О чем рассказывалось в летописях 3 класс литературное чтение
Рукописные книги Древней Руси стр. 7
Составьте с другом сообщение на тему «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства». Используйте вопросы.
Сообщение по теме «Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства» для 3 класса.
Составим наше сообщение по нижеуказанным вопросам в учебнике.
Как выглядели рукописные книги.
Рукописные книги выглядели очень красиво.
Их украшали драгоценными камнями и золотом, а также первую букву абзаца искусные мастера очень красиво расписывали.
Так как переплёты книг создавались из дерева, а также обтягивались тканью или кожей, то они были громоздки и тяжелы.
Кто их обычно писал и переписывал?
Писали книги, а также переписывали древние книги в монастырях, это делали монахи с помощью гусиных перьев.
Такая работа занимала многие годы.
Заказывали книги древнерусские князья или настоятели монастырей.
О чём рассказывалось в летописях?
В летописях чаще всего описывались важные события государства и мира.
История записывалась от самых древних времён Киевской Руси до настоящего времени.
Известно, что самую древнюю летопись «Повесть временных лет» написал монах Нестор, монах Киево-Печерской лавры.
До какого времени рукописные книги были единственными книгами в России?
Долгие годы рукописные книги были источниками знаний для людей, пока люди не научились печатать книги на бумаге.
В 1564 году появилась первая печатная книга и книги стали более доступны для простых людей.
Что такое летопись? Русские летописи. Первая русская летопись. Кто был первый летописец?
Что такое летопись? Определение летописи. Когда появились летописи? Что содержалось в летописях? Первая русская летопись. Летописец Нестор. Повесть временных лет.
У любого государства или народности есть историческая память – череда событий, предшествующих современности. Именно на нее опираются люди, так как историческая память содержит в себе опыт предков. Ранее все важные события из жизни населения фиксировались в летописях. В этой статье мы расскажем, что такое летописи и как они появились на Руси.
Что такое летопись? Определение летописи
Летопись – это запись исторических событий, связанных с жизнью государства. Летопись можно назвать оригинальным жанром древнерусской литературы. На Руси летописи велись с XI по XVII век. Люди стали фиксировать важные события в летописях со времен появления письменности.
Наиболее древние русские летописи не сохранились, однако благодаря летописцам последующих веков мы можем узнать о наиболее значимых событиях из жизни государства. Они не только вели запись своего времени, но и переписывали старые летописи для более надежного их сохранения.
Обычно летописи составляли монахи по распоряжениям князей. В них содержалась информация о войнах, переворотах, стихийных бедствиях, существенных изменениях во внутренней и внешней политике.
Летописцы при составлении летописей опирались не только на документы, но и на рассказы других людей или на собственные впечатления от того или иного события.
Первая русская летопись. Первый русский летописец
Письменность на Руси появилась в Х веке. Уже в XI веке появилась первая летопись под названием «Повесть временных лет». Точная дата появления летописи неизвестна, но историки утверждают, что это произошло примерно в 1113 году.
Создателем первой летописи на Руси был Нестор – монах из Киево-Печерского монастыря. «Повесть временных лет» легла в основу всех последующих летописей. Разумеется, ее оригинальный текст не сохранился, но благодаря последующим редакциям содержание летописи удалось восстановить.
Летопись состояла из двух частей – вводной и аналитической. Во вводной части летописец описал зарождение и становление славянской народности. Вводные статьи не датировались и не делились по годам.
Аналитическая часть летописи начинается со статьи 852 года. Именно эта часть летописи положила начало датированию русской истории.
«Повесть временных лет» охватывала такие события, как призвание варягов, захват Киева князем Олегом, правление князей Игоря и Ольги, междоусобицу сыновей князя Святослава, убийство сыновей князя Владимира, победу Ярослава над Святополком и другие значимые для людей происшествия.
Несмотря на подробное изложение всех событий, происходящих на Руси, правдивость «Повести временных лет» была поставлена под сомнение историками. По их мнению, летопись была собрана из разновременных отрезков, фольклорных произведений и церковной публицистики.
К тому же, каждый из авторов летописи вносил в нее свое идейное содержание, опираясь в том числе и на собственные домыслы о тех или иных событиях.
О чём рассказывалось в Летописях?
В основном в летописях сообщалось о том, что было связано с деятельностью князей. Рассказывалось о важнейших событиях государства, например о военных походах, заключенных договорах, о вступлении князя в брак.
Летопись состояла из записей, в свою очередь каждая запись начиналась со слов «В лето такое-то» и рассказывала о том, а что же произошло в описываемое лето. Летоисчисление тогда было другим, велось от «сотворения мира».
Записи были и короткими, и длинными, а могли и вовсе содержать такие слова:
что означало, что в этом году вообще не произошло ничего примечательного.
Летописец порой, чтобы быть в курсе дел, не сидел только лишь в монастыре или при княжеском дворе, а участвовал в походах, присутствовал при осаде городов, а также не был безучастным и в мирских делах.
Иногда к записям прикладывались различные документы: указы, письма, завещания и т.д. Конечно, летописец имел слабость часто высказывать свое личное мнение по поводу какого-либо события или факта.
На летописи опирались как на достоверный источник, они имели большую правовую силу.
В летописях древнерусского государства, как правило, рассказывалось о исторических событиях того временного периода, когда была написана летопись.
В летописях рассказывалось как правило о жизни того или иного русского княжества..основное внимание уделялось фигуре князя- с кем встретился,когда женился, с кем и с каким успехом воевал. Освещались также природные явления- затмения Луны или Солнца,наводнения,метеориты.
Лук, арбалет, праща, рогатка, силки, перевес, на живца вариантов охоты много как раньше так и сейчас. Кстати есть классическая книга про английский длинный лук, там все описано, даже охота монарших особ причем не только на утку, но и на оленя, лису, кабана и т.д. Есть кадры подготовки охоты на кабана с луком снятые нацистами, они любили делать хроники, доинтернетовские ютюберы. В прошлом году во время сезона видел пару лучников так что и сейчас на утку некоторые с луком охотятся.
Если она хорошо воспроизведена в музее, кинофильме. Если остались живые носители этой культуры. Если времена 17-19 века мы еще вполне можем воспроизвести, времена 9 века гораздо сложнее, то быт и уклад жизни времен бронзового века почти невозможно. Если же от прошедшей эпохи ничего не осталось ни в памяти людей, ни в археологических слоях, то воспроизвести её никак не возможно, даже представить что она и себя представляла.
И поскольку стразы ярко блестят и сильно выделяются на фоне платья, богословы и делают акцент именно на редких исторических совпадениях.
Столицей Королевства Нидерланды считается город Амстердам, при этом правительство и парламент страны, а также королевский двор и иностранные поосльства находятся в Гааге.
В XIII веке в нижней части реки Амстел появляется рыбацкая деревушка. Своё название Амстердам, т.е. «плотина на реке Амстел», деревня получила благодаря построенной поблизости плотине. Рядом с деревней находилось Флевонское озеро, которое в 1287 году в результате наводнения превратилось в залив Северного моря, получив новое название — Зёйдерзе. Это сделало обычную рыбацкую деревушку морским портом, создав предпосылки для её развития как центра морской торговли. Уже вскоре деревня становится городом. В начале XIV века в Амстердаме появляется первая церковь, естественно посвящённая покровителю моряков Святому Николаю, который одновременно становится и покровителем молодого города, строится сразу две гавани. В конце XV века Ганза предоставляет Амстердаму право свободно торговать на Балтике, что способствует росту города.
Значение Амстердама резко выросла после затянувшейся на 80 лет войны за освобождение Голландии от Испании и образования Республики Соединённые провинции Нидерландов. Южные провинции Нидерландов и главный центр торговли и мореходства страны Антверпен были разорены и опустошены за время войны, кроме того, испанцы в отместку перекрыли для судоходства реку Шельду, на которой стоял Антверпен. Благодаря этому Амстердам, на два века избавившийся от конкурентов, становится крупнейшим портом Нидерландов и, постепенно,. Процветанию города способствовало то, что в начале XVII века Голландия начинает формирование своей колониальной империи. К концу XVII века Амстердам, ставший к тому времени главным центром европейской торговли, превращается в один из самых больших, богатых и красивых городов Европы.
Неудивительно, что Амстердам, как самый большой и развитый город Нидерландов, становится их столицей, хотя функции административного центра достались Гааге.
Рукописные книги Древней Руси
Рукописные книги Древней Руси — настоящие произведения искусства.
Каждая глава и отдельная страница рукописной книги начиналась и заканчивалась рисунками — заставками и концовками. Начальная буква каждого абзаца рукой мастера превращалась в настоящее чудо.
Рукописная книга была большой и тяжёлой. Переплёт для неё делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплёты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями.
Для письма в основном использовали пергамент. На нём писали с обеих сторон. Отдельные листы сшивались, и в таком виде они уже выглядели книгой, какой она является сейчас. Орудиями письма переписчикам служили птичьи перья, чаще всего гусиные.
Рукописные книги были очень дороги и доступны далеко не всем. Эти книги было запрещено выносить из библиотек, и их приковывали к столбам железными цепями.
Чаще всего книги писались и переписывались учёными монахами. По повелению князя и по благословению настоятеля монастыря трудолюбивый монах проводил за написанием книги многие годы.
Среди рукописных книг было много летописей. Рассказ в летописях нужно было начинать с глубокой древности и лишь потом переходить к событиям последних лет. В летописях рассказывалось только о важных событиях из истории Древней Руси.
Самая известная летопись Древней Руси — «Повесть временных лет». Учёные считают, что её написал в начале XII века Нестор, монах Ки-ево-Печерского монастыря.
В своей летописи Нестор рассказал об истории Древней Руси, её столице Киеве, первых русских князьях. Историки называют «Повесть временных лет» повестью о начале Руси.
Рукописные книги долгое время были единственными книгами в России. Печатать книги люди научились только в середине XV века.
Первая печатная книга в нашей стране появилась в 1564 году.
Работаем в паре
Конспект урока по литературному чтению для учащихся 3 класса «Рукописные книги Древней Руси»
Конспект урока литературного чтения для учащихся 3 класса по теме
«Рукописные книги древней Руси»
Цель: ознакомление учащихся с историей создания древнерусских рукописных книг.
— Формировать у учащихся представления о первых рукописных книгах Древней Руси, их создании и влиянии на жизнь человека;
— Формировать умение работать с текстом, осуществлять в нем поиск информации;
— Развивать логику, мышление, внимание;
— Развивать внимание учащихся через изучение нового материала;
— Прививать интерес к чтению;
— Воспитывать бережное отношение к книгам.
Оборудование: презентация Microsoft Power Point или Smart Notebook 15, интерактивная доска, учебник (распечатанные), листочки с заданием, листы в линейку, магниты, рисунок дерева на ватмане, ватман.
I. Организационный момент.
Много полезного в каждой из строк.
Вы учите их – они учат вас!
II. Мотивация к учебной деятельности.
— Как вы понимаете фразу «Самое великое чудо на свете»? Что можно назвать самым великим чудом?
— Ребята, наш урок мне бы хотелось начать с загадки.
Я все знаю, всех учу,
А сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Нужно грамоте учиться (книга)
— О чем вам говорят пословицы?
1. «Кто много читает, тот много знает»
2. Книга поможет в труде, выручит в беде».
— Можно ли назвать книгу – самым великим чудом на свете? Почему?
«Нам известны времена, когда люди не умели ни читать, ни писать. Школа отсутствовали и все знания передавались на словах – старшие рассказывали младшим».
— Как же передать сведения в другую деревню, город?
«Людям приходилось заучивать послание и посылать человека с заученным текстом в другую деревню. Идти далеко, времена лютые, по пути всякое могло случиться и с посланником, и текст он мог попусту забыть – это было очень неудобно. И люди пытались найти какой-нибудь другой способ передачи информации».
«Например, индейцы Южной Америки использовали узелковое письмо. В этом письме все имело значение – цвет веревочки, величина узелка, его расположение»
«Одновременно с узелковым письмом возникло и рисуночное письмо, в котором записи делались с помощью рисунков. Рисунки могли высекаться на камнях, кусочках дерева, раковинах и отправлялись с гонцом. В Древнем Египте использовали иероглифы. Иероглифов было очень много – около 700 штук.
— Как вы думаете, удобно было ими пользоваться и почему? (Нет, неудобно, сложно учить).
«Со временем люди решили, что звуки надо обозначить значками и уже из них составлять слова. Впервые такая азбука возникла в древней стране Финикии. Финикийцы использовали всего 22 буквы – и только гласные, согласных не было. Позже, это переняли и другие народы, которые по аналогии с финикийской, составляли свои азбуки. А вместе с появлением азбуки появились первые рукописные книги, которые передавали информацию».
— Как вы понимаете фразу «рукописные книги»?
— Как называлось раньше наше государство? (Древняя Русь)
— Давайте сформулируем тему урока, соедините ответы с рукописными книгами и Древней Русью («Рукописные книги Древней Руси).
— Сформулируйте цель занятия (ознакомление с историей создания рукописных книг)
— Как вы думаете, чем мы будем сегодня заниматься на уроке? О чем вы узнаете? Чему будете учиться?
III. Изучение нового материала.
— Откройте страницу 5 (6?) (чтение текста по порядку)
IV. Физкультминутка (видеоролик).
V. Закрепление изученного материала.
— Поработаем с текстом. Разделимся на 3 подгруппы. Ваша задача – найти информацию в тексте учебника и записать ответ на вопрос. Поднимите руку, если выполнили задание.
1 группа разбирает вопрос: «Как выглядели рукописные книги?»
Ответ: «Рукописная книга была большой и тяжелой. Переплет для нее делался из досок и обтягивался кожей или тканью. Переплеты дорогих книг были роскошно отделаны золотом и драгоценными камнями».
2 группа «Кто обычно писал рукописные книги и переписывал? И сколько по времени?»
Ответ: «Чаще всего книги писались и переписывались монахами. По повелению князя и по благословению настоятеля монастыря трудолюбивый монах проводил за написанием книги многие годы».
3 группа «О чем рассказывалось в летописях?»
Ответ: «В летописях рассказывалось только о важных событиях из истории Древней Руси».
— Верную информацию они нашли?
Общий вопрос : «До какого времени рукописные книги были единственными книгами в России?» (до середины 15 века)
— Можно ли назвать книгу – самым великим чудом на свете? Почему?
— В чем ценность первых рукописных книг?
— Нашли ли вы нужную информацию в учебнике?
— Что нового вы узнали на уроке? Что показалось вам интересным, необычным? Вам хотелось бы побольше узнать о древних рукописных книгах?