О чем рассказывают сказки
Консультация «О чем рассказывает сказка»
Лидия Кравец
Консультация «О чем рассказывает сказка»
Ребенок начинает знакомиться с литературой в раннем возрасте (3 слайд).
Но далеко не каждый, в дальнейшем, может построить развернутый и связный рассказ, придумать сочинить стихотворение, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного. Как же помочь?
Один из исследователей детского творчества заметил, что ребенок никогда не сочинит собственной сказки, если он не познакомится хотя бы с одной из существующих (4 слайд).
Сказка занимает особое место в жизни детей (5 слайд). Здесь соседствуют добро и зло, верность и предательство, дружба и вражда. Разыгрывая сказку, дети как бы проживают ее, принимая на себя определенную роль. При освоении сказки хорошо использовать игры – драматизации, настольный театр, в них могут принимать участие несколько детей или ребенок и взрослый. Дети смогут выразить свое эмоциональное отношение к героям сказки голосом, мимикой, посредством движений. Иными словами, как бы прожить ее. Однако подлинное проникновение в сказку включает в себя и анализ основных событий, понимание связей между ними – а это не просто для детей. Их часто сбивают детали произведения, которые показались им наиболее важными, они могут повторять неоднократно («А у волка большие зубы», «У него пасть была страшная», «Волк зубами щелкал, голодный и т. д.», забывая о дальнейшем развитии событий.
А ведь основное для рассказчика быть понятым другим человеком, а не просто выразить свои чувства (6слайд). Иными словами, ребенок должен научиться выделять самое главное в повествовании, последовательно излагать основные действия и события.
Мы знаем, что важным средством познания является наглядное моделирование (7 слайд, т. е. использование детьми разного рода условных заместителей предметов. Поэтому для выявления структуры сказки можно использовать различные наглядные модели. Уже с 3-х лет можно начинать разыгрывать сказки с их помощью, что позволит как бы «отодвинуть» эмоции ребенка и обратить его внимание на строение сказки.
Прежде чем начать работу по построению и использованию наглядных моделей, необходимо, чтобы ребенок прослушал выразительное чтение сказки, рассмотрел иллюстрации, ответил на вопросы, разыграл сюжет в настольном театре или по ролям (8 слайд). Только после этого, с помощью наглядных моделей можно развивать у детей умение самостоятельно анализировать содержание текста, выделять наиболее существенное. В дальнейшем это поможет им самостоятельно понять любое художественное произведение, выразительно и последовательно рассказать о прочитанном и услышанном.
Наиболее простой вид наглядных моделей –модель сериационного ряда: круги, полоски (слайд 9). Например, чтобы разыграть сказку «Репка» воспитатель обсуждает с детьми, кого из героев будет заменять та или иная полоска. На следующем этапе работы, по мере прочтения сказки, ребенок раскладывает заместители в нужном порядке. Введение наглядной модели позволяет детям понять логику сказки.
С 3-х летними детьми можно также использовать двигательное моделирование (10 слайд). Например, воспитатель может разыграть сказку «Лиса, заяц и петух». Для этого используют круги одинакового размера,но разных цветов: заяц (белый, лиса (оранжевый, петух (красный) и т. д. В этом случае взрослый рассказывает сказку, а ребенок выполняет все необходимые действия (ушел, пришел и т. д.). На столе, где будет разыгрываться сценка, можно расположить декорации, вырезанные из бумаги.В некоторых случаях сочетаются оба вида моделирования: двигательное и сериационный ряд (например, сказка «Три медведя»).
При проведении таких занятий особенно важно, чтобы дети понимали принцип замещения. (11 слайд). Поэтому, до начала занятия следует обсудить, какой круг и почему замещает какого – либо героя сказки. Ребенок может использовать заместители на основе цвета, характерного для внешнего вида персонажа (например, круг красного цвета будет обозначать Красную Шапочку). Если брать за основу соотношение величины героев (например, в сказке «Теремок», тогда заместителями будут полоски разной длины. Возможно также использовать символику цвета, когда положительный герой обозначается светлыми тонами, а отрицательный – темными.
Ребенку нужно помочь не просто играть с предметами – заместителями, но четко соблюдать последовательность действий сказки, что поможет ему анализировать основные события и связь между ними. Теперь ребенок делает не то, что ему хочется, а то, что нужно для решения задачи – показать основные действия и события сказки. Так постепенно закладываются элементы самоконтроля.
Задания можно усложнять, предлагая детям не только распределить между персонажами круги, но и выбрать только те, которые нужны для данной сказки. В этой ситуации ребенок должен уже мысленно представлять основных героев сказки, знать их характеристики и самостоятельно подбирать соответствующие модели.
Если дети легко выполняют задание, предлагаем им самим придумать, как можно обозначить персонажей сказки.
Дети постарше могут пересказывать эпизоды сказок с опорой на подобранные заместители. Воспитатель просит рассказать, что происходит в данный момент, и помогает ребенку как можно точнее пересказать нужный эпизод. Переходя от эпизода к эпизоду в зависимости от расположения заместителей, дети пересказывают сказку полностью.
В 5-6 лет переходим к новому виду моделирования (слайд 12) использованию временно – пространственных моделей (блоки – рамочки, в которых расположены заместители основных персонажей сказки). Этот вид моделей помогает понять основную последовательность событий сказки. Такая модель обязательно составляется вместе с детьми. Сначала воспитатель обсуждает с чего начинается сказка, кто герои, как их обозначить.В качестве заместителей могут быть использованы схематические изображения фигурок: цветные круги, палочки разной длины. Постепенно заполняются все рамочки. Важно, чтобы их не было слишком много, и они действительно соответствовали бы событиям произведения. Затем, глядя на модель дети пытаются пересказать сказку.
Если дети вместе с вами легко составляют и используют при пересказе подобные модели, переходите к самостоятельному моделированию сказок и историй. Обычно это происходит к 6 – 7 годам. Начинать нужно с небольших сказок или историй. Вы можете сочинить их сами или использовать короткие рассказы, например, В. Сутеева. В этом случае вы читаете сказку или историю и просите детей составить «подсказку» к ней. Дети же самостоятельно придумывают заместители для персонажей, мысленно делят произведение на отдельные эпизоды и рисуют модели (карандашами, фломастерами).
Задача взрослого – помочь детям проанализировать составленную модель, оценить точность членения на отдельные эпизоды, проследить, чтобы в ней были представлены основные события произведения (слайд 13). Важно только, не исправлять речевые ошибки. когда ребенок фантазирует в процессе своего творчества, а отметить потом, как лучше и точнее можно было сказать.
И так, из всего выше сказанного следует что с помощью сказки, применяя метод моделирования, дети поймут и смогут воспроизводить текст, у них активнее развиваются умственные способности, речь, пополняется словарный запас, дети пытаются самостоятельно сочинять сказки, у них возникает желание творить (14 слайд).
Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?»
Татьяна Максимова
Консультация для родителей «Домашняя школа мышления. О чем рассказывает сказка?»
(Л. А. Венгер. А. Л. Венгер.)
1. Всегда ли ребенок понимает сказки?
2. С помощью, каких приемов можно ускорять процесс понимания?
3. Что такое моделирование? Какие задачи оно решать должно?
4. Какова последовательность в усвоении приема моделирования?
5. Приведите пример первоначального разыгрывания?
6. Смоделируйте любую сказку по вашей возрастной группе и проведите со слушателями.
7. Проведите со слушателями «конспектирование» любой сказки по вашей возрастной группе.
8. С какого возраста дети способны придумывать сказки?
9. Проведите со слушателями работу по придумыванию сказки трехлетками.
10. Проведите игру «Чепуха»
11. Объяснитекакую роль в развитии фантазии играют загадки.
1. Текст консультации.
2. 6 конвертов с образцами возможных видов моделирования.
Приемы,способствующие пониманию ребенком художественного произведения:
1. Разбор главного героя.
А) уметь правильно пользоваться заместителем;
Б) последовательность в усвоении приема моделирования;
В) моделирование сказки;
Г) требования, предъявляемые к чтению воспитателя;
Д) конспектирование;
5. Трехлетки придумывают сказки.
6. Другие приемы, развивающие ориентацию детей.
Все дети любят сказки. Но 3-4 летний ребенок затрудняется объяснить, что понравилось в прочитанной ему книге. Если малышу выразительно читать, например учебник высшей математики, обращаясь к ребенку, улыбаясь ему, то он с интересом будет слушать. Так и со сказками интересно, но не всегда понятно. Если чаще читать ребенку, то постепенно приходит понимание. Можно ускорить этот процесс.
1) Во-первых,нужно начать с самого простого: с разбора того, о ком рассказывается в сказке, с выяснения того, что делает герой.
Этому поможет: рассматривание иллюстраций и разыгрывание описываемых в произведении действий.
Например, после чтения стихотворения А. Барто «Бычок»быть проведена работа:
-Про кого этот стишок?
-Правильно, про бычка. Давай посмотрим, какой он. Видишь,- вот он нарисован, (можно показать любую картинку с изображением бычка или нарисовать самой)
-Посмотри, что это у него? (ушки, маленькие рожки)
-А когда он станет взрослым быком, рожки станут большими рожками. Ну-ка давай походим так,так как ходит бычок: «И-ДЕТ БЫ-ЧОК, КА-ЧА-ЕТ-СЯ…»
В качестве заместителей удобно использовать бумажные кружки, квадраты, различающиеся по величине и цвету.При этом необходимо решить следующие задачи:
А) научить ребенка правильно использовать заместителей. Замещение основывается на каком-либо разными между персонажами. Это могут быть различия по цвету (лягушка-зеленый кружок, солнце-желтым, по величине (заяц-большой кружок, мышка-маленький).
От ребенка требуется так выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок-лягушка, какой солнышко. В начале обучения ребенок обычно затрудняется выбирать заместителя самостоятельно, воспитатель должен ему помочь. Заниматься нужно индивидуально. («Видишь, этот кружок зеленый, как лягушка. Он и будет лягушкой. А этот будет солнышком-он такой же желтый, как солнышко»)
На первых занятиях число кружков (не более 2-3 х) должно совпадать с числом замещаемых объектов. В дальнейшем следует вводить лишние кружки, чтобы ребенок сам выбирал нужные. Можно увеличить и количество замещаемых объектов. Когда выбор заместителей освоен, можно переходить с их помощью к разыгрыванию простых сюжетов. Для начала это могут быть чисто бытовые сюжеты, знакомые ребенку по его собственному опыту. («Давай сыграем в то, как мама с дочкой пошли в магазин. Вот тут у нас будет их дом, а тут-магазин. В разных концах листа бумаги рисуются 2 прямоугольника. Вот- тебе кружки, найди, какой из них будет мамой, а какой-дочкой»)
После того как ребенок выбрал подходящие кружки (большой-мама, маленький-дочка, ему предлагают навести «маму с дочкой» в магазин, а потом привезти обратно домой.
— а теперь мама ушла на работу, а дочка осталась одна.
-Мама вернулась, и вместе с ней пришел папа.
Тут нужен 2-й большой кружок. Если ребенок сам этого не сообразил,задайте вопрос:
-Где у нас папа? Найди, какой кружок подойдет.
В) Разыгрывать с заместителями можно русские народные сказки. Колобок (Колобок-желтый кружок, волк-серый медведь-коричневый, лис-оранжевый, «Волк и козлята» (волк-большой серый кружок, коза-большой белый, козлята-маленькие белые) и т. п.
Обязательно нужно возвращаться к одной и той же сказке несколько раз. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется 2222 разыгрываемого сюжета. Вначале достаточно, чтобы ребенок только показывал кружок, соответствующий персонажу, о котором ему в данный момент читает взрослый. Позднее нужно переходить к изображению действий, совершаемых этим персонажем. Если ребенок сам не догадывается, как изобразить действие, ему показывают, или подсказывают.
Воспитатель читает (рассказывает) сказку, а ребенок в это время разыгрывает ее. Вот и Маша пришла в пустой дом, поела из самой большой тарелки, потом из средней, потом из маленькой. По очереди посидела на трех стульях (красная полоска-Машенька-переходит от одного квадратика к другому). Съела Мишкин суп, и, сломав его стульчик, отправляется спать (по очереди ложится на каждую постель).
Воспитатель должен читать медленно, т. к.ребенок должен разыграть каждую сцену: покормить Машу, показать как она качается на стуле. Если ребенок недостаточно активен, воспитатель должен принять участие в разыгрывании.Чтобы оживить игру: можно предложить ребенку перевернуть тарелку, из которой все съедено, сломанный стул (лицевая сторона по цвету должна отличаться по цвету от обратной.
Подобная работа позволит ребенку лучше усвоить содержание сказки и способствует развитию умения соотносить предметы по величине.
Все вышеописанные приемы помогают трехлеткам понять сказку, запомнить ее и пересказать. Трехлетки могут и придумывать сказки. Или только нужно в этом помочь. Например, воспитатель рисует человечка.
Воспитатель: значит, человечку надо нарисовать платье (рисует)
-А как ее зовут? (Оля)
-Где она живет? (В доме)
Воспитатель рядом с человечком рисует дом.
Воспитатель: Кто еще с ней живет? (мама и собачка)
Воспитатель: А что Оля делает? (играет)
В следующий раз можно начать рисунок не с человека, а, например, с дерева. Тогда получиться история про лес. И неважно, что вы не умеете рисовать.
После этого (в следующий раз) дается более сложные задания, для которого тоже нужны рисунки, сделанные взрослым. Например,сначала указываем ребенку на первый рисунок:
-Ну-ка, скажи, что тут нарисовано? (дерево и мальчик)
-А что висит на дереве? (Яблоко, мальчик хочет достать яблоко)
-Правильно, а что дальше? (ребенку указывают на второй рисунок, дальше мальчик залез на дерево и сорвал яблоко. Потом он слез с дерева.
— А потом что было, как ты думаешь? (Он его съел)
— Молодец. Видишь, какой хороший получился рассказ: «На дереве висело яблоко. Мальчик хотел его сорвать, но не достал, потому что оно висело высоко. Тогда он залез на дерево, сорвал яблоко и съел его»
Такие задания можно давать только после того, как ребенок уже научился немного пересказывать прочитанные ему рассказы и сказки. Рисунки надо постепенно усложнять, вводя двух или трех героев, делая более длинные серии не из трех рисунков, а из четырех, пяти и более. Нужно показывать, какой рисунок, за каким следует.В 3 года дети еще не владеют привычным для нас способом чтения последовательности изображений: слева направо, сверху вниз. Но даже если ребенок меняет местами рисунки-не беда. Сюжет тогда получиться не таким, как задумал взрослый, но очень может быть, что он станет даже интереснее.
Рисунки можно делать даже не заранее, а по ходу рассказа.Но тогда рисовать нужно очень быстро: иначе ребенок будет забывать начало придуманной им истории. После того как рассказ сочинен, его стоит повторить еще раз. Обычно во второй раз он будет рассказан более гладко, может быть частично изменен, обогатится новыми деталями. Лучше если взрослый сам повторит придуманную историю. И даже если рассказ не очень хорош, ребенка обязательно нужно похвалить.
Ребенок в рисунке может увидеть совсем не то, что рисовал взрослый. Это не беда, значит, сказка будет про другого героя. Вообще, чем схематичнее будет рисунок, условнее, тем лучше. Потому что условное изображение можно истолковать по-разному, следовательно, повышается степень самостоятельности ребенка, предоставляется широкое поле для его фантазии, задание становится более творческим.
И еще одно задание, пробуждающее детскую фантазию. Это игра «Чепуха».Проводится она так:
Воспитатель: Ксюша, давай придумывать всякую чепуху. То, чего никогда не бывает.Как у Корнея Чуковского:
Сел баран на пароход
Для игры можно предложить такие фразы:
На улице стало сухо, потому что…
Мальчик надел ботинки для того,чтобы:
Мама пожарила котлеты и…
Коровы очень хорошо умеют…
Используя эти фразы в качестве образца, можно придумать и другие. Хорошо развивают мышление, внимание загадки. Для трехлеток обычные загадки трудны, так как не понимают переносного смысла, сравнений. Для них нужны загадки, в которых бы прямо назывались свойства загаданного объекта.Например:
Мною можно умываться.
Я умею проливаться.
В кранах я живу всегда.
Все белым-бело сегодня,
И светло, хоть солнце нет.
С неба сыпется холодный,
Белый-белый мягкий (снег)
Умею прыгать и катиться,
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому (мячу)
Но загадками нужно пользоваться осторожно! Нельзя читать сразу (несколько) много загадок подряд. Не стоит сообщать ему отгадки, если тот затрудняется. Можно дать дополнительные вопросы. Загадки позволяют легко перейти к обсуждению свойств окружающих вещей. Например,после загадки о воде можно спросить: «Для чего еще нужна вода? Что с ней делают? Где она бывает?»
Консультация для родителей «Развитие логического мышления» Успешное обучение детей в начальной школе зависит от уровня развития мышления ребенка, умение обобщать и систематизировать свои знания,.
Консультация для родителей «Домашняя игротека» Учитывая большую загруженность родителей ежедневными домашними делами и накопленную к концу дня усталость, предлагаем следующие игры и игровые.
Консультация для родителей и педагогов «Зачем ребёнку 5–6 летнего возраста воскресная школа?» Зачем нужна воскресная школа? Такой вопрос возникает в каждой семье с момента регулярного посещения занятий в Воскресной школе при Храме.
Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Консультация для родителей «Нужна ли детям музыкальная школа?» Наверное, многие родители сегодня задают себе подобный вопрос: «Нужна ли.
Консультация для родителей разновозрастной группы по развитию предпосылок логического мышления у дошкольников Для успешного освоения программы школьного обучения ребёнку необходимо не столько много знать, сколько последовательно и доказательно мыслить,.
Консультация для родителей «Развитие логического мышления детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Подарю тебе игру» В. А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек с детьми подготовительной группы» Консультация для родителей «Развитие логического мышления с помощью счётных палочек» Главной целью системы дошкольного образования является.
Консультация для родителей «Сказка для ребёнка» Консультация для родителей Сказка для ребенка Сказка – ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок. Именно через сказку дети получают уроки.
Круглый стол для родителей средней группы «Домашняя игротека» Цель • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Задачи: • Обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;.
О чем рассказывают нам. сказки
Из тридесятого царства до наших дней дошли… сексуальные искушения, табу инцеста, взаимная ревность братьев и сестер. Сказки, невинные на первый взгляд, говорят о бессознательных конфликтах, с которыми сталкиваются дети. Мы попросили специалистов расшифровать четыре традиционных сюжета.
Знаете ли вы, что Золушка и ее завистливые сестры впервые упоминаются на страницах древнего китайского манускрипта, которому три тысячи лет? Меняются общество, обычаи, государства и языки — а сказки не устаревают, и мы по-прежнему читаем их детям. Такая долгая жизнь этих сюжетов объясняется тем, что в них в символическом виде отражаются основные психологические проблемы людей — наши архетипические внутренние конфликты.
«Не стоит отказываться от страшных сказок: инсценируя бессознательные страхи ребенка, они помогает ему осознать их и преодолеть, — говорит юнгианский аналитик Станислав Раевский. — Облегченная литература, очищенная от страдания и жестокости, лишь учит ребенка прятать свою тревогу».
Богатство символического содержания сказок делает их прекрасным материалом для анализа. Психоаналитикам-фрейдистам интересно выявить подавленные пласты нашего бессознательного, которые отражаются в той или иной сказке.
«С точки зрения аналитической психологии любая сказка символически описывает внутренний процесс, а не внешние события или отношения с другими людьми. Герои сказки трактуются как разные составляющие одной личности, отношения между которыми приводят к трансформации и личностному росту», — поясняет юнгианский аналитик Юлия Казакевич.
Обе эти интерпретации не исключают друг друга, но существует и третья: как и во множестве других сказок, Джек на своем примере просто показывает детям, что любые трудности можно преодолеть с помощью ума и смекалки.
История про меня
Психотерапевты, использующие сказки в своей работе, нередко выделяют трех основных (универсальных) персонажей, которые символизируют разные стороны нашей личности.
Рассмотреть взаимоотношения этих фигур — прекрасная возможность подумать, где именно находится проблема, которая мешает нам развиваться.
Универсальный характер сказок дает возможность использовать их в психотерапии. По словам Станислава Раевского, «сказка помогает психотерапевту и его клиенту разговаривать на одном языке, дает общую систему символов. Иногда очень многое можно понять, просто спросив человека, какая у него любимая сказка».
«Важно и то, как именно человек расскажет свою любимую сказку, — добавляет Юлия Казакевич. — Каждый по-своему расставит акценты, добавит или уберет подробности, значимые именно для него. Следующий шаг — написать свою собственную историю. Не случайно рождение авторской, литературной сказки исторически предшествует появлению психоанализа. Литературная сказка — это переход между народной сказкой и теми сказками, которые каждый из нас может написать сам, пытаясь понять сложность и противоречивость своего внутреннего мира».
Дети и взрослые, мы возвращаемся к сказкам снова и снова, воссоединяясь таким образом с собой, помогая пробудиться ребенку, который скрывается в каждом из нас, раскрывая силы собственного воображения, способного преобразить нас и нашу жизнь.
Сказкотерапия
Сказкотерапия — это активно развивающееся направление в психотерапии. Чаще всего этот метод используется в работе с детьми, потому что сказка великолепно выполняет роль общего языка. Сказка — мостик между рациональным мышлением взрослого и образным, «волшебным» миром ребенка, в котором не существует абстракций и все происходит здесь и сейчас. В сказкотерапии используются терапевтические сказки — истории, метафорически рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается ребенок. В них, как и в народных сказках, ситуация всегда обретает целостность: герой (с которым ребенок охотно отождествляет себя) преодолевает трудности и становится сильнее. В групповой или индивидуальной работе дети читают сказки, обсуждают поступки героев, рисуют наиболее запомнившиеся эпизоды, разыгрывают сказки по ролям.
«Ослиная шкура»
Король, потеряв горячо любимую супругу, ищет новую жену, которая бы ничем не уступала умершей, и влюбляется в собственную дочь. Принцесса, следуя наставлениям феи-крестной, убегает из дворца, переодевшись в шкуру осла. До встречи с прекрасным принцем она живет в бедности вдали от родного королевства.
Табу инцеста. Это, пожалуй, наименее известная из всех сказок Шарля Перро: в ней говорится о самом строгом из существующих табу. Стремление к инцесту, приписанное сюжетом королю, — это проекция влечения любой девочки к отцу, которое одновременно — естественный этап взросления.
Героиня сказки преодолевает свою тревогу, отказываясь, по совету феи, от легкой жизни. В чужом королевстве она живет в грязи, пасет скот, что символически передает трудность осознания инцестуозного влечения. Лишь приняв свою темную сторону (к которой относятся инцестуозные переживания), принцесса получает право вступить в «правильный» брак. Переодевание в шкуру животного — символ магической трансформации: девочке удается не только сохранить свою душу, но и выйти на новый уровень.
«Красная Шапочка»
Самую красивую девочку в деревне мама отправляет к бабушке. В лесу она встречает волка, который съедает сначала бабушку, а потом и девочку. Мало кто знает, что оригинальная (1697 год) версия Шарля Перро на этом и заканчивается — нам больше знаком вариант со счастливым концом, где охотники убивают волка, вспарывают ему живот, а девочка с бабушкой оказываются целыми и невредимыми.
Сексуальное искушение. В этой знаменитой сказке сексуальный смысл выражен наиболее прямо. Красный цвет символизирует сексуальные переживания. Волк — это, конечно, мужчина: когда девочка раздевается и ложится к нему в постель, а зверь говорит ей, что у него такие большие руки, чтобы крепче обнять ее, сомнениям уже не остается места.
Не удовлетворившись недвусмысленностью этих образов, автор посчитал нужным еще и снабдить сказку советом: девицам не надо слушать коварных речей мужчин. Согласно моральным нормам того времени, эта сказка говорит, что сексуальность опасна, приравнивает мужскую сексуальность к агрессии, а женскую — к жертвенности.
Красная Шапочка, в отличие от других сказочных героинь, не вырастает, так и остается девочкой. Не случайно мы упорно дополняем эту сказку отсутствующей у Перро трансформацией («второе рождение» бабушки и внучки из вспоротого живота волка).
«Золушка»
Овдовев, богатый мужчина женится на женщине с двумя злыми дочерьми. Они издеваются над Золушкой до тех пор, пока на балу в нее не влюбляется принц. Существует множество версий этой сказки, в том числе и у братьев Гримм. Знаменитая хрустальная туфелька появляется в версии Шарля Перро.
Соперничество в семье. Соперничество детей из-за родительской любви существовало всегда, это совершенно нормальное явление. Жизнь Золушки кажется нам преувеличенно тяжелой — а ведь в сказке отражены эмоции любого ребенка, у которого есть братья или сестры, а также чувства, которые он испытывает к родителям. Образ злой мачехи позволяет ребенку признать свои «дурные» переживания (гнев и обиду на родителей), не испытывая при этом чувства вины. Мачеха и ее злые дочери отнимают у Золушки отца — он заботится о них, а не о родном ребенке.
С точки зрения внутренних процессов история Золушки — это история осознания желаний, которые, в отличие от желания получить красивое платье или поездку на бал, никогда не могут быть удовлетворены отцом. Эти желания подавлены, что символизируется подчиненным положением Золушки, грязны, как зола, на которой она сидит или спит, и расцветают (направленные на подходящий объект) после трудной работы по осознанию и принятию.
«Белоснежка»
Трудности полового созревания. Братья Гримм донесли до нас сказку, необычайно точно описывающую важнейший этап развития девочки — период полового созревания. В начале сюжета королева-мать (потом она умирает во время родов) уколола себе палец. Три капли крови падают на снег — это подчеркивает контраст между невинностью и сексуальностью. Так сказка готовит девочек к тому, чтобы принять менструацию.
Далее: в глухом лесу, среди гномов — персонажей, лишенных сексуальности, — Белоснежка взрослеет. С ними она репетирует материнство (но пока без мужчины), учится вести хозяйство. Выполняя все функции женщины, кроме сексуальной и воспроизводящей, она становится готовой к приходу принца.
Наконец, эта сказка говорит о зарождающемся соперничестве между матерью и дочерью. Образ злой мачехи, конечно же, символизирует обычную, несказочную мать, которой завидует растущая девочка. Отравленное яблоко воплощает собою чрезмерную материнскую любовь, ее всемогущество и страх наказания, которые девочке необходимо осознать и преодолеть, чтобы из ребенка превратиться во взрослого человека. Это и напоминание матери о том, что отношения с дочерью пора перестроить, признав за ней право выбрать собственный путь. Кровь первой менструации — сигнал об этом.