О чем рассказывают следы на снегу
Презентация была опубликована 6 лет назад пользователемАлександр Сычев
Похожие презентации
Презентация 2 класса на тему: «О чём говорят нам следы на снегу. Автор проекта: Даукенова Светлана Владимировна Исполнители проекта: Ученики 2 «Б» класса.». Скачать бесплатно и без регистрации. — Транскрипт:
1 О чём говорят нам следы на снегу. Автор проекта: Даукенова Светлана Владимировна Исполнители проекта: Ученики 2 «Б» класса
2 Краткое содержание проекта. Проект для учащихся 2 класса « О чём говорят нам следы на снегу » охватывает следующие учебные темы : Дикие, домашние животные. Зимующие птицы. Признаки зимы. Охрана природы. Этапы выполнения действий по проекту. Применение полученных знаний на экскурсии, изготовление альбомов. На реализацию проекта потребуется 4 недели. Результаты познавательной работы учащихся оформляются учащимися в виде презентации.
3 Актуальность : Зима – подходящее время для тех, кто хочет понаблюдать за жизнью зверей в дикой природе: в лесу и в степи, в поле и на лугу. Потому что зимой в наших краях лежит снег и всякий, кто пробежит по снегу, оставит свой след, а по следам можно узнать многое. История жизни в лесу, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни. Детская пытливость позволяет узнать, как устроена окружающая природа. Если ребёнок заинтересовался следами животных и птиц на снегу, то сможет узнавать, кто из них прошёл. Его умственное развитие прогрессирует, а сам он узнаёт много нового и интересного. Развитие ребёнка в ходе проектной деятельности наиболее продуктивна, потому что это происходит при участии активной заинтересованности. С помощью учебников, фото, видео материалов, экскурсий, учащиеся научатся распознавать следы животных на снегу в близлежащей к школе территории.
Исследовательская работа учащегося 2 класса по теме «Следы на снегу»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 15 пос. Березайка»
МБОУ «СОШ № 15 пос.Березайка»
учитель Лопатина А.А.
пос.Березайка, 2018 г.
Глава 3. Результаты анкетирования учащихся 2-4 класс МБОУ «СОШ № 15 пос.Березайка» ………………………………………………………………….12
Список используемой литературы ……………………………………………16
Это — снежная страница.
Вот прошла по ней лисица,
Заметая след хвостом.
Тут вприпрыжку по странице
В ясный день гуляли птицы,
Оставляя след крестом.
Здесь проехали полозья —
И сверкает на морозе
Серебристый гладкий след
По следам можно не только определить вид животного, но и узнать его пол, возраст, куда оно направлялось и зачем. На белом покрывале земли расстилаются цепочки каких-то точек, которые тянутся по снегу и приводят к маленькой норке. А другие следы крупные, они даже проломили наст. А там ровная стежка пересекает поле. Это следы зимней жизни в лесу, которую мы не видим. Большинство зверей очень скрытны и заметить их сложно, тем более что многие ведут ночной образ жизни. Птиц наблюдать проще, хотя и они не спешат показаться нам на глаза. Но все животные оставляют следы.
2. Провести беседы с охотниками и лесничим, расспросить о животных, обитающих в нашей местности, как они находят животных в лесу.
3. Посетить лес и окрестности пос.Березайка в поисках следов животных.
4. Проанализировать анкетирование учащихся 1-4 класс школы № 15 пос.Березайка.
Мое исследование состояло из 3 этапов:
1этап: Изучение литературы о следах животных. Нахождение сведений в Интернете.
2 этап: Посещение Березайского лесхоза. Беседы с _____________. Поиски следов.
3 этап : Анкетирование.
Глава 1. Следы жизнедеятельности животных.
1. Следы передвижения – отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо); сломанные кустарники, набитые тропы и т.п.;
2. Следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи и др.;
3. Следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, ходы под снегом
4. Следы жизненных отправлений животных – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом, трупы погибших животных;
5. Информационные следы – следы передачи территориальной информацией, свидетельствующие о занятости участка – царапины и закусы на деревьях и земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.
Определение животных по следам имеет свою специфику, в зависимости от времени года. Летом можно найти четкий отпечаток лапы животного (в грязи, пыли, на мокром песке), но не всегда видно следовую дорожку (цепочку следов). Зимой, напротив, редко можно найти четкий отпечаток лапы, зато, почти всегда, очень хорошо видна следовая дорожка. Но есть признаки, которые не меняются в течение года и позволяют определить неясные следы. Вот эти признаки:
тип следовой дорожки (взаимное расположение отпечатков лап)
средняя величина отпечатка
длина прыжков или шагов
особенности поведения животного или «видовой почерк».
Следы могут поведать, какие звери и где обитают, их повадки, образ жизни. Признаки следов, оставляемых конечностями животных, далеко не случайны, основные особенности их закономерно связаны со всей биологией данного вида. По следам совершенно точно можно определять возраст, пол и многие стороны физиологического состояния особи (линька, хорошая или плохая упитанность, голодание, готовность к спячке, уход в спячку, весеннее пробуждение, интенсивная кочевка и т. д. и т. п.).
1.1 Определение свежести следов.
В мороз можно поднять след, подсунув под него руку. Свежий след при этом рассыплется, более старый останется в руке в виде комочка снега, толщина которого будет тем больше, чем старее след. По свежести следов можно определить, когда пробежало животное.
Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Чтобы определить направление движения животного, надо знать особенности постановки конечностей разных зверей. Присмотревшись к одиночному следу крупного животного, можно заметить отличие между стенками следа по ходу животного. С одной стороны они более пологие, с другой покруче. Эти различия возникают потому, что звери опускают конечности (ногу, лапу) полого, а вынимают их из снега почти вертикально вверх. Эти различия получили названия: поволока — задняя стенка и выволока — передняя стенка следа. Поволока всегда длиннее выволоки, значит, животное двигалось в ту сторону, куда направлены короткие, то есть более крутые стенки следа. Когда животное вынимает ногу, оно надавливает на переднюю стенку, уплотняя ее, задняя стенка при этом не деформируется. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. Походка зверя передвижения, сводится к двум типам:
медленному или умеренно быстрому передвижению (шаг, рысь, иноходь)
быстрому бегу последовательными прыжками (галоп, карьер).
Звери с удлиненным телом и короткими конечностями чаще всего передвигаются умеренным галопом. Они одновременно отталкиваются задними конечностями и попадают точно в отпечатки передних конечностей.
Иногда при медленном галопе одну или обе задние лапы зверек не доносит до отпечатков передних, и тогда появляются группы следов по три и четыре отпечатка, называемые трехчетки и четырехчетки. Реже длиннотелые и коротконогие зверьки переходят на карьер, и тогда в прыжке они ставят задние лапы впереди передних, и потому отпечатки задних лап стоят впереди передних (зайцы, белки).
По величине следов можно определить размер и возраст их владельца. Чем больше след, тем крупнее и старше животное. По следам можно определить физическое состояние животных и птиц (здоровое, больное, раненое, голодное, сытое). Каждая лента следов зверька на снегу или бегающей, наземной птицы на земле это — очень точное запротоколированное описание их жизни за определенный отрезок времени.
Затем я решил найти изображения следов животных в Интернете, чтобы потом свериться с этими изображениями и определить, чьи следы нам могут встретятся в лесу.
После изучения данной информации я приступил ко второму этапу своего исследования.
1.2 Учет численности животных по следам.
Учет животных по следам на снегу – хороший метод определения численности животных. Учет проводится при установившейся погоде, когда нет резких перепадов температур и атмосферного давления. Учет проводят в течение двух дней подряд.
В первый день проводят так называемую затирку следов, когда наблюдатель проходит маршрут и лыжной палкой перечеркивает все встреченные следы.
Во второй день проводится подсчет появившихся в течение суток свежих следов. Если по условиям погоды свежие следы легко отличить от старых (двухсуточной давности), учет можно проводить без затирки, т. е. в течение одного дня. Звериная тропа, которая встретилась на маршруте, условно считается за 4 следа.
Все учетные данные (маршрут, пройденное расстояние в шагах, которые впоследствии пересчитывают на метры, смена типов угодий, встреченные следы) изображают графически на маршрутном листе. Следы можно изображать либо условными значками, либо записывать название животного, указывая стрелкой направление его хода. После окончания учета обрабатывают полученные данные при помощи специальных формул.
Глава 2. Результаты исследования следов животных, обитающих в прилегающей территории пос.Березайка, в зимний период.
В ходе исследования мы с папой обратились за помощью к егерю Березайского сельского поселения Тверской области Крохину Виталию Викторовичу. О пребывании животных свидетельствуют следы передвижения животных, оставленный помет или следы кормовой деятельности, которые были обнаруженные мною на маршрутах исследования. Полученные результаты исследования я внес в таблицу.
Таблица № 1. Описание следов животных (приложение)
Зимой помет зайца-беляка имеет вид чуть сплюснутого с боков колобка. Летом – шарик.
На ходу нога животного в толще снега наклоняется вперед и спрессовывает снег давлением. Благодаря этому, на передней стенке «стакана» следа уплотненный слой снега смерзается в пластинку или становится грубее и жестче, чем на задней
Отличается форма помета у самок и самцов лосей. У самки помет имеет форму овальную, самца – округлую.
Следы похожи на равнобедренную трапецию, большое основание которой развернуто по ходу следа. Передвижение белки схоже с прыжками зайца. И следы от задних лапок, больших по размеру, остаются впереди передних
Следы идут цепочкой, след в виде лодочки удлиненный сжаты пальцы плотно. Отпечатки мякишей боковых пальцев сдвинуты дальше назад, и часто между их передними краями и задними краями двух средних пальцев можно прочертить почти ровную черту или положить спичку.
На ходу лиса часто мочится. Моча имеет приятный аромат. У корня хвоста располагается «фиалковая» железа, которая и придает аромат. При беге заднюю лапу ставит в след передней.
Сорока передвигается преимущественно легкими скачками, делая прыжки около 20 см. Лапки не на одном уровне, одна впереди другой примерно на длину отпечатка лап в виде дорожки и мазок длинного ступенчатого хвоста.
Голос звонкий, резкий иногда с визгом. Поэтому слышно громкое стрекотание.
Помет вороны — это полужидкая белая клякса около 3 см в поперечнике или короткая «колбаска» темного цвета, с одного конца покрытая белым налетом.
Ширина следовой дорожки около 6 см. Передвигается дятел короткими скачками в 5,5—6,5 см.
Шишки дятла сильно побиты, чешуйки расщеплены, продольно расколоты, сильно отогнуты.
Глава 3. Результаты анкетирования учащихся 2-4 класс
МБОУ «СОШ № 15 пос.Березайка»
После изучения теоретического и практического компонента моей темы, я решил провести анкетирование среди моих одноклассников и учащихся 2-4 классов. Цель анкетирования: выявить уровень знаний учащихся 2-4 классов о животных Тверской области.
Анкетирование предлагалось анонимное и проводилось на основе письменных вопросов и ответов, которые получил каждый участник анкетирования лично.
Анкетирование мы составили так:
1. След, какого хищного зверя похож на человеческий?
2. Этому зверю помогает выжить удивительная выносливость. Он может не есть по многу дней, не теряя силы и не выходя из формы.
3. Какое животное быстро бежит в гору, а с горы — кубарем?
4. Кому хвост служит рулем, а иногда парашютом?
5. Следы, каких животных представлены на рисунках. Подпиши.
1. ________________ 2. ______________ 3. ______________ 4. ___________
Результаты исследования показали следующее:
В анкетировании принимало участие 62 ученика 2-4 классов.
Вопросы анкеты были составлены на основе материалов учебника по «Окружающему миру» 2-4 классы.
Результаты анкетирования представлены на диаграмме 1.
При этом нельзя не отметить тот факт, что при ответе на вопрос 5 – Следы, каких животных представлены на рисунках, подпишите, из 62 анкетируемых учеников только 46 человек определили правильно следы волка, чуть меньше 43 ученика след медведя и 35 учеников след белки, Затруднение вызвал след лося, его определили только 21 ученик. Причина вызвана тем, что учащиеся посчитали след лося похожим на след кабана.
Не всегда можно увидеть крупных диких животных, но по разнообразнейшим следам на земле, снегу и окружающим предметам можно определить, какие животные водятся в той или иной местности, как они добывают себе корм, как охотятся и защищаются от врагов, как они нападают на недругов и заботятся о потомстве, болеют, развлекаются, кочуют. По следам в лесу и в поле можно подметить такое, что не всегда увидишь при непосредственном наблюдении. Да и как иначе без следов узнать диких животных, особенно крупных: они осторожны, скрытны, обладают отличным чутьем и всегда вовремя скрываются от взора человека. Изучение следов лучшая тренировка наблюдательности, смекалки, зрительной памяти человека. Тот, кто постиг грамоту следов, становится внимательным и зорким в жизни. Следы диких лесных животных — это первая и самая древняя книга, которую прочитал человек.
В ходе исследования я научился распознавать многих животных по следам, оставленным на снегу. Теперь меня часто называют «маленьким следопытом», а мне это очень приятно. Думаю, что и ориентироваться в зимнем лесу я стала лучше. И на этом мои исследования не закончатся. Летом я обязательно займусь следами животных, оставленными на земле, и созданием слепков этих следов, а потом расскажу вам об этом.
Список используемой литературы
1. Гудков В.М. Следы зверей и птиц. Энциклопедический справочник / В.М. Гудков.- М.: Вече, 2008.
5. Формозова А.Н. Спутник следопыта / А.Н.Формозова.- Московский университет,1989
Рис. 2. След лося Рис. 2. След лося
( следы 2-го и 5-го пальцев)
Рис. 4. След лисы
Исследовательская работа «О чем рассказали следы на снегу»
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ титульный и аннотация.docx
Научно – практическая конференция исследовательских, проектных работ «Первые шаги в науке»
О чем рассказали следы на снегу
Досимова Махабат Арстенбековна
Падунская средняя общеобразовательная школа,
Филиал Муниципального автономного
«Средняя общеобразовательная школа№4»
Заводоуковского городского округа
Никонова Марина Евгеньевна,
учитель начальных классов,
Падунская средняя общеобразовательная школа,
Филиал Муниципального автономного
«Средняя общеобразовательная школа№4»
Заводоуковского городского округа
О чем рассказали следы на снегу
Досимова Махабат Арстенбековна
Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, с. Падун
Падунская средняя общеобразовательная школа,
Филиал Муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4 »
Однажды мы пошли на окружающем мире всем классом в лес. Школа находится рядом с лесной зоной. И я впервые заметила, что на снегу множество непонятных знаков, точек, черточек, запятых-следов различных зверей и птиц. Видимо, здесь были лесные жители – ходили, прыгали и что-то делали. Зима – подходящее время для тех, кто хочет понаблюдать за жизнью зверей в дикой природе: в лесу, в поле и на лугу. История жизни в лесу, написанная на снегу, детям недоступна. Но они могут увидеть следы знакомых животных, тех, что живут рядом и узнать об их жизни. Мне захотелось разобраться в этих непонятных знаках, таинственных буквах, и я решила заняться их исследованием.
Цель работы : познакомиться с разнообразием следов зверей на снегу, научиться определять их принадлежность
1. Изучить литературу по интересующему вопросу;
2. Обследовать лес села Падун – «В поиске следов»;
3. Провести социологический опрос «Угадай, чей след»;
4. Изложить полученные сведения в доступной форме.
5. Оформить альбом по результатам наблюдений
Гипотеза: Если я научусь различать следы животных на снегу, я больше узнаю о самом животном
Методы исследования : информационно- поисковый, наблюдения, описания, классификации.
Вывод: Не всегда можно увидеть крупных диких животных, но по разнообразнейшим следам на земле, снегу и окружающим предметам можно определить, какие животные водятся в той или иной местности, как они добывают себе корм, как охотятся и защищаются от врагов, как они нападают на недругов и заботятся о потомстве, болеют, развлекаются, кочуют. Поэтому надо больше читать литературы, больше бывать на природе, всегда и всюду быть наблюдательны
Выбранный для просмотра документ Досимова М.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Научно- исследовательская работа
«О чем рассказали следы на снегу»
Автор: Досимова Махабат Арстенбековна
Падунская СОШ,
филиал МАОУ «СОШ 4»
2 а класс
Описание слайда:
Описание слайда:
Гипотеза: Если я научусь различать следы животных на снегу, я больше узнаю о самом животном.
Цель работы:
— познакомиться с разнообразием следов зверей на снегу, научиться определять их принадлежность.
Задачи:
изучить литературу по интересующему вопросу;
обследовать лес села Падун– «В поиске следов»;
провести социальный опрос «Угадай, чей след»;
изложить полученные сведения в доступной форме.
Описание слайда:
Методы исследования:
метод теоретического анализа;
методы практического анализа;
сравнительный метод;
метод описания;
изучение и обобщение данных.
Описание слайда:
Виды следов
Следы передвижения – отпечатки лап и других частей тела; сломанные кустарники и набитые тропы
Следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, следы поиска пищи, обкусы и заломы растений и др.
Следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, следы лёжки, ходы под снегом и пр.
Следы жизненных отправлений – экстременты, следы линьки, трупы погибших животных.
Информационные следы – царапины и закусы на деревьях и земле, выделения мускусных желёз, звуковые сигналы.
Описание слайда:
Описание слайда:
Белочка-проказница
Лисица- плутовка
История мыши-полевки
Осторожная синица
Описание слайда:
Сравнительный анализ
Следы лисы
Следы лисы
Следы белки
Описание слайда:
«Угадай, чей след»- социальный опрос
Описание слайда:
Описание слайда:
Заключение
Своим трудом я подтвердила выдвинутую гипотезу, согласно которой научившись распознавать следы зверей, я узнала больше о самих зверях.
Овладеть искусством читать следы, может каждый из нас. Но для этого потребуется терпение, настойчивость в достижении поставленной цели. Надо больше читать литературы, больше бывать на природе, всегда и всюду быть наблюдательным.
Выбранный для просмотра документ научная статья.docx
О чем рассказали следы на снегу
Досимова Махабат Арстенбековна
« Россия, Тюменская область, Заводоуковский район, с. Падун
Падунская средняя общеобразовательная школа,
Филиал Муниципального автономного образовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №4 »
1. Следы передвижения – отпечатки лап и других частей тела (хвост, брюхо); сломанные кустарники, набитые тропы.
2. Следы кормовой деятельности – остатки и запасы пищи, следы поиска пищи, кормовые столики, обкусы и заломы растений, следы преследования и перетаскивания добычи.
3. Следы, связанные с устройством убежища – норы, логова, ходы под снегом.
4. Следы жизненных отправлений животных – экскременты, мочевые точки, следы линьки и ухаживания за волосяным покровом, трупы погибших животных.
5. Информационные следы – следы передачи территориальной информацией, свидетельствующие о занятости участка – царапины и закусы на деревьях и земле, выделения мускусных желез, звуковые сигналы.
Определение животных по следам имеет свою специфику, в зависимости от времени года. Летом можно найти четкий отпечаток лапы животного (в грязи, пыли, на мокром песке), но не всегда видно следовую дорожку (цепочку следов). Зимой, напротив, редко можно найти четкий отпечаток лапы, зато, почти всегда, очень хорошо видна следовая дорожка. Но есть признаки, которые не меняются в течение года и позволяют определить неясные следы. Вот эти признаки:
· тип следовой дорожки (взаимное расположение отпечатков лап)
· средняя величина отпечатка
· длина прыжков или шагов
· особенности поведения животного или «видовой почерк».
Следы могут поведать, какие звери и где обитают, их повадки, образ жизни. Признаки следов, оставляемых конечностями животных, далеко не случайны, основные особенности их закономерно связаны со всей биологией данного вида. По следам совершенно точно можно определять возраст, пол и многие стороны физиологического состояния особи (линька, хорошая или плохая упитанность, голодание, готовность к спячке, уход в спячку, весеннее пробуждение, интенсивная кочевка).
1 шаг моего исследования : Посещение Падунской школьной библиотеки.
Библиотекарь Кожан О.Н. подобрала литературу, которая необходима для моего исследования. Я остановилась на энциклопедическом справочнике определителе Гудкова В.М. «Следы зверей и птиц», и вот что узнала: «Следы животных, то есть оставленные ими отпечатки на снегу имеют большое значение для людей: по следам животных отыскивают (выслеживают), узнают о среде их обитания, распознают число их, пол, возраст, а также ранено ли животное и даже насколько сильно ранено.
Чтобы правильно использовать обнаруженные следы, надо знать, кому они принадлежат, как давно они оставлены животным, куда животное направлялось, а также способы его передвижения. Как же научиться распознавать следы животных? Для определения свежести следа необходимо знать, состояние погоды в данный момент и несколько часов тому назад и другие сведения. Свежесть следа можно определять и на ощупь. На морозе стенки следа затвердевают. Следы мелких зверей, оставленные на поверхности глубокого снега, не твердеют. Важно выяснить, был ли зверь здесь с вечера или прошел час тому назад. Если след старый, более суток, то искать оставившего его зверя бесполезно, он уже далеко, вне пределов досягаемости. Если же оставленный след свежий, то зверь может находиться где-нибудь поблизости. Иногда, чтобы точно определить направление движения зверя, необходимо его поторопить, наблюдая за почерком следовой дорожки. По окончанию изучения справочной и научной литературы, я решила прибегнуть к поискам информации во всемирной паутине. Здесь я ознакомилась с практическими советами своего папы, который часто находится в лесу. А так же нашла необходимые мне изображения следов животных, чтобы потом свериться с ними и угадать, чьи следы нам встретятся.
2 шагом моего исследования было «Поиск следов». Обследование леса села Падунский Заводоуковского района.
Учительница Никонова М.Е. пообещала, что мы обязательно сходим еще раз на экскурсию в лес. Я очень ждала этого дня. Этот день наступил. Я скачала с Интернета следы животных и пошла с ними в лес, чтобы сравнить следы на практике.
Первой моей находкой в лесу стали следы зайца. По всей видимости, это был заяц беляк. Из рассказа учительницы я запомнила, что у беляка лапы сравнительно шире и круглее, пальцы раздвинуты довольно широко, а потому и след лап беляка на снегу почти круглый. У русака, напротив, лапа сравнительно уже, пальцы поставлены близко один к другому, а потому и след более вытянутый и овальный. Осенью, по мере высыхания травы, зайцы начинают, есть мелкие веточки кустарников. По мере установления снежного покрова питание грубыми кормами приобретает всё большее значение. Зимой беляк кормится побегами и корой различных деревьев и кустарников. Практически повсеместно в его рацион входят различные ивы и осины. Берёзами и лиственницей объедаются зайцы не так охотно, но из-за доступности служат важным источником пищи, особенно в северных и восточных районах. Весной зайцы скапливаются на лужайках с молодой травой стайками по 10—30 голов и с жадностью поедают её. В это время они подчас так увлекаются кормлением, что теряют свою обычную осторожность. [Приложение 1]
Пройдя еще совсем немного, я заметил петляющие следы от ёлочки к ёлочке, это оказались следы «преступления» белочки-проказницы. Встретив в лесу жительницу села, Падун, она рассказала, что здесь очень много белок, которые прибегают прямо к жилью человека. Они прыгают с дерева на дерево и на забор, а по нему к дому. Так привыкли, что не боятся, могут прыгнуть на открытую форточку. Иногда устраивают игры, поэтому и видны следы на снегу. По снегу и земле белка передвигается легкими скачками. Прыжки зверька напоминают игру в чехарду. Белка, опершись на передние лапки, задние проносит дальше по ходу. Из-за этого на следах отпечатки более крупных задних лап оказываются впереди следов маленьких передних лапок. Научившись безошибочно узнавать беличьи следы, нетрудно отыскать и другие следы деятельности этих грызунов. Прежде всего, это погрызенные зверьком шишки хвойных деревьев, семена которых являются основным кормом для большинства белок в зимнее время. Немного в стороне я и увидела покусанные шишки. [Приложение 2]
Рассмотрев остатки беличьего обеда, мы с учительницей Никоновой М.Е. продолжили прогулку по заснеженному лесу. Проследовав дальше, я увидела необычные следы. Они проходили вплотную к деревьям. Было такое ощущение, что кто-то пробирался осторожно, украдкой, чтобы не быть замеченным. Это лиса. Следы лисицы, особенно на снегу, можно угадать еще издалека, не рассматривая отпечатков лап. Следы ее очень характерны, так как имеют очень маленькую ширину хода. След тянется ровной линией, будто проведен по струнке, и отпечатки правых ног отклоняются от левых на незначительное расстояние, В художественной или научно-популярной литературе следы лисицы сравнивают со стройной цепочкой. Отдельный след в виде лодочки, удлиненный сжаты пальцы плотно. Отпечатки мякишей боковых пальцев сдвинуты дальше назад, и часто между их передними краями и задними краями двух средних пальцев можно прочертить почти ровную черту или положить спичку. При беге заднюю лапу ставит в след передней. [Приложение 3]
А это что за следы? По всей видимости, это следы косули или как ее еще называют – дикая коза, так как были видны отпечатки маленьких копыт, походящих на следы лося, только намного меньше, а на ветках деревьев остались клочки рыжей шерсти. [Приложение5]
Вывод: Вернувшись из леса, я провела сравнительный анализ. Я сопоставила фотографии найденных мной следов с картинками следов из интернета. И пришла к выводу, что мы с учительницей правильно определили принадлежность следов животных.
3 шаг моего исследования «Угадай чей след».
Социологический опрос среди одноклассников.
По приезду домой, я приготовила и провела социологический опрос среди своих одноклассников. Я показывала одноклассникам пять картинок с изображением следов животных на снегу и предлагала им отгадать, кому из животных они принадлежат.
В опросе участвовало 20 человек. По итогам соцопроса я сделала следующие выводы:
· 30% класса, а это 6 человек- смогли определить кому принадлежат следы на трех картинках (волк, медведь, мышь);
· 20% класса, а это 4 человека- смогли определить кому принадлежат следы на двух картинках (волк, медведь);
· 15% класса, а это 3 человека- смогли определить кому принадлежат следы на одной картинке (волк);
· 35% класса, а это 7 человек- затруднились дать ответ.
Полученные данные я представила в виде диаграммы. [Приложение 6]
Вот и подошло к концу моя исследовательская деятельность в зимнем лесу. Это было захватывающее маленькое путешествие по нехоженым тропинкам Падунского леса. Мною была проделана большая работа:
· я изучила следы животных на снегу;
· собрала информацию в библиотеке и интернете;
· провела социологический опрос;
· прочитала книги о животных, которых я видела в лесу. Узнала, что есть писатели, которые тоже любят наблюдать за животными и пишут рассказы. Их называют натуралисты.
· Я решила, тоже подготовить презентацию и сделала своими руками книжку для ребят «Следы на снегу»
Не всегда можно увидеть крупных диких животных, но по разнообразнейшим следам на земле, снегу и окружающим предметам можно определить, какие животные водятся в той или иной местности, как они добывают себе корм, как охотятся и защищаются от врагов, как они нападают на недругов и заботятся о потомстве, болеют, развлекаются, кочуют. По следам в лесу и в поле можно подметить такое, что не всегда увидишь при непосредственном наблюдении. Да и как иначе без следов узнать диких животных, особенно крупных: они осторожны, скрытны, обладают отличным чутьем и всегда вовремя скрываются от взора человека. Изучение следов лучшая тренировка наблюдательности, смекалки, зрительной памяти человека. Тот, кто постиг грамоту следов, становится внимательным и зорким в жизни. Для охотника знание следов – необходимое условие хорошей охоты, в практической деятельности, например, при борьбе с вредными грызунами и учете их вредоносности на полях, в садах. При этом следы, имеющие многолетнюю давность, могут иногда оказаться не менее ценными, чем совершенно свежие. Думаю, что и ориентироваться в зимнем лесу я стала лучше. На этом мои исследования не закончатся. Летом я обязательно займусь следами животных, оставленными на земле, и созданием слепков этих следов, а потом расскажу вам об этом.
1. Гудков В.М. «Следы зверей и птиц» Энциклопедический справочник – определитель. М. Вече. 2008
2. «Следы на снегу» [Электронный ресурс] – https://infourok.ru