О чем сказка коняга
Салтыков-Щедрин Михаил сказка «Коняга»
Читательский дневник по сказке «Коняга» Михаила Салтыкова-Щедрина
Автор: Салтыков-Щедрин Михаил Евграфович
Название произведения: «Коняга».
Главные герои: коняга, пустоплясы
Характеристика главных героев:
Коняга — Работящая, трудолюбивая.
Старая, разбитая, больная.
Пустоплясы — Легкомысленные, ухоженные, весёлые, глупые.
Краткое содержание сказки «Коняга»
Тяжёлая жизнь была у коняги, работать приходилось много, а кормили его плохо.
Хорошо хоть мужичок попался животине добрый и просто так его не бил.
Прошли мужичок с конягой поле, лёг тот, и не поймёшь, жив или умер.
Мимо шли пустоплясы, увидели дальнего родственника и остановились.
Стали спорить и восхищаться живучестью коняги.
Считали пустоплясы, что всё дело в привычке работать, в силе духа.
А мужичок поднял конягу и пошёл дальше пахать.
План сказки:
Основная мысль сказки «Коняга»
Главная мысль сказки в том, что тяжёлым трудом достаются те блага, к которым привыкли те, кто никогда не работал.
Основная идея сказки в том, что любое богатство является результатом труда простого народа.
Чему учит сказка
Сказка учит уважать труд тех, кто работает для общего блага.
Учит тому, что любой человек должен трудиться.
Учит не заниматься пустыми разговорами, а работать.
Краткий отзыв по сказке «Коняга» для читательского дневника
Прочитав эту историю, я подумала о том, что понять рабочего может только тот, кто сам трудился.
У коняги не было сил. Он падал от усталости и ему было не до пустых разговоров, которые вздумали затеять бездельники пустоплясы.
Это очень тяжёлая, печальная история.
Автору удалось показать страдания простого народа, измученного непомерным трудом.
Мне очень жаль несчастного коня, чья жизнь — сплошной труд, лишения и голод.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что тяжесть чужого труда познаётся лишь на личном опыте.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок, поразивший больше всего:
Самая жизнь Коняги запечатлена клеймом бесконечности. Он не живёт, но и не умирает.
Поле, как головоног, присосалось к нему бесчисленными щупальцами и не спускает его с урочной полосы.
Какими бы наружными отличками ни наделил его случай, он всегда один и тот же: побитый, замученный, еле живой.
Ещё читательские дневники по произведениям Салтыкова-Щедрина:
Библиотека произведений автора пополняется.
Краткое содержание «Коняга»
Всего получено оценок: 105.
О произведении
Сказка «Коняга» Салтыкова-Щедрина, написанная в 1885 году, в аллегорической форме демонстрирует тяжёлое положение крестьянства в России в XIX веке. Образ Коняги отражает судьбу русского народа с его бессилием и отсутствием прав, гнёт со стороны зажиточных классов.
Рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Коняга», которое пригодится при подготовке к уроку литературы.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Коняга лежал у дороги и отдыхал после проделанной тяжёлой работы. Мужичок выпряг его покормиться, « но Коняге не до корма ». Он был замученным, слабым, узкогрудым, « с выпяченными рёбрами и обожжёнными плечами, с разбитыми ногами ». Глядя на Конягу, было трудно понять, как на нём можно работать. Но работать приходилось с утра до вечера. Летом Коняга трудился в поле, а зимой развозил «произведения».
Коняга бы и рад стараться, да сил ему брать неоткуда: « такой ему корм, что от него только зубы нахлопаешь ». Летом ещё можно перехватить свежую мягкую травинку, но зимой приходится довольствоваться прелой соломой.
Коняге повезло, что мужик ему попался добрый: « даром его не калечит ». Каждый день они прикладывают все свои жалкие силы, чтобы делать тяжёлую работу, которой не было ни конца, ни краю. Но даже пожаловаться никому на свою горькую участь Коняга не мог: « и в этой утехе бог бессловесной животине отказал ».
Отдыхая под жарким полуденным солнцем, Коняга оказался во власти тяжёлого, мучительного сновидения. Вот перед его глазами предстало поле. Для большинства поле — это « раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала ». Поле отнимало у Коняги последние силы, солнце безжалостно испепеляло шкуру, бесконечные « дожди, грозы, вьюги, мороз » выхолащивали его. Сама природа становилась для Коняги лютым врагом.
Единственным смыслом жизни Коняги была работа. Он был зачат и рождён исключительно для труда, и корма ему выделяли ровно столько, « чтобы не дать замереть в нём той мускульной силе, которая источает из себя возможность физического труда ». Все остальные потребности и проблемы Коняги были неинтересны его хозяину.
Дремал Коняга, а мимо него проходили пустоплясы, и трудно было с первого взгляда сказать, « что Коняга и Пустопляс — одного отца дети ». Согласно древнему преданию, у старого коня было два сына: вежливый и воспитанный Пустопляс и неотёсанный Коняга. Понаблюдав за своими детьми, старый конь решил, что отныне и навеки « Коняге — солома, а Пустоплясу — овёс ». Так с той поры и повелось.
Неожиданно Пустопляс вспомнил о существовании своего братца и решил его проведать. Он очень удивился, что даже самая тяжёлая жизнь не может сокрушить Конягу. Пустоплясы принялись бродить вокруг Коняги, каждый на свой лад размышляя над невиданной его силой. Но « все эти разговоры не от настоящего дела завелись, а от грусти », и Коняге не было до них никакого дела: его ждала тяжелая работа в поле.
Заключение
Сказка Салтыкова-Щедрина в иносказательной форме показывает, каким тяжёлым и неблагодарным может быть труд подневольного крестьянина. Причина его безрадостной жизни — социальная несправедливость, которая на протяжении многих лет оставалась безнаказанной.
После ознакомления с кратким пересказом «Коняга» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
Тест по сказке
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
«Коняга», Салтыков-Щедрин, краткое содержание сказки
В этом произведении, которое язык не поворачивается назвать сказкой, уж слишком печальное получилось повествование, Салтыков-Щедрин описывает жизнь крестьянского коня, Коняги. Символически под образом Коняги подразумеваются крестьяне, труд которых такой же изматывающий и беспросветный. Текст может быть использован для читательского дневника, сократите его еще немного, если необходимо.
Краткое содержание сказки-несказки
Сказка начинается с того, что Коняга лежит у дороги после пашни трудной каменистой полосы и дремлет. Его хозяин дал ему передышку, чтобы животинка поела, но сил на еду у Коняги уже нет.
Далее следует описание Коняги: обычная рабочая лошадь, замученная, со сваленной гривой, больными глазами, разбитыми ногами и обожженными плечами, очень худая – ребра торчат. Работает конь с утра до вечера – летом пашет, а зимой на нем доставляют товар на продажу – «произведения возит».
Кормят и ухаживают за ним плохо, поэтому сил набраться ему неоткуда. Если летом еще можно травки пощипать, то зимой Коняга питается только прелой соломой. Поэтому к весне он совсем без сил, для работы в поле его приходится поднимать при помощи жердей.
Далее Салтыков-Щедрин описывает крестьянское поселение – в центре узкая дорога (проселок), которая соединяет деревушки, а по краям — поля бескрайние. Автор сравнивает поля с неподвижной громадой, внутри которых должна быть сила сказочная, как будто заточенная в плену. И никто силу эту не может освободить, так как все-таки не сказочное это произведения, а реальная жизнь. Хоть и бьются мужик с Конягой над этой задачей всю жизнь, но не освобождается сила, и узы мужика не спадают, и плечи Коняги не исцеляются.
Сейчас Коняга лежит на солнце и страдает от жары. Мухи да оводы его кусают, внутри все болит, а пожаловаться он не может. «И в этой утехе бог бессловесной животине отказал». И отдых для него совсем не отдых, а агония; и сон — не сон, а бессвязная «хмара» (это слово символически обозначает забытье, а фактически в старорусском обозначало облако, тучу, туман).
У Коняги нет выбора, поле, в котором он работает, бесконечно, хоть и исходил он его во все стороны. Для людей поле – это простор и «поэзия», а для наших героев – кабала. Да и природа для Коняги не мать, а истязательница – горячие лучи солнца палят нещадно, мороз, ветер и другие проявления природной стихии тоже мучают его. Все, что он способен ощущать – это боль и усталость.
Он создан для тяжелого труда, это и есть смысл его существования. Конца и края нет его работе, поэтому и корма, и отдыха ему дается ровно на том уровне, чтобы он все еще продолжал хоть как-то жить и мог физически трудиться.
Жизнь Коняги бесконечна, тянется и тянется без конца, но на настоящую жизнь мало похожа – он не живет, но и не умирает, это какое-то промежуточное состояние. Поле Салтыков-Щедрин в этом отрывке сравнивает с паразитом-головоногом, который присосался к животному и не отпускает.
Мимо него, лежащего и обессиленного, проходят пустоплясы – так автор называет коней, у которых другая судьба. Хоть они и братья, но Коняга родился грубым и бесчувственным, а Пустопляс, наоборот, чувствительным и обходительным. И поэтому старый конь, их отец, повелевал, чтобы Коняга работал, ел только прелую солому и пил из грязной лужи, а другой сын всегда был в теплом стойле, на мягкой соломе и кушал овес. Как нетрудно догадаться, в образе пустоплясов Салтыков-Щедрин изображает другие слои общества – дворян и помещиков, которым не нужно так тяжело работать.
Далее в сказке пустоплясы обсуждают Конягу, рассуждают о причинах его бессмертия – хоть и бьют его нещадно, и работает он без отдыха, но все равно почему-то живет. Первый пустопляс считает, что от работы у Коняги выработался здравый смысл, от которого он просто смирился. Второй считает Конягу носителем жизни духа и духа жизни. Эти два духовных сокровища якобы и делают коня неуязвимым. Третий говорит о том, что Коняга нашел смысл в своем труде, а вот пустоплясы такой смысл давно утратили. Четвертый считает, что конь уже давно притерпелся тянуть свою лямку, хоть и еле жизнь в нем теплится, но кнутом его всегда можно взбодрить. И Коняг таких много, все они одинаковые, пользуйся их трудом сколько угодно, никуда они не денутся.
Но их спор прерывается на самом интересном месте — просыпается мужик, и его окрик будит Конягу. И тут пустоплясы заходятся от восторга, любуются тем, как животное пытается подняться, и даже советуют учиться у него. «Н-но, каторжный, н-но!» — этими словами заканчивается сказка.
Краткое содержание сказки «Коняга» Михаила Салтыкова-Щедрина
После тяжелой пахоты Коняга и мужичок отдыхают. «Коняга – обыкновенный мужичий живот, замученный, побитый, … с разбитыми ногами». Кормят его плохо, а работе нет конца, «нет конца полям». Скажет мужичок: «Ну, каторжный, вывози!», и Коняга пашет. Хорошо хоть мужичок добрый, просто так «не калечит». Вся деревня в железном кольце полей. И есть в этой вековой громаде скрытая сила. «Кто освободит эту силу из плена?» Только сами мужик и Коняга. Другие видят в поле простор да поэзию, а для Коняги оно «кабала» (рабство). «Для всех природа – мать, для него одного она – бич и истязание». Никому он не нужен. Лишь бы теплилась «мускульная сила» для работы. Усталость и боль – все, что он знает. И все же не умирает, будто бессмертный.
Есть у Коняги брат Пустопляс. Коняге, неотесанному и бесчувственному, отец давал только солому, а вежливому и чувствительному Пустоплясу – овес. С тех пор глядят пустоплясы на Конягу и рассуждают, в чем его секрет. Наверно, понял, что «плетью обуха не перешибешь», всем доволен. Или силен он тем, что в нем «жизнь духа и дух жизни». А может, труд его примиряет с жизнью. Или просто привык. Пока Коняга трудится, пустоплясы в восторге: «Дело мастера боится! Вот кому надо подражать!»
Читательский дневник по сказке «Коняга» Салтыкова-Щедрина
Сюжет
Коняга замучен работой. Кормит его мужичок плохо, а иногда и бьет. Оба труженики, пашут день напролет веками. Вся деревня в рабстве у бескрайних полей. Никто не заботится о Коняге, ведь он живучий, бессмертный. Был у него братец Пустопляс, так ему, вежливому и впечатлительному, отец давал овес, а грубому Коняге одну солому. До сих пор удивляются всякие пустоплясы терпению Коняги. То ли привык, то ли нравится ему, или видит великий смысл в своем каторжном труде. Словом, хорошо бы брать с него пример.
Отзыв
Сказка о великом терпении русского народа. Коняга – труженик, крестьянин. Пустоплясы – болтуны, господа, защитники народа только на словах. Сказка учит думать не только о себе, но и о других, учит справедливости, жизни по совести, уважению к чужому труду, взаимовыручке, состраданию. Учит судить о людях по делам, а не словам.
Анализ сказки «Коняга»
Коняга – символ, образ русского народа, крестьянина. Пустопляс и Коняга –люди-братья, но господа и рабы, богачи и бедняки. Поле для богача – поэзия, для бедного – каторжный труд. Крестьянин работает, но не живет, а выживает. Богатым нет дела до бедных, хотя они живут их трудом, их хлебом. У героев «говорящие имена». В названии и ирония, и горечь: все вынесет Коняга-народ, еще и спасибо скажет.
«Кто освободит эту силу?» Только сам народ может освободить себя. Уничтожают народ, а он бессмертный. Такой народ не победить. Сытые господа рассуждают о том, в чем сила народа, вместо помощи. От народной сказки – предание со сказочным зачином. Отличие от народной сказки: реализм и размышления автора. Автор высмеивает болтунов, эгоистов, бездельников, чиновников, которым нет дела до благополучия народа.
Салтыков щедрин коняга главная мысль. Анализ сказки «Коняга
Краткое содержание сказки
Трудится Коняга с утра до позднего вечера в поле. Нелегкая у него доля: круглый год работа до изнеможения, корм никудышный. Изнуряющий труд не приносит никакой радости, только усталость, боль и безразличие ко всему. У Коняги есть брат Пустопляс, которому повезло больше. Ему не приходится тяжело работать. Кормят его овсом, поят медовой сытой. От избытка братских чувств Пустоплясу захотелось посмотреть на жизнь брата. Увидев изнуренного работой Конягу, брат вместе с другими пустоплясами стал рассуждать о жизненных перипетиях. Но это были только пустые слова. Читать сказку онлайн полностью можно на нашем сайте.
Сочинение-анализ 2
Часто, за главными героями и даже животными, писатель скрывает реальные личности. В сказке описана вся боль и переживание автора за свое Отечество. Описание всей страны и народа, который попал под несправедливый политический режим и унижение, подвергающегося эксплуатации – это и есть образ Коняги. Автор описывает в сказке беспомощное положение крестьянства в России. Он не жалеет художественных деталей, для показа образа замученной, жалкой, уродливой лошади с разбитыми ногами и очень худыми ребрами.
Труд, который не дает возможности отдохнуть. Автор описывает природу как – «мать», для всех других; и как – «испытание» и «мучение» для Коняги.
Так как пишет и характеризует эти просторные поля Щедрин, никто не писал до него прежде. Бескрайние просторы полей были для мужика тюрьмой, своеобразной каторгой, которая длилась из года в год. Эти поля кормили чиновников и купцов, но лишали мужика всякой надежды на светлое будущее. Нет конца работе, мучениям, усталости. Конягу ждет лишь изнурительный труд. Он рожден, лишь ради того, чтобы трудиться. А в день, когда он перестанет трудиться, он помрет.
Неравенство в социальном мире описано в сказке с помощью сравнений Коняги и его брата, который живет в отличии от него — в тепле и более лучших условиях. Пустоплясу повезло, для него предпочли теплое стойло и овес, вместо голода и изнурительного труда.
Пустоплясы, в сказке Щедрина, не просто существовали за счет труда и работы Коняги, они позволяли себе вести умные разговоры о нем. В этих беседах не было ничего полезного и важного. Пустоплясы поражались силе воли Коняги. Его бьют, а он продолжает жить; его кормят одной лишь соломой, а он не сдается, продолжает жить.
Подобные пустоплясы, со временем, начали надоедать ему ценными советами. Мнения всех пустоплясов пусты и не имеют никакого значения, как их собственные жизни. Автор сказки говорит, что в пустых беседах, не рождается истина, а исчезает здравый смысл.
Народ – это огромная сила, но возможно ли ему предоставить свободу? Вот о чем размышляет писатель. Его народные сказки наполнены поучительными выводами, юмором и даже сатирой, которые направлены на сочувствие по отношению к обычному человеку, низшему социальному слою.
Тема, идея, суть, смысл
Анализ сказки Коняга
В аллегорической сказке Салтыкова-Щедрина привычные образы народной сказки приобретают символический смысл. Трудолюбивое покорное животное олицетворяет многострадальный подневольный русский народ, привыкший к покорности и лишениям. Но ведь чувствуется в нем мощь и способность вынести все тяготы. Пустозвоны – это интеллигенция, «вежливый и чувствительный» народ. Рассуждая о доле простого труженика, они умиляются, восхищаются, негодуют, критикуют, умничают, в итоге, – бездействуют. В своей сказке Салтыков-Щедрин ищет ответ на вопрос, который волновал передовых людей России: как избавить народ от страданий. Чему учит сказка Коняга? Она учит бороться с несправедливостью и злом, не сдаваться и не отчаиваться.
Пословицы, поговорки и выражения сказки
Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина — отклик на социально-общественные события, происходившие в России второй половины 19 века. В них воплощена вся боль писателя о судьбах народа, о его бесправии и бессилии, о гнете со стороны тех «градоначальников», о которых писал сатирик в «Истории одного города».
Живые образы служили основой всех произведений Салтыкова-Щедрина. Его сказки не стали исключением: за животными, главными персонажами многих сказок писателя, скрыты вполне реальные человеческие лица. Любопытно, что и сейчас сказки великого сатирика не утрачивают своей актуальности, они по-прежнему востребованы читателем как произведения высоко художественные и злободневные.
Одной из сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина является «Коняга» — сказка, в которой нашла отражение вся боль писателя за свою родину. Коняга – символ крестьянина, символ народа и страны, униженных несправедливым политическим режимом и подавленных зверской эксплуатацией. Деревенское зеленеющее поле радует глаз, труд – источник довольства и самоуважения для крестьянина. Так должно быть, по мнению Салтыкова-Щедрина, но так никогда не было на самом деле.
Тощие поля были ареной каждодневных мучений Коняги, «обыкновенного мужичьего живота, замученного, побитого, узкогрудого, с выпяченными ребрами и обожженными плечами, с разбитыми ногами». Никто другой никогда не писал об этих полях так, как это делал Щедрин. Просторы этих полей не раскрывали дороги в мир, а держали мужика, как в тюрьме. Их зелень сулила сытость кому угодно – барину, чиновнику, купцу, зарубежному покупателю, но только не мужику, не Коняге. Для Коняги и мужика эти поля были каторгой, длящейся из года в год, без передышки и без надежды на будущее: «Нет конца полям: всю жизнь и даль они заполнили, даже там, где земля с небом слилась, и там все поля. Золотящиеся, зеленеющие, обнаженные – они железным кольцом охватили деревню и нет у нее выхода, кроме как в эту зияющую бездну полей… Для всех поле — раздолье, поэзия, простор; для Коняги оно — кабала». Не было конца работе Коняги, и ничего он не получал за эту работу, кроме боли, усталости и злосчастия.
Был у Коняги брат – Пустопляс. Пустопляс – тоже конь, но ему достались не труд и голод, а овес, медовая сыта и теплое стойло. Пустоплясы не только жили за счет Коняги, они еще вели о нем ученые разговоры. Разговоры эти, занимающие всего-навсего страницу, сатирически передают суть споров о народе, ведущихся в среде интеллигенции в восьмидесятые годах 19 века.
Пустоплясы сами поражались несокрушимости Коняги: «Бьют его чем ни попадя, а он живет; кормят его соломою, а он живет!». Либерал видел причину несокрушимости Коняги в следовании либеральным правилам: «уши выше лба не растут», «плетью обуха не перешибешь». Славянофил объяснял безмерную выносливость Коняги тем, что «он в себе жизнь духа и дух жизни носит». Народник видел в Коняге осуществление идеала «настоящего труда»: «Этот труд дает ему душевное равновесие, примиряет его и со своей личной совестью, и с совестью масс, и наделяет его устойчивостью, которую даже века рабства не могли победить!»
Четвертый пустопляс, выражая «идеологию» кулака чумазого, считал, что мужик обязан доставить все, что потребуется. Он думал, что единственным верным средством, обеспечивающим неистощимость труда Коняги, является взбадриванье кнутом. И пустоплясы, независимо от своих идеологических оттенков, понукали Конягу, все вместе приходили в восторг от картины его непосильного, надрывного труда.
Народ – великая сила, но кто освободит ее, кто даст ей свободно проявиться? Россия – великая страна, но кто раскрепостит ее, укажет ей путь на простор? Всю жизнь бился Щедрин над этими вопросами – и все же не мог дать на них ответа: «Из века в век цепенеет грозная, неподвижная громада полей, — писал он, — словно силу сказочную в плену в себе сторожит. Кто освободит эту силу из плена? кто вызовет ее на свет? Двум существам выпала на долю эта задача: мужику да Коняге. И оба от рождения до могилы над этой задачей бьются, пот проливают кровавый, а поле и поднесь своей сказочной силы не выдало, — той силы, которая разрешила бы узы мужику, а Коняге исцелила наболевшие плечи».
Cалтыков-Щедрин, нередко прибегавший к приемам иносказания, не мог не поддаться искушению наполнить привычные образы народной сказки политическим и злободневным содержанием. Фантастика его сказок реалистична по своему духу, как вообще реалистичен подлинный фольклор.
В фантазии народных сказок Щедрин чувствовал нечто родственное с собственными художественными приемами. Народные сказки полны юмора, они обличают и поучают. Нередко они являются настоящими сатирами, проникнутыми сочувствием к простому человеку, к социальным низам, из которых эти сказки и вышли. Сатирический элемент жанра делал его особенно удобным для реализации замыслов Щедрина.
анализ сказки Салтыкова-Щедрина «Коняга» и получил лучший ответ
Ответ от Елена Рудаковская[гуру] В сказках Салтыкова-Щедрина очень хорошо раскрыт образ русского народа, который был воплощен в образе коняги. Коняга – простой люд, крестьяне, которые работают на благо всего государства, которые своим трудом способны прокормить всех жителей России. Образ Коняги пропитан болью и усталостью, которые дарит ему тяжелое дело. Если бы Салтыков-Щедрин описывал рассказывал дословно о жизни различных социальных слоев, то его произведения не пустили бы в печать из-за цензуры, а, благодаря эзопову языку, он добился очень трогательного и естественного описания сословий. Что такое эзопов язык? Это особый вид тайнописи, подцензурного иносказания, к которому часто обращалась художественная литература, лишенная свободы выражения в условиях цензорского гнета. В сказке Салтыкова-Щедрина «Коняга» широко используется этот прием, который позволяет обличить действительность и служит средством борьбы с ущемлением прав низших слоев общества политическими деятелями. В этом произведении показана тяжелая, даже безобразная, жизнь русского народа. Сам Салтыков-Щедрин сочувствует крестьянам, но он все равно показывает эту ужасную картину нищенского образа жизни. Поле, на котором работают мужик и коняга безгранично так же, как бескрайна их работа и значение для государства. А, по-видимому, в образах Пустоплясов заключены все высшие слои населения: барины, чиновники – которые только лишь наблюдают за работой коняги, потому что их жизнь легка и безоблачна. Они красивы и сыты, им дается та пища, которую предоставляет коняга своим нелегким трудом и сам живет впроголодь. Салтыков-Щедрин призывает задуматься над тем, что столь тяжелый труд русского народа на благо государства не предоставляет ему свободы от крепостничества и не избавляет его от унижений перед чиновниками и баринами, которые живут легко, которые могут позволить себе многое. Проблема народа и бюрократии и в наше время очень актуальна, потому что для современных читателей она будет интересна и любопытна. Так же благодаря применению такого художественного средства как эзопов язык проблема сказки «Коняга» остра и по сей день.
Основной идеей произведения является раскрытие социального неравенства существующего общественного строя, представленное писателем на примере образа трудолюбивого Коняги.
В описании главного героя сказки писатель изображает судьбу русского народа, отражая его полное бесправие и бессилие, гнет со стороны зажиточных классов. В образе Коняги автор символизирует крестьянскую жизнь с унижениями несправедливого политического режима и давлением зверскими эксплуататорскими методами.
Главный персонаж представляется писателем как замученный каждодневным трудом, побитый, вечно голодный, узкогрудый конь, отличающийся выпячиванием ребер, плечевыми ожогами и раненными ногами. Описывая деревенские зеленеющие бескрайние поля, автор подчеркивает значение раздолья для Коняги, являющегося вечной каторжной работой для лошади, которая трудится каждодневно без перерыва, получая за свой труд боль, усталость, и не имеет надежды на лучшее будущее.
На протяжении всего повествования чувствуется авторское сочувствие к тяжелой крестьянской жизни, описывая нищенский образ жизни простого люда, и противопоставляет неистощимому Коняге образы его братьев Пустоплясов, живущих за счет выносливой лошади, кормясь овсом и наслаждаясь теплым стойлом, приходящих в восторг, глядя на непосильный, надрывный труд Коняги, взбадривая его путем использования кнута либо чумазого кулака.
В образах Пустоплясов писатель изображает представителей высших слоев населения, помещиков, чиновников, существующих в легкой, безоблачной жизни, не задумывающихся каким тяжким трудом достаются жизненные блага. Фантастическая реальность сказки подчеркивается применением художественных приемов в виде иносказательной формы, дающей возможность избежать цензорских правок и позволяющей передать смысл произведения, состоящий в необходимости борьбы за права низшего общественного класса.
Несмотря на легкий жанр произведения, написанного в виде сказочного рассказа, писатель затрагивает в нем насущные проблемы государства, угнетающего собственный народ ради получения еще большей наживы, допуская и применяя унижения, эксплуатацию и классовый эгоизм, тем самым обретая народные массы на трагические и драматические судьбы.
Произведение выдержано в ярком, пламенном стиле повествования, передающем авторские переживания о судьбе трудолюбивого, терпеливого и молчаливого русского народа, а также надежду писателя о скором освобождении простых людей из тесного плена самодержавия.