О чем рассказывает автор
Интегрированный урок (литература + русский язык) «Три встречи Тун-Ли и Великого Вана. Роль наречия в художественном тексте»
Каждый год в нашем крае проводится акция в защиту дикой природы «Амурский тигр». Мы с ребятами решили присоединиться к данной акции, выбрав для открытого урока повесть Н. Байкова «Великий Ван», вышедшую в свет в 1936 г. в Харбине и изданную в России в альманахе «Рубеж» №1 за 1992 г. В повести «Великий Ван» поэтически описана Маньчжурская тайга и жизнь ее обитателей, а сказания и легенды местного населения, приведенные в произведении, связаны с признанным владыкой Великим Ваном, который «был всемогущ, и никто ему не смел становиться на пути». И только старый, мудрый охотник Тун-Ли при встрече с грозным зверем смог над ним психологически одержать победу. В природе царила гармония, которую разрушили «новые люди». Старый охотник Тун-Ли решается исполнить волю Горного Духа: принести себя в жертву, чтобы остановить разрушение в природе и чтобы «пышно расцвёл прекрасный цветок священного лотоса».
Цели урока:
Задача урока: познакомить учащихся с поднятой проблемой и заставить задуматься над ней.
Этапы работы
Форма работы на уроке
Работа по группам: одна группа выступает, остальные задают вопросы по тексту (строение, типы связи предложений) по русскому языку – (назначение наречия в тексте, роль этой части речи в тексте и т. д.). Урок построен как автомобильные гонки-ралли.
Ход урока
Факты жизни и творчества Н.А. Байкова.
Родился Николай Аполлонович Байков 29 ноября 1872 г. в Киеве, в старинной дворянской семье. Он с детства любил природу. Получил в Первой Санкт-Петербургской классической гимназии аттестат зрелости, поступил в Тифлисское пехотное юнкерское училище. Военную службу начал на Кавказе в 1892 г.
Но вести о строительстве Китайской Восточной железной дороги, о неизученной природе Маньчжурии все более и более привлекали внимание молодого натуралиста, вызывая у него непреодолимое желание увидеть этот край.
Н. Байков переводится в Заамурский округ пограничной стражи КВЖД.
В 1914 г. в Петрограде выходит в свет первая книга писателя «В горах и лесах Маньчжурии».
Окончание гражданской войны застаёт писателя в Новороссийске больным сыпным тифом. Байков эвакуируется на пароходе «Саратов» в Египет; затем скитания по Африке, Индии, Индокитаю. Это нашло отражение в его рассказах и очерках, которые публиковались в различных изданиях и составили книгу «По белу свету».
В 1922 г. Н.А. Байков возвращается в Маньчжурию, в Харбин, но тайга по-прежнему манит его; он перебирается с семьей на станцию Эхо, затем на станцию Яблоня (все та же Восточная линия КВЖД). С 1925 г. снова Харбин, активнейшая работа в Обществе изучения Маньчжурского края, сотрудничество в журнале «Вестник Маньчжурии», литературная работа. Ей Николай Аполлонович посвящает всю жизнь, неустанно работая до самой смерти, наступившей в Брисбене (Австралия) 6 марта 1958 г.
Н. Байков – автор большого числа книг, повестей и сборников увлекательных рассказов: «Великий Ван», «Тайга шумит», «У костра», «Сказочная быль», «Тигрица» и др. (Это задание одной из групп, полученное на дом).
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе;
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Ф.И. Тютчев
Говорить сегодня об экологии – это значит говорить не об изменении жизни, как прежде, а о её спасении.
В. Распутин
Учитель. Старт. Внимание! Внимание!
Сегодня в нашем городе проходят автомобильные гонки-ралли. В заезде участвуют три экипажа (указывается пилот и штурман каждого экипажа).
Это трудная гонка по бездорожью, местам хорошо известным и совсем не известным. И победит в ралли не тот экипаж, который преодолеет дистанцию быстрее всех, а тот который выполнит все задания верно и вовремя отметится в положенных пунктах дистанции (правила прохода дистанции обговаривается до урока).
Мы помчимся с запада на восток по светлой долине Сунгари через отроги Лао-Э-Лина, по узкой долине Муданцзян к подножью Татудинзы, пересечём замёрзший Амур и Майхе и снова вернёмся к Татудинзе. Но наше ралли осложняется тем, что в пути мы встретим Великого Вана – тигра, который приводил в трепет обитателей Татудинзы. А на промежуточных финишах вам будет давать советы, как вести себя при встрече с тигром, мудрый охотник Тун-Ли, трижды встречавшийся с Великим Ваном.
Итак, гонки начинаются.
Первый экипаж. Пилот.
М.М. Пришвин писал: «Сам человек только в зеркале природы может увидеть своё настоящее лицо. В это «зеркало» надо научиться смотреть самому, научиться видеть в нем себя и других».
Штурман. Тогда станут ближе, роднее и понятнее слова Ф.И. Тютчева:
Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Учитель. (Беседа по вопросам).
Второй экипаж. Пилот. (Рассказывается о том, как мужал молодой самец, «сын Великого Вана, будущий повелитель гор и лесов беспредельного Шу-Хая» гл. 10 «Отец Вана», стр. 34).
Первый таск. (Работа выполняется в группах. По мере выполнения работы штурман экипажа на карту наносит флажок. Диспетчер отмечает время в путевом листе).
Промежуточный финиш. (Первая встреча Тун-Ли и Великого Вана).
Гл.13 «Встреча с Тун-Ли». (Беседа по вопросам).
Второй таск. Каждый экипаж из своих глав 13, 24, 32 выписывает по три словосочетания, где зависимым является наречие.
Учитель. Прошло 10 лет. Ван возмужал и вернулся в родные места. Что же он видит в районе Шу-Хая? (Выразительное чтение стр. 63 гл. 22 «Возвращение на родину» со слов… «он никак не мог прийти в себя»… «до слов дающие приют и пищу дикому зверю и птицы»).
Промежуточный финиш. Вторая встреча Тун-Ли и Великого Вана. (гл. 24 «Тайга шумит», стр. 68).
Третий таск. Определение функций наречия. (Работа в группах по главам 13, 24, 32 – по экипажам).
Найти в отрывках (1, 2, 3 встречи) и выписать все наречия.
1 встреча | 2встреча | 3встреча |
Впереди сзади хорошо медленно решительно быстро усиленно неожиданно смело навстречу бесстрашно вперёд | Опять снаружи бодро вниз быстро далеко пристально давно жутко неподвижно медленно грузно навсегда | Достаточно здесь опять теперь медленно быстро вслед |
Лингвистическая задача. Найдите наречие, которое повторяется во всех главах и вставьте его в предложения, объясните, что оно может означать?
Замените слово медленно синонимами. Изменится ли смысл предложений или нет? Сделайте вывод. (Чтобы правильно подобрать в предложение наречие, надо знать, что было описано в начале повествования и что будет потом).
Третий экипаж. Пилот.
Можно ли согласиться с высказыванием Паустовского К.Г.? «С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом».
Что станет с текстом, если изъять из него наречия? Зачем они нужны? (Конкретизируют действия или признак, указывают на пространство и место, могут быть средством связи предложений в тексте. Иногда замена синонимом не возможна, т. к. меняется смысл написанного).
Подведение итогов ралли.
Учитель. Обращение к эпиграфам.
Вывод. «Новый человек», пришедший в тайгу, победил природу. Но как? Погубив её.
О чём мечтает автор повести? Н. Байков мечтает о том, что «настанет время», когда люди задумаются над тем, что они делают с природой и когда снова восторжествует гармония в природе. Вот тогда и «пышно расцветёт прекрасный цветок священного лотоса».
Д.З. Ответить на вопрос: «О чём думал Тун-Ли в «ту долгую ночь» у тела Великого Вана»?
Литература:
«Определите тему и главную мысль текста»… Разбираемся с самым непонятным заданием ЕГЭ и ОГЭ по русскому
Алина Косова
Задания на работу с текстом встречаются и на ЕГЭ, и на ОГЭ. Иногда их дают даже на ВПР. После текста ученика обязательно ждет роковая фраза: «Вам нужно определить тему и главную мысль текста». В школе редко уделяют внимание этой теме — учителя считают, что ее должны были проходить еще в начальной школе. Создатели экзамена хотят проверить навыки работы с текстом, а ученики часто в принципе не понимают, что такое тема и главная мысль. В результате — потерянные баллы, слезы и страдания.
Составители считают эти задания очень простыми. На деле определить тему и главную мысль текста не очень сложно, если разобраться, что это такое. В статье я дам вам алгоритм, который позволит превратить это непонятное задание в гарантированные баллы. Поехали!
Чем различаются тема и главная мысль текста?
На экзаменах иногда встречаются публицистические тексты, где сам автор ярко подчёркивает основную идею и открыто высказывает своё мнение по проблеме. Но если мы начнём анализировать ВПР 8 класса или ОГЭ по русскому языку, чаще мы встретим художественные тексты. Никаких риторических вопросов или очевидных ответов! Только персонажи, намёки и выводы, которые делает сам читатель.
Давайте сначала разберёмся с основными понятиями.
Тема текста — это то, о чём говорится в тексте в целом. Бывают тексты о любви, о природе, о взаимоотношении людей, о войне… Но каждый из них будет иметь собственных героев, свою сюжетную линию, свою задумку, основной посыл, который автор хотел вложить в текст и через него донести до нас. Это и есть главная мысль текста.
Также главную мысль часто называют проблемой текста.
Самостоятельно подготовиться к экзаменам непросто. На то, чтобы разобраться со всеми темами, понадобится много времени. Но и это не решит проблему! Например, если вы запомнили какое-то решение из интернета, а оно оказалось неправильным, можно на пустом месте потерять баллы. Если хотите научиться решать все задания, обратите внимание на онлайн-курсы MAXIMUM Education! Эксперты из нашего Департамента исследований и разработок уже проанализировали сотни вариантов экзаменов и подготовили для вас максимально полезные занятия, которые провожу и я 💪🤓
Я помогаю ученикам запомнить самые нудные правила русского языка и учу их писать грамотно и красиво. А еще мы всегда тренируемся на реальных заданиях ЕГЭ и ОГЭ, чтобы на настоящем экзамене было не так страшно. Хотите щелкать задания так же, как мои ученики? Приходите ко мне на пробный урок! Вы узнаете всю структуру ЕГЭ и ОГЭ, разберете сложные задания из первой части, получите полезные рекомендации и увидите, как устроена подготовка к экзаменам в MAXIMUM Education. Все это абсолютно бесплатно!
Как определить тему и главную мысль текста?
Прежде всего нужно внимательно прочитать текст:
Поработаем с примером
«(1) Утром долго не светало. (2)Проснувшись в своей комнате, музыкант-пенсионер услышал пение вьюги за окном. (3)Морозный, жёсткий снег нёсся по переулку и застилал дневной свет. (4)На оконное стекло ещё ночью, во тьме, легли замороженные леса и цветы неизвестной волшебной страны. (5)Старик стал любоваться этой воодушевлённой игрою природы, точно природа тоже томилась по лучшему счастью, подобно человеку и музыке.
(6)В такие дни музыкант сидел дома, и его единственным утешением было смотреть на замороженное оконное стекло, где складывалась и разрушалась в тишине картина заросшей, волшебной страны, населённой, вероятно, одними поющими птицами.
(7)Идти играть на Тверской бульвар сегодня уже не придётся. (8)Сегодня поёт буря, и звуки скрипки будут слишком слабы. (9)Всё же старик под вечер оделся в пальто, обвязал себе голову и шею шалью, накрошил хлеба в карман и вышел наружу. (10)С трудом, задыхаясь от затвердевшего холода и ветра, музыкант пошёл по своему переулку к Тверскому бульвару. (11)Безлюдно скрежетали обледенелые ветви деревьев на бульваре, и сам памятник уныло шелестел от трущегося по нему, летящего снега. (12)Всё равно музыкант оставил на ступени свой хлеб и видел, как он исчез в сумраке бури.
(13)Вечером музыкант сидел дома один; он играл на своей скрипке, но некому было его слушать, и мелодия звучала плохо в пустоте комнаты, она трогала лишь одну-единственную душу скрипача… (14)Он перестал играть. (15)На улице шёл поток урагана, — худо, наверно, теперь воробьям. (16)Старик подошёл к окну и послушал силу бури сквозь замороженное стекло. (17)Неужели седой воробей и сейчас не побоится прилететь к памятнику Пушкину, чтобы поесть хлеба из футляра?»
Чтобы определить тему, мы отвечаем на вопрос: «О чем текст в целом?»
О заботе, о человечности, о милосердии. Ответ можно по-разному сформулировать. Скорее всего, у вас будут варианты, из которых получится выбрать.
Чтобы правильно определить главную мысль текста, нам нужно ответить на несколько вопросов:
Зачем старик пошёл на улицу во время вьюги? Ответ мы находим в последних предложениях.
С наступлением холодов музыкант не мог выходить играть на бульвар, но продолжал думать о птицах, которых подкармливал хлебом.
Забота о птицах, доброе отношение человека к «седому воробью» – вот что находилось в центре внимания автора, когда тот создавал текст.
Главная мысль, которая излагается в конце текста: нужно заботиться о тех, кто без нашей помощи не справится. Хорошие, добрые люди помогают тем, кто в них нуждается, даже если это даётся непросто.
Автор одобряет поступок старого музыканта, а читатель восхищается добротой главного героя. Всё это мы поняли благодаря поэтапному анализу текста, выделению ключевых моментов.
Работа над текстом — занятие не из простых, но именно умение правильно анализировать его содержание позволит вам обходить своих конкурентов на экзамене по русскому языку. Только представьте: все получают по 50-60 баллов, а у вас — под 90! Или вообще все 100? И это возможно!
Главное — распознавать все ловушки, которые для вас расставили составители ЕГЭ. Мы разобрали всего одну, а на экзаменах еще много коварных заданий и запутанных тем. Чтобы справиться и с ними, обязательно изучите наши гайды для ЕГЭ и ОГЭ по русскому — и не забывайте про пробный урок. Удачи в подготовке!