О чем сказания о кожемяке о белгородском киселе
«Сказание о юноше-кожемяке». «Сказание о белгородском киселе»
(для чтения и изучения в 5, 8-м классах)
Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.
Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».
Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.
► Читайте также другие темы главы «Литература Киевской Руси»:
«Сказание о юноше-кожемяке». «Сказание о белгородском киселе»
«Сказание о юноше-кожемяке». «Сказание о белгородском киселе»
Народным преданием в летописи является «Сказание о юноше-кожемяке» (год 992). В нем говорится, что князь Владимир только возвратился с войны, когда на Русь напали печенеги. На берегу реки Трубеж у брода стоял Владимир на одной стороне, а печенеги на другой, и «не решались ни наши перейти на ту сторону, ни те на нашу». И предложил печенежский князь Владимиру: «выпусти ты своего воина, а я — своего, пусть борются. Если твой муж бросит моего на землю, то не будем воевать три года, если же наш муж бросит твоего оземь, то будем разорять вас три года». И послал Владимир глашатаев со словами: «Нет ли такого мужа, который бы схватился с печенегом?», но никого не нашлось. Печенеги же привели своего мужа. Как говорит летописец, он был очень «велик и страшен». В сказании повествуется, как вызванные на единоборство русские тщетно искали поединщика, который смог бы противостоять печенежскому богатырю, как затем начал «тужить» Владимир, посылая ко всем воинам гонцов, и как, наконец, объявился некий старый муж и рассказал Владимиру о своем оставшемся дома меньшом сыне, неказистом на вид, но очень сильном. Приведенный к князю юноша просит предварительно испытать его и вырывает у разъяренного быка бок с кожей. Это был Никита Кожемяка. «И увидел его печенег и посмеялся, ибо был он среднего роста». Автор рассказывает, как «схватились они и начали крепко жать друг друга, и удавил юноша печенежина руками до смерти. И бросил его оземь. Раздался крик, и печенеги побежали, а русские погнались за ними и прогнали их»1.
Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.
В рассказе о юноше-кожемяке много былинного: бой начинается с поединка, две силы противопоставлены друг другу, образ вражеского поединщика создается средствами гиперболизации2, враг страшен и велик, значение русского героя сознательно преуменьшено.
Устное предание стало основой летописного рассказа о белгородском киселе. «Сказание о белгородском киселе» — это типичный народный рассказ об обмане врагов хитростью. Белгородцы по совету одного старца налили в колодец кисель и тем убедили осаждающих их печенегов, что их кормит сама земля. Подошли печенеги к Белгороду и «не давали выйти из города, и был в городе сильный голод. И затянулась осада города». Отчаявшиеся люди уже решили сдаться печенегам. «И собрали вече в городе, и сказали: “Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода”». Один старец посоветовал людям не сдаваться врагу, а «собрать хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей. Они же радостно пошли и собрали. И повелели женщинам сделать болтушку, выкопать колодец, поставить в него кадь, и налить ее болтушкой». На следующий день они привели печенегов и убедили их, что белгородцев кормит сама земля. «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли, — сказали горожане»3. И враги ушли от города восвояси. Здесь русский летописец прославляет мудрость и находчивость народа.
Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.
«Сказание о белгородском киселе». Отражение исторических событий и вымысел. Отражение качеств идеального народного героя (ум, находчивость)
Во время тяжелой беспробудной войны 997 года князь Владимир был против печенегов. Печенегов было большинство, они окружили город, тем самым избавили людей от возможности доставлять туда продукты. Голод в городе царил невероятный, еще бы немного и он бы начал граничить с жизнью. Князь на помощь не шел, потому что не хватало воинов в его армии. На народном вече было принято решение сдаваться печенегам, так как все равно все умрут от голода, а так хоть у кого-то будет возможность остаться в живых.
Один мудрый старец, который узнал о вече немного позже, предложил свое решение проблемы. Он попросил принести немного крупы и подготовить все что нужно, чтобы сварить кисель в колодце. Такое действие нужно было сделать с тремя колодцами. Потом нужно было пойти к врагам, предложить им взять нескольких человек в плен и зайти посмотреть, как обстоят дела в городе. На радости, что скоро печенеги захватят город, раз предлагают пленных, они согласились.
Когда избранные печенеги отправились в разведку, им рассказали, что могут они стоять в осаде десятилетиями, потому что горожан сама земля кормит. Конечно же, нужно проверить эту информацию лично, потому что новые сведения должны быть донесены до военачальника. И повели «гостей» к колодцам угощать всеми дарами. Печенеги были вынуждены отступить перед горожанами. Так мудрость одного горожанина спасла от падения целый Белгород.
В «Сказании о белгородском киселе» воспеваются мудрость и находчивость старца, как символа русского человека. А также акцентируется внимание на том, что из любой, даже самой сложной, ситуации всегда есть выход, в этом поможет нестандартное мышление, изобретательность и нежелание покоряться чужой воле.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Краткое содержание
Шла «беспрерывная великая война» русского народа и печенегов. Князь Владимир отправился в Новгород за подмогой – просить северных братьев-князей выделить ему войско для борьбы с проклятыми кочевниками. Узнав о том, что Белгород оказался без защиты, печенеги тут же взяли его в осаду. Печенегов было великое множество, и они надежно контролировали малейшие подступы к Белгороду – «и затянулась осада города, и был сильный голод».
Когда у местных жителей истощились все запасы провизии, они собрались на площади, и стали совещаться. На народном вече было принято решение сдаться печенегам – помощи от князя нет и не предвидится, люди умирают от голода, и нужно хоть как-то спасаться.
Узнав о решении собрания, один убеленный сединами старец попросил старейшин потерпеть еще три дня, и делать все в точности так, как он велит. Старец попросил народ собрать «хоть по горсти овса, пшеницы или отрубей», приготовить болтушку и поставить ее на дно глубокого колодца. Также старец повелел выкопать еще один колодец, и поставить на дно кадь со сладкой медовой сытой.
На следующий день горожане по совету старца предложили печенегам несколько своих людей в качестве заложников. В обмен же предложили зайти в город и посмотреть на обстановку. Печенеги обрадовались – они думали, что изможденные голодом белгородцы решили им сдаться.
Горожане показали своим врагам, что им не страшна никакая осада, поскольку их кормит родная матушка-земля. Они показали удивленным печенегам, как из земли они черпали ведрами густой кисель и сладкий мед. Белгородцы угостили печенегов этими яствами, и те поняли, что никогда им не удастся захватить город. Они «поднялись и пошли от города восвояси».
Пересказ «Сказания о белгородском киселе»
Краткое содержание «Сказание о белгородском киселе»:
Это случилось в те далекие времена, когда на Киевскую Русь часто нападали степные народы. Одни из них, печенеги, однажды пришли к Белгороду, но приступом взять не смогли. Окружили они тогда город и взяли в осаду. Долго продолжалось осадное положение.
Наступил голод. Обессилевшие люди пришли в такое отчаяние, что собрались уже сдаться печенегам. Собрали они вече (народное собрание в древней Руси) и сказали: «Разве лучше нам так умереть? — сдадимся печенегам — кого пусть оставят в живых, а кого умертвят; все равно помираем уже от голода».
Тогда встал один старый человек и дал умный совет. Он предложил не сдаваться врагам, а постараться их перехитрить. Старик дал задание с каждого двора собрать хотя бы по одной горсти овса, пшеницы или отрубей. Когда все это было собрано, женщины сделали болтушку, выкопали колодец, поставили в него кадь (большая кадка) и налили туда болтушку.
На следующий день пригласили в город нескольких печенегов на переговоры. Увидев, как русские люди достают из колодца пищу и едят ее, печенеги очень удивились. А горожане сказали: «Разве можете перестоять нас? Если будете стоять и десять лет, то что сделаете нам? Ибо имеем мы пищу от земли».
Печенеги решили, что белгородцев кормит сама земля. А значит, не перестоять им русских. Так и ушли враги от стен города ни с чем.
Заключение:
Предания сочинял и рассказывал простой русский народ. Именно он составляет основную часть Российского государства, народное творчество — художественное воплощение его. В преданиях отразились такие народные идеалы, как патриотизм, ум и находчивость.
В «Сказании о белгородском киселе» мудрый старец, простой русский человек, своей смекалкой спасает русскую землю от нашествия печенегов. Герой этого сказания воплотил в себе образ простого русского народа, смекалистого без интриг и коварной хитрости, сильного без показного хвастовства собственной силы и до самозабвения любящего свою Родину, готового защищать Русь до последнего.
Действующие лица
Эпизод еще иногда называют «Сказание о белгородских колодцах». Краткое содержание позволяет не только познакомиться с сюжетом, но и узнать лучше главных героев. В эпизоде немного персонажей:
Горожане были показаны сначала как уставшие люди, которые от отчаяния были готовы сдаться. Но только мудрость старика позволила им спастись. Печенеги же показаны злыми и недальновидными людьми. Они легко поверили в обман белгородцев и смирились с поражением.
Степные народы
Если вы хотите окунуться в далекие времена Киевской Руси, прочтите «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание начнем с того, как печенеги пришли однажды к Белгороду. Во времена Киевской Руси степные народы часто нападали на это государство. Печенеги также пришли с войной, однако приступом взять город не смогли. Тогда они окружили его и стали осаждать.
Хитрость
В следующей части о начавшемся голоде повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание продолжим описанием осадного положения. Обессилевших людей охватило невиданное отчаяние. И решают они сдаться печенегам.
Краткое содержание рассказа «Сказание о белгородском киселе» продолжим описанием вече, которое было собрано по этому вопросу. Так называлось народное собрание во времена древней Руси.
Спустя некоторое время поднимается один пожилой человек и дает умный совет. Он предлагает не отдавать жизни врагам, а постараться перехитрить их. Старец дал задание собрать с каждого из дворов хотя бы одну горсть отрубей, пшеницы или овса.
Когда все необходимое было собрано, местные женщины сделали болтушку. После этого выкопали колодец и разместили в нем небольшую кадку, налили в нее болтушку. Спустя день жители в город пригласили на переговоры нескольких печенегов.
Увидев, как люди пищу достают из колодца, а после едят ее, противники очень удивились. Горожане тогда сказали печенегам, что народ Белгорода не одолеть даже за десять лет, так как пищу он получает от самой земли.
Враги поверили, что сама природа на стороне Киевской Руси и поняли, что русских им не перестоять. Так и покинули враги стены города с пустыми руками.
Примечания
«Сказание о белгородском киселе» — литература, которая относится к «Повести временных лет». Чтобы понять ее, следует знать значение некоторых древнерусских слов.
К примеру, латками назывались глиняные сковороды, которые обладали высокими краями, а также полой ручкой. Белгород – это город на реке Ирпени, которая является правым притоком Днепра. Располагался он близ Киева, был основан в 991 году.
Корчага — это большой сосуд, выполненный из глины, который имеет одну или две ручки.
«Сказание о белгородском киселе» сочинил русский народ и передавал его последующим поколениям. Простые люди стали авторами множества сказаний.
Именно они стали первым народным творчеством и легли в основу Российского государства, его культурного и художественного воплощения. В преданиях отражены различные народные идеалы, среди которых любовь к родине, находчивость и ум.
Теперь вы знаете, о чем повествует «Сказание о белгородском киселе». Краткое содержание былины мы привели выше.
Православный портал
Ремесленник-кожемяка посрамляет дружину князя и спасает Русь от набега печенегов. Он совершает подвиг, который не мог совершить никто из дружинников князя Владимира. Летописец прославляет величие простого русского человека — труженика, его любовь к родной земле. Образы сказания подчеркнуто контрастны. Русский юноша на первый взгляд ничем не примечателен, но в нем воплощена могучая сила, которой обладает русский народ, защищающий свою землю от внешних врагов.
Оба сказания замечательны тем, что в них действует герой — простой русский человек, своей личной инициативой освобождающий русскую землю от врагов. Сказания пропитаны любовью к родине. Они вызывают патриотические чувства, дают знание своего прошлого, своей страны, родной истории. По мнению Д.С. Лихачева, «чем яснее мы видим прошлое, тем четче прозреваем будущее. Корни современности глубоко уходят в родную почву».
Сказания о Кожемяке и о белгородском киселе представляют законченные сюжетные повествования, строящиеся на противопоставлении внутренней силы труженика и страшного только на вид врага, мудрости старца и легковерия печенегов. Кульминацией сюжетов являются поединки: в первом — единоборство физическое, во втором — борьба ума и находчивости с глупостью. Сюжет сказания о Кожемяке близок сюжетам героических народных былин, а сказание о белгородском киселе — народным сказкам.
Неожиданное предложение старца
Один из старцев, отсутствовавший на вече, узнал, в чем дело, и попросил позвать к нему старейшин. Когда те пришли, старец предложил потерпеть еще три дня и сделать за это время то, что он повелит. А повелел он сначала собрать женщинам хотя бы по горсточке овса, пшеницы или отрубей, затем приготовить из них болтушку, из которой варят кисель, и вылить ее в кадку. После этого выкопать колодец и поставить на дно его кадку с болтушкой. Когда все было сделано, то же самое проделали с медом – лукошко его нашли в кладовой князя – налили мед в кадку, а кадку опустили во второй вырытый колодец.
К утру в городе были готовы два колодца с опущенными в них кадками: в одной находилась болтушка для варева, в другой – немного меду. Так необычно развивается сюжет в «Сказании о белгородском киселе». Краткое содержание поможет узнать, что было дальше и удалось ли старцу спасти город.
Удивленные печенеги
Утром старец велел позвать в Белгород представителей печенегов, чтобы те сами посмотрели, как живут горожане в осаде. Увидев послов, кочевники обрадовались: они решили, что осажденные хотят сдаться, и потому сразу же отправили своих лучших мужей в город. Но жители Белгорода предложили печенегам уйти добровольно, поскольку одолеть город врагам все равно не удастся, пусть хоть 10 лет простоят они у его стен, ведь сама матушка-земля дает горожанам пищу. В подтверждение своих слов обессилевшие, но стойкие жители крепости, о которых повествует «Сказание о белгородском киселе», повели печенегов к колодцам. Сначала они, как и велел старец, зачерпнули из первого колодца болтушки и сварили из нее кисель. Затем достали из второго колодца меду и добавили его в кисель. Готовым варевом угостили печенегов.
Развязка действия
Очень удивились печенеги увиденному, но сказали, что их рассказу вряд ли поверят. Тогда жители набрали еще болтушки с медом, чтобы печенеги взяли их с собой.
Вернувшись назад, рассказали обо всем послы своим собратьям, а в доказательство сварили киселя из принесенной болтушки, добавили в нее меду и дали всем попробовать. Поверили кочевники, что сама земля дает пищу русичам, а потому отпустили они русских мужей, что оставались у них в заложниках, пока послы ходили в город. И отошли печенеги от Белгорода добровольно. Вот так, оптимистично и с верой в силу русского человека, закачивается произведение «Сказание о белгородском киселе».
Прошли века, но и сегодня из «Сказания о белгородском киселе», краткое содержание которого вы прочитали, можно почерпнуть одну важную мысль: сила и богатство любого государства в его жителях – простых людях, самозабвенно и бескорыстно любящих свою Родину, готовых ради нее на все. Так было и так будет во все времена.
Литература
Именная карта банка для детей
с крутым дизайном, +200 бонусов
Закажи свою собственную карту банка и получи бонусы
План урока:
Особенности жанра русской летописи
Летописные исторические факты и вымышленные истории
Письменность у славян существовала с древнейших времен, но была в виде простейших, примитивных знаков. В 863 г. братья Кирилл и Мефодий, монахи-просветители, составили азбуку, удобную для записи речи восточных славян. Древнерусский язык был очень близок к старославянскому, который стали использовать для переводов книг Священного Писания с греческого и латинского языков. При князе Владимире в 988 г. на Руси было принято христианство. Крещение Руси стало началом сближения древнерусской культуры с византийской. Для проведения богослужения в храмах стали использоваться тексты церковных книг на старославянском языке.
При Ярославе Мудром столица Киевской Руси стала культурным центром страны. Просвещенный князь приглашал в Киев из Византии иконописцев, зодчих, писателей. Строились храмы, основывались монастыри, открывались школы, переписывались и переводились с других языков книги. С XI в. на Руси стала зарождаться собственная литература, главной целью которой было воспитание, обучение, наставление в благочестии. В литературных произведениях Древней Руси описывались значимые исторические факты и события, а также герои, чьи поступки могли служить примером подвига, бескорыстного служения, истинной веры и патриотизма.
Одним из самых древних произведений является летопись «Повесть временных лет». Летопись – жанр древнерусского эпического творчества, свод текстов, представляющих собой разрозненные описания событий по годам.Летописное повествование начиналось со слов: «В лето…». В Древней Руси год назывался словом «лето», от этого слова появилось понятие «летопись». Летописи создавались в монастырях, монахи были самыми образованными людьми своего времени. Летописцы переписывали события прошлого, отражали историю своего времени. Они вспоминали о славных подвигах и доблести русских князей в дохристианское время, писали о мудрости и благочестии князей-христиан, осуждавших феодальные распри и боровшихся за единение русских земель. В летописях рассказывается о зарождении русской государственности и национальной духовной культуры.Летописи стали результатом общего труда летописцев на протяжении нескольких столетий.
«Повесть временных лет»
«Повесть временных лет» была составлена предположительно в 1113 г. из существовавших ранее летописных источников и дописана монахом Нестором из Киево-Печерского монастыря, после дополнена монахом Сильвестром из Выдубецкого монастыря недалеко от Киева. Впервой русской летописи описана история славян от сотворения мира, представлены их место и роль среди других народов. Древнейший вариант «Повести временных лет» сохранился в Лаврентьевской летописи, которая создавалась с 1377 г. Название летописный свод получил по началу своего повествования: «Се повести временных лет…» Эта древнейшая русская летопись является ценным источником исторических сведений и заслуживающей внимания поучительной литературой. Многообразны жанры древнерусской летописи, она содержит тексты преданий, жития святых, притч, похвал, песнопений, поучений, сказаний и др.
«Сказание о белгородском киселе»
«Сказание о Кожемяке». Краткое содержание. Мудрый старец и его военная хитрость. Образ Никиты Кожемяки. Патриотическая идея сказаний
Сказание – повествовательный жанр, в основе сюжета которого лежат исторические события или народные легенды, предания. В «Сказании о белгородском киселе» рассказывается об осаде [2] «в лето 997 г.» города Белгорода. Осада печенегов была длительной, в крепости города наступил голод. Собрались на вече [3] жители осажденного города и приняли решение признать себя побежденными и сдаться. Горожане надеялись, что хоть кто-нибудь в живых останется, ведь в осажденном городе все до последнего обречены умереть голодной смертью.
Одному старику, который не смог прийти на вече, рассказали о решении горожан. Старец обратился к старейшинам [4] города с просьбой отложить решение на три дня и выполнить то, что он скажет. Те согласились, а он попросил собрать у горожан хоть по горсточке оставшегося зерна, овса или отрубей. После велел смешать болтушку, из которой готовят кисель, наполнить кадку и спустить в вырытый колодец. Затем попросил сыскать хоть немного меду, остатки которого нашлись у князя. Мед развели водой в кадке во втором колодце.
После обратились к печенегам с просьбой прислать десять человек, чтобы они посмотрели на жизнь в городе. Печенеги согласились, подумав, что горожане хотят сдаться. Но белгородцы пришедшим послам сказали, что осада бесполезна, потому что сама земля дает им пищу. И показали колодцы, зачерпнули болтушку и приготовили из нее кисель, после меда начерпали. Стали есть сами, печенегов угостили и для их князей передали угощение. Поверили в чудо печенеги, сняли осаду города и ушли.
Сюжет «Сказания о белгородском киселе» похож на сказку или миф. Но летописец не подвергает сомнению достоверность описываемых событий. В истории имеется немало примеров, когда военная хитрость помогала обмануть врага и спастись. Отчаявшиеся белгородцы, чтобы выжить, решили сдаться в плен врагу, отдав свой город на разграбление. Понимая, что их ожидает участь пленников, он были рады любой возможности сохранить свою свободу и город. Доверившись старцу, они сделали все, о чем он попросил. Хитроумный план старика сработал: объединившиеся горожане, собрав ничтожные остатки еды в собственных домах, создали иллюзию полных еды колодцев, обманули врагов и сохранили свою свободу. Символичны слова белгородцев о том, что они имеют «пищу от земли». Это означало, что пища не иссякнет, как вода в колодцах. А если сама земля кормит, значит она защищает свой народ, делает его непобедимым. Прежде всего родная земля дает людям пищу духовную, они должны помнить, что в долгу перед своей землей, которую должны оберегать и защищать. В этом сказании летописцем прославляется патриотизм, мудрость и находчивость не только жителей Белгорода, но и всего русского народа.
«Сказание о белгородском киселе»
Героем сказания стал Никита Кожемяка. Юноша свое прозвище получил за промысел, которым занимался. Он разминал руками кожу животных, после такой выделки она становилась мягкой, пригодной для изготовления одежды и иных предметов.В «Сказании о Кожемяке» рассказывается о событиях «лета 992»: нападении печенегов на русские земли. Князь Владимир после войны с хазарами [5] и победы над ними возвратился домой, но вынужден был снова выступить в поход против напавших печенегов. Дружина князя встретила врагов у брода через реку Трубеж. Русское войско стояло на одном берегу, а печенеги – на другом, никто не решался атаковать противника. Князь печенегов, подъехав к реке, сделал предложение князю Владимиру: пусть победа определится в сражении двух воинов. Только у него было условие: если победу в поединке одержит русский, печенеги не будут нападать три года, но если победит печенег, то они три года будут разорять русские земли.
Владимир в своем стане послал гонцов на поиски воина, готового схватиться с врагом один на один, но такового не нашлось. Следующим утром прибыли печенеги со своим воином, готовым драться на поединке. Владимир вновь послал на поиски в русском войске могучего мужа. Пришел к князю тогда некий старый ратник [6] и рассказал, что дома у него остался младший сын, которого с детства еще никто в драке «не бросил оземь». А однажды, когда отец бранил его, он рассерчал и разорвал руками кожу, которую мял. Владимир велел послать за юношей. Никита Кожемяка, представ перед князем, попросил испытать его: он захотел схватиться с крупным, сильным и разъяренным быком. Когда бык побежал на него, юноша схватил его рукою, вырвав на боку кусок кожи с мясом. Так он убедил князя Владимира, что у него хватит сил побороться.
Утром печенеги снова стали звать на бой, их воин был устрашающе велик. Увидев соперника, печенег рассмеялся, потому что Кожемяка был невелик ростом. Освободили место между войсками, и вышли они для смертельной схватки. Юноша схватил печенега и удавил голыми руками, бросив на землю. Увидав это, печенеги бросились в бегство, а русские, преследуя их, прогнали со своих земель. В честь победы князь Владимир у речки Трубеж повелел основать город, дав ему название Переяславль в память об отроке, что «перенял славу». В Киев Владимир вернулся со славной победой. Людей простого звания Никиту Кожемяку и его отца князь возвеличил.
Для столь решающего боя Владимир выбрал юношу потому, что его убедил рассказ отца о разорванной сыном коже, ведь разорвать прочную кожу руками мог человек, наделенный особой силой. Юноша же проявил ответственность перед боем, попросив его испытать в схватке с быком. Он понимал, что в случае поражения его народу будет вынесен страшный приговор на три долгих года. Никита, не раздумывая, готов пожертвовать своей жизнью ради спасения Родины. Его старый отец тоже готов принести великую жертву. Он любит своего сына и гордится им, но ради победы над врагом предлагает отдать самое дорогое, что у него есть.
Летописцу в сказании удалось донести патриотическую идею, что на Руси есть герои, подобные образам былинных богатырей. Физическая сила Кожемяки в летописном сказании явно преувеличена, как в былине или сказке. Но силой духа он не уступает богатырям. В былине богатырь – это воин, чье предназначение – защищать Родину. В летописном сказании героем стал простой ремесленник, одержавший победу благодаря своим сильным натруженным рукам. Летописец показал, что человек, занимающийся мирным ремеслом, тоже готов встать на защиту своей страны, проявить воинскую доблесть.
Поединок Кожемяки с печенегом
Отображение в образах летописных народных героев представлений о патриотизме, мудрости, находчивости и смекалке
Центральными героями «Повести временных лет» были исторические личности и русские князья. Но в летописи отражены не только их подвиги и деяния, но и подвиги простых людей, благодаря которым летописец показал лучшие качества всего русского народа: любовь к своей Родине, способность к самопожертвованию, мудрость, смекалку, находчивость. Рассказы про народных героев занимают особое место в «Повести временных лет». В них показано, что победа над врагом может быть одержана благодаря простому человеку, потому что русская земля щедро одарена храбрыми, сильными, находчивыми, умными людьми. Большинство таких героев в «Повести временных лет» безымянны. В сказаниях неприметный человек из народа проявлял себя в критический для Родины момент, благодаря силе или мудрости спасал свою землю и свой народ.
Историческое и художественное значение летописей
Летописание, возникшее в XI в. и просуществовавшее до XVIII в., было важнейшей самобытной частью древнерусской культуры. К летописям в Древней Руси было особое отношение. Летописец не был просто историком, описывающим некие события и факты, а летопись не была только исторической хроникой. Несмотря на то, что летописи составлялись по велению князя или игумена [7] монастыря,летописец видел свое предназначение в исполнении Божьей воли, в том, чтобы донести потомкам истину: не просто описать событие, а раскрыть его смысл. Сохранилась запись летописца XV в. о том, что правду писать нужно, даже если она не нравится кому-то. А.С. Пушкин в своей поэме «Борис Годунов» вывел обобщенный образ летописца – монаха Пимена, который назвал летопись «правдивым сказанием», книжное искусство – «богоданным» делом, а свой «усердный, безымянный» летописный труд – «завещанным от Бога» долгом. Летописи являются не только источником исторических сведений, но и памятниками духовной культуры. В них отражены общественные взгляды русского средневековья, даны представления о народных идеалах.
Литература средневековой Руси стала образцом высокой идейной и патриотической направленности, многие писатели использовали в своем творчестве ее духовный опыт и языковое богатство.Замечательный исследователь древнерусских книг академик Д.С. Лихачев писал, что литература Древней Руси «наполняет нас гордостью» за достижения и славные подвиги предков, учит «уважительно относиться к их труду, борьбе и заботе о благе Родины».
Словарь
Печенеги – степные племена, занимавшиеся скотоводством, часто совершавшие набеги на русские земли
Осада – военная тактика, когда нападавшие окружали город с целью его захвата
Вече – общий сбор горожан для обсуждения важных для всех вопросов
Старейшина – старший, уважаемый и влиятельный человек, глава общины
Хазары – кочевники, обитавшие в прикаспийских землях
Ратник – (от слова «рать»)в средневековой Руси воин в чине рядового солдата