О чем сказание о юсуфе
Сказание о Юсуфе
Сказание о Юсуфе (мир ему) – это самая прекрасная история в Священном Писании мусульман. Ведь в самом Коране сказано:
Книга первая «Сон»
Выслушав сына, Йакуб раскрыл перед ним смысл ночного видения, сказав:
— Сын мой, Юсуф! Аллах возвеличит тебя в этом и ином мирах. Он избрал тебя, наделив даром пророчества. Только не рассказывай о своем сне братьям, ибо я очень боюсь, как бы они не причинили тебе вреда.
Однажды братья собрались вместе, чтобы обсудить, как им поступить с ненавистным им Юсуфом.
Один из них сказал:
— Отец наш любит Юсуфа и Беньямина больше, чем нас всех. Только с ними и играет, с каждым днём приближая их к себе всё ближе и ближе. Но почему?!
Другой вторил первому:
— И, правда, отец наш в явном заблуждении, если он благоволит к ним, отдавая им большее предпочтение.
– Нам нужно избавиться от Юсуфа, и тогда мы завоюем расположение отца. Он не будет любить впредь никого, кроме нас.
Четвертый гневно бросил:
— Убьем его и успокоимся…
Но первый говоривший возразил:
— Нет, не нужно убивать Юсуфа. Почему бы нам не бросить его в колодец? Какой-нибудь путник, следующий с караваном по пустыне, подберёт его и увезёт с собой далеко от нас, на чужбину. Таким образом мы избавимся от Юсуфа. И отец наш также никогда больше не увидит его.
Последнее предложение всем пришлось по душе. Но как им получить отцовское разрешение на то, чтобы взять с собой Юсуфа на пастбище?! Решили уговорить Йакуба, прибегнув к хитрой уловке. Подошли они к нему и обратились со словами:
— Юсуф — наш брат. Мы любим его так же сильно, как и ты…
Не дослушав до конца своих сыновей, Йакуб сказал им:
— Прошу вас, будьте правдивы в своих чувствах к нему. Чего же вы хотите?
— Юсуф все время находится рядом с тобой, — ответили на это старшие сыновья Йакуба, — почему бы тебе, отец, не разрешить ему пойти с нами на пастбище? Он с удовольствием поиграет и порезвится на просторе?
— Я бы рад отправить Юсуфа с вами, но боюсь, что загрызёт его волк в то время, как будете вы заняты своими делам.
Тогда один из братьев Юсуфа решительно заговорил:
— Но как может такое случиться?! Возможно ли, что бросим мы дорогого брата на съедение волкам, ведь нас много?! Не бойся, мы будем хранить его как зеницу ока, и не подойдёт к нему ни один волк близко.
Так продолжали упрашивать сыновья отца до тех пор, пока тот не уступил их уговорам.
На следующий день рано утром братья повели Юсуфа с собой в пустыню и приступили к осуществлению своего злого замысла. Они разыскали колодец на месте торговых караванных путей, затем окружили плотным кольцом Юсуфа и сорвали с него его рубашку. Он пытался сопротивляться их действиям, но тщетно. Ведь их было так много. Он взывал к сочувствию своих братьев, но они оставались глухи к его мольбам. Ухватив младшего брата за руки и за ноги, бросили они его в тот колодец.
Однако Всевышний Аллах избавил Юсуфа от страха, и был он спасён от смерти. Аллах открыл ему, что в будущем он повстречает своих братьев и напомнит им то, что те сделали с ним. Пребывая внутри колодца, Юсуф не испытывал ни страданий, ни мук, ибо Аллах бережно охранял его и вселял в его душу спокойствие.
Братья же, убедившись, что в колодце установилась тишина, зарезали козлёнка, затем помазали его кровью рубашку родного брата.
Как только солнце стало клониться к закату, они погнали стадо обратно домой. А когда дом их был уже близок, притворились опечаленными и напустили на себя слезы. Увидев вошедших в дом сынов, Йакуб спросил о причине их слез. Те ответили:
— О, отец! На пастбище мы стали бегать наперегонки друг за другом, а Юсуфа оставили возле наших вещей присматривать за стадом овец. Но когда вернулись, не нашли его, а увидели убегающего с того места волка. От Юсуфа осталась только его рубашка. Как бы мы ни были с тобой правдивы, знаем, что не поверишь нам.
Протянули они отцу рубашку Юсуфа. Действительно, она была вся в крови, но не порвана, не было также на ней следов от волчьих клыков. И понял Йакуб, что сыновья лгут ему, не был Юсуф съеден волками, они лишь пытаются скрыть правду о своем брате.
Обратился Йакуб к сыновьям следующими словами:
— Я знаю, что волк не съел Юсуфа. Знаю также, что сделали вы недоброе по наущению дьявола. Но терпение — прекрасно. И Аллах единственный, к кому я обращаюсь за помощью против того, что вы сотворили.
В тот же миг опечаленный Йакуб обратился ко Всевышнему с мольбами ниспослать ему великое терпение.
Но вернёмся к Юсуфу. Он остался в полном одиночестве внутри колодца. Однако не было в его душе страха, ибо знал Юсуф, что Аллах с ним. И вот, пока он в размышлениях и мольбах к Господу пребывал в кромешной темноте, пустыню пересекал торговый караван, направляющийся в Египет. По милости Аллаха путь каравана пролегал вблизи этого источника воды. Увидев его, управляющий караваном приказал остановиться, чтобы набрать воды, напоить людей и верблюдов.
Один из караванщиков подошёл к колодцу и бросил туда ведро. Юсуф увидел спускающееся к нему ведро и зацепился за него.
Уже на самой вершине колодца тянущий за веревку человек вдруг обнаружил вместо воды зацепленного за ведро мальчика. И, вытянув его на землю, он изумленно воскликнул:
— О, радостная весть! Это — мальчик. Вместо воды я извлек из колодца мальчика. Это — доброе предзнаменование!
Черпальщик воды, извлёкши Юсуфа на свободу, сказал своим компаньонам:
— Не следует рассказывать остальным торговцам, следующим с нашим караваном, о нашей находке. Они могут выразить желание участвовать в дальнейшей судьбе этого мальчика и потребуют свою долю от вырученных денег за его продажу.
Таким образом, весть о находке Юсуфа они сохранили в тайне. Самого его спрятали среди вещей, загруженных на верблюды. И караван тронулся в дальнейший путь. Юсуф же с этого момента стал невольником-рабом. По прибытии в Египет на одном из местных рынков Юсуфа продали.
Надо сказать, что в то далекое время работорговля была распространена повсеместно. И только с приходом Ислама невольничьи рынки были запрещены, и всем рабам была дарована свобода.
Юсуфа продали за бесценок первому же пожелавшему купить его, договорившись на нескольких дирхемах. Ведь вся забота путников, подобравших Юсуфа, состояла в том, чтобы поскорее избавиться от него.
Новоиспечённым владельцем Юсуфа оказался знатный и влиятельнейший вельможа Египта, по сану своему второй человек в стране после правителя-фараона. Обрадовался вельможа Юсуфу, ибо пришёлся он ему по душе. Вернувшись с ним домой, он наказал своей жене относиться к мальчику со всей нежностью и добротой. Может быть, станет он для них словно сын родной, ведь своих детей у них не было.
Так укрепил Аллах Юсуфа на египетской земле, несмотря на то, что стал он всего лишь невольником в доме знатного вельможи.
Отец Йусуфа – Йакуб (библейский – Якуб); дед – Исхак (библ. – Исаак); прадед – Ибрахим (библ. Авраам).
61. История прекрасного Йусуфа
Сон Йусуфа. Одним из потомков Ибрахима был Йакуб, у которого родилось двенадцать сыновей. Больше всего отец любил младшего сына Йусуфа, отличавшегося редкостной красотой. Однажды Йусуфу приснился чудесный сон: будто поклонились ему одиннадцать звезд, солнце и луна. Понял отец, что мальчику уготована великая судьба: “Изберет тебя твой Господь, и научит тебя толкованию событий”. Одно только тревожило старика: братья и так завидуют Йусуфу, а что будет, если узнают о знамении? Поэтому Йакуб просил сына никому не рассказывать о вещем сне.
Итак, Йусуф отправился в пустыню вместе с братьями. Но там они напали на него и бросили в придорожный колодец, а вечером, с плачем придя к отцу, рассказали: “О отец наш! Мы пустились вперегонки и оставили Йусуфа у наших вещей, и съел его волк”. В доказательство своих слов они принесли окровавленную одежду Йусуфа, и потому старик поверил им, сказав: “У Аллаха надо искать помощи в том, что вы расписываете”.
Йусуф в доме еипетского вельможи. Между тем мимо колодца проходил караван, один из людей в котором захотел зачерпнуть воды. Вытащив вместо воды мальчика, он обрадовался, решив, что такого красавца легко будет продать. И Йусуф отправился с караваном в качестве товара. В конце концов торговцы прибыли в Египет и там продали мальчика за небольшую цену.
Йусуф попал в дом к египетскому вельможе и там воспитывался, живя в довольстве. Но вот он достиг юношеских лет и красота его стала такой, что обратила на себя внимание хозяйки дома по имени Зулейка. Однажды, заперев двери, она призвала Йусуфа: “Поди сюда”. Но юноша ответил ей : “Упаси Аллах! Ведь господь мой прекрасным сделал мое пребывание. Поистине, не будут счастливы неправедные!” Он повернулся и пошел к дверям, но Зулейка, бросившись за ним, схватила его за одежду и разорвала ее сзади.
Случилось так, что в это время в комнату вошел хозяин и увидел свою жену и Йусуфа в разодранной рубахе. Желая скрыть свой грех, женщина заявила: “Каково должно быть воздаяние тому, кто желал зла твоей семье, если не заключение в темницу или мучительное наказание?” Но Йусуф, в свою очередь, сказал: “Она соблазняла меня”. Один из домочадцев заметил хозяину: “Если рубаха его разорвана спереди, то она права, а он — лжец. Если же рубаха его разорвана сзади, то она солгала, а он — правдив”. Так правдивость Йусуфа была доказана, а Зулейке пришлось каяться в своем грехе.
Но дело этим не закончилось. О происшествии в доме вельможи узнали женщины в городе и стали судачить между собой: “Жена вельможи соблазняет юношу. Он наполнил ее любовью. Мы видим, что она — в явном заблуждении”. Тогда хитрая Зулейка, чтобы показать, что и другие женщины не лучше нее, пригласила их к себе на пир, раздала им всем острые ножи для разрезания фруктов, а потом приказала, чтобы Йусуф вошел в зал. При виде его красоты у всех женщин дрогнули руки, и они порезались своими остро отточенными ножами. “Это не человек, — вскричали они, — это благородный ангел!” На это Зулейка ответила: “Вот вам тот, из-за которого вы меня бранили. Я его соблазняла, но он остался тверд. Но если он не сделает того, что я ему приказываю, он будет заключен в темницу и будет в числе ничтожных”.
Ийусуф в темнице. Йусуфу темница была милее греха, к которому его склоняли, и потому он оказался в заточении. Вместе с ним там оказались еще два человека. Однажды им приснились странные сны: одному — что он выжимает вино, другому — что он несет на голове хлеб, а птицы этот хлеб клюют. Йусуф истолковал эти сны так: “О товарищи по темнице! Один из вас будет поить своего господина вином, а второй будет распят, и птицы будут есть у него с головы”. Так оно и сталось. Йусуф просил, чтобы тот из товарищей по несчастью, которому он предсказал благополучное освобождение, похлопотал за него, оказавшись на свободе. Но тот несколько лет не вспоминал о Йусуфе.
Йусуф вновь встречается с братьями. Только когда грозные и непонятные сны явились царю Египта, и никто не смог их истолковать, вспомнили о заключенном в темницу несчастном. Йусуф справился с задачей, и был за это приближен к царю и обласкан им, сделан доверенным лицом, хранителем царских сокровищниц.
Прошли годы. Однажды братья Йусуфа прибыли в Египет по торговым делам. Он сразу узнал их, а они его нет. По его приказу братьям во вьюки тайно вернули проданные ими товары, а он пригласил их приезжать еще, но обязательно с младшим братом, а если они приедут одни, то выгодной торговли в Египте им больше не будет.
Сыновья Йакуба вернулись к отцу и рассказали обо всем случившемся. Старик наотрез отказался отпустить с ними младшего сына, напоминая о том, как они уже не уберегли когда-то Йусуфа. Но при распаковке тюков с привезенным добром оказалось, что товар их возвращен и его можно еще раз выгодно продать. Прибыль была велика, и они начали склонять Йакуба отпустить с ними младшего брата — ведь жалко было лишаться выгодной торговли с Египтом. В конце концов Йакуб уступил, но взял с них клятву именем Аллаха, что без своего младшего брата они домой не вернутся.
Йусуф и младший брат. Караван вновь прибыл в Египет. На этот раз Йусуф открылся младшему брату, предупредив, чтобы тот не удивлялся, что бы ни случилось. Когда торговля завершилась, и караван готов был отправиться в обратный путь, по приказу Йусуфа в вещи младшего брата была спрятана драгоценная чаша. А затем глашатай возвестил: “О караван! Ведь вы воры!” “Что вы разыскиваете?” — спросили братья Йусуфа. Услышав в ответ, что ищут пропавшую чашу царя, они стали клясться, что не брали ее и пообещали выдать того, у кого она найдется в поклаже. Каково же было их удивление, когда чаша оказалась среди вещей младшего брата! “О вельможа! — начали упрашивать они, — мы видим, что ты из добродетельных людей. У него отец — глубокий старик, возьми одного из нас вместо него”. Но Йусуф отказался: “Упаси нас Боже взять кого-нибудь помимо того, у кого мы нашли наш товар! Мы бы тогда были неправедными”.
Как было поступить остальным братьям? Ведь они клялись отцу именем Аллаха не возвращаться домой без младшего брата. И вот старший из них принял ответственность на себя. Он остался в Египте, а братьям велел возвращаться домой и сообщить отцу о проступке младшего сына, призвав в свидетели того, что они говорят правду караван, в котором они шли и селение, в котором они были.
Побелели очи от печали у старого Йакуба. Но он сдержал свои чувства и понял, что эти события как-то связаны с его давно пропавшим любимцем. Поэтому он приказал сыновьям вернуться в Египет и там постараться разузнать о судьбе Йусуфа.
Сон сбывается. Когда сыновья Йакуба снова пришли к вельможе, моля отпустить их брата, Йусуф открылся им. Они сказали на это: “Клянемся Аллахом! Аллах предпочел тебя перед нами, и, поистине, мы были грешниками”. Йусуф простил братьев и отправил их за отцом, который к тому времени ослеп. Но Йусуф дал братьям свою рубашку, пообещав, что отец прозреет, как только рубашка будет наброшена ему на лицо.
Старый Йакуб еще при приближении каравана почувствовал, что ему несут радостные вести. “Я чувствую запах Йусуфа!” — сказал он окружающим. И вот пришел караван, рубашка Йусуфа коснулась отцовского лица — и старец прозрел! Вместе со всей семьей он отправился в Египет, и там Йусуф принял их с почетом. Так стал ясен смысл давнего сна Йусуфа: после того, как Шайтан устроил ссору Йусуфа и его братьев, Аллах вывел его из темницы и привел к нему из пустыни его родственников, поклонившихся ему. “Поистине, Аллах благосклонен к чему захочет!” — такой вывод сделал Йусуф из своей необыкновенной истории.
► Читайте также другие темы главы X «Сотворение мира и человека. Сказания о древних пророках»:
► Перейти к оглавлению книги Мифы народов Востока
Пророк Юсуф
Пророк Юсуф – уникальная историческая личность. Пророк Юсуф – персонаж Священной Книги Коран, в Библии называемый Иосифом, а у иудеев – Йосефом. Он жил, проповедовал и умер в Египте в шестнадцатом веке до нашей эры, прожив почти сто десять лет или сто двадцать лет. В Коране его имя упоминается двадцать шесть раз, а также есть целая сура под названием «Юсуф». Это единственный пророк, которому в Священной Книге Коран посвящена целая сура от начала до конца.
Пророческая родословная
Отцом Юсуфа был пророк Якуб. Его считают родоначальником сынов Израилевых. Племя Якуба разрасталось до того, как появился пророк Муса, и когда пророк Муса повел сынов Израилевых через пустыню, это племя насчитывало уже шестьсот тысяч пятьсот семьдесят семь человек.
История пророка Юсуфа полна рассказами о том, насколько внешне был он красив, о том, что он умел толковать сны, а также его личность связана с историей о прозрении Якуба по прозвищу Исраиль, который описывается в Священной Книге Коран как избранный человек, владеющий знаниями, обладающий могуществом и острым умом. Он прожил жизнь, полную испытаний. У пророка Якуба было двенадцать сыновей, но жизнеописание пророка Якуба тесно связано с историей его сына пророка Юсуфа. Коран не описывает подробно жизнь пророка Якуба, но в Священной Книге Аллаха упоминаются преклонные годы пророка Якуба, связанные с событиями в жизни его сына. К моменту, когда к закату своей жизни пророк Якуб пришел в Египет, где воссоединился со своим сыном Юсуфом, у него было уже семьдесят два сына и внука.
Для своего отца Юсуф был любимым сыном, поскольку мальчик с самого детства обладал множеством достоинств, у него был покладистый характер, он был хорошо воспитан, обращался с людьми почтительно, и внешне отличался красотой.
Сон Юсуфа и злой замысел его братьев
История пророка Юсуфа в Коране начинается с того, что, когда он был ребенком, он увидел пророческий сон. Во сне Юсуфу приснились одиннадцать планет, Луна и Солнце, которые совершают для него суджуд (земной поклон). И его отец Якуб растолковал его так, что Всевышний Аллах сделает Юсуфа избранным человеком, подарит совершенную милость, научит растолковывать сны, а также благословит весь род Якуба, но он попросил сына не рассказывать об этом сне своим братьям, поскольку опасался зависти с их стороны. Отношение отца к сыну стало еще более теплым, и братья заметили это и задумались, стали обсуждать это между собой.
Остальные сыновья Якуба от другой супруги стали ревновать отца к брату. И постепенно их зависть и ненависть привели их к мысли о том, чтобы погубить брата. Лишить его жизни у них не хватило решимости, и они увели брата с собой за город и бросили в колодец. После этого они взяли рубашку Юсуфа, вымазали ее кровью, и эту одежду предъявили отцу в качестве доказательства того, что брата растерзали дикие звери. Они рассчитывали, что мимо будет проходить караван, который вытащит мальчика и заберет его с собой, увезет дальше от дома.
Но пророк Якуб внимательно рассмотрел рубашку и заметил, что, если бы ребенка разорвали звери, его рубашка была бы разорвана.
Бедный ребенок остался в колодце совсем один, вокруг была пустыня и то и дело раздавались крики диких зверей, но поскольку этот колодец как раз стоял на пути караванов, переходивших из Сирии в Палестину и назад, то вскоре появился караван, и когда один из слуг подошел к колодцу, он увидел там мальчика и обрадовался. Караванщики вытащили Юсуфа, взяли с собой, а когда они прибыли в Египет, они продали его на рынке практически за бесценок, не подозревая, что у них в руках отпрыск одной из самых знатных и высокочтимых в мире семей.
Красота Юсуфа
Пророк Юсуф был интересной и многогранной личностью, но особенно в рассказах о нем много говорят о его красоте. Неоднократно упоминается красивая внешность Юсуфа и в хадисах Пророка Мухаммада ﷺ. В хадисе, приведенном в сборнике Муслима, рассказывается история, переданная Анасом ибн Маликом, о восхождении на небеса Посланника Аллаха ﷺ, и в этом хадисе упоминается, что половина красоты была дарована пророку Юсуфу.
Приводятся также слова Абу ль-Касима ас-Сухайли о том, что красота Юсуфа была равно половине красоты Адама, а ведь Адам был создан рукой Всевышнего Аллаха и ему был предан самый совершенный и самый прекрасный облик. Из всех потомков Адама с его красотой никто сравниться не мог, а Юсуфу была дарована половина красоты Адама.
По словам Ибн Кутайбы, исламского историка, факиха, хадисоведа и толкователя Корана, Всевышним Аллахом был установлен предел для красоты, и из этого предела Он одаривал те свои творения красотой, которые пожелает: либо ангелов, либо гурий. И половина этой красоты была дарована Юсуфу.
Пророк Юсуф и Зулейха
Так Юсуф попал в семью к одному из местных богачей, второму человеку в Египте после самого царя. В его доме Юсуф вырос, поскольку жена богача была бесплодной женщиной и с радостью взяла мальчика себе. Ребенок рос, постигая обычаи и культуру египтян.
Но когда Юсуф вырос, он превратился в такого прекрасного юношу, что женщина, которая воспитывала его, сама почувствовала в своем сердце склонность к этому прекрасному юноше. Женщина однажды выказала свою склонность к юноше, но со стороны Юсуфа она встретила сопротивление. Эту женщину звали Зулейха, и в том месте, о котором идет повествование, располагались «бани Зулейхи». Когда Зулейха привела Юсуфа в это место, там находилось много женщин, раздав женщинам фрукты и ножи для нарезки фруктов она приказала юноше выйти к ним. Когда юноша вышел к женщинам, они порезали себе руки ножами, которыми резали фрукты, засмотревшись на его красоту.
Когда же Зулейха вновь проявила свои чувства к Юсуфу и вновь встретила его отказ, она поставила его перед выбором, пригрозив тюрьмой, если он не ответит на ее чувства. И юноша выбрал тюрьму.
Заточение в тюрьму
Заключение в темнице стало сложным периодом в жизни Юсуфа: он был заточен в каменном мешке на глубине в тридцать пять метров, а сама тюрьма находилась недалеко от царского дворца.
Пророк Юсуф растолковал эти сны заключенным, сказав, что тот, кто видел виноград, выйдет из темницы и вернется к своей работе виночерпия, а второй будет казнен, и его голову склюют птицы. Все получилось именно так, как сказал пророк Юсуф, и тот заключённый, который спасся и стал виночерпием во дворце, рассказал о пророке Юсуфе и его даре толкования снов и предсказания будущего.
Сон фараона
Однажды фараон увидел во сне, как семь худых коров пожирают семь коров упитанных, а затем увидел также, колоски, семь из которых были зелеными, а семь – сухими. Сон настолько взволновал фараона, что он тут же стал спрашивать у толкователей, что бы мог означать этот сон, но они все отмахивались, говоря, что этот сон – бессмыслица. Никто из придворных не смог растолковать его сновидение и тогда фараон послал за Юсуфом, услышав о его даре растолковывать сновидения.
Пророк Юсуф рассказал, что этот сон означает наступление семи урожайных лет, в течение которых египтянам следует засеивать поля и собирать урожай, складывая его и лишь небольшую часть экономно расходуя. После урожайных семи лет наступят семь лет голода и засухи, и тогда египтяне смогут прожить эти годы, расходуя из запасов. Растолковывая значение сна, пророк Юсуф преподал египетскому царю полезный урок экономики. Когда же царь принял решение освободить пророка Юсуфа из темницы, Юсуф попросил, чтобы привели женщину, по вине которой его заточили несправедливо, и чтобы спросили ее, по какой причине он попал в темницу. И тогда Зулейха призналась в том, что соблазняла юношу, но он показал себя как праведник.
Юсуф попросил также фараона назначить его на должность управляющего всеми египетскими складами и запасниками, так как он обладал достаточными знаниями в хозяйственных вопросах и показал себя как праведный и надёжный человек. И фараон назначил его управляющим, благодаря такому решению и толкованию будущего Египет был спасен от голода.
Встреча с отцом и братьями
Юсуф стал предпринимать меры для того, чтобы заготовить для египтян достаточно запасов, которых хватило бы пережить голодные годы. Когда же голод распространился, в Египет стали приезжать многие за провизией. Одними из таких людей, ищущих благополучия, стали и братья Юсуфа, бежавшие от нужды.
Юсуф узнал братьев, но не подал виду, только спросил, все ли братья из их семьи находятся сейчас здесь. И тогда его братья, не узнавая его, сказали, что самый младший брат Биньямин остался при отце. И тогда Юсуф, который очень любил младшего брата Биньямина, сказал, что обязательно даст им провизию, но только если они привезут к нему своего младшего брата.
Братья явились к отцу и рассказали, что не получат еды, если с ними не приедет младший брат, пророк Якуб сначала побоялся отпускать ребенка с ними, поскольку опасался, что братья поступят с ним так же, как поступили с Юсуфом в свое время.
Когда же Биньямин приехал с братьями, Юсуф пошел на хитрость для того, чтобы оставить брата при себе, а братьям пришлось вернуться к отцу.
К тому времени пророк Якуб, его отец, от слёз, которые пролил по своему сыну, уже ослеп, и от горя, что и еще одного сына у него отняли, ему стало еще хуже. Братья вернулись к Юсуфу и начали умолять его отдать брата, рассказывая о слепоте своего отца. И тогда Юсуф дал своим братьям, которых посылал к отцу, рубашку, чтобы они накинули ее отцу на лицо, и это должно было вернуть ему зрение. После того, как пророк Якуб прозрел, он вместе со всеми родными прибыл в Египет к Юсуфу, и они все вместе в знак почтения и приветствия сделали саджду, что стало осуществлением того самого видения, которое видел Юсуф в детстве. В шариате Посланника Аллаха Мухаммада ﷺ запрещено совершать земной поклон человеку, даже в качестве приветствия.
Личность пророка Юсуфа в истории и культуре
Пророк Юсуф – личность, чей образ неоднократно становился предметом литературных художественных произведений, а также произведений искусства.
Известный, почитаемый татарами и башкирами автор Кул Гали написал поэму о пророке Юсуфе под названием «Кыйсса-и-Йосыф» в 1212 году, используя коранические сюжеты о Юсуфе.
На основе коранической и библейской легенд о пророке Юсуфе и Зулейхе был создан памятник фольклора народов Востока под названием «Юсуф и Зулейха».
Томас Манн является автором романа «Иосиф и его братья», в основу сюжета которого легла история пророка Юсуфа.
Широкую популярность получил иранский телесериал «Пророк Юсуф» Фараджуллы Салахшура, в котором рассказано о жизни пророка Юсуфа и его отца пророка Якуба на основе коранического сюжета. Этот сериал был снят в 2008 году и переведен на многие языки мира.
Однако эти повести, романы и фильмы имеют множество недостоверной информации и многие моменты противоречат религиозным ценностям.
Ответим на Ваш вопрос по Исламу (бесплатно)