О чем рассказывает история религиозной культуры

Презентация по ОПК «История религиозной культуры»

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Описание презентации по отдельным слайдам:

О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ? Урок ОПК 2 класс Составитель Данько Л.И..

Вот и ваша мечта сбылась, вы стали школь­никами. Теперь в будни вы встаёте рано, собираетесь и идёте в школу. Здесь вас учат читать, писать, считать, рисовать, петь, пра­вильно говорить и многому другому.

А задумывались ли вы, ребята, зачем нужна школа, для чего нужно учиться писать, чи­тать, считать?

Конечно, научиться читать необходимо, потому что благодаря книгам можно познакомиться с другими странами, узнать много интересного о жизни разных народов и от­дельных людей, которые находятся далеко от нас или жили очень давно, но оставили нам свои изобретения, передали свои знания.

Как много может человек, овладев грамо­той! Можно написать письмо, поздравление, доставив родным большую радость. Можно записать стихи, рассказ, важные наблюдения и даже создать целую книгу.

Но, оказывается, для современного человека этого недостаточно. Поэтому многие люди учатся не только в школе, институте, но и занимаются самообразованием всю жизнь: читают книги, журналы, смотрят или слушают хорошие передачи, овладевают каким-нибудь мастерством.

Обучаясь, люди осваивают культуру. Сло­вом «культура» обозначают определённые достижения всех людей, одного или несколь­ких народов, а также отдельного человека. То есть к культуре относят самое лучшее, что создано и освоено людьми.

Наверное, вам приходилось слышать, что человека, который не умеет себя вести, на­зывают «некультурным». Это значит, что он не овладел культурой поведения, принятой в обществе, например, культурой общения: кричит, невнятно бормочет, дёргает собесед­ника за пуговицы или рукава, наступает на ноги или говорит обидные слова. Если люди не помогут такому человеку избавиться от дурных привычек, а, наоборот, будут брать с него пример, то общая культура будет падать.

Живя в обществе, люди стараются перенять сами и научить других самому лучшему, что видят, знают и умеют. Так складываются культурные традиции.

Жизнь Церкви подчиняется определённым церковным правилам.

В России издавна живут не только русские, но и люди многих других национальностей. Россия всегда привлекала другие народы. Люди многих национальностей хотят жить только здесь, избирая Россию своей роди­ной. Для них особенно важно узнать поболь­ше о русской культуре: ведь русских могут знакомить с родными традициями родствен­ники, а у ребят других национальностей такой возможности нет. Но поскольку их семьи предпочли Россию другим государствам, то нужно, чтобы и этим детям было всё понятно в русской культуре и интересно жить здесь. Гражданин России, какой бы национальности он ни был, должен быть знаком с культурой государства, в котором он живёт и на благо которого ему предстоит трудиться.

С другой стороны, и русским полезно знать, как веруют в Бога, какие религиозные традиции имеют другие народы. В этом тоже поможет история религиозной культуры.

Новые слова и термины Религия. Религиозная культура. Православие. Русская Православная Церковь.

Объясните значение слов «религия», «культура», «религиозная культура», «история». О чём рассказывает история религиозной культуры? Какая религия лежит в основе русской культуры?

С ЛЮДЬМИ СОВЕТУЙСЯ, А СВОЕГО УМА НЕ ТЕРЯЙ. (пословица)

Крестословица №1 Работа по тетради (проверка) культура крестословица религия атеизм история п а в с а в е т а д и ц я с т к и 5 1 2 7 3 6 4 8

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Курс повышения квалификации

Охрана труда

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Курс профессиональной переподготовки

Библиотечно-библиографические и информационные знания в педагогическом процессе

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Курс профессиональной переподготовки

Охрана труда

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Номер материала: ДБ-352578

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Московские школьники победили на международной олимпиаде по информатике

Время чтения: 1 минута

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

История Религиозной Культуры (стр. 1 )

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культурыИз за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
1 2 3

О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть фото О чем рассказывает история религиозной культуры. Смотреть картинку О чем рассказывает история религиозной культуры. Картинка про О чем рассказывает история религиозной культуры. Фото О чем рассказывает история религиозной культуры

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

ИСТОРИЯ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

УЧЕБНОГО КУРСА ДЛЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ШКОЛ, ЛИЦЕЕВ И ГИМНАЗИЙ

Издание седьмое, исправленное

ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ

Учебно-методическое обеспечение курса «Основы православной культуры» по программе «История религиозной культуры» разрабатывается

по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II

Институт развития личности (ныне – Институт семьи и воспитания) РАО, руководитель религиоведческой группы — к. филос. Н. И. А. ГАЛИЦКАЯ

АЛЕКСАНДР ШАРГУНОВ, протоиерей, преподаватель МДА, глава Комитета «За нравственное возрождение Отечества»;

Н. Д. НИКАНДРОВ, президент РАО, д. пед. н., академик РАО;

С. К. КОМКОВ, президент Всероссийского фонда образования, д. пед. н., д. филос. н., проф., акад. РАЕН;

М. Н. КУЗНЕЦОВ, д. ю. н., проф. РАГС при Президенте РФ;

И. В. МЕТЛИК, д. пед. н., ст. науч. сотр. Института семьи и воспитания РАО;

И. Г. МИНЕРАЛОВА, д. филол. н., проф. МПГУ;

Т. В. ЧЕЛЫШЕВА, д. пед. н., проф., зав. каф. художественного образования АПКиПРО РФ;

В. И. ШАМШУРИН, д. соц. н., проф., зав. каф. политологии философского ф-та МГУ им. ;

И. В. БУГАЁВА, к. филол. н., декан филол. ф-та ПСТГУ;

Г. Н. МЕЛЕХОВА, к. ист. н.;

С. Б. РОМАНОВ, зам. начальника Центра качества образования Департамента образования г. Москвы, проректор МИОО Департамента образования г. Москвы;

Л. Я. НОСКОВА, директор школы № 000 г. Москвы.

Б 83 А. В. БОРОДИНА История религиозной культуры: Программа учебного курса для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – Изд. 7-е, испр. – М., 2009. – 64 с.

Программа учебного историко-культурологического курса «История религиозной культуры» разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Программа апробирована в школах различного типа с 1996 г. Курс используется как средство повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, по региональным краеведческим курсам, а также для систематического духовно-нравственного воспитания в общеобразовательных учреждениях различного типа.

© А. В. БОРОДИНА, 1997, 2000, 2004, 2005, 2006, 2007

© А. В. БОРОДИНА, 2009, с изменениями

© Изд-во «Основы православной культуры», 2005, 2006, 2007

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. 4

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА. 13

Часть I (начальная школа)

«Роль религиозной культуры в жизни человека»

Раздел 1 «МЫ И НАША КУЛЬТУРА»…………………………..13

Раздел 2 «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС». 16

Раздел 3 «О ЧЁМ РАССКАЗЫВАЕТ БИБЛИЯ». 19

Раздел 4 «ПРАВОСЛАВИЕ — КУЛЬТУРООБРАЗУЮЩАЯ РЕЛИГИЯ РОССИИ» 21

Часть II (основная школа)

«Православная культура и история христианства»

Раздел 5 «ЦЕРКОВНОСЛАВЯНСКИЙ ЯЗЫК». 28

Раздел 6 «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ». 30

Раздел 7 «РАННЕЕ ХРИСТИАНСТВО». 37

Раздел 8 «ХРИСТИАНСТВО В V–XV вв.». 41

Раздел 9 «ХРИСТИАНСТВО В XVI–XX вв.». 46

Раздел 10 «ДРЕВНИЕ РЕЛИГИИ». 40

Раздел 11 «СОВРЕМЕННАЯ КОНФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТИНА МИРА»…43

Огромный интерес педагогов, учёных и руководителей-организаторов учебного процесса к религиозно-познавательному содержанию обусловлен целым рядом причин, связанных с коренными изменениями в жизни россиян и реформами в области образования.

К таким причинам следует отнести необходимость оказания подрастающему поколению помощи в социальной и психологической адаптации в условиях глубокого социокультурного кризиса, пропаганды насилия и распространения информации, оказывающей негативное воздействие на психику и провоцирующей социальные, семейные, межнациональные и межконфессиональные конфликты.

Другой важной причиной является разрушение лучших отечественных культурных и образовательных традиций, русского языка как основного инструмента образования и передачи социально-культурного опыта. Восприятие школьниками, например, поэтического и художественно-изобразительного языка всё более осложняется из-за незнания происхождения и значения духовной, религиозно-философской, культурологической лексики и символических образов. Историко-культурологическое образование в области религиозной культуры, как доказала практика, позволяет решать эти проблемы.

С двумя первыми причинами тесно связана и в значительной степени ими вызвана третья причина – снижение качества школьного базового образования. Эта проблема требует обновления содержания образования в том числе путём включения и систематизации знаний об истоках и религиозно-эстетических традициях отечественной и мировой культуры.

Следующая причина – это потребность в организации повышенного уровня гуманитарного образования, что невозможно без углубления и расширения знаний в области культуры, истории, словесности, искусства. Религиозная культура представляет собой важную часть жизни и культуры любого современного народа, религия являлась и является важным (в истории – определяющим) фактором формирования культуры, развития государственности, взаимоотношений между разными странами и народами.

Одной из причин становится рост самосознания и интерес к национальной истории, наблюдающиеся с 90-х гг. в России на фоне политических споров о путях дальнейшего развития России. В центре внимания наших соотечественников, в том числе и молодёжи, оказываются проблемы глобализации и сохранения традиций. Россияне требуют от государства обеспечения их права на свою национальную культуру, полноценные знания о ней, а также на знакомство с условиями формирования культурных и религиозных традиций других народов.

Особое значение область истории религиозной культуры приобретает для творчески одарённых школьников, для верующих детей. Реализация авторского проекта «Религиоведческое образование в государственной школе» позволило убедиться в особой востребованности разделов программы «История религиозной культуры», посвящённых основам православной культуры.

И, конечно же, нельзя недооценивать причин общекультурного и коммуникативного характера, обусловленных расширением связей с другими народами, приобщением к их традициям и культурам. В особой помощи нуждаются мигранты, нашедшие в России новую родину и желающие для своих детей полноценного образования и надеющиеся на их успешную социализацию в российской культуре.

Курс «История религиозной культуры» построен с учётом обозначенных выше проблем современной российской действительности и призван способствовать их решению, используя возможности государственных (светских) школ обычного типа и учреждений повышенного уровня образования.

Предлагаемый курс предназначен для преподавания в государственных и муниципальных школах, лицеях и гимназиях с 1 по 11 класс, но с успехом используется и в конфессионально ориентированных учреждениях (православных гимназиях, воскресных школах).

В связи с проблемой кадров и обеспечения школы (класса) учебно-методической литературой возможно преподавание отдельных частей и разделов курса, например разделов начальной школы или 6 раздела.

Полный курс рассчитан на 11 лет обучения по 1 часу в неделю. На такой объём рассчитаны все учебные и методические пособия по годам обучения. Однако ввиду различных условий организации школьного обучения возможно увеличение часов, дополнение и углубление курса за счёт факультативов и кружковой работы.

Концептуальные стратегические (образовательные и общекультурные) и психолого-адаптационные задачи курса:

— изучение православной религиозной традиции;

— изучение истории христианства;

— изучение содержания Евангелия и ознакомление с основными сюжетами Ветхого Завета;

— изучение православной этики;

— ознакомление с православным календарём;

— знакомство с агиографией;

— ознакомление с особенностями церковного искусства;

— изучение устроения православного храма;

— ознакомление с особенностями православного богослужения;

— ознакомление с мировыми религиями и сектами;

— ознакомление с древними религиями, включая в общих чертах славянскую мифологию;

— ознакомление с особенностями культовой архитектуры разных религий;

— ознакомление с основными видами православного богослужения;

— формирование целостного восприятия мира;

— воспитание уважения к внутреннему миру каждого человека;

— предупреждение возможных тупиков личностного развития;

— воспитание волевых качеств, культуры мышления и культуры чувств;

— выработка этических принципов, определяющих качество межличностных отношений на основе традиций культуры Отечества;

— предупреждение религиозной эксплуатации и конфликтов на национальной и религиозной почве;

— формирование представления о культурном и историческом единстве России и российского народа и важности сохранения культурно-национального единства;

— духовно-нравственное воспитание через приобщение к традиционным ценностям отечественной культуры;

— приобщение к художественно-эстетическим отечественным традициям;

— расширение и активизация словаря школьников путём дополнения его лексикой духовного и историко-культурологического значения;

— оказание помощи молодёжи в успешной социализации в отечественной культуре;

— возрождение православных основ семьи;

— пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению отечественной культуры и истории;

— творческое развитие ребёнка на основе знаний об отечественной культуре и истории;

— формирование потребности школьника в творческом участии в жизни России, в сохранении природы и созидании культуры Отечества.

Краткая характеристика структуры программы

Программа построена по принципу постепенного усложнения учебного материала с учётом возрастных особенностей учащихся.

Весь курс разбит на 3 части (по ступеням школьного образования) и 11 разделов по годам обучения:

Часть I (начальная школа). «Роль религиозной культуры в жизни человека»

1. «Мы и наша культура» для 1 класса.

2. Мир вокруг и внутри нас» для 2 класса.

3. «О чем рассказывает икона и Библия» для 3 класса.

4. «Православие – культурообразующая религия России» для 4 класса.

Часть II (основная школа). «Православная культура и история христианства»

5. «Церковнославянский язык» для 5 класса.

6. «Основы православной культуры» для 6 класса.

7. «Раннее христианство» для 7 класса.

8. «Христианство в V–XV вв.» для 8 класса.

9. «Христианство в XVI–XX вв.» для 9 класса.

Часть III (средняя школа). «Религии мира»

10. «Древние религии» для 10 класса.

11. «Современная конфессиональная картина мира» для 11 класса.

Каждый раздел включает несколько тем (от 2 до 8), а каждая тема рассматривается на 1–15 уроках (в зависимости от объёма и степени сложности учебного материала).

Условия реализации программы и основные методические рекомендации

Успешное обучение по данной программе возможно при выполнении следующих условий:

— учитель должен хорошо знать историю Отечества, историю религии, хорошо знать и чтить наследие православной культуры, глубоко уважать исторический и православный духовный опыт русского и других народов России;

— педагог должен любить детей, уважать их внутренний мир, знать возрастные особенности воспитанников, основные закономерности развития школьников;

— педагог должен опираться не на собственные умозаключения, а на устоявшиеся традиции духовной отечественной культуры, исторические факты, Священное Писание и Священное Предание, опыт отцов Церкви, научные данные, факты и явления современной общественной жизни, которые могут быть полезны в целях воспитания молодёжи;

— необходимо широкое использование иллюстративного материала (изобразительного, литературного, музыкального);

— необходимо привлечение учащихся к самостоятельной и коллективной исследовательской и творческой деятельности;

— учитель организует уроки по традиционным моделям при соответствии типа урока его целям и задачам;

— используются разнообразные методы и приёмы обучения, традиционно применяемые в школьном образовании;

— основное усвоение учебного материала достигается на уроке под контролем учителя;

— теоретические занятия следует дополнять посещением храмов, музеев.

При обучении детей по программе «История религиозной культуры» обязательно соблюдение следующих психолого-педагогических принципов:

• приоритета духовных ценностей и уважения к внутреннему миру каждого школьника;

• единства образовательного и воспитательного процессов;

• принципа равной ответственности педагога и ученика за неуспех усвоения материала.

Предпочтительные методы обучения: 1) небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока; 2) комментированное чтение; 3) беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; 4) сократический урок; 5) короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала; 6) чтение фрагментов из Библии с последующим обсуждением (на этом же уроке) и творческим заданием; 7) анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; 8) работа с текстами, картами, составление кроссвордов.

Знания, умения и навыки,

которыми должен овладеть школьник по окончании курса

По окончании изучения курса «История религиозной культуры» предполагается получение школьниками историко-культурологических и наиболее общих богословских знаний в области мировых религий, религиозно-философских течений, сектантства, древних религий, славянской мифологии, православного богослужения, православной этики, архитектуры, устройства и назначения храма, овладение богословской терминологией, знакомство с иконописью, фреской, агиографией.

Учащиеся должны знать содержание Евангелия, некоторые сюжеты Ветхого Завета, уметь читать и понимать церковнославянские тексты, хорошо знать историю, значение и традиции православных праздников, уметь работать с историческими документами, картами, справочной литературой, первоисточниками для составления рефератов, докладов и других работ исследовательского характера, излагать и обосновывать свою точку зрения, опираясь на рекомендованную литературу.

Оценка результатов изучения курса

Уровень и степень освоения знаний контролируются, прежде всего, в ходе урока путём устного опроса, обсуждения темы. Предполагается также выставление отметок за ведение тетради, выполнение домашнего задания, творческих работ. В старших классах формами контроля с оценкой знаний, умений и навыков могут быть итоговые уроки в виде семинара, конференции, диспута, выставки творческих работ, экскурсии, тестирования. В 9–11 классах целесообразна работа над рефератом, но не чаще 2-х рефератов в течение года.

Исходя из оценки знаний, умений и навыков, учащихся можно квалифицировать как:

— не усвоивших элементарные знания, отметка «неудовлетворительно» — «2» (кроме начальной школы);

— усвоивших элементарные знания, отметка «удовлетворительно» — «3» (кроме первого и второго классов);

— овладевших основным содержанием; для основной школы и старших классов – овладевших основными сведениями и умеющих работать со справочной литературой и первоисточниками, отметка «4»;

— овладевших материалом и достаточно глубоко его анализирующих, отметка «5».

В начальной школе необходимы словесные поощрения и положительные отметки (неудовлетворительные отметки не ставятся). В первом и втором классах рекомендуется пользоваться только положительными отметками («4» и «5»).

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

Основная литература для учащихся и учителей

Основная учебная и методическая литература по разделам программы

для учащихся и учителей

1. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

2. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е испр. – М.: ОПК, 2005, 2007.

3. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса. – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

4. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. – М., 2004; 2-е, 3-е. – М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

5. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

6. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Учебное пособие для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2007.

7. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Рабочая тетрадь для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2007.

8. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. Хрестоматия для 3 класса. – Изд. 2-е, испр. – М.: ОПК, 2008.

9. Основы православной культуры: О чём рассказывают икона и Библия. 3 класс. Пособие для учителей. – М.: ОПК, 2007.

10. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Учебное пособие для 4 класса. – Изд. 2-е. испр., 3-е. – М.: ОПК, 2006, 2007. Допущено Министерством образования и науки России.

11. Основы православной культуры: Православие – культурообразующая религия России. Рабочая тетрадь для 4 класса. – М.: ОПК, 2008.

12. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Учебное пособие для 5 класса. – Изд. 2-е, испр., — М.: ОПК, 2007.

13. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. Рабочая тетрадь для 5 класса. — М.: ОПК, 2008.

14. Архипова. И. Г. Церковнославянский язык. 5 класс. Пособие для учителей. — М.: ОПК, 2008.

15. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 6 раздел. Учебное пособие для учащихся. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е, испр., 5-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007. Рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Министерства образования РФ и Московского Патриархата Русской Православной Церкви для общеобразовательных школ, лицеев, гимназий и воскресных школ.

16. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Раздел 6. Пособие для учителей. – Изд. 2-е, испр. и доп., 3-е. испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

17. Основы православной культуры: Раннее христианство. 7 раздел. Учебное пособие для учащихся. – М.: ОПК, 2009.

Справочная литература

18. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

Демонстрационные пособия для работы в классе

19. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

20. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 59 классы: «Православная культура и история христианства». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

21. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 1011 классы: «Религии мира». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2008.

Пособия для учителей по вопросам организации преподавания ОПК

22. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

23. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Дополнительная литература для учащихся и учителей

Отдельные произведения по темам русской культуры и литературы

24. Великий Новгород: Особенности храмового зодчества. – М.: ОПК, 2007.

25. Византинизм и русский национальный стиль. – М.: ОПК, 2006.

26. История образования на основе традиций отечественной культуры. – Изд. 1-е, 2-е, – М.: ОПК, 2006, 2007.

27. Культурное влияние Византии и формирование русского национального стиля. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2006.

28. Николая Чудотворца святителя Мир Ликийских Зарайская икона. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

30. Шатровый храм в русской культуре. – М.: ОПК, 2006.

31. Шатровый храм. (Библиотечка «Первое сентября», серия «Искусство». Выпуск 6 (12). – М.: Чистые пруды, 2005.

Публикации в журналах, газетах, сборниках научных материалов

32. Иконостас. – М: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 10–11.

33. Исаакиевский собор. М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 18–19.

34. Княжеская архитектура. //Искусство. – 2006. – № 6 (342). – С. 5–6.

35. Материалы к уроку. //Искусство. – № 6 (342), 16–31 марта, 2006. – С. 7.

37. Раскол в сознании. // Сто друзей (приложение к «Учительской газете»). – 2002. – 28 ноября. – №№ 48–51.

38. Собор Василия Блаженного. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 14–15.

39. Храмы Московского Кремля. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 16–17.

40. Церковь Покрова на Нерли. – М.: Искусство. – 2008. – №5 (389). – С. 12.

Готовятся к изданию новые пособия для учителя, учащихся по разделам программы «История религиозной культуры».

Часть I (начальная школа)

«РОЛЬ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА»

РАЗДЕЛ 1. «МЫ И НАША КУЛЬТУРА» – 30 часов

Тема 1. «КРАСОТА В НАШЕМ МИРЕ» – 3 ч.

Нерукотворная красота природы. Традиционное представление о нерукотворности природы. Творец. Творение. Необходимость проявления заботы человека о природном мире.

Рукотворная красота культуры. Рукотворность как особенность культуры. Человек – созидатель культуры. Святость. Творчество. и преподобный Сергий Радонежский: образы святости в отечественной церковной и светской культуре.

Тема 2. «ХРАНИЛИЩА КУЛЬТУРЫ» – 5 ч.

Музеи как хранилища предметов культуры. Знакомство с сокровищами Оружейной палаты. Евангелие.

Государственная Третьяковская галерея. Спас Нерукотворный. Образы Родины в произведениях отечественного изобразительного искусства.

Государственный Русский музей. Государственный Эрмитаж. Икона Архангела Гавриила (Ангел Златые власы). Икона «Чудо Георгия о змие».

Библиотеки – хранилища культуры. Российская государственная библиотека. Возникновение библиотек при храмах и монастырях. Русские цари – основатели крупнейших библиотек России.

Человек – хранитель культуры. Зависимость культуры России от образования и личного участия каждого человека в сохранении общенародного достояния.

Представление о единстве культуры России.

Тема 3. «ВСЕГДА ЖИВОЕ» – 6 ч.

Евангелие. Представление о Евангелии как главной и древнейшей духовной книге в России, о роли Евангелия в отечественной культуре. Напрестольное Евангелие.

Храмы. Общее представление о православном храме. Понятие «храм – дом Божий». Ценность храма как святыни для православных людей. Представление о художественной и культурно-исторической ценности православных храмов для культуры России и мировой культуры.

Особенности внешнего устроения храма. Крест. Главка, купол, барабан, держава, апсида.

Общее представление о внутреннем устроении православного храма. Иконостас, алтарь, престол. Лампада, подсвечник. Крестное знамение. Распятие.

Представление о православном богослужении. Понятие о богослужении как соборном общении народа с Богом. Горний мир. Дольний мир.

Тема 4. «НАША РОДИНА» – 10 ч.

Россия – наша Родина. Россия – общая Родина всех её россиян. Красота просторов России, её историческое и культурное единство.

Города России. Древнейшие города России: Новгород, Владимир, Суздаль, Ростов, Псков, Ярославль, Курск. и др. Понятие о кремлях как древнейших оборонительных сооружениях русских городов, о православных храмах как главных, обязательных и красивейших строениях на территории русских кремлей.

Поэты и художники России – о Москве.

Представление о взаимосвязи культуры и истории России, о духовном, историческом и культурном единстве России. Понятие о культуре как лучшем из всего, что делает человек.

Народ и культура. Культура как совместное творчество народа. Понятие о ценности народа как созидателя культуры и государства России.

Народ как общество людей, объединённых общими целями, идеями, языком, культурой.

Представление о жизни православных людей как их постоянной борьбе с собственными грехами (недостатками).

Традиционное представление о служении Родине как священном долге православных граждан. Национальные герои России – Козьма Минин и князь Дмитрий Пожарский, преподобные Александр Пересвет и Андрей Ослябя.

Понятия «Отечество», «Отчизна», «Отечественная культура». Традиции как ценные явления культуры, передаваемые от поколения к поколению.

Понимание смысловой и исторической связи слов и понятий «Русь», «русы», «русские», «русская культура», «русский язык», «русский народ», «русское государство», «Русская земля».

Представление о православии. Влияние православной веры на культуру. Христос Спаситель.

Тема 5. «СПАСИТЕЛЬ» – 3 ч.

Богочеловек. Сын Бога. Богородица. Иконы «Спас в силах», «Отечество», «Рождество Христово», Почаевская икона Пресвятой Богородицы.

Христос как Спаситель мира. Икона «Всех скорбящих Радость».

Христос – Искупитель человечества. Понятие о вечной жизни.

Представление о семейных православных традициях в Русской культуре. Традиционное отношение к иконе в православных семьях.

Знакомство с Владимирской и Казанской иконами Божией Матери.

Заключительный урок – 1 ч. Обобщение знаний о Спасителе и православии. Представление о Божественной любви как важнейшем и необходимом условии для сохранения мира. Знакомство с иконами «Господь Вседержитель», «Умягчение злых сердец» («Семистрельная»).

РАЗДЕЛА 1 ПРОГРАММЫ

1. Основы православной культуры: Мы и наша культура. Учебное пособие для 1 класса. – Изд. 1-е, 2-е, 3-е. – М.: ОПК, 2005, 2006, 2007.

2. Основы православной культуры: Мы и наша культура. 1 класс. Пособие для учителей. – Изд. 1, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2005, 2007.

3. История религиозной культуры и Основы православной культуры: Концепция историко-культурологического религиозно-познавательного образования. – М.: ОПК, 2009.

4. Основы православной культуры: Организация курса. – Изд. 1-е, 2-е, испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Справочная литература

5. Основы православной культуры: Словарь-справочник. – М.: ОПК, 2008.

Демонстрационные пособия для работы в классе

6. История религиозной культуры: Основы православной культуры. 14 классы: «Роль религиозной культуры в жизни человека». Альбом учебный из 12 листов (Демонстрационный материал). – М.: Экзамен, Спектр, 2007.

РАЗДЕЛ 2. «МИР ВОКРУГ И ВНУТРИ НАС» — 33 часа

Вводный урок «Что мы изучаем на уроках по основам православной культуры». Культура. Культурные традиции. Религия. Религиозная культура. Православие. 1 ч.

Тема 1. «ДУХОВНОЕ В РЕАЛЬНОМ МИРЕ» — 3 ч.

Самая древняя книга о духовном мире — Библия.

Представления о мире как творении Божием. Творец. Разнообразие и богатство мира. Жизнь. Сложность, гармония и порядок в устроении мира. Связь между видимым и невидимым миром. Законы природы и духовные законы.

Умеем ли мы видеть мир? Что мешает объективно воспринимать мир и происходящее в нем? Зависимость нашего восприятия от внутреннего состояния, отношения к окружающему миру, окружающим нас людям. Зависимость счастья человека от его внутреннего мира, от духовных, физических потребностей.

Впечатления, память. Взаимозависимость внутреннего и внешнего, видимого и невидимого на примере: впечатление — настроение — здоровье — отношение к окружающим — отношение к окружающему миру. Представление о мире как единой системе, объединяющей физическую и духовную области.

Бог. Сотворение человека по образу Божию. Человек — венец творения. Адам и Ева. Человек наделен бессмертной душой, имеет свободу воли и владеет разумной речью.

Добро и зло в человеческом мире и природе. Грехопадение. Возникновение зла. Значение слова «грех». Нарушение общей гармонии мира. Разумная человеческая душа превосходит природный мир и ответственна за него. Духовный смысл человеческой жизни.

Тема 2. «ЖИЗНЬ ИИСУСА ХРИСТА

И ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ» — 28 ч.

С чем связаны главные православные праздники? Иисус Христос — Спаситель мира. Евангелие — книга о Спасителе и о спасении. Рождество Пресвятой Богородицы. Введение во храм Пресвятой Богородицы.

Благая весть о рождении Спасителя. Архангел Гавриил. Дух Святой. Праздник Благовещения.

Поклонение волхвов и пастухов. Традиция празднования Рождества Христова у православных народов. Отражение евангельских событий в иконописи, поэзии, светской живописи, духовной музыке.

Бегство Марии и Иосифа с Младенцем Иисусом в Египет. Возвращение в Назарет.

Крещение Иисуса Христа.

Усекновение честной главы Иоанна Предтечи.

Христос в пустыне. Пост. Искушение Иисуса Христа дьяволом. Начало проповеди Христа. Двенадцать учеников Иисуса Христа.

Нагорная проповедь Спасителя. Царство Небесное. Заповеди блаженства.

Первое чудо Иисуса Христа по ходатайству Его Пречистой Матери.

Исцеление сына царедворца. Воскрешение сына наинской вдовы.

Укрощение бури. Хождение Иисуса Христа по водам.

Воскрешение дочери Иаира. Благословение детей.

Чудесное приумножение хлебов и рыб.

Предсказания Иисуса Христа о своих страданиях, смерти и воскресении. Преображение Господне.

Торжественный вход Господень в Иерусалим. Вербное воскресенье.

Моление о чаше. Предательство Иуды. Взятие Иисуса под стражу.

Снятие с креста и погребение Спасителя. Воскресение Иисуса Христа.

Пасха Господня. Празднование главного православного праздника — Светлого Христова Воскресения. Светлая седмица.

Пребывание воскресшего Спасителя на земле. Вознесение Господне. Сошествие Святого Духа на апостолов. Пятидесятница — День Святой Троицы. Духов день.

Православные праздники. Двунадесятые праздники: переходящие и непереходящие праздники. Праздничные иконы. Евангельские события в поэтическом и изобразительном искусстве.

РАЗДЕЛА 2 ПРОГРАММЫ

1. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Учебное пособие для 2 класса. – Изд. 2-е, 3-е, испр., – М.: ОПК, 2006. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

2. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. Рабочая тетрадь для 2 класса. – Изд. 1-е. – М., 2004; 2-е, 3-е. – М., 2006, 2007. Рекомендовано Министерством образования и науки России.

3. Основы православной культуры: Мир вокруг и внутри нас. 2 класс. Пособие для учителей. – Изд. 3-е, испр. и доп., 4-е испр. – М.: ОПК, 2006, 2007.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *