О чем романс жаворонок краткое содержание
Знаменитый «Жаворонок» М. И. Глинки.
Едва ли найдется в русской музыкальной литературе романс более популярный и «запетый». Всеобщая любовь к нему вызывается, по-видимому, чертами наивной прелести и задушевной простоты его напева.
В романсе заключены два резко разделенные элемента музыки: программно-тематический (песня жаворонка) и субъективно-лирический (переживания героя). Во вступлении, интерлюдии и заключении романса звучат фиоритуры и трели жаворонка. В них пение птицы изображено Глинкой сугубо реалистично. Это не символ, а подлинные, натуральные трели жаворонка, «который в безумном упоении чувства бытия — то мчится вверх стрелою, то падает с неба, то трепеща крыльями, не двигаясь с места, как будто купается и тонет в голубом эфире» (В. Г. Белинский).
В интерлюдии, наступающей вслед за лирической песней героя, звучат конкретные трели жаворонка. Они должны напомнить слушателю, что в романсе главным действующим персонажем все же является жаворонок. Именно песня жаворонка побуждает лирического героя к активному выражению чувств к своей возлюбленной.
Темпоритмическая схема романса должна быть строго соблюдена исполнителем, равно как и точность динамических нюансов. Секрет исполнения романса заключается в непрерывающемся слышании песни жаворонка. Романс теряет свою художественную действенность, лишь только поющий забудет слушать жаворонка, а займется только своими любовными эмоциями. Точное выполнение авторских ремарок и оправдание их действенными задачами создает и параллельный образ этого романса.
Назовем его «воздушной лестницей».
В «Сорочинской ярмарке» Н. В. Гоголя этот образ появляется при описании пения жаворонка в жаркий летний украинский полдень. «Вверху только, в небесной глубине дрожит жаворонок, и серебряные песни летят по воздушным ступеням на влюбленную землю…».
М. И. Глинка
«Прощание с Петербургом»
Вокальный цикл на стихи Н. Кукольника
Жанр: цикл романсов для голоса с фортепиано.
Автор стихов: Нестор Кукольник.
Время создания романсов: 1840 год.
Первое издание цикла: Санкт-Петербург, издание «Одеон», 1840 год.
История создания
Глинка обожал распевать свои романсы, садясь за фортепиано где-то после двух ночи на вечерах в доме Нестора Кукольника, где композитор проводил дни и ночи в компании художника Брюлова и прочей богемной публики.
Нестор Васильевич Кукольник (1809 – 1868), родился в Петербурге, в профессорской семье. Окончил Нежинскую гимназию высших наук, после чего преподавал русский язык и литературу в Виленской гимназии. В 1833 году поступил на службу в канцелярию министерства финансов, где прослужил почти 20 лет. Последние годы жизни жил на юге России; умер 8 декабря 1868 года, в Таганроге. Был необычайно плодовитым литератором, писал романы, трагедии, драмы, лирику, выпускал «Художественную газету» (1836 – 1838), журналы «Дагерротип», «Иллюстрация». При жизни пользовался огромной популярностью и считал себя величайшим поэтом современности, однако из всего его литературного наследия прижилась только песня «Жаворонок».
Прощальный вечер состоялся не 10-го августа, как пишет М. Глинка, а 9-го. Н. Кукольник составил «Церемониал проводов М. Глинки»:
Хор. – Обед. Запрещаются разговоры a parte от супа до разъезда…
Ария с хором. Михайло Иванович пьет кофе и курит трубку. – Хор аккомпанирует.
Каватина: Михайло Иванович поет:
Уверюра. Михайло Иванович, Палагин и Яков разыгрывают большую историю на фортепиане, скрипке и басу…
История создания Романса «Жаворонок».
С «милой Е. К.» Михаил Иванович познакомился в стенах Смольного института, где девушка работала воспитательницей, а маэстро навещал семью своей сестры, которая проживала в казённой квартире при учебном заведении. Частые встречи с Катенькой положительно сказывались на душевном состоянии Глинки. Он начинал чувствовать, что счастлив и силы вновь возвращаются к нему.
Настроение Глинки в тот момент омрачалось лишь предстоящей длительной тяжбой по бракоразводному процессу, а также болезнью, которая внезапно постигла его возлюбленную. После выздоровления Катеньки у Михаила Ивановича зародился замысел вместе с девушкой покинуть Россию и за границей тайно вступить с ней в брак, так как родственники и с той, и с другой стороны были против их отношений.
Важно также отметить, что в то время Глинка сильно дружески сблизился с братьями Кукольниками, которые пользовались большим уважением в петербургских литературных кругах. Квартира, где они проживали, располагавшаяся в Фонарном переулке, была излюбленным местом встречи творческих людей. Частенько туда захаживал и Михаил Иванович. Так, в один из майских вечеров 1840 года композитор в беседе с хозяином дома Нестором Кукольником поведал ему о своей идее: создать ряд романсов. Поскольку Глинка планировал в ближайшее время покинуть родину, то при общем согласии поэта и композитора было решено создать цикл с названием «Прощание с Петербургом».
Стихотворные тексты Нестора Кукольника, на которые композитор создавал вокальные миниатюры, не были связаны единой сюжетной линией, однако Михаил Иванович объединял композиции тем, что отразил в них эмоциональное состояние человека, предстоявшему покинуть родные места, и совершить увлекательное путешествие. Сочинение сборника при творческой поддержке Нестора Кукольника продвигалось довольно быстро и к 9 августа вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в состав которого вошёл романс «Жаворонок», был завершён.
Композитор тем временем ещё не отказывался от своих намерений и готовился к поездке за границу. Братья Кукольники, с большим уважением относившиеся к Глинке, решили перед отъездом композитора устроить для него прощальную вечеринку, на которой Михаил Иванович с большим вдохновением исполнял свои новые вокальные сочинения. На следующий день композитор действительно уехал, но не в солнечную Италию со своей возлюбленной, как он рассчитывал, а по настоянию своей матери в родовое поместье Новоспасское. В Петербург Глинка вернулся уже через месяц и был приятно удивлён тем, что музыкальное издательство «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина напечатало сборник «Прощание с Петербургом» и соответственно вошедший в него романс «Жаворонок». Цикл раскупили настолько быстро, что удвоив тираж его вскоре издали повторно.
Романса трепетные звуки
Романса трепетные звуки
Содержание:
Музыкальный материал:
Характеристика видов деятельности:
Что не выскажешь словами,
Звуком на душу навей.
А. Фет
Романс возник в начале XIX века. В нём отражаются личные интересы человека с его радостями и страданиями, его внутренним миром, полным разнообразных чувств.
Для композиторов романс стал тем жанром, в котором они могли выразить новые образы, картины, настроения. В романсе зазвучали песни птиц и биение человеческого сердца, плеск воды и шелест дубрав.
Но точно так же мы можем сказать, что эти темы пронизывают всё искусство: разве и в живописи не находим мы те же образы? Гремит колокольчик, мчится тройка, разливаются весенние воды, зацветает сирень… Каждый из этих образов по-своему отражён во всём русском искусстве.
Внимание и любовь к окружающему миру – эта идея стала одной из главных в русском музыкальном искусстве.
Послушайте и попробуйте напеть начальные фразы романса М. Глинки «Жаворонок». Сколько в нём проникновенной сердечности, сколько нежной грусти и задушевной теплоты!
Между небом и землёй
Песня раздаётся,
Неисходною струёй
Громче, громче льётся.
Не видать певца полей!
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт,
А кому, не знает…
Та, кому она, поймёт.
От кого – узнает!
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой,
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнёт украдкой…
Вопросы:
Презентация
В комплекте:
1. Презентация, ppsx;
2. Звуки музыки:
Глинка. Жаворонок (3 варианта исполнения: БДХ, Н. Копылова и фортепиано), mp3;
3. Сопровождающая статья, docx.
Дополнительно:
К жанру романса Глинка обращался на протяжении всей своей жизни. Этот жанр стал своеобразным лирическим дневником, в который композитор записывал не только свои многообразные чувства, но и очень широкий круг жизненных явлений. В его романсах мы находим и сцены из жизни, тонкие музыкальные пейзажи, портреты окружавших его людей, картины далёких времён и стран.
В своих романсах Глинка использовал тексты двадцати поэтов. Хотя всё романсовое творчество композитора отличается единством стиля, Глинка сумел отразить в музыке особенности поэтического языка разных авторов. Среди них надо отметить великих русских поэтов Пушкина, Дельвига, Жуковского, Баратынского и других.
Романс «Жаворонок» на стихи Кукольника является одним из немногих образцов «русской песни» в зрелых романсах Глинки. Эта простая и бесхитростная песня народного характера стала воплощением образа любимой русской природы. Кстати, этот романс был столь популярен во времена Глинки, что стал предметом для всевозможных переложений и часто звучал в быту русских людей.
Описание картины Исаака Ильича Левитана «Цветущие яблони»
Картина написана в 1895 году.
Весной вся природа только просыпается от зимнего оцепенения.
Как красивы цветущие деревья. Ярко-синее небо и цветы яблонь на его фоне. Что может быть прекраснее? Кажется, что небо покрыто белоснежным кружевом тончайшей работы. Природа – чудесная мастерица, создающая великолепные творения, неподвластные рукам человека.
Мы видим вполне обычный яблоневый сад. Он переполнен белой кипенью невероятно нежных цветов. На переднем плане – скамейка, на которой можно посидеть, чтобы в полной мере насладиться особой тишиной, послушать таинственные звуки и полюбоваться весенней природой. Вся картина изнутри напоена особым светом, благодаря которому у зрителей остаётся невероятно тёплое впечатление.
Левитан умел увидеть это очарование. Художник был настоящим мастером. Он мог подобрать такие краски, чтобы наиболее полно передать в каждом пейзаже самое главное.
Как почти у всякого музыканта, у Глинки есть вокальная музыка, посвященная родной природе. Вам знаком его романс «Жаворонок». У Глинки был талант сочинять музыку, которую трудно отличить от народной. Сначала даже может показаться, что мы слышим музыку, которую сочинил народ, — так похожи мелодии, созданные Глинкой, на подлинно народные. Вот и мелодия этого романса очень простая, легко запоминающаяся, словно народный напев.
(Прослушивание романса М.И. Глинки «Жаворонок».)
— В каком музыкальном ладу начинается романс? (В миноре.)
— Меняется ли музыкальный лад в середине романса? (Да, минор сменяется мажором.)
— Что передает музыкальное сопровождение романса? (Чириканье маленькой птички, которая то пролетает совсем низко над землей, то вновь поднимается ввысь.)
— Какое настроение остается после прослушивания романса? (Радостное от прихода весны, но в то же время немного грустное?)
— Какими словами А.С. Пушкина можно передать это сочетание необычного весеннего настроения — радости и легкой грусти? («Печаль моя светла».)
Видите, таланту композитора М.И. Глинки были подвластны разные человеческие чувства — тоска по родине, радость от встречи с весной. И эти лирические переживания перекликаются с музыкальными пейзажами.
— Какие произведения М.И. Глинки вы сейчас прослушали?
— Какое произведение было вокальным, а какое — инструментальным?
— Для какого инструмента создан ноктюрн «Разлука»?
— Как переводится слово «ноктюрн»?
V. Разучивание песни
Сегодняшний урок посвящен музыке весны. Поэтому и новая песня, которую вы начнете разучивать, также будет рассказывать о весне. Она называется «Здравствуй, детство!», музыку к ней написал композитор Игорь Космачев. И звучит она в веселом мультфильме «Чучело-мяучело». Запишите в тетрадях название песни и фамилию композитора.
— Сколько частей было в песне? (Две — запев и припев.)
— Какая музыкальная форма у этой песни? (Двухчастная.) (Педагог знакомит учащихся с 1-м куплетом песни «Здравствуй, детство!», композитор — И. Космачев, слова М. Яснова.)
Утро начинается, начинается,
Город улыбается, улыбается.
Открываются окошки, разбегаются дорожки,
Громко хлопая в ладошки, запели звонко дети. (Проводится повторение текста всем классом, по рядам и индивидуально, педагог показывает мелодию запева, школьники ее разучивают и исполняют.)
— Какую особенность в мелодии вы заметили? (Сначала мелодия плавная, медленная, начинается растянутыми, длинными звуками, а потом появляются быстрые звуки, убыстряющийся темп, большие скачки в мелодии; создается впечатление, будто город в действительности сначала медленно просыпается, а потом вдруг оживает.)
А еще запев начинается в миноре, к концу переходит в мажорный лад. Поэтому припев начинается почти со скороговорки, весело и радостно.
Раз, два, утро! Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Здравствуй, утро! (Исполнение припева отдельно и вместе с запевом.)
— О чем поется в 1-м куплете песни «Здравствуй, детство!»? (О наступлении утра, о радости детей, о том, как просыпается город.)
— Меняются ли штрихи при исполнении запева и припева?
— А какой штрих нужен для исполнения припева? (Легато или стаккато.)
Во 2-м куплете будет говориться о восходе солнца. И в связи с этим немного изменятся слова припева. (Разучивается 2-й куплет и припев.)
Город улыбается, улыбается,
Солнце поднимается, поднимается.
Мы на Солнечных качелях
Прямо в небо полетели —
Вперед, навстречу солнцу!
Раз, два,солнце!Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Здравствуй, солнце! (Проводится отдельное исполнение 2-го куплета, а потом соединение с запевом и припевом 1-го куплета.) Построчная гармонизация 1-го куплета.
1. Утро начинается, начинается,
Город улыбается, улыбается.
Громко хлопая в ладошки,
Запели звонко дети.
Раз, два, утро! Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2485 ; Мы поможем в написании вашей работы!