О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Понемногу

О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.

четверг, 26 августа 2021 г.

Ответы на вопросы учебника к рассказу «Удивительная находка» для 4 класса

Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Виноградская, страница 15.

1. О каком событии рассказывается в этом тексте? Как это событие повлияло на дальнейшее развитие истории?

В этом тексте рассказывается о находке берестяной грамоты.

Это событие позволило по-новому взглянуть на историю Руси, узнать о многих вещах, в том числе о том, что грамота в древности была доступна не только знати, но и простым людям.

2. Какой материал для письма использовали наши предки?

Для письма наши предки использовали бересту, кору берёзы. Её вымачивали, убирали твёрдые слои и придавали прямоугольную форму.

3. О чём рассказывают древние письмена?

Древние письмена рассказывают о жизни наших предков. О том, как они вели хозяйство, общались друг с другом. Они рассказывают о том, что грамотой владели многие люди, в том числе крестьяне. И о том, что существовали школы, в которых учились дети.

4. Определите основную мысль прочитанной статьи.

Главная мысль этой статьи в том, что находка берестяных грамот перевернула историческую науку и позволила многое узнать о жизни в прошлом.

В этой статье рассказывается об историческом факте. В ней нет героев и не выражено отношение автора. Она передает научные факты, рассказывает об открытии, о бересте, о том, как учились и писали в прошлом.

Но она написана увлекательно, её цель не просто рассказать факты, но и увлечь читателя.

Следовательно это именно научно-познавательная статья.

6. Перескажите текст по плану: Переворот в исторической науке; Как писали на бересте; Тетради новгородского мальчика.

Пересказ статьи «Удивительная находка» для 4 класса

В 1951 году в Новгороде была совершена удивительная находка. Молодой археолог Нина Акулова нашла берестяную трубочку, на которой проступали какие-то письмена. Учёные наконец-то получили доступ к новому источнику знаний. Уже через несколько лет было найдено несколько сотен берестяных грамот в самых разных городах, даже в Москве. Из них учёные узнали, что грамотными на Руси были не только знать, но и простые люди.

В 1956 году археологи нашли в Новгороде 16 грамот, которые были учебными тетрадями мальчика Онифима. В них он учился писать буквы, а когда это занятие ему наскучило, стал рисовать. Онифим нарисовал самого себя, сидящего на коне и поражающего копьём врага. А рядом подписал своё имя.

Источник

Рукописные книги Древней Руси

Полезная информация по теме Рукописные книги Древней Руси для урока литературного чтения в 4 классе

Просмотр содержимого документа
«Рукописные книги Древней Руси»

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Рукописные книги Древней Руси

Учитель начальных классов

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Самая древняя русская рукописная книга «Остромирово Евангелие» написана в середине XI века.

Более 900 лет назад мастер книжного дела писец Григорий переписал это Евангелие для новгородского посадника Остромира.

Сейчас книга хранится в Санкт-Петербурге, в Государственной публичной библиотеке имени

М. Е. Салтыкова-Щедрина.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Монастыри служили основными центрами

книгописания в средние века.

В монастырской книжной мастерской царила строгая дисциплина.

За ослушание, небрежность сажали на сухой паёк.

Сохранились древние миниатюры, изображающие монахов –

переписчиков книг за работой.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Изготовление древних рукописных книг было делом дорогим и трудоёмким.

Материалом для них служил пергамент

кожа особой выделки.

Лучший пергамент получался из мягкой, тонкой кожи

Её очищали от шерсти и тщательно промывали.

Затем натягивали на рамки, посыпали мелом и чистили пемзой.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Выделанную кожу разрезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов.

Сшитые тетради собирали в книгу.

В зависимости от формата и количества листов, на одну книгу требовалось от 10 до 30 шкур животных – целое стадо!

По свидетельству одного из писцов, работавшего

на рубеже XIV-XV вв.,

за кожу для книги было уплачено три рубля.

В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Приступая к работе, писец брал стопу пергаментых листов и тщательно линовал их с помощью шильца.

Рукописи большого формата писали в два столбца.

В каждом столбце по 18 строк.

Так написано и Остромирово Евангелие.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами.

Привилегию писать лебединым и даже павлиньим

Извлекали перо непременно из левого крыла птицы,

чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей, руки.

Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок,

затем кончик наискось срезали,

расщепляли и затачивали специальным, перочинным, ножичком.

Им же выскабливали ошибки в тексте.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и чёрных, были бурого цвета,

так как делались на основе железистых составов,

а проще говоря, ржавчины.

В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея,

окрашивали её в бурый цвет.

Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишнёвый клей, квас, мёд и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Поскольку книга стоила дорого, её берегли.

Для защиты от механических повреждений делали переплёт из двух досок, обтянутых кожей и имевших застёжку на боковом срезе.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Иногда переплёт оковывали золотом и серебром, украшали драгоценными камнями.

Такие металлические переплёты называют окладами.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись.

Перед текстом обязательно делали заставку –

небольшую орнаментальную композицию,

часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела.

Большая заставка Остромирова Евангелия.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Первую, заглавную букву в тексте – «инициал» – писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа.

Обычно инициал был красным.

С тех пор говорят – «писать с красной строки».

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Древние рукописи иллюстрировали и заботливо украшали. Их называли «цветоносными», так как для рисунков русские мастера использовали многие цвета, а в Европе в основном только красный.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

В Остромировом Евангелии — три большие иллюстрации, на которых изображены апостолы Марк, Иоанн и Лука (составители Евангелия).

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Текст летописи состоит из погодных (составленных по годам) записей.

Каждая из них начинается словами: «в лето такое-то». и сообщений о событиях,

которые произошли в этом году.

Сообщения бывают и короткими, и длинными,

иногда они даже включают пространные повести о важных событиях.

Но иногда летописец ограничивался кратким замечанием типа:

» В лето 6752 (1244) не бысть ничтоже» (ничего не было).

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всём, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.

Но летописец должен был рассказывать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

«Повесть временных лет»

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

«Реками, наполняющими Вселенную»

назвал книги русский летописец XI века.

Книги ценились на Руси, собирались в семьях несколькими поколениями, упоминались почти в каждой духовной грамоте (завещании) среди ценностей и родовых икон.

Источник

Урок по истории для 4 класса, презентация + конспект «Развитие письменности на Руси»

Выбранный для просмотра документ История 4 класс.pptx

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Описание презентации по отдельным слайдам:

История 4 класс Развитие письменности на Руси.

Проверка домашнего задания Византия Византия и Русь Первые христиане на Руси Принятие христианства на Руси Что дало Руси принятие христианства

Почему возникла славянская письменность? Христианское учение содержалось в книгах на греческом и латинском языках Приняв крещение, славяне стали нуждаться в приобщении к христианскому учению Необходимость перевода церковных книг на славянский язык Создание славянской письменности и перевод на славянский язык священных книг

Послание моравского князя к византийскому императору Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы научил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского.

Кирилл и Мефодий – первоучители славян

Создание славянской письменности глаголица кириллица 24 мая – День славянской письменности

На чём и чем писали в Древней Руси Пергамент – прочный полупрозрачный материал для письма.

Берестяные грамоты Береста – верхний слой берёзовой коры.

Проверь себя! Какие события ускорили создание славянской письменности? Кого и почему считают первоучителями славян? Что такое пергамент? Какие выводы можно сделать, узнав о берестяных грамотах? Какое слово лишнее и почему?

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ История.docx

МБОУ Сатисская СОШ

Смыслова Елена Алексеевна

Познакомить детей с историей возникновения славянской письменности, с деятельностью святых Кирилла и Мефодия — первоучителей славян; показать процесс развития материалов для письма: от пергамента и бересты до бумаги.

Продолжить формирование умений работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, давать характеристику историческим деятелям.

Воспитывать уважение к предкам, среди которых уже в XI—XII веках было много образованных людей, и бережное отношение к книгам.

карта «Киевская Русь в IX—XII веках»;

картины: «Рукописные книги», «Берестяные грамоты»;

гусиное перо, береста, стальное перо, перьевая ручка, чернильница с чернилами.

Основные понятия и имена:

святые Кирилл и Мефодий — первоучители славян,

План изучения нового материала

Почему возникла славянская письменность.

Кирилл и Мефодий — первоучители славян.

Создание славянской письменности.

На чем и чем писали в Древней Руси.

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

Проверка домашнего задания.

Первые христиане на Руси

Принятие христианства на Руси

Что дало Руси принятие христианства

Изучение нового материала.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

I. Почему возникла славянская письменность (беседа)

Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

(Рассуждения учителя и учащихся по ходу беседы оформляются в логическую цепочку):

Христианское учение содержалось в книгах на греческом и ла тинском языках —> приняв крещение, славяне стали нуждаться в приобщении к христианскому учению —> необходимость перевода церковных книг на славянский язык—> создание славянской пись менности и перевод на славянский язык священных книг.

Потребность славян в письменности показана в послании моравского князя к византийскому императору: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы научил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского».

II. Кирилл и Мефодий — первоучители славян (рассказ)

2. Из какой семьи происходили святые? (Они родились в семье крупного военачальника в греческом городе Солунь — Салоники.)

3. Какими качествами они обладали? (Любовью к наукам, языкам — знали славянский, латинский, арабский, еврейский языки, помимо греческого, который был для них родным, целеустремленностью, смелостью, самоотверженностью.)

4. Какие задачи решали? (Создавали письменность для славян, распространяли христианское учение среди язычников.)

5. Насколько их деятельность соответствовала интересам Руси? (Благодаря деятельности Кирилла и Мефодия Русь обрела письменность и приобщилась к миру образованных и культурных народов Европы, разрозненные славянские племена стали ближе друг другу.)

6. Каковы результаты и оценка их деятельности? (Многие народы Восточной Европы (не только славянские) получили письменность. За выдающийся вклад в распространение христианства и культуры Кирилл и Мефодий были причислены церковью к лику святых. В их честь с 1966 года в России 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности». В 1992 году и Москве был открыт памятник создателям славянской письменности.)

III. Создание славянской письменности (рассказ)

Первыми словами, написанными славянскими буквами, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

У братьев были недоброжелатели среди духовенства, так как многие богословы утверждали, что нельзя переводить Библию на варварский язык. В описании жизни Мефодия «Память и житие блаженного отца нашего учителя Мефодия, архиепископа Моравска» говорится: «Явил Бог философу (Мефодию) славянское письмо». Таким образом подчеркивалось, что на создание письменности для славян Кирилла и Мефодия подвигнул сам Бог и перевод священных книг — дело богоугодное.

( просмотр видео фильма)

IV. На чем и чем писали в древней Руси (беседа по материалу учебного пособия, с. 36)

— Какими материалами и инструментами мы пользуемся для письма в наше время?

— Как вы думаете, на чем писали на Руси в те времена, когда появилась письменность?

Определение слова «пергамент» дети читают на слайде

— Чем писали на пергаменте?

Можно показать на уроке гусиное перо.

— В XVIII веке начали изготавливать металлические перья. «У одного человека, которому приходилось много писать, был слуга. Ему стало очень жаль своего господина, который не успевал менять сточившиеся перья. И тогда он придумал перо из стали. Правда, изобретатель не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось» (Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 57). Перья делали не только из стали — были золотые, серебряные перья. В XVIII и XIX веках металлические перья стоили чрезвычайно дорого. Только в начале XX века ученики стали писать стальными перьями. (Учитель демонстрирует ручку со стальным пером и чернильницу.) Шариковая ручка в России появилась в середине 1960-х годов, а изобретена она была в 1938 году венгерским химиком Биро.

V. Рукописные книги (чтение вслух учебного пособия с последующими ответами на вопросы)

Данный материал изучается путем чтения вслух соответствующего раздела § 9 учебного пособия (с. 37). Педагог задает учащимся вопросы:

— Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)

— Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?

— Как выглядели старинные книги?

— Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?

— Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси? Какие из этих правил дошли до наших дней?

V I Берестяные грамоты (рассказ в объеме материала, предложенного в учебном пособии, — с. 38)

— Посмотрите на бересту. Если кто-то из вас захочет дома попробовать писать на бересте, то помните, что снимать ее можно только со спиленных бревен или поленьев, но ни в коем случае не с живых деревьев, так как это наносит вред природе.

— Ответьте на вопросы слайда.

§ 9, тетрадь: с. 19, задания 1, 2, 3.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

Цели урока:

Оборудование:

Основные понятия и имена:

План изучения нового материала
I. Почему возникла славянская письменность.
II. Кирилл и Мефодий — первоучители славян.
III. Создание славянской письменности.
IV. На чем и чем писали в Древней Руси.
V. Рукописные книги.
VI. Берестяные грамоты.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

— В течение первых столетий своего существования языч¬ники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

I. Почему возникла славянская письменность (беседа)
— Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
(Рассуждения учителя и учащихся по ходу беседы оформляются в логическую цепочку):

II. Кирилл и Мефодий — первоучители славян (рассказ)

III. Создание славянской письменности (рассказ)

У братьев были недоброжелатели среди духовенства, так как многие богословы утверждали, что нельзя переводить Библию на варварский язык. В описании жизни Мефодия «Память и житие блаженного отца нашего учителя Мефодия, архиепископа Моравска» говорится: «Явил Бог философу (Мефодию) славянское письмо». Таким образом подчеркивалось, что на создание письменности для славян Кирилла и Мефодия подвигнул сам Бог и перевод священных книг — дело богоугодное.
( просмотр видео фильма)

IV. На чем и чем писали в древней Руси (беседа по материалу учебного пособия, с. 36)

Определение слова «пергамент» дети читают на слайде
Перья делали не только из стали —были золотые, серебряные перья. В XVIII и XIX веках металлические перья стоили чрезвычайно дорого. Только в начале XX века ученики стали писать стальными перьями. (Учитель демонстрирует ручку со стальным пером и чернильницу.) Шариковая ручка в России появилась в середине 1960-х годов, а изобретена она была в 1938 году венгерским химиком Биро.

V. Рукописные книги (чтение вслух учебного пособия с последующими ответами на вопросы)
Данный материал изучается путем чтения вслух соответствующего раздела § 9 учебного пособия (с. 37). Педагог задает учащимся вопросы:
Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
Как выглядели старинные книги?
Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси? Какие из этих правил дошли до наших дней?

VI Берестяные грамоты (рассказ в объеме материала, предложенного в учебном пособии, — с. 38)
Что такое «береста»?

Посмотрите на бересту.Если кто-то из вас захочет дома попробовать писать на бересте, то помните, что снимать ее можно только со спиленных бревен или поленьев, но ни в коем случае не с живых деревьев, так как это наносит вред природе.
Закрепление материала.

Ответьте на вопросы слайда.

Домашнее задание
§ 9, тетрадь: с. 19, задания 1, 2, 3.

Источник

Составь план и расскажи о рукописных книгах

Ответ или решение 1

О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс литературное чтение

План рассказа о рукописных книгах

Для того, чтобы составить грамотный и полный рассказ о рукописных книгах, подойдет следующий план:

Рассказ о рукописных книгах по предложенному плану

Когда произошло Крещение Руси, святые Кирилл и Мефодий познакомили жителей Руси с первой славянской азбукой. Потом ее стали называть кириллицей, в часть святого Кирилла. Когда на территории русского государства стало распространяться христианство, возникла необходимость в церковных книгах для того, чтобы вести по ним православную церковную службу. Также у людей появилась потребность записывать свидетельства о важных исторических событиях, чтобы передать историю потомкам. Так на Руси стали появляться первые книги. Они были рукописными, потому что книгопечатание изобрели намного позже. Первые книги писали пером на пергаменте – плотной бумаге из телячьей кожи.

На Руси было очень мало грамотных. В основном, грамотными были церковные люди – монахи, священники, представители церковной власти. Чаще всего написанием церковных книг и исторических летописей занимались монахи. Самый известный писатель Древней Руси – летописец Нестор, монах-историк, автор знаменитой «Повести временных лет».

Монахи переписывали от руки тексты Евангелия и Библии для того, чтобы с этими текстами могло ознакомиться большое количество людей. Также монахи составляли жития святых и писали летописи – воспоминания об исторических событиях, очевидцами которых они были. Богатые и знатные люди, владевшие грамотой, часто составляли в письменной форме поучения для своих потомков. Пример – «Поучение» Владимира Мономаха.

Рукописные книги на Руси затейливо украшались. Первая буква первой строки на странице была самой большой и красивой. Ее часто писали красными чернилами, отсюда и выражение – «писать с красной строки», то есть с новой строки. Новую строку называли красной еще и потому, что первую букву старались нарисовать особенно красиво. Слово «красный» на Руси означало не только цвет, но и красоту.

Древние рукописные книги сыграли большую роль в развитии русского зыка и литературы. Многие из памятников литературы того времени люди с интересом читают и изучают до сих пор, например, церковные книги на старославянском языке и древние летописи.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *