О чем расскажет почерк проект
О чем расскажет почерк проект
Исследовательские работы и проекты
Что говорит о человеке почерк?
В процессе работы над исследовательским проектом по психологии на тему Что говорит о человеке почерк автором была поставлена цель дать психологическую характеристику учащихся 10Б класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Подробнее о работе:
Данная исследовательская работа по психологии на тему «Что говорит о человеке почерк» содержит раскрытие теории взаимосвязи почерка и характера человека. В работе описывается типическое и индивидуальное в характере, черты характера, определяется связь почерка и характера путем проведения анализа почерка одноклассников и сопоставления результатов с психологической характеристикой человека.
Оглавление
Введение
1. Графология. Наука о почерке.
1.1. История графологии.
1.2. Современные методы исследования.
1.3. Анализ почерка. Основные принципы.
2. Взаимосвязь почерка и характера человека.
2.1. Типическое и индивидуальное в характере.
2.2. Черты характера.
2.3. Связь почерка и характера.
3. Выявление взаимосвязи характера и почерка подростков.
3.1. Графологический анализ почерка учащихся 10 Б класса.
3.2. Определение характерологических особенностей учащихся 10Б класса.
3.3. Взаимосвязь характера и почерка учащихся 10 Б класса.
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Актуальность исследования. Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер.
А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Цель исследования: дать психологическую характеристику учащихся 10Б класса, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Предмет исследования: взаимосвязь почерка и личностных характеристик человека.
Гипотезой исследования: характер человека можно определить по его почерку.
Методы исследования:наблюдение, опрос, сравнительный анализ.
Исследовательская работа «О чём говорит твой почерк»
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9»
Научное общество учащихся
О чём говорит твой почерк.
Выполнил: Конев Георгий
1. Истоки графологии как науки…………………………………………………5
2. Возможности анализа почерка………………………………………………8
3. Почерк и индивидуальность человека……………………………………….11
4. Исследование черт особенностей характера по почерку человека…………………………………………………………………………16
Список используемой литературы …………………………………………28
Ещё в глубокой древности люди начали обращать внимание на связь между почерком и характером. Почерк – это основа нашей жизни. Мы пишем дома, на работе, в школе, и по качеству почерка судят о нас самих. От почерка зависит многое: и восприятие самого себя, и как нас видят окружающие, и оценки в школе, и самооценка, и характер. А ведь почерк каждого человека абсолютно индивидуален. И хотя на протяжении жизни манера письма меняется, так как изменяются обстоятельства жизни и физическое развитие человека, в почерке, как и в поведении, и в речи раскрывается внутренний мир человека, особенности воспитания, обучения, умственные способности.
Оказывается, существует даже целая наука – графология , которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
Графология (от др. греч. γράφω — «пишу» и λόγος — «учение») — это учение, согласно которому существует устойчивая связь между почерком и индивидуальными особенностями личности.
Данную проблему изучали такие исследователи, как И. Гольдберг, Е.Л. Исаева, Е.И. Рогов, В.Тараненко, И. В. Щеголев и другие.
В настоящее время в развитых странах графологии придается большое значение. Спецслужбы и правоохранительные органы практически всех государств имеют в своем штате специалистов-графологов. Графология входит в программу обучения дипломатов ряда европейских государств. Также многие фирмы пользуются услугами экспертов-графологов, составляющих характеристики на специалистов, принимаемых на работу, а также для оценки некоторых черт конкурентов. Графология с успехом применяется в бизнесе, медицине, спорте, педагогике и в других областях.
Цель нашего исследования: изучить особенности почерка обучающихся 8 класса и составить на их основе характеристики, руководствуясь теорией зависимости почерка от характера человека.
Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи :
проанализировать литературу по проблеме науки о почерке – графологии, выявить основные закономерности анализа почерка;
изучить взаимосвязь почерка с индивидуальными особенностями личности человека;
3. проанализировать почерк учащихся 8 класса и составить по нему психологические портреты обучающихся;
Гипотеза: мы предполагаем, что характер человека можно определить по особенностям его почерка.
Объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в исследовании.
Предмет исследования: влияние личностных особенностей на почерк человека.
Методы исследования: наблюдение, тестирование, обобщение.
Истоки графологии как науки
Никто не рождается с умением писать, у каждого человека этот навык приобретается позднее. На первых порах каждую букву вырисовывают, однако со временем этот процесс становится чисто автоматическим. В процессе письма мы не задумываемся о том, как мы пишем. Наши мысли направлены на то, что мы пишем, так что собственно процессом письма управляет подсознание. Следовательно, вполне естественно, что между почерком и психическим состоянием человека существует определенная зависимость, и каждый штрих в буквах неизбежно несет в себе отпечаток личности автора. (Зуев-Инсаров)
К настоящему времени разносторонне изучена, такая наука как графология , которая изучает законы зависимости между почерком и личностью, характером человека.
По мнению ряда учёных, графология – это наука, которая изучает и оценивает почерк с целью определения особенностей характера, предрасположенностей и склонностей. Другие исследователи говорят о том, что она является интересным и ценным способом, позволяющим понять самого себя и познать природу других людей. Как и в мимике, и в жестах, и в других манерах, в почерке выражается личность: он отражает мысли, чувства и привычки, имеющие место в тот момент, когда пишущий опускает ручку на бумагу.
Изучая происхождение и развитие анализа почерка, писанная история свидетельствует о том, что графология в том виде, в каком мы её знаем сейчас, возникла не более трех столетий назад. В то же время существует много упоминаний об этом предмете во многих древних документах. Так, в письме императора Нерона говорится: «Я боюсь этого человека, потому, что его почерк показывает, что у него – предательская натура». В трудах Конфуция сказано: «Бойтесь человека, почерк которого напоминает движение тростника, колеблемого ветром».
Первая известная в настоящее время книга, специально посвящённая графологии, вышла в свет в 1630 году и была написана итальянским профессором Камилло Бальдо. Его длинное название в переводе гласило «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В своё время книга произвела определенное впечатление на читающую публику, но не более, так как в то время люди считали, что для того чтобы понять характер человека по почерку, необходимо обладать даром ясновидения или интуиции.
Примерно через двести лет к теме почерка вернулись во Франции, когда учёный церковник аббат Фландрэн заинтересовался книгой Бальдо. Аббат решил, что она заслуживает серьезного обсуждения и анализа. Он создал группу, участники которой занялись вопросом и подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий. Участники исследования выработали правила, которые легли в основу современного анализа почерков.
Для того, чтобы окрестить новую науку аббат использовал два греческих слова – «графо» (писать) и «ологи» (наука). Так и родилось имя новой науки – графология.
Ученик Фландрэна аббат Мишон более интенсивно развил графологические исследования и превзошёл своего учителя. В 1872 году он написал книгу «Система графологии». Так впервые было употреблено слово «графология».
С XIX века в различных странах возникли графологические общества. В Европе графология рассматривается с должным вниманием и занимает достойное место в работе психолога и психиатра. Она включена в учебные программы по психологии в университетах многих европейских стран.
В России первой серьезной работой по почерковедческому анализу стала книга Ильи Федоровича Моргенштерна «Психографология», вышедшая в конце XIX в. и переизданная в 1994 г. Наиболее выдающимся русским исследователем в области графологии в XX в. стал Д. М. Зуев-Инсаров. Ему принадлежат такие работы, как «Почерк и личность», «Строение почерка и характер» и другие.
В Соединенных Штатах графология является еще сравнительно юной наукой. Ее основоположниками в этой стране явились Луи Райс и де Уитт Б. Лукас, книги которых по графологии стали первыми публикациями по этому предмету в США. Графологии стали обучать на очных и заочных курсах, а затем включать этот предмет в учебные программы.
Изучение личности с помощью почерка является более естественным и удобным, чем тестирование. Ввиду того, что почерк является статичным предметом анализа, этот материал для исследования превосходит столь неуловимые и трудные для фиксирования мимику, жесты и походку.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что на протяжении многих веков проблема почерка занимала многих ученых и исследователей, некоторые посвятили этой проблеме свою жизнь. Но многое осталось неизведанным, и хочется пожелать исследователям добиваться своих целей. Надеемся, что в будущем приоткроется завеса тайн над проблемой почерка и его анализа.
Возможности анализа почерка
Габриель Тард утверждал: «Зачем мне фотография человека, для меня гораздо важнее клочок исписанной им бумаги, так как в нем выражается преступность, настроение духа и тому подобное».
Как и сам человек, почерк уникален, поэтому его характерные детали говорят об определенных качествах личности. Почерк даёт возможность судить о чувствах, личных пристрастиях, эмоциональном и физическом здоровье, общественном поведении, образе мыслей, способностях и талантах, недостатках характера и навыках общения. Размер букв, наклон, сила нажима, особенности пунктуации и различные петли помогают выявить в каждом человеке индивидуальность с особыми, только ему присущими качествами.
Зигмунд Фрейд писал: «Без сомнения, посредством почерка человек выражает свою индивидуальность». А Бенджамин Дизраэли, премьер-министр Англии, живший в XIX веке говорил: «Почерк автора, как и все произвольные действия человека, имеет сходство с его характером». Многие известные люди тоже придерживались данного мнения: это Альберт Эйнштейн, Эдгар Аллан По, Жорж Санд и другие. В обычной повседневной жизни знание принципов зависимости почерка человека от его характера поможет правильно понять его и найти с ним общий язык.
Но, тем не менее, у анализа почерка существуют пределы возможностей. Нельзя определить принадлежит ли почерк мужчине или женщине, то есть графолог не может отгадать пол писавшего. Почерк не показывает и возраст автора письма, так как письмо раскрывает умственный, а не хронологический возраст. Нельзя узнать по почерку женат мужчина или холост, замужем женщина или одинока, есть ли дети у автора письма, характер работы, род занятий или увлечения, принадлежат ли люди к одной и той же семье, потому что почерки не обладают семейным сходством.
Однако по И.Голдберг, почерк раскрывает не столько внешние, фактические данные, сколько нутро человека. Она описывает «типичные женские» и «типичные мужские», «типичные юные, зрелые и старые» почерка. От обычной, среднестатистической женщины можно ожидать большую округлость и полноту букв, большую степень связанности, меньшее количество острых углов и резких росчерков, форма неупрощенная, возможно с украшениями, «разгонами», глубокими «гирляндами», разброс высоты меньше, почерк выглядит «гармоничнее» или более эстетичен, чаще у женщин – лучшая читабельность.
Мужчины пишут часто мельче или резче женщин, выделяются угловатости, острые штрихи, «палки», упрощенность форм (иногда от букв остается «скелет»), часто плохая читаемость, прямонаклонность почерка.
Почерк может открыть наличие состязательного духа, способность ясно мыслить, четко действовать, проявлять упорство в достижении цели, присутствие финансовой расчетливости, а также других качеств, которые помогают человеку преуспеть. Графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях, его способностях и темпераменте, что позволит ему направить свои действия.
По исследованиям Е.Л Исаевой, несмотря на то что практически все люди учатся писать по прописям и следуют рекомендациям учителя, неизвестно ни одного случая точного копирования данного учебного пособия. Кроме того, в каждом почерке есть своеобразные «добавки», которые иллюстрируют персональные движения руки, а также каждый человек при письме исключает те движения, которые не совсем ему удобны.
Поэтому так важно видеть, насколько почерк отличается от написания букв в прописи. В том случае, если он сильно его напоминает, человек стремится действовать соответственно общепринятым нормам и старается мыслить «как все». И наоборот, люди, далеко отступившие от «правильного» стиля письма, обычно действуют согласно собственным нормам и отличаются независимым образом мыслей. Что касается графологического анализа, в нем важны отклонения от нормы, так как именно они могут сообщить о личности больше всего интересных сведений.
Проанализировав литературу по данному вопросы, мы выявили, что по почерку можно определить оптимист человек или пессимист, щедрый или бережливый; отношение к деньгам, интроверт, экстраверт или амбоверт, есть ли чувство юмора и воображение, скрытый человек или откровенный.
Итак, как уже было сказано, чрезвычайно важно иметь в виду, что анализ почерка не позволяет отгадывать или предсказывать судьбу человека. В том числе и потому, что они в руках человека и зависят лишь от него. Однако графолог может рассказать человеку о его характере, его склонностях и темпераменте, нынешнем или постоянном состоянии, что позволит ему направлять свои действия. Графолог может указать на наличие сильных и слабых сторон испытуемого, а последний может воспользоваться информацией для того, чтобы всемерно укрепить свои достоинства и свести к минимуму свои недостатки.
О чем расскажет почерк проект
Введение
Часто от родителей, от учителей можно слышать, что почерк
может рассказать о многом: по качеству почерка судят о нас самих, дают нам оценку в школе, окружающие. Интересно, в чем же тайна почерка? Чтобы разобраться в этом вопросе, я решила провести свое собственное исследование «О чем может рассказать почерк?»
людям и сделает счастливее нашу жизнь, а так же жизнь близких.
Цель моего исследования:
Сравнить, проанализировать, выявить связь почерка учащихся 4В класса с их характером. Задачи,которые необходимо решить для реализации цели: 1 1.Раскрыть понятие графологии.
2. Изучить основные закономерности графологического анализа;
3. Проанализировать почерк учащихся 4В класса;
4. На основе наблюдений и анкетирования установить процент
достоверности полученных результатов.
Гипотеза: характер человека можно определить по его почерку.
Предмет и объект исследования: почерк одноклассников, участвующих в эксперименте.
Методы исследования: наблюдение, опрос, сравнительный анализ, тест. Оказывается, существует целая наука – графология, которая изучает
Глава 1. Что такое графология?
Она позволяет лучше узнать самого себя и окружающих по особенностям почерка и выявить характер, внутреннее состояние, благополучие или неблагополучие, даже приобретённые способности человека.
1.1 История графологии.
Первая известная книга, посвященная графологии, итальянского профессора Камилло Бальдо, вышла в свет в 1630 году. Книга называлась «Как узнать природу и качества человека, взглянув на букву, которую он написал». В этой книге он записал известные на то время толкования индивидуальных качеств человека по его почерку.
Примерно через 200 лет ученый церковник аббат Фландрен создал группу, участники которой подвергли классификации почерки людей, отличающихся друг от друга по интересам и роду занятий.
1.2 Что позволяет узнать анализ почерка
Рассмотрим, что такое почерк? В словаре русского языка С. И. Ожегова даётся такое толкование этому слову:
1. Манера писать, характер начертания букв в письме.
2. перен. Индивидуальная манера. (Творческий почерк художника)
1.3 Как проводить анализ почерка.
Идеальный образец почерка должен быть на большом листе обычной белой бумаги, не разлинованной и без полей. Для текста лучше не переписывать что–либо из книги или газеты, а предложить человеку написать то, что приходит ему в голову. В этом случае почерк будет более естественным.
Если для образца выбрано письмо, состоящее из нескольких страничек, обращайте внимание на последнюю страницу, так как к концу письма автор уже не прилагает сознательные усилия для того, чтобы красиво выводить буквы. На последней странице почерк максимально естественен.
Анализ общего вида письма.
Сегодня разработана целая система признаков почерка, каждый из которых отражает определенную внутреннюю черту личности. Основными признаками почерка являются:
-размашистость и сила нажима;
-характер написания слов.
Теперь переходим к самому анализу почерка и попытаемся выявить его взаимосвязь с характером человека.
Направленность линии является важным показателем, отражающим отношение человека к жизни:
б) Линия письма направлена вниз – замкнутость, пессимист, плохое настроение;
в) Линия письма прямая – уравновешенный характер, решительный;
г) Плавный волнистый – дипломатичный, гибкий;
д) Строка «скачет» то вверх, то вниз – импульсивный, нетерпеливый.
Размер почерка говорит об общительности человека.
а) Крупный – очень общительные, легко находит общий язык с разными людьми;
б)Средний – спокойные, уверенные в себе люди;
в) Мелкий – застенчивые, замкнутые, бережливые люди.
Форма почерка
Стиль письма
а) Каллиграфический почерк – обязательный, аккуратный, но несамостоятельный;
б) Ровный, правильный почерк – спокойный, уравновешенный человек;
в) Размашистый почерк – активный, любознательный, веселый человек;
г) Неразборчивый – энергичный, нервозный человек;
д) Слитый почерк, когда буквы в слове все связанны между собой – хорошее логическое мышление, стрессоустойчивость.
Сила нажима.
Сильный нажим характерен для уверенных в себе и энергичных людей, обладающих высокой работоспособностью. Легкий нажим чаще всего бывает у крайне чувствительных и романтичных натур. Ответственны, но неторопливы, делают все аккуратно, стараясь не допускать ошибок. Зачастую такой нажим является признаком слабовольности.
Наклон почерка
— почерк прямой, без наклона 90*Так пишет очень уравновешенный человек.
Поля.
Узкие поля говорят о бережливости, а широкие – о щедрости. Если левый край книзу расширяется, то это подчёркивает расточительность, а сужающийся левый край выдаёт человека скупого и жадного.
Характер написания слов:
Слитный почерк, когда все буквы в слове связаны между собой, является признаком хорошего логического мышления. Если же буквы не связаны друг с другом, то это указывает на развитую интуицию.
8. Общая оценка
Каллиграфический почерк характеризует человека как обязательного, аккуратного, но несамостоятельного. Правильный почерк указывает на спокойствие и уравновешенность. Размашистый почерк бывает у людей активных, любознательных, с весёлым нравом. Неразборчивый почерк говорит об энергичности, беззаботности, а также нервозности.
Глава 2. Результаты исследования
В данном разделе я провела аналитическое исследование почерка нескольких людей (Приложение1). Я определила основные признаки их письма, и, на их основании, сделала выводы о характере исследуемых в общих чертах.
Образец почерка № 1. Этот почерк принадлежит моей однокласснице.
Мухатдисовой Ильвины. На первый взгляд видно, что почерк Ильвины ровный, красивый.
1.Сила нажима. Нажим сильный. Ильвина – девочка сильная, усидчивая.
2.Наклон букв. Небольшой наклон вправо. Ильвина – спокойная и уравновешенная.
3.Размер букв. Крупный почерк. Ильвина – общительная девочка.
4.Очертания букв. Буквы закругленные. Ильвина – добрая и отзывчивая.
5.Связанность букв. Почерк слитный. У Ильвины логическое мышление.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Ильвина – бережливая девочка.
Пользуясь системой анализа почерка, я проанализировала почерк учащихся 4В класса, в классе 19 человек и получили следующие результаты. В таблице отражены осбенности почерка у обучающихся.
а) Почерк учащихся 4В класса:
Особенности почерка
Ф.И. учащихся
Количество
Учащихся
Боженко Ю., Генералова М., Кузнецов Е., Шарафутдинова А., Годов Н.
Давлетбаев И., Каюмов Д.
Разборчивый и аккуратный
Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А.
Буквы отделены друг от друга
Муфтахова А., Мухатдисова И., Пургин А., Шарафутдинова А., Боженко Ю., Кузнецов Е., Генералова М., Даминова Д.
Закиев А., Калистратов Е.
Пургин А., Кузнецов Е., Мухатдисова И.Н.
Небольшое расстояние между словами
Давлетбаев И., Генералова М.
Небольшой наклон вправо
Кузнецова М., Каюмов Д.
Сильный наклон вправо
Небольшой наклон влево
Мухатдисова И., Давлетбаев И., Даминова Д., Генералова М., Закиев А.
Пургин А., Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Калистратов Е., Боженко Ю., Киргизов Р., Шарафутдинова А.
Боженко Ю., Муфтахова А., Москаленко Я., Исакова А.
Пробелы на концах строк
Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А.
Беглый и размашистый почерк
Егоров Е., Калистратов Е., Закиев А.
Генералова М., Кузнецова М.
Боженко Ю., Даминова Д., Давлетбаев И., Егоров Е., Закиев А., Калистратов Е., Киргизов Р., Пургин А.
б) Черты характера учащихся 4в класса Во второй таблице указаны черты хар-ра уч-ся
Черты
Характера
Количество
Учащихся
Легко ориентируется в незнакомой обстановке
Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях
Критичный, склонный к проявлению силы
Бодрый, энергичный (оптимист)
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Добрый и отзывчивый
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
Открытые в общении
Соединив сходные черты характера, мы составили характеристику класса. Получилось, что в нашем классе: коммуникабельных, энергичных, уверенных в себе – 58 %, осмотрительных – 42 %, уравновешенных в отношениях – 57 %, стрессовоустойчивых- 42 %, упрямых-32%, отзывчивых-57%. (Приложение2.)
Далее мы решили определить процент достоверности полученных результатов, руководствуясь анкетированием и наблюдением. Учащимся предлагалось записать фамилии одноклассников, обладающих предложенными качествами.
в) Анализ анкеты В таблице отражены черты хар-ра обуч-ся
Черты характера
Ф.И. учащихся
Каюмов Д., Кузнецова М., Пургин А., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М., ХалиуллинаЛ, Пургин А.
Легко ориентируется в незнакомой обстановке
Кузнецов Е., Халиуллина Л., Даминова Д., Шарафутдинова А., Кузнецова М., Москаленко Я., Егоров Е.
Спокойный, ровный в отношениях, уравновешенный
Мухатдисова И., Закиев А., Генералова М., Шарафутдинова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Калистратов Е., Киргизов Р., Даминова Д, Москаленко Я, Исакова А.
Закиев А., Давлетбаев И., Егоров Е., Каюмов Д., Киргизов Р, Годов Н., Кузнецова М.
Киргизов Р., Исакова А., Шарафутдинова А., Мухатдисова И., Кузнецова М., Халиуллина Л., Муфтахова А., Егоров Е.
Критичный, склонный к проявлению силы
Егоров Е., Калистратов Е., Москаленко Я.
Закиев А., Генералова М.,Шарафутдинова А. Калистратов Е. Мухатдисова И., Кузнецова М., Каюмов Д.
Бодрый, энергичный (оптимист)
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Москаленко Я., Каюмов Д., Егоров Е.
Постоянно в угнетённом состоянии (пессимист)
Закиев А., Кузнецова М. Кузнецова М.,
Чувствительная и романтичная натура, мечтатель, неторопливый
Независимый, всегда имеет свою точку зрения
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Москаленко Я., Каюмов Д., Боженко Ю., Киргизов Р.
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И., КаюмовД., Я.,Боженко Ю.
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Давлетбаев И., Калистратов Е., Москаленко Я., Егоров Е., Каюмов Д., Пургин А.
Эмоциональный, общительный, лидер и душа компании
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Москаленко Я., Шарафутдинова А., Ктргизов Р., Егоров Е.
Творческий, талантливый; широкая душа
Исакова А., Халиуллина Л., Муфтахова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Генералова М.
Рациональный и бережливый
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Муфтахова А., Кузнецов Е., Калистратов Е., Мухатдисова И., Даминова Д., Генералова М.
Добрый и отзывчивый
Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., МухатдисовИ.,МоскаленкоЯ, Кузнецова М., Даминова Д.,Боженко Ю. Муфтахова А., Генералова М., Годов Н.
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
Калистратов Е., Каюмов Д., Егоров Е., Давлетбаев И., Кузнецова М.
Открытый в общении
Закиев А., Исакова А., Халиуллина Л., Шарафутдинова А., Кузнецов Е., Мухатдисова И., Боженко Ю., Пургин А., Киргизов Р., ГодовН.
При сопоставлении полученных таблиц выявились следующие совпадения.
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный
Кузнецов Е., Шарафутдинова А. Годов Н.
Разборчивый и аккуратный
Спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях
Исакова А., Москаленко Я., Муфтахова А., Мухатдисова И., Даминова Д., Шарафутдинова А., Генералова М.
Буквы отделены друг от друга
Боженко Ю.Кузнецова М., Киргизов Р., Давлетбаев И.
Закиев А, Шарафутдинова А.,
Критичный, склонный к проявлению силы
Небольшое расстояние между словами
Бодрый, энергичный (оптимист)
Небольшой наклон вправо
Открытый в общении
Каюмов Д., Москаленко Я.,
Сильный наклон вправо
Целеустремлённый и настойчивый, стремится быть первым
Исакова А., Халиуллина Л., Кузнецов Е., Мухатдисова И.,
Упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Кузнецов Е., Егоров Е., Исакова А., Москаленко Я.
Добрый и отзывчивый
Боженко Ю., Муфтахова А., Даминова Д., Москаленко Я., Исакова А, Пургин А.
Эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают
Пробелы на концах строк
Кузнецов Е., Кузнецова М., Исакова А., Закиев А.,
Затем мы решили определить процент совпадения на основе наблюдений и составили следующую таблицу:
г) Характеристика учащихся класса по анализу почерка
Ф.И. учащихся
Черты характера
( по почерку)
Совпадения /по наблюдениям
Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая итворческая..
Коммуникабельный, энергичный, бодрый, эмоциональный, самолюбивый, неуравновешенный, может быть критичным, упрямый, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение
Коммуникабельная, но осторожная, спокойная, самостоятельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым
Спокойный, сдержанный, добрый и отзывчивый, но слабая субординация, отсутствие решительности и инициативы, частая смена настроения, обидчивость,пессимист.
Слабая воля, бодрый, энергичный, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают упрямый.
Коммуникабельная, уравновешенная и ровная в отношениях, добрая и отзывчивая, целеустремлённая, стремится быть первым оптимист.
Спокойный, слабая воля, эгоист, стремится к независимости, не любит, когда ему указывают, общительный.
Коммуникабельная, эмоциональ-ная, энегичная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая и отзывчивая, всегда поддержит в трудную минуту, хорошая стрессоустой-чивость.
Коммуникабельная, добрая, отзывчивая, уравновешенная и ровная в отношениях, собственные интересы ставит выше групповых.
Сдержанная, осторожная, хорошая стрессоустойчивость, слабая воля, постоянно в угнетённом состоянии.
Сдержанный, осмотрительный, добрый, может быть упрямым, Эгоист, не любит, когда ему указывают, пессимист, слабая воля.
Спокойный, уравновешенный, сдержанный, осторожный, ровный в отношениях, слабая воля.
Коммуникабельная, уравновешенная, ровная в отношениях, открытая в общении, добрая, всегда поддержит в трудную минуту.
Коммуникабельная, энергичная, открытая в общении, слабая воля, отзывчивая, независимая, добрая,всегда имеет свою точку зрения
Сдержанный, осмотрительный, спокойный, уравновешенный, ровный в отношениях, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, добрый, всегда поддержит в трудную минуту.
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, отзывчивый, добрый стремится к независимости..
Коммуникабельный, энергичный, эмоциональный, часто анализирует ситуацию и только после принимает решение, целеустремлённый, стремится быть первым
Итак, из числа учащихся в классе определено 78% совпадения характера (на основе наблюдения) и почерка. (Приложение 2).
Заключение
В ходе моего исследования я убедилась, что почерк – отражение нашего внутреннего мира, сущности, особенностей характера, темперамента, отношения к миру и, конечно же, отношения к самому себе. Стоит помнить об этом даже тогда, когда пишите простую записку. Видимо, и впрямь почерк – это своеобразный «слепок» личности. Мое исследование показало, что характер человека действительно влияет на его почерк и наша гипотеза верна. Эта проблема имеет широкое практическое значение как для специалистов (графологов, психологов, учителей и т. д.) так и для обычных людей. Так, знание законов зависимости почерка от характера человека поможет мне:
— лучше узнать моих одноклассников, преподавателей, друзей, родственников;
— обойти «подводные камни» в общении с людьми;
— а также лучше понять свое собственное «Я».
Приложение 1. Анализ почерков
Образец почерка № 2. Этот почерк принадлежит моему однокласснику Годову Николаю. В отличие от почерка Коли, в глаза бросается, что почерк Коли неровный, буквы разного размера, как будто он торопился куда-то.
1.Сила нажима. Нажим неравномерный, местами сильный, местами – слабый. Коля – непоседливый мальчик.
3.Размер букв. Почерк крупный. Коля – общительный мальчик.
4.Очертания букв. Буквы круглые. Коля – добрый и отзывчивый мальчик.
5.Связанность букв. Почерк слитный. У Коли логическое мышление.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие. Коля – бережливый.
Образец почерка № 3. Этот почерк принадлежит моей маме.
1.Сила нажима. Нажим сильный, равномерный. Моя мама – человек с сильной волей.
2.Наклон букв. Буквы слегка наклонены вправо. Мама – спокойная и уравновешенная. 3.Размер букв. Буквы средние, между крупными и мелкими. Мама – общительный человек, но иногда любит побыть наедине с собой. 4.Очертания букв. Буквы закругленные. Мама – добрая и отзывчивая. 5.Связанность букв. Почерк в основном слитный, но местами буквы не связаны друг с другом. Мама обладает логическим мышлением с элементами интуитивного.
6.Поля. На исследуемом образце видно, что поля узкие, но расширяются книзу. Мама – бережливая, но бывает и щедрой.7.Расположение строк на странице. Строки прямые. Мама – спокойная, рассудительная, реально оценивает свои возможности.
Приложение 2.
Список литературы
Инесса Гольдберг Психология почерка. АСТ, 2008
Соломевич В. И. Почерк и характер. Харвест, 2009
4. Белов, Н. В. Современная энциклопедия для мальчиков: учебное пособие / Н. В. Белов. Современный литератор, 1999. – 223 с.