О чем сборник калевала

Карельский эпос Калевала

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Народные эпические песни — национальная гордость Карелии и важная составляющая мирового культурного фонда. Выдающийся фольклорист Элиас Леннрот объединил 50 песен — рун — в сборник эпоса карело-финских народов «Калевала».

В результате такой работы книга подняла новую волну интереса к народному творчеству и жизни Севера. И сохранила для следующих поколений частичку богатого наследия нашего края.

Содержание эпоса «Калевала»

Благодаря тому, что народные песни передавались из поколения в поколения, Леннрот смог записать многие из них во время путешествий по карельским селениям. В сборнике рассказывается о древних временах и героях страны Калева, в основе подвигов которых лежала семья. Он не имеет привязки к конкретному географическому месту или историческому периоду. Это, скорее, сказки, сказания и легенды, которые ярко и образно знакомят читателя с карельской культурой.

Герои-богатыри в рунах обладают невероятной магической силой и совершают великие деяния. И несмотря на отсутствие связи с реальными историческими событиями, прослеживается отсылка к дохристианскому периоду и верованиям тех времен. Однако наряду с выдуманными событиями в рунах встречаются упоминания реально существующих государств и народов. Это, например, такие страны, как Швеция, Германия, Россия, Эстония, Финляндия, Лапландия. Также говорится о водопаде Иматра и реках Неве и Вуоксе. Поэтому специалисты полагают, что выдумки народных сказителей могли тесно переплестись с реальностью.

Сюжеты северных народных песен

Основные герои народного эпоса — богатыри Вяйнямейнен, Лемминкяйне и Ильмаринен. Место их рождения и жизни — страна Калева. Хотя в поэзии не упоминается физическая сила этих героев, отмечаются их «волшебные» способности. Так, северные богатыри быстро перемещались в любое место и превращались в разных существ и предметы. Карело-финские песни не связаны единой сюжетной линией, и являются законченными произведениями. Однако многих их героев можно встретить в разных песнях сборника.

В «Калевале» не рассказывается об обычаях народов или военных действиях. И даже не говорится о причинах, которые побуждают героев на их славные подвиги. При этом практически все 50 рун связаны с жизнью семьи. В том числе присутствуют и лирические произведения.

Специалисты продолжают вести дискуссии о сущности эпоса и толкованиях разных рун, но до сих пор не пришли к единому мнению. Автор сборника полагал, что «Калевала» отображает захватнические походы карелов против финнов. А по мнению некоторых литературоведов основная идея народного эпоса — описание смены времен года.

Издание сборника

В XIX веке финский языковед Элиас Леннрот начал ездить в экспедиции по Карелии и записывать традиционные песни. После тщательного анализа материала он отобрал 50 рун для создания единого сборника эпосов. Впервые «Калевала» вышел в 1835 году на финском языке. Русскоязычная версия книги в переводе поэта Л.П. Бельского увидела свет только в 1888 году. Все события происходят в придуманной стране Колева и дают представление о верованиях северных народностей. Название сборнику дал его составитель Леннрот. В переводе с финского языка Калевала означает тех, кто живет в Калева.

Сборник стал весомым вкладом в культурное развитие Карелии и Финляндии. Ежегодно 28 февраля отмечается «День народного эпоса Калевалы», где артисты из народа воплощают сюжеты легендарных рун. О большом впечатлении от финно-карельского эпоса говорил Джон Толкиен. А Максим Горький оценивал его значимость наравне с всемирно известной греческой «Илиадой».

Оставьте свой email, чтобы получать актуальные статьи о Карелии

Источник

Краткое содержание эпоса Калевала (Карело-финский эпос)

«Калевала» – карело-финская эпическая поэма, дающая возможность ознакомиться с историей и легендам народов. Книга состоит из 50 рун (или песен). Считается, что сочинил поэму народ, но собрал материалы и обработал финский лингвист Элиас Лённрот в XIX веке. Он был первым, кто соединил индивидуальные эпические песни, устраняя некоторые неровности. Калевала – это страна, где живут храбрые герои и волшебники. На русский язык перевел и обработал поэт Леонид Бельский в 1888 г.

Вяйнемёйнен и Сампо

Вначале описывается сотворение мира – неба и земли, звезд, зверей и птиц. Изначально существовала только – дочь воздуха, которая породила вещего песнопевца Вяйнемёйнена. Его брат Ильмаринен выковал небо, А Вяйнемёйнен, расчистив часть земли от леса, посеял пшеницу. Вскоре главный герой собирается жениться на девушке Айно, которая не любит его. Поэтому она утопилась и превратилась в русалку.

Илматар, увидев, что песнопевец слишком тоскует по Айно, советует ему посвататься к дочери старухи Лоухи – хозяйке мрачной Похьёлы. Ведьма соглашается отдать дочь с условием, что жених выкует волшебную мельницу Сампо, приносящую счастье и богатство. Но мудрец не может этого сделать, поэтому возвращается, чтобы попросить кузнеца Ильмаринена изготовить мельницу.

Вяйнемёйнен начинает петь колдовские песни и принуждает Ильмаринена отправиться в Похьёлу, ковать Сампо. Вначале у кузнеца ничего не выходит. Или получается лук, смертельно ранящий, либо челнок, потопляющий другие лодки. Седьмой день приносит плоды: из наковальни показалась чудесная мельница. Лоухи забрала ее и заключила в гору, где Сампо и осталась, пустив корни. Но хитрая старуха обманула кузнеца, не отдав ему дочь.

Этот герой настоящий Казанова. Он воинственный и могущественный маг, покоритель женских сердец. Однажды он уже был женат на строптивой Кюлликки, но потом изгнал ее за непослушание. Теперь охотник желает получить руку и сердце недоступной Девы Севера. Мать со слезами отговаривает сына от безумного шага, но не добивается результата. Он не слушает ее и идет своим путем.

Прибыв в сумрачную Похьёлу, встречается там со злыми колдунами, но побеждает их. Лоухи требует за дочь волшебного лося. Лемминкяйнен выполняет задание, прибегнув к помощи царей леса. Затем заставляет его привести огнедышащего коня Хийси. В третий раз приказывает спуститься в страну мертвых – Туонелу – за лебедем. Но там его поджидает колдун и пронзает тело охотника ею, словно копьем. Разрубив тело несчастного жениха на куски, бросает их в воды Туонелы. Мать, узнав о гибели сына, приходит, чтобы спасти его. Оживив сына, забирает его домой.

Вяйнемёйнен строит лодку

Далее описывается путешествие певца в ад. Вяйнемёйнен ищет три волшебых слова, которые необходимы, чтобы построить замечательную лодку. Для этого спускается в подземное царство Маналу-Туонелу. Дочь бога мертвых предупреждает, что он не сможет вернуться обратно. Однако мудрецу удается сбежать оттуда, так и не узнав заветные слова. Тогда он пытается посетить чрево гиганта Вийпунена. Мудрец выстраивает кузницу внутри великана. Не выдержав пыток, Вийпунен выдает нужные слова. Построив лодку, певец плывет в Похьёлу снова свататься к Деве Севера. По пути встречает Ильмаринена, который едет по тому же делу.

Свадьба и обида Лемминкяйнена

Красавица выбрала Ильмаринена. Идет подготовка к веселой и щедрой свадьбе. Описанию торжества, правильному выполнению обрядов, послушанию жены, обязанностям супругов посвящены отдельные песни. Сколько деревьев было спилено, сколько воды набрано из рек, сколько пива и яств приготовлено! Пригласили всех, кроме Лемминкяйнена. Кузнец увозит девушку домой, где празднуют еще одну свадьбу.

Охотник очень оскорбился тем, что его не пригласили и отправился в Похьёлу, чтобы отомстить. В бою он отрубил голову мужу ведьмы. Рассвирепев, она отправила своих воинов разорить родную землю Лемминкяйнена. Сам охотник спасся с трудом.

Куллерво

Похищение Сампо

Заключительные руны «Калевалы» повествуют, как бесстрашные герои извлекают Сампо из сокровищниц Похьёлы. По пути, из костей щуки Вяйнемёйнен изготовил первые финские гусли – кантеле. Благодаря игре на них, они усыпили жителей Похьёлы и увезли мельницу. Но в результате погони, она упала в море и разбилась вдребезги. Осколки мудрец перевез в Калевалу, после чего этот край разбогател.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Эпос Калевала. Картинка к рассказу

Сейчас читают

Рассказ Без языка знакомит нас с мигрантами, уехавшими из своего родного села Лозищи, что расположен в Волынской губернии аж в саму Америку. Один из героев Осип переезжает в чужую страну, ища достаток и благополучие, через два года встав там на ноги

Роман «Братья Карамазовы» повествует читателю о взаимоотношениях в семье, где отец является гулящим и нечестивым человеком, которому и дела нет до того, как растут трое его сыновей.

Творческая деятельность прозаика из Германии безгранично велика и бесценна в истории немецкой литературы. Свой интерес к писательскому занятию у него проявились во время проживания в Мюнхене, являвшемся одним из самых культурных центров

Француз Шарль Лонсевиль попал в плен, когда наполеоновская армия отступала из сожженной Москвы. В плену он понял, что возврата к прошлой жизни нет. В Париже осталась молодая жена-поэтесса

Источник

Карело-финский эпос Калевала

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Калевала — это народно эпические эпосы, собранные воедино Элиасом Лённротом, финским собирателем народных сказаний.

В этом произведении нету единого сюжета все герои пересекаются лишь однажды либо не пересекаются вообще. Калевалу простыми словами можно описать как сборник рассказов и преданий.

В нём повествуется о создании мира и также о некоторых финских и карельских обрядах.

Как утверждал сам создатель эпоса Элиас, Калевала — это государство где живут эпические герои и происходят все действия.

Что примечательно, в Калевале нет никаких исторических событий.

Нет записей ведения войн, нету даже финского или никакого либо другого финно-угорского народа.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Руны – это восьмисложный стих, без рифмы, но зато с повторением одинаковых или однородных согласных в стихотворении. Это придает ему особую звуковую выразительность.

В настоящее время в финском языке руна означает песню в общем значении.

При столкновении с более развитыми народами у финно-угорских народов в рунах сформировался идеальный фантастический герой без недостатков.

Также большую популярность получили руны-заговоры и магические руны. В произведении Калевала этих рун 50, причём они не как не связанны между собой.

После публикации карело-финского эпоса Калевалы в 1835-1849, интерес к этому жанру возрос, соответственно популярность возросла и у тех, кто исполнял эти произведения, то есть у рунопевцов.

Вот имена некоторых из них, Ларин Параске был ижорским рунопевцом, Ваассила Киелевяйнен являются представителями карельского народа.

Если проводить некую параллель с русской литературой, то этот жанр похож на русские народные сказки, которые собирал А.С. Пушкин.

Что такое эпос

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Но что же такое эпос? В первую очередь слово эпос происходит от греческого éżpos. Значение этого слова — повествования и рассказ.

Характерны для этого жанра литературы и некоторые особенности.

Так как, эпос довольно растяжимое понятие то в его состав входят такие эпические жанры:

Народный эпос

В отличии от славянского или германского эпоса, финский эпос пошёл по совсем другому пути развития.

В начале как у всех народов-шаманистов у финнов были простенькие языческие легенды. Они мало чем отличались от других.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Но в VIII—XI вв. во времена скандинавских набегов у финнов стали развиваться нравственны эпические персонажи. В частности, стили появляться идеальные стихийные персонажи и нравственные без недостатков герои.

Основное количество рун сохранилось в финской и Российской Карелии, Архангельской области, на берег Ладоги и в бывшей Олонецкой губернии.

Содержание и главные герои

В Калевале нет единого сюжета и связать эти истории практически невозможно.

Во-первых, калевала это название одной из-двух стран — Калевалы и Похьёлы. В первых 10 рунах рассказывают о том, как появился мир и знакомят с первым персонажем сыном дочери ветра Вяйнямёйненом. С ним будет связанно множество рун и он будет главным героем всей Калевалы.

Далее нам повествуется как создавалась Сампо – волшебная мельница приносящая богатство и счастье. Также в одной из рун рассказывается как появилось железо.

Дальше появляется новый герой, Лемминкяйнен. Он являлся богатырём воинственным и весёлым, занимающийся чародейством и большой любитель женщин.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Потом действие снова возвращается к Вяйнямёйнену и его странствиям в поисках волшебных слов. Они нужны для завершения создания лодки из веретена для его возлюбленной. За то время пока Вяйнямёйнен искал волшебные слова его возлюбленная Дева Севера полюбила кузница Ильмаринена создавшего Сампо.

После подробно описываются свадебные обычаи, какие клятвы дают друг другу жених и невеста, и свадебные песни. Всё это заканчивается на 25 руне.

На 31 руне начинается повествование о печальной судьбе богатыря Куллерво. Он был рабом у одного дома. После был продажи его другим хозяевам Куллерво восстаёт и убивает обеих хозяев и их семьи. После главный герой узнаёт, что его семья жива, и возвращается к ней. Но однажды злые языки устраивают инцест между ним и его сестрой. После того как персонажи узнают о том, что они брат и сестра, то совершают самоубийство.

С 35 руны начинается одно из финальных приключений. Три богатыря — Вяйнямёйнен, Лемминкяйнен и Ильмаринен — решают украсть из страны Похьёл волшебную мельницу Сампо. Для этого они прибегают к хитрости. Вяйнямёйнен создаёт волшебный музыкальный инструмент кантеле, который усыпляет всех северян. После этого они спокойно похищают Сампо.

Но злая владычица Хозяйка Севера строила им козни до тех пор, пока мельница не упала в море. Она посылала на Калевалу мор, бедствия и наводнения. Вяйнямёйнен из остатков Сампы создал ещё более прекрасный музыкальный инструмент. С его помощью герой не только вернул у Хозяйки Севера Луну и Солнце, но и сделал много хорошего для Калевалы.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Сюжеты Калевалы

Вяйнямёйнен, Ёукахайнен и Айно

Один из жителей Похьёлы по имени Ёукахайнен вызвал на состязания богатыря из Калевалы Вяйнямёйнена.

При встрече Ёукахайнен стал всех убеждать что он создатель земли неба и океанов.

Но Вяйнямёйнен, поймал жителя Похьёлы на лжи и с помощью своих волшебных песен заставил Ёукахайнена увязнуть в болоте.

Испугавшись Ёукахайнен предложил богатырю руки свой сестры. Вяйнямёйнен согласился. Однако сестра Ёукахайнена Айно на отрез отказалось выходить за старого богатыря.

Но свадьба была неизбежна. Чтобы не выходить замуж за Вяйнямёйнена она совершила самоубийство, утонув в море.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

После смерти Айно стала русалкой, а огорчённый Вяйнямёйнен выловил из моря волшебную рыбку которая поведала ему об этом.

Поход героев Калевалы за Сампо и битва с Лоухи

После смерти жены Ильмаринен решает выковать себе новую жену из серебра и золота, но новая жена всё также оставалась бездушным предметом.

Вяйнямёйнен посоветовал Ильмаринену бросить нелюбимую жену в огонь. Здесь Вяйнямёйнен запрещает людям соблазняться золотом и серебром.

Ильмаринен решает отправиться в Похьёлу и оттуда привезти сестру своей первой жены.

Но семейная жизнь у них не складывается, и Ильмаринен превращает жену в чайку.

Тем временем Сампо делает жителей Похьёлы очень богатыми. Узнав об этом Вяйнямёйнен решает украсть Сампо у хитрой владычицы Похьёлы Лоухи.

В дороге огромная щука останавливает лодку на которой плыли герои. Они вылавливают её готовят и съедают. Из её костей Вяйнямёйнен делает финские гусли кантеле.

По прибытию в северную страну богатыри предложили Лоухи поделить Сампо поровну. Но Лоухи стала собирать армию чтобы напасть на героев.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Тогда Вяйнямёйнен заиграл на кантеле и усыпил всех жителей Похьёлы в том числе и Лоухи. После успешной кражи во время отплытия один из героев Лемминкяйнен от радости во весь голос запел песню, чем разбудил журавля. Птица пробудила ото сна Лоухи.

Узнав о пропаже Лоухи сразу же стала насылать на богатырей различные напасти. Во время одной из них Вяйнямёйнен теряет кантеле.

После воины Похьёлы разбились о скалу, созданную с помощью чародейства Вяйнямёйненом.

Но Лоухи не собиралась так просто сдаваться. Превратившись в огромную птицу, она взяла разбившийся корабль с войнами и отправилась в вдогонку за челном богатырей.

Во время битвы Лоухи взяла Сампо в когти и взлетела с ним, но не смогла его удержать, выронив и разбив его. Большие остатки Сампо дали начло всем богатствам моря, ну а мелкие выловил Вяйнямёйнен и отнёс в Калевалу сделав её жителей очень богатыми.

История

Калевала — это сугубо народное творчество. Большинство рун приходилось записывать напрямую у коренного населения.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Не абсолютно все руны приходилось собирать Элиасу Лённроту. Некоторые руны были уже записано до него. Но именно он первый собрал из в едино и попытался создать единую историю и хоть одну ниточку сюжета.

Первая версия книги вышла 28 февраля 1835 года и вошло в неё всего 500 экземпляров.

Такой малый тираж был обусловлен тем что Элиас считал свою работу недоделанной. На это указывает тот факт, что в книге всего раз встречаются его инициалы без фамилии.

Вторая версия вышла в 1849 году.

Интересное видео: Калевала — карело — финский эпос

Источник

«Калевала»: история карело-финского эпоса

Великому лингвисту Эласу Лённроту пришлось восстанавливать сборник рунических песен буквально по крупицам.

День за днём, перекинув через плечо сумку со своими записями и ружьём, топчет карельскую землю скромный сельский лекарь Элиас Лённрот из небольшого городка Каяани. То и дело он пыхтит своей любимой трубкой, играет, чтобы развеселиться, на флейте. Снежной зимой он пробирается на лыжах или в оленьей упряжке сквозь дремучие леса. Летом, устав иной раз от долгой ходьбы, он мог решиться и пересечь местные реки вплавь или пройти часть пути на лодке.

Путешествует Лённрот не просто так: из своих рук он не выпускает книжку, в которой регулярно делает записи. То зафиксирует географические особенности, то запишет, каким маршрутом лучше идти до какого-нибудь места, то вообще составит отчёт о том, как оказывается медицинская помощь жителям отдалённых селений.

Но главная задача всё-таки не в этом — больше всего Лённроту нравится записывать рассказы местных жителей, которые помнят веками передававшиеся из уст в уста истории про первочеловека Вяйнямёйнена, очаровательного ловеласа Лемминкяйнена и дерзкого лапландца Йоукахайнена, выдававшего себя за древнего мудреца.

Экспедиции на край земли

Русская Карелия, Архангельская и Олонецкая губернии, Приладожье и Кольский полуостров — где только не побывал Лённрот, собирая финский фольклор. Всего лекарь совершил более десяти крупных поездок и проделал, подгоняемый одним лишь своим энтузиазмом и любопытством, огромную работу. Интерес к местному эпосу у исследователя появился ещё в студенческие годы: Лённрот посвятил свою магистерскую работу Вяйнямёйнену, которого древние финны считали божеством.

Работая летом учителем в усадьбе профессора Тёрнгрена, будущий создатель национального эпоса внимательно вслушивался в беседы именитых гостей — в уютном доме собиралась интеллектуальная элита финского общества. Говорили в этом кругу обычно о том, что финнам нужно отделаться от преобладавшей шведской культуры, найти в народных сказаниях корни своей собственной истории. Загоревшись такими идеями, Лённрот стал искать любую возможность, чтобы отвлечься ненадолго от медицинской практики и совершить путешествие в Беломорскую Карелию.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Элиас Лённрот. Источник: wikipedia.org

В первый раз молодому учёному помогли случайные обстоятельства: в 1828 году в Турку, где учился Лённрот, произошёл сильный пожар, в котором пострадали в том числе и здания самого университета. Продолжать обучение временно было невозможно, поэтому Лённрот отлучился из Турку и пошёл в сторону Северной Карелии и Валаама. Уже в первой своей научной экспедиции он встретил карельского рунопевца Юхана Кайнулайнена.

Вернувшись из поездки, исследователь начал обобщать полученный им материал и выпустил в итоге сразу четыре тетради, названные «Кантеле» — в честь струнного инструмента, который традиционно использовали карелы, финны, вепсы и ингерманландцы. Пятая тетрадь так и не появилась, хотя планировалась: дело в том, что Лённрот решил не публиковать отдельные фрагменты историй, а собрать из разрозненных рассказов целостный народный эпос.

Исследование длиною в жизнь

Идея Лённрота понравилась финским властям, его решили даже поддержать, однако в эту историю вмешалась эпидемия холеры, разразившаяся в Хельсинки. Будучи медиком, Лённрот обязан был помогать жителям финской столицы бороться с опасной болезнью.

Возобновить свои научные изыскания учёный смог только после того, как закончил университет и переехал в городишко Каяани, где стал лекарем. Работа способствовала тому, чтобы он и дальше изучал древние предания этих мест — то и дело ему приходилось ездить в соседние деревни, чтобы проверить, например, есть ли у жителей все необходимые прививки. Из этих поездок и больших экспедиций, о которых Лённрот тоже не забывал, начал складываться сюжет будущей «Калевалы». С миру по нитке учёный вытягивал из местных жителей разные истории про мифических богов, великанов и богатырей.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Советская иллюстрация. Источник: u-ssr.ru

В 1833 году лекарь понял — собранного им материала хватит для того, чтобы объединить его в одной поэме. Впрочем, публиковать её он тоже не стал: во время последней своей экспедиции, которая предшествовала выходу книги в свет, Лённрот встретился с «королём карельских рунопевцев» Архиппой Перттунен и набрал едва ли не больше материала, чем было у него в распоряжении раньше. Кстати, тогда исследователь ездил в село Ухта, которое сейчас называется Калевала.

Перед Лённротом стояла сложнейшая задача: из огромного количества отдельных фрагментов ему надо было создать единое цельное произведение. В каком порядке расположить те руны, которые он смог записать? «Второй отец финского языка», как впоследствии прозвали Лённрота, навсегда вписал своё имя в историю, потому что взял ответственность на себя: вплоть до 1849 года он расставлял руны в том порядке, который показался ему правильным. Так в середине 19-го века появилась уже полная поэма «Калевала», которая наряду с «Илиадой» и «Песнью о Нибелунгах» стала примером выдающегося народного эпоса.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

На протяжении 20 лет скитаясь по северным болотистым землям и изучая языки карелов, вепсов и саамов, Элиас Лённрот, проделав путь, равный расстоянию от Хельсинки до Южного полюса, собрал 130 тыс. стихов. Сам он вспоминал, что записанного им материала хватило бы на то, чтобы выпустить семь «Калевал», и все они при этом были бы совершенно разные.

Несмотря на проделанный титанический труд, работу Лённрота заметили далеко не сразу: дело в том, что финский язык знали совсем немногие. В научных кругах «Калевалу» оценили по достоинству уже после того, как филолог Матиас Кастрен перевёл поэму на шведский язык. Только тогда европейцы осознали, что финский народ наконец-то получил свой собственный эпос.

Как устроена Калевала

Сама по себе Калевала — это мифическая страна, в которой проживают все герои карело-финского эпоса. Главный герой поэмы — старый Вяйнямёйнен, который считается первым человеком на Земле. Он играет на своей кантеле и одолевает врагов, чаще всего не мечом или копьём, а с помощью колдовства. Калевале противостоит другая вымышленная страна — Похьёла, хозяйка которой, Старуха Лоухи, тоже прослыла могущественной колдуньей.

О чем сборник калевала. Смотреть фото О чем сборник калевала. Смотреть картинку О чем сборник калевала. Картинка про О чем сборник калевала. Фото О чем сборник калевала

Другие герои «Калевалы» — такие, например, как кузнец Ильмаринен, богатыри Куллерво и Лемминкяйнен или мальчишка-сеятель Сампса Пеллервойнен, — встречаются в некоторых рунах и иногда бесследно исчезают из произведения. Центральное место для героев финского эпоса, так называемый «мировой столп», — это волшебная мельница Сампо. В «Калевале» она обладает особой магической силой: Сампо может дарить радость и изобилие героям поэмы.

Исследователи утверждают, что «Калевала», в отличие от большинства других народных сказаний, не отличается кровожадностью: пока другие боги жестоко карают своих врагов, Вяйнямёйнен успокаивает противников, играя на финских гуслях. Именно так, например, ему удалось усыпить жителей Похьёлы, чтобы увезти заветную мельницу.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *