О чем расскажет карта
О чем рассказывает карта
Географические карты содержат в себе огромный научный материал. Если сопоставить различные карты (общегеографические и специальные) одной и той же территории, рассмотреть и изучить их, то можно получить всестороннее и достаточно подробное представление об этой местности.
Таким образом, географические карты являются источником знания. Но настоящим источником знания карта может стать лишь при наличии определенного запаса географических знаний.
Всякий обладающий географическими знаниями и умеющий читать карту, глядя на какой-либо из ее участков, может ясно представить себе изображенную на нем местность, с ее высокими или низкими холмами, с ее долинами, горными или равнинными реками, озерами, городами и селами, железными дорогами.
Рассматривая, например, физическую карту Кавказа, можно по градусной сетке установить, что Кавказ расположен на широте Балканского, Апеннинского и Пиренейского полуостровов, что хотя до жаркого пояса (северного тропика) около 2 тыс. км, но летнее полуденное солнце поднимается на Кавказе довольно высоко над горизонтом и летом здесь должно быть значительно жарче, чем, например, в Москве. Зима на Кавказе также должна быть теплее, чем в Москве.
Кавказ находится на большом расстоянии от океана, но он расположен между значительными водными пространствами Черного и Каспийского морей. Близость этих морей оказывает сильное влияние на характер природы Кавказа.
Географическое положение Кавказа и его рельеф позволяют судить о его климате. Холодные ветры, дующие с северо-востока, севера и северо-запада, задерживаются высокими горами Большого Кавказского хребта. Значит, в Закавказье должно быть тепло. Если теплые влажные ветры дуют с Черного моря, то они встречают препятствие в виде Сурамского хребта. Тот же Сурамский хребет мешает продвижению на запад сухих ветров с востока, направляющихся из Средней Азии. Сопоставляя все эти данные, можно, не читая учебника, заключить, что климат Рионской низменности и всего Черноморского побережья Кавказа, над которыми собираются облака с влагой, занесенной западными ветрами, должен быть очень влажным. Куринская же низменность, подверженная влиянию сухих ветров из Средней Азии, бедна осадками. Значит, климат западной части Закавказья по своему характеру приближается к морскому, а восточной — к континентальному.
Дальнейшее вдумчивое изучение физической карты Кавказа позволит составить общее представление о всей его природе. Еще более подробные сведения о Кавказе можно получить, рассматривая в дополнение к физической карте специальные карты Кавказа (геологические, климатические, политико-административные и другие).
Чтобы хорошо знать природную и хозяйственную обстановку местности, надо иметь хорошую, подробную географическую карту местности.
В нашем советском социалистическом хозяйстве географическая карта имеет очень большое значение. Для практических целей нужны подробные карты рельефа, почв, растительности, климатические и другие.
О чем может рассказать карта
В век информационных технологий навигаторы и интерактивные карты постепенно вымещают обычные печатные. Однако школьников продолжают учить пользоваться ими. Равно как и будущих профессиональных летчиков, моряков,географов, исследователей. Почему так происходит? Чтобы понять это, нужно знать,о чем может рассказать карта.
Масштаб
Изображение из каталога Яндекс.Картинки
Изображение на карте уменьшено в определенных пропорциях.Умея их высчитывать и зная масштаб легко рассчитать расстояние между двумя точками.
Полушария
Изображение из каталога Яндекс.Картинки
В отличии от глобуса, карта позволяет увидеть оба полушария одновременно. Это дает лучшее представление о расположениях географических точек относительно друг друга и расстоянии между ними. Проекция земного шара на плоскость – это отличный способ развить образное и пространственное мышление,ведь ребенок должен уметь представить абстрактное изображение на плоскости в виде объемной картинки.
Специальные изображения
Изображение из каталога Яндекс.Картинки
Школьникам всегда предлагались разные карты для изучения:
На картах обозначаются все важные события и наблюдения:перемещение войск во время войны, наблюдения за погодой. Благодаря картам мыможем увидеть полную картину мира.
Условные обозначения, помогающие читать карту
Чтобы получить нужную информацию, карту нужно уметь ее читать.Все данные размещаются на изображении и имеют собственные обозначения.
Легенда
Изображение из каталога Яндекс.Картинки
Представляет собой дополнительный информационный блок с расшифровкой условных обозначений.
Шкала глубин и высот
Изображение из каталога Яндекс.Картинки
Изменения поверхности обозначают цветами. Например, синие –это водоемы, чем темнее цвет, тем глубже океан. Возвышенности закрашивают желтым цветом, низменности – зеленым. Аналогично, чем выше гора, тем она темнее на изображении. Под картой располагают шкалу, где каждому оттенку ставят в соответствие высоты или глубины.
Координаты
Изображение из каталога Яндекс.Картинки
Помогают ориентироваться в пространстве. Изображение местности размещается на координатной сетке, состоящей из линий параллелей и меридиан. Они показывают широту и долготу объектов.
Зачем людям карты
С помощью схематических изображений пространства человечество находило дорогу на протяжении тысяч лет. Первые карты датируются 25 веком до н.э. Постепенно, шаг за шагом, люди открывали новые земли и в итоге мы имеем подробнейшие изображения земного шара, которые можно изучать с разных точек зрения.
Умение читать картографические данные – это, как минимум, свобода передвижения и независимость от качества связи. Ведь электронные навигаторы не работают там, где нет устойчивого соединения с сетью. Кроме того, умение читать карты помогает увидеть мир во всем его многообразии, оценить разные аспекты человеческой деятельности. Это очень пригодится во взрослой профессиональной жизни.
Именно поэтому обычными бумажными картами должен быть оборудован каждый класс географии. В нашем каталоге вы найдете большой выбор печатных пособий, в том числе географических, предназначенных для школьников с 6 по 10 класс.
Презентация «Что такое карта и как ее читать»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Что такое карта и как ее читать?
Что такое ГЛОБУС? Глобус – уменьшенная модель Земли, на которой изображена её поверхность. Слово «глобус» в переводе с латинского языка означает ШАР. Глобус и географическая карта — одни из самых важных изобретений человека, которые позволяют изобразить земную поверхность.
Северный и южный полюса
От глобуса к карте
Материки и океаны на карте
Что такое географическая карта? КАРТА – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости с помощью условных знаков
Задание: сравните глобус и карту мира
Глобус и Карта Общее Различное Глобус встречаются одни и те же цвета: синий, белый, коричневый, зеленый, желтый. На карте, и на глобусе указаны материки и океаны. На карте и на глобусе мы видим экватор, параллели и меридианы. Также указаны Северный Полюс и Южный Полюс. целый шар Карта две половинки – Западное и Восточное полушария
Определение сторон света С Ю З В СВ ЮВ СЗ ЮЗ
Стороны света С З Ю В
Условные знаки на карте
Как показывать объекты на карте 1.Стоять у карты надо справа. Не закрывая, то, что показываешь на карте. 2.Показывать объекты только указкой. 3.Показывать не надпись, а сам объект. 4.Показывать аккуратно и точно, называя объект.
Населенные пункты Перевальского района
Перевальский район п. Чернухино п.Чернухино
Проверь себя. Озеро Город
Домашнее задание: 1) изучить стр. 90-95; 2) обозначить на контурной карте границу Перевальского района, г. Перевальск, свой населенный пункт, реку.
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Скоростное чтение
Курс повышения квалификации
Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДБ-1083380
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Учителям предлагают 1,5 миллиона рублей за переезд в Златоуст
Время чтения: 1 минута
Поставщики интернета для школ будут работать с российским оборудованием
Время чтения: 1 минута
Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Дума проведет расследование отклонения закона о школьных онлайн-ресурсах
Время чтения: 2 минуты
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Конспект урока по окружающему миру на тему ««О чем рассказала карта»» (3 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Тема: «О чем рассказала карта»
Цели деятельности учителя: формирование первоначальных представлений учащихся о картах, их разнообразии и назначении (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.), начальных умений работы с картой.
-знать отличительные признаки географической карты от глобуса;
— уметь называть условные обозначения, легенду карты;
— уметь показывает на карте полушарий материки, океаны;
— уметь воспроизводит по памяти понятие «географическая карта»;
— уметь называет виды географических карт.
— аргументировано отстаивать свою точку зрения по теме;
— обосновывать необходимость и значимость знаний о географической карте для себя лично и для людей разных профессий;
— активно и заинтересованно включаться в выполнение заданий;
— иметь навыки сотрудничества с взрослыми и сверстниками при работе на уроке.
Тип урока: « открытие» нового знания.
Оборудование: Учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова (УМК «Перспективная начальная школа»); рабочая тетрадь 3 класс, О.Н. Федотова; учебная презентация, раздаточный материал.
I .Этап самоопределения к деятельности
— Здравствуйте, меня зовут Кристина Сергеевна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира. Подготовьте свои рабочие места, подравняйтесь, присаживайтесь.
-На уроке вам нужно внимательно слушать и старательно работать.
Планируют план работы.
К.: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II .Актуализация знаний и мотивация
— Итак, ребята давайте с вами дадим характеристику погоде.
И показать условными знаками на доске.
— А теперь давайте проверим домашнее задание? Как вы внимательно читали.
1. Рассказать об основных формах земной поверхности и как их обозначают.
2. Как на местности определяются формы земной поверхности?
3.Рассказать про две самые крупные равнины и назвать самую высокую гору мира.
— А теперь давайте ответим на несколько тестовых вопросов по теме домашнего задания. Закрыли все учебники.
1. Рассмотри фотографии, определи и подпиши формы земной поверхности Земли, которые ты видишь. ( 3 картинки)
2. Соедини стрелками формы земной поверхности Земли и их названия.
3. Что относится к основным формам земной поверхности?
4.Как называются возвышения на равнинах?
5. Самые высокие горы мира?
Сегодня 17 сентября …
— Горы и равнины, коричневый и оранжевый показывают местоположение гор, а зеленый
— Плоская равнина – это равнина без возвышений и понижений.
Холмистая равнина – равнина с небольшими возвышениями – холмами чередуются с понижениями.
— Одни из самых крупных равнин на территории России – это В-Е и З-С. По слегка холмистой В-Е равнине текут реки Волга, Дон и Днепр. З-С равнина очень плоская, по этой равнине течет река Обь. Гималаи.
П.: осознание и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.
П.: поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач
III .Постановка учебной задачи
Наглядный: учебная презентация
— Итак, ребята, с помощью глобуса мы узнали немало нового о нашей Земле. Прежде всего: какой формы наша Земля; какие объекты природы есть на поверхности Земли, о расположении на Земле океанов, материков, гор и других объектов.
— В чем неудобство пользования моделью Земли?
Все верно. На глобусе нельзя изобразить большое количество географических объектов. А в жизни людям требуется более подробное описание какой-то конкретной местности.
Глобусы довольно громоздки. Ими не совсем удобно пользоваться, а тем более возить с собой. Кроме того, глобус — сильно уменьшенная модель Земли, на нем изображены только самые большие, самые важные объекты.
П.: построение речевого высказывания;
К.: участвуют в учебном диалоге.
IV .Открытие нового знания
— А как вы думаете, с помощью чего удобно рассмотреть более подробно географические объекты, поверхность двух полушарий сразу?
— Верно, с помощью географической карты.
— Как вы думаете, какова тема нашего урока? Какие цели поставим на урок?
-А что такое географическая карта мы с вами узнаем из словарика в конце учебника. Слово «география» означает «землеописание» (от слов «гея» — земля, «графио» — пишу).
— Ребята, где вы могли видеть географические карты?
— Географические карты прочно вошли в жизнь современного человека. Географическими картами пользуются в походах и на экскурсиях.
— Давайте представим что, мы разделили глобус две части по экватору. Затем «распрямили» каждую часть на листе бумаги. На плоскости мы видим два полушария: Северное и Южное. Если линия разреза проходит по меридиану, то земной шар делился на Западное и Восточное полушария.
-А всегда ли карты были такими, как мы сейчас их видим?
— Верно. Карты изменялись по мере освоения человеком пространств Земли. Чем дальше в моря и океаны к неведомым берегам уходили корабли наших предков, чем дальше вглубь неизведанных земель пробирались путешественники, тем точнее становились географические карты. На них появились очертания новых океанов и материков.
— Ребят, сколько материков вы знаете? Кто может их назвать?
— Так, вот раньше ребята, очень долго на географических картах было лишь четыре материка: Евразия, Африка, Северная и Южная Америка. Австралии и Антарктиды на старинных картах не было, потому что эти материки мореплаватели открыли много позднее.
Карта. Узнать что такое карта, виды карт
Зачитывают определение что такое геогр.карта.
телевизор, географический атлас, газеты, журналы, учебники по окружающему миру, экран компьютера.
Нет. Люди их совершенствовали.
Евразия, Африка, Северная и Южная Америка, Австралия и Антарктиды
К. : участвуют в учебном диалоге;
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью;
П.: поиск и выделение необходимой информации в том числе решение рабочих задач
V .Первичное закрепление во внешней речи
Практический: работа с печатной тетрадью
— Теперь откройте рабочую тетрадь на стр.6 № 8. Вам нужно выбрать какой признак соответствует глобусу или карте, и обвести букву правильного ответа. И мы с вами узнаем, какое слово спряталось. Выполняем самостоятельно.
-Какое же слово было спрятано?
-Верно, это было слово отлично.
Выполняют задание в рабочей тетради.
К.: работа в паре, сотрудничество с партнером.
Р.: действие с учетом выделенных учителем ориентиров.
Р.: саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии.
VII .Включение в систему знаний
-Если человек хочет узнать что-то новое о дальних странах, собирается путешествовать, то он должен уметь работать с картой, то есть читать её.
-Вы можешь прочитать название любого географического объекта? Значит ли это, что вы умеете читать карту?
-Конечно, если ты не научился читать, то и не сможешь прочитать карту.
-Чтобы работать с картой, нужно уметь находить географ.объекты, например горы равнины и тд. А также надо уметь составлять описание пути из одной части Земли в другую.
— Карты могут быть разного размера и различного назначения, например учебные, туристические, дорожные, научно-справочные и карты по обхвату территорий: карты мира, материков и океанов, отдельных частей материков и океанов и карты стран и их частей.
— У вас в классе на стене висит физическая карта. Подумайте, а для чего нужна настенная карта?
— Вы все верно сказали. Теперь откройте физическую карту России у себя в учебнике на форзаце. Давайте найдем на карте В-Е равнину. А кто сможет показать на карте у доски?
— Теперь З-С равнину, Уральские горы, город Москва, и город в котором мы с вами живем. Догадались что это за город?
-Итак, с помощью чего подробно можно рассмотреть географические объекты? Назовите, какие вы знаете полушария? По какой карте мы сегодня с вами работали?
Настенная карта большего размера, на ней лучше видны географические объекты, ее целесообразно использовать для коллективной работы в классе, при объяснении учителя, ответах учащихся у классной доски, групповой работе.
Показывают у доски.
Физической карте России
П: построение рассуждения;
К: умение полно и точно выражать мысли; взаимодействовать в группе, вырабатывать общую точку зрения, отстаивать собственную, договариваться.
VIII .Рефлексия деятельности (по продукту)
— А сейчас ребята, давайте, с вами оценим вашу работу на уроке. У кого все получалось, и было легко работать – поднимите 2 руки вверх. У кого получалось, но возникали трудности – поднимите 1 руку вверх. Кому было тяжело на уроке, встаньте. Вы все большие молодцы.
— Урок окончен, до свидания.
Анализируют сою работу на уроке.
Р: анализ собственной работы;
К.: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.
Познакомить с новым видом сказок – бытовой сказкой, на основе
Как создается карта
Карты создаются либо непосредственно в результате топографических съемок местности, либо на основе других карт, т. е. в конечном счете опять-таки в результате съемки.
При первом методе на аэрофотоснимках изображают рельеф горизонталями. Для этого в полевых условиях, т. е. непосредственно на местности, при помощи особых геодезических приборов — мензулы и кипрегеля — определяют высоты важнейших точек поверхности и затем на аэрофотоснимки наносят положение горизонталей.
Аэрофотоснимки, сделанные с движущегося самолета. Если оба снимка рассматривать в стереоскоп, то будет видно рельефное изображение местности
Для сокращения объема трудоемких наземных работ в поле и повышения их качества применяется метод стереотопографической съемки. Он основывается на том, что два соседних аэрофотоснимка, сделанные с движущегося самолета, частично перекрываются один другим, т. е. на каждом из них частично изображается один и тот же участок местности. Поэтому, если такие снимки рассматривать в стереоскоп, то можно увидеть стереоскопическое, т. е. рельефное, изображение снятой местности, или, как говорят, ее стереоскопическую модель. Советские ученые разработали способы определения высоты точек местности по стереоскопической модели и сконструировали для этого специальные приборы. Создание топографических карт этим методом называется стереотопографической съемкой.
Все мелкомасштабные общегеографические и специальные карты создаются на основе других карт, только более крупного масштаба.
О чем рассказывает карта
Географические карты содержат в себе огромный научный материал. Если сопоставить различные карты (общегеографические и специальные) одной и той же территории, рассмотреть и изучить их, то можно получить всестороннее и достаточно подробное представление об этой местности.
Таким образом, географические карты являются источником знания. Но настоящим источником знания карта может стать лишь при наличии определенного запаса географических знаний.
Всякий обладающий географическими знаниями и умеющий читать карту, глядя на какой-либо из ее участков, может ясно представить себе изображенную на нем местность, с ее высокими или низкими холмами, с ее долинами, горными или равнинными реками, озерами, городами и селами, железными дорогами.
Рассматривая, например, физическую карту Кавказа, можно по градусной сетке установить, что Кавказ расположен на широте Балканского, Апеннинского и Пиренейского полуостровов, что хотя до жаркого пояса (северного тропика) около 2 тыс. км, но летнее полуденное солнце поднимается на Кавказе довольно высоко над горизонтом и летом здесь должно быть значительно жарче, чем, например, в Москве. Зима на Кавказе также должна быть теплее, чем в Москве.
Кавказ находится на большом расстоянии от океана, но он расположен между значительными водными пространствами Черного и Каспийского морей. Близость этих морей оказывает сильное влияние на характер природы Кавказа.
Географическое положение Кавказа и его рельеф позволяют судить о его климате. Холодные ветры, дующие с северо-востока, севера и северо-запада, задерживаются высокими горами Большого Кавказского хребта. Значит, в Закавказье должно быть тепло. Если теплые влажные ветры дуют с Черного моря, то они встречают препятствие в виде Сурамского хребта. Тот же Сурамский хребет мешает продвижению на запад сухих ветров с востока, направляющихся из Средней Азии. Сопоставляя все эти данные, можно, не читая учебника, заключить, что климат Рионской низменности и всего Черноморского побережья Кавказа, над которыми собираются облака с влагой, занесенной западными ветрами, должен быть очень влажным. Куринская же низменность, подверженная влиянию сухих ветров из Средней Азии, бедна осадками. Значит, климат западной части Закавказья по своему характеру приближается к морскому, а восточной — к континентальному.
Дальнейшее вдумчивое изучение физической карты Кавказа позволит составить общее представление о всей его природе. Еще более подробные сведения о Кавказе можно получить, рассматривая в дополнение к физической карте специальные карты Кавказа (геологические, климатические, политико-административные и другие).
Чтобы хорошо знать природную и хозяйственную обстановку местности, надо иметь хорошую, подробную географическую карту местности.
В нашем советском социалистическом хозяйстве географическая карта имеет очень большое значение. Для практических целей нужны подробные карты рельефа, почв, растительности, климатические и другие.
Аэрофотосъемка — фотографирование местности с самолета для составления по фотографиям планов и карт.
Дешифрование аэрофотоснимков — один из методов изучения местности по её изображению, полученному посредством аэрофотосъёмки. Заключается в нахождении и идентификации сфотографированных объектов, установлении их физических характеристик, а также фиксировании результатов на картах и в документах.
Мензула и кипрегель — Мензулой (лат. Mensula — столик) называют закрепленный на штативе планшет, образующий столик для работы — съемки. Кипрегель (от нем. Kippregel, от нем. kippen — опрокидывать(ся) и нем. Regel — линейка) является прибором углоначертательным. Он служит для визирования с точки стояния на объекты местности, подлежащие съемке.
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.