О чем спектакль странная миссис сэвидж
Странная миссис Сэвидж
Джон Патрик «Странная миссис Сэвидж». Прежде чем говорить о постановке на сцене Криворожского театра им. Шевченко, пару слов хочется сказать об авторе пьесы. Джон Патрик – человек нелегкой судьбы. Он родился в Луисвилле, штат Кентукки, США. Родители вскоре отказались от него, и он провёл детство в приёмных домах и интернатах. В возрасте 19 лет получил работу на радио в качестве диктора в Сан-Франциско, штат Калифорния.
Успех к драматургу пришел после постановки пьесы «Поспешные сердца» (1945 г.), он разбогател, купил недвижимость. «Странная миссис Сэвидж» (1951г.) – не самая популярная пьеса Джона Патрика, ее хоть и ставили с 1966 года на русском языке в Театре имени Моссовета. И роль миссис Этэль Сэвижд сыграла сама Фаина Раневская. Более того, эта роль для Раневской стала одна из наиболее любимых. Спектакль ставился не часто – следующая премьера после 1966 года была в 2005 году в Свердловске. В 2006 году – постановка в Театре кукол им. С.В. Образцова. В том же 2006 году на Украине был выпущен фильм – экранизация комедии «Странная миссис Сэвидж» под названием «Странное Рождество»: режиссёр Максим Паперник, в ролях снимались Барбара Брыльска, Богдан Ступка, Лия Ахеджакова, Ольга Сумская и др. В апреле 2008 года постановка в Павлограде. В 2009 году в Киеве. В 2010 году – Липецк. И вот в 2012 году Заслуженный артист Украины Василий Петрович Короленко ставит пьесу в нашем городе, силами Криворожского театра им. Шевченко.
Почему пьеса, которая получила массу лестных отзывов, ставилась не особо часто? Ответ на этот вопрос можно получить у самого Джона Патрика. В авторском вступлении перед «Странной миссис Сэвидж» он пишет:
«Пьеса оживает лишь в том случае, если читатель либо актер целиком проникнут в замысел автора. Исправленная интерпретация пьесы исказит ее смысл. Чрезвычайный нажим там, где этого не требуется, нарушит цельность и тонкий смысл, и пьеса приобретет черты дурного вкуса или же лишится этого авторского смысла. Главное, чтобы в «Странной миссис Сэвидж» славные больные, помещенные в «Тихую обитель», были показаны с теплотой и уважением. Их «дом – не «Сумасшедший дом» и эти милые люди не «сумасшедшие». Малейшее преувеличение и интерпретация этих образов развеет всякое очарование и юмор. Цель пьесы – противопоставить этих людей детям миссис Сэвидж, безумному внешнему миру. Отклонение от этой точки зрения ради показа юмористических положений может исказить смысл пьесы, и как актеры, так и автор не достигнут намеченной цели.»
Андрей ДЮКА
Член Национального союза журналистов Украины
«Странная миссис Сэвидж»: разве потребность помочь обездоленным людям — это безумие?
«Из всех добродетелей и достоинств души величайшее достоинство — доброта».
(Фрэнсис Бэкон)
Представьте, что у вас на склоне лет появляется возможность осчастливить людей, исполнив их заветные мечты – мечты детства, необычные, чудаковатые, смешные. Задумайтесь – под силу ли вам такое милосердие – ведь ваши собственные желания не исполнились? Нужно быть очень великодушным и по-настоящему любить человечество. А люди.. они ведь всё равно не оценят твоей доброты, в лучшем случае посчитают тебя чудаком или «человеком не от мира сего». В наш век «немодно» быть добрым и отзывчивым…
Эдакой чудачкой предстаёт перед зрителями Театра Дождей героиня комедии «Странная миссис Сэвидж» по одноимённой пьесе драматурга Джона Патрика. В названии пьесы заложена игра слов – The Сurious Savage можно перевести и как «Чудаковатая дикарка». Спектакль идёт на Большой сцене Молодёжного театра с 2009 года, вновь и вновь покоряя сердца зрителей.
Этель Сэвидж (мудрая и ироничная Елена Сапронова) всю жизнь посвятила мужу, подстраиваясь под его желания, предугадывая их и отказываясь от своих. Теперь, когда его не стало, чтобы заполнить пустоту в сердце, Этель создаёт «Фонд счастья Сэвиджей» и, словно добрая волшебница Амели, помогает людям: дарит кругосветное путешествие бедным детям, доставляет горсть земли из Италии — кусочек Родины — эмигранту. Своё желание миссис Сэвидж тоже осуществляет – покупает себе панамку с перьями – детскую, ведь именно о такой она мечтала в 15 лет!
Эксцентричность и трогательность Этель воспринимается её великовозрастными очерствевешими детьми – сенатором, судьёй и беспечной светской львицей — как пренебрежение приличиями, а её бездумные траты – поводом упечь мать в психиатрическую больницу. Но именно здесь, среди пациентов «Тихая обитель», Этель находит настоящих друзей – искренних, уважающих и заботящихся друг о друге. Терпеливо слушают они «концерты» не имеющего музыкального слуха Ганнибала (трогательный Александр Маков с невероятно тёплой энергетикой) — застенчивого статиста, внезапно решившего воплотить мечту и стать музыкантом, поддерживают Флоренс (Любовь Абрамова), которая после потери ребёнка, чтобы не сойти с ума от горя, представляет, что кукла – это её сын.
Есть среди пациентов и Джеффри (Вячеслав Викторов) – он после ужасов войны наказывает себя за то, что выжил он один, а товарищи погибли, воображаемым уродливым шрамом на лице («Его рана более глубокая, чем кажется на первый взгляд..»). Неуверенная в себе, стеснительная, мечтающая о любви и принятии Фэри (порывистая, эмоциональная и очень искренняя Елена Кохоновер) стремится понравиться всем: «Мне так нравится, когда люди говорят, что люди любят меня». А другая пациентка, мисс Пэдди (харизматичная Анна Косенко почти без слов мастерски рисует портрет своей героини с окаменевшим сердцем), наоборот, после жизни с тираном-мужем замолчала и молчит уже двадцать лет, не желая общаться с окружающим миром.
Всем им комфортно в этом иллюзорном мирке покоя и умиротворения, и они не хотят покидать его, считая «Тихую обитель» лучшим местом на свете.
По замыслу автора, «цель пьесы – противопоставить этих людей детям миссис Сэвидж, безумному внешнему миру». И в самом деле, к концу спектакля зритель задаётся вопросом – а кто из героев более безумен – чудаковатые пациенты «Тихой обители» или обезумевшие от жадности дети миссис Сэвидж (Анастасия Максимова, Александр Клемантович и Александр Шведов), готовые ради денег пойти на самые унизительные поступки, потеряв человеческое достоинство? Своеобразная метафора двух миров – алчного, жестокого и — человечного и милосердного — актуальна как никогда в наше время. К счастью, у Петербурга есть своя «Тихая обитель» — Театр Дождей, куда зрители приходят, чтобы излечить души и наполнить сердца светом, теплом и добротой.
Текст: Наталья Стародубцева
Фотографии предоставлены пресс-службой Театра Дождей
Странная миссис Сэвидж
Государственный академический театр им. Моссовета
«Странная миссис Сэвидж» в постановке Леонида Варпаховского — спектакль в какой-то степени «парный» по отношению к «Дальше — тишина» Анатолия Эфроса. И в одном, и в другом спектакле сам драматический материал весьма далек от идеала, режиссура — весьма и весьма ненавязчива и полностью сосредоточена на актерах. Если в случае с постановкой «Дальше — тишина» — на Фаине Раневской и Ростиславе Плятте, то в «Странной миссис Сэвидж» в центре оказалась только лишь Фаина Георгиевна.
Вернее, не только она, а три величайшие актрисы Театра им. Моссовета — Раневская, Любовь Орлова и Вера Марецкая. Все они одна за другой сыграли эту самую странную миссис Сэвидж.
Причем нельзя сказать, что такова была изначальная режиссерская задумка. Варпаховский начинал репетировать с Раневской, наделившей свою героиню взрывным темпераментом и сыгравшей ее в лучших буффонных традициях. Дальше — с одной стороны у актрисы накалились отношения с режиссером, с другой — ушел из жизни ее молодой партнер Вадим Бероев, заменить которого Раневская считала невозможным, и актриса отказалась от роли.
И «миссис Сэвидж» перешла к Любови Орловой, которая, по словам очевидцев, была в этой роли изысканно тонка, беззащитно наивна и прелестно молода. Когда актриса попала в больницу, чтобы не снимать спектакль с репертуара, попросили ввестись на эту роль Веру Марецкую, которая на тот момент тоже уже была тяжело больна, но актриса еще мечтала выходить на сцену. И по мнению Юрия Завадского, Сэвидж как раз и была той последней ниточкой, что связывала ее с жизнью.
Вот так и получилось, что три знаменитые актрисы сыграли одну и ту же героиню, и почти для всех она стала последней ролью.
Благодаря телеверсии роль миссис Сэвидж в зрительском сознании прочно закрепилась за одной только Марецкой. Лет тридцать назад зрители помнили комедию почти наизусть, причем не столько по репликам, сколько по интонациям Марецкой. А ведь могло все быть иначе, ведь первоначально запись и телеспектакля и радио-версии предложили Раневской.
«Звонил Пушок (так она называла Завадского). Сказал: «Фаина, Вера очень плоха, ей немного осталось. Помоги ей, пусть запишет «Сэвидж», откажись». Я отказалась», — признавалась значительно позднее Раневская.
Так что же это была за роль, которую с такой радостью и самоотдачей играли три великие актрисы? Что за пьеса? А пьеса была той же категории, что и популярная сейчас и идущая во многих театрах «Дорогая Памела», авторства того же кассового американского драматурга Джона Патрика. Сюжет ее, как и положен кассовой комедии, весьма запутан.
Живет на белом свете пожилая дама — миссис Сэвидж. Пожилая и, что немаловажно, весьма и весьма богатая — она обладательница многомиллионного состояния, доставшегося ей от мужа. А у мужа есть дети, оставшиеся от этого брака, которых, собственно, миссис Сэвидж, и подняла на ноги. Так вот эти самые дети считают (и так считать выгодно), что их приемная мать не совсем в своем уме, а потому упрятывают ее в маленькую психиатрическую клинику с трогательным названием «Тихая обитель».
Повод — более чем «существенен». Ведь миссис Сэвидж почему-то взбрело в голову помогать людям! Она активно занимается благотворительностью и собирается учредить «Фонд Счастья», призванный помогать людям осуществлять их самые заветные желания. А желания эти часто бывают крайне специфическими: то поставить надгробие погибшей лошади, то привезти горстку родной земли из-за океана. Одно слово — сумасшедшая!
Вот только, как выясняют прагматичные детки, сумасшедшая-то она сумасшедшая, но с делами у нее все в порядке — состояние она обратила в ценные бумаги и припрятала их в надежном месте. В результате складывается два «лагеря» — алчные дети, заручившись поддержкой персонала клиники пытаются отыскать бумаги, а миссис Сэвидж вместе с остальными обитателями «Тихой обители» их откровенно дурачат, задаваясь вопросом, кто же из них на самом деле сумасшедший.
Вера Марецкая в этой звездной роли не оглядывалась на свою предшественницу, играя свою миссис Сэвидж гораздо более выдержанно, приглушенно — без лишнего шума и пафоса. Но, прежде всего, ее героиня была сильной личностью — не сентиментальной, не нарочито любезной, но всегда прямой и честной до щепетильности. И именно это в ней и привлекало, притягивало окружающих людей — тех из них, кто и сам обладал открытым характером.
А финал спектакля и вовсе выводил этот образ на уровень подлинной драмы. У этой веселой и живой женщины вдруг главным чувством, главной эмоцией оказывался страх — страх перед миром за пределами «Тихой обители». И вот тут Вера Марецкая играла все отчаяние пожилой женщины, добившейся своего, но оказавшейся один на один с одиночеством. Эта сцена пробирала до мурашек зрителей Театра им. Моссовета и не утратила своей силы и при переносе на телеэкран.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Цитатник
Если есть время, я стараюсь описывать на фото все растения, которые у меня растут. А если на фото.
Кэтрин Уэбб – английская писате.
1937 год. Грозовые облака войны пока ещё на далеком горизонте. Хью, Эдвард и Руперт Казалет вме.
Пожалуй, самое приятное дело в предновогодней суете – это украш.
Америка, 70-е годы ХХ века. Нефтяной бум проносится по Техасу, подобно торнадо, обещая мужчинам не.
—Метки
—Музыка
—Фотоальбом
—неизвестно
—Всегда под рукой
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Трое великих на одну роль. «Странной миссис Сэвидж»
В назначенное время села я у телевизора в пустынном холле и начала смотреть. Но прямо во время произнесения долгожданной фразы: «Пригласите миссис Сэвидж пожалуйста», экран у ТВ погас. Расстроилась я до слез, честно. Не знала что и делать, пошла по коридору, прислушиваясь, не работает ли у кого-нибудь ТВ, увы везде было тихо и только из-за одной двери донесся знакомый голос Веры Марецкой. Я постучала, открыл серьезный молодой человек, вежливо попросила разрешения посмотреть долгожданный спектакль. Он пригласил войти….:)
За просмотром познакомились, потом пили чай и говорили о спектакле, я рассказала ему о том, как за эту роль сражались в театре три великие актрисы, Раневская, Орлова и Марецкая. Они все играли миссис Сэвидж, но засняли только Марецкую. Когда-то я прочла об этом в книге и, как говорится, решила блеснуть эрудицией.:))
С этого дня и началась наша с мужем история и длится она вот уже тридцать шесть лет. Сегодня ту историю о трех актрисах я расскажу вам.
Трое великих на одну роль
В шестидесятые годы прошлого века Театр Моссовета был едва ли не первым в стране по звездным именам: Мордвинов, Плятт, Бероев, Раневская, Орлова, Марецкая.
Марецкую звали Ве-Пе.
Во время триумфальных гастролей театра в Париже Ве-Пе сидела в гримерной Сары Бернар. Перед началом спектакля «Дядюшкин сон» (Марецкая заменила фактически отказавшуюся от гастролей Раневскую) Вере Петровне стало плохо с сердцем. Прилегла на кушетку. И вдруг впервые так подумала: «А неплохо бы помереть на кушетке самой Сары Бернар». Обошлось.
Ее отношения с Раневской и Орловой были прихотливы и драматичны. Три великие актрисы в одном театре. И не просто великие – любимицы народа. Это не просто много. Это взрывоопасно.
Раневская сыграла одну из своих лучших ролей в спектакле «Странная миссис Сэвидж» в постановке Л. Варпаховского, режиссера, который большую часть своих спектаклей придумал, находясь в северных лагерях, на лесоповале. Тому, кто не видел Раневскую, не передать масштаб этой работы. Потом Фаина Георгиевна заболела. Позже выяснилось, что Раневская (она сама об этом написала) отказалась от роли Сэвидж, чтобы сделать подарок ко дню рождения Орловой.
Отчасти так оно и было. Любочка начала репетировать. И сыграла миссис Сэвидж очень по-своему, не пытаясь повторить Раневскую. Ее хрупкость и женственность углубляли драматизм пьесы.
А затем Завадский, узнав о болезни Марецкой, решил сделать и ей подарок к 70-летию: звезду Героя Социалистического Труда. А для подарка нужна была серьезная роль. Таких у «хозяйки» театра на тот момент не оказалось. И Завадский распорядился ввести Веру Петровну на беспроигрышную «Миссис Сэвидж». Вводом он занимался лично.
Марецкая вытащила роль на зубах, на своем нечеловеческом характере. Когда, казалось, запас успехов, рассчитанный на роль миссис Сэвидж, полностью истощился, Ве-Пе сумела внести в список побед и свое имя. Больная, измученная операцией и ужасающими химиотерапиями.
В театральном обиходе есть правило: актер, введенный на роль, должен сыграть по крайней мере два спектакля подряд.
– А Любочка мне это разрешит? – спрашивала Вера Петровна на премьерном банкете.
Любочку никто особо не спрашивал. Административное равнодушие и слабость Завадского низводили великих актрис до уровня провинциальных премьерш. Актрис, каждой из которых только и оставалось, что эта последняя роль.
Марецкая сыграла семь «Сэвидж» подряд.
Орлова звонила в дирекцию узнать, когда будет ее спектакль. Возмущалась, спрашивала: «Меня что, сняли с роли?» Директор оправдывался, обещал поставить на следующий спектакль ее.
В кабинете Завадского шли совсем другие разговоры. Со слезами на глазах Завадский говорил: «Вере осталось недолго. Пусть сыграет еще один спектакль. Ну еще один. Что-нибудь придумаем. »
Марецкая играла. Орлова, долгое время не знавшая о ее болезни и причинах своего отстранения, грозилась, что пойдет к министру культуры Демичеву. Это не было пустой угрозой: все знали, чтобы пробить свой последний, подорвавший ее силы фильм, она ходила на прием к Георгадзе, и ей помогли.
Уставший, постепенно отходивший от дел Завадский не решился спасать Ве-Пе ценой еще одной проблемы. Следующий спектакль играла Орлова. Марецкая легла в кунцевскую больницу на вторую операцию. По Москве поползли слухи: дни ее сочтены, вряд ли выйдет.
Но она вышла и вернулась на сцену. Она даже куражилась над своей болезнью, над своей внешностью. Как рассказывали, приглашенная на творческий вечер одного известного актера, Ве-Пе появилась в вестибюле, быстрым движением сорвала с головы парик, обнажив лысую голову, и через секунду водрузила его на место.
А после – опять в больницу.
Вскоре там оказалась и Любочка – это вечно юное существо, казалось, не подвластное никаким болезням и самому времени.
Позднее в «кремлевку» попал и Завадский.
– Ты от меня к Вере? – спрашивал он пришедшую навестить его актрису. – Обязательно передай ей привет, я скоро отсюда выберусь.
И вместе с приветом передавал несколько своих рисунков. Это был ритуал.
– Странно, сколько раз передавала приветы Любочке, а она мне ни разу, – жаловалась Марецкая.
– И не передам, не надейтесь, – неожиданно жестко реагировала Орлова, когда ей рассказывали о сетованиях Веры Петровны.
Так они и лежали на разных этажах одной больницы, связанные друг с другом старостью, несчастьем и сигнальной системой принимаемых или решительно отвергаемых приветов.
Первой ушла из жизни Орлова. Вера Петровна смогла прийти на панихиду. Долго стояла у гроба, всматриваясь в неузнаваемые черты бессмертной Любочки. И будто бы произнесла: «И тут она первая. »
Потом затеяли съемки «Миссис Сэвидж» на телевидении. Сниматься должна была Раневская по праву первой исполнительницы. В один из дней Фаине Георгиевне позвонил Завадский, уговаривал отказаться. Она и отказалась.
Марецкая прошла и сквозь это: закулисное шипение, физические муки съемок. Она смогла довести работу до конца.
В театре каждый спектакль играла как последний. На одном из них ее постоянный партнер Константин Михайлов, прощаясь с миссис Сэвидж, поклонился ниже обычного и поцеловал руку. На глазах слезы. Прощались не только персонажи. Прощались актеры. И она прощалась: с театром, со всей своей большой одинокой жизнью.
В больнице ее ждал магнитофон: до последнего Марецкая записывала на пленку стихи Пушкина, Некрасова, Цветаевой, надеялась сделать поэтическую программу с Евгением Завадским – сыном Ю-А. Самого Калафа уже не было в живых. Она пережила и его.
Накануне 70-летия вышел указ о награждении Веры Петровны звездой Героя Труда. У нее уже отказывали ноги. Но – не приехать?! Нет! Она приехала. И даже произнесла речь. «С одного дубля», – шутя говорила потом.
Вера Марецкая ушла из жизни 17 августа 1978 года.
(С)Дмитрий ЩЕГЛОВ
Добавляю спектакль для желающих вспомнить.