузьма же не разделяет его гордости: «Ты вот, вижу, гордишься, что ты русский, а я, брат, ох, далеко не славянофил! (. ) не хвалитесь вы, за-ради Бога, что вы — русские. Дикий мы народ!» И добавляет: «Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!» Потенциальное богатство — чернозем — остается лишь черной жирной грязью, а «избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами», даже в богатых дворах — убожество: «грязь кругом по колено, на крыльце лежит свинья. Окошечки крохотные, и в жилой половине избы. темнота, вечная теснота…». (гл. II).)

— О чем спорят братья Красовы?

(Споры братьев касаются разных сторон жизни: истории, литературы, политики, обычаев, нравов, быта и т. д. Для обоих характерны философские размышления о смысле жизни, о цели ее. Оба уже немолоды, пора подводить итоги, а они неутешительны. «Пропала жизнь, братуша! — говорит Тихон. — Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да и истаскала его наизнанку. Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по будням носить, — праздника, мол, дождусь, — а пришел праздник — лохмотья одни остались. Так вот и я. с жизнью-то своей. Истинно так!»)

— Есть ли в повести светлые образы?

(Эпизодически появляются в повести привлекательные персонажи: Однодворка и ее юркий и сообразительный сын Сенька, безымянный мужик «с чудесным добрым лицом в рыжей бородке», который восхитил Кузьму своей внешностью и своим поведением, странник Иванушка, молодой крестьянин возница — «оборванный, но красивый батрак, стройный, бледный, с красноватой бородкой, с умными глазами». По самому тону описания понятно, каковы идеалы человека из народа, каковы симпатии автора.

Поэтически изображена Молодая. Она хорошо даже в уродливом крестьянском наряде, скромна и стыдлива, ласкова и отзывчива.)

— Каково значение образа Молодой?

(Образ Молодой (Евдокии) несет символическую нагрузку. Она олицетворяет Россию. Судьба Молодой трагична: от безвыходности она идет замуж за дурака, хама и лентяя Дениску. Свадьба, скорее, похожа на похороны: «все угорели. Угарно было и в церкви, угарно, холодно и сумрачно — от вьюги, низких сводов и решеток в окошечках»; рука Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей свечи капал на оборки ее голубого платья. » Сценой свадебного «поезжанья» заканчивается «Деревня». Эта сцена — аллюзия на гоголевскую Русь-тройку: свадебный поезд, несущийся в сумерках среди страшной вьюги «в буйную темную муть».)

III. Заключительное слово учителя

Русский характер, русский народ в массе своей предстает как богатая, но невозделанная почва. Талантливость, наивность, непосредственность соседствуют с непрактичностью, бесхозяйственностью, неумением приложить свои силы к настоящему делу, с неразвитостью сознания. Но безысходности в восприятии Бунина нет. Наряду с косностью и беспросветностью жизни передается и состояние всеобщего недовольства, ожидание перемен, стремление как-то изменить свою судьбу и судьбу страны. Мир бунинской деревни трагичен, но светел, прежде всего чувствами, переживаниями самого автора.

Повесть Бунина была высоко оценена критикой. Многие увидели в ней «глубоко пессимистическое, почти отрицательное», «безотрадные и отвратительные краски». В связи с этим обратимся к оценке М. Горького (из письма к И. А. Бунину, 1910):

«Конец «Деревни» я прочитал — с волнением и радостью за Вас, с великой радостью, ибо Вы написали первостепенную вещь. Это — несомненно для меня: так глубоко, так исторически деревню никто не брал. (. ) Я не вижу, с чем можно сравнить Вашу вещь, тронут ею — очень сильно. Дорог мне этот скромный, скрытый, заглушенный стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это ново. Так еще не писали. (. )

Не считайте моих речей о «Деревне» приподнятыми и преувеличенными, это не так. Я почти уверен, что московские и петербургские всех партий и окрасок иваны непомнящие и незнающие, кои делают критические статьи для журналов, — не оценят «деревни», не поймут ни существа, ни формы ее. Угроза, скрытая в ней, тактически неприемлема как для левых, так и для правых, — угрозы этой никто не заметит.

Но я знаю, что когда пройдет ошеломленность и растерянность, когда мы излечимся от хамской распущенности — это должно быть или — мы пропали! — тогда серьезные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей, «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России? Мы еще не думали о России, — как о целом — это произведение указало нам на необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

1. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2. Найти образы-символы, определить их значение.

3. Определить роль эпизодических лиц.

Дополнительный материал для учителя

1. Место повести «Деревня» в литературном процессе

Первое крупное произведение И. А. Бунина «Деревня» было опубликовано в 1910 году, но и в наши дни эта повесть остается актуальной и предоставляет значительный материал для современных литературоведов, размышляющих о проблемах «русской души» и «национального характера». Эти темы в творчестве Бунина до сих пор приковывают внимание критиков к небольшому произведению, созданному писателем еще в начале прошлого века. И это не случайно, ведь русская критика всегда стремилась найти ответ на вопрос: что такое «русская душа» и русский человек в целом? Потому и не угасает внимание к повести «Деревня», что она является очень емким произведением русской литературы, в котором все внимание автора обращено к животрепещущим проблемам народной жизни и проблемам русской деревни, в котором объективно отражена действительность того времени.

Описание Буниным деревенской жизни в России не оставило равнодушными современников. Сразу же после выхода повести в свет появились разные оценки этого произведения. Одни читатели возмущались лживостью изображения русской деревни и ее жителей, а другие нашли для себя главный вопрос, поставленный автором: «. быть или не быть России?» (М. Горький).

Анализируя произведение Бунина, критики не могли не затронуть темы изображения «русской души», не могли не обратить внимания на «бунинские пророчества» в отношении будущего России, так как все произведение пронизано описанием актуальных проблем тех лет, размышлениями о судьбах крестьянства и, конечно, о своеобразии национального русского характера.

Замыслу писателя в реалистическом отображении действительности отвечал особый жанр написанного им произведения — жанр повести-хроники, где на первый план выведены простые мужики, а свидетели происходящего, свидетели «со стороны», оставлены на втором плане. Задачам, поставленным перед автором, соответствовал и сюжет «Деревни», который лишен интриги, неожиданных событий, фабульного развития, четкой развязки. Все в повести Бунина погружено в стихию медленно идущей жизни, устоявшегося быта. Но каждая композиционная часть произведения открывает перед читателем все новые неожиданные и потрясающие воображение стороны деревенской действительности.

Повесть «Деревня» представляет собой произведение откровенно полемическое. Правда, в отличие от других произведений, к примеру А. П. Чехова, в повести Бунина о народе рассуждает не интеллигенция, а люди, вышедшие из крестьян. Откровенный и страшный вопрос задается одним из героев повести: «Есть ли кто лютее нашего народа?» И в произведении читатель находит на него ответ, к сожалению, не менее страшный: русский народ не хочет и не умеет победить в себе темное, звериное начало.

Из этого ответа вытекает и основная проблема, поднятая в бунинской повести: беда или вина русского народа в том, что он живет такой убогой, страшной и скудной жизнью? И на примере судьбы двух братьев Красовых автор показывает трагическую предрешенность судьбы русского народа, который зависит от свойств своей психики. Один из братьев — кабатчик и торговец Тихон Ильич Красов — мужик сильный, крепкий, хитрый. Он воплощает силу, активность и упорство. Другой брат — Кузьма — мягче, добрее и тоньше. Он воплощает душевную теплоту, лиричность и мягкость. Несмотря на то, что два родных брата так непохожи друг на друга, жизнь их приводит к одному — к бессилию и духовному опустошению. Даже они, вышедшие из народа и поднявшиеся на ступеньку выше, остались несчастны.

Виной такого исхода Бунин считает психику русского народа и дает ей свое определение — «пестрая душа». Поясняя эти слова, он приводит высказывание самого народа: «Народ сам сказал про себя — “из нас, как из древа, — и дубина и икона” — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обработает: Сергий Радонежский или Емельян Пугачев».

Объяснение понятия «пестрая душа» автор вкладывает в уста самого Тихона Красого, который восклицает: «Чудной мы народ! Пестрая душа! То чистая собака человек, то грустит. нежничает, сам над собою плачет».

Неслучаен финал повести — свадьба, больше похожая на похороны. Ведь Евдокия, по прозвищу Молодая, выходит замуж за самого развращенного и гадкого мужика деревни. Эту свадьбу можно истолковать символически: Красота погибает под натиском уродства, и пурга заметает жилье. Русская деревня исчезает под снежными сугробами, как исчезли под слоем песка древние города.

Такой мрачный финал вытекает из самой жизни деревни с выразительным названием Дурновка. Все в ней носит алогичный характер, не имеет смысла и самое главное — выходит за пределы нормы. Деревня неуклонно и быстро гибнет: разрываются семейные и общественные связи, рушится сложившийся веками уклад жизни. Не в силах приостановить гибель деревни и бунт крестьян, он только ускоряет этот процесс, о чем с болью повествует автор повести.

Бунин в «Деревне» очень наглядно показал, что мораль, которой определялась жизнь русской деревни в прошлом, совершенно утрачена. А существующая жизнь без нравственных начал, главная цель которой — выживание, недостойна человека.

По словам автора повести, он «взял типическое», именно то, что происходит в жизни русской деревни. Бунин также говорил, что его в первую очередь интересует «душа русского человека», «души русских людей вообще», а не мужики сами по себе.

Поднятые в повести проблемы русского характера и жизни народа волновали и до сих пор волнуют литературоведов, поэтому произведение Бунина «Деревня» и в наше время актуально и способно дать ответы на некоторые вопросы, поставленные самой российской жизнью. Актуальны и по сей день необыкновенные «пророчества» Бунина о «русской душе» и о «судьбе русского народа».

2. Статья В. В. Розанова «Не верьте беллетристам. »

В качестве дополнительного материала в процессе изучения повести Бунина «Деревня» можно предложить учащимся обсуждение статьи знаменитого русского философа, литературного критика и публициста Василия Васильевича Розанова (1856-1919 гг.). Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению предлагаемой статьи, необходимо сказать несколько слов о ее авторе и познакомить учеников с его мировоззрением и жизненной философией.

Трудно точно определить, кем был В. В. Розанов — философом, критиком или литератором. Его месту в русской культуре непросто дать привычную классификацию. Мысль Розанова стремилась отразить мир во всех проявлениях, отсюда — обилие и разнообразие идей и тем, затрагивающихся его творчеством. Сам Розанов так отзывался о своих сочинениях: «Вывороченные шпалы. Шашки. Песок. Камень. Рытвины. “Что это? — ремонт мостовой? — Нет, это “Сочинения Розанова”. И по железным рельсам несется уверенно трамвай».

Розанов жил и писал по-своему, нередко был непоследовательным в своих философских, политических и эстетических идеях и суждениях, не стремился к единству и идее и не придавал значения мнению современников.

В. Розанова принято в первую очередь считать одним из самых ярких и самобытных представителей русской религиозной философии. Именно эта философия видела свою главную задачу в осмыслении места и назначения человека в мире. Розанов всегда был философом, который задумывался о судьбах мира.

Вполне обоснованно можно назвать В. Розанова и литературным критиком, ведь он всегда размышлял о литературном развитии, о писателях и их судьбах, о роли книги в современном обществе. Именно по поводу книг современников им написано много статей и рецензий, среди которых и статья «Не верьте беллетристам. », опубликованная в газете «Новое время» 5 января 1911 года.

Статья явилась своеобразным читательским откликом Розанова на рассказ Н. Олигера «Осенняя песня» и на обзор К. Чуковского последних литературных трудов. Среди них были представлены произведения И. Бунина, повествующие о русском крестьянстве; М. Горького — о мещанах; А. Толстого — о помещиках; Ив. Рукавишникова — о купеческой жизни, К. Чуковский в своем обзоре говорил о критическом отношении писателей к русской действительности и отметил талант их авторов.

В. Розанов в статье «Не верьте беллетристам. » не соглашается с изображением русской жизни в этих произведениях, считает, «что беллетристы, все пятеро, просто врут». Критик воспринимает предложенные художественные произведения с позиции простого читателя, для которого личный житейский опыт и здравый смысл служат критерием оценки прочитанного. Розанов считает, что искусство должно изображать правду жизни, поэтому писатели обязаны показывать саму действительность, жизнь страны и народа, в частности, его здоровье, экономическое и социальное положение.

Поэтому с изображением «беллетристов» Розанов не намерен соглашаться: «Ну, если правду они говорят, тогда России уже в сущности нет, одно пустое место, сгнившее место, которое остается только завоевать “соседнему умному народу”, как о том мечтал уже Смердяков в “Братьях Карамазовых”».

Критик считает, что художественное произведение должно «указать» на собственный опыт читателя, на реальную жизнь и действительность, тем более если произведение претендует на звание «реалистического», изображающего все «правдивое» и «типическое». И как бы писатель ни «модернизировал» действительность, такое произведение должно показывать жизнь, знакомую читателю.

Розанов считает неразрывными понятие «правды искусства» и талантливость писателя. Разве можно произведение назвать талантливым, если его автор «врет», изображая действительность? Талантливый писатель это тот писатель, взгляд которого на жизнь и изображение ее в произведении полностью соответствует самой «правде жизни».

Мнение Розанова по поводу талантливости авторов упомянутых произведений звучит эмоционально и резко: «Да что “талантливо”-то? Написаны они “талантливо”: так ведь это мастерство руки, привычка к технике письма, и, словом, чернила и бумага».

Одной из причин недостаточно правдивого изображения жизни писателями В. Розанов считает их ограниченность в видении окружающего мира, объясняя это тем, что писательская среда, как и любая профессиональная среда, является замкнутой на себе самой. Ссылаясь на свой жизненный опыт, критик говорит о повседневной жизни «беллетристов», показывая писателей в «Театральном клубе», шикарном дворце князей Юсуповых.

Так из какого «жизненного» пространства, из какой среды писатель может увидеть действительность, если его среда так замкнута? Поэтому и присутствует в произведении писателя его собственное представление о стране, о народе, о крестьянстве. А жизнь простого народа служит для него только «материалом», необходимым для подтверждения этих представлений. Отсюда и появляется в произведении авторское видение действительности. Что же касается произведений, упомянутых Розановым, то в них как раз отразились авторские взгляды и идейные установки, свойственные писателям того времени. Практически каждый из них приписывал своим героям собственное видение мира.

После всего сказанного становятся понятны слова, сказанные И. Буниным о своем творчестве: «Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. В сущности, я занимаюсь невозможным занятием. Я изнемогаю от того, что на мир смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе!»

В статье «Не верьте беллетристам. » В. Розанов свободно и мастерски изложил свою точку зрения на недостатки, присутствующие в произведениях определенных писателей. И сделал это, не очень заботясь о логических доказательствах, постоянно проводя параллели между реалиями литературы и «правдой жизни» и свободно выражая свои эмоции по поводу несогласия с упомянутыми авторами в изображении действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *