О чем рассказывает картина петрова водкина полдень
Описание картины Кузьмы Петрова-Водкина «Полдень»
Картина поражает своим величием. Тема, выбранная художником, отражает положение крестьянства в России того времени. Безграничность земель не дала возможности отобразить каждый потаенный уголок страны.
Вся исконно русская красота, всё богатство природы постарался передать Петров-Водкин в своей работе. Очень необычен ракурс, будто создатель сам поднялся высоко-высоко в облака. На одном полотне как бы объединены сразу же несколько картин, показывающих размеренный быт крестьян. Какая-либо сюжетная линия отсутствует. Намешаны сразу же несколько событий русского народа, которые так или иначе происходят с каждым. Но только у отдельно взятого крестьянина все эти явления протекают последовательно, а одновременно – в деревеньках, разбросанных и тут и там. Художник постарался передать быт не определенного населенного кусочка земли, а всей огромной территории страны. Этим и обусловлена особенность подачи изображения. Как уже отмечалось выше, вид как бы сверху. Петров-Водкин отдаляется от реального восприятия, пытаясь окинуть своим взглядом всю Россию. Цвета, выбранные кистью живописца, не случайны. Они очень традиционны для этого народа. Отмечается преобладание в одежде белого, красного и синего. Свободные рубахи на мужчинах, платки и юбки до пят на женщинах – всё это вполне привычно для крестьян. Основным тоном пейзажа выступает зеленый (поля, леса, луга, трава, кустарники) и синий (небо и река). Однако в целом картина выглядит очень гармонично. Нет никаких ярких пятен, резко бросающихся в глаза. Цветовое решение очень приятно для ценителей искусства. Подводя итог, можно еще раз восхититься этим полотном великого художника, попытавшегося вобрать в одно произведение особенности такого многочисленного, древнего и имеющего богатейшую историю русского народа.
О чем рассказывает картина петрова водкина полдень
Вокальная музыка. Русская народная песня.
1.Жанры русской народной песни
Если вдуматься в смысл таких выражений, как «Вся Рос сия просится в песню», «С песней на Руси родились», «С доброй песней и жизнь хороша», то становится очевидным, что жизнь русского человека немыслима без песни.
Появление разнохарактерных песенных жанров, отличающихся своим эмоциональным содержанием и поэтическими образами, обусловлено связью песенного творчества славян с различными видами земледельческого труда и различными сторонами общественного быта. Старинные народные обычаи, обряды и сопровождающие их песни дают представление и о миропонимании, верованиях народа.
хо роводную от лирической, протяжной.
календарные, лирические, игровые,шуточные,
хороводные, колыбельные, трудовые,
обрядовые, протяжные, исторические,
величальные, солдатские, частушки.
Послушай русские народные песни.
1. Определи, к какому жанру они принадлежат.
2.Что объединяет эти песни?
3.В чём особенность каждой песни?
По желанию спой русскую народную песню.
Народная песня ярко и полно отражала природу и быт, чувства и переживания людей прошлого, рассказы вала об их праздниках и буднях.
Ой, да не степной орёл
Подымается,
То речной бурлак
Разгуляется!
Не летай, орёл,
Низко ко земле,
Не гуляй, бурлак,
Близко к берегу!
Мелодия песни «Ах ты, степь широкая. » нетороп лива и величава.
Рассмотри картину И.Шишкина Среди долины ровныя
Всмотрись в эти картины. О чём они рассказывают?
Александр Блок писал: «Живопись учит смотреть и видеть (этот вещи разные и редко совпадающие)». Пейзаж становится не просто воссозданием реальности, но выражением мысли и мечтаний людей.
Б.Кустодиев «Голубой домик».
Эта картина олицетворяет жизненный круг человека. Здесь люди рождаются, влюбляются, воспитывают детей, стареют. Здесь их провожают в последний путь.
1.Музыку каких жанров можно услышать, глядя на эти картины?
В.Поленов Монастырь над рекой
1. Определи состав исполнителей, какой голос исполняет соло?
2. Какие стороны жизни отражала русская народная песня?
3. Есть ли общее в песнях «Ах ты, степь широкая. » и
«Ве черний звон»? В чём оно проявляется?
4. Какие ещё народные песни ты знаешь? О чём они?
К. С. Петров-Водкин
16 открыток. Цена 52 коп.
Издательство «Изобразительное искусство». Москва. 1978
Автор-составитель Н. Левинская.
Редактор О. Каширина.
Оформление Г. Нагорянского.
Тираж 35 000.
Московская типография № 5 Союзполиграфпрома
На обложке: Девушки на Волге. Фрагмент
К.С.Петров-Водкин. Купание красного коня. 1912
К.С.Петров-Водкин. Девушки на Волге. 1915
К.С.Петров-Водкин. Мать. 1915
К.С.Петров-Водкин. Утро. 1917
К.С.Петров-Водкин. Полдень. 1917
К.С.Петров-Водкин. Розовый натюрморт. 1918
К.С.Петров-Водкин. Селедка. 1918
К.С.Петров-Водкин. Автопортрет. 1918
К.С.Петров-Водкин. 1918 год в Петрограде. 1920
К.С.Петров-Водкин. Шах-и-Зинда. Самарканд. 1921
К.С.Петров-Водкин. Портрет А. А. Ахматовой. 1922
К.С.Петров-Водкин. После боя. 1923
К.С.Петров-Водкин. За самоваром. 1926
К.С.Петров-Водкин. Девушка у окна. 1928
К.С.Петров-Водкин. Яблоко и лимон. 1930
К.С.Петров-Водкин. 1919 год. Тревога. 1934
К. С. Петров-Водкин (1878 — 1939) принадлежит к числу наиболее выдающихся мастеров русского и советского искусства. Художник родился в небольшом приволжском городке Хвалынске в семье сапожника и на протяжении всего творческого пути сохранил неразрывную связь своих образов с волжской природой, ее безграничными просторами и с народной жизнью. Его первыми учителями в искусстве были местные художники-ремесленники, затем преподаватели классов живописи и рисунка в Самаре и Школы технического рисования барона Штиглица в Петербурге. В 1897 году Петров-Водкин поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, в котором проучился семь лет, последние годы — под руководством В. Серова и К. Коровина.
Самое знаменитое дореволюционное произведение Петрова-Водкина — «Купание красного коня» (1912). Содержание этой картины многогранно. В ней есть и возвышенный образ России, олицетворенной в огненном коне, и воплощение присущего человеку духовного начала, и мир природы, одновременно замкнутый и бесконечный. Соответственно обобщен и символичен живописный язык художника. Колорит картины основан на излюбленном мастером трехцветии, состоящем из красных, синих и желтых тонов, дополненных зелеными и охристыми. И цветовое решение и весь образный строй картины вызывают ассоциации с величавыми, праздничными и одухотворенными образами древнерусской живописи, с которой художник вплотную познакомился при создании этого произведения. Органичный сплав современности с классическими и древнерусскими традициями становится с этого времени неотъемлемой чертой всего его искусства.
В произведениях Петрова-Водкина 10-х годов преобладают образы женщин из народа, воплощающие национальный идеал красоты, духовность и жертвенную любовь к миру. Наиболее монументальные работы этого периода — «Девушки на Волге» (1915), «Утро» (1917), «Мать» (1915). В картине «Мать» нашла законченное выражение проходящая через все творчество Петрова-Водкина тема материнства. «С этого времени,— писал он о создании картины,— для меня возникает проблема обостренной бытовой характеристики и типажа». В этом полотне, как и в большинстве последующих произведений, художник изображает предметы при необычной точке зрения, благодаря чему образы, сохраняя монументальную устойчивость, приобретают черты динамизма, как бы приобщающие их к движению всей земли.
В картине «Полдень» (1917) мастер прибегает к другому, весьма распространенному в его искусстве приему — сферическому изображению земной поверхности, которое создает ощущение широты и «планетарности» пространства. При этом он совмещает в одном образе разновременные события и показывает как бы весь цикл крестьянской жизни.
Октябрьская революция обогащает творчество Петрова-Водкина новой проблематикой. Темы революции, города, гражданской войны приходят в его живопись; в трактовке этих тем наряду с философским обобщением проявляется новая для художника историческая направленность. В картине «1918 год в Петрограде» (1920) художник показал город со всеми приметами того времени и одновременно создал поднятый над обыденностью глубокий образ «петроградской мадонны». Атмосфера этого времени ощущается также в натюрморте «Селедка» (1918), воспроизводящем аскетический быт первых лет революции. Одно из центральных произведений Петрова-Водкина 20-х годов — «После боя» (1923) — посвящено героическим дням гражданской войны. Оно проникнуто революционным пафосом и воплощает, кроме того, вечную тему встречи человека со смертью. Само изображение смерти отодвинуто художником на задний план, в центре его внимания — погруженные в воспоминания красноармейцы. Их размышление о погибшем исполнено, как всегда у Петрова-Водкина, сосредоточенной и просветленной созерцательности.
В 30-х годах мастер снова возвращается к теме гражданской войны в картине «1919 год. Тревога» (1934). Несмотря на черты жанровости, характерные для всего позднего творчества художника, здесь есть и поэзия и монументальность. Между персонажами картины существует скрытая музыкально-ритмическая связь; тема тревоги как бы постепенно развивается от фигуры стоящего спиной мужчины к психологически напряженному образу обращенной к зрителю девочки.
В начале 20-х годов Петров-Водкин совершил путешествие в Среднюю Азию, творческим итогом которого была целая серия замечательных пейзажей, натюрмортов, портретов и жанровых композиций. Одним из самых сильных впечатлений художника стал самаркандский мавзолей Шах-и-Зинда. «Шах-и-Зиндой,— писал он,— я понял человеческое творчество Самаркандии. Переливы цвета в тончайших узорах орнаментики спорят с вечерним небом и не сдаются небу чистотой и звучностью гаммы. »
Большое место в искусстве Петрова-Водкина занимали портрет и натюрморт. Человеческое лицо было для художника «высшей на земле формой выражения». В своих портретах он стремился сочетать индивидуализацию с обобщением и передать прежде всего ощущение духовной жизни модели. Среди лучших его работ-«Автопортрет» (1918), полный энергии и динамизма, и известный портрет Анны Ахматовой (1922), в котором создан удивительный по красоте и цельности образ поэта и его музы.
Одухотворенный «портрет» вещей мастер создавал в своих многочисленных натюрмортах. В «Селедке», «Розовом натюрморте» (1918), «Яблоке и лимоне» (1930) нас пленяют праздничная красота колорита и ощущение особой ясности и простора композиции. Художник подчеркивает устойчивость и внутреннюю значительность всего изображенного и одновременно его сопричастность динамичным ритмам беспредельного внешнего мира.
В картине «За самоваром» (1926), как и в ряде других произведений Петрова-Водкина, человек и мир вещей существуют рядом. Замечательная красота натюрморта сочетается здесь с физической и духовной красотой человека, и прежде всего женского образа, который как бы являет в своей скульптурной законченности всю гармоническую полноту и загадочную глубину бытия.
До конца своей творческой жизни художник стремился к созданию образов возвышенных и поэтических, к совершенству пластической формы, к раскрытию таинственных законов бытия человека и природы. Именно эти качества и определяют его непреходящее значение в истории русского и советского искусства.
Творчество Петрова-Водкина как новое направление в искусстве
Смотря на картины Петрова-Водкина – как дореволюционные, так и послереволюционные, я думаю о развитии русской живописи в XX веке и, в частности, о развитии живописи советской.
При словах «советское искусство» первыми мне приходят в голову два направления: русский авангард (модернизм) и социалистический реализм. Можно ли отнести творчество Петрова-Водкина к одному из них? А, может, его стиль совсем не «советский», а скорее тяготеет к декадансу «Серебряного века»? Или Петров-Водкин по сути был создателем совершенно нового направления, до сих пор не вписывающего в привычные рамки?
Прежде, чем отвечать на эти вопросы, я хочу сказать несколько слов об общеевропейских социокультурных процессах, повлиявших на развитие искусства XX века (как русского, так и европейского).
Не так давно я писала о модернизме: о его философском и идейном содержании и о некоторых течениях этого направления в искусстве.
Истоки модернизма
Модернизм: идейное содержание
Направления модернизма
Направления модернизма-2
Сначала кратенько (ну совсем кратенько) перескажу свои основные мысли.
Социокультурный кризис европейской буржуазной цивилизации, нараставший не одно десятилетие, к началу XX века проявился в полной мере. Оптимизм проекта Модерн поубавился, вера в торжество Разума и Прогресса оказалась подточена. И, конечно, люди творческих профессий не могли оставаться в стороне от перемен, происходящих в духовной ситуации эпохи: художник всегда тонко чувствует настроения своего времени. Потеря прежних ценностей и ориентиров, осознание общего кризиса культуры отразились в творчестве художников периода декаданса. Не были исключением и русские художники.
Но мало осознать кризис – надо искать пути выхода из него. Именно этим в начале XX века занимались представители следующего (после декаданса) направления искусства – модернисты П.Пикассо, Ж.Брак, П.Клее, О.Кошак, В.Кандинский, П.Мондриан, К.Малевич и др. Невозможность действовать прежними методами, растерянность, поиски новых смыслов и новых путей художественного отображения действительности – все это проявилось в их творчестве. Когда я сталкиваюсь с образцами модернизма в искусстве, они всегда рождают у меня противоречивые чувства: странную и волнующую смесь безнадежности и надежды, победы и поражения. В произведениях этого стиля – будь то картина, роман или музыкальное произведение, несмотря на революционные устремления, в той или иной степени ощущается безысходность. И, при всей своей любви к модернизму, я не могу не признать: он, рождаясь из революционной попытки преодоления декаданса, сохранил декадансный кризисный характер, и именно в силу этого, как мне представляется, не получил полноценного развития и захлебнулся к середине XX века.
Ну а как насчет модернизма в России? У нас всё было точно так же, как в Европе? И да и нет. С одной стороны, были общие черты: революционный порыв, поиски новизны, кризисный характер.
Но развитие модернизма в России, безусловно, имело свои особенности. Революция послужила толчком для его расцвета: в первые послереволюционные годы появляется много художественных творческих объединений модернисткой направленности, происходит процесс жанровых исканий. Однако, я считаю, что и в России модернизм не смог найти полноценных путей выхода из кризиса искусства. Повлияло на это и то, что с середины 20-х годов модернизм в СССР теснился «сверху», поддержку со стороны партии и правительства получило другое направление искусства – социалистический реализм. Но, наряду с этим, модернизм стал пробуксовывать из-за неспособности справиться со своими внутренними противоречиями, избавиться от декадансных настроений, осуществить полноценный революционный прорыв.
Что касается соцреализма, то он, безусловно, родил много настоящих шедевров, но, всё же, как я считаю, тоже не смог указать принципиально новый путь развития живописи и искусства в целом. Он, скорее, оперся на старую традицию реализма, пусть и переосмыслив её, но не дав исчерпывающего ответа на то, каким должно быть новое советское искусство.
Но, если не модернизм и не соцреализм – тогда что могло стать новой ступенью развития советского, русского, да и мирового искусства? Я считаю, что именно в творчестве Петрова-Водкина можно найти ответ на этот вопрос. Когда я смотрю на его картины, мне сложно отнести их к какому-то одному стилю. Что это: декаданс, модернизм, соцреализм? Произведения Петрова-Водкина символичны и одновременно реалистичны, и в них сочетается устремленность в будущее и апелляция к чему-то вечному, вневременному. Стилизованность лиц на картинах художника вызывает ассоциации с иконами. Сочетания цветов и композиция многих работ близки авангардному стилю. Сюжеты позволяют говорить о внимании художника к повседневной жизни, к реальным событиям и персоналиям.
К. С. Петров-Водкин. Полдень. Лето. 1917 г.
К. С. Петров-Водкин. Селёдка. 1918 г.
К. С. Петров-Водкин. Тревога. 1919 г.
А, возможно, Петрова-Водкина и не стоит непременно привязывать к какому-либо известному стилю? Возможно, его творчество – это совершенно особый стиль в искусстве – не названный и до сих пор неоцененный в полной мере, который способен указать современному искусству выход из постмодернистского тупика.