О чем рассказывают древние письмена 4 класс

Урок окружающего мира 4 класс «Из истории письменности»

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ – ПОДОБРАТЬ К ПОСЛОВИЦЕ ЗНАЧЕНИЕ

Аз да буки – и вся наука.

– знает только основы и больше ничего

Аз, да всему горазд.

— Малообразованный, а всё умеет.

— от корки до корки, от начала до конца.

Он аза в глаза не видел.

– ничему никогда не учился

Сперва аз да буки, а там и науки.

– сперва выучи алфавит, а там и выучишь науки.

Аз да буки не избавят от муки.

– знания не избавляют от проблем.

Технологическая карта урока.

Предметные : содействовать осознанию учащимися ценности изучаемого предмета

познавательные – развивать умение самостоятельно находить и извлекать нужную информацию, осуществлять для решения учебных задач операции анализа, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;

регулятивные – принимать и сохранять учебную задачу; планировать своё действие, осознавать возникшие трудности, искать их причину и пути преодоления;

коммуникативные – развивать умение вступать в диалог с учителем, сверстниками, участвовать в беседе, соблюдая правила речевого поведения; формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения, осуществлять совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач;

личностные: сумеют организовывать собственную деятельность и активно включаться в коллективную деятельность, воспитывать культуру поведения, общения.

Ожидаемый учебный результат

формирование представления о возникновении славянской азбуки, появление письменности на Руси.

Универсальные учебные действия

Коммуникативные: слушает и понимает речь других;

договаривается и приходит к общему решению в совместной деятельности ;

развивать умение высказывать свои мысли и доказывать свою точку зрения;

познавательные: формирует представление о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки

— формирует у учащихся стремление больше узнать об истории своей Родины, о первых книгах;

— проводит работу с понятиями «пиктограмма, … летописи»

Регулятивные: определяет цель деятельности на уроке;

выполняет задание по отбору материала к данной теме;

делает самооценку деятельности на уроке.

Оборудование и материалы

Компьютер, проектор, экран, презентация урока.

Индивидуальный раздаточный материал.

Основные этапы и виды деятельности

Содержание (страницы учебника, номера заданий, медиаресурсы)

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности

Цель этапа: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

Начать наш урок я хотела бы с вопроса: что такое КУЛЬТУРА? Ваше мнение?

Давайте проверим ваши ответы, заглянем в словарь.

Проверка готовности к уроку, настрой детей на работу.

Проверка готовности к уроку.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Работают со словарём

Цель этапа: подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока, составление плана работы .

Откройте учебник на стр.70. Рассмотрим рисунок-схему. Что же называют ценностями культуры?

Вы заметили, что мы начинаем изучение новой темы. Как она называется?

Тема урока: «Из истории письменности»

— Как вы думаете, для чего мы будем изучать данную тему?

— Какова же цель нашего урока?

Цель урока: познакомиться с историей возникновения письменности на Руси.

О чём мы узнаем в этом разделе и на какие вопросы мы сможем ответить?

Организация фронтального обсуждения.

Организация фронтальной работы в обсуждении задания. Постановки цели и задач урока.

Помощь учащимся в формулировании.

Чтение текста учащимися.

Ответы учащихся: узнаем, как писали наши предки, как появились буквы (алфавит), книги.

Ответы на поставленные вопросы.

Высказывание своего мнения относительно гипотезы.

3. Актуализация и пробное учебное действие.

Цель этапа: подготовка мышления учащихся, и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

Чтобы узнать всё это, мы вернёмся в далёкие времена.

«Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно.» Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма. А вот какой- вы мне ответите, ведь вы прочитали дома это произведение.

-Изменился ли наш образ жизни по сравнению с первобытными людьми? А письменность изменилась?

— У вас на партах карточки (1). Попробуйте соотнести понятие и изображение.

Проверять ответы мы будем в процессе урока. Будьте внимательны.

– Как же было написано первое письмо? С помощью чего?

Учёные полагают, что «рисунчатое» (пиктографическое ) письмо появилось в глубокой древности. В современной письменности большинства народов рисунок заменён знаком алфавита (буквой)

На стр.72 учебника изображены пиктограммы. Давайте подумаем: что они могли обозначать?

Обобщим: Пиктография — первоначальный способ письменной передачи информации. Этот способ был наглядным, но неудобным и позволял по-разному понимать изображённое на рисунке.

Пользуемся ли мы пиктограммами в современной жизни?

— Так где в современной жизни встречаются пиктограммы?

Знакомы вам эти знаки?

Организация фронтального обсуждения.

Подведение учащихся к выводу.

Демонстрация на проекторе.

Ответы учащихся на поставленные вопросы.

Выполнение работы — поиск соответствия.

Ответы на поставленные вопросы.

Они встречаются на каждом шагу: в знаках дорожного движения, в спортивных и государственных символах, на упаковках и т.д.

4.Открытие новых знаний.

Цель этапа — расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Цель этапа : снять психологическое и физическое напряжение.

– По мере того, как развивался человек, развивались способы передачи информации.

Именно из пиктограмм появились первые иероглифические системы письма: древнеегипетские иероглифы и месопотамская клинопись. Иероглифы отличаются от наших букв тем, что в иероглифической письменности один значок обозначает целое слово.

Вот древние египтяне составили из рисунков что-то вроде азбуки. Здесь каждый рисунок обозначал какое-нибудь одно слово, как картинки в нашем букваре: нарисован арбуз — читай: арбуз.

Попробуйте догадаться, какие слова обозначают эти иероглифы?

Но когда надо было изобразить какое-нибудь действие, то получалось не очень понятно.

— Как изобразить с помощью иероглифа движение? Например, «иду быстро», «я устал»?

Давайте немного отдохнём, подвигаемся.

Продолжаем наш урок. Для того, чтобы написать с помощью иероглифов большой текст, нужна была целая армия писцов-художников.

Шли века, и писцы для простоты стали заменять некоторые самые сложные рисунки значками. Это уже было что-то вроде настоящих букв.

Приблизительно 4 тысячи лет назад Египет завоевало воинственное племя кочевников — гиксосов.

Из азбук двух этих народов родилась новая азбука.Так же как и наша, она начиналась с букв А и Б. Буква А у гиксосов называлась «Алеф» — «бык». На первых порах этот значок, и правда, напоминал рогатую голову быка.

Прежде чем попасть в наши буквари, буквы долго путешествовали из страны в страну. И претерпели много всяких изменений. Сначала буквами гиксосов стал пользоваться другой народ — древние финикийцы — умелые строители и мореплаватели. Они завезли буквенное письмо в Древнюю Грецию.

Хотите узнать, что произошло здесь?

Закройте глаза и представьте пыльный и шумный город Солунь на берегу теплого Эгейского моря. Здесь кончалась Византия и начинались необъятные земли славян – наших предков. В этом городе (городе Солунь) родились и провели своё детство два брата – Кирилл и Мефодий. Отец мальчиков был греком, а мать – славянкой, она всегда говорила с детьми на своём родном славянском языке.

Младший брат Кирилл нередко задавал старшему брату один и тот же вопрос: почему на греческом языке можно писать, а для славянского нет букв? На что учитель отвечал, что в мире существует лишь два культурных языка – латынь и греческий. Остальные же грубые и писать на них нельзя. И Кирилл решил придумать славянскую азбуку. Сдержал ли он своё слово, мы узнаем, прочитав рубрику «Жил на свете человек» (с.72-73)

Прежде чем продолжим чтение, я попрошу вас ответить на вопросы на карточке (2) ВЕРЮ — НЕ ВЕРЮ. Ответы на эти вопросы мы проверим в конце урока.

Продолжаем чтение (с.74)

– Кирилл сдержал слово? Два брата придумали славянскую азбуку.

-В каком веке жили Кирилл и Мефодий?

-В каком городе они жили?

— Как называлась эта азбука?

— Сколько букв входило в неё?

— Изменилась ли она сейчас?

Найдите в учебнике ответ на этот вопрос и прочитайте его . (стр. 74)

Обратите внимание на карточку (3). что вы заметили?

— Сколько букв в современном русском алфавите?

— Какое значение имело создание славянской азбуки на Руси?

Появлению русской азбуки мы обязаны братьям Кириллу и Мефодию. В Москве этим двум знаменитым людям поставили памятник. В нашей стране 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности, культуры и просвещения».

Как вы думаете, после изобретения алфавита сразу появились печатные книги?

На с.74-75 прочитайте, что такое летопись.

— Что это за человек склонился над старинной книгой и старательно пишет в ней?

— От каких слов образовалось слово летопись, рукопись?

Источник

Конспект урока по окр. миру 4 класс по теме ««Возникновение письменности на Руси»

Предмет: окружающий мир

Тема: « Возникновение письменности на Руси»

Цели: познакомиться с историей возникновения письменности на Руси.

-образовательные: узнают, как писали люди друг другу до изобретения алфавита, как возникла письменность на Руси и из каких источников современные люди узнают о событиях, которые были на Руси.

-развивающие: сформируют познавательный интерес к историческим материалам; формировать у учащихся стремление больше знать об истории своей страны.

-воспитательные: воспитают любовь к родине.

— формирование представления о возникновении славянской азбуки;

— появление письменности на Руси.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ – ориентироваться в учебнике; рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них информацию о появлении письменности на Руси и появлении славянской азбуки.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ – определять цель учебной деятельности с помощью учителя, определять трудности, оценивать свои достижения; осуществлять самоконтроль;

-проявлять целостный социально ориентированный взгляд на мир;

Оборудование: у чебник «Окружающий мир» 4 класс, ч.2, Виноградова Н.Ф. УМК «Начальная школа XXI века», рабочая тетрадь, презентация.

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ

УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Мотивация к учебной деятельности.

-Посмотрите на экран. Как вы думаете, что это?

-На самом деле это не просто рисунок. Это древнее письмо на бересте.

-Можем ли мы прочитать это письмо?

-Тогда давайте по ходу урока постараемся решить эту задачу.

-Такие берестяные грамоты являются ценными находками, по которым ученые изучают культуру древних времен. Такие исторические ценности есть практически у каждого народа.

2. Актуализация знаний.

1. Наблюдение в социальной жизни.

— Одной из таких ценностей является древний сирийский город Пальмира (Слайд 2). На стенах храмов этого города находятся древнейшие письмена, которые представляют собой не только историческую, но и культурную ценность мирового значения. На данный момент этот памятник культуры находится под угрозой разрушения, т.к. в Сирии идет война.

-Скажите, почему важно сохранять такие памятники культуры?

2. Проверка домашнего задания.

-А теперь давайте вспомним, что такое культура. Что в нее входит.

-Откройте учебник на с. 70 и по схеме расскажите, что включает в себя культура общества.

(один отвечает устно, а трое выполняют работу по карточкам).

Верно. Трудом людей создаются различные ценности, которые и составляют культуру общества. Эти памятники оберегают и сохраняют для того, чтобы последующие поколения помнили и знали историю своей страны.

-Потому что при помощи таких памятников мы можем узнавать, что было раньше.

-Культура включает в себя: архитектуру, произведения литературы и искусства, музыка, театр и т.д.

3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.

1. Определение темы и задач урока.

-Посмотрите на экран. Что изображено на картинках? (Слайд 3)

-Итак, ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке?

-Да, сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, как возникла письменность на Руси.

-Предположите, что мы будем делать на уроке?

-Скажите, пожалуйста, нужна ли нам письменность или мы можем обойтись и без нее?

-Ваши предположения верны, и мы можем сделать вывод о том, что письменность играет важную роль в жизни человека. Сейчас я предлагаю совершить небольшое путешествие в прошлое и узнать, как зародилась письменность.

— Давным-давно, в незапамятные времена жил на свете первобытный человек. Жил он в пещере, еле прикрывал своё тело, не умел читать и писать, да и не стремился к этому. Лишь бы не голодать – вот всё, что ему было нужно. Этот первобытный человек изобрёл самый древний и самый простой способ письма. Он называется пиктограмма или рисунчатое письмо, (Слайд 4) какое-нибудь событие изображали в виде рисунка. Затем стали изображать уже не событие, а отдельные предметы (Слайд 5), сначала соблюдая сходство с изображаемым, а уже потом в виде условных знаков (иероглифы) (Слайд 6). Со временем письменность усложнялась. У каждого народа формировалась своя письменность. Например, в Древнем Египте или Китае писали и пишут иероглифами, а в Древней Греции был создан свой алфавит, где каждый знак обозначал отдельный звук. На его основе был создан первый алфавит на Руси. (Слайд 7) Создан он был в 9 веке двумя братьями Кириллом и Мефодием. Эта азбука называется «кириллицей», состоит она из 43 букв. Мы до сих пор пользуемся этим алфавитом, но за все прошедшее время он претерпел некоторые изменения (в современном алфавите 33 буквы и выглядят они немного иначе). (Слайд 8) В 18 веке Петр Первый провел реформу алфавита, убрав некоторые буквы и заменив их написание на более упрощенный вариант.

3. Практическая работа №1.

-А теперь я предлагаю вам побыть в роли ученых – историков и попробовать расшифровать древние письмена.

-Посмотрите на слайд. (Слайд 9) Здесь написаны слова на кириллице. Давайте попробуем их расшифровать.

-Молодцы. С кириллицей мы справились. А теперь давайте вернемся к письму, с которого мы начали урок. (Слайд 10)

-Итак, как мы с вами уже определили, это берестяное письмо.

А кто–нибудь знает, что такое береста?

4.Беседа про берестяные грамоты.

-Ребята, по сравнению с другими материалами, береста была более дешевой, а значит и более доступной. Писали на ней деревянными, железными или костяными палочками, выдавливая буквы или изображения.

-Как я уже говорила, такая находка, как берестяная грамота, была очень ценной. Т.к. этот материал был самый дешевый, им пользовались обычные люди – крестьяне. Описывали они свой быт и жизнь. Поэтому ученые именно по таким письмам изучают быт людей в разные периоды жизни.

— Давайте попробуем определить, что же хотел сказать автор этого послания?

(война, столкновения с разбойниками)

5. Практическая работа 3.

— А теперь мы проведем небольшое исследование и попытаемся расшифровать разные виды древних писем.

-Повернитесь друг к другу и образуйте четверки. На это задание у вас 5 минут.

-Итак, что у вас получилось?

-Ребята, какой из этих видов письменности более точно передает информацию? (кириллица)

-Верно, хоть и со временем письменность усложнялась, но качество передаваемой информации становилось лучше и понятнее.

-А сейчас самое время сделать перерыв.

6. Рассказ о летописи.

Первой летописью считают «Повесть временных лет», которую написал монах Нестор (жил в 11 веке). Летописцы либо сами участвовали в описываемых событиях, либо писали со слов участников событий.

-Откройте рабочую тетрадь на с.24. давайте вместе выполним задание 32. Прочитайте задание. Почему летопись является историческим памятников? (потому что там описывают реальные исторические события).

-Изображены разные формы письма.

-О том, как раньше писали.

-Мы узнаем, как писали люди друг другу до изобретения алфавита, как возникла письменность на Руси и из каких источников современные люди узнают о событиях, которые были на Руси.

Источник

Урок по истории для 4 класса, презентация + конспект «Развитие письменности на Руси»

Выбранный для просмотра документ История 4 класс.pptx

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

Описание презентации по отдельным слайдам:

История 4 класс Развитие письменности на Руси.

Проверка домашнего задания Византия Византия и Русь Первые христиане на Руси Принятие христианства на Руси Что дало Руси принятие христианства

Почему возникла славянская письменность? Христианское учение содержалось в книгах на греческом и латинском языках Приняв крещение, славяне стали нуждаться в приобщении к христианскому учению Необходимость перевода церковных книг на славянский язык Создание славянской письменности и перевод на славянский язык священных книг

Послание моравского князя к византийскому императору Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы научил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского.

Кирилл и Мефодий – первоучители славян

Создание славянской письменности глаголица кириллица 24 мая – День славянской письменности

На чём и чем писали в Древней Руси Пергамент – прочный полупрозрачный материал для письма.

Берестяные грамоты Береста – верхний слой берёзовой коры.

Проверь себя! Какие события ускорили создание славянской письменности? Кого и почему считают первоучителями славян? Что такое пергамент? Какие выводы можно сделать, узнав о берестяных грамотах? Какое слово лишнее и почему?

Спасибо за внимание!

Выбранный для просмотра документ История.docx

МБОУ Сатисская СОШ

Смыслова Елена Алексеевна

Познакомить детей с историей возникновения славянской письменности, с деятельностью святых Кирилла и Мефодия — первоучителей славян; показать процесс развития материалов для письма: от пергамента и бересты до бумаги.

Продолжить формирование умений работать с картой, устанавливать причинно-следственные связи между историческими событиями, давать характеристику историческим деятелям.

Воспитывать уважение к предкам, среди которых уже в XI—XII веках было много образованных людей, и бережное отношение к книгам.

карта «Киевская Русь в IX—XII веках»;

картины: «Рукописные книги», «Берестяные грамоты»;

гусиное перо, береста, стальное перо, перьевая ручка, чернильница с чернилами.

Основные понятия и имена:

святые Кирилл и Мефодий — первоучители славян,

План изучения нового материала

Почему возникла славянская письменность.

Кирилл и Мефодий — первоучители славян.

Создание славянской письменности.

На чем и чем писали в Древней Руси.

Вот книжки на столе,

Сегодня в классе у ребят

Урок уж очень важный.

Проверка домашнего задания.

Первые христиане на Руси

Принятие христианства на Руси

Что дало Руси принятие христианства

Изучение нового материала.

В течение первых столетий своего существования язычники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

I. Почему возникла славянская письменность (беседа)

Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?

(Рассуждения учителя и учащихся по ходу беседы оформляются в логическую цепочку):

Христианское учение содержалось в книгах на греческом и ла тинском языках —> приняв крещение, славяне стали нуждаться в приобщении к христианскому учению —> необходимость перевода церковных книг на славянский язык—> создание славянской пись менности и перевод на славянский язык священных книг.

Потребность славян в письменности показана в послании моравского князя к византийскому императору: «Земля наша крещена, но нет у нас учителя, который бы научил нас и истолковал святые книги, ибо не знаем мы ни греческого языка, ни латинского».

II. Кирилл и Мефодий — первоучители славян (рассказ)

2. Из какой семьи происходили святые? (Они родились в семье крупного военачальника в греческом городе Солунь — Салоники.)

3. Какими качествами они обладали? (Любовью к наукам, языкам — знали славянский, латинский, арабский, еврейский языки, помимо греческого, который был для них родным, целеустремленностью, смелостью, самоотверженностью.)

4. Какие задачи решали? (Создавали письменность для славян, распространяли христианское учение среди язычников.)

5. Насколько их деятельность соответствовала интересам Руси? (Благодаря деятельности Кирилла и Мефодия Русь обрела письменность и приобщилась к миру образованных и культурных народов Европы, разрозненные славянские племена стали ближе друг другу.)

6. Каковы результаты и оценка их деятельности? (Многие народы Восточной Европы (не только славянские) получили письменность. За выдающийся вклад в распространение христианства и культуры Кирилл и Мефодий были причислены церковью к лику святых. В их честь с 1966 года в России 24 мая отмечается праздник «День славянской письменности». В 1992 году и Москве был открыт памятник создателям славянской письменности.)

III. Создание славянской письменности (рассказ)

Первыми словами, написанными славянскими буквами, были начальные строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог».

У братьев были недоброжелатели среди духовенства, так как многие богословы утверждали, что нельзя переводить Библию на варварский язык. В описании жизни Мефодия «Память и житие блаженного отца нашего учителя Мефодия, архиепископа Моравска» говорится: «Явил Бог философу (Мефодию) славянское письмо». Таким образом подчеркивалось, что на создание письменности для славян Кирилла и Мефодия подвигнул сам Бог и перевод священных книг — дело богоугодное.

( просмотр видео фильма)

IV. На чем и чем писали в древней Руси (беседа по материалу учебного пособия, с. 36)

— Какими материалами и инструментами мы пользуемся для письма в наше время?

— Как вы думаете, на чем писали на Руси в те времена, когда появилась письменность?

Определение слова «пергамент» дети читают на слайде

— Чем писали на пергаменте?

Можно показать на уроке гусиное перо.

— В XVIII веке начали изготавливать металлические перья. «У одного человека, которому приходилось много писать, был слуга. Ему стало очень жаль своего господина, который не успевал менять сточившиеся перья. И тогда он придумал перо из стали. Правда, изобретатель не догадался сделать продольную прорезь на кончике пера, поэтому оно брызгало чернилами и писало без нажима. Как только придумали такую прорезь, качество письма значительно улучшилось» (Богданов В. В., Попова С. Н. История обыкновенных вещей. М.: Педагогика- Пресс, 1992. С. 57). Перья делали не только из стали — были золотые, серебряные перья. В XVIII и XIX веках металлические перья стоили чрезвычайно дорого. Только в начале XX века ученики стали писать стальными перьями. (Учитель демонстрирует ручку со стальным пером и чернильницу.) Шариковая ручка в России появилась в середине 1960-х годов, а изобретена она была в 1938 году венгерским химиком Биро.

V. Рукописные книги (чтение вслух учебного пособия с последующими ответами на вопросы)

Данный материал изучается путем чтения вслух соответствующего раздела § 9 учебного пособия (с. 37). Педагог задает учащимся вопросы:

— Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году. Первопечатником был Иван Федоров.)

— Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?

— Как выглядели старинные книги?

— Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?

— Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси? Какие из этих правил дошли до наших дней?

V I Берестяные грамоты (рассказ в объеме материала, предложенного в учебном пособии, — с. 38)

— Посмотрите на бересту. Если кто-то из вас захочет дома попробовать писать на бересте, то помните, что снимать ее можно только со спиленных бревен или поленьев, но ни в коем случае не с живых деревьев, так как это наносит вред природе.

— Ответьте на вопросы слайда.

§ 9, тетрадь: с. 19, задания 1, 2, 3.

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Смотреть картинку О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Картинка про О чем рассказывают древние письмена 4 класс. Фото О чем рассказывают древние письмена 4 класс

Цели урока:

Оборудование:

Основные понятия и имена:

План изучения нового материала
I. Почему возникла славянская письменность.
II. Кирилл и Мефодий — первоучители славян.
III. Создание славянской письменности.
IV. На чем и чем писали в Древней Руси.
V. Рукописные книги.
VI. Берестяные грамоты.

Проверка домашнего задания.

Изучение нового материала.

— В течение первых столетий своего существования языч¬ники-славяне не знали письменности. Правда, есть свидетельства, что они пытались создать ее и даже пользовались «чертами и резами», то есть какими-то значками. Но факт остается фактом: славянская письменность была создана и стала распространяться только после принятия христианства.

I. Почему возникла славянская письменность (беседа)
— Как вы думаете, какая связь существовала между возникновением письменности у славян и принятием ими христианства?
(Рассуждения учителя и учащихся по ходу беседы оформляются в логическую цепочку):

II. Кирилл и Мефодий — первоучители славян (рассказ)

III. Создание славянской письменности (рассказ)

У братьев были недоброжелатели среди духовенства, так как многие богословы утверждали, что нельзя переводить Библию на варварский язык. В описании жизни Мефодия «Память и житие блаженного отца нашего учителя Мефодия, архиепископа Моравска» говорится: «Явил Бог философу (Мефодию) славянское письмо». Таким образом подчеркивалось, что на создание письменности для славян Кирилла и Мефодия подвигнул сам Бог и перевод священных книг — дело богоугодное.
( просмотр видео фильма)

IV. На чем и чем писали в древней Руси (беседа по материалу учебного пособия, с. 36)

Определение слова «пергамент» дети читают на слайде
Перья делали не только из стали —были золотые, серебряные перья. В XVIII и XIX веках металлические перья стоили чрезвычайно дорого. Только в начале XX века ученики стали писать стальными перьями. (Учитель демонстрирует ручку со стальным пером и чернильницу.) Шариковая ручка в России появилась в середине 1960-х годов, а изобретена она была в 1938 году венгерским химиком Биро.

V. Рукописные книги (чтение вслух учебного пособия с последующими ответами на вопросы)
Данный материал изучается путем чтения вслух соответствующего раздела § 9 учебного пособия (с. 37). Педагог задает учащимся вопросы:
Как изготавливались в России книги до середины XVI века? (Книгопечатание в нашей стране появилось в 1564 году.Первопечатником был Иван Федоров.)
Как вы понимаете выражение «прочитал книгу от доски до доски»?
Как выглядели старинные книги?
Мог ли на Руси позволить себе купить книгу небогатый человек? Почему?
Каковы были правила обращения с книгой в Древней Руси? Какие из этих правил дошли до наших дней?

VI Берестяные грамоты (рассказ в объеме материала, предложенного в учебном пособии, — с. 38)
Что такое «береста»?

Посмотрите на бересту.Если кто-то из вас захочет дома попробовать писать на бересте, то помните, что снимать ее можно только со спиленных бревен или поленьев, но ни в коем случае не с живых деревьев, так как это наносит вред природе.
Закрепление материала.

Ответьте на вопросы слайда.

Домашнее задание
§ 9, тетрадь: с. 19, задания 1, 2, 3.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *