О чем спектакль забыть герострата
Все отзывы о спектакле Забыть Герострата
Постановка Молодежный театр на Фонтанке
Лучшие отзывы о спектакле «Забыть Герострата»
.
Про поджигателя храма Герострата, который не выходя из камеры смертников, сумел превратится из ненавидимого всеми изгоя в легендарного спасителя и любимца целого народа.
В общем, браво Маслаков, браво, Спивак!
«Кто такая Артемида? Жестокосердная
богиня охоты. Она носится по лесам со свитой своих зверей,
стреляет из лука и прячется от людского взора.
Она и любить-то не умеет, несчастная!
За что ей возводятся храмы?
За что ей приносят жертвы?»
(Г.Горин «Забыть Герострата»)
Насмешка прошлого в современной пьесе Григория Горина обросла новыми подробностями и заманчивыми предположениями. Многие из них на грани неуемной фантазии автора и его психологических ныряний в глубины человеческого подсознания, его темных и светлых сторон. Но структура личности Герострата настолько смешанна на ядах и противоядиях, что трудно только сочувствовать, или ненавидеть его. Помесь антигероя-самоучки, сумевшего добиться всего: славы, денег, восхищения и даже любви. На протяжении всей пьесы Герострат доказывает себе и людям, что не только за деньги можно купить все, хотя и золотые монетки сыграют немаловажную роль в судьбе героя-уничтожителя. Чуть позже в ход пойдет человеческое любопытство, глупость, жадность, похотливость и жажда бессмертия. Герострат с легкостью докажет, что и любовь может быть тщеславной и часто продается ради славы. Но кого этим удивить сейчас.
Забыть Герострата! (пьеса)
Содержание
Персонажи
Место и время действия
Место действия — город Эфес. Время действия — 356 год до нашей эры.
Сюжет
Оставшись один на один с Клеоном, Герострат рассказывает ему свою историю и объясняет истинную цель своего поступка: он хотел прославиться как человек, бросивший вызов богам. Герострат уверен, что теперь его имя не забудется, и что вскоре горожане его полюбят.
После ухода Клеона, к Герострату приходит его бывший тесть Крисипп. Герострат обещает ему вернуть давний долг, но денег у Герострата нет. Вместо денег он отдаёт Крисиппу свою рукопись «мемуары человека, поджегшего самый великий храм в мире», содержащую жизнеописание Герострата, его стихи и философию. Герострат предлагает Крисиппу размножить эту рукопись и продавать. За неё он хочет денег, причём значительно больше суммы долга. После торга они договариваются на сумму в 500 драхм. Эти деньги Герострат через тюремщика передаёт в харчевню Дионисия, где собираются все пьяницы Эфеса, им на пропой.
Тем временем, правитель Эфеса и сатрап персидского царя Тиссаферн обсуждает с Клеоном и своей женой Клементиной что же случилось и как поступать дальше. Клеон уверяет Тиссаферна, что Герострат сжёг храм дабы увековечить своё имя. Клементина же выдвигает более романтическую теорию о том, что храм был сожжён во имя неразделённой любви. Она даже завидует этой женщине, поскольку ей самой очень хочется оставить свой след в истории. С этой целью она наводнила своё жилище летописцами, записывающими каждое действие Тиссаферна. («Эти историки и поэты так и шныряют по двору, так и смотрят, чего бы описать и запечатлеть», — жалуется Тиссаферн [3] )
К Тиссаферну приходит Эрита, жрица храма Артемиды. Она рыдает, проклиная и Герострата, и эфесцев, и всё человечество. Клеон назначает суд на следующий день, причём он не желает делать из казни зрелище дабы не льстить честолюбию преступника. Но Эрита неожиданно объявляет, что она против наказания Герострата людьми, а покарать его должна Артемида. С целью выяснить, действительно ли это так, она послала гонца к Дельфийскому оракулу. Эрита просит отложить решение на месяц, пока не вернётся гонец. Клеон против. Тиссаферн, не зная, как поступить, решает прибегнуть к голосованию. За немедленную казнь Клеон и Клементина, за отсрочку — Эрита. Но ситуация меняется, когда Клементина узнаёт, что Герострат молод и хорош собой. Она тоже голосует за отсрочку. Намечается спор. Тиссаферн не может принять решения.
К Герострату вернулся пьяный тюремщик и рассказал, что пьяницы Эфеса возмущены поступком Герострата. Но, поспорив, что же делать с деньгами (Утопить в нужнике? Или всё-таки пропить?), решают их пропить. Выполнив задуманное, они решают, что Герострат — мерзавец, каких мало, но всё-таки в нём есть что-то человеческое.
Также тюремщик сообщает, что несколько человек ждут свидания с Геростратом, в том числе какая-то женщина, которая закрыла своё лицо. Герострат велит привести сначала женщину и, заплатив тюремщику, требует оставить их наедине. Этой женщиной оказалась Клементина. Она решила проверить свою версию о том, что Герострат сжёг храм из-за любви, и была очень огорчена, когда выяснила, что мотив Герострата не имел с её идеалом ничего общего. Герострат понимает причину её гнева и говорит что любит её. Да, он не скрывает, что это — неправда, но кого интересует правда? Он тут же создаёт легенду, по которой он сжёг храм именно из-за любви к Клементине. И он во время казни публично объявит об этом. За это он требует любви Клементины. Человек театра, несмотря на свои правила невмешательства, пытается остановить Клементину, на что Герострат угрожает назвать имя другой женщины. Пришедшего вдруг тюремщика Клементина запугивает, после чего Клементина с Геростратом удаляются.
Человек театра «вынужден объявить антракт»
Уже двадцать дней прошло с тех пор, как Герострат сжёг храм. И Герострат всё ещё жив и здоров.
Клеон делится с человеком театра своими наблюдениями. Он утверждает, что Герострат не философ, и вся его программа заключается в бездарных словах: «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь! Этим ты славу добудешь себе и покорность!». Человек театра предупреждает Клеона об опасности таких идей.
Тем временем к Клеону привели тюремщика. Не выдержав угроз пытками, тюремщик рассказал Клеону, что к Герострату приходил Крисипп и ещё один человек. В этот момент в суд приходит Клементина, и тюремщик, желая показать ей, что он её не назвал, выдаёт её. Клеон прогоняет тюремщика и начинает допрос Клементины. Клементина рассказывает, что Герострат действительно сжёг храм из любви, причём к ней. Клеон же понимает, что Герострат не мог выдумать такую легенду, что это было придумано с подсказки самой Клементины. И Клеон требует у Клементины назвать цену, которую она заплатила Герострату за принятие легенды. Клементина отказывается отвечать. Тогда Клеон арестовывает Клементину и сообщает ей, что правду он узнает от тюремщика.
Приходит вызванный в суд Крисипп. Его обвиняют в незаконной продаже сочинений Герострата, но Крисипп утверждает, что продавал эти свитки только до выхода закона, а потом уничтожил все остатки. Клеон грозит ему обыском. Крисипп спокойно отдаёт Клеону ключи от складов. Клеон понимает, что свитки спрятаны в другом месте. Надавив на Крисиппа, Клеон понимает, что свитки спрятаны в гинекее. В ответ, Крисипп заявляет, что хочет сделать чистосердечное признание и рассказывает, что некий знатный человек заказал ему пятнадцать папирусов. Клеон настаивает, чтобы Крисипп назвал имя заказчика. В этот момент в зал входит Тиссаферн, и Крисипп указывает на него. Клеон прогоняет Крисиппа.
Герострата забыть… невозможно?
У каждого режиссера свои пристрастия в драматургии. У народного артиста России Александра Зыкова, художественного руководителя Норильского заполярного театра драмы им. Маяковского, один из любимейших авторов – его современник Григорий Горин. Пожалуй, ни к одному драматургу Александр Маркович не обращался так часто. В этом году на гастроли в Красноярск норильчане привезли два спектакля по горинским пьесам – «…Забыть Герострата!» и «Шут Балакирев». Что в некотором смысле символично: если «…Забыть Герострата!», написанная в 1970 г. – первая пьеса-притча драматурга на исторические темы, то последнюю называют его творческим завещанием. «Шута Балакирева» Горин написал незадолго до своей смерти.
Как в первой, так и в последующих пьесах Горина фигурируют известные литературные и исторические персонажи. Но это не просто пересказ событий их жизни языком драматургии, через поступки и диалоги своих героев автор поднимал актуальные проблемы своего времени. Многие из них остаются современными и по сей день.
В основе сюжета трагикомедии «…Забыть Герострата» – история о базарном торговце Герострате, который в четвертом веке до нашей эры сжег прославленный храм Артемиды в Эфесе. Но только на первый взгляд кажется, что Герострат осмелился осквернить святыню лишь ради того, чтобы увековечить свое имя. У Горина все гораздо глубже: его герой рвется к власти. Что весьма убедительно показано в спектакле Александра Зыкова.
Кстати, некоторые постановщики данной пьесы Горина, желая еще больше «приблизить ее к современности», оставляют Герострата в живых. По их мнению, именно Зло сегодня торжествует, и не закон и справедливость, а ничтожества, прорвавшиеся «из грязи в князи», ныне правят миром. Зыков оставил в своем спектакле все, как задумал драматург. И, тем не менее, финал не внушает оптимизма. Казалось бы, все справедливо: злодей повергнут, а храм восстанавливается, но… Его имя, а не имена созидателей, остается в памяти. Как это ни печально.
Что касается игры актеров, то замечу, что далеко не во всех спектаклях норильской труппы распределение ролей мне показалось удачным. Но «…Забыть Герострата!» не вызывает особых нареканий. Особенно впечатляет игра Ребрия и Сорокина: на мой взгляд, их роли в данном спектакле – одни из самых ярких и интересных в репертуаре артистов. А Александр Глушков в роли ростовщика Крисиппа – само олицетворение жадности! Но вот Василий Решетников воспринимается не столь убедительным – в некоторых сценах его Клеон слишком уж отстраненный и не тянет на страстного поборника справедливости. Как не тянет на гордую правительницу Эфеса и Варвара Бабаянц – в ее исполнении Клементина слишком уж однозначна и кажется скорее глупой публичной девкой, а не высокомерной госпожой, которая соблазняет Герострата ради тщеславного расчета.
Тем не менее, в целом спектакль оставляет очень хорошее впечатление. Что не скажешь об еще одной постановке по Горину, «Шуте Балакиреве». Но об этом – в следующем обзоре.
Публикации
Поджигатель добился своего: в бездонной толще времени не затерялось его имя Герострат. Жива и действует по сию пору проповедуемая его последователями формула: «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь…».
Это имя, словно эхо далекого взрыва, сквозь физически ощущаемые децибелы музыки ввинчивается в зал. На высокой ноте эмоций настроенный пролог определяет тональность спектакля, скажем так, непростой структуры. Приступая к работе над ним, режиссер-постановщик, заслуженный артист Казахстана Виктор Шалаев в интервью газете «Северный Казахстан» сказал, что это будет не путешествие в историю, а приглашение поразмышлять о причинно-следственной связи ее явлений, о недугах человеческой памяти и цене утрат, происходящих в результате ее перекосов.
В 356 году до н.э. в городе Эфесе базарный торговец Герострат сжег храм богини Артемиды. Сделал он это из тщеславия, мечтая любым способом стать известным, прослыть человеком, бросившим вызов богам. Проходит двадцать дней, которые дали возможность Герострату изрядно покуражиться и над властями, и над простыми смертными, обеспечив несостоятельность табу на упоминание его имени, а суда все нет. Динамика этих двадцати дней и определяет стержень сюжета спектакля.
Действует избранная Геростратом формула достижения поставленной цели: «Делай что хочешь, богов не боясь и с людьми не считаясь…».
Эта формула, на протяжении последовавших с той поры веков не раз мобилизовавшая различного толка силы дестабилизации, разрушения, и в Эфесе двухтысячелетней давности, как видим, определила не только геростратовы наклонности. Один из влиятельнейших людей города, повелитель Тиссаферн, комичный в проявлении своей марионеточной сути, пожалуй, на полном серьезе заявляет о собственном праве нарушить закон, так как он и создал этот закон.
По лабиринту событий давно минувших дней зрителя ведет Человек театра наших дней – артист Константин Демидов. Человек театра сразу предупредил, что он не будет вмешиваться в действие, и почти сдержал слово, лишь один раз нарушив его.
Можно сказать, что В. Шалаев достиг поставленной им режиссерской цели. Спектакль заставляет думать о том, как часто сумасбродные идеи подвергали мир опасности и подвергают сегодня. Требуется неусыпное противостояние им.
Николай Дроздецкий
Посеявший огонь, пожавший славу…
Забыть Герострата
Шикарный замах на необъятность человеческих страстей, искушений и греховности сделал в своей премьерной постановке заслуженный артист Казахстана, режиссер театра драмы имени Погодина Виктор Шалаев. Он оживил пьесу «Забыть Герострата», написанную в 1972 году драматургом, писателем-сатириком Григорием Гориным.
Атланты держат небо на каменных руках…
— Герострат возник спонтанно, под влиянием песни «Атланты держат небо на каменных руках», которая оказалась в репертуаре разучиваемых мной на гитаре бардовских песен… Вспомнил название, потрясающую драматургию Горина, перечитал пьесу. И… Был потрясен! Это же про наше время!
Я слежу за событиями, происходящими в мире… Уничтожение памятников истории на Ближнем востоке группами населения другой веры, желание политиков любыми способами добиться известности, манипулирование сознанием простого народа, драки в парламентах, интриги, убийства, вселенское вранье… Решил: надо ставить!
Надеюсь, что это будет происходить и у нас! Только бы власть в нашем городе, области помогала представителям нашей культуры, поддерживала и пиарила настоящие ростки культуры и искусства, работающие на духовное здоровье общества.
Чтобы это стало очень важным для педагогического состава всех учебных заведений региона! Тогда мы все вместе сделаем важное и доброе дело и не будем испытывать стыд перед будущими поколениями!
Алена Любушак.
«Человек театра» в сереньком пиджачке, который выглядит анахронизмом на фоне ярких одеяний эфессцев, рассуждает вслух, пытаясь понять, как вынашивается идея господства личности над людьми и к чему ведет безнаказанность преступления. Если во времена написания пьесы Горина, в середине XX века, проводилась историческая параллель с зарождением фашизма, то сегодня Герострат встал в ряд с варварами ИГИЛа, разрушающими древние памятники истории и архитектуры, посягающими на жизнь целых народов.
Очень эффектна заключительная картина, когда все артисты выходят на сцену с греческими масками на лицах, а потом их снимают и возвращаются в сегодняшний день. Возвращается из далекого прошлого и Константин Демидов. Обращаясь к зрителям, он говорит:
— Это было, было. И сегодня меня мучает вопрос: что же ждет людей в XXI веке – закон, культура или новые геростраты? Этот вопрос бьется жилкой памяти…
Спектакль «. Забыть Герострата!»
Трагикомедия в 2-х частях
Премьера спектакля состоялась 6 мая 2006 года
В IV веке до нашей эры в греческом городе Эфесе сожжен храм Артемиды. Сто двадцать лет строили его мастера. По преданию, сама богиня помогала зодчим. Храм был так великолепен, что его внесли в число семи чудес света. Толпы людей со всего мира стекались к его подножию, чтобы поклониться богине и поразиться величию дел человеческих. Храм простоял сто лет. Он мог бы простоять тысячелетия, а простоял всего сто лет. В роковую ночь 356 года житель Эфеса, базарный торговец по имени Герострат, сжег храм Артемиды.
Постановка Натальи Никитиной
Сценография и костюмы Филиппа Игнатьева
Хореография Сергея Меркулова
Свет Александра Иванова
Музыкальное оформление Артема Кожевникова и Николая Лосева
Клеон – Александр Маков
Спектакль идет с одним антрактом.
Как и все пьесы Григория Горина, пьеса «Забыть Герострата», написанная в 1972 году, стала культовой: постановки по ней можно увидеть в самых разных театрах страны, от провинциальных до крупнейших столичных. В ее основе лежит легенда о базарном торговце Герострате, пожелавшем запечатлеть свое имя в анналах истории. К сожалению, ему это удалось, и слава, пусть и постыдная, сопутствует его имени по сей день. Спектакль Театра Дождей «. Забыть Герострата» напомнит зрителям эту легенду в изложении Горина, который превратил полумифический сюжет в настоящую драму с элементами детектива. Герострат, Клеон, Клементина, Тиссаферн – действующие лица спектакля оживят на сцене древнюю историю, и мы поймем, как велико было злодеяние Герострата, и попытаемся понять, что побудило его совершить преступление. Осталось лишь найти ближайшую театральную кассу и купить билет на спектакль «. Забыть Герострата».
По сюжету, Герострат, намеренно сжегший великолепный храм Артемиды, благополучно избегает казни и живет еще около 20 лет после преступления благодаря помощи Клементины, супруги Тиссаферна, эфесского правителя. И хотя в итоге расплата все же неминуема, Герострату удается достичь своей первоначальной цели – его имя, как разрушителя храма, знает весь мир. А имена строителей, восстановивших храм для людей, неизвестны никому. Таков закон несправедливости, таков мир, об этом речь в спектакле.
Купив билет на «. Забыть Герострата», Вы встретитесь с прекрасными актерами, каждый из которых заслуживает самых высоких оценок за свою работу. Это Александр Клемантович, с завидной регулярностью появляющийся на экранах телевизоров, и Илья Божко, не менее востребованный петербургский актер – они играют в очередь роль Герострата, и каждый привносит в этот образ что-то свое. Величественная Клементина в исполнении Анастасии Никитиной, спасающая Герострата, запоминается зрителям с первого появления на сцене. Одним словом, спектакль Театра Дождей о Герострате – это тот случай, когда недовольных в зале просто нет: причина этого не только в гениальности пьесы Горина, но и в красочной постановке Натальи Никитиной. Зрителей порадуют прекрасные декорации, умопомрачительные костюмы и, конечно, замечательные актеры. Билеты в Театр Дождей Вы можете заказать по телефону 380-80-50, спектакли этого театра неизменно вызывают большой интерес у публики, делая петербургскую театральную палитру еще ярче и разнообразнее.