О чем сказка о рыбаке и рыбке о любви
Лекция 6. Духовные основы пушкинской «Сказки о рыбаке и рыбке»
Православные просветительские курсы. Цикл «Духовные основы русской литературы»
24 февраля филолог, профессор Александр Ужанков в Актовом зале Сретенской семинарии в рамках курса «Духовные основы русской литературы» прочитал лекцию по произведению Александра Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
Идею и сюжет этой сказки Пушкин позаимствовал из сказки братьев Гримм «О рыбаке и его жене». В этой сказке рыба-камбала выполняет желания обоих: и старика и старухи. Пушкин взял сюжет и сильно приблизил его к русской действительности:
«По сути дела Пушкин превратил эту померанскую сказку в русскую».
«Пушкин в этой сказке показывает свое отношение к семейной жизни, то есть как должна строиться семейная жизнь».
Далее Александр Ужанков детально разобрал вступление:
Описывая желания старухи, Александр Ужанков определил в ней «разыгравшуюся» страсть стать выше Бога. Рыбка выполнят все желания старика и старухи, но чтобы их «урезонить» возвращает всё в исходное состояние:
Так как эту сказку нужно понимать как притчу, а у каждой притчи несколько смыслов, то Александр Ужанков обозначил другое ее значение:
Лекция
(продолжительность: 1:40:13)
Сказка о рыбке, или еще раз о женских брачных инстинктах
По моему хорошо написано. Взято с NNM
1. Хорошее дело браком не назовут
Женщины — милые и удивительные существа. Они красивы. У них приятный голос. От них хорошо пахнет. Они бывают очень ласковыми. Они любят детей и животных. Они — источник романтических чувств и сексуальных удовольствий для мужчины. Их здорово любить. С ними хорошо путешествовать и греться на солнышке. Иногда с ними хорошо работать. Единственный вариант отношений с женщиной, который не бывает комфортным на всем протяжении — это брак. Любовь когда-нибудь заканчивается (через месяц? через год? через пять лет?), и на смену романтическому периоду приходит жесткое манипулирование со стороны женщины, проявляются женские брачные инстинкты.
Недавно я прочитал книгу Олега Новоселова «Женщина. Книга для мужчин» (позже многих моих друзей и знакомых) и перечитал «Сказку о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина (не спрашивайте, почему). В этих таких разных, на первый взгляд, произведениях поразительно много общего. Они повествуют об инстинктах, которые проявляются у женщин в браке. «Сказка о рыбке» — это гениальная, очень актуальная модель современного брака.
2. Форма и характеристика брачной модели А.С. Пушкина
В 1833 году Александр Сергеевич третий год был женат на Наталье Николаевне Гончаровой. Третий год — это один из кризисных годов брачной жизни. В кризисе далеко не все эмоции положительные. Негатив требует выхода. Но в высшем обществе того времени было принято только восхищаться женщинами. Тема женских недостатков была неприличной. Что же бедному мужчине делать? Как выразить свои чувства по отношению к происходящему? Александр Сергеевич пишет сказку.
Сюжет сказки очень простой, всем знаком с детства. Очень бедная пожилая пара — старик и старуха — живут у моря. Старик ловит рыбу, и однажды к нему в сеть попадает волшебный персонаж — особенная рыбка, золотая. Рыбка способна исполнять желания старика. Тем самым старик получает в свое распоряжение значительный ресурс. Его старуха цинично подгребает под себя этот ресурс, стремится использовать его для достижения своих целей, злит рыбку и остается ни с чем.
В сказочной модели брачных отношений Пушкин не рассматривает малозначащие детали. Это дает ему возможность сосредоточиться на главном — на женских инстинктах, которые проявляются в длительных взаимоотношениях женщины и мужчины.
Пушкин исключает из модели юридическую составляющую. Мы не знаем, оформлен ли официально брак между стариком и старухой. Старик считает старуху своею. Это все, что их связывает в этой сказке.
Исключены эстетическая и сексуальная составляющие. Старуха стара, а потому некрасива и не привлекательна сексуально.
Мы ничего не знаем о детях этой пары. Старик поддается манипулированию старухи не потому, что у них есть общие дети.
Старуха прядет пряжу, но нет информации о том, использована ли эта пряжа при изготовлении одежды старика. То есть старик не зависит от результатов этой деятельности старухи.
Старик поддается манипуляциям старухи, но совершенно не зависит от нее. Парадокс? В реальной семейной жизни все немного сложнее, но парадоксов еще больше.
Опишу женские брачные инстинкты, так или иначе затронутые в сказке, используя современный язык и привычную мне терминологию.
3. Комплекс инстинктов «Мой мужик»
Этот комплекс инстинктов начинает проявляться у женщины, когда она некоторого мужчину начинает считать своим и когда этот мужчина начинает поддаваться на ее манипуляции. Что должен говорить настоящий мужчина с точки зрения женщины? «Люблю, куплю, поехали,» — эта формула многократно растиражирована в интернете. Чтобы женщина начала считать мужчину своим, он должен оплачивать ее материальные потребности. Это необходимое условие, но не достаточное (анекдот: женщине от мужчины нужны две вещи: деньги и все остальное). Если к финансовой стороне отношений добавляются знаки внимания, многократные признания в любви и услуги по транспортировке, то у женщины проявляется весь комплекс инстинктов «Мой мужик». Рассмотрим инстинкты, входящие в этот комплекс.
4. Инстинкт «Настоящий мужчина должен»
К названию этого инстинкта мало чего можно добавить. Это аксиома, также растиражированная в интернете. Мужчина должен женщине, потому что он мужчина. Он должен ей все — то, что нужно ей сейчас, и то, что потребуется в будущем. Женщина может обратить свое благосклонное внимание только на настоящего мужчину. Поэтому настоящий мужчина должен ей особенно.
В сказке о рыбке этот инстинкт проявляется в том, что когда у старухи возникает возможность удовлетворить свои потребности, она делает это, не обращая внимание на интересы старика.
5. Инстинкт «Мои дурачина (мой идиот)»
Одна из биологических ролей женщины — это манипулирование мужчиной. Женщина выражает свои интересы и интересы ребенка, пока он маленький. Задача женщины — донести эти интересы до мужчины и подчинить его этим интересам. То есть, роль женщины по отношению к мужчине — это манипулирование.
Манипулирование почти не совместимо с уважением. Нельзя ценить человека и одновременно манипулировать им. Подчиняя себе мужчину, женщина ставит его ниже себя. Манипулируя мужчиной, женщина формирует свое отношение к нему, как к более низкому существу.
Когда замужние женщины рассказывают о своих мужьях, они часто используют уничижительные эпитеты. Чаще всего я слышал: «Мой идиот». Еще был вариант: «Мой недотепа». Если муж совсем отбился от рук и не поддается на манипуляции — «Мой козел». Это то, что женщины использовали в разговорах со мной о своих мужьях. Думаю, когда женщины обсуждают мужчин в своем кругу, они более часто используют более негативные эпитеты.
Кроме того, унижение мужчины — это один из женских способов манипулирования. У Пушкина именно этот аспект представлен наиболее ярко: «Дурачина ты, простофиля,» — обращается старуха к старику. Этим она подчеркивает низкий статус мужчины в браке и понуждает старика сделать то, что она хочет.
6. Инстинкт «Муж — это не человек. Это инструмент.»
Этот инстинкт тесно связан с предыдущими. Муж для женщины — это объект манипуляции, чьими интересами можно пренебречь. Женщине невыгодно видеть в муже человека, это помешает ей добиться от него удовлетворения своих интересов.
У Пушкина старуха властно посылает старика к рыбке, невзирая не его стеснение перед всесильным сказочным персонажем, то есть, пренебрегая его человеческими чувствами.
7. Инстинкт «Подгребание ресурсов»
В сказке старик обретает волшебный ресурс — возможность исполнения желаний, а старуха по сути присваивает этот ресурс, требуя исполнить свои желания. Причем уровень желаний постоянно возрастает. Старуха подгребает под себя ресурс старика. Получив что-то, требует большего. Сначала это корыто, потом изба, статус и материальное обеспечение столбовой дворянки, и наконец — статус царицы.
Попросив статус морской владычицы, старуха лишается всего. В сказках бывает справедливость. В жизни все больше похоже на анекдот: «Мама, зачем ты выпросила у папы шубу. Бедное животное страдало, чтобы ты могла ее получить.» — «Не смей так говорить про своего отца».
В моих браках этот аспект больше всего удивлял меня. Жены готовы грести под себя до бесконечности. У них нет внутреннего ограничителя.
В современной жизни важен еще один аспект подгребания: захватывая ресурсы мужчины, женщина защищается от соперниц. Чем меньше ресурсов останется у мужчины, тем меньше он сможет отдать другой женщине (любовнице), и тем менее интересен он этой сопернице.
8. Инстинкт «Отсутствие благодарности»
Зачем благодарить своего мужчину? Он же настоящий мужчина, а потому он должен. Нечего благодарить того, кто отдает долг.
Естественно, у Пушкина нет ничего про благодарность старухи.
9. Инстинкт «Мгновенное подавление мыслей и чувств мужчины, которые мешают им манипулировать»
В жизни этот инстинкт проявляется у замужних женщин очень ярко. Если мужчина отбивается от рук, пытается действовать самостоятельно, реакция женщины следует незамедлительно. Используются все возможные силы и средства: демонстрация обиды, отказ в сексе, истерика, обращение за помощью к подругам и маме (то есть, к теще).
Роль тещи в брачной жизни — это отдельная и трагическая тема. Поскольку у старика в сказке тещи нет (хоть в чем-то ему повезло!), эту тему я опускаю.
Старик в сказке — покорное, забитое существо. Сказываются 33 года сосуществования со старухой. «Старик не осмелился перечить. Не дерзнул поперек слово молвить.» Видно, что в прошлом старуха проделала огромную работу по подавлению неподчинения старика.
10. Вместо заключения. О бесполезности обсуждения женских инстинктов с женщинами.
LiveInternetLiveInternet
—Метки
—Цитатник
Пробуждение сознания или деградация в электронной матрице? Нет ничего сильнее идеи, время к.
Концерт Mолодежного хора Патриаршего центра 2012 Биография Сергея Волчкова Прос.
Учись прощать, молись за обижающих, Зло побежда.
—Рубрики
—Видео
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Духовный смысл сказки о рыбаке и рыбке.
Все мы выросли на сказках Пушкина. Всегда ли мы понимали смысл этих сказок?
Сказку о рыбаке и рыбке Пушкин пишет, когда ему уже было 34 года. Это уже зрелый возраст. Многое он уже переосмыслил. Уже написаны важнейшие его произведения. Он подбирается к главному из них – «Капитанской дочке».
О чём же повествует сказка о рыбке и рыбке?
«Жил старик со старухой у самого синего моря». Здесь, очевидно, есть образ мироздания. Есть суша и море. Значит это не просто старик со старухой. Это прародители.
«Жили он ровно 30 лет и три года», жили в землянке. Самое удивительное, что они находились в состоянии покоя. Для них было вполне достаточно: и землянка и разбитое корыто. Они, в общем-то, ничего не желали более. Самое главное, что было – состояние гармонии, покоя. В этом покое они и пребывали.
А почему им больше ничего и не дано? Не является ли это своеобразным испытанием для этих старика и старухи.
Важно ещё отметить, что каждый из них занимался своим делом: старик ловил рыбу, а старуха пряла пряжу. Они не пребывали в праздности. По результатам своего труда они должны были иметь прибыток какой-то.
Значит, эта рыбка не совсем обыкновенная. Вопрос в том, что в стихии морской пребывает эта рыбка и рыбка говорит человеческим голосом – тоже уже чудо. Однако, самое заметное – это реакция старика на голос рыбки, точнее на то, что она говорит:
«Отпусти ты меня, старче, в море. Дорогой за себя дам тебе откуп, откуплюсь, чем только пожелаешь».
«Удивился старик, испугался. Он рыбачил 30 лет и три года, но никогда не ловил такой рыбки». Здесь и возникает вопрос. Почему старик сначала удивился, а потом испугался? Чего он испугался? То ли того, что рыбка говорит человеческим голосом, то ли того, что она обещает дать ему дорогой откуп, т.е. выкуп.
Самое сильное испытаниедля человека – это деньги и власть. Не все могут пройти это испытание. Вот Пушкин и обращает в своей сказке, прежде всего, внимание на это.
Старик жил в состоянии покоя. Ему деньги не нужны, потому что они выведут из состояния покоя, да и вообще ему ничего не нужно. Однако, когда он рассказал обо всём старухе, то старухина реакция была совсем противоположная.
«Я сегодня поймал было рыбку, золотую рыбку, не простую. По-нашему говорила рыбка. Домой в синее море просилась, дорогой ценой откупалась, откупалась, чем только пожелаю. Не посмел я взять с неё выкуп, так пустил её в синее море».
Вот это слово «НЕ ПОСМЕЛ». А почему не посмел? Потому что рыбка необычная или что-то здесь есть другое? Как-то совершенно по-другому воспринимает рыбку старик и совершенно по-иному воспринимает эту рыбку старуха.
«Старика старуха забранила: дурачина ты, простофиля, не умел ты взять выкупа с рыбки». Что здесь сразу бросается в глаза? То, что старуха набросилась на старика. Стала бранить его, т.е. нарушается субординация.
В чине венчания совершенно чётко обозначено положение мужа и жены. Священник говорит жениху: «муж да возлюбит жену свою», а жене будущей он говорит: «жена да убоится мужа своего». Мы видим, что здесь происходит профанация того, что было при венчании. Старуха играет главную роль в этой семье. Сразу же нарушается гармония взаимоотношений. Она управляет стариком: вместо того, чтобы убоятся мужа своего, она начинает им командовать.
Разве говорится в сказке, что у старика и старухи есть домашнее хозяйство, какая-то живность: птица или скот? У них ничего нет. Значит, корыто, в принципе, им абсолютно не нужно, т.е. упрекает старуха своего старика в том, что он вообще ничего не взял. Но ведь ему ничего не нужно. Для старика самое главное быть в состоянии покоя, т.е. в гармонии с природой, со всем внешним миром.
Вот пошёл он к синему морю и видит, что море немножко волнуется, потому что то, что он делает противоестественно, уже нарушена гармония в природе. Об этом стихия и свидетельствует. Стал он кликать золотую рыбку. Приплыла золотая рыбка: «что тебенадобно страче?»
Обратите внимание: здесь смысловое слово «ТЕБЕ»: что тебе нужно. Старику-то, собственно, ничего не нужно, но он любит свою старуху, и пришёл-то просить ради своей старухи: «смилуйся, государыня рыбка, возбранила меня моя старуха».
Существенно «МОЯ старуха не даёт старику мне покоя». Значит, старику нужен покой, а старухе – корыто? «Понадобилось ей новое корыто. Наше-то совсем раскололось». Можно предположить, что если бы давно понадобилось корыто для старухи, то старик его давно бы уже сделал. Стало быть, вопрос не в корыте, а в просьбе, любой просьбе – лишь бы выполнила золотая рыбка эту просьбу.
Возвращается старик ко старухе, а у неё новое корыто, но ещё пуще прежнего забранила старуха: «Дурачина ты, простофиля, выпросил у рыбки корыто, много ли корысти в этом корыте. ». Ключевое слово здесь «КОРЫСТИ». Значит, она преследует какую-то свою цель – земную цель, естественно: «попроси уж избу». Конечно, изба лучше, чем корыто.
Покорный старик опять идёт к синему морю. Здесь очень важно обратить внимание на покорность старика. Ведь он должен был поставить свою жену на место. Он прекрасно понимает, что не должно просить у рыбки то, чего они в общем-то не заслуживают.
А почему прежде Господь им ничего не давал? А потому, что и прежде они не прошли бы это испытание. Уже на старости, казалось бы, опыта побольше и можно легче разобраться в их сплетениях жизни и нравственных поступках своих.
И вот покорный старик идёт опять к синему морю, чтобы выпросить избу. Понятно, что этим не закончиться просьба и что старуха по нарастающей будет просить больше и больше, но старик хочет угодить своей старухе. Почему? Потому что он хочет получить покой.
«Смилуйся, Государыня рыбка. Ещё пуще старуха бранится, не даёт старику мне покоя: избу просит сварливая баба». Сколько характеристик сразу старухе: и сварливая баба и не даёт покоя и браниться.
Конечно, вот здесь и должно было проявиться его первенство, т.е. он должен был наставить свою старуху, свою жену соответствующим образом, но старик этого не делает.
Поскольку золотая рыбка обещала выполнить любую просьбу старика, она выполняет и эту. Но море всё больше и больше волнуется. Значит, оно не приветствует и эти просьбы, и поведение старика и старухи.
Воротился старик ко старухе. Видит – изба стоит. Старуха сидит и уже новое корыто, но ещё больше распыляется желание у старухи. Она теперь уже хочет быть дворянкой столбовою. «Вопросил, простофиля, избу. Воротись, поклонись рыбке – не хочу быть чёрною крестьянкой, хочу быть столбовою дворянкой»
Может ли старуха по своему происхождению быть столбовою дворянкой? Конечно же, нет.
Мы видим, как только усиливается страсть. Потаканием, собственно, потворствует этому старик. Старуха не потрудилась, не она поймала рыбку, но, тем не менее, она себе требует награду.
Что же он видит: «высокий терем, на крыльце стоит его старуха в дорогой собольей душегрейке, парчовая на маковке кичка. Жемчуга огрузили шею, на руках золотые перстни, на ногах красные сапожки, перед ней усердные слуги. Она бьёт их, за чупрун таскает». Вот поведение, которое так жаждала старуха. Представление крестьянки такое, что столбовая дворянка только за чупрун, за чубы, должна таскать свою челядь и наказывать всячески её.
Как меняется отношение старухи к старику? Теперь она его не замечает, т.е. законного своего супруга. «Здравствуй барыня-сударыня дворянка, чай теперь твоя душенька довольна?»; «на него прикрикнула старуха, на конюшню служить его послала». Вот вам, пожалуйста, отношение жены к мужу. Он теперь должен служить ей на конюшне. А страсть у старухи ещё больше разгорается.
Через неделю, другую захотелось ей уже теперь быть царицею.
ИСПУГАЛСЯ старик, взмолился: «что ты баба, белены объелась?» Обращается он к ней не как к столбовой дворянке: «что ты баба, белены объелась?» Может этот момент уже самый решительный момент. Видите, он и испугался её очередной просьбы и пытается, правда, запоздало, поставить её на место: «что ты баба, белены объелась?»
Тем не менее, старуха уже вошла в роль столбовой дворянки: накричала на старика и сказала, что если он не пойдёт по своей воле, то его силой туда доставят. Субординация не просто нарушена – теперь она обрела власть над стариком.
Просит золотую рыбку, чтобы она сделала старуху вольной царицей. Возвращается старик к своей старухе и что ж: «перед ним – царские палаты, в палатах видит свою старуху. За столом она сидит царицей. Наливают ей заморские вина, заедает она пряником печатным. Вкруг неё стоит стража грозная, на плечах топорики держат. Как увидел старик – испугался. В ноги он старухе поклонился». Здесь наблюдается удивительная игра понятий.
Кого испугался старик? Царицы. Кому в ноги поклонился? Старухе. Иными словам, он за образами царицы не видит старухи?
«Здравствуй грозная царица, ну теперь твоя душенька довольна!» Всё стариком делается будто бы для того, чтобы её душенька была довольна.
Но нужны ли эти богатства душе? Вот в чём вопрос?
«На него старуха не взглянула, лишь с очей его прогнать велела». Набежала стража грозная, вытолкала его с крыльца, а народ смеётся, насмехается над стариком: «поделом тебе, старый невежа, впредь тебе, невежа, наука: не садись не в свои сани».
«Вот неделя другая проходит, ещё пуще старуха вздурилсь. Царедворцев за мужем посылает». Интересная деталь: посылает всё-таки за МУЖЕМ, командует МУЖЕМ.
Эта необузданная фантазия, это необузданная страсть диктует желание. Старуха теперь хочет, чтобы сама рыбка теперь служила. До этого служил старик, выполнял её любую просьбу, а теперь она хочет, чтобы сама золотая рыбка ей служила. Что-то возразил муж своей жене? Наставил её? Нет.
Вот эта покорность во многом и способствовала потаканию и разрастанию страсти старухиной. «Старик не осмелился ей перечить, не дерзнул поперёк слово молвить. Вот идёт он к синему морю, видит на море чёрная буря, так и вздулись сердитые волны». Стихия выражает в очередной раз своё отношение к происходящему. Старик это понимает, но у него нет выбора. Проще попросить у рыбки, чем перечить своей старухе. Стал он кликать золотую рыбку, приплыла к нему рыбка золотая: «чего тебе надобно, старче?»
Удивительно обращение рыбки к старику: «СТАРЧЕ». Это не столько указание на возраст, но это уважительное отношение, может быть, даже на духовное состояние человека. Ведь он смиловался, отпустил её в синее море. Рыбка пытается отблагодарить его, но её благодарность приносит ли пользу старику?
«Смилуйся государыня-рыбка: что мне делать с проклятою бабой? Уж не хочет она быть царицей, хочет быть владычицей морской»
Очень интересно поставлен вопрос: «что мне делать с проклятою бабой?» В этот раз речь идёт не о том, чтобы выполнить очередную просьбу старухи. Речь идёт о том, что нужно что-то делать с проклятой бабой. Её остановить невозможно. Во всяком случае, старик не может остановить свою жену. Он уже упустил эту возможность.
Ничего не сказала рыбка, только хвостом вильнула и уплыла в синее море.
Казалось бы, последнюю просьбу она не выполнила. Она нарушила обещание, данное ей в самом начале? Ничего подобного. Последнее обращение старика к рыбке – это обращение за помощью: что ему сделать со своею сварливою бабой? Рыбка и выполняет последнюю просьбу старика. Возвратился старик ко старухе. Видит: сидит она у своей старой землянки, а перед ней разбитое корыто.
С чего начиналась сказка, тем и завершается. Получается так, что старуха наказана, а старик? Старик не урезонил старуху, т.е. свою жену. По сути дела, он стал потакальщиком её прихотей, а жена не убоялась мужа своего, да и почему его бояться, если он потерял контроль над нею. Получается так, что только золотая рыбка и могла наставить или направить старуху со стариком. Собственно, она это и делает.
В финале сказки они опять вместе. У них старая землянка, перед ней разбитое корыто.
Старик со старухой не прошли испытание. Не только старуха в этом виновата, но и сам старик, который много попускал своей жене.
Эта сказка во многом похожа на русскую сказку о «Курочке рябе», когда курочка Ряба снесла старику и старухе золотое яйцо. Яйцо как символ мироздания, золотое как символ вечности. Старик со старухой пытаются разбить яйцо. Что, они хотят заглянуть вовнутрь, т.е. это процесс познания добра и зла?
Точно так же, как в раю Адам и Ева пытались познать с помощью плодов от древа познания, что такое добро и зло. Вот также с небрежением отнеслись к добру старик со старухой к этому золотому яйцу: мышка бежала, хвостиком вильнула, яйцо упало и разбилось.
Пушкин сделал!
Разбор домашних заданий 1-4 класс
Home » читательский дневник » Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке” Читательский дневник, краткое содержание
Пушкин А.С. “Сказка о рыбаке и рыбке” Читательский дневник, краткое содержание
Автор: Пушкин Александр Сергеевич
Название: “Сказка о рыбаке и рыбке”
Жанр: литературная волшебная сказка
Тема произведения жадность
Число страниц: 24
Главные герои и их характеристика
О чем произведение (1-2 предложения – кратчайшее содержание)
Старик поймал и отпустил золотую рыбку, а та обещала выполнить его желание. Старуха стала просить у рыбки все больше и больше, и осталась у разбитого корыта.
Сюжет — краткое содержание
Понравившийся эпизод
Мне понравился эпизод, когда старик пошел к рыбке в последний раз. Он стал просить сделать старуху владычицей морской, а синее море было неспокойно. Огромные валы по нему катались, словно море тоже гневалось, как гневалась рыбка. И вернулся старик к старой лачуге и к разбитому корыту.
План произведения для пересказа
Главная мысль
Во всем нужно знать меру.
Чему учит эта книга
Сказка учит не злоупотреблять чужой благодарностью, не жадничать и не хотеть слишком многого. Учит довольствоваться малым, тем, что имеешь. Учит доброте и состраданию. Учит не зазнаваться случайно приобретенным богатством.
Отзыв, отношение к произведению, чем понравилось произведение, мое отношение к прочитанному
Мне очень понравилась эта замечательная сказка. Она написана очень простым и понятным языком, читать ее очень легко, многие фразы запоминаются с первого раза. Мне понравилось, что рыбка так долго терпела капризы старухи, ведь она чувствовала благодарность к старику. Но мне не понравилась жадность старухи и бесхребетность старика. Они не заслужили счастья.
Новые слова и выражения
Землянка — дом, выкопанный в земле.
Невод — рыбачья сеть
Светелка — чистая комната в доме.
Пословицы к произведению
Жадность последнего ума лишает.
Жадность всякому горю начало.
За большим погонишься, малое потеряешь.