О чем рассказывает православная культура
Презентация по основам православной культуры на тему «О чем рассказывает православная культура»
Описание презентации по отдельным слайдам:
О чем рассказывает христианская православная культура
Мир православного христианства многогранен, необычен, порожающий своей тайной, непостижимостью, но в то же время причащает человека своей чистотой и добром!
Православная культура представляет из себя не только службы, но в-первую очередь держится на подвиге, Вере, любви, в архитектуре, живописи, а также передает красоту церковно-славянской азбуки
Живопись православия представлена в виде икон, фресок, мозаик
Красота церковно-славянской азбуки
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Каллиграфия. Искусство красивого почерка
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-199606
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Путин призвал повышать уровень общей подготовки в колледжах
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В российских школах могут появиться «службы примирения»
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
О чем рассказывает христианская православная культура
Урок Духовное Краеведение Подмосковья ОДНКНР
Просмотр содержимого документа
«О чем рассказывает христианская православная культура»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБЛАСТНОЙ УНИВЕРСИТЕТ
Методическая разработка урока в 8 классе
по Духовному краеведению Подмосковья
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Древнерусский монастырь-центр христианской православной культуры».
Учитель русского языка и литературы
МБОУ СОШ № 3 г.о. Красноармейск
Андреева Ольга Александровна
Одним из важных проявлений духовно-нравственной культуры человека является любовь к родному краю. Культура России созидалась людьми, которые любили свое Отечество. Однако понимание этой культуры невозможно без знания того, что являлось ее смысловым и ценностным источником и содержанием. Культура России является видимым отражением духовной жизни ее народа. Стержнем этой духовности на протяжении десяти веков являлось православное христианство. Именно оно всегда играло ведущую роль в истории русской культуры и государственности. Христианство учило людей уважительному отношению к каждому человеку, терпимости, бескорыстной помощи, сочувствию.
Проблемные вопросы урока:
Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?
В чем заключается смысл жизни христианина?
Показать значимость христианских добродетелей, христианского подвига для исторического, политического, социального и духовного развития нашей страны: во времена минувшие и сегодня, в современном мире; в славном прошлом России и в ее настоящем.
Познакомить с основными понятиями христианской культуры.
Прививать учащимся интерес и любовь к православной культуре своего Отечества.
— вывести ребят на самостоятельный уровень осмысления проблемы;
— пополнить словарь духовной лексики учащихся;
— научить ориентироваться в духовных категориях;
— закрепить знания, полученные на прошлых уроках.
Христианские добродетели: вера, надежда, любовь. Монах. Инок. Монастырь. Преподобный Антоний. Преподобный Феодосий. Киево-Печерская лавра. Святой Илья Муромец. Преподобный Нестор Летописец. Собор. Святитель Филарет. Красота рукотворная. Красота нерукотворная. Духовная красота.
— учебное пособие, иллюстрации №№ 48-63, слайды;
-мультимедийный диск с учебно-методическим комплексом для общеобразовательных учреждений Московской области.
«Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом»
Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.
— Назовите виды искусства, которые объединяет в себе Христианская Православная культура? (Ответ: Христианская православная культура объединяет в себе разные виды искусства: архитектуру, живопись, декоративное искусство, церковную музыку, житийную литературу, духовную поэзию.)
— Как украшен православный храм? (Ответ: Православный храм-это памятник архитектуры. Он украшен живописными росписями, фресками, мозаиками, святыми иконами.)
— Какие сюжеты раскрыты в произведениях христианского религиозного искусства? (Ответ: Произведения христианского религиозного искусства раскрывают в себе сюжеты Священного Писания и Священного Предания.)
-Назовите основную идею христианства. (Ответ: Основная идея христианства-это благая весть о совершенном Богом спасении человека, прославление Христа Спасителя.)
— Почему землю Палестины христиане называют святой? (Ответ: Землю Палестины христиане называют святой потому, что именно здесь прошли все события земной жизни Иисуса Христа, описанные в священных книгах Евангелиях.)
— Расскажите, что вы знаете о Туринской Плащанице. (Пересказ учащимися статьи из учебника «О Туринской Плащанице» стр. 41-43)
Учитель: Молодцы, ребята. Я вижу, что вы хорошо усвоили тему прошлого урока.
Знакомство с новой темой. Слово учителя.
Одна есть в мире красота.
Не красота богов Эллады,
И не влюбленная мечта,
Не гор тяжелые громады,
И не моря. Не водопады,
Не взоров женских чистота.
Одна есть в мире красота-
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
Я не случайно начала новую тему со стихотворения К.Д. Бальмонта. Скажите, красоту какого великого события поэт называет единственной красотой в мире?(Ответ: В этом стихотворении автор называет единственной красотой в мире-духовную красоту)
Учитель: Правильно, молодец! Это подтверждается последними строфами стихотворения:
Одна есть в мире красота-
Любви, печали, отреченья
И добровольного мученья
За нас распятого Христа.
Сегодня на уроке нам вами предстоит найти ответы на следующие вопросы:В чем заключается смысл жизни христианина? Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?
Христианство, являясь на Руси основной традиционной религией, сопровождало человека в течение всей жизни: от таинства Крещения до последних минут его пребывания на земле. Самыми главными христианскими добродетелями являются вера (в Бога), надежда (на Бога) и любовь (к Богу и ближним).
Важными христианскими добродетелями являются умеренность(нежадность) и целомудрие (чистота и целостность человеческой личности).
Дар любви (он назван в Евангелии талантом), заложен в человеческом сердце. Христиане старались употребить данные им таланты с пользой: старались любить Бога и ближнего по заповеди Христа. Быть милосердным к людям, приветливым, чутким, сострадательным- означало для христиан служение Богу. Это был общий для всех христиан путь к небесной радости.
Давайте вместе прочитаем в учебнике на странице 45 Священную историю, которую рассказал Иисус Христос своим ученикам. Называется она «Притча о талантах».
(Чтение учащимися Притчи)
-В чем заключается смысл Притчи о талантах? (Ответ: Для христиан эта притча означает, что люди получают от Бога различные добрые качества, чтобы послужить Богу и ближним.)
— Перечислите таланты, о которых говорится в Притчи? (Ответ: Самые главные из них – это приветливость, четкость, сострадательность к людям.)
-Что получает человек, поделившийся с ближними добрыми сокровищами своей души? (Ответ: Поделившись с ближним добрыми сокровищами своей души, человек получает от Бога небесную радость.)
Учитель: Молодцы! Хорошо! Вот, мы с вами и ответили на первый мой вопрос, поставленный в начале урока. Кто сможет сформулировать его и дать полный ответ?
(Ответ:В чем заключается смысл жизни христианина? – Через добрые дела стремиться к спасению своей бессмертной души для жизни с Богом.)
Учитель: Очень хорошо. Вы сегодня все молодцы.
Давайте познакомимся с новыми словами, раскрывающими основной смысл урока. Откройте свои словарики и запишите их. Слайд
(Монах- живущий в одиночестве; инок-иной, не похожий на других; христианский монах (инок)-это человек, для которого служение Богу является главной задачей жизни; монашеский путь-путь совершенного следования всем заповедям Христа.)
Учитель: Христианская православная культура- культура религиозная. В значительной степени, она развивалась как культура монастырская. По всем просторам подмосковных земель сияют золотые купола монастырских храмов.
Давайте же постараемся найти ответ на второй вопрос. Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры? Для этого давайте обратимся к учебнику. Откройте, пожалуйся, страницу 45. Давайте прочтем статью, предложенную автором учебника и рассмотрим иллюстрации к теме.
(Чтение учащимися статьи в учебнике. Стр.45-49)
Кто сможет ответить на вопрос: Что же такое монастырь в истории христианской православной культуры?
(Ответ: Монастыри называют маяками христианской веры. Они воспринимались христианами как образ Божественного рая, явленного на земле).
Учитель: Правильно. Молодец.
Как же выглядят монастыри? Об этом я хочу вам сегодня рассказать.
В архитектуре монастырей мы видим удивительный контраст архитектурных пропорций: они прочно вросли своими мощными стенами в землю, а башни, колокольни, купола, с сияющими золотыми крестами, как свечи возносятся в небо. Такая архитектура неслучайна: для христиан монастырь соединяет собой два Отечества человека-Небесное (мир Горний Божественный) и земное (Родину, родную землю). Духовный смысл православного храма находит внешнее выражение в его архитектурном облике.
Над главными, святыми, воротами, ведущими в монастырь, иногда возводили храм. Он назывался надвратным. Храмов в монастыре могло быть построено несколько. Но в центре всегда возводили главный – собор.
Христиане полагали, что место для возведения монастыря должно было быть избрано Богом. Поэтому прежде основания монастыря подвижники искали Божиего благословения.
В христианской православной культуре есть два слова, которые указывают на различие происхождения окружающей нас красоты. Христиане называют красоту рукотворной и нерукотворной. Красота рукотворная создана трудом людей-архитекторов или зодчих, художников, композиторов, поэтов, писателей. Творцом красоты нерукотворной (красоты природы, разнообразия животного мира и др.) христиане называют Бога.
Но произведения христианской православной культуры всегда являют людям не только внешнюю красоту, но раскрывают внутреннюю красоту, красоту души мастера, который ее создал. В памятнике мировой культуры-священной книге Библии рассказано, как был сотворен человек: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему. И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.» Этот библейский текст определяет внутреннюю красоту человека как красоту образа Божиего в нем. Христиане называют эту красоту духовной красотой человека.
В Москве и Подмосковье насчитывается несколько десятков монастырей: Свято-Данилов, Троице-Сергиев, Новодевичий, Саввино-Сторожевский, Николо-Угрешский и другие.
Давайте рассмотрим иллюстрации на страницах 48-49, а также слайды презентации.
(Беседа по иллюстрациям и презентации)
Они были окружены высокими стенами и во время нападения врагов превращались в надежные крепости – защитников города. Сила духа монахов проявлялась также в воинской доблести. Так, например, в начале 17 века Троице-Сергиева лавра выдержала 16-месячную осаду литовско-польских войск Лжедмитрия II тогда, когда не смогли сопротивляться такие города как Смоленск, Новгород, Москва.
— Задания 1,2 стр. 51. Закрепление основного текста.
— Задание 4, стр. 51-52. Выразительное чтение стихов. Рассуждение над прочитанным.
— Знаешь ли ты? Стр. 49 чтение учащимися статьи в учебнике
— Знаешь ли ты? Стр. 52. Маршрут духовного краеведения. Прочитать стихотворение Федора Сологуба, прочитать текст рубрики (стр. 52), ответить на вопросы и записать в тетрадь основные христианские добродетели.
Что нового вы сегодня узнали?
Что для вас значит «смысл жизни»?
Как вы понимаете слова Н.В. Гоголя и эпиграф к нашему уроку «Нет другой двери, кроме указанной Иисусом Христом»?
Какие жизненные цели вы ставите перед собой?
Трудно ли жить для других?
Какие качества вы хотели бы воспитать в себе? И какие уже воспитали?
Можете ли вы сказать, что пытаетесь идти по пути добра, любви к ближнему и к Богу?
Как через данный урок вы познали себя?
Работа по индивидуальным карточкам.
(Учащимся раздаются карточки с вопросами, возможна работа по вариантам)
Какие основные христианские добродетели отражает христианская православная культура?
Какие обязательства берёт на себя человек, принимаяПострижение, какие обеты даёт?
Какие правила должен выполнять христианин для спасения своей души?
Что в монастырях называют послушанием?
Чем является монастырь для православного христианина? Почемумонастыри расположены в красивых местах?
2. Назовите имена монахов, оставившихсвой след в истории нашей страны.
Как устроены монастыри? Какую роль выполняли монастыри в древности?
Какие подмосковные монастыри вам известны?
-Дайте определение понятиям «монах», «инок»;
— Перечислите таланты, описанные в «Притче о талантах»;
-Назовите монастыри, расположенные в Москве и Подмосковье.
Домашнее задание. Задание 8- творческая работа – маршрут духовного краеведения.
Стр. 54 храм Преображения Господня.
стр. 53-55, прочитать рубрику «Наше культурное наследие», выполнить задания на стр. 56.
Учитель: Спасибо всем за урок! До новой встречи.
Урок православной культуры в 5 классе по теме «О чем рассказывает христианская православная культура? Счастье в жизни христиан»
МОСКОВСКИЙ ИНСТИТУТ ОТКРЫТОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра истории и культуры религий народов России
Конспект урока по теме
«О чем рассказывает христианская православная культура?
Счастье в жизни христиан»
Слушатель курсов повышения квалификации по предмету
Майорова Анастасия Юрьевна
Место работы ГБОУ Школа № 924
Повторение и закрепление базовых понятий
Знакомство с некоторыми притчами Священного писания
Раскрытие христианского пути спасения на основе понятий христианской этики
Развитие умения анализировать исторические источники
Развитие умения выдвигать гипотезы и строить доказательства.
Воспитание уважения к христианской православной культуре, к традициям и обычаям русского народа.
Воспитание ответственного отношения к обучению
Формирование умения работать в коллективе
Воспитание культуры речи
— На прошлом уроке мы начали изучение раздела «О чем рассказывает христианская православная культура», говорили о религиозной культуре в жизни человека, познакомились с базовыми понятиями курса «Православная культура». Проверим ваши знания.
Актуализация знаний. Определение темы и цели урока.
— Сегодня мы продолжим работу по разделу «О чем рассказывает христианская православная культура». А тему я прошу вас определить самостоятельно в парах.
-На столах у вас распечатки стихотворения Вячеслава Харитонова. В строфах пропущено одно и то же слово. Это слово и есть тема урока. (Учащиеся работают в парах).
Мы часто жизнь за то виним,
Что______________ мимo нас проходит,
И, доживая до седин,
Его мы так и не находим.
А так ли это? Где ответ?
Я с этим вовсе не согласна,
И утверждать, что ______________ нет,
Не собираюсь я напрасно.
Я слышу, вижу, я хожу,
Имею голову и руки,
И в этом ________________ нахожу,
И вовсе нет причин для скуки.
Дари тепло и доброту
Тем, кто всегда с тобою рядом,
И тем, кому невмоготу.
Чего ещё для ________________ надо?
Оно в тебе, оно вокруг,
Но ты его не замечаешь
И понимаешь это вдруг,
Когда лишь что-нибудь теряешь…
(Учащиеся должны дать ответ: счастье)
Делается вывод о теме урока «Счастье в жизни христиан»
-Какова цель сегодняшнего урока? (Выяснить, что такое счастье, с точки зрения православного человека)
4. Знакомство с новым материалом.
-Как понимает счастье автор стихотворения?
— А что для вас счастье?
-Почему у вас получились разные ответы?
— Такое знакомое слово-счастье и сколько мнений о его толковании. Обратимся к словарю С.И.Ожегова ( один ученик работает со словарем, затем читает определение: « Чувство и состояние полного, высшего удовлетворения. Стремление к счастью. Семейное с. 2. Успех, удача»).
-Говоря о счастье, каждый из вас задумался о том, что он больше всего любит и хочет получить в жизни, поэтому и понимание счастья у каждого свое.
-А что самое важное для православных христиан? Кого православные больше всего любят? (Бога)
-Христиане верят, что счастливым человек становится тогда, когда может любить Бога и людей.
-Что значит «любить Бога»? (Следовать Его заповедям, быть добрым человеком)
Работа по учебнику стр. 16 первый абзац. Беседа по содержанию.
— Как человек потерял Царствие Небесное?
-Как вы считаете, легко ли всегда держать себя в строгости, соблюдать все заповеди, не отступать от намеченного пути?
Путь в Небесное Царствие
-На этом нелегком пути у человека всегда был и остается помощник. Кто это? Как он помогает? (Бог. Он помогает людям в Таинствах Крещения, Причастия. Помогает понять, куда и как должен двигаться человек в своем духовном совершенствовании.)
-Господь никогда не бросал человека в беде, он всегда рядом, всегда готов принять и простить.
— Как человек может узнать о тех советах, которые ему дал Господь? (В Священном Писании есть множество притч, в которых Иисус Христос учит христиан праведности).
Работа с текстами притч по учебнику стр. 16, 20-22.
Анализ содержания текста рассказа о Марфе и Марии, притчи о Пастыре добром, притчи о мытаре и фарисее, притчи о блудном сыне. Работа над текстами носит проблемную вопросно-ответную форму.
Притча о Пастыре добром – обращается внимание на необходимость ПОСЛУШАНИЯ воле Божией, без чего человек, подобно заблудшей овце, может погибнуть.
Притча о блудном сыне — о ПОКАЯНИИ человека, как ступени на пути к Богу и о МИЛОСТИ Бога к человеку.
Притча о мытаре и фарисее – рассказ о СМИРЕНИИ как необходимом качестве покаяния, принимаемого Богом.
В результате беседы заполняется «лестница» и подводится итог: в начале духовного пути человек борется со своими страстями, поступает по этическим нормам, определяемым Заповедями Божиими. Таким образом, человек смиряется перед волей Божией, учится отсекать недобрые мысли, обретает твердость воли, рассудительность ума. Такой человек становится достойным милости Божией.
Путь в Небесное Царствие
Первичное закрепление. Работа в группах.
Учащиеся разбиваются на группы и выполняют задание на соотнесение притчи с соответствующей репродукцией. Объясняют свою точку зрения, доказывают. При обсуждении акцентируется внимание детей на художественных приемах, символике изображений. Приложение 2.
Стр. 23 ответить на вопросы.
Литература и источники Интернет:
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.
Шевченко Л. Л. Православная культура 5-й год обучения. Книга 1.
Шевченко Л.Л.Основы православной культуры. Методическое пособие для учителей
Янушкявичене О.Л., Васечко Ю.С. Методическое пособие к учебнику Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.
ОПК: КАК В СВЕТСКОЙ ШКОЛЕ РАССКАЗЫВАЮТ О БОГЕ?
Приблизительное время чтения: 13 мин.
В апреле этого года стартует двухлетний эксперимент: школы в 19 регионах России впишут в свое расписание обязательный курс для 4–5-х классов, посвященный одной из традиционных религий или светской этике. Значит, курс «Основ православной культуры» имеет все шансы попасть в сетку уроков. А что же и как рассказывают о Православии 10-летним детям в обычной светской школе?
Предмет «Основы православной культуры» последние лет десять находится в центре не умолкающих дискуссий: спорят о неподготовленности кадров и путанице в программах, об опасности воспитания нетерпимости в детях и о возможности навязывания Православия в условиях многоконфессиональности.
С этого года, по крайней мере, один острый вопрос фактически снят: выбор действительно будет. ОПК — один из пяти альтернативных курсов, среди которых есть и светская этика.
В том или ином виде его уже давно и успешно преподают: как факультатив он появился в некоторых российских школах с начала 2000-х годов. Так что речь идет вовсе не о закрытых уроках или секретных учебных программах. И узнать, что же читается детям «под видом ОПК», можно без особых проблем. Пользуясь этим, мы отправились на урок в одну из подмосковных школ.
Откуда пошло хамство?
В школе № 17 подмосковного поселка Салтыковка читается авторский курс ОПК — с 2005 года в 3–5-х классах этот предмет преподает его автор Ольга Трунина, выпускница Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Кстати, она принимала участие в работе и над учебником, который пишется под руководством протодиакона Андрея Кураева: пригодились опробованные за пять лет преподавания практические задания. С ней мы отправляемся к третьеклашкам, на последний в 2009 году урок ОПК.
Первое наблюдение готово еще до того, как прозвенел звонок: по крайней мере, в этой школе знакомиться с религиозной культурой уж точно никто никого не принуждает. В коридоре стоят несколько мам (как нам объяснила Ольга Константиновна, это последователи «Свидетели Иеговы»), которые ждут, пока их ребятишки соберут рюкзаки. Они просто не хотят, чтобы их дети изучали «Основы православной культуры».
Урок — открытый для родителей. В качестве наблюдателей здесь побывали все колеблющиеся в своем решении взрослые.
В кабинет слетается примерно два десятка детишек, звенит звонок, урок начинается. «Неделю назад были сильные морозы, — объясняет детям Ольга Константиновна, — и не все смогли быть на занятиях. Поэтому давайте расскажем отсутствовавшим, о чем мы говорили в прошлый раз». Учитель начинает с вопросов, и это вызывает у третьеклашек полный восторг: лес рук, опережая один другого, дети отвечают наперебой, иногда чуть ли не хором! Наблюдая это, понимаешь, что не стоит спешить и пускаться в сравнения, где степень заинтересованности больше: на предметах «русский язык», «труд» или «основы православной культуры»? Здесь любопытство действительно проявляется бурно, что во многом, безусловно, заслуга учителя.
Предыдущая тема — события в семье Ноя, последовавшие за всемирным потопом. Совместными усилиями ветхозаветная история обретает очертания. «Что сделал Хам? Почему так произошло? Чем эта история поучительна для нас?» — проверяет третьеклашек Ольга Константиновна. Дети отвечают пусть и не всегда верно, но с большой охотой.
Постепенно становится понятным, что в этом курсе для начальной школы изучаются вещи, которых по большому счету стыдно не знать образованному человеку. К примеру, не всякий из нас объяснит, почему от имени сына Ноя пошло слово «хамство»; не всякий подозревает, что выражениям «нет пророка в своем отечестве», «метать бисер перед свиньями», «все тайное становится явным» мы обязаны Библии. и мало кто ответит на вопрос о происхождении таких идиом, как «камень преткновения», «краеугольный камень», «соль земли», и объяснит, к чему и к кому эти определения относились. Поэтому вряд ли я ошибусь, если скажу, что после курса ОПК за этими расхожими крылатыми выражениями для ребят будет стоять уже нечто большее, чем просто меткая фраза.
Забудет голова — не забудет сердце
Урок продолжается. Начинаю вспоминать, что и у нас в начальной школе в свое время была «Священная история» как экспериментальный предмет. Нет, все-таки «вспоминаю» — слишком громкое слово, потому что вся эта «Священная история» с волхвами, пастухами, Адамом и Евой, Каином и Авелем начисто стерлась из детской памяти почти сразу после окончания того курса. Как говорится, в одно ухо влетело.
Неужели и здесь будет такая же история? Фактологический материал в лучшем случае запомнится как собрание мифов? Эти мои размышления прерываются вопросом Ольги Константиновны:
— О. К.: Что сделал Хам?
— Дети: Хам увидел отца, который выпил вина и опьянел, и позвал своих братьев, чтобы они посмотрели и посмеялись.
— О. К.: Посмотрели на это неблаговидное положение отца?! Вместо того, чтобы сделать чтó?
— О. К.: Накрыть его в таком состоянии. Каждый знает: когда видишь, что другой делает что-то кажущееся постыдным, то не надо кричать: «Эй, смотрите, что он вытворяет! Давайте вместе посмеемся!» А что человек должен сделать?
— Дети: Он должен промолчать, он должен прикрыть того человека.
— О. К.: То есть как-то помочь ему исправить этот неблаговидный поступок, так? Значит, для нас эта история поучительна тем, что надо помогать человеку исправить свое положение, не осуждая его и не крича на всех углах о чужом поступке, верно?
Вот вам и «собрание мифов»! И ответ на мой вопрос. Пусть имена и детали сюжетов забудутся, но если история из Библии когда-нибудь окажется напрямую связанной с реальной жизнью, с вопросами совести, если коснется ребенка (будущего взрослого) лично и глубоко, то, быть может, она всплывет? И даже если не из памяти, то хотя бы из сердца. Разве этого мало? А может, запомнится уроком, из нее извлеченным?
Преподаватель ОПК, за работой которого я наблюдала, еще не раз укажет детям на эту связь между Библией и жизнью.
Зачем праздновать чей-то 2010-й день рождения?
День, когда мы оказались к школе № 17, был предпоследним перед рождественскими каникулами. И речь на уроке, конечно, заходит о Рождестве.
С чего тут начать? Тех, кто никогда и ничего не слышал о рождественской истории все-таки очень мало. Слишком хорошо эта история известна. Родился в этот день в далекой Палестине Иисус Христос… Но как это относится к нашей с вами жизни? Как относится к нашей жизни Новый год — с этим вопросом у школьников все в порядке. Гораздо важнее и труднее объяснить, почему день рождения Христа должен тронуть ребенка сильнее, чем новогодняя ночь, в которую Вася или Маша получат подарки и наедятся сладостей.
— О. К.: Как вы думаете, может ли вся наша родная Салтыковка начать летоисчисление от вашего дня рождения?
— О. К.: Хорошо, а от дня рождения какого-нибудь президента? Или другого известного человека? Представьте, что завтра вся наша страна принимает летоисчисление от дня рождения какой-нибудь знаменитости и начинает считать, что сейчас к примеру, 41-й год.
— Дети: Нет, потому что это один человек!
— О. К.: А что такое сделал Иисус Христос, из-за чего все люди на земле начали новое летоисчисление от Его дня рождения?
— Мальчик: Он всех пожалел…
Я услышала это и подумала: как, по сути, прав этот ребенок! Но вот реакция класса на ответ оказалась совсем не такой сочувствующей: раздается пара смешков — ясно, что мальчуган ответил не по шаблону, а потому одноклассники уже готовы посмеяться над его «самодеятельностью». Но, к их удивлению, Ольга Константиновна его подбадривает:
— О. К.: Это очень близко к правде! Только помогите: как точнее ответить?
— Дети: Он научил людей.
— О. К.: Верно. А чему научил?
— Дети: Он научил людей любить.
Думаю, если дети вынесут из всего урока только одну эту мысль, это будет уже немало: любить, оказывается, надо учиться; а еще это то, ради чего можно начать новую эру.
С начала занятия на учительском столе стоит несколько картонных коробок — пора открыть их тайну. «Это Новый Завет, который мы сейчас в первый раз с вами будем читать», — объясняет Ольга Константиновна. Она просит, чтобы несколько человек помогли раздать книги: две трети класса немедленно срываются со своих мест ради этого благого дела!
Мое воображение уже нарисовало знакомую с детства толстую, голубого цвета книжку с изображением Рождества Христова на обложке — «детскую» Библию. Ничего подобного! Когда-то для меня стало большим открытием существование еще и «взрослой» Библии; но если подобное открытие и произошло у этих детей, то случилось оно гораздо раньше. На школьных партах оказываются обыкновенные синодальные переводы Нового Завета — та самая «взрослая» Библия. Ольга Константиновна объясняет, что это за книга и как ее читать: «Видите, текст списком идет, и каждая циферка обозначает один стих. Мы с вами будем потом читать по очереди, каждый по стиху, от одной циферки до другой». На этот раз она сама читает вслух, останавливаясь на непонятных местах.
— О. К.: «Когда же они были там, пришло время родить Ей; и родила Сына своего Первенца и спеленала Его и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице». Что такое ясли?
— Дети: Это кормушка для животных.
— О. К.: Да, правильно. Но выбрала бы современная беременная женщина такое место для своего ребенка?
— О. К.: А какое бы она выбрала место?
— О. К.: Самое лучшее место: роддом хороший или уж на худой конец просто дом. А тут не оказалось места в гостинице, и Господь рождается не во дворце, не в доме, а в пещере, куда пастухи загоняли свой скот в непогоду. И кладут Его не в самую лучшую детскую кроватку, а в обычное корыто. Какой пример Господь показывает своим рождением для каждого из нас? Нужно ли выбирать для себя любой ценой самое лучшее место? Нужно ли расталкивать всех локтями, чтобы лучшее место занять?
— О. К.: Это качество, которое показал Господь, называется словом «смирение». Это слово практически незнакомо современным людям, потому что нам говорят: все должны быть гордыми, самоуверенными, даже нахальными. Если ты недостаточно самоуверенный и пробивной, то ты уже вроде как какой-то не такой, как надо! Но вот смотрите: Иисус Христос показал, каким должен быть человек на самом деле — смиренным.
На доске появляется репродукция картины К. В. Лебедева «Рождество Христово», затем иконы с тем же сюжетом. Начинают сыпаться детские вопросы: «А что это за старичок внизу?», «Это младенца Христа крестят, да?»
Разговор заходит об иконах, о разнице между иконой и картиной. Ольга Константиновна объясняет: на одной иконе могут быть изображено сразу несколько событий, имевших место в разное время; старичок — это демон, который искушает Иосифа злыми помыслами; и младенца Христа вовсе не крестят, а обмывают, как любого новорожденного ребеночка; крещен Он будет уже взрослым. «Мы с вами еще будем подробно говорить об иконах», — обещает она.
Недаром в «кураевском» учебнике иконам отведена целая глава. Такие темы — terra incognita для самих педагогов, и это действительно серьезная проблема. Как обычный школьный учитель будет рассказывать детям о православной культуре, с которой сам знаком поверхностно? Богословов в школе нет, и наш сегодняшний пример — все-таки исключение из правил. А двухнедельные курсы повышения квалификации — разве их достаточно?
Остается последний штрих — увязать евангельскую историю с современной жизнью. И вот тут настает «момент истины». Ничего, по-моему, удивительного в том, что истина эта еще вполне «советская»:
— О. К.: Теперь подумайте: нам никто не запрещает сегодня праздновать Рождество Христово, как это было раньше, — помните, я вам рассказывала? А мы его празднуем?
— О. К.: А какой мы праздник больше ждем? Новый год или Рождество?
Единодушный ответ. Верующим родителям, возможно, было бы грустно его услышать. Действительно, Новый год по-прежнему воспринимается как главный зимний праздник, и вряд ли попытки насильно изменить это положение вещей в ближайшем будущем увенчаются успехом. Главная же задача перед учителем сейчас — объяснить смысл, который скрывается за этим событием — Рождество — и праздником, отошедшим в двадцатом веке на второй план. А дальше пусть дети размышляют сами.
За проявление детской любви к Новому году не следует никаких санкций: никакой негативной реакции со стороны учительницы, никаких восклицаний вроде «Ну что вы говорите, дети, да чему ж я вас учила?!»
Разве что еще раз педагог призывает: подумайте, разберитесь. Справедливо ли игнорировать Рождество, подменять его чем-то другим? Хорошо ли на чужой день рождения ждать подарков лишь для себя? И почему в этот день особенно много людей идет в храм?
Вдумываюсь в эти простые вопросы и понимаю, что бессмысленные для многих взрослых «благочестивые традиции» здесь, на уроке, начинают обретать для детей совершенно иной смысл, что непонятные сюжеты в произведениях искусства (будь то живопись, музыка, литература) со временем станут понятнее и ясней.
Будут ли в школе посты и молитвы?
Урок заканчивается, и в последние десять минут дети мастерят бумажных ангелов для новогодней (или рождественской?) елки — все-таки праздники на носу!
И тут на меня нападает скепсис: всемирный потоп, Ной, его сын Хам, Вифлеемская звезда, ангелы. А разве не то же самое в воскресной школе преподают? Ведь получается, что эта конкретная программа по ОПК — фактически погружение в события Ветхого и Нового Заветов, правда, с анализом нравственного содержания и его актуализацией на современных примерах.
В коридоре, уже выйдя из класса, задаю мучавший меня вопрос Ольге Константиновне. «Отличие от урока в воскресной школе или от проповеди принципиальное, — с некоторым даже удивлением отвечает она. — У нас никто не призывает молиться или поститься, идти на Исповедь и приступать к Причастию. Я рассказываю детям о том, во что верят православные христиане, к которым причисляет себя подавляющее большинство наших сограждан».
Уходя из класса, мысленно сопоставляю увиденное и услышанное с тем потоком мнений, который приходилось читать в интернет-блогах и СМИ. Нельзя сказать, что высказанные там опасения беспочвенны — не бывает дыма без огня. Взглянем на вещи реальнее: действительно, педагогов, вкладывающих душу в преподавание своего предмета, не может быть много. Будут и те, которые постараются свести Библию к собранию мифов (сделали же в советской школе мифологическим героем Илью Муромца); и те, кто подойдет к предмету формально, а преподавать будет скучно. Такие вещи трудно проконтролировать, как и не отследишь работу учителей любого другого предмета. Да и в рассуждениях о преподавательском составе можно зайти очень далеко, а главное — не туда.
Как минимум, сегодня уже точно можно рассчитывать на две вещи. Во-первых, на единую программу: на протяжении двух лет эксперимента у детей в 19 регионах России будет один утвержденный учебник по каждому из шести курсов. Во-вторых, на то, что за родителями останется право выбрать, на какой из пяти экспериментальных курсов отправить своего ребенка.
Безусловно, говорить о результатах более чем преждевременно, но, как мне кажется, уроки ОПК уже сейчас привносят в школу этическую составляющую. Вряд ли кто-то сомневается, что разговор о добре и зле, о правильности и ошибочности поступков важен. И он действительно небесполезен для современного ребенка, молодого человека, живущего в мире, который почти утратил морально-нравственные ориентиры. И в школе он так же необходим, как в семье.
Но даже если опустить этот житейский аспект и обратиться к вопросу об изучении ОПК сугубо культурологически, то следует спросить: разве вредно нашим детям знать о духовных истоках собственной культуры и своей страны? А что, как не ключ к этой истории и культуре, они получают?
Понимать, что нельзя хохотать над чужой ошибкой, знать, что это за «Отче наш» читает Герда из «Снежной королевы», или отчего сейчас 2010-й, а не какой-то другой год… Может быть, все-таки это не менее важно для детей, чем знания строения инфузории-туфельки или формул окисления металлов?