О чем рассказывает романс жаворонок
О чем рассказывает романс жаворонок
Шедевры детской литературы запись закреплена
«ЖАВОРОНОК».
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ РОМАНСА
Хотя стихотворения Нестора Кукольника не были связаны единой сюжетной линией, Михаил Иванович объединил их своей музыкой, в которой отразил эмоциональное состояние человека, перед тем, как покинуть родные места и совершить увлекательное путешествие. К 9 августа вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в состав которого вошёл романс «Жаворонок», был завершён.
Композитор так и не покинул Россию, а через месяц, когда вернулся в Петербург из своего поместья, был приятно удивлён тем, что музыкальное издательство «Одеон» напечатало сборник «Прощание с Петербургом» с вошедшим в него романсом «Жаворонок». Цикл раскупили настолько быстро, что удвоив тираж его вскоре издали повторно.
Нестор Кукольник при жизни был весьма популярным литератором. Он писал свои произведения в самых различных жанрах, выпускал газету и журналы и при этом называл себя самым великим поэтом своего времени. Однако, если бы Михаил Иванович Глинка не написал романсы на тексты этого заносчивого сочинителя, про его произведения в нынешнее время никто бы и не вспомнил.
Виктория Иванова исполнила романс своим волшебным хрустальным голосом.
Между небом и землей
Песня раздается,
Неисходною струей,
Громче, громче льется.
Не видать певца полей,
Где поет так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий.
Лейся, песенка моя,
Песнь надежды сладкой:
Кто-то вспомнит про меня
И вздохнет украдкой
Михаил Глинка. Жаворонок
⭐️ В ИЗБРАННОЕ
В.Иванова Жаворонок/V.Ivanova M.Glinka Romance
Народный рейтинг популярности: 60484
Михаил Глинка. Жаворонок. Романс из цикла «Прощание с Петербургом», № 10 | The Lark
«Между небом и землей
Песня раздается
Неисходною струей
Громче громче льётся.
Не видать певца полей
Где поёт так громко
Над подруженькой своей
Жаворонок звонкий»
«Прощание с Петербургом» — вокальный цикл Михаила Глинки на слова Нестора Кукольника, созданный в 1840 году. Все 12 романсов, входящие в цикл, были написаны Глинкой летом 1840 года.
«Прощание с Петербургом» — первая в истории русской вокальной лирики группа романсов, объединённых общей темой и изданных под общим названием. Каждый из 12 романсов по-своему отражает тему странствий и скитаний, рисуя перед слушателем картины русской природы и дальних стран — Испании, Италии, Палестины. Все романсы посвящены близким и знакомым Глинки, в том числе и автору слов — поэту Нестору Кукольнику, с которым Глинка долгое время поддерживал тесные дружеские отношения.
Романс «Жаворонок» посвящён А. Н. Струговщикову. Один из самых известных романсов Глинки. Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей. Перед вступлением певца в фортепьянном сопровождении слышатся трели жаворонка. Борис Асафьев так писал об этом романсе:
Довольно часто у Глинки можно наблюдать выражение длящегося томительного душевного состояния, «охваченности аффектом», сосредоточенности внимания на каком-либо явлении выдержанным внутри тоном, вокруг которого сплетаются остальные голоса, повторами интонаций или «опеванием» характерного для данной мелодии тона посредством около него расположенных или им притягиваемых звуков. В «Жаворонке» таким тоном является си — доминанта ми минора, выразительное вибрирование которого прекрасно соответствует впечатлению от звенящего над полем, высоко в небе, длительно-длительно, «неисходною струей», будто и без цезур, голоса этой птицы. Очень тонко, без всякого звукоподражания, Глинка «вибрирует» фортепианный наигрыш, предшествующий элегической мелодии жаворонка, и в целом рождается музыкально-поэтический образ — песнь надежды.
Классику (как любой драгоценный антиквариат) значительно усиливает связанная с ней история. Вы очень поможете проекту, дополнив приведённое выше описание, предложив для иллюстрации картинку, или видео, или интересный факт.
Комментарии (2)
Возможно, точно такое предложение уже есть в Копилке идей, проверьте, пожалуйста. Тогда обязательно поддержите идею дополнительным комментарием в её поддержку, и это непременно ускорит добавление.
Не стесняйтесь оставлять замечания, если, по Вашему мнению, произведение озаглавлено неправильно либо некорректно.
Спасибо, очень образно, точно передан характер романса, добавлю про сексту- любимый интервал романсов
Напишите пожалуйста хотя бы в каком году написал
«Прощание с Петербургом» — вокальный цикл Михаила Глинки на слова Нестора Кукольника, созданный в 1840 году. Все 12 романсов, входящие в цикл, были написаны Глинкой летом 1840 года.
* Отрывки «Михаил Глинка. Жаворонок» использованы в качестве цитаты в информационных целях, а также в целях раскрытия творческого замысла автора.
О чем рассказывает романс жаворонок
Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»
Историю создания романса «Жаворонок» Глинки, а также множество интересных фактов и музыкальное содержание произведения читайте на нашей странице.
История создания
С «милой Е.К.» Михаил Иванович познакомился в стенах Смольного института, где девушка работала воспитательницей, а маэстро навещал семью своей сестры, которая проживала в казённой квартире при учебном заведении. Частые встречи с Катенькой положительно сказывались на душевном состоянии Глинки. Он начинал чувствовать, что счастлив и силы вновь возвращаются к нему.
Настроение Глинки в тот момент омрачалось лишь предстоящей длительной тяжбой по бракоразводному процессу, а также болезнью, которая внезапно постигла его возлюбленную. После выздоровления Катеньки у Михаила Ивановича зародился замысел вместе с девушкой покинуть Россию и за границей тайно вступить с ней в брак, так как родственники и с той, и с другой стороны были против их отношений.
Важно также отметить, что в то время Глинка сильно дружески сблизился с братьями Кукольниками, которые пользовались большим уважением в петербургских литературных кругах. Квартира, где они проживали, располагавшаяся в Фонарном переулке, была излюбленным местом встречи творческих людей. Частенько туда захаживал и Михаил Иванович. Так, в один из майских вечеров 1840 года композитор в беседе с хозяином дома Нестором Кукольником поведал ему о своей идее: создать ряд романсов. Поскольку Глинка планировал в ближайшее время покинуть родину, то при общем согласии поэта и композитора было решено создать цикл с названием «Прощание с Петербургом».
Стихотворные тексты Нестора Кукольника, на которые композитор создавал вокальные миниатюры, не были связаны единой сюжетной линией, однако Михаил Иванович объединял композиции тем, что отразил в них эмоциональное состояние человека, предстоявшему покинуть родные места, и совершить увлекательное путешествие. Сочинение сборника при творческой поддержке Нестора Кукольника продвигалось довольно быстро и к 9 августа вокальный цикл «Прощание с Петербургом», в состав которого вошёл романс «Жаворонок», был завершён.
Композитор тем временем ещё не отказывался от своих намерений и готовился к поездке за границу. Братья Кукольники, с большим уважением относившиеся к Глинке, решили перед отъездом композитора устроить для него прощальную вечеринку, на которой Михаил Иванович с большим вдохновением исполнял свои новые вокальные сочинения. На следующий день композитор действительно уехал, но не в солнечную Италию со своей возлюбленной, как он рассчитывал, а по настоянию своей матери в родовое поместье Новоспасское. В Петербург Глинка вернулся уже через месяц и был приятно удивлён тем, что музыкальное издательство «Одеон» Петра Ивановича Гурскалина напечатало сборник «Прощание с Петербургом» и соответственно вошедший в него романс «Жаворонок». Цикл раскупили настолько быстро, что удвоив тираж его вскоре издали повторно.
Интересные факты
Содержание «Жаворонка»
Композиция, написанная в тональности ми минор и подобно народной песне заключенная в куплетную форму, открывается небольшим фортепианным вступлением, которое вносит в настроение произведения мечтательный оттенок. Автор миниатюры, наполнил его мелодичными трелями, имитирующими пение маленькой птахи, использовав для этого высокий регистр и обилие музыкальных украшений в виде форшлагов. Затем начинается главная, удивительно певучая вокальная тема романса. Особенностью её мелодической линии является непрестанный возврат к пятой ступени главной тональности. Такой приём композитор применил, чтобы придать музыке эффект воздушности. Помимо этого ощущение лёгкой полётности тематическому материалу придают взмывающие вверх октавные скачки, которые на протяжении всего произведения звучат в аккомпанементе.
Каждый куплет романса заканчивается прозвучавшей во вступлении темой жаворонка. Она напоминает слушателям, что всё же главным персонажем в композиции является маленькая птичка, чьё пение призывает лирического героя выразить нежные чувства к своей избраннице.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Михаил Иванович Глинка «Жаворонок»
Конспект занятия по слушанию музыки М. И. Глинка «Жаворонок»
Анастасия Бахарева
Конспект занятия по слушанию музыки М. И. Глинка «Жаворонок»
Конспект занятия по слушанию музыки М. И. Глинка «Жаворонок»
Музыкальный руководитель: Ребята мы сегодня с вами познакомимся с романсом, который называется «Жаворонок». Но для начала скажите мне, пожалуйста, жаворонок, это кто?
Дети: ответы
Музыкальный руководитель: Правильно, ребята! Эта птица.
Ранней весной, когда на полях лежит снег, но уже кое-где образовались темные проталины (там, где стаял снег, прилетают и начинают петь весенние гости – жаворонки. По размеру жаворонки чуть больше воробья. Голос у них очень мелодичный и красивый.
Полевой жаворонок питается различными насекомыми и их личинками, пауками, червями, семенами и зеленой частью растений.
Удивительно красива звонкая песня жаворонка. Многие великие композиторы старались изобразить радостную песню в своих музыкальных произведениях.
Вот как раз сегодня, ребята, мы с вами и послушаем романс, который называется «Жаворонок».
(Просмотр первой презентации о жаворонке)
А скажите мне, пожалуйста, а как называют человека, который пишет музыку?
Дети: Отвечают
Музыкальный руководитель: (композитор)
Прослушивание музыкального произведения «Жаворонок» (просмотр видео)
Музыкальный руководитель: Ребята, мы с вами прослушали это замечательное музыкальное произведение. А теперь скажите, какой был характер музыке? Темп? Динамика?
Дети: ответы детей
Итак, в заключение мы можем сказать, что “Жаворонок” — задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью. В фортепианной партии выразительно воссоздается равнинный русский пейзаж — бескрайние дали, поля и луга со стелющимися по ветру стеблями трав и злаков. Перед вступлением певца в сопровождении слышатся трели жаворонка.
Как почти у всякого музыканта, у Глинки есть вокальная музыка, посвященная родной природе. Вам знаком его романс «Жаворонок». У Глинки был талант сочинять музыку, которую трудно отличить от народной. Сначала даже может показаться, что мы слышим музыку, которую сочинил народ, — так похожи мелодии, созданные Глинкой, на подлинно народные. Вот и мелодия этого романса очень простая, легко запоминающаяся, словно народный напев.
(Прослушивание романса М.И. Глинки «Жаворонок».)
— В каком музыкальном ладу начинается романс? (В миноре.)
— Меняется ли музыкальный лад в середине романса? (Да, минор сменяется мажором.)
— Что передает музыкальное сопровождение романса? (Чириканье маленькой птички, которая то пролетает совсем низко над землей, то вновь поднимается ввысь.)
— Какое настроение остается после прослушивания романса? (Радостное от прихода весны, но в то же время немного грустное?)
— Какими словами А.С. Пушкина можно передать это сочетание необычного весеннего настроения — радости и легкой грусти? («Печаль моя светла».)
Видите, таланту композитора М.И. Глинки были подвластны разные человеческие чувства — тоска по родине, радость от встречи с весной. И эти лирические переживания перекликаются с музыкальными пейзажами.
— Какие произведения М.И. Глинки вы сейчас прослушали?
— Какое произведение было вокальным, а какое — инструментальным?
— Для какого инструмента создан ноктюрн «Разлука»?
— Как переводится слово «ноктюрн»?
V. Разучивание песни
Сегодняшний урок посвящен музыке весны. Поэтому и новая песня, которую вы начнете разучивать, также будет рассказывать о весне. Она называется «Здравствуй, детство!», музыку к ней написал композитор Игорь Космачев. И звучит она в веселом мультфильме «Чучело-мяучело». Запишите в тетрадях название песни и фамилию композитора.
— Сколько частей было в песне? (Две — запев и припев.)
— Какая музыкальная форма у этой песни? (Двухчастная.) (Педагог знакомит учащихся с 1-м куплетом песни «Здравствуй, детство!», композитор — И. Космачев, слова М. Яснова.)
Утро начинается, начинается,
Город улыбается, улыбается.
Открываются окошки, разбегаются дорожки,
Громко хлопая в ладошки, запели звонко дети. (Проводится повторение текста всем классом, по рядам и индивидуально, педагог показывает мелодию запева, школьники ее разучивают и исполняют.)
— Какую особенность в мелодии вы заметили? (Сначала мелодия плавная, медленная, начинается растянутыми, длинными звуками, а потом появляются быстрые звуки, убыстряющийся темп, большие скачки в мелодии; создается впечатление, будто город в действительности сначала медленно просыпается, а потом вдруг оживает.)
А еще запев начинается в миноре, к концу переходит в мажорный лад. Поэтому припев начинается почти со скороговорки, весело и радостно.
Раз, два, утро! Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Здравствуй, утро! (Исполнение припева отдельно и вместе с запевом.)
— О чем поется в 1-м куплете песни «Здравствуй, детство!»? (О наступлении утра, о радости детей, о том, как просыпается город.)
— Меняются ли штрихи при исполнении запева и припева?
— А какой штрих нужен для исполнения припева? (Легато или стаккато.)
Во 2-м куплете будет говориться о восходе солнца. И в связи с этим немного изменятся слова припева. (Разучивается 2-й куплет и припев.)
Город улыбается, улыбается,
Солнце поднимается, поднимается.
Мы на Солнечных качелях
Прямо в небо полетели —
Вперед, навстречу солнцу!
Раз, два,солнце!Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Здравствуй, солнце! (Проводится отдельное исполнение 2-го куплета, а потом соединение с запевом и припевом 1-го куплета.) Построчная гармонизация 1-го куплета.
1. Утро начинается, начинается,
Город улыбается, улыбается.
Громко хлопая в ладошки,
Запели звонко дети.
Раз, два, утро! Три, четыре, пять!
Приходи играть! Приходи играть!
Вместе с нами приходи играть!
Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 2482 ; Мы поможем в написании вашей работы!