О чем рассказывают былины и чему учат
Научно-исследовательская работа «О былинах и её героях»
Работа выполнена:
Учеником 2 класса
Бугаёвым Григорием Алексеевичем
Научный руководитель:
Учитель начальных классов
Шелудкова Лариса Александровна
Введение
Историю своего народа надо знать. Воспитывать в себе любовь к Отечеству, её историческому прошлому. Прочитав былины, меня заинтересовало, как раскрываются особенности былинного эпоса как жанра.
Почему моя тема актуальна? Богатыри, воспетые в былинах настоящие примеры силы, мужества патриотизма. Эта наша гордость и слава.
Исходя из этого мы поставили следующую цель:
Цель исследовательской работы: раскрыть особенности былинного эпоса как жанра, показать условия формирования данного жанра.
Объект исследования: былины и её герои.
Предмет исследования: особенности былинного эпоса, как жанра.
Задачи:
Методы исследования: изучение и анализ литературы, периодической печати. Поиск информации в интернете.
Практическая значимость: материалы нашей работы могут бить использованы на уроках литературного чтения, окружающего мира часть «Моё Отечество»), изобразительного искусства.
1. Сведения о былинах
Былины это прежде всего героические народные песни о подвигах сильных, могучих защитников русской земли. Богатыри любят родную землю, они стоят на страже своих границ, в минуту опасности приходят на помощь своему народу, спасают его от порабощения и унижения. Нет ни одной героической былины, где бы богатырь-воин не победил врага. На севере былины называли старинами, старинками. Как видим, и былины, и старины-слова, обозначающие то, что когда-то произошло, что привлекло к себе внимание, запомнилось и осталось в памяти народа. Есть былины, которые рассказывают о повседневной жизни русского народа времен Киевской Руси.
2. Былины их сочинители
Вот как о рождении былин рассказал русский писатель, поэт Алексей Константинович Толстой:
В степи, на равнине открытой,
Курган одинокий стоит;
Под ним богатырь знаменитый
В минувшие веки закрыт.
В честь витязя тризну свершали,
Дружина дралася три дня,
Жрецы ему разом заклали
Всех жен и любимца коня.
Когда же его схоронили
И шум на могиле затих,
Певцы ему славу сулили,
На гуслях гремя золотых.
«О витязь, делами твоими
Гордиться великий народ!
Твоё громоносное имя
Столетия все перейдёт!
И если курган твой высокий
Сравнялся бы с полем пустым,
То слава, разлившись долёка,
Была бы курганом твоим!» ….
3. Русский былинный эпос
В конце прошлого — начале нынешнего столетия собирание и изучение русских былин стало ведущей отраслью отечественной фольклористики, несмотря на то что и расцвет эпоса, и само знание былинных сюжетов в народе были уже позади, и многое, слишком многое оказалось невозвратно забытым.
Открытие учеными-собирателями во второй половине прошлого столетия «Исландии русского эпоса» показалось именно чудом, в которое иные даже не сразу и поверили, — так не сочеталась новейшая капиталистическая цивилизация с живым наследием далеких тысячелетий. Но вот открытие состоялось, и оказалось вскоре, что для всей культуры нового времени древний эпос столь важен и необходим, что представить теперь русскую культуру лишенной эпического наследия стало уже невозможно.
В XVIII–XIX столетиях эпос уходил в прошлое, доживал, отступив на окраины, к казачьим станицам юга, за Урал, в Сибирь и в просторы древнего новгородского «Заволочья», туда, где сам строй жизни, «свобода и глушь», по выражению Гильфердинга, помогали памяти народной. Особенно благотворным для древнего народного искусства оказалось неяркое солнце Русского Севера. Здесь, в Олонецком крае, в Обонежье и архангельском Поморье, было сделано в четыре раза больше былинных записей, чем во всех остальных районах бытования эпоса вместе взятых
Заключение
Выполнив эту работу, мы теперь сможем ответить на многие вопросы: что такое былина, почему она так называется? Кто их сочинял и о чём рассказываю былины? Русский былинный эпос-что это?
Устная память далекого прошлого — «веков минувших» — быть может, самое великое чудо народной культуры, чудо, мимо которого можно легко пройти, не заметив, не поняв, не ведая даже, что, например, вон тот одинокий старик-рыбак или та улыбчивая тётка хранят в памяти своей предания великой киевской старины, ежели не еще более древние, от седых из начальных веков бытия наших далеких предков.
На уроках литературного чтения мы читали произведения из раздела « Сказочные богатыри». Где знакомились с былинным жанром, а за тем читали былины о русских богатырях, богатырские сказки. Мне захотелось узнать больше о русском былинном эпосе. О богатырях, которых воспевал наш народ. Ведь былины учат нас любить свою родину, уметь её защищать.
Список используемой литературы
2. З.И.Романовская «Живое слово» 3 класс, изд. М., Просвещение.- 1997.
Русские былины как средство приобщения детей к общечеловеческим нравственным ценностям
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи, происходит разрушение ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. Поэтому приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности.
В этой ситуации в работе с детьми стал все очевиднее проявляться огромный воспитательный и образовательный потенциал русской культурной традиции. Особая роль в познании культуры предков принадлежит былинам. Именно это национальное богатство является базой для изучения традиций своей Родины, своего края. Былины рассказывают нам о лучших примерах – как надо Родине служить, ее защищать, как готовить себя ратному подвигу, как воспитать в себе выносливость и храбрость.
В программе «приобщения к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой собран богатейший фольклорный материал, предложен годовой план работы, освещены приемы и способы деятельности педагогов по приобщению детей к народной культуре. Нами была сделана попытка разработать это направление применительно к условиям своей группы, к своим детям, имеющим общее недоразвитие речи.
Цель работы – развитие у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к русским былинам как источнику народной мудрости, формирование у детей интереса к устному народному творчеству и истории России.
Реализовать поставленную цель помогли задачи:
— формировать первоначальные представления об особенностях русской былины как о жанре русского фольклора;
— дать детям элементарные исторические сведения о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства;
— развивать поэтический слух, способность к целостному восприятию былин, учить улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность русских былин;
— воспитывать в детях лучшие качества, присущие русскому народу: доброту, великодушие, справедливость, скромность, трудолюбие, патриотизм.
Учитывая возраст т возможности детей с общим недоразвитием речи, мы сами определили объем текста былины, который будем читать детям. На первоначальном этапе воспользовались лишь отрывками из каждого варианта былины.
Используем самые разнообразные методы и приемы, способствующие развитию положительного эмоционального отношения к былинам: рассказ с использованием иллюстраций, вопросы к детям по содержанию произведений, элементы инсценировки, показ презентаций и видеофильмов, прослушивание аудиозаписи и т. д. Дети в нашей группе хорошо знают содержание былины, узнают на иллюстрациях былинных героев: «Алеше Попович и Татарин Змеевич»,»Илья Муромец», «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Добрыня и змей», «Никита Кожемяка», «Ставр Годинович», «Вольга и Микула».
Одним из направлений нашей работы является изобразительная деятельность, где дети имеют возможность отразить свои впечатления о былинах, раскрыть собственные творческие замыслы в работах «Три богатыря», «Богатырская наша сила» (рисование, «Богатыри земли Русской» (лепка, «Украсим богатырскую рубаху узором вышивки» (аппликация).
Вызвать симпатию к персонажам былин (богатырям,желание подражать им в своих поступках помогают игры: «Собери богатыря в дорогу», «Путешествие по былинам», «русские богатыри», «Герои былин» и. т. д. Провели интерактивную игру, посвященную творчеству известного художника «Мир русских былин в картине В. М. Васнецова «Богатыри». После изучения проводим развлечения ярмарки,конкурсы: «В народе говорят», «Былину читай, да на ус мотай» и др. Через подобные праздники ребенок «проживает» события, происходящие с былинными героями, систематизирует знания, полученные в предварительной работе.
Подводя итоги,можно говорить об эффективности проведенной работы: у детей расширен запас знаний об особенностях русской былины, у них сформированы представления о жизни наших предков в эпоху древнерусского государства, у детей формируется устойчивое, заинтересованное уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития общечеловеческих нравственных ценностей.
2. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб. 6 Детство – Пресс. 2015.-304с.
3. Лунина Г. В. Воспитание детей на традициях русской культуры. – М. : ЦГЛ, 2005.-128с.
4. Маханева М. Д. Нравственно- патриотическое воспитание детей старшего дошколного возраста. –М. : Аркти, 2004.-72с.

Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе МКДОУ ДС №445 «Формирование экологической культуры детей дошкольного возраста посредством приобщения их к природе» Автор: Казакова Екатерина.
«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.




Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Психофизическая гимнастика для детей старшего дошкольного возраста «Русские богатыри» Авторы: воспитатель по физической культуре Швецова.

Былины: о героическом русском эпосе и детском чтении

Мои знакомые – интеллигентные, думающие, внимательные родители. Спрашивают с неподдельным интересом, им важно. У них тоже пятилетний мальчик. Думают, что-то необычное, современное, остроумное я им сейчас порекомендую.
– Ну, мы про космос книгу читаем. И былины.
Несколько секунд недоумённого молчания.
– Ну… да. Сам просит. Третий раз уже читаем.
– Но там ведь ничего не понятно! И язык такой древний. Правда, слушает?

По дороге домой сын щебечет не переставая. Даня принёс нового робота, а с Никитой они играли в машинки, а на прогулке его хвалили за поведение. Небольшая пауза, я быстро вклиниваюсь.
– Скажи, сынок, тебе нравятся былины?
Смотрит на меня недоумённо, дескать, что за странные вопросы.
– А что тебе там больше всего нравится?
Рассказывает долго, увлечённо. Про Илью Муромца и Соловья-разбойника, про Добрыню Никитича и змея, про Вольгу, про Микулу-Селяниновича. Про Святогора-богатыря – с особенной какой-то интонацией: осторожно, что ли.
Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные
И тут я вспоминаю себя в детстве. Я очень любила былины. Любила Киев с его золотыми маковками, и речку Смородину (такое название красивое, а от него жутью веет), и шатры белополотняные в чистом поле, и неспешный слог, и бесконечные повторения – из текста в текст. Особенно любила Василису Микуличну. А Святогор вызывал смешанные чувства – страха и восхищения. Осмыслить саму фразу о том, что «не носит его мать-сыра земля», было сложно, но и притягивала она чем-то.
Былины – особая штука. Это не сказки, это не песни. Особенные они, былины. И вечные. Об этом свидетельствует, прежде всего, неиссякающий детский интерес: и герои, и сюжеты – цельные, увлекательные. Главное, чтобы родителям хватило внутренней смелости и свободы открыть их для ребёнка. И для себя тоже.
Былинные герои – зачем и откуда?

Моя книга былин, адаптированная для детей, создана выдающимся фольклористом Александром Нечаевым. Он был настоящим энтузиастом своего дела, много ездил по северным деревням, кропотливо собирал материал. В одной из таких экспедиций, в олонецкой деревне, он встретил сказителя Фёдора Конашкова. Слушая его исполнение, Нечаев отметил важную деталь: «Подлинное искусство не терпит фальши, лжи, а Фёдор Конашков убеждённо верил в то, о чём пел, и потому пение его так заразительно действовало на слушателей».
К сожалению, у нас нет возможности послушать старых сказителей, но и то, что осталось, – огромное богатство. Богатыри, словно бы вырастающие из страниц детской книги, – не просто сказочные герои. Каким бы ни был далёким от нас источник этих произведений – он лежит не в фантазии, а в реальности. То есть, конечно, чудеса, удивительные метаморфозы, происходящие с героями, злодеи, наделённые необыкновенными способностями, битвы, которые разворачиваются перед нами, – причудливый, веками наслаивавшийся вымысел. Но сами образы богатырей, рождённые в древности, в основе своей имеют образы реальных людей, искусных воинов, защитников родной земли.
Богатыри – не просто сказочные герои
И мой пятилетний сын это чувствует: не только восхищается силой Ильи Муромца, удалью Алёшки, возможностью Вольги превращаться в животных, птиц и рыб. Ему нравится сама идея богатырской заставы, его восхищает то, как вовремя появляются они на поле брани, вновь и вновь спасают стольный Киев-град от разорения.
Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный; героический; православный
А больше всего его поразило то, что Илья Муромец, оказывается, – святой. Он долго и внимательно соотносил иконописный образ и иллюстрацию в книге, расспрашивал, рассуждал и думал. Святость Ильи сблизила для маленького человека два мира, нет, даже три: книжный, литературно-художественный; былинный, героический; православный – тот, что он видит, чувствует и впитывает, приходя в храм, становясь на молитву дома.
И само слово «герой» вдруг вспыхивает новой гранью. И мы долго говорим о том, что настоящий герой – это не только тот, чья рука разит без промаха, но и тот, например, кто может забыть обиду на князя ради благополучия родной земли.
Былинный слог
Ритмическая организация у былин особая. Это тонический стих с особым соотношением ударений, что и придаёт напевность, плавность, неспешный ритм повествованию. Причём интересный момент: рифмы в былинах нет, но ритм занимает место ничуть не меньшее, чем в привычных нам силлабо-тонических стихотворениях. Проще говоря, сказители выстраивали информацию, подчиняя её ритму.
В детском пересказе былин, хотя он и прозаический, тонический ритм отчасти сохраняется. Это невероятно важно: не просто рассказать о богатырях, а почувствовать обволакивающее действие мелодии текста. Многих родителей пугает этот момент: вроде как, где мы с нашими гаджетами, мемами, мультсериалами, а где былины. Не стоит бояться: просто начните читать ребёнку вслух былинный текст. Главное – никуда не спешить, а он сам подхватит, как речной поток, понесёт дальше – в свою глубину.
Особенности структуры
Мне кажется, ребёнку полезно и важно видеть и пробовать новое. Былинный слог, да и само сюжетное строение, неторопливое повествование отличается от современных способов подачи информации. Хорошая книжка для нас – та, в которой нас лихо заносит на сюжетных поворотах, неожиданно переворачивает с ног на голову, не даёт замедлиться, задуматься – не дай Бог, заскучает читатель. Это не плохо и не хорошо – это данность.
А вот былины построены совсем не так. В них – обстоятельные зачины, подробное описание сборов богатыря, его доспеха, конской упряжи:
«И стал коня засёдлывать. Сперва накладывал потничек, а на потничек накладывал войлочек, на войлочек – седло черкасское недержанное. Подтягивал двенадцать подпругов шелковых со шпенёчками булатными, с пряжками красна золота, не для красы, для угожества, ради крепости богатырской: шелковые подпруги тянутся, не рвутся, булат гнётся, не ломается, а пряжки красного золота не ржавеют».
Многие сюжетные ходы повторяются из текста в текст, вновь и вновь. В каждом или почти в каждом богатырь седлает коня и надевает доспех, крестится и кланяется на все стороны, заходя в горницу, в его речи постоянно встречаются одни и те же формулировки. Практически в каждой былине встречаются троекратные повторения действий. Но при этом абсолютно нет впечатления скуки, того, что «я это всё уже знаю». Вспоминая себя в детстве и глядя на своих детей, я с уверенностью могу сказать, что такое возвращение к известному, повторение доставляет удовольствие и не надоедает.
В чём же секрет? Мне кажется – в утверждении незыблемости, верности действий и поступков, самой жизни. Богатырь знает, как поступить и что сказать, да и весь былинный мир – яркий, красочный, опасный порой – живёт по своим незыблемым законам. Читатель – маленький или большой, неважно – быстро воспринимает и усваивает их и внутренне радуется узнаванию этих деталей в процессе чтения.
Иллюстрации

Его чудесная находка – фронтисписы с полноразмерными образами персонажей, которые предваряют титул. Дети очень любят рассматривать богатырей – мельчайшие подробности: плетение кольчуг, мечи и кинжалы, щиты и колчаны, притороченные к сёдлам. Обсуждают, почему богатыри вооружены по-разному, чем сражаются.
В его рисунках живёт и дышит та самая былинная Русь
Я читала отзывы об этих иллюстрациях, в которых есть опасения родителей: им кажется, что слишком уж грубые, условные это фигуры, не имеющие отношения к детству, жёсткие. Для меня в таких случаях всегда ценность иллюстрации определяет реакция маленьких читателей. Те, что создал Перцов, дети любят. Им вовсе не страшно. Их восхищают богатыри.
Архаизмы и что с ними делать
Главный страх для большинства современных родителей – это то, что чадо не поймёт. Кажется, что объяснять ему – скучно, долго и сложно. Кажется, что это должны делать учителя. Да и вообще, зачем нам все эти устаревшие слова, столетия назад вышедшие из употребления понятия? На собеседовании в престижную компанию их не спросят, денег от их знаний не прибавится.
Всё так, да не так. Во-первых, не так уж и сложно объяснить архаизм ребёнку: чаще всего это понятие как раз из практической сферы, и обозначает оно очень даже реальную вещь/явление. Во-вторых, учителя не должны. Ну, мы же не требуем от учителя физкультуры, чтобы он нам воспитал спортсмена-разрядника. Есть дела школьные, а есть домашнее чтение, и поясняться оно должно дома. Ну, а в-третьих – все историзмы и архаизмы, встречающиеся в пересказанных для детей былинах, можно растолковать, пользуясь словариком в конце книжки и Интернетом.
Знание природы человеческой, полученное на художественных примерах, останется неизменным
А зачем это нам? Что мы получим в итоге? А мы получим кругозор, опосредованное знание о мире, которое поможет и людей понимать, и события, их причины и следствия. Понимать поступки, их внутренние мотивы, эмоции, почву, откуда вырос, например, подвиг – или предательство. Это очень важное знание. Новым информационным технологиям, работе с соцсетями, маркетингу придётся учиться вновь и вновь, ведь они постоянно меняются. А знание природы человеческой, полученное на художественных примерах – живых, глубоких, мудрых, – останется неизменным.
А ещё, работая со словариком или отыскивая нужное понятие в сети, мы даём ребёнку невероятно важный навык – работы с информацией. Не просто захлопнуть книжку, увидев там «тавлеи», «булаву», «шалыгу» или «поляницу», а заинтересоваться, докопаться до сути, найти ответ, пример, применение. Любознательность тоже тренируется – как мышца. И, как натренированная мышца, оказывается полезной.
Былинные образы

Илья Муромец – крестьянский сын. Его не очень-то жалуют в Киеве, в палатах княжеских. Илья неудобен, но без него не выдержать набегов Дикого Поля: сколько силы несметной он побивает, например, под Черниговом. Но главное – он стоит за правду. Ценность для Ильи – не золото и не почести (хотя, уважения он к себе требует). Богатырь не раз подчёркивает свою независимость от князя и бояр, но за землю Русскую стоит крепко: здесь для него всё определённо.
Они не просто рубят врагов – они радуются и негодуют, горюют, ошибаются, хитрят, любят
Достоверно неизвестно, насколько совпадает былинный образ Ильи Муромца и его житие, но святость богатыря кажется логичным завершением его воинского пути.
Добрыня Никитич – совсем другой. Не такой сильный, но образованный, мудрый, дипломатичный – он не раз выручает князя, выполняя сложные поручения за пределами Киева. Добрыня мастер вести речи с ханом Бахтияром, играть в тавлеи золочёные. А цель всё та же, что и у Ильи, – мир на русской земле.
Алёша, поповский сын, опять ломает стереотипы. Дерзкий, смешливый, остроумный, весельчак и балагур, он воспитывается отцом-священником вовсе не в строгости. «Лихостью-строгостью ничего не поделаешь, а вот вырастет, возмужает он, и все шалости-проказы как рукой снимутся», – говорит ростовский протопоп. А через несколько лет благословляет сына защищать родную землю: «На доброе дело прими наше благословение родительское, на худые дела не благословляем тебя!»
А вот ещё один образ – Вольга Всеславьевич, богатырь с таинственной историей рождения, умеющий оборачиваться и туром, и орлом. Хитрость и мудрость помогают ему в борьбе с вражескими силами, но и мечом, и копьём умеет бить и разить и он, и его «дружинушка хоробрая».
А ещё есть путешественник Соловей Будимирович и великий певец Садко, каждый из них – со своими талантами. Есть Микула Селянинович – весёлый крестьянин, легко поднимающий суму перемётную, в которой вся тяга земная: это не под силу славным воинам. И, конечно, особенно выделяется Святогор-богатырь – фигура загадочная, один из самых архаичных образов. Как говорят исследователи, это персонаж пограничный между миром живых и миром мёртвых. Однако в переложениях для детей Александра Нечаева нет сложных и спорных моментов из оригинальных былин – а вот величие образа Святогора видно в полной мере.
Былины и девочки
Я всегда любила былины. С удовольствием читала их сама. Это были захватывающие истории – а хорошо закрученный динамичный сюжет одинаково интересен и мальчишкам, и девчонкам. Поэтому, мне кажется, не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков».
Не стоит определять эти произведения как «чтение для мальчиков»
А если вы всё же боитесь, что девочке всё это далеко и неинтересно, стоит начать с былины о Василисе Микуличне. Этот удивительный образ вообще заслуживает полнометражного фильма (есть советский мультфильм, очень хороший, снял его в 1975-м году режиссёр Роман Давыдов).
Василиса Микулична – верная жена СтавраГодиновича. Она ждёт его в тереме, но когда мужа постигает несчастье, делает всё возможное, да и невозможное тоже, чтобы выручить любимого из беды. Отрезает волосы, одевается в мужское платье, мчится в Киев, обманывает князя, состязается в скачках, игре в шахматы, стрельбе и борьбе, пирует, интригует – и вызволяет Ставра из темницы.
Эта былина всегда говорила мне о двух важных вещах. Первое – огромное уважение к женщине, восхищение её талантами, смелостью, предприимчивостью, мудростью – вовсе не только красотой. Вторая – женщина в русском эпосе (впрочем, не только в русском) – вовсе не безответное молчаливое создание. Это личность. И сказители бережно, как драгоценность, несут перед слушателями рассказ о ней, показывают, каким огнём могут вспыхивать её грани.
«Как и теперь, вспоминается мне восьмидесятилетний крепкий старик с седой бородой. В большой олонецкой избе вязал он рыболовную сеть. Проворно орудуя нехитрым приспособлением, он проворно метал ячеи и глуховатым голосом пел речитативом о прославленном богатыре Илье Муромце».
Так описывал свою встречу со сказителем Фёдором Конашковым Александр Нечаев. Ему удалась трудная, тонкая задача: пересказать это сокровище детям понятно и интересно, сохранив его суть, смысл, глубину и образность. А нам остаётся только усесться поудобнее с ребёнком и начать неторопливо:
«Возле города Мурома, в пригородном селе Карачарове, у крестьянина Ивана Тимофеевича да у жены его Евфросиньи Поликарповны родился долгожданный сын…».




