О чем разговаривать с ребенком 7 месяцев
Особенности развития речи ребенка в 7 месяцев
7 месяц открывает новый триместр жизни ребенка ребенка (7-9-й месяцы). Все, что кроха освоил за 6 предыдущих месяцев, становится основой его дальнейшего прогресса.
Особенности развития в 7 месяцев
Во втором полугодии малыш семимильными шагами осваивает окружающий мир на качественно новом уровне, исходя из более высоких психофизических возможностей по всем ведущим линиям развития (сенсорное, социальное, речевое, моторное и др.).
Ползание способствует укреплению вестибулярного аппарата, умению ориентироваться в пространстве, активизирует обмен веществ, рост и развитие малыша. К концу 7 месяца ребенок начинает ползать подолгу и в разных направлениях.
Овладение малыша этим навыком выводит маму и ребенка на новый уровень общения, в котором взрослый начинает выступать в роли партнера, но для этого мама должна создать определенные условия.
Во-первых, как только малыш перешел от подползания на ручках (в 6 месяцев) к ползанию, мама выбирает самое удобное место в комнате, стелет на пол ковер или большое одеяло. Здесь ребенок будет овладевать новым навыком. Хорошо, если это пространство как-то огорожено: стеной, креслами и пр. И, конечно, оно должно быть безопасным: никаких острых углов, падающих сверху предметов, открытых розеток, зазоров, щелей, в которые малыш может засунуть пальчик.
Во-вторых, имеет значение расположение взрос¬лого в этом новом пространстве. Для общения с малышом маме рекомендуется сесть на колени. Важно быть в позиции не «над», а «рядом» с ребенком, потому что стоя над малышом, взрослый так далек от него в прямом смысле слова, что кроха не может ни видеть, ни слышать, ни откликаться на слова, ни подражать взрослому мимически и вокально. В этом случае ребенок находится в так называемом «социальном вакууме». Поэтому важно, чтобы взрослый опустился на пол, а его лицо находилось на уровне лица крохи.
На 7 месяце у малыша возникает социальная потребность во взрослом, который «по-деловому» общается с ним, играет, открывая крохе все новые и новые свойства окружающих предметов и игрушек. Малыш начинает испытывать привязанность к тому, кто находится рядом с ним. Можно сказать, это ключевой момент в дальнейшем их общении, в том числе и речевом. Малыш как бы вглядывается в близкого взрослого, который становится более понятен ему в эмоциях, мимике, жестах, словах, движениях, поступках и которому ребенок начинает подражать.
Овладевая ползанием, малыш действует самостоятельно: он избирает цель передвижения, устанавливает темп перемещения и меняет направление, осуществляя свои желания: например, достать игрушку, увидеть источник звука, приблизиться к маме, посмотреть, что лежит в коробке или куда закатился мячик.
Ручки ребенка становятся более умелыми, он переходит от 1-2 действий к манипулятивной игре, состоящей из цепи простых, но взаимосвязанных движений ознакомительного характера. Предметная деятельность начинает играть стратегически важную роль в общем развитии ребенка и формировании речевых навыков.
Как разговаривать с ребенком в 7 месяцев
В процессе предметных игр со взрослым малыш слышит названия игрушек (и других предметов) и действий с ними. Он начинает понимать фразы, подкрепленные конкретным жестом, и запоминать наименования предметов: «На! Возьми!», «Ползи ко мне!», «Держи шарик!» Те-перь на вопрос: «Где?» ребенок легко находит взглядом названную взрослым игрушку.
Пребывая в хорошем настроении, малыш лепечет, прислушиваясь к издаваемым звукам. Так он закрепляет свои новообретенные речевые навыки. Вместе с тем кроха «творит», «изобретает» звуки. Теперь вы слышите в лепете сочетания двух звуков типа «эу-у», «ау-у» и трех звуков типа «ауэ», «эаы» и др. Малыш «играет» гласными фонемами и, как бы экспериментируя, исполняет свой неповторимый вокал.
Так ребенок поэтапно готовится к овладению способностью говорить.
Далее малыш начинает пробовать произносить гласные в сочетании с согласными звуками. Вначале слышатся: «а-ам», «у-у-ва», а затем «меме», «бабе», «баба», «няня» и т.д. Так возникает который становится «звездным» достижением 7 месяца жизни. Следует заметить, что смыслового содержания в детском лепете нет, но он становится интонационно более выразительным. На 7 месяце появляется интонация просьбы, которую на 8 месяце малыш уже умеет достаточно четко выражать.
Ставя задачу развития понимания речи, взрос-лый расширяет познания ребенка об окружающем мире, организуя наблюдения на прогулке. В условиях города мама обращает внимание малыша на стайку воробушков, купающихся в весенней луже, или кошку, греющуюся в лучах яркого солнца. Летом, на даче, если есть возможность, ребенку следует показать петушка, курочку, цыплят, козочку, овечку. Знакомство обязательно сопровождается подражанием звукам, издаваемым животными («Хрю-хрю», «Му-у-у»). Летний период жизни ребенка на даче обогащает его впечатлениями, которые затем войдут в сюрпризные показы и игровые фольклорные сюжеты.
7 месяц ставит новые задачи, осуществление которых нужно для общего развития малыша, и оно во многом определяет формирование речевых навыков. Необходимо:
Для развития возможностей малыша в понимании взрослой речи и активизации собственной рекомендуется:
Ребенку по-прежнему, наряду с «разговорами», необходим «режим тишины», когда кроха «творит» звуки, вслушиваясь в то, что сам произносит. В общение следует чаще вводить вопрос «где?», ответом на него может служить указательный жест.
На этом этапе развития речи с малышом проводят два вида занятий: чисто речевое, когда отрабатывается артикуляция и игровое, где разучиваются какие-либо действия с игрушками, сопровождаемые речью взрослого.
Во время занятий по-прежнему рекомендуется вступать с малышом в перекличку на основе имеющихся у крохи речевых реакций. Взрослый помогает ребенку понять поощрительные, отрицательные или нейтральные интонации обращенной к нему речи.
Малыш откликается на свое имя, но теперь он усваивает и производные от него в ласкательно-уменьшительном значении. Этому способствуют песенки, поговорки, пестушки, в которых имя ребенка произносится в разных речевых вариациях (например, Слава, Славик, Славочка, Славулька, Славчик, Славуля, Славенька и др.).
Родители сами могут сочинить песенку, выражающую любовь и ласку, в которой будет звучать имя малыша.
Примеры игр-занятий в 7 месяцев
Данилка
Называя ребенка по имени, взрослый смотрит ему в глаза, улыбается, ласково прикасается к ручкам, гладит по головке.
Проводя игры-занятия с малышом, который еще не сидит, взрослый учитывает эту особенность. Чисто речевые занятия, где мама вступает с малышом в перекличку, побуждает к повторению знакомого слога («ма», «му», «ли», «гу» и др.), показывает артикуляцию звуков, следует проводить, расположив малюткулежа на спинке, лицом к взрослому. Ребенок должен хорошо видеть лицо говорящего. Малыша можно устроить на пеленальном столе, на ковре или на маминых коленях полусидя, с опорой на руку взрослого.
После речевых упражнений мама показывает ребенку игрушки, играет его ручками и ножками (пестует), поет песенку или читает потешку, небыличку.
Примерное речевое занятие «Мак для Маши»
Активизировать лепет и ввести в речевую практику малыша звукосочетание «ма».
Кукла среднего размера (25-30 см).
Мама располагает ребенка на пеленальном столе. Ласково называет по имени.
Затем приглашает малыша на перекличку, показывая артикуляцию звукосочетания «ма», делает паузу на 10-15 с и повторяет: «Ма-ма-ма!». Если малыш откликнулся, взрослый продолжает «диалог», позволяя малышу продемонстрировать свои вокальные возможности в полной мере. Как только кроха замолкает, взрослый вновь побуждает его к речевому вза-имодействию, повторяя слог «ма-ма-ма».
Потом мама показывает малышу куклу, называет ее по имени: «Ма-а-ша», «Ма-а-ша, маленькая!» Затем спрашивает: «Где Ма-а-ша?» И отвечает: «Вот Ма-а-ша!»
Читает стишок (потешку), где нужный слог неоднократно по-вторяется и находится под ударением:
Для Ма-шеньки,
Для ма-ленькой
Расцвел ма-а-к
Ярко-аленький.
Мама поворачивает ребенка на животик и располагает на ковре, ставя перед ним куклу, тем самым побуждая малыша к ползанию. В процессе игры с ребенком она повторяет стишок про Машеньку, может пропеть его или произнести речитативом. Затем можно показать сценку с куклой: например, как она ходит или танцует.
Примерная ситуация речевого общения «Прятки-перепрятки»
Расширять социальное общение ребенка. Воспитывать любовь к близким. Развивать понимание речи взрослого, в частности, слов «мама», «папа», «бабушка» и других в сочетании с вопросом «где?». Закрепить и расширить понимание этого вопроса.
Две знакомые малышу игрушки, например, Зайка и петушок Кука.
Взрослый прячет игрушку, которую ребенок привык отыски-вать взглядом на постоянном месте, например, петушка Куку.
Затем мама расширяет смысл вопроса «где?», предлагая малышу посмотреть, где бабушка. Она берет ребенка на руки, начинаются поиски бабушки: «Баба, где ты?» (Бабушка спряталась за дверь, занавеску, кресло и т.п.).
Мама эмоционально обыгрывает поиск и момент обнаружения бабушки. Эта сценка сопровождается смехом и радостным общением. Бабушка ласкает малыша, напевает какую-нибудь веселую потешку:
Ай, качи-качи-кочи!
Напечем калачи,
Калачи горячи!
Вылезайте из печи!
(Русская потешка)
В этот момент мама незаметно прячется. Сю-жет повторяется с участием второго взрослого члена семьи: «Где мама? Мама, ты где?» Поиск сопровождается яркими игровыми моментами и позитивными эмоциями:
Если малыш не устал, бабушка прячется снова. Опять звучит вопрос: «Баба, ты где? Где бабушка?» Игра повторяется. Особенность ее в «сюрпризности», неожиданности, когда вопрос «где?» сочетается с понятным ребенку результатом-ответом: «Вот где! Нашел!»
Примерная пальчиковая игра на развитие понимания речи «Наши ручки»
Разучить с ребенком движения ручками, вы¬полняемые под песенку (или речь) взрослого.
Мама играет ручками ребенка: легкими дви¬жениями разворачивая и помахивая то одной, то другой ладошкой. Напевает:
Примерное занятие на понимание названий предметов «Что это?»
Создать ситуации, способные заинтересовать ребенка и побудить его к лепету и вокализациям. Помочь запомнить названия знакомых игрушек (петушок, зайчик, колокольчик, барабанчик). Развивать ползание.
Игрушки (2-3 шт.) Салфетки.
Мама раскладывает на ковре игрушки на некотором отдалении от малыша и закрывает их салфетками.
Достижения ребенка в 7 месяцев
Если ребенку уделялось достаточное внимание, учитывались возрастные особенности предречевого развития, то к концу 7 месяца он порадует вас своими успехами:
О чем разговаривать с ребенком 7 месяцев
Седьмой месяц жизни младенца – это активные действия: доползти, дотянуться и достать, оттолкнуться без посторонней помощи. Новая информация впитывается, как вода в губку, поэтому родителям следует знать, как развивать ребёнка в 7 месяцев правильно, на что обращать внимание и на чём делать особый акцент.
Не забывайте, каждый малыш в этом возрасте уже имеет свои маленькие предпочтения, поэтому старайтесь подбирать те упражнения, которые нравятся ему больше.
Физическое развитие ребёнка в 7 месяцев
На протяжении четырёх недель младенец не только учится новому, но и совершенствует все полученные ранее навыки. При выборе занятий с ребёнком 7 месяцев ищите новые, но не отказывайтесь от прежних развивающих игр, усложняйте их.
Семимесячный малыш уже довольно быстро ползает, куда ему вздумается, умеет подыматься на невысокую горку и по ступенькам. Он уже с лёгкостью сам меняет положение своего тела, например, садится и ложится на живот. Малыш делает успешные попытки вставать на ноги, держась за опору, и стоит до двух минут подряд, делая приставные шаги вбок.
Прятки
Простая игра с использованием интересной ребёнку игрушки. Сначала её нужно спрятать так, чтобы малыш увидел куда и делал попытки добраться до неё, достать. В следующий раз игрушку следует спрятать так, чтобы ребёнок не видел, но оставить видимой узнаваемую часть спрятанной вещи. Игра постепенно усложняется, мотивируя малыша больше двигаться и развивая мозговую деятельность.
Ползание
Для улучшения этого умения по комнате раскладываются игрушки со звуком, которые можно прикрыть салфеткой или платком. Не показывая игрушку, начните ею звучать, заинтересовывая малыша и подначивая его подползти к источнику звука. Когда он доберётся до игрушки, покажите, как снять салфетку, захватив её своей рукой и стянув, после чего дайте младенцу поиграть найденной игрушкой.
Повторяя эти же действия с другими предметами, вы мотивируете малыша больше ползать, а он будет знать, что в конце пути его ждёт что-то интересное.
Сидение
Ребёнку в 7-8 месяцев именно активное ползание помогает самостоятельно сесть, а после и встать. Поэтому задача родителей стимулировать развитие именно навыка ползания. И мальчик, и девочка в этом возрасте формируются одинаково.
Не заставляйте ребёнка сидеть, если он ещё не садится сам – даже если подставить опору, мышцы спины ещё очень слабы. Торопливость приведёт к тому, что малыш начнёт сутулиться, находясь в неестественном пока ещё положении. Малыш сядет сам, когда будет готов, и мышцы брюшного пресса достаточно окрепнут.
Помимо ползания, для сидения есть и другие упражнения, например, присаживание. Ребёнок при этом лежит на спине, оба колена фиксируются рукой, в то время как другой рукой придерживается ручка малыша, которую нужно отвести в сторону и осторожно подтягивать. Сначала за одну ручку, затем за вторую. При этом ребёнок должен тянуться сам. Если с его стороны нет никаких попыток подтягиваться за вашей рукой, не принуждайте, значит, для него ещё рано.
Равновесие
Дети очень любят это упражнение. Малыша нужно усадить на колени к себе лицом, сделав подстраховку по бокам. Начинайте раскачиваться со стороны в сторону, следя за тем, как малыш учится держать равновесие. Чтобы было веселее, можно начитывать стишки.
Попытки встать
Побуждать попытки самостоятельно становиться на ноги – это тоже задача родителей. Взяв обыкновенный детский стульчик, наклоните его таким образом, чтобы ребёнок, ползающий на четвереньках, мог ухватиться за спинку. После подтяните стульчик немного на себя, следя за тем, как малыш стоит сначала только на коленках, а затем подымается на стопы. При первых таких упражнениях иногда стопы крохи нужно придерживать рукой, чтобы он не отрывал их от пола. Поддерживайте интерес к стоянию игрушками, но не заставляйте стоять слишком долго, мышцы к этому ещё не готовы.
Эмоциональное развитие ребёнка в 7 месяцев
К восьмимесячному возрасту у младенца уже будет иметься эмоциональная привязанность к маме или другому взрослому, с которым он проводит большую часть своего времени. Такая привязанность означает, что у малыша теперь есть человек, который для него особенный и значит больше других, что абсолютно нормально. Нарушать эту привязанность крайне нежелательно, чтобы не навредить психологическому спокойствию младенца.
Чем характерно эмоциональное развитие в этом возрасте:
Предлагая развивающие игры для детей 7 месяцев, не забывайте показывать собственные эмоции на разные действия и хвалите малыша, подчёркивая, за что именно он получает похвалу. Когда человек, к которому младенец наиболее привязан, хвалит его, это для малыша огромное удовольствие. Поэтому кроха будет стараться повторять те действия, за которые его похвалили, и заинтересованность в диалоге возрастает.
Одевание
Начинайте привлекать младенца к процессу одевания, вызывая положительные эмоции. В процессе всегда улыбайтесь, разговаривайте в положительных интонациях, читайте стишки. После того как ребёнок одет, похвалите его, можно не только словесно, но и объятием, поцелуем.
Не забывайте, кроха чутко реагирует на настроение взрослых и подражает им. Если в момент одевания вы раздражены, с очень большой вероятностью малыш будет капризничать и плакать.
Потягушечки
Один из видов детской гимнастики – игра «потягушки». Делать лучше всего после сна, с чтением короткого стишка или просто озвучиваний действий на радостных, позитивных интонациях. Действия самые простые: малыш лежит на спине, а вы поочерёдно разводите его руки в стороны, подымаете их вверх вдоль головы крохи, двигаете ножками ребёнка.
Развитие интеллекта
К этому возрасту малыш уже понимает значение многих слов, знает своё имя и реагирует на него, умеет выражать эмоции мимикой и жестами. В развитии ребёнка в 7-8 месяцев также выделяются понимание эмоционального состояния других людей, поддержание общения, повторение движений за взрослыми. Младенец также уже умеет выполнять простые просьбы, например, дай, пей, возьми. Речь пока на стадии лепета и проговаривания отдельных звуков, но развивать речь в этот период всё-таки очень важно разговорами, чтением книг, описанием предметов вокруг.
Выбирая, какие игрушки нужны в 7 месяцев ребёнку, заранее продумывайте, как будете их применять, какую пользу они несут для развития малыша. Не забывайте, это не просто яркие красивые вещи для забавы, это инструменты для обучения и познания окружающего мира.
Поиск игрушки
В 7 месяцев для занятий с малышом можно использовать не только развивающие игрушки, но и самые обыкновенные предметы. Например, выбрать 3-4 ярких интересных вещи, которые ребёнок отлично знает, разложить перед ним и попросить найти среди них определённый предмет, например, мячик или кубик. За правильный ответ обязательна похвала.
Третий предмет
Ещё одна развивающая игра на развитие мышления. Ребёнку в обе руки нужно дать небольшие игрушки, после чего предложить третью. Малыш будет вынужден выбирать, какую игрушку ему оставить в руке, а какую обменять.
Мелкие детали
Для развития моторики и мышления седьмого месяца можно взять вовсе простую игру. Для неё понадобится небольшое ведёрко и 8-10 шариков или грецких орехов. Шарики или орехи раскладываются вокруг малыша, после чего нужно попросить его собрать их в ведёрко, показав, как это сделать.
Творческие способности и рисование
Для разнообразия в тренировке моторики и развития творческого потенциала подойдёт лепка из пластилина (необязательно сразу делать фигурки, достаточно просто месить массу) и рисование пальчиковыми красками. Выбирайте безопасные материалы для младенца и не оставляйте его за этими занятиями наедине, чтобы проследить, что ребёнок не возьмёт пластилин или краски в рот.
Кукольные или пальчиковые представления
Специальные пальчиковые игрушки можно купить в магазине или сшить самостоятельно. Надеваются они на пальцы взрослого, который показывает малышу целое анимированное представление, рассказывая интересную историю и сопровождая её действиями.
Такие представления учат внимательности, показывают готовые модели поведения, эмоциональные реакции на них, поэтому заранее продумывайте, что и как вы будете показывать.
Во что поиграть с малышом
Очень важны в 7 месяцев развивающие игры на предметную деятельность. Они учат младенца контролировать свои движения, осмысливать их, понимать, к чему они приводят. Чтобы играть в такую игру, можно взять два предмета, рассказать о каждом что это, какое, для чего. После попросите малыша дать вам один из этих предметов. Показывайте, как можно использовать разные предметы, что могут делать игрушки, какой будет результат, если сделать так и вот так.
Для развития предметной деятельности у ребёнка 7-8 месяцев очень хороши такие игрушки, как матрёшки, пирамидка с колечками, кубики, сортер. Развивая малыша, учите его, как можно использовать предметы совместно. Например, игрушки можно складывать в коробку, а куклы отлично катаются на машинках, зайчик прыгает, мишка танцует и так далее, на что хватит вашей собственной фантазии.
Одна и та же игра не должна длиться дольше 5 минут. Поиграв с малышом, смените деятельность, например, потренируйте его вставать или ползать.
Часики
Подойдут даже самые простые настенные часы. Возьмите кроху на руки и поднесите его к ним, рассказывая, что это такое, что делает, для чего нужно. Лучше всего подобрать интересный короткий стишок о часиках, зарифмованные строки детям нравятся больше и запоминаются лучше.
Прилетели гули
Для лучшего контакта с младенцем и развития осязания эта простая игра подходит как нельзя лучше. Младенца сажают себе на колени, взяв его ручки своими руками, и читают стишок, каждую строчку сопровождая соответствующими действиями, например:
Ой люли-люли, прилетели гули,
Прилетели-прилетели, на головку сели,
Ты не бойся их малыш,
Развивающие игрушки для ребёнка 7 месяцев
Большая ошибка родителей окружать ребёнка изобилием разнообразных игрушек. Это рассеивает внимание крохи в 7 месяцев и в конечном счёте он теряет к ним интерес. Поэтому, даже если игрушек много, они все не должны быть в свободном доступе и в постоянной зоне видимости малыша. Достаточно двух-трёх самых им любимых.
Сортеры
Разнообразие сортеров (от слова «сортировать») позволяет подобрать для своего малыша вариант, который подойдёт именно ему. Это может быть обычная коробочка с отверстиями разной формы для разных фигур или даже музыкальная машинка с множеством функций.
Пирамидки
Яркая разборная пирамидка из пластмассы, дерева или даже в виде мягкой игрушки не только привлекает детей, но и учит их складывать предметы в определённой последовательности. Это отличная тренировка осмысленности действий, и с её помощью можно учить названия цветов (оттенков).
В семимесячном возрасте дети ещё не могут крутить юлу сами, но эта игрушка их весьма завораживает. Сначала ребёнок наблюдает за юлой, затем пытается остановить, стараясь сделать так, чтобы волчок не упал. Ещё через некоторое время малыш учится нажимать на стержень игрушки, вызывая небольшие её вращения. Польза от волчка в том, что ребёнок учится концентрировать внимание, координировать движение рук и усилие нажима, наблюдая за последствиями своих действий.
Неваляшка
В этом возрасте очень хороши неваляшки, которые при движении издают звуки или проигрывают мелодии. Эта игрушка ненавязчиво развивает органы зрения и слуха, цветовое восприятие, воображение, личностную сферу и координацию движений.
Для младенца неваляшка должна быть крупной, поскольку мелкие предметы вызывают меньше интереса.
Книжки
Страницы книжки для малыша в 7 месяцев должны быть плотными и максимально иллюстрированными. Это период становления речевого аппарата, поэтому, помимо картинок, обязательно должен быть текст, который младенцу читает взрослый. Подключайте собственную фантазию, читая сказку, чтобы повлиять на развитие младенца и его восприятие окружающего мира.
Питание
Для правильного развития 7-месячного ребёнка важно соблюдать график кормления и позаботиться о полноценном питании. Как правило, в 7 месяцев младенец есть каждые 4-4,5 часа, при этом первое утреннее и последнее вечернее кормление должно быть грудным или смесью (если младенец на искусственном вскармливании). В рацион уже можно постепенно вводить новые продукты, в частности, овощи, фрукты и каши.
В этот период разрешено мясо из специальных детских консервов или свежее отварное. Но следите за тем, чтобы виды мяса не смешивались и в одно кормление больше ничего добавлять не нужно. Отварное мясо измельчается в блендере, а чтобы оно не было сухим, добавляется немного бульона или овощного пюре.
При прикорме яйцами давайте только желток – белок часто вызывает аллергию. Не рекомендуется давать его в чистом виде, лучше подмешивать в другую еду.
За один день вводите только один новый продукт. Это поможет малышу легче его переварить и принять, а также будет проще выявить причину аллергии или другой негативной реакции, если такая появится.