О чем сказка слепой музыкант
Слепой музыкант
На Юго-Западе Украины, в семье богатых деревенских помещиков Попельских, рождается слепой мальчик. Вначале никто не замечает его слепоты, лишь мать догадывается об этом по странному выражению лица маленького Петруся. Доктора подтверждают страшную догадку.
Отец Петра — человек добродушный, но довольно безразличный ко всему, кроме хозяйства. Дядя же, Максим Яценко, отличается бойцовским характером. В молодости он слыл повсюду «опасным забиякой» и оправдал эту характеристику: уехал в Италию, где поступил в отряд Гарибальди. В сражении с австрийцами Максим потерял ногу, получил множество ранений и был вынужден вернуться домой, чтобы доживать свой век в бездействии. Дядя решает заняться воспитанием Петруся. Ему приходится бороться со слепой материнской любовью: он объясняет своей сестре Анне Михайловне, матери Петруся, что излишняя заботливость может повредить развитию мальчика. Дядя Максим надеется воспитать нового «бойца за дело жизни».
Наступает весна. Ребёнок встревожен шумом пробуждающейся природы. Мать и дядя ведут Петруся гулять на берег реки. Взрослые не замечают волнения мальчика, который не справляется с обилием впечатлений. Петрусь теряет сознание. После этого случая мать и дядя Максим стараются помогать мальчику осмысливать звуки и ощущения.
Петрусь любит слушать игру конюха Иохима на дудке. Свой замечательный инструмент конюх сделал сам; несчастная любовь располагает Иохима к грустным мелодиям. Он играет каждый вечер, и в один из таких вечеров к нему на конюшню приходит слепой панич. Петрусь учится у Иохима игре на дудке. Мать, охваченная ревностью, выписывает из города фортепьяно. Но, когда она начинает играть, мальчик вновь чуть не лишается чувств: эта сложная музыка кажется ему грубой, крикливой. Того же мнения и Иохим. Тогда Анна Михайловна понимает, что в нехитрой игре конюха гораздо больше живого чувства. Она тайком слушает дудку Иохима и учится у него. В конце концов её искусство покоряет и Петруся, и конюха. Тем временем мальчик начинает играть и на фортепьяно. А дядя Максим просит Иохима петь слепому паничу народные песни.
У Петруся нет друзей. Деревенские мальчишки дичатся его. А в соседнем имении пожилых Яскульских растёт дочь Эвелина, ровесница Петруся. Эта красивая девочка спокойна и рассудительна. Эвелина случайно знакомится с Петром на прогулке. Сперва она не догадывается, что мальчик слеп. Когда Петрусь пытается ощупать её лицо, Эвелина пугается, а узнав о его слепоте, горько плачет от жалости. Петр и Эвелина становятся друзьями. Они вместе берут уроки у дяди Максима. Дети вырастают, а дружба их становится все крепче.
Дядя Максим приглашает в гости своего старого приятеля Ставрученко с сыновьями-студентами, народолюбцами и собирателями фольклора. С ними приезжает их приятель-кадет. Молодые люди вносят оживление в тихую жизнь усадьбы. Дядя Максим хочет, чтобы Петр и Эвелина почувствовали, что рядом течёт яркая и интересная жизнь. Эвелина понимает, что это испытание для её чувства к Петру. Она твёрдо решает выйти замуж за Петра и говорит ему об этом.
Слепой юноша играет на фортепьяно перед гостями. Все потрясены и предсказывают ему известность. Впервые Петр осознает, что и он способен что-то сделать в жизни.
Попельские наносят ответный визит в имение Ставрученков. Хозяева и гости едут в N-ский монастырь. По дороге они останавливаются возле могильной плиты, под которой похоронен казачий атаман Игнат Карый, а рядом с ним — слепой бандурист Юрко, сопровождавший атамана в походах. Все вздыхают о славном прошлом. А дядя Максим говорит, что вечная борьба продолжается, хотя и в иных формах.
В монастыре всех провожает на колокольню слепой звонарь, послушник Егорий. Он молод и лицом очень похож на Петра. Егорий озлоблен на весь мир. Он грубо ругает деревенских детей, пытающихся проникнуть на колокольню. После того, как все спускаются вниз, Петр остаётся поговорить со звонарём. Оказывается, Егорий — тоже слепорождённый. В монастыре есть другой звонарь, Роман, ослепший с семи лет. Егорий завидует Роману, который видел свет, видел свою мать, помнит её. Когда Петр и Егорий заканчивают разговор, приходит Роман. Он добр, ласково обращается со стайкой ребятишек.
Эта встреча заставляет Петра понять всю глубину своего несчастья. Он словно становится другим, таким же озлобленным, как Егорий. В своём убеждении, что все слепорождённые злы, Петр мучает близких. Он просит объяснить непостижимую для него разницу в цветах. Петр болезненно реагирует на прикосновение солнечных лучей к его лицу. Он даже завидует нищим слепцам, которых лишения заставляют на время забыть о слепоте.
Дядя Максим с Петром идут к N-ской чудотворной иконе. Неподалёку просят милостыню слепцы. Дядя предлагает Петру изведать долю нищих. Петр хочет скорее уйти, чтобы не слышать песни слепцов. Но дядя Максим заставляет его подать каждому мылостыню.
Петр тяжело заболевает. После выздоровления он объявляет домашним, что поедет с дядей Максимом в Киев, где будет брать уроки у известного музыканта.
Дядя Максим действительно едет в Киев и оттуда пишет домой успокаивающие письма. А Петр тем временем тайком от матери вместе с нищими слепцами, среди которых знакомый дяди Максима Федор Кандыба, идёт в Почаев. В этом странствии Петр узнает мир в его многообразии и, сопереживая чужому горю, забывает о своих страданиях.
В усадьбу Петр возвращается совсем иным человеком, душа его исцеляется. Мать гневается на него за обман, но скоро прощает. Петр много рассказывает о своих странствиях. Приезжает из Киева и дядя Максим. Поездка в Киев отменена на год.
Той же осенью Петр женится на Эвелине. Но в своём счастье он не забывает о товарищах по странствию. Теперь на краю села стоит новая изба Федора Кандыбы, и Петр часто заходит к нему.
У Петра рождается сын. Отец боится, что мальчик будет слепым. И когда врач сообщает, что ребёнок, несомненно, зряч, Петра охватывает такая радость, что на несколько мгновений ему кажется, будто он сам все видит: небо, землю, своих близких.
Проходит три года. Петр становится известен своим музыкальным талантом. В Киеве, во время ярмарки «Контракты», многочисленная публика собирается слушать слепого музыканта, о судьбе которого уже ходят легенды.
Среди публики и дядя Максим. Он прислушивается к импровизациям музыканта, в которые вплетаются мотивы народных песен. Вдруг в оживлённую мелодию врывается песня нищих слепцов. Максим понимает, что Петр сумел почувствовать жизнь в её полноте, напомнить людям о чужих страданиях. Сознавая в этом и свою заслугу, Максим убеждается, что прожил жизнь не зря.
Что скажете о пересказе?
Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Короленко В. «Слепой музыкант» Читательский дневник, краткое содержание
Короленко В. «Слепой музыкант» Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Владимир Галактионович Короленко
Название: «Слепой музыкант»
Жанр: Повесть
Тема произведения: смысл жизни, духовное испытание личности
Число страниц: 63
Главные герои и их характеристики:
О чем произведение:
В произведении повествуется о сложной жизни слепого человека, о становлении его личности, самых потаённых желаниях и тайных страхах.
Сюжет — краткое содержание:
Пётр рождается абсолютно слепым. Уже с детства у него есть любовь к музыке. Юноша встречает девушку Эвелину, которая предлагает ему жениться на ней, несмотря на его недуг. Вскоре Пётр знакомится с Максимом – слепым послушником-звонарём. Он-то и рассказывает герою о силе музыки. Эвелина выходит замуж за Петра и рожает ему здорового ребёнка. Через три года слепой музыкант выступает на ярмарке в Киеве.
Понравившийся эпизод:
Я была очень рада, когда Эвелина приняла Петра таким, какой он есть, полюбила его за внутренний мир и предложила на ней жениться. Даже при такой страшной болезни у человека есть право на счастье.
План произведения для пересказа:
Главная мысль:
Все люди одинаково заслуживают счастья и порой не ценят то, что имеют.
Чему учит это произведение:
Произведение учит проживать каждый день с пользой, не роптать на судьбу, ценить то, что имеешь.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному:
Очень грустно за страдающего Петра. Но я рада, что в его жизни всё сложилось хорошо, он женился на Эвелине, у них появился здоровый ребёнок.
Новые слова и выражения:
Еретик – человек, отступающий от господствующих или общепринятых взглядов, правил, положений
Пан – помещик, барин
Пословицы к произведению:
Судьба всюду встретится, ее конем не объедешь.
Не родись красивым, а родись счастливым.
Счастье в руки не поймаешь.
Всякому свой крест.
Краткое содержание «Слепой музыкант»
Всего получено оценок: 1828.
О произведении
Повесть «Слепой музыкант» Короленко впервые была опубликована в 1886 году. В произведении автор раскрывает темы смысла человеческой жизни, искусства, любви, воспитания. Друзьям Короленко писал, что в «Слепом музыканте» его задачей было «не только воспроизведения психологии слепого, но и отражения общечеловеческой мечты за идеалом, тоски за полнотой человеческого существования».
На нашем сайте можно читать онлайн краткое содержание «Слепого музыканта». Предлагаемый пересказ будет полезен школьникам при заполнении читательского дневника, при подготовке к уроку литературы.
Место и время действия
События повести происходят в конце 1860-х — начале 1880-х годов на западе современной Украины, на Волыни.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Глава первая
Глава вторая
Мальчик увлекся игрой на свирели конюха Иохима. Вскоре Петя стал приходить к Иохиму на конюшню и сам пытался играть на дудочке. Ревнуя сына к конюху, Анна купила пианино. Однако Петя не был впечатлен сложной пьесой, которую сыграла женщина. Со временем, прислушиваясь к игре Иохима, Анна начала выражать через музыку собственные чувства. Петя с интересом принялся осваивать и игру на пианино.
Глава третья
Как-то, когда Петя играл у реки, Эвелина заметила его и пыталась заговорить, но мальчик прогнал ее. В следующий раз девочка появилась только через несколько дней. Они разговорились. Эвелина не сразу поняла, что Петя слепой. Когда мальчик по привычке начал ощупывать лицо девочки, изучая ее, она в испуге отпрянула и расплакалась, но потом все поняла. На следующий день девочка сама пришла в гости к Пете. С этого дня они начали дружить.
Глава четвертая
Глава пятая
Дядя Максим пригласил к себе старого товарища Ставрученка, у которого как раз гостила приезжая молодежь: сыновья Ставрученка, студенты филологического факультета и консерватории, и юный кадет. Приехавшая молодежь бурно обсуждала различные вопросы, однако во время разговоров они не обращались к Пете.
Глава шестая
Осенью Попельские отправились к Ставрученкам. Молодые люди посетили могилу разбойника Игната Карого и слепого бандуриста, который сопровождал атамана в походах.
Во время посещения монастыря они познакомились со слепым послушником-звонарем Егорием. Все отметили поразительное внешнее сходство между Петром и послушником. Петр остался наедине со слепым звонарем. Егорий рассказал, что тоже родился слепым, но у них есть послушник Роман, который ослеп в семь лет. Егорий завидовал Роману, так как тот успел увидеть свет и свою мать. Звонарь производил впечатление человека озлобленного, сердитого.
Рассказывая Максиму о случившемся в монастыре, Эвелина делится своим подозрением: ей кажется, что теперь Петр считает, что все слепорожденные злые.
Во время одного из разговоров Максим начал разъяснять Петру связь символики звука и цвета. Слепой жадно ловил каждое слово и пытался тут же передать это через игру на пианино. Петр выразил свою досаду о том, что он не может видеть и рад был бы поменяться с последним нищим – так он был бы менее несчастен, потому что думал бы только о выживании.
Было решено, что летом Петр с Максимом поедут в Киев, чтобы с осени юноша начал учиться у известного пианиста. Июльской ночью по дороге шли два слепца. Их подозвали к бричке. Вскоре слепцов стало трое: старик с седыми волосами Кандыба, рослый детина Кузьма и совсем юноша в новой крестьянской одежде. Они направлялись к Почаеву. Максим же уехал в Киев сам и скрывал от родни, что Петр ушел со слепцами.
Глава седьмая
Эвелина заявила родителям о своем желании выйти замуж за Петра, они сыграли свадьбу. Временами музыкант ходил в гости к Федору Кандыбе, подолгу беседовал с ним. Известие о том, что Петр скоро станет отцом, вызвало у него испуг. Вопреки опасениям Петра, ребенок родился зрячим.
Эпилог
Заключение
В повести «Слепой музыкант» Короленко изображает становление и взросление главного героя – слепого Петра. Автор мастерски описывает постепенное постижение мальчиком мира, его сложности и переживания на этом пути, осознание и обретение истинных ценностей. Несмотря на физический недостаток, Петр смог реализоваться как талантливый музыкант, обрести личное счастье. В 1960 году по мотивам повести был создан фильм «Слепой музыкант» (режиссер – Татьяна Лукашевич).
Краткий пересказ «Слепого музыканта» позволит быстро ознакомиться с сюжетом произведения и будет интересен всем, кто интересуется творчеством Владимира Галактионовича Короленко.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Название произведения: Слепой музыкант
Автор: Короленко Владимир
Год написания: 1886
Главные герои: Петр — слепой мальчик, Максим — дядя Петра, Эвелина — дочь соседей
Драматичная и красивая идея изложена в кратком содержании повести «Слепой музыкант» для читательского дневника.
Сюжет
У супругов Попеольских рождается слепой ребенок. Отец Петра — добродушный человек, но занят хозяйством. Воспитанием мальчика занимается дядя, потерявший на войне ноги. Он хочет вырастить из ребенка сильного, высокодуховного и благородного человека. С возрастом Петр интересуется окружающими звуками и учится играть на фортепиано. Он знакомится с Эвелиной, между детьми устанавливается крепкая дружба. Став старше, Петр ощущает себя несчастным из-за недуга. Он сбегает с бродячими музыкантами на несколько лет, познает людей и мир, ощущает, сколько у других бед и несчастий и возвращается домой взрослым мужчиной. Он женится на Эвелине. У молодожен рождается зрячий сын. Максим гордится племянником, стойким и сильным человеком.
Вывод (моё мнение)
Какие бы беды ни выпадали на нашу долю, нужно проявлять терпение и радоваться тому, что имеешь. Есть люди, у которых куда больше проблем и боли. Нельзя опускать голову и сдаваться. Счастье — в мелочах. Телесные недуги причиняют массу неудобств, но не тело главное в человеке, а душа и то, чем она наполнена. Нужно наполнять ее добром и теплом, именно это притягивает к нам таких же добрых и теплых людей.
Краткое содержание повести «Слепой музыкант» Короленко
ГЛАВА ПЕРВАЯ
Отец новорожденного богатый помещик. Человек добрый и неразговорчивый, вечно пропадающий на работе. Помимо него в доме жил брат матери, Максим Яценко. Взрывной по характеру и бойкий нравом. На войне лишился ноги. Руку удалось сохранить, но она годилась лишь для того, чтобы опираться на палку. С рождением племянника его жизнь обрела смысл.
Максим решил заняться его воспитанием. Его принципы и взгляды на этот процесс принесли первые плоды. Полная свобода действий, без излишней опеки и заботливости, заставила ребенка заняться самостоятельным познаванием окружающего мира. Вскоре он мог без чьей-либо помощи передвигаться по дому, узнавать людей по голосу, походке.
С приходом весны поведение Петрика изменилось. Он выглядел встревоженным и обеспокоенным. Трехгодовалый ребенок был взволнован звуками просыпающейся природы. Мать и дядя решили вывезти его в поле, на берег реки. От обилия новых звуков малыш упал в обморок. Несколько дней он бредил. Когда ему стало лучше, мать с братом решили, что с этого момента будут знакомить Петрика со звуками постепенно, объясняя значение каждого.
ГЛАВА ВТОРАЯ
Перед сном Петрик привык засыпать под тихие, переливистые звуки свирели, раздающиеся из конюшни. Это играл Иохим. Делал он это мастерски. Дудку он сделал сам, вложив в нее всю душу.
Однажды, зайдя пожелать сыну спокойной ночи, мать не обнаружила его в кроватке. Анна Михайловна сразу догадалась, куда мог пойти ребенок и не ошиблась. Зайдя на конюшню, она увидела, играющего на дудке Иохима и рядом с ним сидящего на койке своего мальчика, жадно прислушивающегося к мелодии.
С этого дня походы на конюшню стали постоянными. С помощью конюха мальчик начал осваивать музыкальный инструмент. Мать приревновала сына к музыкальным сеансам. Она считала, что Петрусь слишком много времени проводит с Иохимом и уже не так нуждается в ее внимании. Пани Попельская просит мужа выписать из города пианино. Она рассчитывала, что венский инструмент одержит победу над дудкой, но ошиблась. Петрусь был равнодушен, но мать не сдавалась. Ей удалось привлечь внимание ребенка к пианино сменив репертуар.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
Новыми соседями Попельских стала семья Яскульских с дочерью Эвелиной, ровесницей Петра. На одной из прогулок дети знакомятся. В первый раз Петрусь прогнал девочку. Не любил, когда нарушают его покой. Следующая встреча произошла через несколько дней. Петру пришлось признаться, что он слепой. Эвелина прониклась историей нового знакомого и стала навещать его регулярно. Максим стал давать уроки и ей. Их дружба крепла день ото дня, став для Петруся настоящим подарком судьбы, ниспосланным свыше.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ГЛАВА ПЯТАЯ
Петр не принимал участие в болтовне. Во время одной из оживленных бесед, он просто встал и ушел, не сказав куда. Эвелина вышла за ним. Между молодыми людьми состоялся серьезный разговор.
Они признаются друг другу в любви. Серьезность намерений подтверждало обоюдное желание пожениться. Домой влюбленная пара вернулась в приподнятом настроении. Петр прямиком направился к фортепиано. В игру на инструменте он вложил все чувства, охватившие его в этот момент. Это было шедеврально. Гости еще долго находились под впечатлением от услышанного. В душе Петра впервые в жизни зародилось гордое сознание своей силы. Оказывается, он тоже может сделать что-нибудь в жизни.
ГЛАВА ШЕСТАЯ
Всем составом после домашних посиделок отправились в монастырь, где происходит знакомство Петра с молодым послушником Егорием, как две капли воды похожего на него самого. Парень тоже слеп от рождения. Звонарь был озлоблен на весь белый свет. Деревенские ребятишки, пытавшиеся проникнуть на колокольню, получили от него по первое число.
Спустившись с колокольни, Петр задержался, оставшись для разговора с Егорием наедине. Егорий рассказал ему про Романа, другого звонаря. Роман родился нормальным ребенком, но в семилетнем возрасте потерял зрение. Парень хоть что-то успел повидать за эти семь лет. Он помнил, как выглядела его мать. Егорий завидовал ему и оттого злился еще больше.
Поездка в монастырь оставила свой след в душе Петра. Он вдруг резко осознал свое положение. Стал мрачным и озлобленным, как Егорий. Часто срывался на близких, словно они в чем-то виноваты перед ним. Жалел себя, терзал вопросами Максима о смысле жизни слепых. Завидовал слепым музыкантам, уверенный, что им в жизни повезло гораздо больше.
Дядя, видя состояние племянника, решил съездить с ним к чудотворной католической иконе. Иохим составил им компанию. По обеим сторонам дороги, идущей от часовни, стояло целое полчище нищих, тянущих руки в надежде получить милостыню. В конце улицы Петр резко остановился. Его внимание привлекли жалобные голоса слепых нищих. В этих звуках было столько нечеловеческого страдания и душевной боли, что Петр испугался. Он хочет поскорее уйти отсюда. Дядя, видя его состояние, заставил Петра взять себя в руки и подать каждому слепому милостыню.
Летом Максим с Петром решили ехать в Киев, брать уроки у известного пианиста. Максим до Киева доехал. Петр выбрал другой путь, присоединившись к слепым музыкантам. Несколько месяцев странствовал он с ними по святым местам. Выучил песню слепых, ее мелодию. Личные страдания отступили. Зрение к нему не вернулось, но душа очистилась. Домой он вернулся совершенно другим человеком.