О чем сказка дурак салтыкова щедрина

Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина сочинение

Сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены сатирой и гиперболой. Русский писатель высмеивает серьёзные проблемы русского общества, используя аллегорию и иронию. Сказки небольшие по объёму, но очень ёмкие по смыслу и содержанию. Особое место в авторском сознании занимает тема крепостного права, угнетения русского народа и жестокой эксплуатации.

В сказке «Дурак» Салтыков-Щедрин переосмысливает традиционный фольклорный сюжет об Иване-дураке. Писатель обращается к своей излюбленной теме социально-политического строя государства.

Главный герой – «дурак необыкновенный». Его необыкновенность заключается в том, что он не готов мириться с существующими жестокими и бесправными порядками. В нём зарождается тип нового персонажа, который затем полюбится Ф.М. Достоевскому. В Иване-дураке воплотился положительно прекрасный человек, чистый, светлый. Именно поэтому он и заслужил прозвище дурака. Он не вписывается в те нормы, которые приняты в обществе того времени. Он желает учиться, узнавать что-то новое. Самое главное, он чувствует своим сердцем, что существующий государственный строй, где отношения между помещиками и крестьянами строятся на абсолютном бесправии, не может привести ни к чему хорошему в дальнейшем. Иван стремится нести добро в мир, который отвечает ему лишь непониманием. Даже родители считают его странным.

Сказка «Дурак» прославляет идею о том, что человеческие качества важнее общественного положения. Так, у главного героя абсолютно чистая душа, но, скорее всего, общество никогда его не примет, потому что Иван не такой, как все. Он не готов мириться с глупостью, необразованностью, жестокостью, несправедливостью. Примечательно, что главный герой – не идеолог, революционер или бунтарь, он обычный крестьянский праведник.

Таким образом, сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина наполнены глубоким социально-политическим пафосом. В них автор иносказательно говорит о несовершенствах современного общества. Сказка «Дурак» продолжает галерею ярких типов «лишних» людей. С помощью иносказания писатель показывает, как легко человек может стать изгоем в обществе из-за своей благородной и чистой души.

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина

Несколько интересных сочинений

На первый взгляд, картина кажется серой и унылой. Но стоит лишь повнимательней на нее посмотреть и можно увидеть то, что художник пытался передать.

Выражение является вполне понятным, автор указывает на свойство мечты быть где-то в перспективе, часто даже фактически не достижимой и далекой, такой, которая только немного различима.

Чтобы понять общую картину произведения «Бедной Лизы», важно правильно охарактеризовать главного героя произведения – Лизу. Чистая, невинная душа – такой старался показать Н.М. Карамзин Лизу, девушку, любовь которой привела к трагедии.

Главным героем в этом произведении является десятилетний мальчик, которого зовут Николенька. Он выходец из дворянской семьи, общается с ребятами из таких же семейств. Мальчик был очень наблюдательным

Все мы знаем, что употребление алкоголя может привести к серьезным последствиям для организма человека. Тем самым мы можем получить новые серьезные заболевания, которые смогут оборвать даже нашу жизнь.

Источник

Краткое содержание Дурак Салтыкова-Щедрина

Еще при царе Горохе случилась одна история. У умных родителей появился сын дурак. Отец говорил, что в мать дите пошло, а мать утверждала, что в отца. В общем, решили они, что в обоих сын удался. И ладно бы был тот обычным дураком. Как соседский сын Левка, который бегал босиком по улице, вопил и терпел побои от мальчишек.

Этот был странным дураком. То книжки сидел, читал, то из дому внезапно уходил и делал всегда то, что хотел. Ничто переубедить его не могло. Заболел друг Левка, попросил булку – так дурак в булочной взял с прилавка и принес ему. Ругались родители на непутевого сына, но не понимал он, что значит украсть, поскольку не понимал понятия собственности.

Булочник нажаловался квартальному, и дурака пришлось высечь. Но он ничего не понял, а лишь удивился – для чего отцу это понадобилось?

Если видел какую несправедливость – бежал исправлять по своему пониманию. Мальчишки козла дразнят – вступится за козла, загородит спиной. Детвора бьет его спереди, козел сзади, но ничего, терпит. Понесет повар петух рубить в суп – бросится и отнимет, потому что жизнь петушиная принадлежит только петуху. Нищему, просящему под окнами, отдал три рубля – больше на столе не было денег. А во время семейной прогулки по набережной бросился в воду, увидев, как тонет мальчишка. Плавать сам не умел, равно как и мать, кинувшаяся в реку вслед за сыном. Хорошо хоть городовые подбежали да спасли всех троих.

С тех пор задумали родители сына учить в учебном заведении. Авось, и поймет дурак, как надо правильно жить. Поначалу науки легко давались ему, память у мальчика была хорошая. Родители не могли нарадоваться. Но как только в курс обучения ввели историю, юриспруденцию и экономику, то перестал дурак понимать, поскольку не верил, что такое может быть. Благодаря родительскому влиянию, переводили его из класса в класс, пока не окончил учебное заведение.

Вернулся дурак домой и стал жить как прежде. Левку одевал-кормил, на пожары прибегал первым и помогал добро спасать, за неизлечимыми больными ухаживал до конца.

Вздумали родители сына женить. Свели с одной вдовой. Стал дурак к ней в гости ходить, но намеков на любовь не понимал, заявляя, что всех людей одинаково любит.

Только один проезжий человек понял дурака, сказав его отцу, что нет в сыне подлых мыслей, оттого и такой он уродился. Но придет момент, когда тому придется сделать выбор между дурачеством и подлостью. И тогда станет он самым несчастным человеком.

Однажды дурак пропал. А когда воротился, был худ и немощен и все время молчал.

Потому что не может быть полностью счастливым тот, кто увидел и познал подлость.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Салтыков-Щедрин. Все произведения

Дурак. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Пять лет назад рассказчик попал в Лебедянь. Там как раз проходила ярмарка и была в самом разгаре. Это было на руку герою – он искал тройку лошадей, и если с двумя всё прошло гладко, то третью он выбрать никак не мог.

Опера начинается с момента, когда на центральной площади города Севильи на сторожевом посту стоит охрана и обсуждают проходящих работников с фабрики по изготовлению сигар

Недаром говорят, что когда ты один – это одиночество, и не просто одиночество, это горькое одиночество, это горе, не радость и печаль.

В произведении «Время говорит пора», созданном писателем Радием Петровичем Погодиным, повествуется о жизни простых советских людей в коммунальной квартире.

Крапивин Владислав большую часть вдохновения черпал из работ Константина Паустовского, этот автор был примером для Крапивина, поэтому он углубленно изучал работы любимого поэта.

Источник

Дурак

Микропересказ : У умных родителей рождается сын дурак, живущий не по законам, а по велению сердца. Родители пытаются сделать сына таким как все, но его не меняют даже скитания, он остаётся дураком навсегда.

Давным-давно, при царе Горохе, родился у умных людей сын — дурак Иванушка. Больше всего родителей огорчало, что их сын не простой дурак, а «мудрёный», за которого «перед начальством ответить придётся».

Повезло соседке, её сын Лёвка — обыкновенный дурачок, целый день по улице босиком скачет. Его даже губернатору показывали, и тот одобрил: «Берегите его, нам дураки нужны». А Иванушка сидит спокойно дома, книжки читает, и вдруг «сердце в нём загорится», и начинает он глупости творить.

К которому делу с подходцем бы подойти, а он на него прямиком лезет; которое слово совсем бы позабыть надо, а он его-то и ляпнет.

Захочется Лёвке калачика, Иванушка возьмёт и украдёт его с прилавка, не понимая, что накормить голодного — тоже воровство. Уговоры родителей не могли Иванушку образумить. Булочник долго терпел, но, наконец, пожаловался городовому, и тот велел дурака высечь.

Папочка высек Иванушку, но тот так и не понял, для чего его били, только удивился. Вскоре Иванушка совсем распоясался: то козла от соседских мальчишек спасёт, то петуха у повара отберёт, то нищему большую сумму денег отдаст. Высекла Иванушку и мамочка, но он не себя, а её пожалел.

Однажды Иванушка и мамочку чуть не погубил. Гуляли они всей семьёй в парке, вдруг увидел Иванушка, что в реке мальчик тонет, кинулся его спасать, мамочка — за ним, а папочка на берегу остался волноваться. Когда городовые всех троих из реки вытащили, дурак у папочки даже прощения за доставленные волнения не попросил.

Тогда папочка составил табличку «отступлений от правил субординации», в которой значилось, сколько ударов розгой будет отвешено дураку за то или иное «отступление». Мамочка, однако, сечь сына за спасение ребёнка не захотела и папочку пристыдила.

Всё-таки папочка настоял, чтобы отдать Иванушку в школу. Обстановка в школе была «регулярно-спокойная», все были равны, спасать было некого. Память у Иванушки была хорошая, и он чуть из дурака не превратился в умницу.

Всё шло хорошо, пока в школе не стали науки проходить. Выяснилось, что Иванушка не понимает ни истории, ни юриспруденции, ни «науки о накоплении и распределении богатств». Тогда все поняли, что Иванушке доступны только чистые знания.

Природа поступает… жестоко: раскроет способности человека только в меру понимания азбучного материала, а как только дойдёт очередь, чтобы из материала делать выводы, — законопатит, и конец.

Мамочка пыталась Иванушке помочь, но то, что написано в учебниках, понимал только папочка. Дурак уроки наизусть вызубривал, но, отвечая у доски, непременно вставлял нечто настолько непотребное, что учителя прощали его только ради уважаемых родителей и переводили из класса в класс. Из школы Иванушка вышел с таким дипломом, что мамочка слезами залилась.

Стал Иванушка жить дома и возиться с вечно голодным Лёвкой, от которого отказалась мать, одевал его, кормил и защищал от жестоких мальчишек. Всё, что нужно было для Лёвки, дурак брал без спроса и вёл себя так, будто ни в чём не был виноват. Если в городе пожар случался, Иванушка первым в огонь шёл, если появлялся тяжелобольной, дурак сутками за ним ухаживал. Мамочку он жалел, но нечто «непреодолимо влекло его к самопожерт­вованию».

Устроить Иванушку на службу не удалось. Попробовала мамочка женить его на молодой и богатой вдове, но все инстинкты у дурака так крепко спали, что он перед красавицей-вдовой даже не дрогнул.

А дурак засел дома на родительской шее и ухом не ведет. На пожары бегает, больных выхаживает, нищих целыми табунами домой приводит.

Однажды заехал к папочке старинный приятель, посмотрел на Иванушку и сказал, что не дурак он, просто «подлых мыслей у него нет — от этого он и к жизни приспособиться не может». Некоторые от подлых мыслей освобождаются сами ценой больших усилий, Иванушка же таким родился — нет в его организме пор, через которые подлые мысли заползают. Когда-нибудь жизнь «заставит его выбирать между дурачеством и подлостью». Станет тогда Иванушка самым несчастным человеком на свете и, скорее всего, предпочтёт остаться дураком.

Папочка задумался, вспомнил всю свою жизнь — никогда у него подлых мыслей не было, и освобождаться от них не тянуло, но и дураком он не родился. Решил папочка, что у приятеля «ум за разум зашёл», и стал ждать, что Иванушка наконец-то исправится и заживёт как все, но вместо этого дурак ушёл из дому.

Прошли годы, а родители всё ждали сына-дурака. Вернулся Иванушка так же внезапно, как и исчез. Стал он бледным, худым, измученным, где скитался — не рассказал, стал жить молча, но так дураком и остался.

Понравился ли пересказ?

Ваши оценки помогают понять, какие пересказы написаны хорошо, а какие надо улучшить. Пожалуйста, оцените пересказ:

Что скажете о пересказе?

Что было непонятно? Нашли ошибку в тексте? Есть идеи, как лучше пересказать эту книгу? Пожалуйста, пишите. Сделаем пересказы более понятными, грамотными и интересными.

Источник

Сочинение Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

Иван является своеобразным крестьянским праведником, который не способен понять и принять уже сложившиеся общественные устои и стереотипное мышление направленное на собственную выгоду. Он все делает, как сам того желает, в обход общественного мнения и каких-либо сторонних убеждений.

Поступки Ивана окружающими не принимаются. Многие считают их несуразными и даже не пытаются понять. А Иван в свою очередь все делает по велению открытой души и от чистого сердца во благо других, порой даже абсолютно чужих людей. Так он ворует булку, чтобы накормить друга, не умея плавать бросается в воду, чтобы спасти тонущего ребенка, вынимает из кастрюли петуха, который не хотел, чтобы его сварили, спасает бедного козлика от издевательств соседских ребят и многое другое.

Отправив Ивана на обучение родители имели надежду на его вразумление. Но учеба дававшаяся в самом её начале хорошо благодаря памяти, позже перестала быть доступной из-за нехватки мыслей и логического мышления.

После возвращения домой Иван продолжает совершать свои поступки полные добродетели. Он спасает вещи жителей города во время пожара, оказывает помощь и поддержку больным, нуждающимся людям и друзьям.

Родители пытаясь устроить хоть как-то жизнь сына, познакомили его с одинокой вдовой. Но Иван не способен проявлять особую любовь по отношению к женщине и оставаясь верным своему равнодушию к противоположному полу он вынужден остаться один.

Случайно встреченный незнакомец открывает родителям Ивана все подробности связанные с его поведением. У Ивана полностью отсутствуют враждебность, подлость, зависть и ненависть. Также незнакомец пытается предостеречь родителей насчёт будущего их сына, которое, возможно, постигнет несчастье.

В какой-то день Иван внезапно пропадает и вернувшись через много лет предстает в измученном образе.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

Популярные сегодня темы

События крестьянской войны 1773-1775 годов долгое время волновали умы образованных людей. А.С. Пушкин живо интересовался народным движением и национальным самосознанием

Главным героем произведения «Черная курица или Подземные жители» является молодой парень по имени Алеша. Он учится в пансионате. У него было огромное количество друзей, которые всегда готовы прийти на помощь

Папу Карло знают как добродушного папу деревянного мальчика по имени Буратино. Он – старый шарманщик, из друзей которого только пьяница Джузеппе, который и подарил ему полено, впоследствии ставшее самой известной куклой в городе.

Проблема памяти прослеживается в творчестве многих писателей русской и зарубежной литературы на протяжении различных эпох. Память, это человеческий фактор, который воспринимает информацию, сохраняет ее и анализирует происходящее

Музыка очень плотно вошла в жизнь современного человека. Она окружает нас повсюду: в магазине, в метро, да и просто на улице можно услышать ее мотивы. Мы настолько привыкли к ней, что подчас она не только совпадает с нашим настроением, но и делает его.

Источник

Краткое содержание сказок Салтыкова-Щедрина. Краткий пересказ

Еще при царе Горохе случилась одна история. У умных родителей появился сын дурак. Отец говорил, что в мать дите пошло, а мать утверждала, что в отца. В общем, решили они, что в обоих сын удался. И ладно бы был тот обычным дураком. Как соседский сын Левка, который бегал босиком по улице, вопил и терпел побои от мальчишек.

Этот был странным дураком. То книжки сидел, читал, то из дому внезапно уходил и делал всегда то, что хотел. Ничто переубедить его не могло. Заболел друг Левка, попросил булку – так дурак в булочной взял с прилавка и принес ему. Ругались родители на непутевого сына, но не понимал он, что значит украсть, поскольку не понимал понятия собственности.

Булочник нажаловался квартальному, и дурака пришлось высечь. Но он ничего не понял, а лишь удивился – для чего отцу это понадобилось?

Если видел какую несправедливость – бежал исправлять по своему пониманию. Мальчишки козла дразнят – вступится за козла, загородит спиной. Детвора бьет его спереди, козел сзади, но ничего, терпит. Понесет повар петух рубить в суп – бросится и отнимет, потому что жизнь петушиная принадлежит только петуху. Нищему, просящему под окнами, отдал три рубля – больше на столе не было денег. А во время семейной прогулки по набережной бросился в воду, увидев, как тонет мальчишка. Плавать сам не умел, равно как и мать, кинувшаяся в реку вслед за сыном. Хорошо хоть городовые подбежали да спасли всех троих.

С тех пор задумали родители сына учить в учебном заведении. Авось, и поймет дурак, как надо правильно жить. Поначалу науки легко давались ему, память у мальчика была хорошая. Родители не могли нарадоваться. Но как только в курс обучения ввели историю, юриспруденцию и экономику, то перестал дурак понимать, поскольку не верил, что такое может быть. Благодаря родительскому влиянию, переводили его из класса в класс, пока не окончил учебное заведение.

Вернулся дурак домой и стал жить как прежде. Левку одевал-кормил, на пожары прибегал первым и помогал добро спасать, за неизлечимыми больными ухаживал до конца.

Вздумали родители сына женить. Свели с одной вдовой. Стал дурак к ней в гости ходить, но намеков на любовь не понимал, заявляя, что всех людей одинаково любит.

Только один проезжий человек понял дурака, сказав его отцу, что нет в сыне подлых мыслей, оттого и такой он уродился. Но придет момент, когда тому придется сделать выбор между дурачеством и подлостью. И тогда станет он самым несчастным человеком.

Однажды дурак пропал. А когда воротился, был худ и немощен и все время молчал.

Потому что не может быть полностью счастливым тот, кто увидел и познал подлость.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Список произведений

Баран-непомнящий Бедный волк Богатырь Верный Трезор Ворон-челобитчик Вяленая вобла Господа Головлёвы Деревенский пожар Дикий помещик Добродетели и Пороки Дурак Здравомысленный заяц Игрушечного дела людишки История одного города Карась-идеалист Кисель Коняга Либерал Медведь на воеводстве Недреманное око О корени происхождения Глуповцев Орёл-меценат Повесть о том как один мужик двух генералов прокормил Помпадуры и помпадурши Пошехонская старина Премудрый пескарь Пропала совесть Рождественская сказка Самоотверженный заяц Гиена Соседи Христова ночь Чижиково горе
Читать полный текст сказок Салтыкова-Щедрина Произведения других авторов кратко

Не такой, как все

Иван-дурак Салтыкова-Щедрина — это представитель части образованного общества, которая с детства впитала идеалы гуманизма, но не имеет представления об их жизненной реализации. Сказка содержит сатиру не только на существующий в России строй, но и указывает на бесполезность и даже губительность для самих носителей идеи «хождения в народ».

Чувство добра, справедливости и любви к ближнему были присущи многим образованным «дуракам» органически. Так как эти общечеловеческие ценности являются образующим фундаментом цивилизованного государственного сообщества, то «дураки» легко постигают и принимают «склады» социологических наук. Однако они отрицают хитросплетение законов и трактовок исторических событий, делящих общество на классы и определяющих изначальное преимущество одних и уничижение других.

Семейное недоразумение

История случилась, как пишет автор, «в старые годы». В одной семье родился сын, не похожий на отца и мать — «дурак мудреный». Отличался он от «легких» дураков тем, что поступки его были всегда неожиданны. Если сын соседки Левушка, тоже дурак, вырвавшись на улицу, скачет да кричит, пока его в «холодную» под замок не посадят, то Иванушка «книжки читает» и к родителям «ласкается». Но вдруг «загорится сердце», сорвется малый и побежит «прямиком» делать, «что ему хочется».

Особенно неравнодушен был Иван к обидам и несправедливости, царящим в жизни, что другими воспринималось вполне обыденно и закономерно. В этом случае он поступал по велению сердца, но без особой для себя пользы:

О чем сказка дурак салтыкова щедрина. Смотреть фото О чем сказка дурак салтыкова щедрина. Смотреть картинку О чем сказка дурак салтыкова щедрина. Картинка про О чем сказка дурак салтыкова щедрина. Фото О чем сказка дурак салтыкова щедрина

Увещевания родителей не имели на дурака влияния. Ему были непонятны соображения неприкосновенности личной собственности. Нуждающимся он раздавал все, до чего мог дотянуться.

Даже «мамочка», любившая сына «за ласковость и тихость», была возмущена и «невзвидела света» после того, как последний отдал нищему трехрублевку, случайно забытую на столе. На семейном совете было решено отдать Ивана в «заведение».

Плоды просвещения

Сначала смена обстановки сказалась «довольно выгодно» на поведении дурака. Относительно равное положение учащихся умиротворяло его сердечную восприимчивость, а успех учения зависел «от памяти», которая у Иванушки была отменной, что позволяло ему выйти в «умницы».

Но уже скоро преподаватели убедились, что имеют дело с «круглым дураком». Он совершенно не понимал:

Мало того, Иванушка считал, что такого вовсе не может быть, чем приводил в замешательство наставников и родителей. По просьбе «мамочки» он мог вызубрить урок и отлично рассказать его, но одной репликой испортить все впечатление. Начальство смирялось с «возмутительными выходками» дурака и переводило его из класса в класс только потому, что родители не были благонравны и «ни в чем предосудительным не замечены».

По окончании заведения Иван получил аттестат с записью, заставившей «мамочку» заплакать, а отца возмутиться, дескать, что же сын «набедокурил».

Несостоявшаяся женитьба

Попытка пристроить сына к делу в качестве «попечителя училища» не увенчалась успехом, поэтому родители решили женить дурака. Приискали ему в невесты «писаную кралю». Это была со всех сторон отличная «партия»:

Кроме того, невеста расположилась к жениху и не отрицала в нем ума.

Но «инстинкты» дурака «спали», он не показывал красавице-купчихе знаков любовного внимания и вовсе не понимал намеков с ее стороны, предполагая, что «любить надо всех». «Сватовство не состоялось», затем немного «потужившая» вдова вышла замуж за городского голову.

Иван же, ничуть не расстроившись, продолжал заниматься благотворительностью, «сидя на родительской шее»:

Отчаявшийся «папочка» втихомолку просит Господа прибрать дурака, а «мамочка молится» и уповает «на божью милость» в надежде на «просвещение разума пониманием».

Прозорливый проезжий

Случилось, что проезжал мимо города один старинный «папочкин» приятель и решил навестить друга. Когда друзья обсудили все прошлое и настоящее, пожаловался «папочка» на непутевого сына. Заинтересованный приятель пообщался с Иваном и высказал мнение, что «совсем он не дурак», а его поведение обусловлено отсутствием «подлых мыслей».

Проезжий объяснил, что в какой-то момент жизни будет вынужден Иванушка сделать выбор «между дурачеством и подлостью», тогда он «поймет» закономерный смысл творящегося вокруг, но станет совершенно «несчастным человеком» и «предпочтет остаться дураком».

Гость уехал, а «папочка» поразмышлял над его словами и пришел к выводу, что теория приятеля «завиральная», возникшая от чрезмерного умствования в «петербургских мурьях». Он стал тешить себя надеждой, что «вот-вот Иванушка просияет».

Но неожиданно исчез сын из дому и много лет не давал о себе знать, а потом воротился внезапно. Был он «измучен и худ». Где был и что понял, того дознаться никто не мог, так как молчал Иван на все расспросы. Так и звали его до самой смерти дураком.

Краткая биография Салтыкова-Щедрина

М. Е. Салтыков-Щедрин был рожден в Тверской губернии в 1826 году. В возрасте 10 лет он начал обучение в Московском дворянском институте. Показав себя как отличного ученика, вскоре получил перевод в Царскосельский лицей. В 19 лет Михаил поступил на военную службу, в канцелярию. В это время впервые начали публиковаться его произведения. Был выслан на Вятку в 1848 году, поскольку его образ мыслей был многими не принят. Там он работал в должности старшего чиновника при губернаторе, а затем стал советником правления губернатора.

Только в 1856 году его ограничение на проживание было отменено. В это время Михаил возвратился в Петербург. Там он начал снова заниматься писательской деятельностью. Кроме этого, писатель работал в Министерстве внутренних дел и принимал участие в реформировании. В 1858 году Салтыков-Щедрин стал вице-губернатором в Рязани, а после – в Твери. В 36 лет он ушел в отставку, снова вернулся в Петербург и стал работать редактором журнала «Современник». В течении нескольких лет он пытался вернуться на государственную службу, но попытки были неудачными. Почти до самой смерти Михаил работал в журнале «Отечественные записки», сначала один из редакторов, а потом ответственным редактором журнала. В это время он создает свое известное произведение – «История одного города». В 1889 году Михаил Евграфович ушел из жизни.
Читать полный текст сказок Салтыкова-Щедрина Произведения других авторов кратко

Популярные сегодня пересказы

Салтыков-Щедрин: краткое содержание небольших сказок

Богатырь — герой сказки, сын Бабы-Яги. Отправленный ею на подвиги, вырвал с корнем один дуб, другой перешиб кулаком, а увидев третий, с дуплом, залез туда и уснул, устрашая окрестности храпом. Слава его была велика. Богатыря и боялись, и надеялись на то, что он во сне сил наберется. Но проходили века, а он все спал, не приходя своей стране на помощь, что бы с ней ни случилось. Когда же при вражеском нашествии к нему подступились, чтобы выручил, то оказалось, что Богатырь давно мертв и сгнил. Его образ столь явно был нацелен против самодержавия, что сказка оставалась не напечатанной вплоть до 1917 г.

Дикий помещик — герой одноименной сказки. Начитавшись ретроградной газеты «Весть», по глупости жаловался, что «очень уж много развелось… мужика», и старался всячески их притеснять. Бог услышал слезные крестьянские молитвы, и «не стало мужика на всем пространстве владений глупого помещика». Тот пришел было в восторг («чистый» воздух стал), по оказалось, что теперь ему ни гостей не принять, ни самому не поесть, ни даже пыль с зеркала вытереть, да и подати казне некому платить. Однако он от своих «принципов» не отступал и в результате одичал, стал передвигаться па четвереньках, утратил человеческую речь и уподобился хищному зверю (однажды уть самого исправника не задрал). Обеспокоившись отсутствием податей и оскудением казны, начальство повелело «мужика изловить и водворить обратно». С большим трудом изловили также помещика и привели его в более или менее приличный вид.

Карась-идеалист — герой одноименной сказки. Живя в тихой заводи, благодушествует и лелеет мечты о торжестве добра над злом и даже о возможности урезонить Щуку (которой отродясь на видывал), что она не имеет права есть других. Ест ракушек, оправдываясь тем, что «сами в рот лезут» и у них «не душа, а пар». Представ перед Щукой со своими речами, на первый раз был отпущен с советом: «Поди проспись!» Во второй — заподозрен в «сицилизме» и изрядно покусан на допросе Окунем, а в третий раз Щука так удивилась его возгласу: «Знаешь ли ты, что такое добродетель?» — что разинула рот и почти невольно проглотила собеседника». В образе Карася гротескно запечатлены черты современного писателю либерализма. Ерш — тоже персонаж этой сказки. Глядит на мир с горькой трезвостью, видя всюду распрю и одичалость. Над рассуждениями Карася иронизирует, уличая его в совершенном незнании жизни и в непоследовательности (Карась возмущается Щукой, но сам ест ракушек). Однако признает, что «все-таки с ним одним по душе поговорить можно», и временами даже слег-ка колеблется в своем скептицизме, пока трагический исход «диспута» Карася со Щукой не подтверждает его правоты.

Здравомысленный заяц — герой одноименной сказки, «так здраво рассуждал, что и ослу впору». Считал, что «всякому зверю свое житье предоставлено» и что, хотя зайцев «все едят», он «не привередлив» и «всячески жить согласен». В пылу этого философствования был пойман Лисой, которая, наскучив его речами, съела его.

Кисель — герой одноименной сказки, «был до того разымчив и мягок, что никакого неудобства не чувствовал от того, что его ели. Господа до того им пресытились, что и свиньям есть предоставляли, так что, в конце концов, «от киселя остались только засохшие поскребушки», В гротескном виде здесь отобразились и крестьянская покорность, и послереформенное оскудение деревни, ограбленной уже не только «господамн»-помещмками, но и новыми буржуазными хищниками, которые, по убеждению сатирика, как свиньи, «сытости… не знают».

Вариант 2

Основным персонажем произведения является человек по имени Иван, представленный писателем в образе особенного представителя человечества, считающегося среди окружающих дураком.

В образе Иванушки-дурачка изображается прирожденный крестьянский праведник, который в силу своих умственных особенностей не понимает и не признает официальные общественные нормы и правила, действуя исключительно по собственному разумению, не прислушиваясь к общественному мнению и убеждениям.

Выражается данная особенность Иванушки в форме его поступков, которые считаются у окружающих странными и непонятными. Это и украденная для друга булка, поскольку для Ивана не существует понятия собственности, попытка спасения тонущего ребенка при полном отсутствии навыков плавания, вызволение из кастрюли петуха, по мнению Иванушки нежелающего быть сваренным, выручка соседского козла из рук дразнящих мальчишек, получая от спасенного животного пинок рогами в спину.

Отправившись на обучение с родительского благословения, надеявшегося научить дурака уму разуму, Иван поначалу делать значительные успехи в постижении наук, благодаря хорошей памяти. Однако в дальнейшем науки перестают поддаваться дураку, поскольку в их овладении необходим мыслительный процесс и логика, отсутствующие у Иванушки. Молодой человек с трудом заканчивает учебное заведение, исключительно благодаря связям родителей.

Вернувшись домой, Иван продолжает свою жизнь, как и прежде, спасая имущество горожан на пожарах, помогая неизлечимым больным, поддерживая друга.

Мать с отцом решают женить Иванушку, познакомив его с вдовствующей женщиной. Однако, не понимая смысла понятия любовь к женщине, относясь равнодушно к представительницам слабого пола, Иван остается холостым мужчиной.

Случайный прохожий как-то объясняет родителям дурака особенности их сына, заключающие в полном отсутствии в Иванушке подлости, но предупреждает родных о предстоящем в будущем их сына выборе между подлостью и дурачеством, который, возможно, приведет его к несчастью.

Внезапно Иван исчезает и возвращает лишь спустя много лет в виде измученного, исхудавшего, молчаливого человека.

Писатель в образе Ивана-дурака изображает одиноких протестантов, которые вступают в непримиримый конфликт с существующим общественным мнением и заканчивают свою судьбу трагическим образом. Окончание сказки символизирует именно произошедший с героем драматический случай, повлиявший на его жизнь.

Другие сочинения: ← Анализ сказки Либерал Салтыкова-Щедрина↑ ДругиеАнализ сказки Соседи Салтыкова-Щедрина →

Исторический анализ произведения

История об Иванушке-дурачке в интерпретации Салтыкова-Щедрина может быть вполне соотнесена с хождением в народ студенческой молодежи, начало которому положили волнения 1861 года и массовые исключения их участников из учебных заведений.

Первый этап носил исключительно просветительский характер. Недоучившиеся студенты становились сельскими фельдшерами и учителями, чтобы быть ближе к простому народу. К началу семидесятых годов к движению подключились революционеры-народники, пытавшиеся донести до крестьянских масс революционные идеи.

Народ принимал «служение» себе неоднозначно, в большинстве случаев не переставая считать искренне расположенных к ним образованных людей «господами», тешащими свои причуды, то есть дураками. Революционная агитация с призывами к борьбе потерпела фиаско, так как не нашла отклика в крестьянской среде, но обратила на себя внимание правительственных институтов власти.

К концу 1870-х гг. народническое движение в результате жестких репрессий сошло на нет, а вместе с ним и идеализация народных масс как источника чистоты и добра. Многие из прошедших тернистый путь каторги и ссылки были морально и физически сломлены, поэтому отошли от просветительской и революционной деятельности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *