О чем рассказывает литература
Зачем читать современную литературу?
Рассказываем, почему не стоит останавливаться только на классике
Часто ли вы слышите, что классические романы — это почти 100% гарантия качества, а новые книги — как минное поле, где никогда не знаешь, на что наткнешься? Есть и другое распространенное утверждение: все написано до нас, Толстого с Достоевским никому не переплюнуть, а значит новые романы и читать не стоит. Как бы не так! Очень даже стоит. Приводим пять доказательств наших слов.
Современная литература помогает понять проблемы общества
Хорошие писатели улавливают общественные настроения. Не подстраиваются под «запросы потребителя», а просто острее чувствуют то, чем живут и о чем беспокоятся их современники. И кому, как не им, проговаривать травмы поколения и выводить на поверхность скрытые страхи. Так, близкие по времени события — появление громкого флэшмоба #янебоюсьсказать и выход романа «Маленькая жизнь» — можно, конечно, назвать простым совпадением, а можно увидеть в этом прорвавшийся нарыв, который теперь легче будет вылечить.
«Новая проза отражает события и тренды в социуме. Каждый из нас каким-то образом эти их переосмысливает, вырабатывает собственное к ним отношение. Неужели не интересно сравнить свои мысли с мыслями автора? Книги современных писателей позволяют оставаться в актуальном информационном поле. Любому думающему человеку это безусловно важно».
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт
Не случайна тут и популярность исторических романов, написанных современными авторами. Литераторы нередко возвращаются к событиям прошлого, чтобы осмыслить настоящее. И на первый взгляд кажется, что гонкуровский лауреат Эрик Вюйар в своей «Повестке дня» в очередной раз рассказал о гитлеровской Германии и ее соседях, а на самом деле — продемонстрировал, как культура потребления сделала непобедимыми крупные компании и как лидер, чей авторитет поддерживали СМИ, чуть не уничтожил добрую половину мира.
«Не секрет, что сразу после события книги пишутся плохо, и сейчас мы переживаем последствия Второй мировой войны в литературе и наблюдаем большой всплеск исторического романа. Это попытка проговорить травмы: не только военные, но и последствия сталинских чисток, например».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина
Говорит с читателями на одном языке
Как бы хорошо вы ни знали историю и литературу, от вас все равно скроются важные подробности романа, написанного в начале XIX века.
«Викторианская Англия завораживает своей медлительностью, но в ее литературе полно нюансов, которые от нас ускользают. Читая романы той эпохи, мы видим только один пласт, и за намеками и недомолвками, языком цветов или деталями гардероба, от нас уходит много смысла».
Литературный обозреватель Наталья Ломыкина
В то же время современная литература, если и рассказывает о событиях прошлого, то на понятном и ясном языке. Положите рядом средневековый рыцарский роман и книгу Филиппы Грегори, и вы поймете, насколько проще и понятнее для вас окажется второй вариант. Еще лучше дело обстоит с романами о «дне текущем». Тут вы можете не соглашаться с автором, спорить или, наоборот, прочесть и понять, что все правда, вы сами это видели и слышали.
Помогает осознать все многообразие мира
Если раньше литературный мир смотрел на любых аборигенов глазами европейских переселенцев, то сейчас о проблемах целых народов честно и громко рассказывают их представители. Попробуйте в XX веке найти роман, написанный женщиной одного из индейских племен. Не получается? Тогда обратите внимание на недавно вышедшего «Лароуза», действие которого происходит в индейской резервации. Его автор, Луиза Эрдрич, сама наполовину оджибве. Другой пример — лауреат Нобелевской премии, афроамериканка Тони Моррисон, рассказывающая о нелегких судьбах темнокожего населения.
Современная литература, особенно «национальная», помогает лучше понять, что волнует жителей Индии или стран Африки, какие проблемы у резидентов Восточной Европы и чего боятся жители Севера.
Дает возможность испытать сильные ощущения, не выходя из дома
У кого не захватывало дух от приключенческих книг Джека Лондона, Фенимора Купера или Жюля Верна? Но их истории настолько известны, что и без знакомства с книгой читатель знает почти все о приключениях детей капитана Гранта или путешествии Филеаса Фогга. А давно ли вы читали книгу, где каждый сюжетный поворот — это сюрприз, и вы не знаете, что будет на следующей странице? Образчики качественной современной прозы легко внесут элемент неожиданности в ваш читательский быт. Слетайте на колонизированную Китаем Луну вместе с героями Кима Стэнли Робинсона или ужаснитесь той дикости, до которой может скатиться человек, прочитав «Звериное царство» Жан-Батиста Дель Амо. Поверьте, в современных романах немало волнующих приключений и леденящих душу подробностей.
Заставляет думать самостоятельно
Известная писательница Вирджиния Вульф была злым и въедливым литературным критиком. Ох и доставалось же от нее авторам-современникам, обвиняемым в бездарности, поверхностности и неумении работать с материалом. Однако именно Вульф считала, что «от живых мы получаем больше, чем от мертвых, хотя, на первый взгляд, первые во многом уступают вторым». Почему так? Все очень просто: писательница была уверена, что вокруг современных книг еще не возник ореол «неприкасаемости», и читатель сам может решить для себя, хорош тот или иной роман или плох.
«Современники становятся классиками у нас на глазах. Может, не ждать, когда автор перейдет в иной мир, позволить себе насладиться его прозой уже сейчас?»
Редактор отдела интеллектуальной прозы Юлия Раутборт
Литература
Литература это один из основных видов искусства — искусство слова. Термином «литература» обозначают также любые произведения человеческой мысли, закрепленные в письменном слове и обладающие общественным значением; различают литературу техническую, научную, публицистическую, справочную, эпистолярную и др. Однако в обычном и более строгом смысле литературой называют произведения художественной письменности.
Термин литература
Термин «литература» (или, как говорили раньше, «изящная словесность») возник сравнительно недавно и начал широко употребляться лишь в 18 веке (вытеснив термины «поэзия», «поэтическое искусство», которые ныне обозначают стихотворные произведения).
Он был вызван к жизни книгопечатанием, которое, появившись в середине 15 века, сравнительно быстро сделало «литературную» (т.е. предназначенную для чтения) форму бытия искусства слова основной и господствующей; раньше искусство слова существовало прежде всего для слуха, для публичного исполнения и понималось как искусное осуществление «поэтического» действия средствами особого «поэтического языка» («Поэтика» Аристотеля, древние и средневековые эстетические трактаты Запада и Востока).
Литература (искусство слова) возникает на почве устной народной словесности в глубокой древности — в период формирования государства, которое с необходимостью порождает развитую форму письменности. Однако первоначально литература не выделяется из письменности в широком смысле слова. В древнейших памятниках (Библия, «Махабхарата» или «Повесть временных лет») элементы словесного искусства существуют в нераздельном единстве с элементами мифологии, религии, зачатками естественных и исторических наук, различного рода информацией, моральными и практическими указаниями.
Синкретический характер ранних литературных памятников (см. Синкретизм) не лишает их эстетической ценности, т.к. отразившаяся в них религиозно-мифологическая форма сознания была по своей структуре близка к художественной. Литературное наследие древнейших цивилизаций — Египта, Китая, Иудеи, Индии, Греции, Рима и др. — образует своего рода фундамент мировой литературы.
История литературы
Хотя история литературы насчитывает несколько тысячелетий, она в собственном смысле — как письменная форма искусства слова — формируется и осознает себя с рождением «гражданского», буржуазного общества. Словесно-художественные творения прошедших времен также приобретают в эту эпоху специфически литературное бытие, переживая существенное преобразование в новом — не изустном, а читательском восприятии. Одновременно происходит разрушение нормативного «поэтического языка» — литература вбирает в себя все элементы общенародной речи, ее словесный «материал» становится универсальным.
Постепенно в эстетике (в 19 веке, начиная с Гегеля) на первый план выдвигается чисто содержательное, духовное своеобразие литературы, и она осознается прежде всего в ряду других (научной, философской, публицистической) видов письменности, а не других видов искусства. К середине 20 века утверждается, однако, синтетическое понимание литературы как одной из форм художественного освоения мира, как творческой деятельности, которая принадлежит искусству, но вместе с тем является такой разновидностью художественного творчества, которая занимает в системе искусств особое место; это отличительное положение литературы зафиксировано в употребительной формуле «литература и искусство».
В отличие от остальных видов искусства (живописи, скульптуры, музыки, танца), обладающих непосредственно предметно-чувственной формой, творимой из какого-либо материального объекта (краска, камень) или из действия (движение тела, звучание струны), литература создает свою форму из слов, из языка, который, имея материальное воплощение (в звуках и опосредованно — в буквах), действительно постигается не в чувственном восприятии, а в интеллектуальном понимании.
Форма литературы
Таким образом, форма литературы включает в себя предметно-чувственную сторону — определенные комплексы звуков, ритм стиха и прозы (причем эти моменты воспринимаются и при чтении «про себя»); но эта непосредственно чувственная сторона литературной формы приобретает реальное значение лишь в ее взаимодействии с собственно интеллектуальными, духовными пластами художественной речи.
Даже самые элементарные компоненты формы (эпитет или метафора, повествование или диалог) усваиваются только в процессе понимания (а не непосредственного восприятия). Духовность, насквозь пронизывающая литературу, позволяет ей развернуть свои универсальные, по сравнению с другими видами искусства, возможности.
Предметом искусства является человеческий мир, многообразное человеческое отношение к реальности, действительность с точки зрения человека. Однако именно в искусстве слова (и это составляет его специфическую сферу, в которой к литературе примыкают театр и кино) человек как носитель духовности становится прямым объектом воспроизведения и постижения, главной точкой приложения художественных сил. Качественное своеобразие предмета литературы было замечено еще Аристотелем, считавшим, что фабулы поэтических произведений связаны с мыслями, характерами и поступками людей.
Но лишь в 19 веке, т.е. в преимущественно «литературную» эпоху художественного развития, эта специфика предмета была вполне осознана. «Объект, соответствующий поэзии, есть бесконечное царство духа. Ибо слово, этот наиболее податливый материал, непосредственно принадлежащий духу и наиболее способный выражать его интересы и побуждения в их внутренней жизненности, — слово должно применяться преимущественно для такого выражения, которому оно наиболее подходит, подобно тому как в других искусствах это происходит с камнем, краской, звуком.
С этой стороны главная задача поэзии будет состоять в том, чтобы способствовать осознанию сил духовной жизни и вообще всего того, что бушует в человеческих страстях и чувствах или спокойно проходит перед созерцающим взором, — всеобъемлющего царства человеческих поступков, деяний, судеб, представлений, всей суеты этого мира и всего божественного миропорядка» (Гегель Г. Эстетика).
Всякое произведение искусства есть акт духовно-эмоционального общения между людьми и вместе с тем новый предмет, новое явление, сотворенное человеком и заключающее в себе некое художественное открытие. Эти функции — общения, созидания и познания — равно присущи всем формам художественной деятельности, но разным видам искусства свойственно преобладание той или иной функции. В связи с тем, что слово, язык есть действительность мысли, в формировании словесного искусства, в выдвижении литературы на особое, а в 19-20 веках даже на центральное место среди древних искусств наиболее полно выразилась главная историческая тенденция развития художественной деятельности — переход от чувственно-практического созидания к смыслосозиданию.
Место литературы
Расцвет литературы находится в определенной связи с подъемом познавательно-критического духа, характерного для Нового времени. Литература стоит как бы на грани искусства и умственно-духовной деятельности; именно поэтому те или иные явления литературы можно прямо сопоставить с философией, историей, психологией. Её нередко называют «художественным исследованием» или «человековедением» (М.Горький) за проблемность, аналитичность, пафос самопознания человека до сокровеннейших глубин его души. В литературе более, чем в пластических искусствах и музыке, художественно воссозданный мир предстает миром осмысленным и поднятым на высокую ступень обобщения. Поэтому она — наиболее идеологическое из всех искусств.
Литературные, образы
Литературные, образы которой не непосредственно ощутимы, а возникают в человеческом воображении, уступает другим искусствам по силе чувств, воздействия, но выигрывает с точки зрения всеохватывающего проникновения в «суть вещей». Вместе с тем писатель, строго говоря, не рассказывает и не размышляет о жизни, как это делают, например, мемуарист и философ; он творит, созидает художественный мир точно так же, как и представитель любого искусства. Процесс создания литературного произведения, его архитектоники и отдельных фраз связан с почти физическим напряжением и в этом смысле родствен деятельности художников, работающих с неподатливой материей камня, звука, человеческого тела (в танце, пантомиме).
Эта телесно-эмоциональная напряженность не исчезает в готовом произведении: она передается читателю. Литература в максимальной степени апеллирует к работе эстетического воображения, к усилию читательского сотворчества, ибо представленное литературным произведением художественное бытие может быть явлено только в том случае, если читатель, отправляясь от последовательности словесно-образных высказываний, сам начинает восстанавливать, заново творить это бытие (см. Образ). Л.Н.Толстой писал в дневнике, что при восприятии подлинного искусства возникает «иллюзия того, что я не воспринимаю, а творю» («О литературе»). В этих словах подчеркнут важнейший аспект созидательной функции литературы: воспитание художника в самом читателе.
Словесная форма литературы не есть речь в собственном смысле: писатель, творя произведение, не «говорит» (или «пишет»), но «разыгрывает» речь подобно тому, как актер на сцене не действует в прямом смысле слова, а разыгрывает действие. Художественная речь создает последовательность словесных образов «жестов»; она сама становится действием, «бытием». Так, чеканный стих «Медного всадника» словно воздвигает неповторимый пушкинский Петербург, а напряженные, задыхающиеся слог и ритм повествования у Ф.М.Достоевского делают как бы осязаемыми духовные метания его героев. В итоге литературные произведения ставят читателя лицом к лицу с художественной действительностью, которую можно не только постигать, но. и переживать, «жить» в ней.
Совокупность литературных произведений, созданных на определенном языке или в определенных государственных границах, составляет ту или иную национальную литературу; общность времени создания и обусловленных этим художественных свойств позволяет говорить о литературе данной эпохи; взятые вместе, в их возрастающем взаимовлиянии, национальные литературы образуют мировую, или всемирную литературу. Художественная литература любой эпохи обладает огромным многообразием.
Прежде всего литература делится на два основных типа (формы) — поэзию и прозу, а также на три рода — эпос, лирику и драму. Несмотря на то, что границы между родами нельзя провести с абсолютной точностью и имеется много переходных форм, основные особенности каждого рода достаточно определены. В то же время в произведениях различных родов есть общность и единство. В любом произведении литературы выступают образы людей — характеры (или герои) в определенных обстоятельствах, хотя в лирике эти категории, как и ряд других, обладают принципиальным своеобразием.
Выступающую в произведении конкретную совокупность характеров и обстоятельств называют темой, а смысловой итог произведения, вырастающий из соположения и взаимодействия образов, — идеей художественной. В отличие от логической идеи, художественная идея не формулируется авторским высказыванием, а изображается, запечатлевается на всех деталях художественного целого. При анализе художественной идеи нередко вычленяют две стороны: понимание отображенной жизни и оценку ее. Оценочный (ценностный) аспект, или «идейно-эмоциональную направленность», называют тенденцией.
Литературное произведение
Литературное произведение представляет собой сложное сплетение специфических «образных» высказываний — мельчайших и простейших словесных образов. Каждый из них ставит перед воображением читателя отдельное действие, движение, которые в совокупности представляют жизненный процесс в его возникновении, развитии и разрешении. Динамичный характер словесного искусства, в отличие от статичного характера изобразительного искусства, впервые осветил Г.Э.Лессинг («Лаокоон, или О границах живописи и поэзии», 1766).
Отдельные элементарные действия и движения, из которых слагается произведение, имеют различный характер: это и внешние, объективные движения людей и вещей, и внутренние, душевные движения, и «речевые движения» — реплики героев и автора. Цепь этих взаимосвязанных движений представляет собой сюжет произведения. Воспринимая по мере чтения сюжет, читатель постепенно постигает содержание — действие, конфликт, фабулу и мотивировку, тему и идею. Сам же сюжет является содержательно-формальной категорией, или (как иногда говорят) «внутренней формой» произведения. К «внутренней форме» относится композиция.
Формой произведения в собственном смысле является художественная речь, последовательность фраз, которую читатель воспринимает (читает или слышит) прямо и непосредственно. Это отнюдь не означает, что художественная речь — чисто формальное явление; она всецело содержательна, т.к. в ней-то и опредмечен сюжет и тем самым все содержание произведения (характеры, обстоятельства, конфликт, тема, идея).
Рассматривая строение произведения, его различные «пласты» и элементы, необходимо сознавать, что эти элементы можно выделить лишь путем абстракции: реально каждое произведение представляет собой нерасчленимую живую целостность. Анализ произведения, опирающийся на систему абстракций, отдельно исследующий различные аспекты и детали, в итоге должен привести к познанию этой целостности, ее единой содержательно-формальной природы (см. Форма и содержание).
В зависимости от своеобразия содержания и формы произведение относят к тому или иному жанру (например, эпические жанры: эпос, повесть,роман,рассказ, новелла, очерк, басня и др.). В каждую эпоху развиваются многообразные жанровые формы, хотя на первый план выходят наиболее соответствующие общему характеру данного времени.
Наконец, в литературе выделяют различные творческие методы и стили. Определенные метод и стиль характерны для литературы целой эпохи или направления; с другой стороны, каждый большой художник создает свои индивидуальные метод и стиль в рамках близкого ему творческого направления.
Литература изучается различными отраслями литературоведения. Текущий литературный процесс составляет основной предмет критики литературной
Слово литература произошло от латинского litteratura — написанное и от littera, что в переводе означает — буква.
Литература
Полезное
Смотреть что такое «Литература» в других словарях:
Литература — Содержание и объем понятия. Критика домарксистских и антимарксистских воззрений на Л. Проблема личного начала в Л. Зависимость Л. от социальной «среды». Критика сравнительно исторического подхода к Л. Критика формалистической трактовки Л.… … Литературная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — это управляемое сновидение. Хорхе Луис Борхес Литература это новости, которые не устаревают. Эзра Паунд В чем разница между журналистикой и литературой? Журналистику не стоит читать, а литературу не читают. Оскар Уайльд Правду сказать, мы знаем… … Сводная энциклопедия афоризмов
ЛИТЕРАТУРА — (фр. litterature, от littera буква). Словесность, письменность, совокупность письменных и устных памятников слова, принадлежащих известному народу. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ЛИТЕРАТУРА вообще… … Словарь иностранных слов русского языка
ЛИТЕРАТУРА — (латинское lit(t)eratura, буквально написанное), произведения письменности, имеющие общественное значение (например, художественная литература, научная литература, эпистолярная литература). Чаще под литературой понимают художественную литературу… … Современная энциклопедия
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, литературы, жен. (лат. litteratura). 1. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или другого народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от устной словесности. Древнерусская литература. 2.… … Толковый словарь Ушакова
литература — ы, ж. littérature <лат. litteratura. 1. Письменность. 20 е гг. 18 в. Бирж. 161. Письменность. Даль. Вся совокупность письменных и печатных произведений того или иного народа, эпохи или всего человечества в целом; письменность, в отличие от… … Исторический словарь галлицизмов русского языка
Литература — словесность, письменность. Литераторъ писатель, словесникъ. Ср. Литература служитъ воплощеніемъ всѣхъ духовныхъ силъ страны, и ежели ея нѣтъ, то это значитъ, что духовныя силы находятся въ отсутствіи или лежатъ глубоко подъ спудомъ. Салтыковъ.… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)
литература — ЛИТЕРАТУРА, беллетристика, устар. словесность, разг., пренебр. чтиво ЛИТЕРАТУРНЫЙ, писательский … Словарь-тезаурус синонимов русской речи
ЛИТЕРАТУРА — ЛИТЕРАТУРА, ы, жен. 1. Произведения письменности, имеющие общественное, познавательное значение. Научная л. Мемуарная л. Художественная л. Древнерусская л. 2. Письменная форма искусства, совокупность художественных произведений (поэзия, проза,… … Толковый словарь Ожегова
ЛИТЕРАТУРА
Эстетический характер литературного творчества позволяет рассматривать Литературу как часть искусства либо как близкородственную ему деятельность (ср. часто используемое выражение «Литература и искусство»). В то же время многообразная соотнесённость литературных сочинений с различными сферами практической и духовной жизни (в том числе с религией, философией, политикой) придаёт Литературе также внеэстетическую, социокультурную значимость, обусловливает её важную роль в общественных дискуссиях и в теоретических поисках гуманитарного знания.
Литература и фольклор
Появление письменности как предпосылки формирования Литературы стало хронологической границей, отделяющей её от фольклора: новое средство общения позволяло закреплять позицию автора (а не подчиняться «коллективной цензуре» бесписьменного общества) и фиксировать текст в противоположность процессу постоянного импровизационного варьирования в фольклоре. Согласно концепции Александра Н. Веселовского, собственно словесные роды и жанры постепенно выделились из синкретического обрядового творчества («обрядового хора»), соединявшего в себе поэтические, музыкальные и танцевальные элементы.
Вместе с тем на начальном этапе Литература во многом зависела от порождённых фольклором сюжетов, персонажей, выразительных средств. Ранняя Литература также сохраняла изначальную включённость словесного искусства в культовую, обрядовую практику; подобно фольклору, она выполняла роль хранилища «позитивного» знания о мире в форме дидактической литературы.
Формирование понятия литературы
Общеевропейское обозначение «Литературы» и связанное с ним понятие восходит к латинскому слову lit(t)eratura [от lit(t)era «буква»], первоначально оно обозначало письменность, письменную культуру вообще и представляло собой, согласно свидетельству Квинтилиана («Воспитание оратора» 2:1:4), перевод греческий γραμματιϰή с тем же значением. Подобное широкое понимание Литературы продолжало существовать на протяжении многих столетий и отчасти сохранилось в современном употреблении (ср. «научная», «специальная», «популярная» Литература). Во 2-й половине XVII века во Франции появляется уточняющее обозначение belles lettres (в России давшее рождение термину беллетристика), которое к концу XVIII века становится в различных национальных вариантах обозначением словесного художественного творчества как такового (средне немецкий schöne Literatur, русский «изящная словесность, изящная Литература», а затем и «художественная Литература») в отличие от письменной культуры вообще. Однако осознание своеобразия Литературы как эстетически значимой творческой деятельности, признание за ней особой роли в обществе произошло уже в классическую древность, когда корпус художественных текстов обозначался термином «поэзия» (греч. ποίησις первоначально означало сотворение чего-либо, творчество вообще), что и было зафиксировано в систематическом виде в «Поэтике» Аристотеля. «Поэзия» и впоследствии нередко понималась в широком смысле, как не только стихотворное, но всякое литературное творчество. В целом осмысление Литературы как эстетической деятельности окончательно закрепляется в европейской культуре в период романтизма.
Литературный канон; роды и жанры
Литературоведение как наука о Литературе делит сложившийся массив литературных произведений прошлого и настоящего соответственно различным аспектам структуры и функций литературных произведений. Традиционно Литература подразделяется на роды литературные (с XVIII века утверждается система трёх родов: эпос, лирика и драма), а также жанры. Начиная с эпохи романтизма в Литературе происходит интенсивный процесс размывания жанровых границ; всё большую эстетическую и социокультурную значимость приобретают тексты, не имеющие жанровой определённости, но также появляются и новые жанровые формы (такие как детектив, научная фантастика, фэнтези и т.п.). С развитием книгоиздания и удешевлением печатной продукции в XVII-XVIII века формируется массовая литература, обладающая особым жанрово-тематическим составом, который не охватывается традиционной системой жанров. Деление Литературы на сферы описания и анализа с практической и теоретической целями происходит также по таким признакам, как географический (литература больших и малых ареалов, например Латинской Америки или Центральной Европы), этнический и национальный, хронологический (литература разных периодов, история отдельных литератур).
Конвенциональность понятия литературы
Универсальные признаки литературы
Можно назвать лишь два признака Литературы, которые применимы практически ко всем её жанровым, историческим и прочим разновидностям. Как вид художественного творчества Литература представляет собой «бескорыстную», неутилитарную деятельность (исключение составляет лишь «ангажированная» Литература, служащая политическим и иным целям); на неё распространяется принцип незаинтересованности, закреплённый за любым художественным творчеством в эстетике И. Канта. Помимо этого родового признака, который объединяет Литературу со всеми видами исккусства, она обладает и собственным специфическими признаком, отличающим её от прочих искусств: словесной природой. Эти два признака Литературы, не вызывающие сомнения, в то же время носят слишком общий и абстрактный характер, чтобы служить практическими критериями. Уже эстетика XVIII века пыталась точнее определить сущность Литературы в сравнении с другими видами художественной деятельности. Так, Г.Э. Лессинг в трактате «Лаокоон» усмотрел «общий закон» Литературы в том, что она всегда изображает «действие» (в отличие от пластических искусств, которые изображают «тела с их видимыми свойствами»).
Попытки найти более конкретные признаки литературного произведения осуществлялись в основном по двум линиям: выявления особых закономерностей внутренней организации произведения и изучения его функциональных особенностей.
Языковая природа литературы
Поскольку Литературы представляет собой словесное искусство, изучение внутренней, автономной организации литературного произведения опиралось в первую очередь на языковые особенности Литературы. В результате сложилась целая традиция изучения языка художественной литературы. Уже в первых поэтиках отмечается и анализируется «особый» характер языка поэзии. Желание закрепить во многом интуитивное целостное представление о языковых особенностях творчества отдельного автора, произведения, жанра нашло отражение и в понятии стиля, которое в Литературе в значительной мере опирается именно на языковые характеристики. На протяжении XIX-XX веков литературоведение (в особенности такие его направления, как культурно-историческая школа и структурализм) накопило большой опыт в изучении языковых признаков литературных текстов. Однако если языковое своеобразие стихотворной речи более очевидно и последовательно просматривается на всех уровнях языковой структуры, начиная с элементарных звуковых единиц, то прозаические произведения дают настолько разнообразную и неустойчивую картину, что указать какой-то общий набор языковых признаков прозы не представляется возможным.
Если не ограничиваться «граммматикой поэзии», а перенести рассмотрение языковой проблематики на более высокий уровень, то обнаруживаются и другие важные параметры Литературы, связанные с языком. Обращаясь к логико-филосской проблеме отношения языка и действительности, можно обнаружить, что Литература занимает особое положение в общем массиве языковых текстов и в этом аспекте. Литературный текст не подлежит логическому анализу и проверке на прямое соответствие фактической реальности: мы не можем назвать поэтическое произведение «истинным» или «ложным» (в отличие от бытовых и научных высказываний). Эта особенность литературного высказывания была отмечена уже в поэтиках эпохи Возрождения, например в «Защите поэзии» Ф. Сидни, где о поэте говорится: «Он ничего не утверждает, и, следовательно, никогда не лжёт». Литература творчески преобразует и различным образом использует такую особенность человеческого языка, как его способность обозначать не только фактическую реальность, но и «обозначать», а по сути, выстраивать, творить либо никогда не существовавшее, либо воссоздавать утраченное. Во всех этих случаях языковая реальность Литературы оказывается воплощением фантазии, вымысла. Суггестивная сила созданного автором произведения «погружает» читателя в сотворённый автором мир, заставляет его переживать события, свидетелем которых в своей реальной жизни он не был (именно за эту способность создания иллюзии реальности Платон требовал изгнать поэтов из идеального государства).
Литература в социокультурном контексте
Невозможность свести литературные произведение к его структурным, внутренним особенностям вызвала потребность дополнить имманентное изучение Литературы её функциональной характеристикой. Радикальные поиски русских формалистов в 1-й трети XX века, отчасти продолженные Пражским лингвистическим кружком (прежде всего Р.О. Якобсоном и Я. Мукаржовским), поддержанные исследователями в разных странах, укрепили во 2-й половине XX века осознание того факта, что литературное произведение существует и может быть познано лишь во взаимодействии различных обстоятельств и видов человеческой активности: понимание произведения включает и понимание авторской позиции (которая не сводится к описанию автора как конкретного индивида с определённой биографией), и знание ситуации читателя, и учёт обстоятельств, обеспечивающих распространение и сохранение (либо несохранение) литературных текстов в той или иной социокультурной ситуации. При таком взгляде на Литературу она представляет собой сложное и подвижное процессуальное и коммуникативное единство, в котором литературное произведение предстаёт как «оперативная программа» (У. Эко), реализуемая не только творческими усилием автора, но и сотворчеством различных читателей, действующих сообразно своей ситуации и собственным интересам (специальное внимание к роли читателя нашло отражение в рецептивной критике). Функциональный подход приводит к тому, что произведение Литературы приобретает «открытый» характер, рассматривается как некоторая возможность истолкования, перетолковывания, включения в другое произведение, трансмедийного перевода (экранизации, превращения в компьютерную программу, художественную инсталляцию и т.п.). Такое понимание литературного произведения отвечает постструктуралистскому, постмодернистскому состоянию гуманитарного знания и поставангардной, постмодернистской ситуации в Литературе и исккусстве на рубеже XX и XXI веков.
Рассмотрение словесного творчества в широком социокультурном контексте позволяет характеризовать современную Литературу как относительно автономную сферу человеческой деятельности, как социальный институт, представляющий собой единство автора (занимающего определённое общественное положение), средств распространения и хранения литературных произведений (издательства, журналы, публичные библиотеки), средств организации общественной реакции на публикации (реклама, литературная критика, литературоведение) и читающей публики. Каждая из составляющих этого института подлежит различным видам теоретического и прикладного анализа, включая социологический и даже экономический (например, изучение статистики читательского спроса, читательских ожиданий и степени их удовлетворённости и т.п.).