О чем разговаривали генералы
Самостоятельная работа по русской литературе для 7 класса по произведению М. Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
Тест по произведению М.Е.Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
1. Где служили генералы?
1) в армии
2 в суде
3) в регистратуре
4) в администрации города
2. На какой улице жили генералы?
3. Какую газету читали генералы на острове?
4. О чём разговаривали генералы?
5. Как генералы отыскали на острове мужика?
по следам, оставленным на песке.
по звукам балалайки.
по запаху мякинного хлеба.
6. Кем этот мужик работал в Петербурге?
7. Из чего сделал мужик силки для птиц?
из собственных волос.
из собственной рубахи.
из собственных лаптей.
8. Как генералы вернулись домой?
заснули и проснулись дома.
так же как и попали на остров.
их спасли случайно.
мужик построил корабль.
9. В чём особенность героев сказок М. Е. Салтыкова-Щедрина?
10. Какие две группы образов противопоставляет писатель в своих произведениях?
11. Перечислите приёмы сатирического изображения. Дайте им определения.
Тест по произведению М.Е.Салтыкова –Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».
Каким образом два генерала оказались на необитаемом острове?
«По щучьему велению, по моему хотению».
В результате кораблекрушения их выбросило на необитаемый остров.
На необитаемом острове их высадили пираты.
Генералы специально отправились на необитаемый остров.
Город, где служили генералы?
Что у своего товарища откусил и немедленно проглотил генерал, который был учителем каллиграфии?
Какой выход из положения придумали генералы, чтобы не умереть с голоду?
научиться охотиться и ловить рыбу
вызвали своих кухарок
Укажите имя мужика.
в произведении имя мужика не называется
Как генералы мужика при себе удерживали?
смирительную рубашку надели.
В чем мужик варил суп?
в кокосовой скорлупке.
Чем генералы наградили мужика?
рюмкой водки и пятаком.
Охарактеризуйте язык сказок писателя? В чём его особенность?
Чем отличается сказка «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» от классической сказки?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО
Курс профессиональной переподготовки
Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-428613
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
АСИ организует конкурс лучших управленческих практик в сфере детского образования
Время чтения: 2 минуты
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
В Госдуме проверят содержание учебников русского языка как иностранного
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Проверьте себя
1. Как впечатления детства писателя отразились в его произведениях?
“Все ужасы крепостной действительности”, жизнь и быт деревни, проблемы крестьян.
2. Почему Салтыков стал Щедриным? Об этом есть целый ряд версий. Одну из них изложил сын писателя К. М. Салтыков: «. Мало кому известно, отчего отец избрал себе псевдонимом фамилию „Щедрин».
Дело обстояло так. Ему, когда он состоял ещё на государственной службе, намекнули на то, что неудобно подписывать труды своей фамилией. Моя мать и предложила ему избрать псевдонимом что-либо подходящее к слову „щедрый», т. к. он в своих писаниях был чрезвычайно щедр на всякого рода сарказмы1». Есть и другие объяснения. Этот псевдоним связывают со словом «Щедрина» (след от оспы). Как бы вы объяснили смысл псевдонима писателя?
Я больше склоняюсь к версии сына писателя. Ведь на самом деле Салтыков-Щедрин был щедр на сарказмы и различные сравнения.
Размышляем о прочитанном
1.Какие чувства пробуждает у читателя сказка (осуждение, сочувствие, негодование, грусть)? Почему?
У меня эта сказка вызвала чувство осуждение по отношению к генералам, что они оказавшись на острове, не смогли добыть себе пищу, а заставляли это делать простого мужика. К нему у меня возникло чувство жалости от того, что он не мог им противиться. А в конце сказки генералы ему отправили “ рюмку водки да пятак серебра”.
2. Чем интересны диалоги генералов и как они их характеризуют? Как меняется отношение генералов к мужику?
Диалоги генералов показывают их приспособленчество, глупость и невежество. Они были удивлены, что еду нужно добывать и готовить.
Сначала они были злы на мужика, проявляли агрессию, а затем смиловались и давали ему время на отдых. По дороге в Петербург генералы нелестно отзывались о нем. Они показаны, как люди уверенные в себе и неблагодарные.
3. Чем отличается щедринский смех, направленный против генералов и мужика? Как автор относится к героям?
Автор высмеял человеческие пороки не только генералов, но и мужика. К генералу он отнесся со злым смехом, показывал их необразованность, требовательность, напыщенность. А мужика высмеял по-доброму, что он вел себя, как ребенок и покорно выполнял все указания.
4. Художественные особенности каких народных сказок (волшебных, бытовых) чаще использует в своей сказке Салтыков-Щедрин (приведите примеры).
Писатель использует такие художественные приемы:
1) сказочный зачин «жили-были»;
2) устойчивые выражения: по щучьему веленью, по моему хотенью; долго ли, коротко ли; прошел день, прошел другой; он там был, мед-пиво пил, по усам текло, а в рот не попало; ни пером описать, ни в сказке сказать;
3) различные фантастические события: генералы оказались на необитаемом острове не одетыми и под одним одеялом; остров необитаем, однако мужик-то нашелся.
5. Какую роль в создании комических ситуаций играют гиперболы, гротеск? Приведите примеры использования названных художественных приёмов в сказке.
Эти средства выразительности усиливают эффект комичности ситуации, добавляют фантазийности.
Гиперболы: «Стал даже в пригоршне суп варить», «булки в том самом виде родятся, как их утром к кофею подают».
Гротеск: «Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил».
Литература и изобразительное искусство
Как писатель и художники-иллюстраторы, каждый своими средствами, высмеивают беспомощность и никчёмность генералов? Прочитайте приведённое ниже высказывание Салтыкова-Щедрина. Согласны ли вы с писателем?
«. Всякий честный человек, читая мои писания, непременно отождествляет мои чувства и мысли со своими. Это он так чувствует и мыслит, а мне только удалось сойтись с ним сердцами. »
Писатель высмеивает никчемность генералов с помощью щедринского смеха, гипербол, гротеска и других средств выразительности. Художники изобразили генералов, отдыхающих под пальмой на заднем плане картины, а мужик ловит зайцев на переднем плане. Эта иллюстрация похожа больше на карикатуру.
Я согласен с высказыванием. Ведь каждый читатель сопоставляет свои мысли с задумкой автора. Зачастую они совпадают.
Читаем самостоятельно
Прочитайте самостоятельно ещё одну сказку М. Е. Салтыкова-Щедрина — «Дикий помещик». Подумайте, к каким сказкам можно её отнести — юмористическим или сатирическим. Объясните название сказки и скажите, встречаются ли в ней такие литературные приёмы, как гипербола или гротеск. Если да, то с какой целью вводит их автор? Приведите пример. Против каких пороков тогдашнего общества направлена сказка «Дикий помещик»?
Подготовьте художественный пересказ сказки или выразительное чтение текста, подчеркнув иронию автора.
Сказка “Дикий помещик” относится к сатирическим. Дикий он не потому, что нелюдимый, а потому что он одичал в своих взглядах. В произведении встречаются гиперболы и гротески для увеличения эффекта сатиры. Например, в гротескной форме показано, как он одичал: оброс шерстью, стал есть сырое мясо, подружился с медведем. Эта сказка показывает отношение власти к своим подданным, высмеивает пороки помещиков.
Обогащаем свою речь
1.Какие слова «Повести. » напоминают народные сказки и в то же время как переосмысляются в ней? Например, где стоят и что значат в тексте слова «мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало»?
Например, устойчивое выражение для народной сказки: “ни в сказке сказать, ни пером описать”. Его использует писатель, чтобы передать красоту девицы. А в случае Салтыкова-Щедрина это выражение приобретает другой смысл: сколько денег загребли.
Выражением «мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не попало» обычно заканчиваются сказки, но у Салтыкова-Щедрина эти слова из косвенной речи мужика: «И что ж! оказалось, что мужик знает даже Подьяческую, что он там был, мед-пиво пил, по усам текло, в рот не попало».
Это подчеркивает и народность образа мужика, и комичность ситуации одновременно.
Подберите синонимы к словам служили, примите уверение, упразднили. Подумайте, с какой целью эти слова используются писателем, что достигается благодаря введению их в текст сказки.
Эти слова характерны для делового стиля, они употребляются в сказке для того, чтобы с помощью приема несоответствия усилить ее сатирическое звучание.
2. Найдите в тексте слова «тунеядец», «тунеядство» и подумайте, какое значение имеют они в каждом случае. Что подчеркивается автором с помощью этих слов?
В сказке передано полное искажение представлений о жизни: генералы сами тунеядцы, а считают таковым мужика. Самое печальное, что и он сам не осознает своей значимости в жизни и поэтому готов подчиниться генералам.
Фонохрестоматия
Слушаем актерское чтение
М. Е. Салтыков-Щедрин. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»
1. Генералы по характеру службы и образу жизни так похожи, что отличить их друг от друга, казалось бы, невозможно, но актёр старается придать каждому из них хоть какую-нибудь индивидуальность.
Как это удаётся сделать актёру? Как вы думаете, зачем это было необходимо сделать актёру, читающему текст сказки слушателям?
Актеру удалось передать индивидуальность каждого генерала благодаря изменению интонации, тембра голоса и скорости чтения. Один из них говорил высоким, а другой низким голосом. Это было сделано для более приятного и понятного восприятия текста. А также для усиления эффекта сатиры.
2. Какими средствами выразительного чтения актёр передаёт состояние генералов во время громкой читки «Московских ведомостей»?
Актер передал состояние генералов восклицаниями, интонацией, тембром, протяжностью окончаний слов.
3. Как преображается речь генералов, её тон, эмоциональная окрашенность, когда они, найдя мужика, начинают его отчитывать?
Они стали гневаться на него, речь их стала грубой, эмоциональной. Их негодованию не было предела.
4. Сопоставьте «философские» разговоры голодных генералов с их рассуждениями после того, как мужик их накормил. Как актёр передаёт разницу в состоянии генералов во время голодного бедствования и в период сытого благополучия?
Когда они были голодны, то разговаривали о еде, о том, как ее найти. Они искали мужика. Были подавлены. После еды они стали веселыми и переживали о пенсии, которая накапливаются в период их отсутствия.
5. Какие глубинные мысли и чувства скрыты в, казалось бы, бесстрастном произнесении актёром слов: «Сколько они ругали мужичину за его тунеядство — этого ни пером описать, ни в сказке сказать. А мужик всё гребёт да гребёт, да кормит генералов селёдками»?
“Сколько они ругали мужичину за его тунеядство” — этого ни пером описать, ни в сказке сказать”. Это выражение означает то, что они сильно ругали его в тот период, когда он не выполнял их приказы. Это они и считали тунеядством.
Размышляем о прочитанном
Подумаем и мы с вами над вопросами, которые мучили писателя: приносят ли пользу его произведения? Не напрасно ли он трудился? Нужен ли нам Салтыков-Щедрин сегодня?
Я считаю, что произведения Салтыкова-Щедрина, несомненно, приносят пользу и сегодня. Тее злободневные тем, которые он поднимает, актуальные и сейчас. Его труд не напрасен.
Творческое задание
Нужна ли сатира обществу и каждому человеку? Чем страшно «самодовольное ничтожество»? В чём заключается общественная роль писателя-сатирика? Напишите сочинение-рассуждение на эту тему.
Я считаю, что сатира нужна обществу и каждому человеку. В сказке “Повесть о том, как один мужик двух генералов накормил. ” Салтыков-Щедрин мастерски показал проблему общества через сатиру.
Роль такого писателя велика. Он может через преувеличения или смешные моменты показать человеческие пороки. Возможно, кто-то узнает в таких героях себя и задумается над своим поведением, скорректирует его.
Литература и литературное искусство
1.Рассмотрите иллюстрации. Так ли вы представляли себе эпизоды и героев, о которых рассказал Щедрин? На что обращают внимание читателей художники-иллюстраторы? Каковы (по вашим наблюдениям) приёмы создания комического, смешного в книжной графике?
Рассмотрев иллюстрации, я пришел к выводу, что я так себе и представлял эти эпизоды. Художники тщательно проработали образы генералов и мужика. Комический эффект получился, когда мужик изображен огромным по сравнению с генералами, которые очень худые сидели, прижавшись к дереву.
2. Найдите в ресурсах Интернета другие иллюстрации к сказкам М. Е. Салтыкова-Щедрина. Подготовьте устный отзыв о них.
Все иллюстрации, которые мне удалось найти, подчеркивают трудолюбие мужика и высмеивают генералов. Особенно мне понравилось изображение генералов после того, как они поели, сидят с набитым животом, а у их ног плещется рыба, а дерево полное фруктов. Это показывает, что они настолько ленивы, что даже не могут сделать малейшее физическое усилие для своего же блага.
«Первый достойный противник»: что немецкие генералы говорили о русских солдатах
22 июня 1941 года командование вермахта уверяло, что германские солдаты разобьют Красную армию за 2—3 месяца, однако с первых дней сражений немцы поняли, что эта война будет отличаться от предыдущих. Уже в разгар битвы за Крым Йозеф Геббельс скажет:
«Упорство, с которым большевики защищались в своих дотах в Севастополе, сродни некоему животному инстинкту, и было бы глубокой ошибкой считать его результатом большевистских убеждений или воспитания. Русские были такими всегда и, скорее всего, всегда такими останутся».
Начало войны
Еще в июле 1941 года Фельдмаршал Браухич записал о русских: «Первый серьезный противник». Генерал Гальдер начальник Генштаба сухопутных войск вермахта генерал-полковник Франц Гальдер в своем дневнике отмечал, что в летних боях 1941-го советские бойцы ожесточенно сражались и нередко взрывали себя в дотах.
Через неделю после начала войны начальник штаба люфтваффе генерал-майор Гофман фон Вальдау записал в своем дневнике: «Качественный уровень советских летчиков куда выше ожидаемого. Ожесточенное сопротивление, его массовый характер не соответствуют нашим первоначальным предположениям». Особенно немцев шокировали авиационные тараны и огромный уровень потерь. Только за 22 июня 1941 года люфтваффе потеряло 300 самолетов, чего в боях с союзниками не было.
В своей книге «1941 год глазами немцев. Березовые кресты вместо железных» английский историк Роберта Кершоу собрал воспоминания военнослужащих вермахта о первом годе войны. Исследователь утверждал, что в это время в армии вермахта появилась поговорка: «Лучше три французских кампании, чем одна русская».
«Даже в окружении они продолжают сражаться»
Размышления о Красной Армии оставил начальник штаба 4-ой армии вермахта генерал Гюнтер Блюментрит. В своих дневниках военачальник пришел к выводу, что сила противника в его близком контакте с природой. Именно поэтому красноармеец свободно передвигается ночью и в тумане и не боится мороза. Генерал писал: «Русский солдат предпочитает рукопашную схватку. Его способность не дрогнув выносить лишения вызывает истинное удивление. Таков русский солдат, которого мы узнали и к которому прониклись уважением еще четверть века назад».
Также Блюментрит сравнивал русских с предыдущими противниками Германии: «Поведение русских войск даже в первых боях находилось в поразительном контрасте с поведением поляков и западных союзников при поражении. Даже в окружении русские продолжали упорные бои. Там, где дорог не было, русские в большинстве случаев оставались недосягаемыми. Они всегда пытались прорваться на восток. Наше окружение русских редко бывало успешным».
Упорство и знания в области стратегии
После войны генерал-полковник танковых войск и военный теоретик Гейнц Гудериан написал статью «Опыт войны с Россией». В этой работе проанализировал попытки иностранцев завоевать Россию пришел к выводу, что: «Русский солдат всегда отличался особым упорством, твердостью характера и большой неприхотливостью. Во второй мировой войне стало очевидным, что и советское верховное командование обладает высокими способностями в области стратегии».
Также родоначальник танковых войск вермахта отмечал, при планировании войны с Россией следует учитывать, что ее солдатам и генералам свойственно послушание, твердость и упорство. Русские не теряют дух с самой сложной военной обстановке, и пренебрежение такими особенностями: «может привести к ужасным последствиям».
Тест по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина. 7 класс
Тест по произведению М.Е. Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». 7 класс.
Автор: Кукоба Светлана Николаевна
1. Каким образом два генерала оказались на необитаемом острове?
1) «По щучьему велению, по моему хотению».
2) В результате кораблекрушения их выбросило на необитаемый остров.
3) На необитаемом острове их высадили пираты.
4) Генералы специально отправились на необитаемый остров.
2. Где служили генералы?
4) в администрации города
3. В каком городе жили генералы до того, как оказались на необитаемом острове?
4. В каком виде два генерала «прибыли» на остров?
1) в ночных сорочках
2) в ночных пижамах и колпаках
3) в черных фраках с тростью
4) в ночных рубашках, а на шеях по ордену
5. Какую газету читали генералы на острове?
1) «Петербургские новости»
2) «Московские ведомости»
3) «Московский вестник»
6. Что у своего товарища откусил и немедленно проглотил генерал, который был учителем каллиграфии?
7. О чём разговаривали генералы?
8. Какой выход из положения придумали генералы, чтобы не умереть с голоду?
1) научиться охотиться и ловить рыбу
2) вызвали своих кухарок
4) найти скатерть-самобранку
9. По каким признакам генералы отыскали на острове мужика?
1) по запаху мякинного хлеба и кислой овчины
3) по сильному храпу
4) по звукам балалайки, на которой играл мужик
10. Укажите имя мужика.
4) в произведении имя мужика не называется
11. Из чего мужик сделал силки, чтобы поймать рябчика?
3) из собственных волос
4) у него уже были готовые силки
12. Как генералы называли мужика? Укажите лишнее.
13. Что сделали генералы, чтобы мужик не убежал от них?
1) приковали его цепями к скале
2) привязали веревкой к дереву
3) посадили в клетку
4) перевязали ему ноги
14. Каким образом генералы перебрались с необитаемого острова на улицу Подьяческую?
1) «По щучьему велению, по моему хотению».
2) Мужик соорудил им некое подобие корабля, на котором и перевёз генералов домой.
3) Генералов обнаружили матросы корабля, который проплывал мимо острова, и забрали их.
4) Генералы построили лодку и уплыли в Петербург.
15. Что получил мужик от генералов за свои труды и старания?
Генералы и мужик в «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Авторское отношение к героям
Разделы: Литература
Чем острее сатира, тем выше идеал писателя.
М. Е. Салтыков-Щедрин
Цель: посредством анализа системы образов “Повести…” охарактеризовать авторский идеал сатирика М. Е. Салтыкова-Щедрина.
Образовательные (система знаний):
Развивающие (система умений):
Оборудование: портрет писателя, детские рисунки персонажей, “Словарь гуманитария”, карточки с заданиями для учащихся.
I. Проверка домашнего задания.
Какие признаки сказки как жанра вы знаете?
Предполагаемый ответ: Автор сказки – народ, используется волшебство, сказочный стиль, наличие зачина и концовки, гиперболы с целью противопоставить добро и зло, выразить идею.
Чем отличается литературная сказка от народной?
Предполагаемый ответ: В литературной сказке автор – конкретное лицо, сказочный стиль сочетается с канцелярским и создается комический эффект, используется гипербола и гротеск, для того чтобы показать, что отсутствует идеал и положительный герой, используется сатира, злая ирония.
Дайте определение юмору, иронии, сатире и приведите примеры из своего читательского опыта.
Предполагаемый ответ: Юмор – веселый, добрый смех. Ирония – скрытая насмешка. Сатира – смех злой, гневный.
Какие художественные особенности изображения ситуаций и героев в сатирической сказке вы можете назвать?
Предполагаемый ответ: Аллегория, ирония, сарказм, гипербола, гротеск.
Какие вам известны способы создания образа персонажа?
Предполагаемый ответ: Способы создания образа – портрет, пейзаж, поступки героя, его занятия, взаимоотношения с другими персонажами, речь героя, отношение автора к персонажу, мое отношение.
II. Сообщение темы и цели урока.
Дорогие ребята! Сегодня мы продолжим работу над “Повестью о том, как один мужик двух генералов прокормил” М. Салтыкова-Щедрина. Нам предстоит охарактеризовать авторский идеал: отношение писателя к миру и человеку посредством анализа персонажей. Давайте внимательно понаблюдаем за героями и постараемся понять замысел автора. Сегодня работать будут две группы учащихся: первой группе предстоит охарактеризовать генералов, второй – мужика. Ребята каждой группы получили в конвертах карточки с заданием, которое должны будут выполнить самостоятельно. Результат своего исследования группы представят в форме полного устного ответа. Каждое ваше выступление не должно превышать 2 минут. На самостоятельную работу отводится 5 минут. Вам надо внимательно слушать выступающих товарищей, чтобы не повторять уже сказанное.
III. Характеристика генералов.
Карточка №1. Имена персонажей.
Каковы имена генералов?
Как в этом проявляется авторский замысел?
Почему автор характеризует генералов как одно целое?
Предполагаемый ответ: Генералы не имеют имен, тем самым автор подчеркивает типичность их образов, отсутствие индивидуальных качеств.
Карточка №2. Место службы персонажей.
Где служили генералы? Перечитай необходимый фрагмент.
Найди в словаре значение слова “регистратура”.
Как относится повествователь к таким “регистратурам”?
Предполагаемый ответ: “Служили генералы всю жизнь в какой-то регистратуре…” Слово “регистратура” в словаре обозначает. Автор не случайно употребляет определение “какой-то” при слове регистратура, чтобы обобщить подобные заведения, подчеркнуть типичность, относится к подобным заведениям иронически.
Карточка №3. Чин персонажей.
Почему не указано, за что герои получили генеральский чин?
Где и кем еще служил один из генералов? назвать художественный прием)
Зачем автору понадобилось дать читателю эти дополнительные сведения?
Предполагаемый ответ: Автор не говорит, за что получили генералы чин, личные качества героев тоже не обозначены, указан только чин. Но мы понимаем, что за бездеятельность чин не дают, значит, получен он генералами по чей-то протекции, так как сами заслужить такое высокое звание они никак не могли. Один из генералов был учителем каллиграфии в школе военных кантонистов, т.е. в школе для солдатских детей, что должно свидетельствовать о невысоком интеллектуальном уровне героя, другой “был поумнее”. Да и где видано, чтобы генерал занимался такой деятельностью?! Таким образом, автор сатирически изображает генералов.
Карточка №4. Речь персонажей.
Какие выражения используют генералы в речи? Прочитайте фрагменты.
В чем особенность произнесения ими слов?
Как речь характеризует персонажей?
Предполагаемый ответ: “Примите уверение в совершенном моем почтении и преданности” – канцеляризм, генералы используют в речи официально-деловой стиль, что характеризует их ограниченность, привычка употреблять “с” на конце слов – выражение почтения.
Карточка №5. Образованность персонажей.
Каков уровень образования генералов? Объясните свой вывод.
Какой художественный прием использует автор, характеризуя образованность генералов? С какой целью?
Какие читательские впечатления о генералах возникают на основе анализа авторского приема?
Предполагаемый ответ: Генералы не знают сторон горизонта, для них “булки в том самом виде родятся, как утром их к кофею подают” – эта гипербола помогает передать никчемность, необразованность генералов. Автор изображает их сатирически.
Карточка №6. Портрет персонажей.
В чем особенность внешнего вида генералов?
Какие предметные детали в описании генералов выделяет автор и почему?
Какой художественный прием использует автор?
Как вы относитесь к генералам на основе анализа их внешности?
Предполагаемый ответ: “Сытые, белые да веселые”, – говорит повествователь,- но нет лиц – таким образом, использовано обобщение. Генералы “в ночных рубашках, а на шеях у них висит по ордену”, орден воспринимается как часть тела, использован гротеск. Портрет сатирический, вызывает чувство неприязни к героям.
Карточка №7. Художественное пространство.
Зачем автор переносит действие на необитаемый остров?
Чем замечателен остров, на который попадают генералы?
Что использует автор в описании острова: жизнеподобие или фантастику? Почему? Объясните свои впечатления.
Как описание острова помогает автору охарактеризовать генералов?
Предполагаемый ответ: Автор переносит действие на необитаемый остров, чтобы генералы смогли показать себя, проявить себя в поступках, не зря на острове много еды, воды – он идеализирован, это рай, но рай, прежде всего, для желудка, остров фантастический, изобилие, царящее здесь, передано с помощью гиперболы. Генералы бездеятельные, белоручки, проявить себя так и не смогли.
Карточка №8. Поведение персонажей.
Какие действия совершают генералы на острове? С какой целью?
Как поведение генералов их характеризует?
Предполагаемый ответ: Генералы пытаются залезть на дерево – но… увы! Бездейственность, беспомощность, привычка, что все делают за них другие, автор обличает их пошлость, небокоптительство, бессмысленность такого существования.
Карточка №9. Взаимоотношения персонажей.
Каковы взаимоотношения генералов в начале сказки?
Как меняются их взаимоотношения и почему?
Приведите соответствующую цитату.
Какие ассоциации, аналогии возникают у вас при анализе поведения генералов (на кого они похожи в момент нападения друг на друга)? (назовите используемый художественный прием)
Предполагаемый ответ: Стоило только генералам почувствовать сильный голод, как их почтительность исчезает. Чиновники теряют человеческий вид и подобно хищникам набрасываются друг на друга. “Вдруг оба генерала взглянули друг на друга: в глазах их светился зловещий огонь, зубы стучали, из груди вылетало глухое рычание. Они начали медленно подползать друг к другу и в одно мгновение ока остервенились. Полетели клочья, раздался визг и оханье; генерал, который был учителем каллиграфии, откусил у своего товарища орден и немедленно проглотил”. Остервенение генералов передается автором с помощью гротеска.
Карточка №10. Отношение генералов к мужику.
Как генералы отнеслись к своей находке, мужику?
Найдите цитаты и объясните их смысл.
Какая мысль посетила генералов при виде разной провизии?
Найдите цитату и объясните отношение генералов к мужику.
Почему генералы привязывают мужика?
Как генералы “отблагодарили” мужика?
Выразите свое отношение к генералам.
Как автор относится к генералам?
Что же за образ предстает перед нами в лице генералов?
Обобщение учителя: Автор создает обобщенный образ – аллегорию. Генералы олицетворяют собой людей от власти, неспособных к действиям, а способных лишь владеть другими, отдавать приказания.
IV. Характеристика мужика.
Карточка №1. Имя персонажа.
Каковы ваши читательские размышления по этому поводу?
Предполагаемый ответ: Автор не дает имени мужику, указывая тем самым на то, что образ мужика – обобщенный образ, типичный, мужик – представляет русский народ.
Карточка №2. Портрет персонажа.
Как выглядит мужик?
Почему он назван в произведении “громаднейшим мужичиной”?
Почему в систему образов введен мужик?
Какими свойствами наделен мужик в сказках?
Предполагаемый ответ: Автор называет своего героя “громаднейшим мужичиной”, т.к. это тот человек, который все сможет сделать, ко всякой работе способен, сильный, могучий, ловкий (таким всегда мужик представлен в русских народных сказках). В систему образов мужик введен не случайно: он противопоставлен бездеятельным и бесполезным генералам.
Карточка №3. Поведение персонажа.
Что умеет делать мужик?
Как выполняет работу, за которую берется?
Как автор выражает свое отношение к мужику (назовите художественный прием)?
Все ли поступки мужика вам нравятся?
Объясните причины вашего отношения к мужику.
Предполагаемый ответ: Мужик все умеет делать, работу выполняет быстро и добросовестно. Автор восхищается его ловкостью, трудолюбием, гипербола помогает передать изобретательность, выдумку народа.
Карточка №4. Отношение мужика к генералам.
Как относится мужик к генералам?
Почему мужик подчиняется генералам? Приведите соответствующую цитату.
Что предпринял “мужичина”, чтобы выручить генералов из беды и доставить домой?
Какие качества характера проявил при этом?
Предполагаемый ответ: Мужик безропотно подчиняется генералам. Чина, оказывается достаточно, чтобы помыкать мужиком. “Смотрели генералы на эти мужицкие старания, и сердца у них весело играли. Они уже забыли, что вчера чуть не умерли с голоду, а думали: “Вот как хорошо быть генералами – нигде не пропадешь!” Мужик строит корабль, проявляя при этом находчивость, изобретательность.
Карточка №5. Речь персонажа
Как речь мужика характеризует его?
Предполагаемый ответ: В речи мужика отразилась извечная привычка русского народа – безропотно угождать барину.
В отношении каких героев Салтыков-Щедрин использует юмор, иронию, а в отношении кого – сатиру? Почему?
Чем мужик в сказке Салтыкова-Щедрина отличается от фольклорного персонажа?
Что в поведении мужика вызывает восхищение, а что – осуждение автора?
Каков смысл финала “Повести…”?
VI. Подведение итогов аналитической беседы.
Почему “Повесть…” была включена автором в сборник сказок “для детей изрядного возраста”?
Обобщение учителя: “Повесть…” построена на аллегории, высмеивает пороки современного автору общества, обличает тупость и неприспособленность к жизни генералов, смирение, рабскую покорность всё умеющего мужика. Это вопросы государственного значения, благополучие России зависит от отношения к этим порокам государственной власти.
Почему в названии сказки Салтыковым-Щедриным намеренно употреблено слово “повесть”?
Обобщение учителя: Используя сказочные приемы, фантастику и гиперболу, писатель создает необычную ситуацию, увлекающую нас, читателей. Но он искусно переплетает фантастику и действительность, чтобы изучить суть отношений между властьимущими и народом, безнравственность властей и раболепие мужика. Так через отражение пороков проявляется боль сатирика за сметливый, работящий русский народ.
Обратимся к эпиграфу нашего урока. М. Е. Салтыков-Щедрин писал: “Чем острее сатира, тем выше идеал писателя”. Как вы понимаете его слова?
Обобщение учителя: Салтыков-Щедрин считал, что сатира должна не разрушать, а созидать, а писатель должен исследовать жизнь полнее, чтобы понять, как ее устроить лучше.
Какие нравственные ценности утверждает сатирик Салтыков-Щедрин?
Обобщение учителя: Автор утверждает нравственное величие каждого человека, торжество правды, справедливости, совести, гуманизм.
VII. Домашнее задание.
Написать сочинение-характеристику одного из героев (1 группа – характеристика мужика, 2 группа – характеристика генералов).