О чем рассказывает феклуша кабанихе в третьем действии
Краткое содержание драмы «Гроза». Действие 3
Сцена 1
Улица у ворот дома Кабановых.
Феклуша говорит Кабанихе, что настали последние времена, что по другим городам «содом»: шум, беготня, езда беспрестанная. Рассказывает, что в Москве все торопятся, что «запрягают огненного змия» и проч. Кабанова соглашается с Феклушей, заявляет, что никогда туда ни за что не поедет.
Появляется Дикой. Кабанова спрашивает, что он так поздно бродит. Дикой пьян, пререкается с Кабанихой, та дает ему отпор. Дикой просит у нее прощения, объясняет, что его с утра разозлили: работники стали требовать выплаты причитающихся им денег. «У меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу». Жалуется на свою вспыльчивость, которая доводит его до того, что потом приходится прощения просить «у самого последнего мужика». Дикой уходит.
Борис говорит Глаше, что его из дома послали за Диким. Вздыхает, что никак не может повидать Катерину. Появляется Кулигин, восхищается погодой, красивыми местами, потом добавляет, что «городишко паршивый», что «бульвар сделали, а не гуляют». Бедным гулять некогда, а богатые сидят за закрытыми воротами, собаки дом стерегут, чтобы никто не видел, как они грабят сирот, родственников, племянников. Появляются Кудряш и Варвара, целуются. Кудряш уходит, за ним Кулигин.
Варвара назначает Борису встречу в овраге за садом Кабановых.
Сцена 2
Ночь, овраг за садом Кабановых.
Кудряш играет на гитаре,и поет песню о вольном казаке.
Появляется Борис. Пререкается с Кудряшом из-за места для свидания. Потом рассказывает Кудряшу, что любит замужнюю, которая, когда в церкви молится, похожа на ангела. Кудряш догадывается, что это «молодая Кабанова», говорит, что «есть с чем поздравить», замечает, что «хоть у нее муж и дурак, да свекровь-то больно люта».
Приходит Варвара, они с Кудряшом отправляются гулять. Борис и Катерина остаются вдвоем. Катерина: «Поди от меня. Мне этого греха не замолить никогда!» Обвиняет Бориса, что он ее загубил, боится будущего. Борис призывает ее не думать о будущем, «достаточно того, что нам теперь хорошо». Катерина признается, что любит Бориса.
Приходят Кудряш и Варвара, интересуются, сладили ли влюбленные. Те отвечают утвердительно, удаляются. Кудряш е похвалой отзывается об идее лазить в садовую калитку. Через некоторое время Борис и Катерина возвращаются. Условившись о новом свидании, все расходятся.
Гроза (Островский А. Н., 1859)
Улица. Ворота дома Кабановых, перед воротами скамейка.
Кабанова и Феклуша сидят на скамейке.
Феклуша. Последние времена, матушка Марфа Игнатьевна, последние, по всем приметам последние. Еще у вас в городе рай и тишина, а по другим городам так просто содом, матушка: шум, беготня, езда беспрестанная! Народ-то так и снует, один туда, другой сюда.
Кабанова. Некуда нам торопиться-то, милая, мы и живем не спеша.
Феклуша. Нет, матушка, оттого у вас тишина в городе, что многие люди, вот хоть бы вас взять, добродетелями, как цветами, украшаются; оттого все и делается прохладно и благочинно. Ведь эта беготня-то, матушка, что значит? Ведь это суета! Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный: людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты, что он догоняет. Суета-то ведь она вроде туману бывает. Вот у вас в этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет; стон стоит. Да чего, матушка Марфа Игнатьевна, огненного змия стали запрягать: все, видишь, для-ради скорости.
Кабанова. Слышала я, милая.
Феклуша. А я, мaтушка, так своими глазами видела. Конечно, другие от суеты не видят ничего, так он им машиной показывается, они машиной и называют, а я видела, как он лапами-то вот так (растопыривает пальцы) делает. Hу, и стон, которые люди хорошей жизни, так слышат.
Кабанова. Назвать-то всячески можно, пожалуй, хоть машиной назови; народ-то глуп, будет всему верить. А меня хоть ты золотом осыпь, так я не поеду.
Феклуша. Что за крайности, матушка! Сохрани Господи от такой напасти! А вот еще, матушка Марфа Игнатьевна, было мне в Москве видение некоторое. Иду я рано поутру, еще чуть брезжится, и вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то, лицом черен. Уж сами понимаете кто. И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыпется. Тут я догадалась, что это он плевелы сыплет, а народ днем в суете-то в своей невидимо и подберет. Оттого-то они так и бегают, оттого и женщины-то у них все такие худые, тела-то никак не нагуляют, да как будто они что потеряли, либо чего ищут: в лице печаль, даже жалко.
Кабанова. Все может быть, моя милая! В наши времена чему дивиться!
Феклуша. Тяжелые времена, матушка Марфа Игнатьевна, тяжелые. Уж и время-то стало в умаление приходить.
Кабанова. Как так, милая, в умаление?
Феклуша. Конечно, не мы, где нам заметить в суете-то! А вот умные люди замечают, что у нас и время-то короче становится. Бывало, лето и зима-то тянутся-тянутся, не дождешься, когда кончатся; а нынче и не увидишь, как пролетят. Дни-то, и часы все те же как будто остались; а время-то, за наши грехи, все короче и короче делается. Вот что умные-то люди говорят.
Кабанова. И хуже этого, милая, будет.
Феклуша. Нам-то бы только не дожить до этого.
Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»
1. Что Феклуша рассказывает о других странах? 2. Чем она объясняет греховность людей?
3. Какое значение имеет разговор Феклуши и Кабанова? И что Феклуша рассказывает о жизни в Москве и других больших городах?
Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
Феклуша рассказывает всякий бред.
Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.
Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».
Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».
Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.
Анализ 3 действия пьесы Гроза Островского
Третье действие пьесы «Грозы» начинается с разговоров о «вечном». Две дамы, Феклуша и Кабанова, рассуждают о жизнях городов. Феклуша хвалит Калинов за его спокойствие и размеренность, а вместе с тем говорит, что это заслуга местных жителей. Странница беспрестанно толкует о суете, о неудобствах, связанных со спешкой и о том, что люди глупцы, более того – они несчастны. В её словах есть правда, но лишь отчасти. Суета – и впрямь неприятное явление, но люди торопятся не от недостатка ума, а от того, что хотят всё успеть.
Долгие философские размышления дам прерываются из-за Дикого, который решил оповестить куму о том, что он пьян. Это совершенно неудивительно, ведь люди, у которых нет внутреннего равновесия всегда пытаются навести порядок с помощью алкоголя. Дикой просит куму поболтать с ним по душам, чтобы ему легче стало. Кум рассказывает о своем пороке, о том, что не умеет давать деньги в долг, а как только речь об этом заходит, так он сразу и сердится. Кабанова же в ответ объяснила товарищу, отчего ему позволительно так себя вести – главных над ним нет, а, чтобы никто к нему не обращался, он на близких ругается, страх нагоняет. Вряд ли Дикой сделает из этого нравоучения какие-либо выводы, ведь сложно услышать и принять то, к чему приходишь не сам.
В то время, пока кумовья переместились в дом, Борис проходит около ворот и горько размышляет о своей любимой. Ему не хватает встреч с ней, потому становится еще печальнее. В душевных муках он говорит, что лучше бы уже и не встречать никогда Катерину, так только хуже – видеть раз в неделю, но ничего не делать.
От нехороших размышлений Бориса отрывает Кулигин, и они вместе идут на прогулку по бульвару, наслаждаясь городком.
Тут же Кулигин поднимает тему домашнего насилия, ссылаясь на то, что богачи устраивают дома истинную тиранию. Как бы грустно это не звучало, но проблема довольно распространена. Она может настигнуть людей с любым достатком, и страдающим не спрятаться от неё, а точнее, от зазнавшихся буржуев, которые считают, что им всё разрешено. Однако в действительности им и вправду дозволено слишком много.
Кулигин и Борис натыкаются на целующуюся парочку – Варвару с Кудряшом. Варвара пользуется моментом, чтобы выполнить свое обещание и всё же устроить свидание Катерине и её возлюбленному. Поступок девушки неоднозначен. С одной стороны, она готова осчастливить приятельницу. Более того, Варвара не осуждает Катерину и не угрожает ей, а наоборот – помогает. С другой стороны, она устраивает личную жизнь жене своего брата, что несколько противоречит семейным ценностям.
Борис остается наедине со своими мыслями. Он в приятном предвкушении, хоть и сильно волнуется. Всё в его голове путается, ведь он так близко к тому, чтобы стать счастливым, но так много сложностей на пути. Борис рад видеть Катерину, он почти сразу признается девушке в любви, но та лишь в испуге просит его уходить. Тем не менее, лед Катерины тает, и она говорит, что готова на грех, лишь бы быть счастливой с Борисом, она признается, что влюбилась в молодого человека, сразу же, как только увидела.
Главный момент действия ожидает читателя в третьем явлении. На том моменте, где Катерина мечется между укорами, правилами, запретами и желанием любить и быть любимой. В итоге, она выбирает сторону света, и их с Борисом история получает шанс стать реальной.
Анализ 3 действия пьесы Гроза
Популярные сочинения
Я никогда не испытывал каких-либо теплых чувств к плюшевым игрушкам, но есть всего одна, с которой я никогда не расстанусь. Белый, как снег, плюшевый медвежонок по имени Мартин.
В пьесе «Гроза» автор описывает жизнь довольно странных людей, с разноречивым характером, живущих в провинциальном городе Калинов, где-то на берегу Волги. Страх жителей тёмного города
Детство – самое лучшее время в жизни человека. А золото – самый лучший и ценный металл. Поэтому, детство и называют «золотая пора».
Вопросы из пьесы по А. Н. Островского «Гроза»
Что рассказывает Феклуша о других странах? Чем она объясняет своюгреховность и греховность странствующих людей? С какой целью автор вводит эту сцену, внешне никак не связанную с трагедией главной героини?
Феклуша рассказывает всякий бред.
Греховность людей она объясняет присутствием в мире дьявола.
Про другие страны: «Говорят, такие страны есть, милая девушка, где и царей-то нет
православных, а салтаны землей правят. В одной земле сидит на троне
салтан Махнут турецкий, а в другой — салтан Махнут персидский; и суд
творят они, милая девушка, надо всеми людьми, и что ни судят они, все
неправильно, И не могут они, милая, ни одного дела рассудить праведно,
такой уж им предел положен. У нас закон праведный, а у них, милая,
неправедный; что по нашему закону так выходит, а по ихнему все напротив.
И все судьи у них, в ихних странах, тоже все неправедные; так им, милая
девушка, и в просьбах пишут: «Суди меня, судья неправедный! » А то есть
еще земля, где все люди с песьими головами».
Про Москву: «Вот хоть бы в Москве; бегает народ взад да вперед неизвестно зачем. Вот она суета-то и есть. Суетный народ, матушка Марфа Игнатьевна, вот он и
бегает. Ему представляется-то, что он за делом бежит; торопится, бедный:
людей не узнает, ему мерещится, что его манит некто; а придет на
место-то, ан пусто, нет ничего, мечта одна. И пойдет в тоске. А другому
мерещится, что будто он догоняет кого-то знакомого. Со стороны-то свежий
человек сейчас видит, что никого нет; а тому-то все кажется от суеты,
что он догоняет. Суета-то ведь она вроде тумана бывает. Вот у вас в
этакой прекрасный вечер редко кто и за вороты-то выдет посидеть; а в
Москве-то теперь гульбища да игрища, а по улицам-то инда грохот идет;
стон стоит».
Разговор Кабановой и Феклуши о последних временах нагнетает обстановку в пьесе, готовит к трагической развязке.