О чем рассказывает автор

Интегрированный урок (литература + русский язык) «Три встречи Тун-Ли и Великого Вана. Роль наречия в художественном тексте»

Каждый год в нашем крае проводится акция в защиту дикой природы «Амурский тигр». Мы с ребятами решили присоединиться к данной акции, выбрав для открытого урока повесть Н. Байкова «Великий Ван», вышедшую в свет в 1936 г. в Харбине и изданную в России в альманахе «Рубеж» №1 за 1992 г. В повести «Великий Ван» поэтически описана Маньчжурская тайга и жизнь ее обитателей, а сказания и легенды местного населения, приведенные в произведении, связаны с признанным владыкой Великим Ваном, который «был всемогущ, и никто ему не смел становиться на пути». И только старый, мудрый охотник Тун-Ли при встрече с грозным зверем смог над ним психологически одержать победу. В природе царила гармония, которую разрушили «новые люди». Старый охотник Тун-Ли решается исполнить волю Горного Духа: принести себя в жертву, чтобы остановить разрушение в природе и чтобы «пышно расцвёл прекрасный цветок священного лотоса».

Цели урока:

Задача урока: познакомить учащихся с поднятой проблемой и заставить задуматься над ней.

Этапы работы

Форма работы на уроке

Работа по группам: одна группа выступает, остальные задают вопросы по тексту (строение, типы связи предложений) по русскому языку – (назначение наречия в тексте, роль этой части речи в тексте и т. д.). Урок построен как автомобильные гонки-ралли.

Ход урока

Факты жизни и творчества Н.А. Байкова.

Родился Николай Аполлонович Байков 29 ноября 1872 г. в Киеве, в старинной дворянской семье. Он с детства любил природу. Получил в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии аттестат зрелости, поступил в Тифлисское пехотное юнкерское училище. Военную службу начал на Кавказе в 1892 г.

Но вести о строительстве Китайской Восточной железной дороги, о неизученной природе Маньчжурии все более и более привлекали внимание молодого натуралиста, вызывая у него непреодолимое желание увидеть этот край.

Н. Байков переводится в Заамурский округ пограничной стражи КВЖД.

В 1914 г. в Петрограде выходит в свет первая книга писателя «В горах и лесах Маньчжурии».

Окончание гражданской войны застаёт писателя в Новороссийске больным сыпным тифом. Байков эвакуируется на пароходе «Саратов» в Египет; затем скитания по Африке, Индии, Индокитаю. Это нашло отражение в его рассказах и очерках, которые публиковались в различных изданиях и составили книгу «По белу свету».

В 1922 г. Н.А. Байков возвращается в Маньчжурию, в Харбин, но тайга по-прежнему манит его; он перебирается с семьей на станцию Эхо, затем на станцию Яблоня (все та же Восточная линия КВЖД). С 1925 г. снова Харбин, активнейшая работа в Обществе изучения Маньчжурского края, сотрудничество в журнале «Вестник Маньчжурии», литературная работа. Ей Николай Аполлонович посвящает всю жизнь, неустанно работая до самой смерти, наступившей в Брисбене (Австралия) 6 марта 1958 г.

Н. Байков – автор большого числа книг, повестей и сборников увлекательных рассказов: «Великий Ван», «Тайга шумит», «У костра», «Сказочная быль», «Тигрица» и др. (Это задание одной из групп, полученное на дом).

Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе;
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Ф.И. Тютчев

Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о её спасении.
В. Распутин

Учитель. Старт. Внимание! Внимание!

Сегодня в нашем городе проходят автомобильные гонки-ралли. В заезде участвуют три экипажа (указывается пилот и штурман каждого экипажа).

Это трудная гонка по бездорожью, местам хорошо известным и совсем не известным. И победит в ралли не тот экипаж, который преодолеет дистанцию быстрее всех, а тот который выполнит все задания верно и вовремя отметится в положенных пунктах дистанции (правила прохода дистанции обговаривается до урока).

Мы помчимся с запада на восток по светлой долине Сунгари через отроги Лао-Э-Лина, по узкой долине Муданцзян к подножью Татудинзы, пересечём замёрзший Амур и Майхе и снова вернёмся к Татудинзе. Но наше ралли осложняется тем, что в пути мы встретим Великого Вана – тигра, который приводил в трепет обитателей Татудинзы. А на промежуточных финишах вам будет давать советы, как вести себя при встрече с тигром, мудрый охотник Тун-Ли, трижды встречавшийся с Великим Ваном.

Итак, гонки начинаются.

Первый экипаж. Пилот.

М.М. Пришвин писал: «Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо. В это «зеркало» надо научиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других».

Штурман. Тогда станут ближе, роднее и понятнее слова Ф.И. Тютчева:

Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.

Учитель. (Беседа по вопросам).

Второй экипаж. Пилот. (Рассказывается о том, как мужал молодой самец, «сын Великого Вана, будущий повелитель гор и лесов беспредельного Шу-Хая» гл. 10 «Отец Вана», стр. 34).

Первый таск. (Работа выполняется в группах. По мере выполнения работы штурман экипажа на карту наносит флажок. Диспетчер отмечает время в путевом листе).

Промежуточный финиш. (Первая встреча Тун-Ли и Великого Вана).

Гл.13 «Встреча с Тун-Ли». (Беседа по вопросам).

Второй таск. Каждый экипаж из своих глав 13, 24, 32 выписывает по три словосочетания, где зависимым является наречие.

Учитель. Прошло 10 лет. Ван возмужал и вернулся в родные места. Что же он видит в районе Шу-Хая? (Выразительное чтение стр. 63 гл. 22 «Возвращение на родину» со слов… «он никак не мог прийти в себя»… «до слов дающие приют и пищу дикому зверю и птицы»).

Промежуточный финиш. Вторая встреча Тун-Ли и Великого Вана. (гл. 24 «Тайга шумит», стр. 68).

Третий таск. Определение функций наречия. (Работа в группах по главам 13, 24, 32 – по экипажам).

Найти в отрывках (1, 2, 3 встречи) и выписать все наречия.

1 встреча2встреча3встреча
Впереди сзади хорошо медленно решительно быстро усиленно неожиданно смело навстречу бесстрашно вперёдОпять снаружи бодро вниз быстро далеко пристально давно жутко неподвижно медленно грузно навсегдаДостаточно здесь опять теперь медленно быстро вслед

Лингвистическая задача. Найдите наречие, которое повторяется во всех главах и вставьте его в предложения, объясните, что оно может означать?

Замените слово медленно синонимами. Изменится ли смысл предложений или нет? Сделайте вывод. (Чтобы правильно подобрать в предложение наречие, надо знать, что было описано в начале повествования и что будет потом).

Третий экипаж. Пилот.

Можно ли согласиться с высказыванием Паустовского К.Г.? «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».

Что станет с текстом, если изъять из него наречия? Зачем они нужны? (Конкретизируют действия или признак, указывают на пространство и место, могут быть средством связи предложений в тексте. Иногда замена синонимом не возможна, т. к. меняется смысл написанного).

Подведение итогов ралли.

Учитель. Обращение к эпиграфам.

Вывод. «Новый человек», пришедший в тайгу, победил природу. Но как? Погубив её.

О чём мечтает автор повести? Н. Байков мечтает о том, что «настанет время», когда люди задумаются над тем, что они делают с природой и когда снова восторжествует гармония в природе. Вот тогда и «пышно расцветёт прекрасный цветок священного лотоса».

Д.З. Ответить на вопрос: «О чём думал Тун-Ли в «ту долгую ночь» у тела Великого Вана»?

Литература:

Источник

«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому

О чем рассказывает автор. Смотреть фото О чем рассказывает автор. Смотреть картинку О чем рассказывает автор. Картинка про О чем рассказывает автор. Фото О чем рассказывает автор

Алина Косова

Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.

Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!

Чем различаются тема и главная мысль текста?

На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.

Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.

Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.

Также главную мысль часто называют проблемой текста.

Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓

Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!

Как определить тему и главную мысль текста?

Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:

Поработаем с примером

«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.

(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.

(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.

(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»

Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»

О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.

Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:

Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.

С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.

Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.

Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.

Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.

Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!

Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *