О чем разговаривали воротынский и шуйский в начале произведения
«Борис Годунов» А.С. Пушкин Кратко
Александр Сергеевич Пушкин
Трагедия «Борис Годунов» Краткое содержание
Трагедия «Борис Годунов» – реалистическая драма Александра Сергеевича Пушкина, созданная в 1825 году во время ссылки в Михайловское.
Краткий пересказ сюжета трагедии А. С. Пушкина «Борис Годунов»
Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.
Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.
Список действующих лиц трагедии«Борис Годунов» и их краткая характеристика
Главные персонажи:
Второстепенные герои:
Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям
Часть 1
Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.
Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.
Часть 2
Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.
Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.
Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!
В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.
Часть 3
Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.
Часть 4
Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.
Часть 5
Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.
Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.
Кратко история создания произведения «Борис Годунов»
Во время ссылки в селе Михайловском Пушкин работал над «Евгением Онегиным» и попутно создал драму «Борис Годунов», посвящённую драматичному правлению царя. Написана драма в 1825 году, напечатана лишь в 1830 году. На сцене появилась лишь начиная с 1870 года (с неизбежными цензурными исправлениями).
В 1825 году Пушкин прочёл многотомное произведение Н.М. Карамзина «История Государства Российского» (творение, увы, грешило многочисленными выпадами против Ивана Грозного, а также излишней любовью к Европе). После этого поэт решил создать историческую драму, в эпиграфе коей появилось посвящение Карамзину.
Краткое содержание «Бориса Годунова» Пушкина
В этой статье будет представлено краткое содержание «Бориса Годунова». Пьеса эта была написана Пушкиным в 1825 году. Начинается она следующим образом. Князья Воротынский и Шуйский встречаются в Кремлевских палатах. Разговор они ведут о Борисе Годунове. Тот уже месяц как затворился с сестрой в монастыре, и никто не может склонить его к согласию на принятие короны.
Разговор двух князей
Народ собирается, призывая к престолу Бориса
Краткое содержание «Бориса Годунова» продолжим событиями в Москве, на Красной площади, где собрался народ. Слышатся разговоры о том, что на царский престол вновь отказался взойти Борис. Щелкалов, верховный дьяк, сообщает с Красного крыльца народу о том, что в последний раз завтра будет отслужен молебен, и будет сделана последняя попытка пригласить на царствование Бориса Годунова. Людям предложено разойтись по домам и молиться.
Царь соглашается править
Опишем следующий эпизод. Произведение «Борис Годунов», краткое содержание которого вы читаете, переносит нас на Девичье поле. Здесь, перед Новодевичьим монастырем, собрался народ. Человек из толпы рассказал о том, что к сестре Годунова вошли в келью Борис, а также патриарх вместе с толпой бояр. Народ поднял плач и вой. Наконец послышался крик: «Царь согласен!»
Борис Годунов в Кремлевских палатах говорит о том, что принял власть со смиреньем и страхом, просит у бояр и господа помощи в управлении страной. Он призывает поклониться всех гробам прошлых правителей России, после чего созывать на пир народ.
Разговор Пимена с Григорием
Отец Пимен, монах, в Чудовом монастыре ночью пишет последнее свое сказание, которое завершает летопись. Не будем подробно останавливаться на ней, описывая краткое содержание «Бориса Годунова». Отрывок этот при желании можете перечитать в оригинале. Для нас гораздо важнее следующее.
Сон Григория
Сон таков: Григорию снилось, что на башню его ведет крутая лестница. Виделась Москва с высоты, словно муравейник. Народ кипел внизу на площади, со смехом указывал на юношу. Тому становилось страшно и стыдно. Он пробуждался, падая стремглав. Лишь несколькими словами мы описали этот сон, составляя краткое содержание «Бориса Годунова» А. С. Пушкина.
Пимен говорит о том, что это младая кровь играет в Григории, советует себя смирять постом и молитвой. Тот отвечает, что у старца много воспоминаний, поскольку молодость его была насыщенной, а вот Григорию приходится с юных лет скитаться по кельям и монастырям. Старец говорит, что ему не о чем печалиться, и дает совет не горевать из-за раннего ухода из мира. Пимен вспоминает, что он многим насладился в молодости, но изведал истинное блаженство, лишь когда пришел в монастырь. Старец вспоминает о различных царях, которые меняли на монашеский клобук царский венец тогда, когда он становился тяжел им. Пимен сокрушается о том, что, назвав цареубийцу владыкой, люди прогневили бога.
Пимен вспоминает о смерти Дмитрия
Интересуется Григорий, каких лет был убитый царевич. Старец отвечает, что сейчас он был бы с Григорием одних лет.
Григорий Отрепьев бежит из монастыря
Игумен монастыря докладывает в палатах патриарху о том, что Отрепьев Григорий три дня как сбежал. Тот произносит вслух его слова о том, что Григорий будет в Москве царем, приказывает его поймать и сослать на вечное покаяние в Соловецкий монастырь.
Борис рассказывает о своем правлении
Отрепьева разыскивают
До Москвы доходят слухи о том, что Дмитрий жив
Люди славят Дмитрия
В доме Вишневецкого, в Кракове, самозванец беседует с представителями знати, умело находя к каждому собеседнику подход. Поэт в конце беседы преподносит стихи Отрепьеву, он получает также перстень в подарок. Все готовы отправиться в поход. В честь Дмитрия звучат здравицы.
Мнишек и Вишневецкий говорят в замке о том, что самозванец занят лишь дочерью воеводы, Мариной. Мнишек говорит, что советовал девушке не упускать Дмитрия, и он попался в ее сети.
Свидание Григория и Марины
Боярская дума
Последние события обсуждаются в Боярской думе. Возмущаются бояре, что расстрига дерзает писать государю угрозы. Басманов клянется, что скоро преступник будет наказан.
Дальнейшие события отражает написанное нами краткое содержание. Бориса Годунова посещает мысль о том, что необходимо создать войско и усмирить в народе смутные мысли. Патриарх предлагает святые мощи убитого младенца перевезти в Кремль из Углича, чтобы народ увидел истину. Но Шуйский против. Он предлагает выйти к народу самому. Бояре хвалят Шуйского.
Победа и поражение Лжедмитрия
Дмитрий одерживает первую победу возле Новгород-Северского. В церквях Москвы ему объявляют анафему, а в Севске он допрашивает пленного о настроениях в столице. Сражение назначено на завтра.
Лжедмитрий на следующий день терпит поражение. Однако он вскоре опять собирает войско и угрожает царю. Вновь находится под угрозой Борис Годунов. Краткое содержание произведения Пушкина познакомит вас далее с тем, что произошло в конце концов с Борисом.
Борис Годунов умирает
Царь в Москве хочет назначить воеводой Басманова, несмотря на его низкое происхождение. Вдруг чувствует себя плохо Борис Годунов. Пушкин, краткое содержание произведения которого вы читаете, рассказывает о следующих событиях. Царь просит оставить сына с ним. Он прощается, благословляет его на царствование и говорит, что ответит Богу за все грехи. Берет клятву с Басманова и бояр в том, что они будут служить Федору, царь Борис Годунов.
Краткое содержание произведения описывает далее разговор Басманова с Гаврилой Пушкиным, который предлагает ему первый сан от имени Димитрия. Однако Басманов от такого предложения отказывается. Тогда Пушкин (не автор!) говорит, что народ на их стороне.
Так заканчивается произведение «Борис Годунов» (Пушкин). Краткое содержание знакомит читателя лишь с основными событиями этой пьесы. Конечно, Александра Сергеевича пересказывать очень сложно, поскольку практически каждое его произведение распадается на цитаты. Значим каждый эпизод. Это относится и к такой пьесе, как «Борис Годунов». Очень краткое содержание ее мы постарались представить, но рекомендуем читателю все-таки ознакомиться с оригиналом.
«Борис Годунов»: краткое содержание и анализ произведения
Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля
Культовое произведение русской драматургии — «Борис Годунов». Краткое содержание пьесы не только поведает об исторических событиях на изломе XVI–XVII веков, но и даст понимание многих проблем общества через призму истории. Добавляет интереса тот факт, кто написал «Борис Годунов». Пушкин создал ее по традициям Шекспира, и получилась трагедия с небанальным сюжетом, разобрать который поможет краткий пересказ. «Борис Годунов» — пьеса, которая не устареет никогда. Почему? Ответ в статье.
«Борис Годунов»: краткое содержание
Одно из произведений, которыми гордился Пушкин, — «Борис Годунов». Краткое содержание пьесы отчасти дает этому объяснение. Автор проделал титаническую работу: объективно описал исторические события, представив в них свое видение действительности и не только. Поэтому многие поколения восхищаются произведением и глубокими взглядами автора.
Чтобы оценить замысел пьесы «Борис Годунов», кратко пройдемся по сюжету:
Однако князь Шуйский сразу разгадал намерения Годунова. В разговоре с князем Воротынским он предсказывает дальнейший ход событий: Борис немного «поморщится», но потом поддастся на мольбы народа и займет трон.
Так и происходит. Толпы людей на коленях просят Годунова стать царем. И тот, долго колеблясь, соглашается.
Между ними завязывается разговор, из которого Гриша узнает о смерти царевича Димитрия, его ровесника. Когда Пимену пришлось служить в Угличе, он застал кровавое убийство царского наследника, содеянное Годуновым. Гриша сбегает из монастыря и хочет выдать себя за Димитрия. Об этом узнает патриарх и приказывает поймать беглеца.
Тем временем царь Борис Годунов не весел. Власть не радует его, хоть за несколько лет он делал для людей много хорошего. Но муки совести не дают покоя.
Тем временем Гриша уже у литовской границы. Приставы едва не ловят его, но юноше удается скрыться.
Он рассказывает князю новость, о которой недавно узнал: в доме польского короля появился Димитрий — законный наследник престола, убитый Годуновым. Он покорил всех умом и приветливым нравом, и король пообещал помочь ему. Узнает о самозванце и Борис: в ужасе он расспрашивает Шуйского, действительно ли царевич умер.
Тем временем самозванец в Польше собирает сторонников. Однако юноша влюбляется в дочь воеводы Мнишека Марину и признается ей, кто он на самом деле. Но девушку чувства инока не интересуют: она метит на московский престол.
В декабре бывший инок, выдающий себя за царевича, разбивает русские войска под Новгород-Северским. В Москве Григорию провозглашают анафему, поминают царевича Димитрия. Недовольство нарастает: на площади перед собором юродивый упрекает Годунова в убийстве.
Под Севском войска Самозванца проигрывают, но поражение нисколько не ослабляет его. Он вновь собирает польское войско. Тем временем в Москве внезапно умирает Борис Годунов, но перед смертью благословляет сына Феодора на царствование и берет с бояр клятву верно ему служить.
В Москве на площади Гаврила обращается к народу от имени Димитрия, призывая признать его законным царем, тем самым провоцируя людей на бунт против Годуновых.
Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля
«Борис Годунов»: анализ произведения
Несмотря на то что в пьесе раскрыты события одного исторического периода, авторские идеи не имеют временных границ. Проблемы, которые затронул Пушкин, касаются человеческой природы, а значит будут актуальны всегда. Разобраться в них поможет последовательный анализ произведения:
«Борис Годунов»: история создания
Пьесу «Борис Годунов» Пушкин написал в 1825 году во время ссылки в Михайловское. Писатель был под впечатлением от недавно изданной книги Карамзина «История государства Российского». А исторический фон его эпохи — восстание декабристов — подтолкнул Александра Сергеевича к созданию такого произведения. Через год после написания, когда ссылка Пушкина подошла к концу, он зачитывал отрывки пьесы императору Николаю I.
Произведение было поддано цензуре и издано в 1830 году. Но даже после этого его долго не решались ставить на сцене: якобы оно не подходит для постановки. Впервые «Бориса Годунова» показали в Мариинском театре уже в 1870 году.
Тема и проблематика пьесы
Сюжет повествует о событиях Смутного времени — тяжелом периоде в истории России, который начался с правлением Бориса Годунова. Собственные мысли о царской власти автор высказал через героев пьесы, в особенности через персонажей-однофамильцев Афанасия и Гаврилы Пушкиных:
Эти идеи выходят далеко за рамки периода Смуты. «Борис Годунов» — произведение об искушении властью. По замыслу автора, тех, кто жаждет ее заполучить любой ценой, настигнет расплата.
Борис Годунов: YouTube/Музеи Московского Кремля
«Борис Годунов»: герои
В пьесе задействован ряд исторических личностей. Борис Годунов — царь, чье правление имело все шансы стать успешным. Однако нечестность и неуверенность в своем положении привели его к подозрительности, страху и отчаянной борьбе за власть.
Идею искушения властью Пушкин продемонстрировал и на примере других персонажей — Лжедмитрия (Грише) и его возлюбленной Марины. Единственной их целью был престол, что в их глазах оправдывало любые средства.
И все же, по мнению многих литературоведов, главный герой пьесы — русский народ — его мнение, любовь и ненависть.
Жанр и особенности композиции
Согласно всему вышесказанному, жанр произведения «Борис Годунов» — трагедия. Автор не только показал гибель отдельных персонажей, но живо и реалистично изобразил общественную катастрофу, экономическое и духовное падение власти и народа.
Пушкин взял за основу реальные события и мастерски их переосмыслил. Поэтому «Бориса Годунова» относят к жанру исторической драмы.
Пушкин написал произведение в шекспировском стиле: повествование изложено в форме белого стиха, а некоторые отрывки — в прозе. Кроме того, подобно Шекспиру автор игнорировал триединство — главные правила классицизма:
Отказ от правил триединства позже стал традицией в русской драматургии. Но именно «Борис Годунов» остается знаковым произведением своего времени и жанра.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Проверочная работа по литературе. 7 класс Внеклассное чтение А. С.Пушкин драма «Борис Годунов»
1.О чем разговаривали Воротынский и Шуйский в начале произведения?
Что они замышляют? Когда Шуйский отказыватся от своих слов?
2.Что сделала баба с ребенком. когда объявляли на площади, что Борис Годунов согласился на царство?
3.Что самое главное для Пимена в его труде? Какую ужасную тайну знает Пимен?
4.Что мы узнаем о Григории Отрепьеве из произведения? ( какого происхождения, где жил, кем был)
5.Кто это сказал и по какому поводу: « Жалок тот, в ком совесть нечиста», « И мальчики кровавые в глазах»,Ох, тяжела ты, шапка Мономаха»
6.Как ведет себя Григорий О трепьев в корчме у литовской границы? Что мы можем сказать и его храктере?
7.Предок автора Гаврила Пушкин выступает на стороне Бориса Годунова или Самозванца? Почему?
8.Какое несчастье постигло Ксению, дочь Бориса Годунова?
9.Кому Самозванец подарил свой перстень и за что?
10.Как вы думате. любит ли Мария Мнишек Самозванца?
11.Каким в сцене объяснения сМарией Мнишек предстает Григорий?
12.Перечисли сторонников Самозванца из русских бояр.
13.Что предлагает патриархвкачестве меры защиты от войск Самозванца?
14.Как ведет себя пленник Рожнов в неприятельском стане?
18 Понравился ли Вам кто-то из персонажей? Можно ли найти в драме безусловно положительного персонажа? Есть ли привлекательные качества у Самозванца? А у царя Бориса Годунова?
Борис Годунов краткое содержание.
1598 год. Кремлевские палаты. Два князя, Шуйский и Воротынский, делятся друг с другом своими опасениями. В Москве неспокойно. Народ волнуется. Престол после смерти царя и убийства царевича Димитрия пустует. А Борис Годунов, не внемля ни воплю всей Москвы, ни голосу Великого Собора, ни патриарху с думными боярами, затворился в Новодевичьем монастыре с сестрою, и отказывается взойти на престол. Москва пуста, все вслед за патриархом направились к монастырю узнать решение Бориса. Шуйский уверяет Воротынского, что Годунов, поморщившись немного, согласится принять венец, но его собеседник продолжает сомневаться. Его страшит неизвестность, что же будет, если престол останется не занятым. Шуйский говорит Воротынскому, что это Борис сгубил царевича Димитрия, и кровь невинного младенца мешает ему стать царем. Но теперь это уже не важно. В голову князьям приходит мысль, что они родовитее и знатнее Годунова и имеют больше прав наследовать царю Феодору. Они решают, что, когда Годунов перестанет хитрить, нужно будет искусно волновать народ, чтобы он оставил Бориса и выбрал царя из своих князей. Их разговор прерывается воз-вращением народа, и князья спешат узнать, что решил Годунов.
Они приходят на Красную площадь. Народ в смятении, Борис неумолим. На Красное крыльцо выходит верховный дьяк Щелкалов и оглашает решение Думы: Собором постановили последний раз отведать силу просьбы. Утром святейший патриарх, отпев торжественный молебен, с боярами, дворянами, выборными людьми и московским православным народом пойдет молить царицу благословить Бориса на царство.
Утро. На поле перед Новодевичьим монастырем собрался народ. Все с нетерпением ожидают известий. Борис и патриарх вошли в келью к царице. Народ стоит на коленях, кругом раздается вой и плач. И вот разносится весть, что Борис согласился стать царем. Да здравствует Борис!
В кремлевских палатах собрались Годунов, патриарх и бояре. Борис обещает править государством честно, во славу народа, не изменить присяге. Шуйский с Воротынским там же. Воротынский напоминает Шуйскому об их недавнем решении, но тот говорит, что ничего не помнит, да и не время сейчас помнить — оказывается, он притворным злословьем лишь проверял Воротынского. И они следуют за царем.
Ночь. Келья в Чудовом монастыре. Отец Пимен перед лампадой пишет последнее сказание своей летописи.
Ещё одно, последнее сказанье — И летопись окончена моя, Исполнен долг, завещанный от бога Мне, грешному. Недаром многих лет Свидетелем господь меня поставил И книжному искусству вразумил.
Спящий ранее монах Григорий пробуждается. Ему в который раз снится один и тот же сон. Он поднимается по крутой лестнице на башню. С высоты ему видится Москва, как муравейник, внизу толпа народа, и все указывают на него пальцами со смехом, ему становится стыдно и страшно, и, падая, он пробуждается. Григорий просит Пимена благословить его. Монах благословляет и говорит, что в этом сне нет ничего страшного, просто играет младая кровь. Нужно смирять себя молитвой и постом, тогда сны будут чисты и легки. Но Григорий завидует Пимену, молодость которого прошла в боях под башнями Казани, он отражал рать Литвы при Шуйском, видел роскошный двор Иоанна. Пимен отвечает молодому монаху, что не нужно сетовать на малое количество искушений в жизни. Не нужно прельщаться славой, роскошью и женской любовью. И царь Иоанн, и сын его Феодор искали успокоенья от тяжести царского венца в спокойствии монастырской жизни.
После этого Григорий спрашивает Пимена о смерти царевича Димитрия, и старый монах рассказывает ему, что был в Угличе, месте убийства, как раз в то время. Злодеев сразу же схватили, и они под топором покаялись — и назвали главного виновника, Бориса. На вопрос, сколько лет было бы сейчас царевичу, Пимен отвечает, что он был бы ровесником Григория.
Зазвонили к заутрене, и разговор монахов прерывается. А в душу молодого Григория запала одна мысль. И через три дня отец игумен сообщает патриарху, что молодой монах Григорий Отрепьев, сын галицкого боярина, сбежал из монастыря, объявив, что он будет «царем на Москве», назвавшись оставшимся в живых царевичем Димитрием. Патриарх приказывает поймать еретика и сослать в Соловецкий монастырь на вечное покаяние, а царю о происшедшем не докладывать.
А в царских палатах Борис Годунов предается мрачным мыслям. Прошло шесть лет, как он царствует на Руси. Но нет счастья в душе его.
Он правил мудро и спокойно, но «живая власть для черни ненавистна, они любить умеют только мертвых». Когда начался голод, Годунов открыл для народа житницы и рассыпал перед ним злато, нашел работу обездоленным. Когда пожар истребил их дома — отстроил новые. Но народ обвинил его в этом пожаре — «вот черни суд: ищи ж ее любви». Кто бы ни умер — во всем винят царя, и в смерти жениха дочери, и в ускорении кончины Феодора, и в отравлении его сестры царицы, смиренной монахини. Царя преследует нечистая совесть, «как молотком стучит в висках упрек, и все тошнит, и голова кружится, и мальчики кровавые в глазах. » Борис и рад бы бежать, да некуда.
Корчма на литовской границе. За столом сидят бродяги-чернецы Мисаил и Варлаам, Григорий Отрепьев, одетый мирянином, и хозяйка. Хозяйка приносит вина, все пьют, чернецы затягивают песню. Но Григорий не подпевает, душа его. неспокойна, он мечтает скорее перебраться в Литву. Отрепьев спрашивает у хозяйки, далеко ли до Литвы, и та отвечает, что к вечеру можно и поспеть, кабы не царские заставы, сторожевые приставы, ищущие кого-то, сбежавшего из Москвы, и задерживающие всех.
В Москве, в доме Шуйского, заканчивается пир, гости допивают по последнему ковшу во славу великого государя и расходятся. Остается только Пушкин. Шуйский отсылает слуг, и Пушкин рассказывает ему важную новость. К нему от племянника из Кракова прискакал гонец, который рассказал, что сын Ивана Грозного Димитрий жив и объявился у литовского короля. Он ловок,приветлив и по нраву всем. Латинские попы с ним заодно, король его обласкал и обещал подмогу. Шуйский и Пушкин, недовольные переменами в государстве, решают пока никому об этом не говорить, хотя угроза царю Борису более чем явная.
Однако на другой же день Годунову доносят слуга Пушкина и дворецкий Шуйского, что к Пушкину приезжал гонец из Литвы, что он имел тайный разговор с Шуйским. Шуйского вызывают к царю, и тот, боясь расправы, рассказывает царю все о самозванце, назвавшемся царевичем Димитрием, и о надвигающейся угрозе, ведь если литовское войско перейдет границу, имя царевича привлечет на его сторону всю чернь, питающуюся баснями. Годунов распоряжается сей же час усилить заставы на границе с Литвой. Шуйский уходит, и царь остается один. Он в смятении. Тень из прошлого, тяжелым грузом лежащая на его совести, преследует его.
В Кракове, в доме Вишневецкого, самозванца благословляет католический священник. Там же Отрепьев встречает толпу русских и поляков, пришедших просить у него меча и службы, всех принимает под свои знамена и объявляет, что завтра они выступают в поход. Отдельно самозванцу представляют молодого Курбского, сына героя Казани, и вольного шляхтича Собаньского. Поэт приносит Григорию воспевающие его стихи. Все воздают ему почести и признают Димитрием, великим князем московским.
Во время похода самозванец останавливается в замке воеводы Мнишека в Самборе и влюбляется в его дочь, Марину. Все уже готовы выступить на завоевание Руси, но влюбленный Григорий медлит. Ночью, в саду, у фонтана происходит тайное свидание Марины и самозванца. Григорий признается ей в любви, но холодная расчетливая девушка говорит, что явилась не для того, чтобы слушать речи любовника, она верит, что он любит ее, и решила соединить с ним свою судьбу, но сейчас нужно действовать, двигать армию на Русь, пока не остыла приверженность его сподвижников, и Годунов не успел принять мер для обороны. Она стыдит Отрепьева за его нерешительность. Страшная мысль поражает влюбленного юношу, он понимает, что Марина любит не его, а его титул. Он признается ей, что на самом деле он самозванец, Гришка Отрепьев, беглый монах. Холодная Марина смеется над ним, говоря, что неужели он подумал, что этим признаньем мог умилить ее тщеславие. Он достоин позорной плети. А что будет, если она перед всеми раскроет его обман? Тогда самозванец гордо отвечает, что не боится ее, что русскому царевичу поверят больше, чем польской деве. И ее, мятежницу, заставят молчать. Удовлетворенная таким ответом, честолюбивая девушка говорит, что вновь видит перед собой Димитрия, а не жалкого оборванца, и готова остаться с ним.
Марина уходит, и Отрепьев решает завтра же выступить на Русь.
И вот уже войска самозванца переходят русскую границу. Все находятся в возбужденном состоянии. Молодой Курбский готов пролить кровь за своего царя.
Вот, вот она! вот русская граница! Святая Русь, Отечество! Я твой! Чужбины прах с презреньем отряхаю С моих одежд — пью жадно воздух новый: Он мне родной. теперь твоя душа, О мой отец, утешится, и в гробе
Опальные возрадуются кости! Блеснул опять наследственный наш меч, Сей славный меч, гроза Казани тёмной, Сей добрый меч, слуга царей московских! В своём пиру теперь он загуляет За своего надёжу — государя.
А Отрепьев тихо едет с поникшей головой. Он понимает, что прольется русская кровь, что он ведет иностранные полки на своих братьев. Но в душе его есть надежда, что его тяжкий грех падет на Годунова, цареубийцу.
Тем временем в Москве, в царской думе, Годунов собрал патриарха и бояр, чтобы обсудить сложившееся положение. Он приказал Трубецкому и Басманову собрать войска и оказать помощь воеводам, ведь самозванцем уже осажден Чернигов. Басманов обещает, что не пройдет и трех месяцев, как замолчит и слух о самозванце, а его самого, как зверя, привезут в Москву в железной клетке. Щелкалову царь приказал во все концы разослать указы к воеводам, чтобы они садились на коней и высылали людей на службу. Патриарх благословил начинания царя и рассказал, что сам бог послал средство для разоблачения Лжедмитрия. К нему пришел старый пастух и поведал чудную тайну. Пастух этот был слеп от рождения, он лечился, но ничего не помогало. И вот в глубоком сне он услышал детский голос, который сказал ему, чтобы он шел в Углич и помолился над могилой царевича Димитрия, тогда зрение вернется к нему. На вопрос пастуха, с кем он говорит, голос ответил, что он сам царевич Димитрий, царь небесный принял его в лик ангелов своих, и теперь он великий чудотворец. Про-
снувшись, старый пастух сделал все так, как велел ему голос, и прозрел.
Рассказ этот вызвал общее смущение. Борис отер от выступившего цота лицо платком. Еще более он взволновался, когда патриарх предложил перенести святые мощи царевича в Кремль, поставить их в Архангельском соборе, тогда народ ясно увидит обман, а мощь бесов рассеется.
Завидев волнение царя, князь Шуйский опровергает патриарха, сказав, что никто не ведает пути Всевышнего. А народ может подумать, что святыню неправедно используют в мирских целях, и станет только хуже. Шуйский, расследовавший дело об убийстве царевича, сам на площади сможет обнаружить злой обман.
«Да будет так», — говорит Годунов и удаляется вместе с патриархом, оставив бояр размышлять над столь сильным эффектом, который произвело на него предложение патриарха.
А на полях сражений войска самозванца побеждали царских воинов, и это отражалось на обстановке в Москве. Люди начинали по-настоящему верить, что самозванец — настоящий царь, он выигрывает битвы, на его стороне бог. Многие возмущались, что в соборе живому царевичу поют вечную память. Годунов все больше терял доверие народа. Однажды, выходя из церкви, он увидел плачущего юродивого и спросил, о чем он плачет. «Николку маленькие дети обижают, — ответил юродивый, — вели их зарезать, как зарезал ты маленького царевича». Бояре захотели схватить Николку, но Годунов не позволил им. Он сказал юродивому, чтобы тот молился за него. Но вслед ему Николка прокричал: «Нельзя молиться за царя Ирода — богородица не велит».Самозванец занял Севск. От пленного он узнает, что солдат в русском войске намного больше, чем у него, что в Москве за одно упоминание о самозванце режут языки и рубят головы, что в полках его противников об Отрепьеве говорят, что он, хотя и вор, а молодец. Но, опьяненный удачей и постоянными победами, Лжедмитрий бросает свое пятнадцатитысячное войско на пятидесятитысячную русскую армию и терпит поражение. Все его войско начисто разбито. Он сам, чудом спасшись, и несколько его единомышленников скрываются в лесу.
Прошло немного времени. В царских палатах Годунов беседует с Басмановым. Он говорит о том, что все без толку, войско самозванца разбито, но он собрал новое, и опять угрожает Руси со стен Путивля. А народные волнения становятся все опаснее, чернь бунтует. Басманов выходит, и сразу за этим поднимается тревога, царю стало плохо, он умирает.
Подите все — Оставьте одного Царевича со мною. Умираю;
Годунов умирает, приказывая боярам присягать сыну его Феодору.
Пушкин, настроенный против молодого царевича, пытается склонить Басманова на свою сторону. Когда тот, верный присяге, отказывается, Пушкин выходит к народу и, назвав себя посланником царевича Димитрия, открыто призывает всех к бунту. Люди, признав законной власть Лжедмитрия, врываются в Кремль и вяжут сына Годунова.
В камеру, где заперли царевича Феодора и его мать, входят Голицын, Мосальский, Молчанов, Шерефединов и трое стрельцов. Слышатся звуки борьбы и женский крик.
Потом Мосальский выходит на крыльцо и объявляет народу, что Мария Годунова и ее сын Феодор отравились ядом. Он призывает всех славить царя Димитрия.