О чем спектакль маскарад
Краткое содержание Маскарад Лермонтова
Главный герой пьесы Евгений Александрович Арбенин – профессиональный игрок в карты, заработавший на азартных играх немалое состояние, некоторое время назад женился на одной юной особе. Сам он человек уже не первой молодости, и женился вовсе не по любви, а скорее из необходимости в его возрасте быть женатым и остепенившемся мужчиной.
Вместе с ним Евгений Александрович направляется на маскарад. С князем Звездичем начинает флиртовать загадочная особа в маске, а затем по его просьбе передает ему на память чужой браслет. Звездич хвастается показывает его Арбенину. Вещь кажется ему смутно знакомой. Но думать об этом ему было некогда. Только что один Неизвестный человек наговорил ему ужасных слов и предрек несчастье в сегодняшнюю праздничную ночь. Поэтому-то и начал Арбенин подозревать свою жену, когда та не вернулась домой в назначенное время. После примирения муж замечает, что на одной руке у Нины отсутствует браслет. На вопрос, куда он делся, был ответ «потерян». Обыскав весь дом и не найдя вещи, муж по-настоящему усомнился в честности жены. Выясняется, что Нина была на том самом маскараде, а ведь юной барышне неприлично бывать в таких местах в одиночку. По ее словам, именно там она оставила свой браслет. Тогда он подумал, что втайне от него Нина встречается с князем Звездичем. Его ужасно возмутил тот факт, что не выручи его Арбенин, князю было бы совсем не до амурных дел. Рассорившись, супругу расходятся по разным комнатам.
На следующий день Нина спешит приобрести в магазине точно такой же браслет, но это оказывается невозможным. Тогда Арбенина едет к приятельнице, вдовствующей баронессе Шталь и встречает там Звездича. Она рассказывает ему о своей потере, а тот воспринимает это как намек, что на маскараде была именно она и теперь желает сойтись с ним поближе. Тут же молодой князь начинает проявлять к мадам Арбениной жаркий интерес. Та его холодно отстраняет и скорее удаляется прочь. Раздосадованный случившимся Звездич рассказывает обо всем вдове. Та в ужасе понимает, что ситуация приняла неверный оборот, ведь на том балу браслет князю подарила именно она. Вдова умалчивает эту историю, а Звездич тем временем отправляет любовное письмо госпоже Арбениной. Узнав об этом, Евгений Александрович окончательно убеждается в неверности супруги, но добродетель не позволяет ему расправиться с коварным соблазнителем.
Баронесса Штраль дорожит жизнью князя и чтобы избежать его дуэли с Арбениным, рассказывает всю Евгению Александровичу всю правду о том, что произошло на маскараде. Но Арбенин не слышит ее, не понимает значения ее слов. Но госпожа Штраль переживает напрасно, ведь он и не желает вовсе сражаться с обидчиком на дуэли. Его цель – ударить по репутации Звездича, осрамить его честь и достоинство. Для этого во время карточной игры он всячески придирается к сопернику и, в конце концов, обвиняет его в шулерстве и мухлеже. На глазах у всей публики Арбенин дает Звездичу пощечину. Обидчик отомщен, теперь черед Нины. Госпожа Штиль, понимая, что в любом случае ее репутация будет испорчена, решает уехать в свое деревенское именье, но перед этим раскрывает Звездичу правду обо всей этой истории.
Во время прощания с телом покойной Арбенин встречает Звездича и того самого Неизвестного, который предрек ему несчастье. Это был его знакомый, которого Арбенин много лет назад обыграл в карту и сделал нищим. Неизвестный при всех заявляет, что Арбенин собственными руками лишил жизни супругу. Звездич в тот же момент рассказывает историю потерянного браслета и подтверждает свои слова письмом баронессы. Арбенин сходит с ума. Неизвестный доволен исходом событий. Звездич несчастен и до конца дней останется безутешным и лишенным спокойствия.
В своем произведении М.Ю. Лермонтов стремился показать все те пороки, что были свойственны светскому обществу Петербурга того времени. В названии «Маскарад» кроется не только костюмированное мероприятие, но и общество в целом, где постоянно происходили скрытые интриги, прятались человеческие пороки. Лермонтов не мог принять такой образ жизни и решил открыть своим читателям глаза на прогнившую изнанку жизни петербургской знати, сконцентрировав основную ее составляющую в лице главного героя пьесы.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Лермонтов. Все произведения
Маскарад. Картинка к рассказу
Сейчас читают
С первых страниц рассказа мы видим, что все события происходят на Крымском побережье. Перед нами предстают бродячие артисты, среди которых был прелестный пудель Арто
Действие происходит в доме заведующего магазином Аристарха Петровича Кузькина и его жены, продавщицы ювелирного магазина «Сапфир», Веры Сергеевны.
Роман рассказывает о нарастающей в начале 60-х годов в США атмосфере социального и нравственного неблагополучия. В центре этих событий оказывается потомок когда-то богатой семьи Итен Аллен Хоули. Он счастливо женат и имеет двух прекрасных детей
Рассказ начинается с фразы: “История одного медведя”. Тедди – старый цирковой медведь, который всю свою жизнь провел в клетке. Он давно привык к шуму арены и постоянным репетициям
Сергей Михалков пишет о мужчине очень высокого роста. Имя и фамилия него не замысловатые. Зовут его – Степан Степанов. В произведении в самом начале автор описывает его. Он был очень высоким человеком, обувь у него была сорок пятого размера
Краткое содержание пьесы «Маскарад»
Данное произведение написано автором в 1835 году. Название пьесы неслучайно. Автор хотел заострить внимание не только на костюмированном представлении. Он постарался обнажить в пьесе все пороки, свойственные великосветскому обществу Петербурга того времени. Краткое содержание пьесы М.Ю. Лермонтова «Маскарад» по действиям и сценам – это трагическая история о том, как одно незначительное происшествие может повлечь за собой ряд роковых последствий.
Действие первое
Сцена первая
Арбенин хоть и зарекался больше не играть, ради исключения на одну партийку согласился, чтобы выручить князя Звездича. Слишком вид у того был расстроенный. Мастерство никуда не пропало. Победа на стороне Евгения. Он был доволен собой. Вручив обескураженному князю свой выигрыш, Арбенин ввел его в неловкое положение. Снять нервное напряжение было решено у Энгельгардта. Там сегодня маскарад. Мужчины направляются туда.
Сцена вторая
Арбенин в недоумении. Очередной незнакомец, скрывающийся за маской, озадачил его. Кто скрывается за ней, он не знал. Незнакомец предупредил, что ему надо быть осторожнее. Несчастье произойдет с ним в эту ночь. После произнесенного пророчества маска неспешно удалилась.
Дама была взволнована. Звездич чуть не сорвал с нее маску. Тогда он сразу бы ее узнал. Князь, увидев незнакомку, сидящую на канапе и направился к ней. В разговоре женщина признается ему в любви и собирается уходить. Князь просит оставить что-нибудь на память о себе. Сняв с руки браслет, она бросает его на пол. Пока Звездич поднимал его с пола, она незаметно растворилась в толпе. Арбенин, увидев в руках князя браслет, смутно начал припоминать, что где-то уже видел подобную вещицу.
Сцена третья
На вопрос, где браслет, Нина уклончиво ответила, что обронила в карете. Слуга, обыскав карету, ничего не нашел, предположив, что женщина потеряла его на маскараде. Нине пришлось признаться, где она была, вызвав приступ ревности у мужа.
Действие второе
Сцена первая
На вопрос, что она делала утром в одном из магазинов, где он ее встретил, Нина рассказывает приключившуюся с ней историю с браслетом. В магазине она пыталась найти браслету пару, по причине потери одного из них.
Звездич предполагает, что она и есть та самая незнакомка, признавшаяся ему в любви. Своим открытием он делится с баронессой. Баронесса понимает, что ситуация принимает неожиданный оборот. Ведь браслет князю подарила она, а не Нина, но признаваться в этом не стала. Шприх подлил масла в огонь, сообщив, что по городу уже поползи слухи о романе Нины со Звездичем.
Сцена вторая
Сцена третья
Баронесса признается Звездичу, что под маской скрывалась она. Нина здесь не при чем. Она просит вернуть браслет хозяйке и опасаться Арбенина. Он неадекватен. После разговора с баронессой, князь находит у себя на столе записку с приглашением к N на вечер для веселого времяпровождения.
Сцена четвертая
Действие третье
Сцена первая
Приехавшую на вечер Нину, князь предупреждает, насколько опасен ее муж. Она должна его остерегаться. Звездич возвращает браслет хозяйке. Ему он больше не нужен. Здесь оставаться нет смысла. Его ждет Кавказ, куда он в скором времени отправится. Арбенин наблюдал за ними со стороны, все больше убеждаясь в своих предположениях. Она не должна жить.
Сцена вторая
Думая, что простудилась, Нина просит Арбенина послать за врачом. Евгений холоден и беспристрастен. Он с усмешкой наблюдает за мучениями супруги, не предпринимая никаких действий. Его обвинения в измене ранят Нину. Девушка пытается оправдаться. Ее оклеветали. Она чиста перед ним и перед Господом, но все напрасно. Не дождавшись помощи, Нина в страшных муках умирает на глазах у мужа.
Действие четвертое
Сцена первая
Он не сразу узнал этого человека. Это был его давний приятель. Несколько лет назад Арбенин обыграл его до нитки и пустил по миру. Теперь он хочет ему отомстить. Неизвестный прилюдно заявляет, что Арбенин убийца.
Это выводит Евгения из себя. Воспользовавшись мимолетной паузой, князь во всех подробностях обрисовал историю с браслетом. В доказательство своих слов он передает Евгению письмо баронессы. Арбенин теряет рассудок. Неизвестный ликует. Месть свершилась. Звездич безутешен. Он навек лишен спокойствия и чести.
«Маскарад» читательский дневник
Всего получено оценок: 185.
Всего получено оценок: 185.
«Маскарад» – одно из лучших драматических произведение М. Ю. Лермонтова, в центре которого оказались душевные переживания умного и мятежного Евгения Арбенина.
Краткое содержание «Маскарад» для читательского дневника
Название: Маскарад
Число страниц: 192. Лермонтов М. Ю. «Маскарад». Издательство «Речь». 2014 год
Жанр: Пьеса
Год написания: 1835 год
Время и место
Действие пьесы разворачивается в 30-х годах XIX века в Петербурге в светском обществе. Наиболее значимые, драматичные действия пьесы происходят на торжественных мероприятиях – во время маскарада и бала.
Главные герои
Арбенин Евгений Александрович – богатый дворянин, умный, решительный, с мятежной душой, в прошлом профессиональный игрок в карты.
Настасья Павловна (Нина) – молодая супруга Арбенина, красивая, нежная молодая женщина, верная жена.
Звзедич – молодой гвардеец, князь, красивый, ветреный молодой человек.
Баронесса Штраль – светская дама, вдова, которая ради соблюдения собственных интересов пожертвовала безупречной репутацией Нины.
Неизвестный – мужчина, доведённый до нищеты Арбениным, мстительный, жестокий.
Сюжет
Будучи профессиональным игроком в карты, Евгений Александрович Арбенин сумел заработать приличное состояние. Решив покончить с фривольной жизнью гуляки и картёжника, он женился на юной особе. Арбенин был уже не первой молодости и решился на этот шаг скорее, чтобы приобрести статус степенного мужа, нежели по любви. Но неожиданно для самого себя герой всем сердцем полюбил свою красавицу-жену Настасью Павловну, или, как ее называли близкие, Нину.
Однажды Арбенин отправился на маскарад со своим новым знакомым – гвардейцем Звездичем, которого он выручил в картёжной игре. Евгений Александрович заметно скучал на балу, в то время как его приятель прекрасно проводил время. Молодой и красивый князь Звездич принялся отчаянно флиртовать с прекрасной незнакомкой в маске. Молодой человек потребовал у прелестницы какое-то украшение на память, и та, не желая рисковать, подарила ему случайно найденный чужой браслет. Довольный Звездич поспешил поделиться с Арбениным радостью своей победы.
Евгений Александрович смутно помнил, что похожий браслет был и у его жены. Настроение ему изрядно испортил и незнакомец, который предрёк несчастье в эту праздничную ночь. Вернувшись домой, Арбенин попросил Нину показать свой браслет, но она ответила, что где-то потеряла украшение. По приказу хозяина слуга обыскал весь дом и, не найдя браслета, высказал мнение, что Настасья Павловна, очевидно, потеряла его на маскараде.
Узнав о тайном посещении маскарада, Евгений Александрович разгневался: мало того, что светским женщинам не пристало в одиночку посещать такие мероприятия, так ещё в его душе возникло страшное подозрение о неверности любимой жены. Поругавшись, супруги разошлись по разным комнатам.
С этого дня Арбенин потерял покой и сон. В нём говорило ущемлённое чувство достоинства, даже гордыня и он никак не мог совладать с собой. Герою казалось, будто всем известно об измене его жены и он стал настоящим посмешищем в обществе.
Нина отправилась к приятельнице, вдовствующей баронессе Штраль, чтобы поделиться неприятностью. Там же оказался и Звездич. Ничего не подозревающая Нина заговорила о потерянном ею браслете, и молодой князь решил, что она и есть та таинственная незнакомка. Он принялся домогаться её, но та ответила ему решительным отказом. Тем временем баронесса Штраль, которая и подарила Звездичу найденный браслет, поняла, что её проделка зашла слишком далеко, но решила промолчать.
Вывод и своё мнение
Главные герои произведения, будучи заложниками социума, погрязли во лжи, лицемерии, подлости. Для них непозволительной роскошью было жить честно, открыто, говорить то, что думаешь и совершать поступки, продиктованные сердцем и совестью – все это противоречило тем устоявшимся правилам, которые никто из героев не решался нарушить, чтобы не прослыть изгоем. Вся их жизнь была сплошным маскарадом, в котором они играли определённые роли.
Главная мысль
Лицемерие общества, скрывающего своё прогнившее нутро за маской благополучия.
Авторские афоризмы
«…Портрет хорош, – оригинал-то скверен. »
«…глупец, кто в женщине одной мечтал найти свой рай земной…»
«…У маски ни души, ни званья нет, – есть тело…»
Толкование непонятных слов
Банкомёт – в некоторых карточных играх: тот, кто держит или мечет банк.
Понтер – в карточных азартных играх: противник банкомёта, лицо, ставящее куши на карту против банкомёта.
Эполеты – наплечные знаки различия воинского звания на военной форме.
Барин – человек из высших сословий, господин.
Новые слова
Франт – нарядно одетый человек, щеголь, модник.
Стеклярус – разновидность стеклянных бус.
Табакерка – небольшая коробочка, закрывающаяся крышкой.
Вероломство – злоумышленные коварные действия, сознательный обман чужого доверия.
Маскарад
Постановка Римаса Туминаса
2 часа 30 минут c 1 антрактом
Поэтическая драма Михаила Лермонтова — беспощадная правда о жестоком мире, где нравственность ходит по острию ножа. Но Маскарад это и праздник, чарующая музыка, яркие костюмы, загадочные маски, которые интригуют, злословят, шутят, оставаясь неузнанными. Маскарад — свобода от всех и самого себя.
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови. (М.Ю. Лермонтов)
Маскарад — это театр характеров, интриг, флирта, жарких признаний и опасных откровений. Шуты, циники, мистификаторы, клоуны, лицедеи, романтические герои проходят чередой « не ведая стыда», защищенные неузнанностью. Здесь убивают словом, сплетней, чтобы потом, сняв маску, пролить «горькие слезы сострадания».
Какое пленительное и коварное сообщество! Бездумно начатая интрига обрастает подробностями, домыслами и катится, как снежный ком, на жертву и искусителя.
Маскарад — это бег по кругу без остановки, без передышки, его стремительный вихрь затягивает, бравурная радость придает отваги и порой лишает рассудка.
Маскарад — это сон, смысл которого открывается с последним аккордом вальса.
«Маскарад» Римаса Туминаса — трагифарс, печальная Комедия дель арте, опрокинутая в наши дни, закружившаяся под звуки вальса Арама Хачатуряна, через десятилетия возвратившегося на вахтанговскую сцену, для которой был написан.
О чем спектакль маскарад
Войти
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
«Маскарад» Лермонтова – знаменитая пьеса тяжелой судьбы
Но в 1835 о Лермонтове еще не знают. Его стихи и поэмы вошли только в рукописные журналы Школы гвардейских прапорщиков, где он учился, и это были шуточные и эротические произведения. А ведь уже был создан первый вариант «Демона», многое другое. Лермонтов ничего не делал для публикации своих стихов, и первое его произведение, появившееся в печати, — «Хаджи Абрек», попало в «Библиотеку для чтения» без его ведома.
Но при этом Лермонтову хотелось увидеть свою пьесу на сцене.
О чем эта пьеса? Евгений Арбенин в молодости занимался неблаговидными делами: был картежником, возможно, шулером, но потом скопил денег и отошел от дел. Он женился на молодой девушке, Нине.
Надо сказать, что игра в карты на деньги была запрещена специальным императорским указом, как и дуэли. Однако люди играли и проигрывались в пух и прах. А выигрывали профессиональные игроки типа Арбенина.
Вряд ли профессиональный игрок мог обладать высокими моральными принципами: чтобы хладнокровно обчищать хрупких юношей и отцов семейства, многие из которых после проигрыша шли с семьей по миру или лезли в петлю, надо было обладать безжалостностью, беспринципностью.
Однако Арбенин считал, что жизнь с юной наивной женщиной его изменила. Но все рухнуло в один момент: из-за нелепой случайности он заподозрил свою жену в том, что она наставляет ему рога и смеется над ним.
Однажды некий ловелас рассказал ему, что в маскараде одна маска оказывала ему чрезвычайные знаки внимания, но до самого конца не дошло – маска упорхнула, оставив в залог своей любви браслет: мол, по нему меня найдешь.
А это был браслет Нины.
Арбенин спросил Нину, где ее браслет. Она призналась, что потеряла его на маскараде.
Почему Арбенин не поверил ей? Почему ему немедленно представилось, что его Нина, которая такая чистая, наивная, которая любит его всей душой, надев маску отправляется на балы, чтобы подцепить какого-нибудь лихого молодца и предаться с ним разврату?
Наверное, это произошло потому, что его собственная душа была чернее ночи, и он не верил, что его, совершившего столько подлостей, да еще и уже немолодого человека, может искренне любить молодая красивая женщина. Сам он, скорее всего, считал, что «знает мир и людей». Это знание не предполагало ничего хорошего: люди – подлецы, мир – гадюшник. А он купился, как лох!
В чем-то Арбенин похож на Демона – любимого героя поэта. Он тоже находится вне общественной морали и невольно губит единственное светлое существо, возбудившее в нем любовь.
Зло должно быть одиноко. Но что такое зло? Зло – это тот человек, который непохож на других людей.
Лермонтов дописал четвертый акт и ввёл фигуру Неизвестного. В его образе судьба карает героя.
Неизвестный приводит к Арбенину Звездича, которого Арбенин успел опозорить (обозвал шулером и дал пощечину), но отказался от дуэли (мол, с шулерами не стреляются).
Открывается, что Нина, действительно, потеряла браслет, а его нашла одна вертихвостка, баронесса Штраль, которая и подарила браслет князю Звездичу.
Неизвестный появляется в последней сцене и сообщает, что семь лет назад Арбенин обыграл его в карты, чем погубил навек. Теперь он отомщен.
Арбенин сошел с ума, а Звездич остался опозоренным – он надеялся на дуэль с Арбениным, но теперь это было невозможным.
Цензура опять не пустила пьесу на сцену: карты, отравление, да еще и дуэль!
Тогда Лермонтов подвергает драму столь капитальной переработке, что появляется новое произведение, «Арбенин». В этом варианте Нина, действительно, неверна мужу. Никакой баронессы и никакого Неизвестного нет. Арбенин инсценирует отравление, чтобы жена ему призналась в измене, после чего он уходит от нее.
В этом варианте 5 актов. Это был 1836 год.
Казалось бы – вместо трагедии практически водевиль, но и этот вариант зарубили. Мы с вами не понимаем: «Как, не разрешить Лермонтова?». Но для цензора он был никому неизвестным назойливым автором.
Дальше Лермонтову было уже не до «Маскарада». Пьеса увидела свет уже после его смерти.
Первый раз «Маскарад» поставили в 1852 году в бенефис актрисы М. Валберховой (Александринский театр). Запрет на полную постановку «Маскарада» в театре был снят цензурой в 1862 году. Это было обосновано тем, что «поскольку в 1852 г. показали в театре самые существенные сцены пьесы Лермонтова, не имеет смысла держать всю пьесу под запретом».
В 1864 года на сцене Александринского театра, в бенефис актрисы Линской, в первый раз полностью был поставлен спектакль по пьесе М. Ю. Лермонтова «Маскарад». После премьеры, 13 января 1864 г., «Маскарад» был повторен 15 января и показан ещё три раза в феврале (3, 23, 27) месяце того же года. Затем «Маскарад» надолго сошёл со сцены Александринского театра. Только в 1889 году он был возобновлён всего на один спектакль, в бенефис Сазонова и, очевидно, в связи с 75-летней годовщиной рождения Лермонтова.
Реакция публики была сдержанная.
Пьеса стала считаться негодной для сцены.
А вот в 20 веке «Маскарад» ставили не раз.
Ставят всегда вариант из 4-х актов. Надо сказать, что первый вариант и не сохранился. Постановки отличаются роскошью. В начале 20 века на первый план вышла роль Неизвестного. Он всюду следовал тенью за Арбениным, представляясь в одних спектаклях чуть ли не Дьяволом, а в других призраком. В одном спектакле он был пустым местом.
Самая же знаменитая постановка принадлежит Мейерхольду в Александринском театре. Сценографом был художник Головин. Арбенина играл Юрьев.
Мейерхольд готовил спектакль с 1908 года, но фактически он был сделан за несколько месяцев и первое представление состоялось как раз в день начла Февральской революции – 25 февраля 1917 года.
Это был роскошный спектакль. Кто-то из театральных остряков назвал спектакль «закатом империи». В бальном зале – множество масок, карлики, арлекины.
Впоследствии Мейерхольд сделал еще 2 редакции пьесы. Она шла в его театре до самого его ареста.
Началась война. Исполнитель роли Звездича был убит во время ночного дежурства на крыше театра. Спектакль перестали играть.
Такое впечатление, что постановки «Маскарада» до добра не доводят.
Нынешняя постановка «Маскарада» в театре им. Вахтангова была осуществлена в 2010 году режиссером Римасом Туминасом.
Действие происходит не на балу, а где-то посередине заснеженного парка, кладбища; все время идет снег.
Все время звучит вальс Хачатуряна.
Акцент с черной души Арбенина перенесен на вечную ночь и вечную зиму в России. Здесь есть только 2 цвета: черный и белый, только ангелы и демоны.
А вот это Нина уже в виде памятника стоит за оградкой своей могилы, а Человек Зимы строит памятнику рожи. Режиссер суров к актрисам: бедняге пришлось весь спектакль ходить на пуантах, а последний акт стоять без движения.
Удивительная, все-таки, пьеса. С одной стороны к ней причастны такие талантливые люди, как Головин, Мейерхольд, Хачатурян. С другой стороны, столько трагических страниц истории с ней связано.
В верхнее тематическое оглавление
Тематическое оглавление (Рецензии и ругань)