О чем сочиняют загадки
Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»
Анастасия Сюзева
Консультация для развития фантазии и речи дошкольников «Как сочинять загадки? Три простых способа»
Зачем загадывают и отгадывают загадки?
Детям нравится раскрывать тайны. Это факт. А еще они любят запоминать услышанное и потом проверять друг друга.
Как обычно знакомятся с загадками? Взрослый прочитывает детям новую загадку. Как правило, самый сообразительный ребенок догадывается, каков ответ. Остальные дети слушают и запоминают. Когда эту же загадку повторяют через некоторое время тем же детям, то мы видим «лес рук».
Гораздо полезнее учиться сочинять загадки самому.
Сделать это совсем не трудно, даже самым маленьким (с небольшой помощью взрослого).
Почему? Потому что существуют простые и действенные алгоритмы.
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
Загадки по этим моделям могут придумывать даже дети 3-4 лет.
Модель 1
1. Придумать, о чем будет загадка,
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4)
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на опорные слова. Пусть наша загадка будет про котенка.
Что бывает таким же?
Добавляем слова-связки и получаем загадку:
Ласковый, но не солнышко,
Мягкий, но не свитер,
Модель 2
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
У меня снова про котенка.
Что делает?
Кто, что делает так же?
Охотится, но не волк,
Умеет прыгать, но не мяч,
Модель 3
Здесь нужно выделить на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:
На что похоже?
Чем отличается?
Вот что получилось:
Похож на игрушку, но живой,
Похож на льва, но без гривы,
Похож на сову, но не летает.
Можно в одной загадке объединять две модели.
Консультация «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.
Консультация для педагогов «Дидактическая игра, как средство развития речи дошкольников» Развитие речи в дошкольном детстве является процессом многоаспектным. Основными задачами развития речи в детском саду являются: Воспитание.
Консультация для педагогов «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» «Русская народная сказка как средство развития связной речи старших дошкольников» подготовила: воспитатель первой категории Захарова В. В.
Консультация для воспитателей «Мнемотехника, как метод развития речи дошкольников» Современный энциклопедический словарь дает следующие определения мнемотехники. МНЕМОТЕХНИКА – это система методов и приемов, обеспечивающих.
Консультация для воспитателей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики и речи младших дошкольников» Все знают, что в дошкольном возрасте основным видом деятельности является ИГРА. Во время игры ребёнок накапливает значительный опыт. Игра.
Консультация для воспитателей «Развитие словаря дошкольников, как одна из важных задач развития речи» Развитие речи и словаря детей, овладение богатствами родного языка составляет один из основных элементов формирования личности, освоения.
Консультация для воспитателей «Сказка как средство развития речи дошкольников» Сказка как средство развития речи у дошкольников Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать.
Консультация «Художественная литература как средство развития связной речи дошкольников» «Художественная литература как средство развития связной речи у детей дошкольного возраста» «Литература служит представительницей умственной.
Консультация «Ниткопись как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников» Консультация ««Ниткопись, как метод развития мелкой моторики, графических навыков и речи у дошкольников»Современная школа предъявляет большие.
Методические материалы «Сочинение загадок»
В своей работе я использую технология ТРИЗ.
Сочинять загадки самостоятельно очень увлекательный процесс, который обожают дети. Они с удовольствием готовят такие домашние задания по окружающему миру или другим предметам в 1-4 классе начальной школы. Детям особенно нравится самим придумывать загадки про животных, про времена года, про птиц и растения.
Простые модели сочинения загадок для самых маленьких
(от Т.А. Сидорчук и А.А. Нестеренко)
Загадки по этим моделям могут придумывать дети 3-4 лет.
1. Придумать, о чем будет загадка,
2. Выделить у этого объекта основные свойства (не более 4),
3. К каждому свойству подобрать другой объект, который обладает этим же свойством.
Иными словами, записать схематично признаки, опираясь на таблицу. Пусть наша загадка будет про котенка.
Добавляем слова-связки и получаем загадку:
Ласковый, но не солнышко,
Теплый, но не свитер,
Аналогично можно составлять простые загадки, опираясь на действия, которые совершает объект. Лучше брать за основу объект, у которого можно выделить 2-3 свойства, связанных с движением, звуком, световыми эффектами, запахами.
У меня снова про котенка.
Охотится, но не волк,
Умеет прыгать, но не мяч,
Здесь в таблицу нужно записать, на какой объект похожа наша отгадка и чем от него отличается. Еще раз про котенка:
Похож на игрушку, но живой,
Похож на льва, но без гривы,
Похож на сову, но не летает.
Рисовать таблички каждый раз совершенно не обязательно! Достаточно представлять себе мысленно нужную модель. А можно даже в одной загадке объединять две модели.
Если посмотреть на такой способ придумывать загадки шире, то можно применять его на более старших учениках для лучшего запоминания научных понятий из химии, физики, биологии. В этом помогает то, что в процессе сочинения задействуется образное мышление, а, значит, запоминание проходит эффективнее.
Способ сочинять загадку для детей от 7 лет
(от А.В. Кислова и Е.Л. Пчелкиной)
Шаги алгоритма отчасти похожи на уже описанные, но их чуть больше:
1. Выбрать объект;
2. Выбрать от 1 до 3 свойств объекта – видимых, слышимых, осязаемых, вкусовых, постоянных или изменчивых;
3. Каждое выделенное свойство дополнить образом, который возникает по ассоциации;
4. Представить себя на месте исходного объекта и описать связанное с этим впечатление;
5. Выделить из пунктов 3 и 4 наиболее яркие, интересные и оригинальные описания, объединить их в небольшой рассказ или стихотворение.
Мы с ребятами придумывали загадку про неисправную лампочку, которая мигала у нас над головой. Конечно, сам алгоритм я не записывала слово в слово, а просто обозначала шаги значками. Вот как это происходило.
Не беда, если загадка не складывается в стихотворение! Прозаические загадки-рассказы тоже очень интересны и необычны, а главное, побуждают к речевому творчеству.
Приведем ниже загадки придуманные учениками к одному из таких уроков
Ночью летает, а не самолёт,
В темноте глаза горят, а не кошка,
Мышей пугает, а не лиса. (Сова)
Белая, но не бумага,
Черная, но не буква
О многом говорит, но не книга.
Новости в лес приносит, но не газета. (Сорока)
Во дворе я королева
Вон мой дом на ветке слева
Птица в перьях серо-чёрных,
Я умна, хитра, проворна. (Ворона)
Непоседа птица эта, одного с берёзой цвета
Всё ворует, что блестит, глаз за всем следит.
Птица говорливая, самая болтливая. (Сорока)
Маленький а не мышка
Коричневый, а не собака.
Летает, а не змей. (Воробей)
Серый маленький комочек.
Он драчливый очень, очень.
По асфальту прыг да скок.
Хлеба собирает много крох. (Воробей)
Очень быстро пропадёт. (Снег)
Я сладкая, а не сахар,
Оранжевая, а не солнце,
В земле сижу, а не крот. (Морковь)
Ты ведёшь меня домой,
По тебе идём тайгой,
Мы в болото не пойдём,
Обойдём всё стороной. (Дорожка)
Шевелились у цветка
Все четыре лепестка.
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)
Это не овощ, и даже не фрукт
На хвойных деревьях красиво растут,
И даже бывают на лбах у детишек. (Шишки)
Она гостей встречает
И чаем угощает. (Чашка)
Главная привлекательность использования приемов ТРИЗ заключается в том, что все они интересны для ученика, формируют познавательную активность, развивают все операции мышления, все виды универсальных учебных действий. Они помогают находить варианты решения проблемной ситуации, проводить рефлексию пройденного материала, развивать творческое и логическое мышление, проводить оценивание своей работы.
Загадки, придуманные детьми, выполняющими школьное задание «Придумать загадку»
Загадки, придуманные детьми
Загадки о животных
Сочиненные детьми забавные загадки о животных:
У нашей бабушки сидит дед в тулупе, около печи греется, без воды умывается. ( Ответ: Кот)
Это зверь живет в лесу и боится он лису. ( Ответ: Заяц)
Без рук, без ног, а по земле ходит. ( Ответ: Змея)
Нам нужны иголки для шитья, а кому нужны иголки для житья? ( Ответ: Еж)
Кто на своей голове лес носит? ( Ответ: Олень)
Зимой спит, летом – ульи ворошит. ( Ответ: Медведь)
Серый зверь, зубастая пасть, хочет он овцу украсть. ( Ответ: Волк)
В лесу рыжий огонёк, шишки пробует на зубок. ( Ответ: Белка)
Куда ползет за собой дом везет. (Черепаха)
Кучерявая шуба по горам и долинам гуляет ( Ответ: Овца)
Он на солнышке греется, под нос поёт тихонечко, мышам не нравится, они от него спасаются ( Ответ: Кот)
Длинные уши, куцый хвост, небольшой имеет рост. На огороде побывал, там капусту воровал ( Ответ: Заяц)
Пасется на лугу, толстая словно бочка, любит сено, а малышам дает молоко. (Корова)
Не укусит меня лиса, ведь у меня колючая спина! (Ёжик)
Хвостик, как ниточка, сама, как калиточка, а глаза, как семечки. ( Ответ: Мышка)
Как и зайчик имеет ушки, весь пушистый, как подушка, любит морковь, капустку, ласковый как игрушка, беленький, миленький. ( Ответ: Кролик)
Огромный рост, пышным веером хвост, до колен борода. По всему двору разгоняет детвору. ( Ответ: Индюк)
Загадки про овощи
А что это за лошади в роще: продолговатые, игольчатые, зеленой масти, никого не возят, только соли просят. ( Ответ: Огурец)
Что это за голова, что лишь зубы и борода? ( Ответ: Чеснок)
Девка в кладовке, а коса на дворе. (Морковь)
Без рук, без ног, а вьется, как плеть. ( Ответ: Фасоль)
Пекут меня, жарят и варят, едят меня и очень хвалят. ( Ответ: Картофель)
Едет пан в золотом кафтане, хоть кафтан тот латка на латке, но его принимают в каждой хатке ( Ответ: Луковица)
На огороде выросла сильная, круглая, желтая и красивая, хоть и осенью в праздник всех пугает. ( Ответ: Тыква)
Хвост показывает, а сладкий красный корень прячет. ( Ответ: Свекла)
Загадки про фрукты
Дерево не цветет, однако урожай дает. ( Ответ: Инжир)
Красный цвет, а винный вкус. Каменное сердце. ( Ответ: Вишня)
Оранжевый, кругленький, сладенький и вкусненький. Не здешний он, а гость. Из Африки привет привез ( Ответ: Апельсин)
Рождается из цветка, его все любят дети, железа в нем много, румяное и хрустящее. ( Ответ: Яблоко)
Лампочка вверху висела, стала вкусная, пожелтела. Дети лампочку сорвали, с аппетитом поедали. ( Ответ: Груша)
Желтая, синяя, красная. Весной цветет, летом поспевает, в компот и варенье попадает. ( Ответ: Слива)
Словно на одной ноге, он растет на лозе ( Ответ: Виноград)
Он на цвет золотистый, и как персик, бархатистый, косточку вынимаем, с радостью употребляем. ( Ответ: Абрикос)
Загадки о временах года
Что такое: четыре цвета имеют, раз в три месяца краски меняют? (Ответ: Времена года)
Загадки про осень
В Южный край земли
Улетают журавли.
Снова звучный школьный звонок
Нас позвал на урок.
Как этот месяц зовут?
В садах, рощах бродит,
Желтые одеяния одевает
Золотистую постель стелет –
Ждет сестрицу Белую в гости.
Пришла девушка в дом,
Взялась хозяйничать:
Ловко открыла сундук,
В желтую одежду лес нарядила.
Волшебник пришел в лес,
Краски, кисточки принес.
В дубраве и садике
Стали желтыми листочки.
Загадки о зиме
Много снега и льда, наступили холода. (Зима)
Ой, нету им цены!
По льду бегут они –
Быстроногие…
Я падаю на ваши дома.
Я белый-белый, пушистый.
Я прилипаю вам к ногам
И называюсь просто…
Что это за телега,
Без колес,
Летом отдыхает
Зимой детей катает
Кто рисунок на окне ночью сделал мне? (Мороз)
У нас зимой белым цветом сад зацвел, как будто летом. (Иней)
Загадки о весне
Приветствием журавля я пробуждаю поля, небо и ручьи и цветущие рощи. (Весна)
Только вчера теплый ветер
Весть принес нам от весны,
А сегодня цветы
Сквозь сугробы проросли.
Когда это бывает и как он зовется:
Тучка плачет, а поле смеется?
Меня просят и ждут, я как покажусь – убегают. (Дождь)
Загадки о лете
Клубнички в сметанке,
Соловей щебечет,
Дождь словно сквозь сито,
Наступило.
Теплый длинный-длинный день,
В миске много спелых слив,
Созревает желтый колос,
Подает конёк голос,
И Земляничка созревает.
Так когда это все бывает?
В небе ласточка летит,
С ветром листья шелестят,
Воду пьет аист.
Солнце палит.
Жара.
Созревает рожь.
Какая пора?
Солнце печет, и липа цветет,
Вишня поспевает, когда это бывает?
Малина, Крыжовник, яблоки, ежевика. Фрукты и овощи сочные – это вкусные подарки…(Лето)
Интересные загадки, придуманные детьми, обо всем на свете
Какое колесо не крутится во время правого разворота? (Ответ: Запасное)
Это неживое существо, но у него есть 5 пальцев. (Ответ: Перчатка)
Какое слово в словаре написано неправильно? (Ответ: Неправильно)
Грузовик ехал в деревню. По дороге она встретила 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Ответ: Одна)
Какой рукой лучше размешивать чай? (Ответ: Лучше ложкой)
Накорми меня и я буду жить, но дай воды – и я умру. Кто я? (Ответ: Огонь)
Кто ходит сидя? (Ответ: Шахматист)
В синем небе быстрее всех я летаю. Имею крылья, хоть не птица. (Самолет)
Конь стальной, овса не просит, но пашет и косит. (Трактор)
Я иду – он остается. (След)
Кто всегда правду говорит? (Зеркало)
Родился с земли, зарумянился на огне. И явился на столе к борщу тебе и мне. (Хлеб)
Белый, как снег, в чести у всех, в рот попал, там и пропал. (Сахар)
Рождаются – летят, живут – лежат, умирают – уплывают. (Снежинки)
Что намокает, пока сушит? (Полотенце)
Крашеное коромысло через реку повисло. (Радуга)
Летит конек через полем. Никто его не поймает, и никто не обуздает. (Ветер)
Огневая стрела пролетает, никто в мире ее не поймает. (Молния)
Заря-зарница, красна девица, по небу гуляла, плакала-рыдала, месяц видел – не поднял, солнце встало-и забрало. (Роса)
Махнула птица крылом – закрыла полмира черным рядном. (Ночь)
Нас семь братьев, летами все равные, а именами разные. Отгадай, кто мы? (Дни недели)
Ног нет, а хожу. Рта не имею, а скажу. Когда обедать, когда спать, когда работу начинать. (Часы)
Растет она вниз головой, не в летнюю пору, а зимой. И только солнышко согреет-она заплачет и быстро погибает. (Сосулька)
Меня пьют. Меня льют. Всем я нужна. Кто я такая? (Вода)
Черный Иван, деревянный кафтан: где носом проведет, там пометку кладет. (Карандаш)
Белая Пашня, черные семена. Кто его умеет, тот и понимает. Кто его знает, тот и соберет. (Книжка)
По тропинке, по дороге, бежать я в них не в состоянии. По снегу не идут как следует, по нраву только лед. (Коньки)
Лежит на спине – никому не нужна. Прислони к стене – пригодится она. (Стремянка)
Свернешь – палочка, развернешь – блин. (Зонтик)
Бьют меня старые и малые
И в воздухе, и на земле,
Но от этого не умираю,
Только весело прыгаю и скакаю.
От чего утка плывет? (От берега)
Какой болезнью никто не болеет на суше? (Морской)
Что человек носит два раза в жизни бесплатно, а за третий раз платит? (Зубья)
В какой клетке не держат ни птиц, ни зверей? (В грудной клетке)
Какая игла не тонет в море? (Рыба-игла)
Овцы день и ночь пасутся, а молока не дают. (Звезды на небе)
Не видно ее и не слышно ее, а когда заговориш о ней, то она сразу исчезает. (Тишина)
Когда небо бывает ниже от земли? (Когда отражается в воде)
Не пьет — живет, а напьется — умрет. (Снег)
Что бросают тогда, когда это необходимо, и поднимают тогда,когда это уже не нужно? (Якорь)
Как придумать загадку?
Загадка – это краткое иносказательное описание определенного предмета или явления, дается в форме вопросов или описательного предложения, или в стихотворной форме, что требует ответа. Самыми главными признаками художественной специфики загадки являются конкретность темы, лаконизм, сконденсированность мысли, исключительная устойчивость традиции и устоявшаяся образность.
Для загадок характерна высокая степень метафоричности, ритмическая пропорциональность, гиперболизация изображения за счет выделения, укрупнения отдельных признаков и качеств, олицетворение неживого мира, которое придает загадке особой поэтичности.
Детям дошкольного возраста доступны для отгадывания разные виды загадок (о природе, растительный и животный мир; о пище, жилье, домашнем инвентаре, вещи бытового обихода; о трудовой деятельности человека, орудия труда, средства передвижения; об образовании и воспитания человека; абстрактные, общие, условные и сборные понятия; об отрезках времени; загадки-головоломки, шарады; социальные загадки), а также загадки-описания; загадки-метафорические образы; загадки, построенные на основе сравнения и сопоставления; загадки, построенные на основе полисемии (многозначности слов).
Словесное творчество – процесс создания ребенком произведения в любой форме речевого высказывания в соответствии с литературно-языковых норм. Оно (словесное творчество) возникает под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей действительности и выражающаяся в создании устных сочинений-рассказов, сказок, стихов, загадок.
Составление загадки – это творческий процесс создания художественного речевого образа, то есть словесное творчество, что требует владения необходимыми умениями.
Составить загадку – значит очень сжато описать с помощью определенных ярких метафорических образов несколько характерных для предмета или явления признаков (материал, форма, звук, цвет, количество, действие, назначение, применение, окружение).
EduNeo
актуальные методики преподавания, новые технологии и тренды в образовании, практический педагогический опыт.
“Секретики” загадок: как научить ученика разгадывать и составлять свои
Дети очень любят произведения малого фольклорного жанра: скороговорки, потешки, считалки, прибаутки, поговорки, заклички, загадки.
Эти произведения развивают любознательность, поддерживают интерес к книге, чтению, к устному народному творчеству. Загадку называют великой сокровищницей русской мысли, каждая из которых представляет собой логическую задачку.
Почему во многих русских народных сказках в качестве испытаний героям загадывают загадки?
Отгадывая загадки, герой сказки демонстрирует свой ум, смекалку, умение анализировать, рассуждать, делать умозаключения, выводы. Вспомним русскую народную сказку «Дочь-семилетка», в которой маленькая девочка проявляет остроумие, находчивость и смекалку в сложившейся сложной ситуации, восстановив при этом справедливость.
Кроме этого, она и сама загадывает сложные загадки (задания) царю:
На уроках литературного чтения необходимо уделять внимание формированию литературно-художественных умений. Важно научить ребёнка не только разгадывать загадки, но и сочинять собственные.
Как же учить детей составлять загадки?
Это сложное умение, которое развивает умственные и творческие способности ребенка. Поэтому прежде чем учить детей сочинять загадки необходимо провести большую подготовительную работу:
1. научить анализировать готовые загадки;
2. выделять существенные признаки слова-отгадки;
3. обращать внимание на ассоциации, связанные с конкретным предметом, явлением и т.д.;
4. научить чувствовать рифму;
5. уметь подмечать, выделять особенности предмета (объекта), или его назначение для того, чтобы использовать их в загадке;
6. использовать изобразительные средства языка, чаще всего это сравнение и олицетворение.
Приемы работы
Приём «Ассоциации»
Данный приём очень полезный в обучении составлению загадок. Для этого дети хорошо должны понимать, что ассоциации – это связь между представлениями, одно из которых вызывает другое.
Задание: Я вам говорю слово (называю слово-отгадку), а вы быстро называете слова, с которыми ассоциируется данный предмет. Часто названные слова используем в тексте загадки.
Анализ готовых загадок
Важным моментом является анализ уже готовой загадки. Не совсем достаточно отгадать загадку одному – двум ученикам. А остальные? Они не всегда поймут, по каким признакам их ровесник догадался, о каком предмете, явлении идёт речь.
Загадки – короткие, но яркие произведения, в которых часто используются изобразительные средства языка сравнение и олицетворение. Они делают загадку выразительнее, помогают её отгадать.
Сравнения могут быть утвердительными. В таких загадках утверждаются, что предмет (объект) действительно похож на какой-то предмет.
Этот вкусный плод растет
Там, где лето круглый год.
Он как краешек луны,
Все мы знать его должны (банан)
А есть ещё и отрицательные сравнения. В таких загадках обязательно содержится отрицание того, что предмет не похож на предмет
Гуляет в поле, да не конь.
Летает на воле, да не птица (ветер)
Игра «Рифма»
А ведь чаще всего, загадки – это короткие стихотворения, для их составления необходимо уметь подбирать рифмы. Младшим школьникам объяснить понятие «рифма» можно на примере рассказа Н.Носова «Как Незнайка сочинял стихи». После прочтения рассказа или просмотра мультфильма можно предложить детям беседу.
Сравнение текстов
Приведу пример работы с обучающимися по составлению загадки о животном.
В этом случае ребёнку нужно знать, как выглядит животное, его особенности внешнего вида и поведения, повадки, образ жизни, отличительные признаки от других животных. Для более полного понимания можно посмотреть видеофильм об этом животном, прочитать в энциклопедии, рассмотреть иллюстрации, сравнить с другими похожими животными.
Учитель обращает внимание на то, что этих текстах повторяются некоторые слова. И хотя текст №2 содержит больше информации о животном, в загадку включены ключевые слова, по которым можно безошибочно узнать это животное.
Кроме этого нужно обратить внимание на слова: лесоруб, шуба. Это те слова, которые употреблены в переносном значении.
При составлении загадок об овощах, ягодах, фруктах обычно указывают на цвет, форму, размер, вкус, место произрастания. Поэтому целесообразно сначала сделать описание загадываемого предмета, подобрать сравнения и олицетворения, рифмы.
Только после такой предварительной работы ребенок может приступить сочинять в стихотворной форме.
Систематическое использование данных приёмов на уроках, включение в урок обучающих упражнений по составлению загадок, обучение детей речетворчеству – всё это расширяет кругозор детей, знакомит их с окружающим миром, развивает и обогащает речь, оказывает неоценимое значение в развитии интеллектуальных и творческих способностей.