О чем шторм вивальди
Нестареющая классика! Шторм эмоций от гения Вивальди
От такой музыки можно получать только одно удовольствие!
В нашем мире просто невозможно найти того человека, который смог бы спокойно существовать без музыки и не любить хорошие песни. Даже ученые уже давно смогли доказать, что такой вид искусства благотворно влияет не только на человеческий организм, но и даже на растения!
Многочисленные социальные опросы только лишний раз доказывают этот факт. Согласитесь, что вы и тоже являетесь любителем послушать хорошее и качественное музыкальное произведение в зависимости от вашего настроения. Ведь музыка способна поддержать в тяжелые моменты или сделать настрой еще более боевым!
Особенное благотворное влияние на организм человека и его продуктивность оказывает классическая музыка. Если буквально 10 лет назад она не пользовалась особым спросом, то на сегодняшний день можно увидеть совершенно обратную картину.
Люди начали ценить высокое искусство и понимать всю его истинную ценность. И говорят о такой теме, нельзя не вспомнить произведение Антонио Вивальди “Времена года”, которое представляет собой цикл из целых четырех концертов. Эти шедевры были написаны в далеком 1723 году, однако увидели мир лишь спустя два года.
Каждый из этих концертов посвящен определенному времени года. Все они разделены на три части, каждая из которых соответствует месяцу. Однако далеко не все люди знают, что в этих произведениях речь идет далеко не только о погоде и о временах года.
На самом деле Антонио Вивальди смог таким образом показать практически всю жизнь человека, передавая ее исключительно при помощи музыки, звуков и нот. И если весна символизирует рост, жизненные силы и вдохновение, то зима представляет собой увядание и конец жизни в принципе.
Цикл произведений “Времена года” неоднократно исполнялся многими оркестрами нашей планеты, однако далеко не все они смогли передать истинные чувства и настроения этой музыки. Но мы нашли именно то выступление, которое позволит вам прочувствовать произведения каждой клеточкой своего тела!
Именно поэтому вам уже стоит как можно скорее включить представленный ниже видеоролик и настроиться на позитивную волну! Попробуйте закрыть глаза и позволить музыке полностью поглотить вас!
О чем шторм вивальди
Бесплатные уроки из курсов
УРОК 1. ШТОРМ
Можно даже не указывать в названии фамилию композитора — всем и так понятно, о ком пойдет речь. А что Вы можете рассказать про это произведение и про самого композитора?
Некоторые из Вас, кто давно меня читает и проходил курс “Времена года”, уже знакомились с биографией этого композитора, возможно, кто-то читал о творчестве Вивальди самостоятельно. Давайте вспоминать вместе факты из жизни композитора и историю данного произведения…
341 год тому назад, а именно 4 марта 1678 года в Венеции родился Антонио Лучио Вивальди.
Ребенок родился очень слабым и недоношенным. Акушерка, принимающая роды, уговорила родителей сразу же в тот же день крестить Антонио, так как шансы на его выживание были невелики.
Мать отчаянно молилась и пообещала: если ребенок выживет, то он обязательно станет священником. Так судьба Антонио Вивальди была предрешена уже в день его рождения.
В возрасте 25 лет Вивальди получил сан священника. Вот только он был не совсем обычным священником и не проводил богослужения из-за своего слабого здоровья.
К тому времени Вивальди уже мастерски играл на скрипке и был достаточно известным композитором, поэтому не было ничего удивительного в том, что ему предложили место преподавателя в консерватории приюта „Пиета“ в Венеции.⠀
В его обязанности входило обучение подопечных музыкальной грамоте, а также игре на скрипке и альте. Со временем под руководством Вивальди был создан оркестр, в который входили только воспитанницы приюта, для которых к каждому празднику Вивальди сочинял оркестровые и вокальные произведения. Одних только концертов для разных солирующих инструментов с оркестром он сочинил более 400.
В 1719, когда Вивальди исполнился 41 год, во время очередных гастролей судьба занесла его в город Мантуе, где он познакомился с певицей Анной Жиро, ставшей его вдохновительницей.
Нам остается только догадываться, была ли эта только дружеская духовная связь или все-таки Анна Жиро стала возлюбленной Вивальди. Очевидно одно — после судьбоносной встречи жизнь этих двух людей определенно изменилась: их часто видели вместе, они жили в одном доме в Венеции и это вызывало много разговоров, а иногда и весьма злых сплетен о „рыжем священнике“.⠀⠀⠀
Вивальди и Анна Жиро любили проводить время вместе на природе. Во время одной из таких совместных прогулок у Вивальди и возникла идея написать цикл произведений о природе. Так появились “Времена года”, которые стали не только самыми знаменитыми произведениями в творчестве Вивальди, но и самыми популярными композициями эпохи Барокко.
А в наши дни одна из частей трехчастного концерта “Лето” является самым известным классическим произведением современности.
Вероятно, за это все-таки надо поблагодарить Ванессу Мэй, которая в 90-е годы исполнила это произведение на электроскрипке, представив его ошеломленным слушателям в современной обработке, тем самым вызвав у публики одновременно и восторг, и самый настоящий культурный шок. ⠀
После ее “выходки” это произведение начали активно исполнять в самых разных обработках. Примеры различных и весьма неожиданных обработок будут представлены ниже.
Можно очень долго рассуждать о том, хорошо это было или плохо. Но ради справедливости необходимо все же отметить, что качество музыки однозначно пострадало, так же, как и заложенная изначально в это произведение идея Вивальди. Однако то, что благодаря Ваннессе Мэй толпы детей повально шли в музыкальные школы учиться играть на скрипке, — это остается фактом. То есть за счет своей популярности Ваннесса Мэй смогла прославить имя Вивальди среди тех слоев населения, где про Вивальди никогда не слышали и едва ли вообще когда-нибудь узнали бы. ⠀
Я предлагаю послушать несколько вариантов исполнений “Шторма” Вивальди. Каждое, как мне кажется, должно вызвать у слушателя разные эмоции. И комментарии к каждой из ссылок должны привести Вас к ответу на вопрос: — Где классическое произведение еще является классикой, а где исполнители уже перешагнули черту классического исполнения?.
На мой взгляд, именно через попытку понять идею композитора можно найти четкий ответ на этот вопрос.
При прослушивании постарайтесь представить того самого «рыжего священника», который никогда не проводил мессы (богослужения), жил под одной крышей со своей музой и терпел злые сплетни. Человека, который был замечательным педагогом, работающим с детьми-отказниками, и который воспитал целое поколение ярких музыкантов. Он был весьма известным и популярным композитором при жизни, но тем не менее в возрасте 63 лет умер в полной нищете, совершенно забытый своими поклонниками. А еще давайте на минуточку задумаемся о том, что музыке, которую мы слушаем, уже более 300 лет, а она до сих пор актуальна и востребована.⠀
В дополнение предлагаю Вашему внимаю сонет, который полностью раскрывает идею данного произведения. Был ли сонет написан к музыке под заказ, или же Вивальди сочинил музыку уже к написанному ранее литературному произведению,- это, к сожалению, осталось неизвестным…
СОНЕТ К «ВРЕМЕНАМ ГОДА»
В полях лениво стадо бродит.
От тяжкого, удушливого зноя
Страдает, сохнет все в природе,
Томится жаждой все живое.
Кукушки голос звонко и призывно
Доносится из леса. Нежный разговор
Щегол и горлица ведут неторопливо,
И теплым ветром напоен простор.
Вдруг налетает страстный и могучий
Борей, взрывая тишины покой.
Вокруг темно, злых мошек тучи.
И плачет пастушок, застигнутый грозой.
От страха, бедный, замирает:
Бьют молнии, грохочет гром,
И спелые колосья вырывает
Гроза безжалостно кругом.
1. Классический состав оркестра с солистом. Под это видео несложно представить, насколько человек является маленьким и беспомощным во время бушующей стихии: https://www.youtube.com/watch?v=6lT8it3eQls
2. Видеоролик, который не оставит равнодушным никого. Отрывки из фильма “Идеальный шторм” в сопровождении записи Ванессы Мэй:
3. Совсем современные обработки. Вам самим судить, насколько они актуальны лично для Вас и насколько они далеки или же близки к тому, что изначально хотел передать нам Вивальди. Совсем не обязательно просматривать фрагменты от начала и до конца, для общего представления достаточно 10-15 секунд. Постарайтесь, прослушивая музыку, каждый раз думать о личности Вивальди и представлять его прогулки на природе. Насколько соответствует идея композитора приведенной интерпретации?
а) Тот самый скандальный видеоролик, который, как вирус, пронесся по всему миру и заразил многих детей игре на скрипке. Многие в 90е годы мечтали стать «как она»: https://www.youtube.com/watch?v=mdFrn89x74k
в) Вивальди, обработки:
с) 40 Fingers — 4 гитариста:
4. Этот вариант видео лично я считаю идеальным для восприятия изначальной идеи композитора. Юлия Фишер одна из лучших классических скрипачек современности. Гроза начинается на минуте 17.15. Сам концерт “Лето” начинается на минуте 9.45.
Сонет относится ко всем трем частям концерта («Шторм» — это только третья, заключительная часть).
На мой взгляд, именно этим эталонным исполнением и надо воспитывать музыкальный вкус у современных взрослых и детей.
Прочитайте сонет и послушайте все варианты видеопримеров. Ответьте на следующие вопросы:
1) Какой из видеопримеров Вам больше всего нравится? Обоснуйте своей выбор.
2) Какой из вариантов более остальных соответствует личности композитора?
3) Опишите свои эмоции и расскажите, изменилось ли Ваше личное отношение к музыке после урока?
___________________________
Примечание! Чтобы получить доступ к следующему уроку, Вам необходимо заполнить форму регистрации.
О чем шторм вивальди
А. Вивальди «Времена года»
Историю концертов Антонио Вивальди «Времена года» и множество интересных фактов об этих произведениях читайте на нашей странице.
История создания
1725 год был ознаменован выходом в свет одного из самых значимых сборников композитора – восьмого опуса, который он озаглавил как «Опыт гармонии и изобретения». В него Вивальди включил 12 виртуозных скрипичных концертов, первые четыре из которых носят название «Весна», «Лето», «Осень» и «Зима». Сегодняшняя исполнительская практика объединила эти сочинения в цикл «Времена года», однако в оригинальном варианте этого заголовка нет.
Считается, что идея воплотить в музыке различные состояния природы возникла у А. Вивальди во время его путешествия по Италии. Свою первую большую поездку он совершил в 1713 году, когда был назначен главным композитором Сиротского приюта для девочек. Маэстро взял отпуск на месяц и отправляется в Виченце, чтобы поставить там свою оперу «Оттон на вилле». Это событие стало отправной вехой для его творческой биографии – с этого времени он погрузился в работу над оперными творениями и с удовольствием принимал множество заказов на спектакли, не забывая при этом посещать самые разные города родной страны. Путешествовал он на популярных в то время почтовых дилижансах. Вот именно тогда, по утверждениям биографов, наблюдая из окошка за миром живой природы и вслушиваясь в цокот копыт и стук колес, он и задумал создать свои гениальные скрипичные концерты.
Вот только над датой создания «Времен года» до сих пор ведутся споры. Некоторые историки полагают, что концерты были написаны в 1723-м, другие же более вероятным называют 1725 год – именно он и значится во многих авторитетных справочных изданиях. А вот искусствовед А. Майкапар настаивает на том, что они были созданы в 1720 году. В своих утверждениях он ссылается на работу исследователя вивальдиевского наследия Пауля Эверетта. Этот ученый, анализируя сохранившиеся аутентичные версии этих концертов, пришел к выводу, что их копия уже существовала в 1720 году и была даже отправлена в Амстердам. Однако по непонятным причинам она была издана только через пять лет под руководством Мишеля Ле Цене. В 1739 году появилось парижское издание, выпущенное Ле Клерком.
Историки пришли к выводу, что изначально для удобства они писались и печатались на отдельных листах, но через некоторое время просто потерялись и вскоре про них все забыли. Но ученых интересовал главный вопрос – какая партитура все же являлась первоисточником? Смущал их и тот факт, что манчестерские ноты были написаны не Вивальди, а двумя другими людьми и на двух типах бумаги, которой композитор ранее никогда не пользовался, и к тому же, на всех листах отсутствовала датировка. Историкам пришлось провести настоящее расследование.
Интересные факты
Содержание «Времен года» Вивальди
«Времена года» А. Вивальди считаются эталоном программной музыки. Каждому концерту предшествует сонет – своего рода литературная программа, которая настраивает слушателя на нужный лад. Кто является сочинителем этих поэтический строк, до сих пор доподлинно неизвестно. Предполагается, что это был сам Вивальди. Любопытно, но все сонеты очень четко соответствуют форме концертов. Этот факт привел в некоторое замешательство многих исследователей. Внимательно сопоставив стихотворные строки и музыкальную ткань, они пришли к выводу, что изначально все же была написала музыка, а стихи уже писались непосредственно на нее.
Во всех четырех барочных концертах композитор достигает высот изобразительности. Так, в «Весне» перед слушателями разворачивается грандиозная картина ликования, которая вызвана приходом тепла и пробуждением природы. В музыке легко угадывается пение птиц, журчание ручья, раскаты грома, шелест листвы и даже лай собаки. В «Лете» Вивальди так же блестяще удается воплотить те состояния, которые так хорошо знакомы каждому человеку, изнывающему от зноя –лень и истома. Но вскоре они сменяются оцепенением и страхом, возникающим от ледяных порывов ветра и разбушевавшейся грозы. В «Осени» маэстро приглашает всех на праздник урожая и мастерски воссоздает все то, что там происходит: скрипач-солист своими пассажами «разливает» по бокалам вино, после чего захмелевшие крестьяне неуверенной походкой и слегка заикаясь, расходятся по домам. Деревня погружается в сон, а утром все отправляются на охоту – музыка живописно «рисует» картину скачки, игру на охотничьих рогах и меткие выстрелы. Очень ярко дана характеристика и зимнему времени года в последнем концерте. В нем можно услышать и стук зубов от холода, и вой вьюги, и топот ног, помогающий согреться в лютый мороз.
Интересно, но содержание всех частей исследователи не ограничивают только лишь природным сюжетом. С этими четырьмя концертами ассоциируют и четыре фазы человеческой жизни – детство, юность, зрелость и старость. В пользу такой трактовки говорит и тот факт, что в «Зиме» композитор оставил намек на последний круг ада, описанный Данте Алигьери в «Божественной комедии». Помимо этого, «Времена года» соотносят и с четырьмя регионами Италии, расположенными по сторонам света – восходу соответствует Венеция, полудню – Неаполь, вечеру – Рим, ну а полуночи– Болонья. Однако до сих пор есть мнение, что это не все подтексты, которые можно найти в музыке. В полной мере их могли понять только слушатели-современники.
Аранжировки и современные обработки
2. В конце 60-х гг. XX века выдающийся аргентинец Астора Пьяццолла создал своеобразное подражание этому сочинению – цикл из четырех танго под названием «Времена года в Буэнос-Айресе». Впоследствии этим произведением заинтересовался российский композитор, выпускник Ленинградской консерватории Леонид Десятников. На этом материале он создал транскрипцию для скрипки с сопровождением струнного оркестра. При всей ее свободе и виртуозности, он постарался максимально усилить связь с оригинальным творением Вивальди, и поэтому добавил в нее несколько цитат.
3. В 2016 году появилась первая аранжировка этих барочных концертов в жанре симфоник-метал. А принадлежит она соотечественнику Вивальди, Джузеппе Ямпьери. Над созданием этого альбома «The Four Seasons» трудились более сотни классических и рок-музыкантов.
4. Флейтист Мо Кофман записал в 1972 году джазовый альбом из «Времен года» А. Вивальди. (слушать)
5. Патрик Глисон в 1982 году сделал первую компьютерную запись (синтезатор) концертов.
6. Французский музыкант Жан-Пьер Рампаль сделал аранжировку для флейты всех четырех концертов.(слушать)
7. Скрипач Дэвид Гарретт наряду с классическим вариантом, в 2010 году записал свою современную обработку «Грозы». (слушать)
9. Японский коллектив «Aura» спел «а капелла» все 4 концерта.
10. Камерный хор из Франции «Accentus» записал «Зиму» в хоровом исполнении.
11. Новозеландская певица Хейли Вестенра адаптировала «Зиму» в песню, под названием «River of Dreams». (слушать)
12. Американская симфо-рок группа «Trans-Siberian Orchestra» в 2012 году записала композицию «Dreams of Fireflies (On A Christmas Night)» сделав современную обработку «Января». (слушать)
Музыка из концертов А. Вивальди «Времена года» в кино
«Времена года» – настоящие живописные полотна, на которых запечатлена вся палитра природных красок только звуками оркестра. Прислушайтесь, и вы сможете различить журчание ручья, пение птиц, громовые раскаты, шелест листвы, буйство снежных вихрей и еще множество самых разных природных явлений. Они настолько зримы, что у многих исполнителей возникает желание воплотить все услышанное в реальность. Такое возможно? Еще как! Предлагаем вашему вниманию один из удачных экспериментов в этой области, произведенных дуэтом «ThePianoGuys».
А экспериментируют музыканты над четвертой частью цикла, которая называется «Зима». Если вы вдруг забыли, как звучит этот концерт из «Времен года» Антонио Вивальди в оригинале, посмотрите его исполнение с солисткой Юлией Фишер. Примерно так это произведение звучало несколько веков назад, не хватает только старинных инструментов, роскошных костюмов и напудренных париков.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Времена года» А. Вивальди
А вот «Зима» в исполнении дуэта «ThePianoGuys» с трудом узнаваема. Найдете ли вы в их исполнении вивальдиевские нотки? А может быть, что-то другое, навеянное образами диснеевских мультфильмов? К вашему вниманию – впечатляющая импровизация, современная обработка, объединившая две зимние истории, разделенные сотнями лет. Их действие происходит, как и подобается, в настоящем снежном царстве, где все живое заковано в ледяные объятия. Все, кроме талантливых музыкантов и их техничных стремительных пальцев.
«Времена года» в современной обработке
«Времена года» Антонио Вивальди
«ВРЕМЕНА ГОДА» АНТОНИО ВИВАЛЬДИ – ВЕЧНАЯ МУЗЫКА ВЕЧНОГО ЦИКЛА ПРИРОДЫ
Времена года Антонио Вивальди — одно из самых знаменитых его произведений, также одно из известнейших музыкальных произведений этого стиля. Произведения «Времена года» было создано в 1723 году, а впервые вышло в свет только два года спустя. Каждый концерт соответствует одному времени года, разделен на три части, посвященных трем месяцам каждого времени года. Каждый из концертов сопровождается сонетом. Считается, что сам Вивальди был автором не только музыки, но и стихов. В произведении кроме явного описания сезонов присутствует аллюзия — разный возраст человека, от рождения до смерти (весна как пробуждение природных сил символизирует начало жизни или юность, а зима символизирует конец жизни или старость).
В целом содержание цикла намного богаче, чем просто музыкальное описание природных изменений. Антонио Вивальди сумел мастерски изобразить грозу, зной, журчание ручьев, лай собак, шелест листьев, пыльный знойный ветер, жужжание мух, пение птиц, дождь, холод… Во «Временах года» гениальным образом отражено настроение и чувство каждого месяца в году. Все это и предопределило признание цикла как непревзойденного шедевра.
Времена года с полной уверенностью можно отнести к «популярной классике». Хотя Антонио Вивальди написал множество других замечательных произведений, для многих имя Вивальди ассоциируется с Временами года и наоборот.
Времена года – «Весна» (La Primavera)
Концерт начинается веселой беззаботной мелодией, каждая нота которой говорит о восторге в связи с приходом весны. Скрипки так чудесно имитируют пение птиц! Но вот – гремит гром. Играющий в унисон оркестр грозным стремительным звучанием имитирует раскаты грома. Вспышки молнии звучат у скрипачей в гаммообразных пассажах. Когда гроза проходит, то снова в каждом звуке радость прихода весны. Снова поют птицы, оповещая о приходе весны. Парящая мелодия солирующей скрипки иллюстрирует сладкий сон крестьянина. Все остальные скрипки рисуют шелест листвы. Альты изображают лай собаки, охраняющей сон хозяина. Заканчивает весеннюю часть танец-пастораль. Буйство энергии и веселое настроение соответствует концу весны, яркость красок свидетельствует о пробуждение природы. Вивальди смог передать всю палитру природных красок звуками оркестра, все звуки природы – пассажами скрипок!
Времена года – «Лето» (L’Estate)
Истома от жары передается тихим звучание музыки, как будто слышно дыхание самой природы, заглушаемое только пением птиц. Сначала кукушки, потом щегленка… И вдруг – порыв холодного северного ветра, предвестника грозы. Ветер уносит грозу, возвращается настроение изнеможения от жары. Скрипка передает интонации жалобы. Это жалоба пастуха, его страх перед неумолимой стихией природы. И вновь врывается ветер, и грозные раскаты грома приближающейся грозы. Динамический контраст мелодий не оставляет сомнений, стихия приближается. Неожиданно наступает затишье, это перед бурей… И вот буря разряжается. Открываются небеса и проливают на землю потоки воды, изображаемые гаммаобразными пассажами. Порывы ветра, вспышки молний, звуки мелодии стремительно без остановки следуют один за другим, и кульминацией становится грозный унисон всего оркестра.
Времена года – «Осень» (L’Autunno)
Осенняя часть начинается танцем и песней крестьян. После грозы приходит осенний праздник урожая. Ритмом мелодий передается жизнерадостное настроение. “Разливается” вино, захмелевшие крестьяне танцуют нетвердой походкой, они поют, хоть и трудно различить слова. В конце песни скрипка замирает, все погружаются в хмельной безмятежный сон. Тихо спускается ночь, делая звуки таинственными и обманчивыми. Начинается осенняя охота. Музыка изображает погоню, лай собак, скачки на лошадях и звуки охотничьих рогов, выстрелы и рев раненого зверя.
Времена года – «Зима» (L’Inverno)
Конец зимы у Вивальди является одновременно и предвестником новой весны. Поэтому несмотря на грусть холодного периода, нет пессимизма ни в музыке, ни в стихах. Произведение завершается достаточно оптимистично. Очень холодно. От холода стучат зубы, хочется притопнуть ногами, чтобы согреться, завывает лютый ветер. Но и зимой есть радости. Например, катание на коньках. В занимательных “кувыркающихся” пассажах скрипки Вивальди иллюстрирует, как можно на льду легко поскользнуться. Но вот подул южный ветер – первая знак приближающейся весны. И между ним и северным ветром разворачивается борьба. Победой южного ветра и наступлением весны рано или поздно закончится это противоборство, но этой бурной драматической сценой противоборства завершается “Зима” и цикл Времен года.
Видеозапись концертов «Времена года»
А вот еще одна интересная интерпретация Времен года в постановке Ролана Пети: