О чем рассказы пришвина для детей

Зайцева Н. В.: Идея всеобъемлющего гуманизма в рассказах Михаила Пришвина для детей

ИДЕЯ ВСЕОБЪЕМЛЮЩЕГО ГУМАНИЗМА

В РАССКАЗАХ МИХАИЛА ПРИШВИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ

Творчество М. М. Пришвина уникально. Как оригинальный художник он занимал особое место среди отечественных детских писателей XX века. Его наследие – это целая художественная энциклопедия, в которой представлен мир живой природы. Голос писателя-природоведа талантливо, ярко, актуально звучит и сегодня. В произведениях Пришвина соединилось все: и научное знание, и поэтическая любовь к родной природе, и жажда постижения ее таинственного и манящего мира.

«Война с Днепром». Тема господства человека над природой характерна для культурной традиции западного общества, в том числе и российского. Отсюда известное выражение, сорвавшееся с уст главного героя произведения И. С. Тургенева: «Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник». Но это не означает, что такой подход к природе правильный. В русской литературе XX века сложилась и совершенно иная традиция отношения к природе. Это идея единства человека и природы. Именно с таких позиций выступает в своем творчестве М. М. Пришвин.

Разговор о мире растений, животных, птиц писатель ведет, оперируя нравственными категориями добра, красоты, духовной чистоты, гуманного совершенства. Идея всеобъемлющего гуманизма, охватывающего не только и не столько суть человеческого мира, но мироздания в целом, ярко, самобытно проявилась в коротких рассказах Пришвина для детей. Писателя часто упрекали в асоциальности, в уходе от злободневных для общества тем. Художнику в упрек ставились его природоведческие произведения, с иронией называли «певцом природы». Но, говоря о природе, Пришвин, как показало время, убеждал общество, что для человека важен не социальный гуманизм, то есть утвержденное миром людей человеколюбие, а гуманизм нравственный, который вне времени, вне человеком установленных законов.

Короткие рассказы Пришвина для детей – это и произведения для взрослых. Писатель простыми словами говорит о самом главном, как человеку остаться человеком.

Глубоко нравственно звучит рассказ «Ребята и утята». Он проникнут философской мыслью о стремительной и властной силе жизни, которая увлекает утят в опасный путь. Но не менее философично звучит финал, когда баловство мальчишек перерастает в осознание важности происходящего. Именно в охватившем героев душевном порыве Пришвин показал всепонимающую суть человека – быть добрым и внимательным к живым существам: «И те же самые шапки, запыленные на дороге при ловле утят, поднялись в воздух; все разом закричали ребята:

– До свидания, утята!» [1, 14].

«Золотой луг». В нем автор в занимательной форме говорит об удивительных открытиях в природе и человеке. Главный герой – внешне не привлекательный, почти без запаха, скромненький, желтенький одуванчик. Единственно, чем интересен всем с детства – возможностью позабавиться, дунуть на отцветший белый шар, так чтобы легкие семечки на своих парашютиках разлетелись далеко-далеко. Но автор делает настоящее открытие, что неинтересный, на первый взгляд, цветок, если за ним понаблюдать, может стать самым интересным, ибо он часть огромного удивительного мира природы, неотделимого от мира человека. «С тех пор, – заключает автор, – одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали» [2, 14].

Полон радости открытий рассказ Пришвина «Лисичкин хлеб». Само название уже интригует, заставляет задуматься. Писатель нацеливает читателя на собственные наблюдения, помогая услышать говор леса, увидеть весь многообразный мир природы.

Рассказы Пришвина о природе познавательны в своей основе. Они дают читателю конкретные знания о жизни леса, животных, птиц. Но не менее важным для писателя были воспитательные цели. Ранее К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой уже отмечали сильное нравственное воздействие природы на человека. М. М. Пришвин продолжает эту традицию. Его моральные уроки неназойливы, они лишены излишнего дидактизма. Носителями нравственности в произведениях художника являются сами герои: ястребы, жаворонки, ежи, утята и т. д. Анимизм – основной художественный прием рассказов Пришвина для детей. Но писатель не очеловечивает обитателей мира природы, они показаны им в их естественном поведении, повадках, «мышлении». Природная душа открывается при общении, столкновении с человеком. Интересен в этом плане рассказ «Наш сад (Рассказ старого садовника)». Время действия «очень давно, ещё в царское время и даже не при последнем царе», но как актуально его звучание в контексте сегодняшней культурной ситуации. В рассказе представлены два взгляда на сад. Один – видение сада художником, которое открывает нечто такое, что заставляет человека становиться мудрее, добрее. Так под воздействием созданных художником картин рассказчик навсегда определяет вектор своего жизненного пути – быть садовником, воплотить картину в жизнь, создать такой «незабываемый сад, без противных старых заборов», в котором «чем дальше, тем становится всё лучше и лучше, и плоды разные умоляют тебя их попробовать…» [1, 7].

Другой взгляд – прагматичный, потребительский. Так смотрит на сад герой, прозвище которого говорит за себя – Проглот. Это злой человек, вор, способный на убийство, чтобы доказать силу своего зла. Его душа, «как кошелек», в который только можно складывать деньги. Душа же художника вмещает и землю, и небо, и сад. Она объемлет все. В народе это называется великодушием, о котором настойчиво и убедительно говорит автор таких удивительных произведений.

человек, общество в целом.

2. Пришвин М. Золотой луг. Рассказы. М., 1988.

Источник

Краткое содержание рассказов Пришвина

Берестяная трубочка

Если люди вырежут небольшой кусочек коры на берёзе, то рядом расположенная часть, начинает сворачиваться в микротрубочку. Высыхая, она ещё плотнее сворачивается. Читать далее

Вася Веселкин

Весной, как только с земли сошёл снег, рассказчик вместе со своей собакой Жулькой отправился в деревню. Она была породистым сеттером и хозяин хотел приучить её охотится на птицу, натаскивая сначала по сельским курам. Читать далее

Выскочка

Собака Вьюшка — главная героиня рассказа «Выскочка», созданного советским писателем Михаилом Михайловичем Пришвиным. Она отлично сторожила дом своих хозяев. Внешний вид имела привлекательный: ушки похожие на рожки, хвостик свернут колечком Читать далее

Голубая стрекоза

Автор участвовал в первой мировой войне. Приехал, как корреспондент. Но, его задействовали помогать с раненными парнями. Вокруг шла война. Снаряды разрывало. Читать далее

Женьшень

Повествование ведется от лица рассказчика, который делится впечатлениями от последствий русско-японской войны. Проживая в Маньчжурии, он стал ее свидетелем. Не выдержав испытаний, вооружившись надежной трехлинейкой Читать далее

Журка

Однажды муж и жена заметили рядом с озером интереснейшего журавля. Жена и муж накормили журавля множеством лягушек, подумали и приняли решение надрезать птице крылья, так и сделали Читать далее

Золотой луг

Летом у нас была одна забава. Мы с другом всегда ходили вместе: он спереди, а я сзади. И вот я назову его имя, он обернётся, и я на него направлю струю воздуха с семенами одуванчика. Читать далее

Изобретатель

Существует версия, что рассказ Пришвина «Изобретатель» был написан про события из жизни самого автора данного произведения. Рассказ предельно ясно дает понять, что с самых первых строк читатель будет сопереживать всем героям. Читать далее

Кладовая солнца

Почти в любом болоте спрятаны сокровища. Все живое, которое растет там, впитывает в себя лучи теплого солнца. Погибая, травинки не гниют, как это бы происходило на земле. Трясина бережно относится к ним Читать далее

Кладовая солнца по главам

Сказка, Михаила Пришвина состоит из двенадцати глав. Читать далее

Курица на столбах

Главные персонажи рассказа – курица по имени Пиковая Дама и ее необычные детки. Началось все с того, что одной семье соседи подарили несколько гусиных яиц. Хозяева подложили их в гнездо черной курицы для высиживания, а та вывела четверых милых гусят Читать далее

Лесная капель

Двое детей в раз осиротели, так как их мать умерла от серьезной болезни, отец же детей погиб на войне Отечественной. Многие люди, в основном соседи, как могли помогали бедным людям, так как дети были поистине очень милыми. Читать далее

Лисичкин хлеб

Лягушонок

Действие рассказа Михаила Пришвина «Лягушонок» происходит в конце зимы. Люди, приехавшие в «домике на колёсах», замечают, как начинает таять снег, и природа оживает. Читать далее

Москва-река

Москва-река – это удивительное произведение одного из лучших русских писателей прошлого – Михаила Пришвина. Читать далее

Моя родина

Моя мама всегда вставала рано. Мне тоже нужно было встать пораньше, чтобы поставить ловушки на птиц. Вдвоем мы пили чай с молоком. Чай был необыкновенным на вкус. Аромат придавало топленое молоко в горшочке Читать далее

Первая охота

Пришвин в своем рассказе повествует нам о небольшом забавном щенке, который впервые пошел на охоту. Щенку наскучило шугать домашних птиц, живущих с ним в одном дворе. Решил наш герой устроить охоту на птиц и животных Читать далее

Пиковая дама

Автор рассказывает занятную историю о гончем псе Трубаче и чёрной наседке, которую все за злобный нрав и пику на голове звали Пиковой Дамой. Читать далее

Синий лапоть

Через большой лес прокладывали шоссе. Вначале была расчищена дорога, необходимая для проезда различных автомобилей и другого транспорта. Читать далее

Таинственный ящик

Утята и ребята

Рассказ излагает в непринужденной повествовательной форме небольшую историю, о том, как дикая уточка пытается позаботиться о своем милом выводке. Стиль изложения – непосредственный, предназначен для самого молодого поколения. Читать далее

Хромка

Охотник плыл на лодке, а за ним следовала утка. Хромка, так звали уточку, была из семейства диких уток, а теперь служила подсадной уткой и помогала охотнику заманивать селезней. Куда охотник, туда и Хромка. Читать далее

Об авторе

Каждому из нас знакомы произведения Пришвина, необычайного творца. Именно на страницах его трудов можно стать наблюдателем многих природных явлений, попутешествовать по лесам и встретить знакомых нам зверей. Пришвин-это выдающийся изобретатель животного царства. Но чтобы понять, как писатель пришел к этой теме в своем творчестве, обратим свое внимание на историю становления его творческого пути.

Родился Михаил Михайлович в 1873 году в купеческой семье. В 7-летнем возрасте он потерял отца, но это не помешало ему учиться. Закончив в 1882 году сельскую школу, он поступает в 1-й класс Елецкой классической гимназии, однако его оставляют на 2-й года из-за того, что он с товарищами совершил побег в Америку.

В 15-летнем возрасте Михаил переехал в Тюмень к своему дяде, где окончил 6 классов реального училища. В 1893 году он поступает в Рижский политехникум. Далее следует работа в марксистских кружках, в результате чего Пришвина арестовывают и отправляют в родной город Елец. С 1900 по 1902 годы он путешествует заграницей. Встреча с В.П. Измалковой оказала большое влияние на его творчество. В 1904 году был создан первый рассказ «Домик в тумане».

Следующий его рассказ «Сашок» публикуется в 1906 году в журнале «Родник». Поездки в Карелию и Норвегию подтолкнули писателя к созданию книги «За волшебным колобком». Но знаменитым писатель стал после выпуска сборника «В краю непуганых птиц». За свою работу он был награжден серебряной медалью и вошел в совет Русского географического общества. Именно после этого Пришвин понял, что будет писать про природу, про то, как отражена душа человека в природных богатствах. Его произведениями зачитывались не только взрослые, но и дети. Поэтому писатель создавал множество работ для детской аудитории. Отдельные рассказы позже были объединены в несколько циклов «Лисичкин хлеб», «Золотой хлеб», «Дедушкин валенок». В 1930-х годах Михаил Михайлович совершает путешествие на Дальний Восток, после чего читатели знакомятся с его новыми произведениями «Жень-шень», «Кащеева цепь и другими.

Паустовский называл Пришвина «певцом русской природы», и не зря, так как только Михаил Михайлович мог так тонко показать красоты окружающего мира.

Источник

Сведения по детской литературе «Михаил Михайлович Пришвин»

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Описание презентации по отдельным слайдам:

Краткие сведения по детской литературе о Михаиле Михайловиче Пришвине

Михаил Михайлович Пришвин 1873-1954 Русский советский писатель, автор произведений о природе, охотничьих рассказов, произведений для детей. Был одним из певцов природы, завещавших детям любить ее, познавать ее тайны, не стремясь что-то в ней ломать и переделывать.

М. М. Пришвин родился 23 января 1873 года в селе Хрущёво Елецкого уезда Орловской губернии, неподалеку от Ельца. Дом, в котором родился М.М. Пришвин.

Бюст М.М. Пришвина в Ельце

Увлекшись фольклором и этнографией, много путешествовал. Впечатлениями от европейского Севера (Олонец, Карелия, Норвегия) продиктованы первые книги Пришвина – путевые записи-очерки «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), которые помогли их автору оказаться в центре литературной жизни. «В краю непуганых птиц» «За волшебным колобком»

Особенности личности таланта Пришвина – оптимизм, вера в человеческие возможности, в добрые начала, естественно заложенные в каждом, поэтичном восприятии мира. Все это способствовало тому, чтобы начать писать для детей. Хрестоматийным детским рассказом стала, например, завершающая глава его книги о художественном творчестве «Журавлиная родина» (1929) – «Ребята и утята»

Пришвин считал, что отделять детскую литературу от взрослой непреодолимой преградой не следует. Он вкладывал в произведения для детей полную меру знаний об окружающей жизни и природе, при этом стремясь к увлекательности и поэтичности изображения. «Открыть в поэзии дверь для знаний и соединить одно с другим» – вот его задача. Детские рассказы Пришвин создавал на протяжении всей своей творческой жизни. Впоследствии они были объедены в несколько циклов: «Золотой луг», «Лисичкин хлеб», «Дедушкин валенок».

Детские его рассказы направлены на то, чтобы раскрыть чудеса обычной жизни, показать необыкновенное в необыкновенном. Писатель верил в исцеляющую, обогащающую тайную силу природы и стремился приобщить к ней своего маленького читателя. В тех рассказах, где действуют и дети, это стремление выражено более открыто, так как там затрагивается моральная проблематика, поведение детей в мире природы.

1 класс Образовательная система «Начальная школа XXI века»: Учебник – хрестоматия «Лисичкин хлеб» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) «Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова»: Литературное чтение «Золотой луг» (Свиридова В.Ю.) «Образовательная система Школа России»: Азбука «Предмайское утро», «Глоток молока» (Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.) Тексты школьных программ:

2 класс «Образовательная система Начальная школа XXI века»: Родная речь «Ребята и утята» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) «Образовательная система Перспективная начальная школа»: Литературное чтение (1 часть) «Осеннее утро» (Чуракова Н.А.) «Образовательная система Начальная школа XXI века»: Литературное чтение «Как поссорились кошка с собакой», «Золотой луг», «Ребята и утята» (Ефросинина Л.А., Оморокова М.И.) «Образовательная система Перспективная начальная школа»: Литературное чтение (2 часть) «Разговор деревьев» (Чуракова Н.А.)

3 класс «Образовательная система Школа России» Родная речь ( 2 часть) «Моя родина» «Выскочка» (Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г) 4 класс «Образовательная система Школа России»: Литературное чтение (2 часть) «Выскочка» (Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А.)

Михаил Михайлович Пришвин сказка – быль «Кладовая солнца» Написана в 1945 году, получила первую премию, одно из лучших произведений литературы для детей.

Главными героями являются осиротевшие в войну дети Митраша и Настя.

Описание Митраши: был моложе сестры на два года. Мальчик был упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», — улыбаясь, называли его между собой учителя в школе. «Мужичок в мешочке», как и Настя, был весь в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как у сест­ры, глядел вверх». трудолюбивый как отец; сильный; задиристый; добрый. Мастерство Митраши Митраша выучился у отца делать деревянную посуду: бочонки, шайки, лохани. он подгоняет дощечки одну к другой, складывает и обдерживает железными или деревянными обручами. Бочонок Шайка Лохань

Описание Насти: Волосы у нее, ни темные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки, только носик один был чистенький и глядел вверх; золотая Курочка; работящая как мать; умная, добрая. Трудолюбие Насти Как и покойная мать, Настя вставала далеко до солнца, по трубе пастуха. С хворостиной в руке выгоняла она своё любимое стадо, растопляла печь, чистила картошку, заправляла обед, хлопотала по хозяйству до ночи.

Трудные испытания Золотой Курочки Благоразумие Насти столкнулось с упрямством Митраши Решила доказать брату свою правду Увлёкшись сбором ягод, забыла и о брате, и о себе На палестинке «передвигает за собой большую корзину, вся мокрая и грязная». Лось не боится её, не видя в ней человека Очнулась, когда увидела шипевшую на пне змею. Ей представилось, будто она вышла из шкуры змеиной. Лось, «узнав в ней человека, прыгнул из осинника». Вспомнила о Митраше Услышала близкий выстрел и закричала. Митраша ответил ей. Настя «вмиг к нему прибежала»

Автор помещает нас в чудесный мир природы, при этом он изо всех сил старается показать родство человека с этим природным миром: «бедные птички и зверушки, как мучились все они, стараясь выговорить какое-то общее всем, единое прекрасное слово! И даже дети, такие простые, как Настя и Митраша, понимали их усилие. Им всем хотелось сказать одно только какое-то слово прекрасное. Видно, как птица поет на сучке, и каждое перышко дрожит у нее от усилия. Но все-таки слова, как мы, они сказать не могут, и им приходится выпевать, выкрикивать, выстукивать.

«Кладовая Солнца» Всё Блудово болото, со всеми своими огромными запасами горючего, торфа, есть кладовая солнца. Горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало своё тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его как наследство другим растениям…Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца как торф достаётся человеку от солнца в наследство.

Самое трудное победить не внешнее зло, а что-то плохое в самом себе, в своей душе, чтобы жить в любви со всеми в мире. Душа каждого – это кладовая добра.

Художественные средства изобразительности Олицетворение: «деревья (сосна и ель) выли и стонали», «боролись», «злой ветер», «впивались сухими сучьями», «насквозь прокололи». Антитеза: «одичавшая собака выла от тоски по человеку», а «Волк от неизбывной злобы к нему»). Сравнение: могучие стволы соснового бора стали как зажженные свечи великого храма природы. Эпитеты: великое солнце, могучие стволы соснового бора, жалкие елочки. Метафора: загорелся огненным цветком, раскинутый лирой хвост. Говорящими названия: Блудово болото, Лежачий камень, Звонкая борина, Косач-токовик.

Таким образом, можно сказать, что Пришвин в своем произведении дает точное описание состояния природы, умеет подметить малейшие движения и состояния и помогают ему в этом различные виды тропов. Язык Пришвина- язык народный, точный и образный в одно и то же время язык, который мог сложиться лишь в тесном общении русского человека с природой, в труде, в великой простоте, мудрости и спокойствии народного характера.

Природа сочувствует, переживает, помогает человеку. У каждого зверька, птицы свои повадки, характер, облик, голос. Пришвин с любовью рисует их, не идеализируя, не сближая со сказочным представлением о каждом из них. Иногда какое-нибудь животное напоминает героев, служит для разъяснения их состояния или черт характера.

М.М. Пришвин открыл миллионам людей русскую природу как мир тончайшей и светлой поэзии, вряд ли он сделал бы это, оставаясь агрономом. Природа требует пристального глаза и напряженной внутренней работы по созданию в душе писателя как бы «второго мира» природы, обогащающего нас мыслями и облагораживающего нас увиденной художником красотой.

«Я, друзья мои, пишу о природе, сам же только о людях и думаю». М.М. Пришвин

Спасибо за внимание!

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Курс повышения квалификации

Скоростное чтение

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Номер материала: ДВ-407490

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Петербургский Политех перевел студентов на дистанционку

Время чтения: 1 минута

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

В Думу внесли законопроект об обязательном образовании для находящихся в СИЗО подростков

Время чтения: 2 минуты

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть фото О чем рассказы пришвина для детей. Смотреть картинку О чем рассказы пришвина для детей. Картинка про О чем рассказы пришвина для детей. Фото О чем рассказы пришвина для детей

Совфед отклонил закон о верифицированных онлайн-платформах и учебниках

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.

Роль произведений М.М. Пришвина в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.

Природа – это всё естественное богатство окружающего мира, которое открывается юному человеку в процессе познания, труда и творчества. Она живёт по своим законам, а человеку важно понять эти законы, так как человек и природа составляют единое целое.

Задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребёнку в полной мере увидеть и понять красоту природы, воспитать в нём высокие нравственные качества, которые необходимы для его последующего развития и формирования как личности, как человека. Рассматривая природу и нравственность как единое целое, у учащихся формируется потребность в общении с природой, в бережном отношении к ней.

Художественная литература о природе глубоко воздействует на чувства детей. Через неё идёт знакомство с окружающим миром, который раскрывает при помощи книги свои тайны, воспитывает нравственные, эстетические и другие качества человека, начинает формировать личность.

Книги являются своеобразной платформой, где сосредоточены знания о природе. На основе этих книг идёт развитие представлений ребёнка о том, какое должно быть отношение к окружающему миру. Познавать мир с помощью природоведческой книги – значит, иметь возможность познакомить ребёнка со многими важными для него аспектами жизни.

В этой работе большую помощь оказывают рассказы писателей, которые в своих текстах учат детей не только видеть красоту природы, но и бережно к ней относиться.

В круг чтения младших школьников по программе «Школа России» включены произведения о природе таких писателей, как В.Бианки, К. Паустовский, Е. Чарушин, В. Берестов, И.Бунин, А.Плещеев, С.Есенин, И.Соколов-Микитов, М Пришвин и др.

Главная тема творчества М.М. Пришвина – человек и природа, их взаимоотношения и взаимовлияние.

В своих произведениях автор служит примером бережного отношения к природе. Его рассказы способны пробудить и развить те лучшие качества человека, которые необходимы в жизни. Читая их, мы расширяем кругозор детей, получаем реальную информацию, в которой могут содержаться события, фактически сходные с ситуациями, которые могут случиться в реальной жизни. Чтобы любить природу, надо ее знать, а чтобы знать, необходимо ее изучать. Необходимо систематически учить детей бережному отношению к природе.

Говоря о Пришвине что, он охотник, следует отметить его же выражение: «После чаю я уходил на охоту за перепёлками, скворцами, кузнечиками, горлицами, бабочками. Ружья тогда у меня не было, да и теперь ружьё в моей охоте не обязательно. Моя охота была и тогда, и теперь – в находках. Нужно было найти в природе такое, чего я ещё не видел, и может быть, и никто ещё в жизни с этим не встречался». Таким образом, Пришвин был охотником за наблюдениями. [ 6 ]

В своих рассказах Пришвин даёт точные реальные образы, каждый образ в его рассказах индивидуален и красочен.

Звери и птицы у Пришвина «шипят, гудят, орут, кукуют, свистят, пищат»; каждый из них по-своему движется. Даже деревья и растения в пришвинских описаниях становятся живыми: одуванчики засыпают по вечерам и просыпаются по утрам («Золотой луг»); точно богатырь, выбивается из-под листьев гриб («Силач»); шепчет лес («Шёпот в лесу»). Писатель не только великолепно знает природу, умеет заметить то, мимо чего люди часто проходят равнодушно, но и обладает умением передать поэзию окружающего мира в описаниях, в сравнениях: «Ель, как дама в концертном платье до самой земли, а вокруг молоденькие ёлочки-голоножки» («Опушка»).

Всю свою жизнь Пришвин хранил в себе ребёнка, смотревшего на прекрасный мир широко открытыми, радостными и удивлёнными глазами. Наверное, именно поэтому рассказы писателя так легко воспринимаются детьми.

Младшим школьникам свойственна подражательность, в силу которой они заимствует образы поведения, легко поддаются внешним влияниям. Они подражают поведению взрослых в природе, их поступкам, отношению к животным, растениям. Своими произведениями М.М. Пришвин воспитывает у детей любовь к природе, формирует бережное отношение к окружающему мир. Его рассказы очень познавательные и добрые, их можно назвать энциклопедией природы, из которой дети могут узнать всё, что их интересует.

Герои рассказов и повестей М. М. Пришвина формируют представления о том, каким должен быть человек и как он должен относиться к окружающему его миру.

Как показывает мой опыт, через литературные произведения можно знакомить детей с явлениями и событиями, выходящими за пределы их личного жизненного опыта. Художественное мастерство писателя способствует тому, что сложные темы становятся доступными.

Для углублённого понимания и активного восприятия прочитанного очень полезны беседы по тексту рассказов. Учитель может задать детям вопросы: Понравился ли вам рассказ? Какой главный герой по характеру? Что понравилось в поступках героя, а что нет? В процессе такой беседы осуществляется элементарный анализ произведения. Беседы можно разделить на вводные – перед чтением произведения, и заключительные – после чтения. Во вводных или предварительных беседах учитель обращается к личному опыту каждого ученика, вызывает в его памяти соответствующие ассоциации. Например, если знакомить детей с рассказом Пришвина “Говорящий грач”, можно помочь детям вспомнить всё что они знают о грачах, задавая вопросы, рассмотреть иллюстрации с изображением птицы. Рассказать детям, что грачи очень полезные и умные и только после этого читать сам рассказ.

В ходе беседы важно использовать наглядные пособия, которые необходимо подобрать в соответствии с содержанием произведения. Беседы о прочитанном позволяют найти отклик детей на произведение. Очень важно побуждать детей высказывать собственное мнение по поводу действий различных персонажей, особенно нравственно-противоположных типов, проявлять отзывчивость, умение пожалеть, посочувствовать, порадоваться, вспомнить свои отрицательные и положительные поступки, что тоже не маловажно, так как осмысление своих действий идёт на более высоком уровне. Эти задачи требуют от учителя кропотливой, систематической работы. Здесь и встают вопросы: как поддерживать и развивать возникающие у детей добрые чувства? Как создать такую ситуацию, в которой они будут активно действовать – помогать, защищать справедливость?

Беседа о прочитанном произведении является важным этапом в формировании представлений об окружающем мире.

В рассказах Пришвина очень много познавательного. Например, в рассказе «Ёж»” дети узнают о повадках зверька, в «Золотом луге» – о том, что одуванчик ложится спать вечером, закрывая свои лепестки, а утром просыпается.

Детям очень интересно узнать, что не только их мама любит и ухаживает за ними, но и у животных тоже существует материнская любовь. Такую материнскую любовь можно увидеть в рассказах «Пиковая Дама» и «Лоси». Оказывается, и у них, как и у нас: родители берегут и защищают детей. Дети у них – такие же беззаботные несмышлёныши: вылезли на берег и давай играть, не обращая внимания на охотника, а наигрались – и к маме, и она их повела… [1; С.142]

Учащиеся с интересом слушают зарисовки о природе, такие как: «Деревья в плену», «Разговор деревьев», «Запоздалый ручей», «Берёзовый сок», «Как распускаются разные деревья», «Река», «Утренняя роса» и «Жаркий час». В зарисовке «Жаркий час» показана удивительная картина самой ранней весны – пробуждение леса. Мы воспринимаем эти слова как привычную уже метафору: лес пробудился, птички запели, подснежники полезли. Пришвин показывает этот процесс совершенно реалистически, буквально: всю зиму деревья пригибались к земле под тяжестью снега, и вот пришёл жаркий час. Это час, когда “снег заметно подтаивает и в полной лесной тишине как будто сама собой шевельнётся еловая веточка и закачается. А как раз под этой ёлкой … спит заяц. В страхе он встаёт и прислушивается: веточка не может сама собой шевельнуться… Зайцу страшно, а тут на глазах его другая, третья ветка шевельнулась и, освобождённая от снега, подпрыгнула… И пошло, и пошло: везде прыгают ветки, вырываясь из снежного плена, весь лес кругом шевелиться, весь лес пошёл. И мечется обезумевший заяц, и встаёт всякий зверь, и птица улетает из леса”. Никогда не приходилось читать такого описания весеннего леса. Действительно, страшно, действительно, «жаркий час». [9; с.13]

Особенно близкой детям является идея единства человека и природы. Так в рассказе “Этажи леса” автор проводит параллель между людьми и животными. Как люди живут в многоэтажках на определённом этаже, так птицы и звери живут на своём этаже. Но если люди без труда могут спустится на другой этаж, поменяв квартиру на другую, то животные этого никак не могут: «Гаечки ничего не могли нам ответить, но, самое главное, не могли понять, что такое случилось, куда делось дерево, куда исчезли их дети… Тогда мы взяли тот большой кусок, в котором находилось гнездо, сломили верх соседней берёзы и поставили на него наш кусок с гнездом как раз на такую высоту, на которой находился разрушенный этаж». Только тогда гаечки нашли своих птенцов. [2; с.88]

Читая произведения Пришвина, у детей формируется понятие о добре и зле. Так, Пришвин в рассказе «Ёж” очень хорошо описал свои взаимоотношения с ёжиком, показал, как с помощью доброго отношения можно приручить дикого зверька: «Так вот и устроился у меня жить ёжик. А сейчас я, как чай пить, непременно его к себе на стол и то молока ему налью в блюдечко – выпьет, то булочку дам – съест». [1; с.102]

В рассказе М. Пришвина «Ребята и утята» рисуется встреча писателя с детьми. Ребята совершили дурной поступок: они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли, что поступали нехорошо, и отпустили утят.

Рассказ учит быть гуманным, добрым, великодушным, воспитывает любовь к природе, бережное отношение к птицам.

При воспроизведении образа детей следует обратить внимание не только на их поведение, но и на внутреннее состояние. В начале рассказа ребята не задумываются над своими поступками и их последствиями: увидев идущих к озеру уточек, они закидывают их шапками, пытаясь поймать. Поэтому при чтении описания ловли утят следует осудить поведение ребят, подчеркнуть, что они поступили нехорошо.

Фразу «Вот тут их увидели ребята и зашвыряли шапками» надо прочитать медленно, после слова ребята» сделать паузу, насторожить слушателей, обратить внимание на то, как поведут себя дети, встретившись с уточками. В словах «и зашвыряли шапками» должно прозвучать неодобрение, чтобы школьники вникли в поступок ребят и осудили их.

Появление писателя должно вызвать у слушателей веру в то, что он сумеет помочь уточкам. Особенно надо выделить слова «с открытым ртом», «перелетывала в разные стороны, в величайшем волнении», чтобы вызвать у учащихся чувство жалости к птице, тревогу за судьбу ее детей.

При чтении абзаца « Они как будто обрадовались моему приказанию», следует обратить внимание слушателей на поведение уточки, которая «бросилась спасать своих сыновей и дочерей», чтобы показать: птицы, как и люди, любят своих детей и тревожатся за них.

Произведения М.Пришвина можно изучать не только на уроках литературного чтения, но и на уроках изобразительного искусства. У Михаила Михайловича Пришвина очень много зарисовок о природе, например, «Деревья в лесу»: Снежная пороша. В лесу очень тихо и так тепло, что только вот не тает. Деревья окружены снегом, ели повесили громадные тяжёлые лапы, берёзы склонились и некоторые даже согнулись макушками до самой земли и стали кружевными арками. Так вот и у деревьев, как у людей: ни одна ёлка не склонится ни под какой тяжестью, разве что сломится, а берёза чуть что – и склоняется. Ель царствует со своей верхней мутовкой, а берёза плачет». Прочитав такую зарисовку на уроках изучения жанра пейзажа, учитель поможет детям живо представить зимний лес и нарисовать чудесные рисунки. И таких зарисовок у Пришвина очень много: «Рябина краснеет», «Первый мороз», «Силач», «Осинкам холодно», «Осень», «Анютины глазки» и многие другие. Эти зарисовки можно использовать в различных беседах с детьми. Например, если беседа об осени, можно использовать зарисовки: «Листопад», «Осенние листики», «Осинкам холодно» и другие.

Писатель так точно и умело описывает то или иное явление, что педагогу ничего и не надо придумывать нового.

По моему опыту очень полезными дополнениями к урокам чтения по произведениям Пришвина оказывают экскурсии и прогулки по настоящему лесу или парку, поскольку именно общение с живой природой помогло закрепить в учениках впечатления от прочитанных произведений. Более того, во время таких прогулок, я беседовала с учениками и задавала им вопросы, помогающие закрепить пройденный материал. Например, кто-то из ребят увидел красивую птичку на дереве. И в разговоре с ребятами о ней можно спросить: «Помните, мы с вами читали рассказы о животных М.Пришвина? Встречалась ли вам в рассказах такая птица? А каких птиц из его рассказов вы помните? Как их сам Пришвин описывал? Похожи они были на нашу птичку или нет? А почему?» Также гуляя по лесу можно спросить: «Ребята, вот мы с вами недавно читали рассказы Пришвина. Действие многих его рассказов связано с лесом, с природой. А как вы думаете, может быть, писатель рассказывал вот про этот лес, по которому мы сейчас гуляем с вами? Как Пришвин описывал свой лес? Давайте найдем в этом лесу что-то похожее».

Благодаря таким вопросам у учеников развиваются память, воображение, удивительное восприятие реальности как чуда и сказки. Дети учатся по-настоящему видеть и слышать природу. При этом происходит интересное, живое общение учителя и учеников, детям не удается заскучать, ведь то, о чем им говорит учитель, на прогулке они могут потрогать своими руками, увидеть и пережить сами. Именно таким образом и закладывается начало формирования жизненного опыта у детей. И для нас особо ценно то, что формирование такого опыта происходит через изучаемые рассказы Пришвина.

Чтобы понять отношение детей к природе, ко всему живому, что нас окружает, перед детьми можно поставить проблемные ситуации, решение которых зависит от их отношения к живой природе.

Дети как бы вы поступили, если бы в лесу встретили мальчика, который разоряет гнездо птицы? Чтобы вы ему сказали? Правильно ли поступает мальчик и почему?

Мальчик Саша принёс в школу красивую бабочку и хвастается своей «добычей» перед ребятами. Как вы думаете можно ли ловить насекомых и почему? Что бы вы сказали Саше?

Дети принесли домой маленького ежика, которого нашли в лесу и решили оставить его жить дома, но мама не разрешила. Как вы думаете почему?

Чем пристальнее вчитываешься в строки книг Пришвина, тем ближе и дороже становятся его герои, мужественные искатели новых путей, зоркие следопыты, люди, обладающие доброй и смелой душой.

Великая любовь Пришвина к природе родилась из его любви к народу и к той земле, на которой он жил и трудился.

Его произведения пронизаны той добротой, которая присуща тем людям, которые живут, общаясь с природой, и являются её неотъемлемой частью.

Рассказы и повести писателя могут эффективно использоваться в воспитании детей. Развивая познавательные интересы детей, мы можем показать всю красоту окружающего мира, дать понять, что человек не может быть охотником – он часть природы, с которой необходимо подружиться и изучить её, научиться бережному отношению к ней.

Таким образом, книги Пришвина играют важную роль в изучении окружающего мира и воспитании нравственно-эстетических качеств младших школьников.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *