О чем рассказывают предания 8 класс

Предания как исторический жанр русской народной прозы

Предания как исторический жанр русской народной прозы

Предание — жанр устного народного творчества, рассказы исторического содержания, народная историческая проза. Предания дошли до наших дней из глубины веков и сохранили дух того времени.

Слово «предание» точно отражает суть этого жанра. Это рассказ, который передается из уст в уста, переходит от поколения к поколению. Грамотность и книги в древности были доступны немногим, а знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти всем. До XIX столетия предания заменяли историческую литературу, по-своему рассказывая о прошлом и настоящем. Но предания не отображают весь ход событий, они уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.

Предания часто рассказывают о происхождении того или иного народа. Обычно речь идет о каком-нибудь предке, родоначальнике, с которым связано название племени или народа. Например, в средневековых европейских исторических сочинениях было распространено предание о происхождении славянских племен. Оно гласило, что когда-то жили три брата: Чех, Лех и Мех, или Медведь. От первого произошли чехи, от второго – поляки, от третьего – русские.

Прошлое в преданиях обычно приукрашивается. Например, рассказывается, что в прежние времена жили не обыкновенные люди, а великаны. Поэтому человеческие кости, найденные на месте былых сражений русских с литовцами или чудью (одним из финских племен), будто бы поражают своей величиной.

Разбойничьи или казачьи атаманы в былые годы тоже обладали какими-то волшебными свойствами: например, Ермак, по преданию, неуязвим для пуль, Разин – колдун.

Нашли свое отражение в преданиях и реальные обстоятельства, но после многократных пересказов что-то, казавшееся неинтересным, забывалось, недостающие подробности домысливались, герои приобретали новые черты, а события – новые детали. В итоге факты в рассказе могли исказиться до неузнаваемости.

Почти во всех преданиях в центре любого события, от самого крупного до мелкого, всегда стоит одна яркая личность: царь, князь, разбойник, атаман, генерал. Эта личность и определяет всё происходящее. Внимание сосредотачивается именно на этом человеке, и описываемые события происходят по его воле.

В преданиях об исторических личностях могут описываться события, широко известные. Например, взятие Иваном Грозным Казани, завоевание Ермаком Сибири, восстание в Москве против поляков во время правления Лжедмитрия, основание Петром города Петрозаводска, переход Суворова через Альпы и другие. Наряду с этим существует множество сюжетов, в которых изображаются различные поступки знаменитых людей, не известные по архивным источникам.

Множество преданий посвящено основанию городов и освоению новых территорий. Эти сюжеты часто связаны с деятельностью какого-либо выдающегося человека.

Среди героев преданий часто встречаются разбойники и силачи. Разбойники грабят, убивают людей, прячут награбленное, зарывают клады. Однако не всегда в преданиях разбойники предстают злодеями. Нередко речь идет о благородных разбойниках, раздававших награбленное бедным людям. Среди них упоминаются Степан Разин и Емельян Пугачев.

Силачи в преданиях — всегда простые люди. Среди казаков – это казак, в бурлацких рассказах – бурлак. Силач превосходит всех физической мощью и обычно не имеет равного противника. Иногда такие герои наделяются и мифологическими, волшебными чертами.

Благодаря наличию вымысла предания часто бывают близки к былинам или сказкам.

И в предании «О Пугачеве», как в предании о Ермаке, излагаемые события сильно отличаются от действительно имевших место. Реальный Пугачев был самозванцем, жены у него итальянского происхождения не было. Екатерина II не была его союзницей, и поэтому престол не возвращала.

Многие предания полностью расходятся с исторической действительностью. Но в поэтических образах Ермака Тимофеевича или Емельяна Пугачева читатель видит образ русского народа, его автобиографию. Предания невелики по объему, но в них угадывается многое: и самобытный характер русского народа, и отношение его к царской власти, и народное самосознание единства, и национальная определенность.
Предания пропитаны любовью к родине, повествуют об историческом прошлом. Они имеют воспитательный характер. Главным достоинством преданий является не историческое, а нравственное начало. Благодаря ему народный эпос актуален и ценен и в наши дни.

Источник

Урок литературы в 8 классе. ПРЕДАНИЯ

Цели: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы в 8 классе. ПРЕДАНИЯ»

Урок литературы в 8 классе.

Цели: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе (о Ермаке); показать, как сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в литературе второй половины XVIII века пробивается нередко подлинная сила народного гнева (о восстании Пугачева); повторить исторические песни о Пугачеве; отметить своеобразие жанра частушек.

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

1) Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)

2) Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания?

Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок рассыпался –

Смешалась шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью;

Орана шведская пашня

Посеяна новая пашня

Поливана новая пашня

Горячей солдатской кровью.

(Эта песня рассказывает о Полтавской битве, о сражении русской армии под предводительством Петра I со шведами. содержание позволяет отнести эту песню к историческим.)

3) Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?

(Для народной песни характерны повторы. Здесь они есть: предлог под, запалит, распахана и др. песня построена на противопоставлении шведской и русской силы (армии). Поле битвы сравнивается с пашней, боевые действия – с пахотой. Есть также свойственные фольклору постоянные эпитеты – белая армия, горячая кровь, крупен чеснок.)

4) Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?

(Основная мысль такова: несмотря на то что шведская армия была лучше вооружена (пушки против мушкетов) и более многочисленна, русские победили благодаря мужеству и воинской доблести.)

1) Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему они посвящались?

(В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)

2) Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен ее можно отнести?

Уж ты ночка, ты ноченька темная,

Ты темная ноченька, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки,

Нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет.

(Эту песню можно отнести к лирическим. Она рассказывает о тяжкой сиротской доле, об одиночестве героини. Настроение она передает невеселое: тоска, печаль сопровождают жизнь сироты.)

3) Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

(В построении этой песни использован прием параллелизма. Вначале идет описание темной осенней ночи, ночи пасмурной, без звезд и без месяца. Потом тяжелой, безрадостной (темной) судьбы девушки-сироты, у которой нет ни родных, ни знакомых, даже милый друг «далеко живет».)

1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.

2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?

(«Ермак готовится к походу на Сибирь» – завоевание новых сибирских земель; «Степан Разин на Волге» – народное восстание под предводительством Степана Разина; «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» – бунт с Емельяном Пугачевым во главе.)

4) Многие поэты разных эпох писали песни в подражание народным. Песни Н. Языкова и А. Кольцова, Ф. Глинки и Н. Некрасова, И. Козлова и многих других стали народными, т. е. их поет не одно поколение людей.

Вспомните (прочитайте) стихотворение А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя. », которое называется «Песня». Чем оно похоже на народную песню? (Текст прилагается, смотри урок 4.)

1) Задание: прочитайте песни; отметьте, какие мотивы народных песен отразились в стихотворении Кольцова.

Уж вы ночи мои, ночи темные!

Вечера ли мои, вечера осенние!

Я все ночи, все ночи просиживал,

Я все думы, все думы придумывал –

Как одна дума-думушка с ума нейдет.

Она с ума нейдет, со велика разума:

Если б были у меня, у молодца, крылушки,

А еще-то были да сизые перушки,

Полетел бы я на свою сторонушку,

Поглядел бы я на свое подворьице,

А еще бы я на родного батюшку,

А еще бы я на родную матушку,

А еще бы я на свою молоду жену,

На свою молоду жену да на малых детушек.

Ох, батюшка наш, славный тихий Дон!

Тихохонько бежешь, глубоко копашь.

Славой выводишь круты бережки,

Посредь себя становишь часто островы,

На море, на устьице – часты ракитовы кусты.

Во кустичке свивал сокол тепло гнездышко.

На завивочку кладет сокол чистого серебра,

По краюшкам выводит красным золотом,

Покрышечку сокол красит плисом-бархатом.

Свивши сокол тепло гнездо, сам задумался:

На что было, к чему свивать тепло гнездо:

Нет у меня, у сокола, соколинушки,

У меня ли, у доброго молодца, молодой жены!

Вместе с бедностью

2) Какие существуют группы народных песен? Что вы знаете об обрядовом фольклоре?

3) Укажите особенности лирических песен. Какие народные песни вы знаете и какие песни вам нравятся?

1) Прочитайте народную песню и отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что передал Некрасов в народной песне? Почему?

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку:

Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

Сердитый по новым погуливает.

Снохе спать не дает:

«Встань, встань, встань ты, сонливая!

Встань, встань, встань ты, дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!»

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает.

Снохе спать не дает:

«Встань, встань, встань ты, сонливая!

Встань, встань, встань ты, дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!»

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Мой любезный по сеничкам похаживает,

Легохонько, тихохонько поговаривает:

«Спи, спи, спи, спи ты, моя умница,

Спи, спи, спи ты, разумница!

Загонена, забронена, рано выдана».

Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку;

Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

Сердитый по новым погуливает.

Стучит, гремит, стучит, гремит,

Снохе спать не дает:

Встань, встань, встань, ты – сонливая!

Встань, встань, встань, ты – дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!

Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает.

Стучит, гремит, стучит, гремит,

Снохе спать не дает:

Встань, встань, встань, ты – сонливая!

Встань, встань, встань, ты – дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!

2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?

3) В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).

– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

– Как в частушках отражается время?

Р/р. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

3. Исполнение учащимися собственных частушек.

III. Изучение новой темы.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя по новой теме.

Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.

Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.

Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане. Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.

3. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника).

4. Беседа по тексту.

– Каким народ представляет себе Ермака?

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

5. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

6. Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.

С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъем крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачева грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения пугачевщины.

Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачева, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В. В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже Пушкин оценил одно из воззваний Пугачева как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

– Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны. («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».)

– Какое отношение к Пугачеву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

7. Чтение предания «О Пугачеве» (с. 13 учебника).

IV. Подведение итогов урока.

– Какой из текстов преданий вам понравился больше?

– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?

Домашнее задание: подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику (задание 1, с. 17, раздел «Развивайте дар слова»); вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.

Источник

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Предания

Конспект урока будет удобен на уроке литературы для 8 класса в сентябре, здесь есть цель и задачи, все этапы урока соблюдены, организационный момент, мотивация к учебной деятельности, приветствие, актуализация опорных знаний, изучение нового, работа со статьей в учебнике, проверка домашней работы, физкультминутка, закрепление, беседа, задания и вопросы, работа по карточкам, обобщение, итог, домашнее задание.

Конспект урока по литературе для 8 класса на тему: Предания

Цель: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке.

Задачи: познакомить учащихся с преданиями о Пугачеве и Ермаке, отметив, что наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе (о Ермаке); показать, как сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в литературе второй половины XVIII века пробивается нередко подлинная сила народного гнева (о восстании Пугачева); повторить исторические песни о Пугачеве; отметить своеобразие жанра частушек.

А ручки и тетрадки?

Тогда урок начнём сейчас,

Раз всё у вас в порядке.

Чтобы литературные тайны познавать,

Нужно всё серьёзно изучать.

— проверка готовности класса к уроку:

Я рада новой встрече с вами,

Приятно ваше общество, друзья!

Ответы ваши вы готовьте сами,

Их с интересом буду слушать я.

Мы сегодня снова будем читать,

Выводы делать и рассуждать.

А чтобы урок пошёл каждому впрок

Активно включайся в работу, дружок!

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

А почему он важный –

Добрый день, мои друзья,

Встрече с вами рада я.

Сели ровно, все достали,

Вспоминаем все, что знали,

Оставляем все заботы

И включаемся в работу.

II. Актуализация знаний учащихся.

Проверка домашнего задания.

1. Работа по карточкам.

1) Что мы называем песней? Какие виды фольклорных песен вы знаете? (Песня – небольшое лирическое произведение, предназначенное для пения. Народные песни бывают лирические, исторические, обрядовые, плясовые.)

2) Прочитайте текст песни. Каким событиям она посвящена? Как называются песни подобного содержания?

Под славным городом под Полтавой

Подымалась Полтавская баталья.

Запалит шведская сила

Из большого снаряда – из пушки;

Запалит московская сила

Из мелкого ружья – из мушкета.

Не крупен чеснок рассыпался –

Смешалась шведская сила.

Распахана шведская пашня,

Распахана солдатской белой грудью;

Орана шведская пашня

Посеяна новая пашня

Поливана новая пашня

Горячей солдатской кровью.

(Эта песня рассказывает о Полтавской битве, о сражении русской армии под предводительством Петра I со шведами. содержание позволяет отнести эту песню к историческим.)

3) Какие свойственные народной песне художественные приемы можно отметить в этом произведении?

(Для народной песни характерны повторы. Здесь они есть: предлог под, запалит, распахана и др. песня построена на противопоставлении шведской и русской силы (армии). Поле битвы сравнивается с пашней, боевые действия – с пахотой. Есть также свойственные фольклору постоянные эпитеты – белая армия, горячая кровь, крупен чеснок.)

4) Как вы поняли основную мысль (идею) этой народной песни?

(Основная мысль такова: несмотря на то что шведская армия была лучше вооружена (пушки против мушкетов) и более многочисленна, русские победили благодаря мужеству и воинской доблести.)

1) Какие песни можно назвать народными лирическими? В чем их своеобразие? Чему они посвящались?

(В лирических народных песнях повествовательное начало менее развито, в них обычно выражаются чувства, переживания отдельного человека и в то же время многих людей, так как каждая песня передавалась от поколения к поколению долгое время. Каждый исполнитель поет как бы о себе, вкладывая свою душу; от этого песня не меняется, но становится по-настоящему народной. В лирических песнях отражаются любовные переживания, размышления о нелегкой доле, различные события семейной и общественной жизни. Чаще всего лирические песни протяжные, грустные, но бывают и веселые, плясовые.)

2) Прочитайте песню. Какова ее тема? Какое настроение она передает? К какому виду песен ее можно отнести?

Уж ты ночка, ты ноченька темная,

Ты темная ноченька, осенняя!

Нет у ноченьки светлого месяца,

Светлого месяца, ни частых звездочек!

Нет у девицы родного батюшки,

Нет ни батюшки, нет ни матушки,

Нет ни братца, ни родной сестры,

Нет ни рода, нет ни племени!

Уж как был-то у ней мил-сердечный друг,

Да и тот теперь далеко живет.

(Эту песню можно отнести к лирическим. Она рассказывает о тяжкой сиротской доле, об одиночестве героини. Настроение она передает невеселое: тоска, печаль сопровождают жизнь сироты.)

3) Какой распространенный прием построения лирической песни встречается здесь? В чем он состоит?

(В построении этой песни использован прием параллелизма. Вначале идет описание темной осенней ночи, ночи пасмурной, без звезд и без месяца. Потом тяжелой, безрадостной (темной) судьбы девушки-сироты, у которой нет ни родных, ни знакомых, даже милый друг «далеко живет».)

III. Работа по новой теме.

Прочитайте предания, связанные с Пугачевым и донским казаком Ермаком, Вспомним, что предания отражают события давно минувших лет и восприятие их современниками.

Пугачев-то был-то был, да под именем Петра III, Петр Федорович, Он только назывался Пугачевым. В конце-то гонцов он здесь женился ил нашего поселка, здесь формировал казаков.

Он сошелся не то с итальянской барышней, не то с княгиней. Она заняла его престол, а его скинула и дала известие поймать его и доставить живым. Его поймали.

Взвод полковников, не полковников, а оборотней казаков устроили вы пивку. А Пугачев и жену с собой взял. Ну вот, обратился Пугачев к кaзаку и попросил чарку водки. А главный-то говорит:

— Я ему свой пай отдам.

Когда туда доставили Екатерине Пугачева., сказали, мол: «Привели». Вышла она, посмотрела и говорит:

Сошла ома с престола и отдала ему престол. Этого казака, что водку ему давал, полковником сделала, а полковнику голову велела отрубить.

А у Петра уже ребенок народился. Жену он отправил в монастырь, а сам на престоле остался. Это все точно было.

Мы на цыпочки привстали,

Ручки кверху мы подняли,

Мы вздохнули, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Выдохнули, руки вниз,

Повторим теперь на «бис»!

— А теперь все тихо встали,

Дружно руки вверх подняли,

В стороны, вперёд, назад,

Повернулись вправо, влево

Тихо сели, вновь за дело.

1) Расскажите о народных песнях. Какие существуют группы народных песен? Расскажите об обрядовом фольклоре.

2) Каковы особенности лирических, исторических песен? Какие настроения передает каждая из них и какие чувства сообщает слушателям?

3) Вспомните, какие исторические песни вам известны. С какими событиями они связаны?

(«Ермак готовится к походу на Сибирь» – завоевание новых сибирских земель; «Степан Разин на Волге» – народное восстание под предводительством Степана Разина; «Пугачев в темнице», «Пугачев казнен» – бунт с Емельяном Пугачевым во главе.)

4) Многие поэты разных эпох писали песни в подражание народным. Песни Н. Языкова и А. Кольцова, Ф. Глинки и Н. Некрасова, И. Козлова и многих других стали народными, т. е. их поет не одно поколение людей.

Вспомните (прочитайте) стихотворение А. Ф. Мерзлякова «Среди долины ровныя. », которое называется «Песня». Чем оно похоже на народную песню? (Текст прилагается, смотри урок 4.)

1) Задание: прочитайте песни; отметьте, какие мотивы народных песен отразились в стихотворении Кольцова.

Уж вы ночи мои, ночи темные!

Вечера ли мои, вечера осенние!

Я все ночи, все ночи просиживал,

Я все думы, все думы придумывал –

Как одна дума-думушка с ума нейдет.

Она с ума нейдет, со велика разума:

Если б были у меня, у молодца, крылушки,

А еще-то были да сизые перушки,

Полетел бы я на свою сторонушку,

Поглядел бы я на свое подворьице,

А еще бы я на родного батюшку,

А еще бы я на родную матушку,

А еще бы я на свою молоду жену,

На свою молоду жену да на малых детушек.

Ох, батюшка наш, славный тихий Дон!

Тихохонько бежешь, глубоко копашь.

Славой выводишь круты бережки,

Посредь себя становишь часто островы,

На море, на устьице – часты ракитовы кусты.

Во кустичке свивал сокол тепло гнездышко.

На завивочку кладет сокол чистого серебра,

По краюшкам выводит красным золотом,

Покрышечку сокол красит плисом-бархатом.

Свивши сокол тепло гнездо, сам задумался:

На что было, к чему свивать тепло гнездо:

Нет у меня, у сокола, соколинушки,

У меня ли, у доброго молодца, молодой жены!

Вместе с бедностью

2) Какие существуют группы народных песен? Что вы знаете об обрядовом фольклоре?

3) Укажите особенности лирических песен. Какие народные песни вы знаете и какие песни вам нравятся?

1) Прочитайте народную песню и отрывок из поэмы Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Что передал Некрасов в народной песне? Почему?

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку:

Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

Сердитый по новым погуливает.

Снохе спать не дает:

«Встань, встань, встань ты, сонливая!

Встань, встань, встань ты, дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!»

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает.

Снохе спать не дает:

«Встань, встань, встань ты, сонливая!

Встань, встань, встань ты, дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!»

Спится мне, младешенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Мой любезный по сеничкам похаживает,

Легохонько, тихохонько поговаривает:

«Спи, спи, спи, спи ты, моя умница,

Спи, спи, спи ты, разумница!

Загонена, забронена, рано выдана».

Из поэмы «Кому на Руси жить хорошо»

Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит голову на подушечку;

Свекор-батюшка по сеничкам похаживает,

Сердитый по новым погуливает.

Стучит, гремит, стучит, гремит,

Снохе спать не дает:

Встань, встань, встань, ты – сонливая!

Встань, встань, встань, ты – дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!

Спится мне, младенькой, дремлется,

Клонит мою голову на подушечку.

Свекровь-матушка по сеничкам похаживает,

Сердитая по новым погуливает.

Стучит, гремит, стучит, гремит,

Снохе спать не дает:

Встань, встань, встань, ты – сонливая!

Встань, встань, встань, ты – дремливая!

Сонливая, дремливая, неурядливая!

2) Какую роль в народной песне играют повторы отдельных слов и целых строк?

3) В чем сходство и различие народных исторических песен и былин?

2. Работа по теме «Частушки» (по материалу учебника, с. 11–12).

– Расскажите о своеобразии жанра частушек. Как они исполняются? Какие музыкальные инструменты сопровождают народные песни и частушки?

– Как в частушках отражается время?

Р/р. Есть ли какая-то связь слова частушка со словами часто, частить?

3. Исполнение учащимися собственных частушек.

1. Сообщение темы и целей урока.

2. Вступительное слово учителя по новой теме.

Наиболее значительная и значимая черта русской литературы XVIII века – сознание ценности человеческой личности самой по себе, со всеми дурными и хорошими чертами ее характера.

Человек ценен своей личной инициативой, самим своим существованием, индивидуальными чертами своей личности. Сознание ценности человеческой личности развивается, однако вслед за осознанием значения народа в исторических событиях. В повестях о завоевании Сибири атаманом Ермаком, об Азовском осадном сидении казаков и в других произведениях XVII века народные массы по собственной инициативе присоединяют к Русскому государству города и области, сами их обороняют, проявляя беззаветную храбрость и мужество.

Повести о завоевании Сибири Ермаком, известные в науке под названием «Сибирские летописи» (предания), представляют собой литературно обработанные воспоминания самих казаков – участников похода или их потомков. Повести эти начинались с «Написания», которое было составлено казаками в 1623 году. И оказались в руках у составителя первой Сибирской летописи в 1620-х годах при сибирском архиепископе Киприане. Однако последующие официальные повествователи (а их было несколько) не могли полностью устранить основной тенденции казачьего «Написания»: казаки во главе с Ермаком по собственной инициативе завоевали Сибирь, силой вынудили Строгановых снабдить их всем необходимым и добровольно отдали Сибирь Русскому государству. Последующие повествователи-составители Есиповской и Строгановской летописи расцветили первоначально простые рассказы пышной фразеологией и народную идеализацию Ермака изменили в церковном духе.

3. Чтение предания «О покорении Сибири Ермаком» (с. 14–16 учебника).

4. Беседа по тексту.

– Каким народ представляет себе Ермака?

– Уверены ли рассказчики, что говорят правду? Подтвердите примерами.

5. Рассматривание иллюстрации В. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком».

– Так ли вы представляли себе эпизод покорения Сибири, как изобразил художник В. Суриков на картине «Покорение Сибири Ермаком»?

6. Слово учителя о литературе второй половины XVIII века.

С 60-х годов открывается новый период в истории русской литературы и общественной мысли XVIII века. К тому времени резко углубились политические и социальные противоречия в жизни страны. Усиление эксплуатации заводских, государственных и помещичьих крестьян вызвало бурный подъем крестьянского движения. В 1773–1775 гг. крестьянская война под предводительством Пугачева грозила привести дворянско-самодержавную империю «на самый край конечного разрушения и гибели» (Фонвизин). Жестокая расправа с восставшим народом на время приглушила крестьянское движение, но уже вскоре волнения в деревнях вспыхивают снова, а в 1796–1797 гг. вызывают опасные повторения пугачевщины.

Настроения народных масс находят непосредственное выражение в произведениях «низовой», рукописной, народно-демократической сатиры и публицистики («Плач холопов», указы, манифесты и воззвания Пугачева, «Челобитная к богу от крымских солдат», «Жалостное сказание», стихи беглого крепостного В. В. Подзорова). Сквозь непритязательную, часто безыскусную словесную форму в подобных произведениях пробивается нередко подлинная сила народного гнева: уже Пушкин оценил одно из воззваний Пугачева как «удивительный образец народного красноречия, хотя и безграмотного».

– Вспомните, какие исторические песни о Пугачеве вам известны. («Пугачев в темнице», «Пугачев казнен».)

– Какое отношение к Пугачеву передают эти исторические песни? Чего в них больше – уважения, жалости, сострадания, осуждения? Какие литературные приемы помогают народным певцам сообщить эти чувства слушателям?

7. Чтение предания «О Пугачеве» (с. 13 учебника).

V. Подведение итогов урока.

— Какие задачи ставили перед собой в начале урока?

— Выполнили эти задачи?

– Какой из текстов преданий вам понравился больше?

– В чем сходство и различие преданий и народных сказок?

Домашнее задание: повторить тему

подготовить пересказ предания «О покорении Сибири Ермаком», включив характерную для этого предания лексику (задание 1, с. 17, раздел «Развивайте дар слова»); вспомнить произведения из древнерусской литературы по предыдущим классам.

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *